Договор поручения в рамках 44-ФЗ

Признаки мошенничества в закупках по 223‑ФЗ

Договор поручения в рамках 44-ФЗ

Когда 223-ФЗ только вступил в силу, поставщики не знали, как и в каких случаях подавать жалобы в ФАС, и закрывали глаза на незаконные действия заказчика. В отличие от ст. 105 Закона № 44-ФЗ, в 223-ФЗ не прописывается, как формулировать жалобу и на что жаловаться. Нужно пользоваться алгоритмом подачи жалобы из антимонопольного Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Полезно изучить уже осуществленные закупки в ЕИС: как проводилась закупка, какая поступила жалоба, какое решение было принято ФАС, было ли арбитражное рассмотрение дела.

Типичные нарушения по 223-ФЗ

  • План закупок не размещается на сайте zakupki.gov или размещается не вовремя

Например, заказчик может в один и тот же день разместить план и провести закупку, и поставщики не успеют с ней ознакомиться.

  • Многочисленны случаи закупки у единственного поставщика с нарушением закона

Многие заказчики в своем положении о закупках разрешили себе проводить огромное количество закупок у единственного поставщика. В особенности это касается отраслевых корпораций, которые проводят закупки на сотни миллионов рублей у единственного поставщика.

  • Не всегда проводится расчет и обоснование начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК)

В закупках по 44-ФЗ обязательно нужно рассчитывать и обосновывать НМЦК (Приказ Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567). 223-ФЗ не обязывает это делать, и некоторые заказчики ставят начальную цену в 2-3 раза выше рыночной.

  • Нарушения комиссии по закупкам при определении победителя, незаконный отказ в допуске к участию и необоснованное отклонение заявок

Комиссия либо допускает заявку, которую требуется отклонить, либо отклоняет верную заявку, которую отклонять не нужно. Это очень распространенное нарушение в рамках 223-ФЗ. Здесь случаются «несостоявшиеся заявки», когда заявки всех участников, кроме одного, отклоняются, он допускается до торгов и с ним по максимальной цене заключается договор.

  • Ограничение конкуренции в конкурсных документах

Могут запрашиваться дополнительные документы и лицензии. ФАС считает это нарушением.

  • Заказчик устанавливает нереалистичные сроки выполнения работ или поставки товара

Заказчик может указать срок в два дня для поставки товара из Европы или попросить выполнить за 20 дней работу, которую возможно выполнить только за 180 дней. Здесь ФАС также часто встает на сторону поставщиков.

  • Ассортимент поставляемых товаров расширяется, и цена договора увеличивается
  • Заказчик не налагает штраф и не расторгает контракт даже в случае необходимости

В закупке указываются нереалистичные сроки с обязательным условием о расторжении контракта, честные компании не участвуют в закупке. Компания-победитель нарушает условия, но заказчик не соблюдает условия договора — не расторгает контракт и не налагает штраф.

Закупка без тендера

Большое количество закупок по 223-ФЗ проводится у единственного поставщика. Для этого в ЕИС в положении о закупках многих заказчиков может использоваться формулировка «приглашение к сотрудничеству».

Прокуратура в арбитражном суде часто признает такую закупку недействительной, а договор ничтожным — деньги возвращаются заказчику, товар — поставщику.

Также заказчик, чтобы уйти от процедуры определения поставщика, может передать свои функции предприятиям, которые не попадают ни под 44-ФЗ, ни под 223-ФЗ.

Например, автономным некоммерческим организациям (АНО) часто функции заказчика и деньги передают муниципалитеты или федеральные заказчики. АНО регулируются только Гражданским кодексом, в котором уточняется, что закупки должны проводиться на конкурсной основе, но не регулируются сроки или протоколы. Именно поэтому АНО могут проводить закупки как захотят.

Закупка у аффилированных лиц

На сайте Генпрокуратуры есть множество примеров того, когда госзаказчик проводит процедуру и заключает договор с учреждением, в котором директор организации заказчика — ближайший родственник заказчика. Это нарушает 135-ФЗ, чаще всего договор признается ничтожным, поставщик возвращает деньги, а заказчик — товар.

Примеры таких нарушений:

  • Межрайонная прокуратора в Ярославской области обнаружила конфликт интересов при определении поставщика и заключении договора между матерью и сыном.
  • Прокурор в Челябинской области обнаружил договор на поставку продуктов питания между двумя братьями и их отцом.

Мошенничество с НМЦК

В 223-ФЗ нет четкого алгоритма установления начальной цены контракта, в отличие от 44-ФЗ (Приказ Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567 указывает, как формировать НМЦК).

Заказчик может указать цену намного ниже рыночной стоимости оборудования, добросовестные поставщики не будут участвовать в закупке, и заказчик сможет подписать контракт с нужным ему поставщиком.

В соответствии с положением о закупке, заказчик может увеличить стоимость договора или количество товара на 30 %. Так поставщик с помощью ухищрений заказчика может получить нужную ему очень низкую или очень высокую цену.

Необоснованное увеличение цены заключенного договора

Заказчик в положении о закупке увеличивает сумму договора на 10-30 %, но не увеличивает количество товара. Либо он может увеличить количество другого товара — не того товара, который был указан в описании закупки.

Это нарушение конкуренции и неравные условия для всех участников закупки, потому что только одна компания владеет нужной информацией. Если бы другой поставщик знал, что с ним заказчик увеличит договор на 30 % и попросит дополнительно поставить другой товар, он бы тоже мог согласиться на эти условия.

Хищение средств при невыполненных работах

Чаще всего деньги похищают, когда оплачиваются товар или услуга, которые не были поставлены/выполнены, хотя должностные лица оформили акты выполненных работ.

На основании подписанной накладной или акта выполненных работ происходит оплата. Поставщик может задержать товар и попросить подписать документы и оплатить его, чтобы не накладывались штрафные санкции. После подписания актов или накладных товар могут вообще не поставить/работы могут не выполняться.

Ремонт несуществующих объектов

Руководитель предприятия закладывает в бюджет ремонт несуществующего объекта. Он есть в документах у заказчика, но на самом деле его снесли или его никогда не существовало.

Например, в одной из республик директор хозяйственно-транспортного комплекса утвердил план ремонтно-строительных работ, заложил в бюджет расходы и заключил контракт на реконструкцию несуществующего гостевого дома на сумму более 13 млн руб. В отношении директора было возбуждено уголовное дело.

Противостояние между заказчиком и поставщиком не должно выходить за рамки Уголовного кодекса. За нарушение 223-ФЗ и 135-ФЗ нарушители могут столкнуться со штрафами.

Пример: заказчик совершил закупку у аффилированного лица и сказал, что не сможет выплатить административный штраф в 50 000 руб., потому что у него низкие доходы и он не знал об этом законе. Но незнание закона не освобождает от ответственности.

Мошенничество на электронных площадках по 223-ФЗ

Подозрительно, когда участник электронного аукциона на ЭТП не может:

  • пройти аккредитацию;
  • подать предложение о цене контракта;
  • войти в закрытую часть ЭТП;
  • подать заявку на участие в электронном аукционе;
  • опубликовать и направить необходимые документы;
  • подать запрос на разъяснение положений документации.

Если в рамках 44-ФЗ закупки ведутся только на восьми площадках и их работа довольно прозрачна, то в рамках 223-ФЗ площадок намного больше, и участники часто сталкиваются с мошенничеством.

Полезно регистрировать все свои действия на электронных площадках, чтобы упростить подачу жалобы и доказать свою правоту. Так ФАС проще рассмотреть дело.

Наиболее частые случаи мошенничества на электронных площадках:

  • площадки за высокую цену выдают ключи к электронной площадке;
  • участник получил ключ, но не может пройти аккредитацию;
  • в тот момент, когда нужно подать предложение, кнопка подачи предложений неактивна;
  • победитель закупки не может войти в личный кабинет и подписать контракт;
  • поставщик не может прикрепить документы и подать заявку;
  • площадка не позволяет запрашивать разъяснение положений документации, когда заказчик вывешивает ТЗ с нечеткими фотографиями/непонятными шрифтами;
  • договор не прикрепляется либо прикрепляется, но позже заказчик говорит, что не получил договор;
  • кнопка входа в личный кабинет неактивна;
  • деньги не поступают на виртуальный счет либо поступают позже и не в том объеме;
  • все документы прикреплены, но позже заказчик говорит, что какого-то документа не хватает;
  • во время электронного аукциона поставщик подает ценовое предложение в 100 руб., а отображается 120 руб.;
  • победителю приходит протокол, но на следующий день он отменяется.

Обучение и экспертная поддержка в сфере закупок. Повышайте квалификацию и получайте ответы экспертов.

Узнать больше

Вызывают вопросы такие признаки, как изменение любых данных, документов и сведений на электронной площадке, а также ситуации, когда заказчики, оператор электронной площадки или участники аукциона не направляют документы и сведения, предусмотренные законом.

Блокирование участников электронных аукционов программно-аппаратными средствами электронной площадки

В том числе не исключено отключение определенного функционала для участника электронного аукциона электронной площадкой. Это означает, что поставщик не может подписать контракт или подать предложение. Например, поставщик победил в аукционе, заказчик отправил договор с неправильной ценой или спецификацией, но поставщик не может подать протокол разногласий.

Некорректное ведение счетов участников электронного аукциона

Здесь возможны в том числе открытие счета, блокировка средств, зачисление средств на счет. В рамках 44-ФЗ деньги поступают на площадку в тот же день или на следующий, на некоторых площадках, работающих по 223-ФЗ, могут не поступить к моменту подачи заявок.

Некорректная информация на электронной площадке

Такие признаки можно распознать в ситуации, когда:

  • происходит некорректное отображение подачи предложения;
  • обозначено несвоевременное начало и окончание электронного аукциона (в документах указано, что он проводится в определенное время, а на самом деле — на час раньше; площадки могут ссылаться на разницу в часовых поясах);
  • опубликован некорректный протокол;
  • представлены документы и сведения с нарушением сроков, предусмотренных законодательством РФ (положение о закупке предполагает, что протокол нужно вывешивать в течение 3-х дней после проведения закупки, но иногда эту «операцию» затягивают на несколько месяцев. На такое поведение можно сразу жаловаться в ФАС).

Участник не может подключиться к электронной площадке

Подозрительно, когда все участники, кроме одного, не могут подключиться к электронной площадке в тот момент, когда начался аукцион. Неудивительно, что тот единственный участник подает ценовое предложение и становится победителем.

В каких случаях можно столкнуться с мошенничеством?

Статус бюджетных компаний проверяют тщательнее. Компании, которые размещают закупки по 44-ФЗ, получают электронную подпись в Федеральном казначействе, регистрируются как заказчики на ЕИС и размещают положение о закупках.

Поставщиков могут обмануть компании, которые организуют коммерческие торги или закупки по 223-ФЗ.

Как действуют мошенники:

  • Регистрируются как заказчик по 223-ФЗ на ЕИС и публикуют положение о закупках.
  • Объявляют одну или несколько закупок на крупные суммы и устанавливают максимально высокое обеспечение заявки.
  • Исчезают, как только поставщики переводят деньги на счет.

Что делать, если вас обманули?

Если заказчик не выходит на связь, нужно обратиться в ФАС. Они рассмотрят жалобу и вынесут решение в течение 7 рабочих дней.

Как вычислить мошенника:

  1. Найти информацию о заказчике в ЕИС.
  2. Проверить жалобы в ФАС от других участников.
  3. Расспросить поставщиков, которые раньше работали с этим мошенником.
  4. Проверить, есть ли арбитражные дела по этой организации.
  5. Проверить все торги, в которых компания участвовала как заказчик и поставщик.
  6. Проверить черный список заказчиков-мошенников.

Все это можно сделать с помощью программы Контур.Фокус. Рассмотрим на примере, какую информацию можно узнать с помощью инструментария программы о фирмах-мошенниках. 

Например, берем компанию «Водоочистные сооружения № 3». Благодаря Контур.Фокусу узнаем, что:

  • организация зарегистрирована 2 августа 2016 года, но уже в ноябре объявила 12 закупок на общую сумму в 13 млн руб.;
  • компания была исключена из ЕГРЮЛ в одностороннем порядке; 
  • у компании стоит отметка налоговой о недостоверности сведений (черная метка ФНС);
  • компания не вернула поставщикам обеспечение заявки в 5 % от НМЦК. 

Источник: https://kontur.ru/articles/5617

Договор поручения и стороны в нем

Договор поручения в рамках 44-ФЗ

ДОГОВОР ПОРУЧЕНИЯ И СТОРОНЫ В НЕМ

М.И. БРАГИНСКИЙ

М.И. Брагинский, главный научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

“По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия” (ст. 971 ГК РФ).

Приведенное выше легальное определение данного договора, с учетом отдельных из включенных в одноименную главу других статей, позволяет выделить ряд конституирующих его признаков.

Во-первых, договор поручения призван опосредствовать особый вид услуг, выражающихся в юридических действиях граждан и юридических лиц.

Во-вторых, юридические действия, о которых идет речь, совершаются не только за счет, но и от имени доверителя.

Следует особо подчеркнуть значение содержащегося в статье 971 ГК РФ указания, служащего разъяснением легального определения договора: “Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя”.

Приведенное позволяет сделать вывод о том, что носителем соответствующих прав и обязанностей поверенный не становится и по этой причине ему нечего переуступать доверителю. Указанное обстоятельство имеет решающее значение при установлении самой сущности того, что именуется прямым представительством.

В-третьих, основанием возникновения прав и обязанностей у доверителя по отношению к третьему лицу служит не договор поручения как таковой, а сделка, которую заключает поверенный от имени доверителя.

Из приведенного, в частности, следует, что последствия фактических действий поверенного, если иное не указано в договоре (в виде принятого на себя обязательства доверителя), лежат на самом поверенном.

Разумеется, это не распространяется на совершенный поверенным деликт, за который он во всех случаях сам же и должен нести ответственность.

В-четвертых, поскольку договор поручения представляет собой правовую форму внутренних отношений доверителя с поверенным, сам по себе этот договор не может иметь значения для тех отношений, которые складываются между доверителем и третьим лицом.

Основанием для этих последних служат полномочия, которыми наделяет поверенного доверитель. И выражаются эти полномочия по общему правилу в особом документе – доверенности.

Таким образом, договор поручения, возлагающий на поверенного совершение определенных действий, и наделение полномочиями на их совершение относятся к разным сферам: первая – внутренняя, а вторая – внешняя.

В-пятых, то обстоятельство, что легальное определение поручения предполагает включение в договор указания на “определенные юридические действия”, совершение которых возлагается на представителя, имеет значение лишь для установления границ прав и обязанностей поверенного по отношению к доверителю.

В-шестых, при расхождении между доверенностью и договором поручения в отношениях между поверенным и доверителем безусловным приоритетом пользуется договор поручения, а между поверенным и третьим лицом – доверенность. И это даже при том, что ГК РФ не имеет нормы, содержащей прямой ответ на поставленный вопрос, подобной той, которую включила в свое время одна из статей проекта Гражданского уложения России .

——————————–

Имеется в виду ст. 582 проекта (последняя его редакция 1913 года): “Действия, совершенные поверенным на основании и в пределах доверенности, обязательны для доверителя, хотя бы поверенный отступил от данных доверителем ограничительных указаний, если указания эти не содержатся в самой доверенности и остались неизвестны третьему лицу”.

В договоре поручения, таким образом, сторонами являются поверенный и доверитель – тот, на ком лежит обязанность совершить соответствующие юридические действия, и тот, от имени и за счет которого эти действия совершаются.

В роли каждой из сторон могут выступать как граждане, так и юридические лица.

Применительно к юридическим лицам определенная проблема возникает, в частности, в связи с установлением правового режима участия в обороте их представительств и филиалов. Выполняя вне места нахождения юридического лица его функции – одну (представительство) либо все или их часть (филиалы), – те и другие не признаются субъектами гражданского права.

Следовательно, они не могут участвовать в гражданском обороте от собственного имени, в том числе и на основе договора поручения. Филиалы и представительства можно было бы приравнять к органам юридического лица. Но это, помимо прочего, исключило бы использование выражающей в определенной мере их сущность имущественной обособленности, хотя бы и относительной.

И тогда была найдена – после довольно долгих поисков с предоставлением им на определенных этапах отдельных присущих юридическому лицу прав – включенная в статью 55 ГК РФ модель филиалов (представительств). Разъясняя ее суть, Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 01.07.

96 N 6/8 обратили внимание на необходимость “иметь в виду, что

соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала.

При разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала (представительства) от имени филиала и без ссылки на то, что он заключен от имени юридического лица и по его доверенности, следует выяснять, имелись ли у руководителя филиала (представительства) на момент подписания договора соответствующие полномочия, выраженные в положении о филиале и доверенности. Сделки, совершенные руководителем филиала (представительства) при наличии таких полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица” . При применении этих указаний следует, очевидно, учитывать, что положение о филиале (представительстве), подобно договору поручения, определяет внутренние отношения между юридическим лицом и представляющим его руководителем филиала (представительства). Что же касается внешних отношений, то они устанавливаются доверенностью, независимо от того, что записано в положении. По этой причине, в частности, полномочия руководителя филиала (представительства), определенные в доверенности, не могут быть оспорены ссылкой на положение.

——————————–

См.: Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950. С. 359 и др.

Вестник ВАС РФ. 1996. N 9. С. 10.

Непременные условия для выступления граждан и юридических лиц в договоре поручения в качестве доверителя и соответственно поверенного могут не совпадать.

Прежде всего речь идет о доверителе – стороне, которая приобретает права и обязанности действиями поверенного. Поскольку возможность приобретения конкретных прав и обязанностей определяется правоспособностью субъекта, из этого следует, что совершенная поверенным сделка с третьими лицами должна соответствовать гражданской правоспособности доверителя.

Применительно к юридическим лицам вопрос об этом имеет особое значение главным образом в случаях, когда сделка, которую поручено совершить поверенному, может заключаться только определенным лицом: непременно предпринимателем, непременно тем, кто получил лицензию на осуществление соответствующей деятельности, кто прошел в установленном порядке регистрацию и др. Для отдельных видов юридических лиц имеет значение соответствие заключенной сделки целям их создания (п. 1 ст. 49 ГК РФ). Можно также указать на случаи, когда совершаемая сделка подпадает под действие предусмотренных федеральными законами специальных изъятий для иностранцев . Иного решения не могло бы быть, ибо в противном случае любую меру законодателя, сводящуюся к ограничению правоспособности юридического лица или гражданина, было бы легко обойти, обратившись к услугам поверенного, на которого такое ограничение не распространяется. Поэтому, когда Указом Президента Российской Федерации был установлен специальный, разрешительный режим для приобретения акций РАО “Газпром” , соответствующее правило действовало по отношению именно к доверителям. По этой причине должен считаться ничтожным договор купли – продажи указанных акций, заключенный от имени доверителя – иностранца, не получившего необходимого разрешения. При этом то обстоятельство, что поверенным являлась российская фирма, на которую указанное ограничение не распространяется, никакого значения не имеет.

——————————–

В соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ “правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом”.

Закон “Об иностранных инвестициях” (СЗ РФ. 1999. N 28. Ст.

3493) допускает установление федеральными законами изъятий ограничительного характера для иностранных инвесторов, однако с оговоркой, что такие изъятия возможны только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Указом от 28.05.97 “О порядке обращения акций Российского акционерного общества “Газпром” на период закрепления в федеральной собственности акций Российского акционерного общества “Газпром” (СЗ РФ. 1997. N 22. Ст.

2569) предусмотрено: “Со дня вступления в силу настоящего Указа приобретение акций РАО “Газпром”, ценных бумаг и иных финансовых инструментов, базисным активом которых являются акции РАО “Газпром”, на фондовом рынке Российской Федерации иностранными участниками – резидентами и нерезидентами осуществляется по разрешениям Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, выдаваемым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации”.

Теперь о дееспособности. Во всех тех случаях, когда в роли доверителя выступает юридическое лицо, оно, как это имеет место применительно к любому другому договору, заключая договор поручения, действует через свои органы либо через представителей, либо – в случае, предусмотренном статьей 53 ГК РФ, – через своих участников.

Что же касается граждан, то применительно к ним Б.С. Антимонов счел необходимым подчеркнуть возможность выступления в качестве доверителя только дееспособного лица . Эта точка зрения впоследствии получила широкое распространение .

——————————–

См.: Антимонов Б.С. Отдельные виды обязательств. М.: Госюриздат, 1954. С. 289.

Она содержалась, в частности, в учебниках: Советское гражданское право. Т. 2 / Под ред. В.А. Рясенцева. М., 1976. С. 304; Советское гражданское право. Т. 2 / Под ред. А.А. Пушкина, В.Ф. Маслова. Киев, 1978. С. 315; Советское гражданское право. Т. II / Под ред. В.П. Грибанова, С. М. Корнеева. М., 1980. С. 355, и др.

Между тем, на наш взгляд, все же нет особых оснований к тому, чтобы в случаях, когда речь идет о доверителе, отступать от общего понимания сути и значения дееспособности физического лица.

Имеется в виду, что отсутствие дееспособности, в отличие от ограничений правоспособности, не препятствует тому, чтобы такое лицо стало участником гражданского правоотношения.

Все ограничения дееспособности физических лиц, которые установил законодатель, относятся лишь к возможности собственными действиями осуществлять свою правоспособность.

Соответственно, в случаях, при которых в отношении лишенных дееспособности физических лиц установлено законное представительство, в заключенном действиями последнего договоре стороной становится не он непосредственно, а недееспособное лицо, им представляемое.

Именно оно занимает положение продавца, покупателя, арендатора и т.п.

И если, например, статья 37 Федерального закона “Об исполнительном производстве” наделяет законного представителя правом поручить участие в соответствующей стадии “другому лицу, выбранному им в качестве представителя”, то стороной в исполнительном производстве – взыскателем был и остался сам недееспособный. Таким образом, применительно к договору поручения нет, полагаем, оснований для вывода о том, что в виде исключения в этом договоре на стороне доверителя недееспособному нет места .

——————————–

Источник: http://jcvip.ru/dogovor_porucheniya_i_storony_v_nem

Агенты, посредники и их место в системе госзакупок (Шибанов Н.А.)

Договор поручения в рамках 44-ФЗ

Дата размещения статьи: 30.03.2017

Сумма около 6,6 трлн. рублей , которая была затрачена на закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в 2015 году, может привлечь внимание многих участников закупки. Среди них немало тех, кто имеет в своем активе лишь знания, опыт и желание рискнуть.

Каковы шансы на успех агентов, посредников и иных аналогичных лиц в системе госзакупок? Попробуем обобщить опыт.——————————–

Доклад Минэкономразвития России о результатах мониторинга применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г.

N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” в 2015 году.

Посредники – кто они? 

Прежде всего необходимо разобраться, ситуации с участием каких именно лиц нас интересуют. Как известно, современным российским гражданским законодательством предусмотрено три вида посреднических договоров: договор поручения (глава 49 ГК РФ), договор комиссии (глава 51 ГК РФ) и агентский договор (глава 52 ГК РФ).

В частности, в силу ст. 1005 ГК РФ “по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала”.

Проведение четких границ между указанными видами договоров – непростая методическая задача. Решать ее в рамках настоящей статьи мы не будем. Заинтересованные же лица могут обратиться к специализированной литературе .——————————–

Голосова С.А. Агентский договор – новый договор российского гражданского права? // Юрист. 2004. N 4.

У автора статьи сложилось мнение, что заказчику фактически неважно, какой именно посредник перед ним. Острее вопрос – вправе ли такой посредник прийти с заявкой?

При всей простоте процедур участия в закупках в рамках Закона N 44-ФЗ (порой кажущейся) в ряде случаев потенциальные участники закупок ведут себя пассивно, и услуги посредников оказываются востребованными. Самым наглядным примером такого рынка можно считать вторичный рынок недвижимости.

По умолчанию современная система госзакупок в России является максимально открытой, пусть даже иногда это идет ей же во вред. В частности, ст. 3 Закона N 44-ФЗ указывает, что участником закупки может являться любое юридическое лицо (за исключением лиц, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях), любое физическое лицо. А ст.

27 уточняет, что “участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством”.

АС Красноярского края в решении от 24.02.2016 по делу N А33-26459/2015 высказался следующим образом. Потребительское общество “Р” приняло участие в электронном аукционе на закупку жилого помещения (квартиры).

Как водится, общество не являлось собственником квартиры, а лишь представляло его интересы: в составе заявки были представлены копия свидетельства о праве собственности собственника на квартиру и копия агентского договора между собственником квартиры (принципалом) и участником аукциона (агентом), а также доверенность.

Заявка общества была признана не соответствующей требованиям документации, территориальный орган ФАС России и суд встали на сторону комиссии заказчика. По мнению суда, “доверенностью Н. уполномочила общество совершать все необходимые действия на электронной торговой площадке…

Таким образом, данная доверенность предусматривала представление интересов Н. именно как участника закупки. Учитывая, что заявка на участие в аукционе подана от имени общества, а не от Н., аукционная комиссия правомерно не учла данную доверенность в качестве доказательства наличия у заявителя полномочий на участие в торгах”.

Иными словами, обществу следовало подавать заявку не самостоятельно и от своего лица, а от лица Н.

Агентский договор, копия которого также была представлена в составе заявки, также не удовлетворил суд: “…указанный агентский договор не содержит информацию о том, от чьего имени агент совершает действия: от своего имени или от лица принципала…

Поскольку в доверенности, на которую содержится ссылка в агентском договоре, содержатся правомочия по подаче заявки и участию в соответствующих торгах от имени Н.

, на основании указанных документов у общества не возникло право на обращение с соответствующей заявкой от своего имени”.

Обратим внимание на следующее:

– суд не отрицает возможности агентских схем в принципе: будь документы оформлены иным образом, решение могло быть иным;

– можно предложить две схемы организации взаимоотношений с агентом; важно не путать и не смешивать их.

Как уже отмечалось, агент может выступать как от собственного имени (к таким отношениям применяются положения ГК РФ о договоре комиссии), так и от имени принципала (к таким отношениям применяются положения ГК РФ о договоре поручения).

В первом случае для участия в электронном аукционе аккредитованным должен быть агент, однако он же будет являться и стороной сделки, что зачастую неудобно и неэффективно (см. абз. 2 п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

Во втором случае аккредитация необходима уже принципалу, заявка должна быть подана представителем (поверенным), но от лица доверителя. Стороной сделки также будет являться доверитель (см. абз. 3 п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

На электронных площадках, кстати, есть соответствующие технические возможности (добавление уполномоченных пользователей участника).

Однако стирается смысл привлечения агента: коль скоро сам собственник имущества нашел в себе силы обратиться на площадку, зачем вообще нужен агент? Эта проблема нивелируется в случае проведения процедуры в бумажной форме, где никакая аккредитация не нужна.

Похожий спор разгорелся в городе Салехарде. Сразу несколько лиц обратились с аналогичными жалобами в УФАС по ЯНАО: “…заказчик, установив запрет на участие в электронном аукционе агентов, а также требование об аккредитации на электронной площадке только собственников жилого помещения, ограничил количество участников электронного аукциона”.

Источник: http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/23575

Закон для всех
Добавить комментарий