Имеет ли право классный руководитель забирать телефон, и не отдавать его после уроков?

«Мобильные телефоны школьникам сдать на вахте!» Ущемление прав ребенка или законное требование?

Имеет ли право классный руководитель забирать телефон, и не отдавать его после уроков?

  • на
  • ВКонтакте
  • в Одноклассниках

В средней школе № 87 г. Минска переполох: изменился Устав школы, где теперь официально прописано, что все ученики обязаны сдавать мобильные телефоны на вахте. На каждый класс – отдельный ящик. В случае замеченного телефона у ученика мобильник изымается и возвращается только родителям. 

Родители гадают, с чем это связано. Одни думают, что школа приняла такое решение из-за того, что школьники теряют мобильные телефоны. Другие предполагают, все из-за того, что ученики фотографируют контрольные работы. Третьи возмущены, что учителя не справляются со своими обязанностями: не могут увлечь и «оторвать» детей от гаджетов.

Руководство школы отказалось по телефону комментировать ситуацию, поэтому мы обратились в отдел образования Партизанского района.

Филиппович Людмила Анатольевна, начальник управления:

Я никаких распоряжений не давала ни по каким нововведениям. Ребенку во время учебного процесса запрещено пользоваться телефоном. Во время перерыва – пожалуйста, а зачем на уроке ему телефон? Возможно, с этой целью директор вместе с советом учреждения так решил. Это было обнародовано на попечительском совете и на родительских собраниях.

В отделе образования родителям посоветовали обращаться к директору с какими-либо вопросами на эту тему. Известно, что некоторым детям в порядке исключения телефон разрешили оставить, но доставать из рюкзака во время учебы категорически запрещено.

Мы опросили родителей. Их мнения разделились: кто-то согласен с тем, что детям мобильные телефоны в школе не нужны, а другие категорически против.

Анастасия, мама двоих детей:

Я согласна с отключением звука в телефоне и недопустимости его использования на уроках, но забирать личную вещь категорически не приемлю! И если учитель не может заинтересовать учеников так, чтобы они ему только в рот смотрели, то это проблемы учителя. А вопросы по отключению звука – это проблемы родителей!

Ирина, мама ученика начальной школы:

Я считаю, что в начальной школе можно обойтись и без телефона или ограничиться простым телефоном. В крайнем случае родители всегда могут позвонить учителю. На собрании в первом классе учительница просила, чтобы ученики не приносили в класс телефоны, ведь детей приводят в школу и забирают. Но родители остались глухи к этим просьбам.

Позже учительница просила не носить смартфоны, но опять безрезультатно. На тот момент мой сын ходил с обычным телефоном (не потому что у меня нет денег на смартфон, а потому что разбил).

Дети смеялись над его телефоном (он был единственный в классе с обычной «звонилкой»), и в конце концов сын отказался носить простой телефон в школу вообще.

Екатерина, мама двоих школьников:

Я не против мобильников в школе. Это неотъемлемая часть нашего мира. И забирать телефоны на входе в школу, мне кажется, насилием над ребенком. Другое дело, что должны быть четкие правила по использованию этого самого телефона. Правила, которые нельзя нарушать.

Мне кажется, забирать телефон у ребенка, то же самое, что сказать «ты не справишься, не научишься сам, мы тебе не доверяем». Это проще, но правильнее – научить, а главное, подать пример самому.

Задайте себе честный вопрос: ваш ребенок часто видит вас с книгой? А с телефоном? Дети копируют нас, они ведь мечтают стать взрослыми.  Так что давайте начнем с себя, а не с запретов.

Ольга, мама ученика начальной школы:

Наш учитель иногда забирает телефоны у детей, и я считаю это оправданным. Это не говорит о том, что учитель не может увлечь детей. Детей сейчас очень сложно увлечь в принципе.

Они с детства привыкли к игрушкам, которые с ними взаимодействуют, к ярким мультикам, экшену, и учителю сложно с этим конкурировать. К тому же сын мне рассказывает, что дети могут играть на уроках под партой.

На мой взгляд, это вопрос воспитания, это идет от родителей.

Сейчас из-за использования смартфонов дети в свободном доступе получают очень много информации на любую тему.  Социальные сети с группами смерти, взрослый контент и пр. Мы установили сыну программу на планшет и  телефон, которая отслеживает, где и сколько времени проводит ребенок в интернете. На переменах он слушает музыку или играет в игры.

Екатерина, мама старшеклассницы:

Я запрещаю брать телефон моего ребенка! Дочка ездит  в школу из другого района, а на переменках книги читает!

Что думают о мобильниках в школе учителя?

Мы попытались разобраться, мешают ли мобильные телефоны учителям. И если да, то чем они не угодили. 

Алена, учитель старших классов:

Я  попробовала как-то забрать телефон у ученика из-за того, что он слушал музыку на уроке. Потом у меня был серьезный разговор с родителями этого мальчика, и не я их отчитывала, а они меня. Это плохо, конечно. Учитель никак не защищен в этом вопросе, а забирать личные вещи он не имеет права.

Елена, учитель начальных классов:

Периодически собираю телефоны детей в классе. Родители ни разу ничего не сказали мне об этом, больше возмущаются дети, причем с психами и со слезами. Забираю, потому что мне хочется, чтобы они позанимались на перемене чем-то нормальным, сменили деятельность и не напрягали глаза. На уроках вообще нельзя пользоваться телефонами, но некоторые ухитряются под партой на калькуляторе считать.

Я против того, чтобы дети играли на переменах в телефон, я им предлагаю настольные игры. Родители принесли шашки, монополию и прочее, дети сразу играли. Время прошло, наигрались, видимо, и они опять в телефонах. Сейчас новая фишка – колонки. Вот пусть лучше приносят колонку в школу и танцуют на переменах.

Оксана, учитель:

Мне не совсем понятно, как этой школе удалось все организовать, но с другой стороны, это выход. Например, дети начинают беситься на уроке и снимают все на видео. Как должен себя вести учитель в такой ситуации, если он не вправе забрать телефон?

Аргументы «ЗА» мобильные телефоны

  • Родители всегда могут связаться со своим ребенком, особенно это важно, если школа далеко от дома.
  • Родители могут напомнить ребенку о чем-то или сообщить об изменении планов, например, об отмене кружка.
  • В случае каких-то чрезвычайных ситуаций ребенок может связаться с родителями или службой спасения.
  • Отсутствие мобильного телефона у ребенка может развить чувство неуверенности в себе на фоне одноклассников с телефонами.
  • Мобильный телефон может стать средством, помогающим обучению (обучающие программы, онлайн-переводчики) или поиску нужной информации.  

Аргументы «ПРОТИВ» мобильных телефонов

  • Мобильный телефон украсть у ребенка проще, поэтому из-за него (особенно если модель дорогая) ребенок подвергается дополнительной опасности.
  • Дешевый телефон может стать причиной насмешек над ребенком.
  • Мобильный телефон сокращает живое общение среди сверстников.
  • Во время учебы ребенок может отвлекаться на сообщения в телефоне.
  • Мобильный телефон может стать средством получения нежелательной информации.
  • Мобильный телефон – дополнительная статья расходов для родителей, особенно если ребенок не контролирует свои разговоры.
  • Несмотря на то, что все мобильные телефоны проходят обязательную сертификацию, ученые до сих пор сомневаются в безопасности их использования. Ученые разных стран  рекомендует детям до 8 лет не пользоваться мобильными телефонами, а с 8-14 – только в исключительных случаях.

Источник: https://rebenok.by/articles/stature/difficulty/25385-mobilnye-telefony-sdat-na-vakhte-ushchemlenie-prav-cheloveka-ili-zakonnoe-trebovanie.html

Преподаватели и ученики о запрете на телефоны

Имеет ли право классный руководитель забирать телефон, и не отдавать его после уроков?

02.11.2019 09:00

Вика Черевако

Во многих белорусских школах сейчас внесены изменения в правила пользования мобильными телефонами.

В некоторых школах пользоваться гаджетами запрещается лишь во время уроков, в некоторых, говорят, и вовсе в начале дня ученик должен сдать мобильный телефон классному руководителю, а забрать его он может только после занятий, соответственно, пользоваться гаджетами нельзя и на переменах.

Поговорили с минчанами и узнали у учеников, родителей и учителей, как же все происходит на самом деле и что они думают по поводу запрета мобильных телефонов в учреждениях образования.

Татьяна, учитель

– В нашей школе ученики сдают телефоны только на время урока, кладут их в коробку, которая имеется в каждом кабинете. Но если ученик отказывается сдать телефон на время урока, то учитель просит оставить его в портфеле, а сам портфель должен находиться не на полу под партой, а в специально отведенной ячейке.

Конечно, говорится о том, что учитель не несет ответственности за собранные телефоны, но некоторые педагоги все же немного опасаются, мало ли – пропадет телефон.

Я считаю, что таким образом вряд ли получится решить проблему того, что дети во время уроков отвлекаются на телефоны, ведь мы не можем проверить у каждого, оставил ли он мобильный в рюкзаке.

Если уж цель как раз в том, чтобы дети проводили меньше времени в гаджетах, то нужно и вовсе запретить ими пользоваться в школе. Сейчас это действительно проблема, так как практически никто на переменах не играет и даже не бегает, а дети просто сидят и играют в телефонах.

Ольга, учитель

– Работаю в одной из минских школ уже 6-й год. Хочу сказать, что и дети, и учителя, и родители разные бывают. У нас в школе многие связывают запрет на пользование мобильными телефонами с ситуацией, которая произошла в школе Гомеля.

Если немного порассуждать на эту тему, то могу сказать, что и раньше в сети Интернет могли появляться видео с участием учителей: где-то голос повысили на ученика, где-то тетрадь не так, как надо передали, где-то разгорелся нешуточный спор. Но все эти видео вырваны из контекста и сложно ведь говорить о том, кто прав, а кто виноват, так как не все видели ситуацию от начала и до конца.

Конечно, нельзя позволять себе нецензурные высказывания и ругательства по отношению к школьникам, но многие учителя, возможно, согласятся, что и некоторые дети сейчас – не подарок, поэтому какими бы стальными нервами не обладал учитель, они иногда сдают.

Пользоваться мобильными телефонами на уроках запрещено было и много лет назад, но, тем не менее, многие ученики позволяли себе отвечать на сообщения во время уроков и сидеть в том же Интернете.

В школе, в которой работаю я, ограничивают пользование мобильными телефонами лишь во время занятий.

Мое мнение по поводу сегодняшних запретов мобильных телефонов в школах: считаю, что во время уроков они просто не нужны. На занятии достаточно учебников и тетрадей. А перемена для того и дана, чтобы ребенок мог отдохнуть, поэтому он имеет право использовать свое время так, как ему хочется: кто-то захочет почитать книгу, а кто-то – полистать ленту в социальных сетях.

Станислав, ученик 9 класса

– В нашей школе раньше было предложено собирать мобильные телефоны у учеников в начале дня и отдавать их в конце занятий. Наш классный руководитель от этой идеи отказалась. Единственное, что нам, как и раньше, пользоваться мобильными телефонами в личных целях на самих занятиях нельзя.

Сам я считаю неправильным то, что ученик должен на весь день оставлять мобильный телефон. На уроке, конечно, согласен, что гаджеты отвлекают от занятия, но в остальное время – почему бы и нет. К примеру, я иногда нахожусь в школе с 8.30 и до 15.30, особенно в дни, когда посещаю факультативные занятия. Поэтому в свободное от уроков время я могу позвонить родным, друзьям.

Дарья, мама второклассницы

– В нашей школе телефоны у детей не забирают, ими просто не разрешают пользоваться на занятиях. У дочки есть часы, в которые вставляется сим-карта. По ним удобно и смотреть геолокацию ребенка, и держать с ней связь, поэтому я поддерживаю идею того, что пользоваться телефонами в школе совсем необязательно.

Тем более, в большинстве случаев дети просто-напросто созваниваются друг с другом без всякой необходимости, да или просто постоянно играют в телефоне.

Александра, мама 7-классницы

– В нашей школе телефоны условно разрешены. Но на некоторых уроках дети складывают их в специальный бокс.

Я, как мама, считаю, что смысла запрещать детям что-либо, вообще нет. Запретный плод, как известно, чрезвычайно сладок.

Телефоны – это неотъемлемый элемент современного общества. И дети уже не мыслят свою жизнь без этих гаджетов.

Единственное, что мы можем сделать – это научить их пользоваться телефоном по назначению, а не просиживать в нем часы напролет. Через собственный пример, через то, что будем показывать детям возможности увлекательно и круто провести время без телефона. Через диалоги с ними.

Вопрос только в том, готовы ли родители отказаться от времяпрепровождения в телефоне, от зависания в социальных сетях и на -каналах.

Виктория Войтешонок

личный архив героинь и Pixabay

Источник: https://www.belnovosti.by/obshchestvo/prepodavateli-i-ucheniki-o-zaprete-na-telefony

Имеет ли право учитель собирать телефоны учеников перед уроком?

Имеет ли право классный руководитель забирать телефон, и не отдавать его после уроков?
Мы уже писали о принятии парламентом Франции закона о запрете использования смартфонов в школе. Законопроект спорный, есть как сторонники такой инициативы, так и ярые противники. Российские педагоги тоже отреагировали неоднозначно.

Например, одни учителя считают, что невозможно отрицать цифровой прогресс, нужно лишь научиться использовать его во благо. Так, директор института неформального образования INO Дмитрий Зицер в своём интервью каналу «360» поделился мнением: «Смартфон — это часть жизни.

Сейчас надо говорить о том, как научиться учителям использовать то, что дети постоянно с телефонами. Смартфон надо сделать верным помощником, а не превращать во врага. Учителям необходимо делать уроки нескучными, интересными, можно подключать телефоны.

Я уверен, что телефоны в руках детей влияют только на психику взрослых».

А вот министр образования России Ольга Васильева высказывается против мобильных телефонов. «Что касается запрета айфонов как помощи на уроках учеников — я думаю, что здесь вопрос очень сложный.

На мой взгляд, у нас есть планшеты во многих школах, те, которые являются рабочими и которых достаточно, чтобы посмотреть рабочий материал», — прокомментировала «мобильную» ситуацию в школах Васильева в ходе Общероссийского родительского собрания в прошлом году.

Тогда же министр отметила, что запрещать или разрешать использовать мобильные телефоны в школе — собственная прерогатива каждого учебного заведения.

В пример Васильева привела использование во многих общеобразовательных учреждениях специальных коробок для сбора телефонов.

На входе в класс стоит «красивый ящичек», куда школьники сдают свои гаджеты, которые они забирают оттуда лишь после занятий.

Действительно, практика изъятия на время урока гаджетов у школьников имеет успех у многих преподавателей. Но правомерен ли такой «отъём у населения» имущества и чем подобные действия могут грозить учителю? Разбираемся в ситуации при помощи «буквы закона».

Имущество

В нашем анализе будем руководствоваться Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом РФ.

Итак, семья приобрела своему ребёнку мобильное устройство, которое он стал носить с собой в школу. Следовательно, был совершён акт дарения, а ребёнок стал собственником гаджета.

В школе преподаватель требует ребёнка сдать смартфон на временное хранение, так как наличие гаджета у школьника будет отвлекать ребёнка от процесса обучения. В конце урока учитель обязуется вернуть телефон владельцу.

Дети, которые проходят обучение в школах, дееспособны, следовательно, могут приобретать и осуществлять гражданские права, исполнять свои гражданские обязанности. Объем прав и обязанностей регулируется Гражданским кодексом РФ.

Статьи 21, 26 и 28 определяют понятие дееспособности, а также перечисляют варианты возможных сделок в зависимости от возраста несовершеннолетнего («Дееспособность гражданина»; «Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет»; «Дееспособность малолетних»).

Школьник, став собственником смартфона, обрёл права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Ребёнок вправе распоряжаться личным имуществом, как ему вздумается, совершая любые действия, естественно, при этом не нарушая закон, права и охраняемые законом интересы других лиц.

Такие действия регулируются Гражданским кодексом РФ, описываются в статье 209 (ст. 209) « права собственности». Таким образом, всю ответственность за свои действия с личным имуществом, в данном случае — с телефоном, ребёнок несёт самостоятельно (ст. 210 «Бремя содержания имущества» и ст.

 211 «Риск случайной гибели имущества»).

Хранение

Итак, с актом дарения и получением ребёнка телефона в собственность разобрались, теперь рассмотрим момент «честного отъёма» сотового телефона у ученика и пребывание гаджета в коробке (или ящике, или любом другом месте, куда поместит его ученик или учитель).

В подобной ситуации из всех вышеперечисленных действий логически «вытекает» лишь один вид сделки — хранение. Согласно договору хранения «одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности» (ГК РФ ст.

 886 «Договор хранения»). Несмотря на то что договор хранения предполагает простую письменную форму, отсутствие оной «не лишает стороны права ссылаться на свидетельские показания в случае спора о тождестве вещи, принятой на хранение, и вещи, возвращенной хранителем» (ГК РФ ст. 887 п.

 3 «Форма договора хранения»).

Согласно п. 1 ст. 900 ГК РФ («Обязанность хранителя возвратить вещь») «хранитель обязан возвратить поклажедателю или лицу, указанному им в качестве получателя, ту самую вещь, которая была передана на хранение, если договором не предусмотрено хранение с обезличением». В данном случае под «хранителем» понимаем преподавателя, забирающего сотовый телефон, а под «поклажедателем» — школьника.

Кстати, стоит отметить, что преподаватель не имеет права требовать у своих учеников сдавать телефоны перед уроком. Личное имущество должно сдаваться добровольно, иначе педагог нарушает положения ст. 209 ГК РФ (« права собственности») и п.1 ст. 35 гл. 2 Конституции РФ («Право частной собственности охраняется законом»).

В чём же подвох?

Все «роли» распределены, действия расписаны, казалось бы, где может притаиться опасность? Однако вероятность того, что «что-то может пойти не так», вполне велика.

Представьте ситуацию, в которой ученик решает проучить или отомстить преподавателю. Причин может быть масса — некорректное замечание педагога, неудовлетворительная отметка, наказание за провинность и т.д.

Или, возможно, что гаджет ребёнка уже сломан, он боится реакции родителей и ищет, на кого бы «повесить» вину. Так или иначе, но ученик вполне может отдать преподавателю на хранение уже сломанный аппарат.

Согласно п. 1 ст. 901 ГК РФ («Основания ответственности хранителя») «хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, по основаниям, предусмотренным статьей 401» Гражданского кодекса. П.2 ст.

401 ГК РФ (Основания ответственности за нарушение обязательства) гласит, что «отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство».

В описанной ситуации именно педагог становится «лицом, нарушившим обязательство», поэтому ему самостоятельно придётся доказывать, что он не причинял вред гаджету.

Также важно обратить внимание на то, что хоть это и был акт хранения, но протекал он на безвозмездной основе. А для такого варианта тоже существуют свои правила. Согласно п.2 ст. 902 ГК РФ («Размер ответственности хранителя»):

«При безвозмездном хранении убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются:

1) за утрату и недостачу вещей — в размере стоимости утраченных или недостающих вещей;

2) за повреждение вещей — в размере суммы, на которую понизилась их стоимость».

В помощь учителю

Помочь доказать свою невиновность смогут видеокамеры, если таковые есть в кабинете.

Но, во-первых, не все классные комнаты в российских школах (да что там «не все», если брать показатели по стране, то можно сказать «почти нигде») оснащены видеокамерами, а во-вторых, на видео должно быть чётко видно, что преподаватель никак не мог сломать телефон. К примеру, если учитель и коробка будут не под тем углом к камере, даже при наличии видео невозможно будет доказать невиновность преподавателя.

Поддержать своего учителя могут остальные ученики в классе, давая показания о том, что учитель не ломал гаджет. Но ведь школьник может получить свой телефон обратно последним, когда все ученики уже покинут класс. Тогда учитель остаётся без свидетелей и без записи с камеры.

В целом, учитель вполне может справиться с доказательством своей невиновности. Но легко представить, скольких сил и нервов ему это будет стоить.

Поэтому, в данной ситуации, стоит предусматривать ВСЕ варианты развития событий и лучше лишний раз себя обезопасить, не беря на хранение имущество учеников.

По возможности стоит объяснить школьникам важность самостоятельного отказа от использования мобильных телефонов во время урока (то есть ученики сами не будут доставать сотовые), либо построить урок так, что эксплуатация гаджетов станет частью обучения.

Также, как вариант, администрация может принять в пределах своей компетенции локальный акт, описывающий порядок сдачи гаджетов на хранение. Таким образом, ответственность за сохранность имущества будет нести не один учитель, а вся администрация общеобразовательного учреждения.

Естественно, никто не говорит о том, что ученики только и ждут того момента, как «подставить» своего учителя. Нет, подобных ситуаций на практике происходит не так много, но они есть. Поэтому для преподавателя разумнее учесть все «опасные» моменты ситуации и обезопасить себя заранее.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/imeet-li-pravo-uchitel-sobirat-telefony-uchenikov-pered-urokom/

Права и обязанности

Имеет ли право классный руководитель забирать телефон, и не отдавать его после уроков?

Права и обязанности ПЕДАГОГОВ

УЧИТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО:

1. На участие в работе органов управления школы в порядке, предусмотренном Уставом школы.

2. На уважение своих профессиональных и личных качеств чести и достоинства со стороны администрации, учащихся и родителей.

3. На защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя.

4. Самостоятельно выбирать и использовать методики обучения и воспитания учащихся, учебники и учебные материалы, методы оценки знаний учащихся.

5. На получение любой информации от администрации школы, органов управления.

6. На свободное выражение своего мнения.

7. На участие в работе методических объединений, творческих групп и других профессиональных объединений.

8. На моральное и материальное поощрение своего труда.

9. На бесплатное повышение и совершенствование профессиональных знаний.

10. На создание моральной рабочей обстановки на уроке.

11. На свободное и безопасное пребывание в стенах школы

12. На неприкосновенность личной собственности.

13. На участие в работе общественных организаций.

14. На охрану здоровья и медицинское обслуживание, на улучшение условий своего труда.

15. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и устава школы может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме

УЧИТЕЛЬ ОБЯЗАН:

1. Выполнять Устав школы, правила внутреннего распорядка, должностные инструкции, «Правила школьной жизни».

2. Быть примером достойного поведения в школе и общественных местах.

3. Заботиться о защите прав и свобод учащихся, ценить личность ребёнка, его право на выражение собственного мнения и убеждений.

4. Уважать права родителей или заменяющих их лиц.

5. Постоянно повышать свой профессиональный уровень.

6. Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися.

7. Выполнять обязанности дежурного учителя. В случае невозможности дежурным учителем выполнять свои обязанности, он должен заблаговременно поставить об этом в известность администрацию с целью своевременной его замены.

8. Аккуратно вести журнал, вовремя выставлять оценки и доводить их до сведения учащихся.

9. Своевременно предупреждать учащихся о предстоящих контрольных работах.

10. Обязан отпускать учащихся на перемену вовремя.

11. Учитель может впускать учащихся в класс на перемене (по своему усмотрению).

12. Учитель обязан оценивать в журнале ответ ученика, а не его поведение.

13. Не превышать объём домашнего задания более чем на 50 % объёма аудиторной нагрузки. Учитель обязан защищать ученика от перегрузок.

14.  Учителю запрещается удалять ученика с урока во время учебных занятий. Если учащийся дезорганизует работу всего класса, вызвать дежурного администратора и передать ему нарушителя дисциплины.

15. Учитель несёт ответственность за здоровье ученика на уроке.

ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО:

1.     Получать регулярно информацию о состоянии психофизического здоровья детей.

2.     Выносить на рассмотрение администрации, педсовета или Совета школы предложения, согласованные с коллективом класса.

3.     Разрабатывать (совместно с социально-психологической службой, медиками) программы индивидуальной работы с детьми и их родителями.

4.     Получать своевременную помощь от руководства учреждения, от объединений, работающих в нём.

5.     Приглашать родителей (лиц их заменяющих) в учебное заведение.

6.    Определять форму плана воспитательной работы с классом (с учётом принципов общешкольного планирования).

7.     Отказываться от несвойственных ему, не входящих в его функциональные обязанности поручений.

8.     Защищать собственную честь и достоинство в случае несогласия с оценкой его воспитательной работы в данном классном коллективе.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ НЕ ИМЕЕТ ПРАВО:

1.     Унижать личные достоинства воспитанника, оскорблять его словом и действием.

2.     Использовать оценку (шкальный балл) для наказания ученика.

3.     Злоупотреблять доверием ребёнка, нарушать данное ему слово или обещание, сознательно вводить его в заблуждение.

4.     Намеренно использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребёнка.

5.    Обсуждать за глазами своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывать авторитет учителя и всего педагогического коллектива.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЯЗАН:

1.    Систематически анализировать состояние успеваемости и динамику общего развития своих воспитанников.

2.    Контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса.

3.    Контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи.

4.   Организовывать учебно-воспитательный процесс в классе; вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность классных и школьных коллективов.

5.    Изучать детей, условие их жизнедеятельности в школе и в семье.

6.    Фиксировать отклонение в развитии и поведении учащихся, осуществлять необходимую психологически и педагогически обоснованную коррекцию, в сложных случаях информировать об этом администрацию.

7.    Оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем.

8.    Вовлекать в воспитательную деятельность педагогов, работающих в классе, родителей учащихся.

9.    Информировать родителей (лиц их заменяющих) об успехах или неудачах учащихся, собирать плановые и, в исключительных случаях, внеплановые родительские собрания, заседания родительского комитета.

10. Вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы (личные дела учащихся, классный журнал, дневники учащихся), и документацию, требуемую администрацией учреждения (например, справки отчёты, планы, карты изучения личности учащегося, папки с разработками воспитательных мероприятий и т.д.).

11. Организовывать охрану здоровья, укреплять здоровье школьников, вовлекать учеников в физкультурную, спортивную работу.

12. Организовывать дежурство по классу, школе, столовой.

13. Осуществлять строгий контроль за посещаемостью учащихся.

14. Выявлять и вести учёт детей из неблагополучных и социально незащищённых семей.

15. Осуществлять наблюдение за поведением «трудных подростков», детей, «группы риска».

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

1.    Классный руководитель несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся класса во время проводимых им мероприятий.

2.    За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы законных распоряжений директора школы иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, классный руководитель несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определённом трудовым законодательством;

3.    За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка, классный руководитель может быть освобождён от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и законом РБ.

4.  Обязан выявлять семьи, находящиеся в социально- опасном положении.

Источник: http://school16.by/pedagogam/prava-i-obyazannosti

Как защитить права школьника – отвечает адвокат

Имеет ли право классный руководитель забирать телефон, и не отдавать его после уроков?

Белорусское телеграфное агентство совместно с Белорусской республиканской коллегией адвокатов продолжают цикл материалов на правовую тематику “Право на защиту: советы адвоката”. В этот раз предлагаем обсудить вопросы, касающиеся защиты прав школьников.

Опытные адвокаты юридической консультации Ленинского района Гродно Юлия Антоненко, Линда Макарова и Екатерина Грицкевич расскажут о том, на какую компенсацию можно рассчитывать, если в учебном заведении получена травма, что делать, если ребенка травят одноклассники, и будет ли считаться доказательством в суде диктофонная запись с оскорблениями.

Что делать, если ребенка травят в школе? Как реагировать родителям и куда обращаться? Можно ли привлечь обидчиков к ответственности?

Травить ребенка могут психологически (включая обе крайности – как шквал оскорблений, так и бойкот), физически (поджидать в подворотне и бить), прятать, портить и воровать его вещи. Способов нарушить границы личности множество.

В таком случае следует сообщить классному руководителю и руководству учреждения образования. Также для защиты интересов ребенка можно обратиться в соответствующий орган опеки и попечительства. При возможности стоит поговорить с законными представителями обидчика.

Если необходимо, рекомендуется обратиться к детскому психологу.

О фактах применения или угрозы применения физического насилия в отношении ребенка, оскорблений, клеветы, хулиганства, хищения имущества или его порчи, доведения до самоубийства, служебной халатности и другом стоит сообщать в органы внутренних дел по месту нахождения учреждения образования – для проведения проверки и привлечения виновных к ответственности.

Родители ребенка, на которого морально, психологически давят одноклассники, могут привлечь обидчиков только к ответственности, прямо предусмотренной законодательством.

Для этого необходимо прежде всего зафиксировать факт противоправных действий, за которые законом предусмотрена уголовная или административная ответственность. При этом важно, чтобы виновное лицо достигло возраста уголовной или административной ответственности. Например, по ст.4.3.

КоАП административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения 16-летнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных этим кодексом.

С 14 лет административная ответственность наступает только по отдельным категориям правонарушений. В частности, за умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия, мелкое хищение, умышленное уничтожение либо повреждение имущества, жестокое обращение с животными, мелкое хулиганство.

Родители ребенка, в отношении которого совершены противоправные действия, подпадающие под уголовное или административное законодательство, могут обратиться с иском в суд о компенсации морального вреда, а также о защите чести и достоинства ребенка, если распространялись не соответствующие действительности сведения, которые порочат его честь и достоинство.

Есть ли ответственность для учителя, который не замечает такую травлю? Если он остается в стороне от конфликта, не пытаясь его как-нибудь разрешить, тем самым просто бездействует?

Учитель или воспитатель – это основное лицо, которое несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время его пребывания в учебном заведении. Так, во время уроков за детьми обязан смотреть учитель, во время перемен – дежурный педагог (назначаемый директором), а в детском саду – воспитатель.

Документами, четко определяющими обязанности и ответственность учителей, воспитателей и других участников образовательного процесса, являются Кодекс об образовании, устав, правила внутреннего распорядка школы и должностные инструкции.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего распорядка школы, законных распоряжений директора, иных локальный нормативных актов, должностных обязанностей классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

Иная ответственность для учителя и руководства школы, которые не замечают такую травлю, может наступить только в случае наступления определенных неблагоприятных последствий для ребенка. Например, ст.

428 УК предусмотрена ответственность за служебную халатность, то есть в частности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей из-за недобросовестного или небрежного отношения к службе, повлекшие по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, либо повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере.

Как поступать, если травля ведется в соцсетях?

В подобной ситуации для установления причастных к оскорблениям и травле первоначально целесообразно обратиться в органы внутренних дел с соответствующим заявлением.

К нему следует приобщить скриншоты страниц интернет-ресурсов (социальных сетей и др.), на которых содержатся сведения, подтверждающие изложенные в заявлении факты.

Если в действиях обидчиков будет установлен состав правонарушения, они (или их законные представители) могут быть привлечены к ответственности.

Кроме того, пострадавший либо его законные представители могут обратиться в суд с исковыми требованиями об опровержении порочащих честь и достоинство учащегося сведений, а также о взыскании денежной компенсации морального вреда.

Важно помнить, что в гражданском процессе каждая сторона обязана доказать факты, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.

В том числе необходимо подтвердить характер и степень физических и нравственных страданий, перенесенных ребенком в связи с оскорблениями и травлей.

Могут ли родители перевести своего ребенка в параллельный класс, если возник конфликт с педагогом или одноклассниками?

Перевод детей в параллельный класс происходит на основании заявления родителя (-лей), поданного на имя директора школы. Заявление должно содержать:

– фамилию, имя, отчество директора, а также наименование учебного заведения, в которое подается заявление (место обучения ребенка);

– фамилию, имя, отчество и место жительства (место нахождения) родителя (-лей), а также их контактные телефоны, факсы и электронные адреса (при их наличии);

– фамилию, имя, отчество и место жительства (место нахождения) ребенка с указанием класса, в котором он обучается;

– обоснование причины перевода с указанием параллельного класса, в который родители хотели бы перевести ребенка;

– подпись родителя (родителей) и дату подачи заявления.

Директор школы принимает решение о возможности перевода с учетом наличия свободных мест в желаемом классе. Наполняемость классов установлена ст.13, 14 Кодекса Беларуси об образовании.

Может ли ребенок записывать оскорбления одноклассников или учителя на диктофон? Будет ли это считаться доказательством в суде?

По действующему законодательству аудиозапись может являться источником доказательств в гражданском, административном и уголовном процессах.

Вместе с тем для признания аудиозаписи допустимым доказательством и учета ее судом при принятии итогового решения по делу нужно, чтобы она была получена в порядке, установленном законом.

Данные требования обусловлены необходимостью соблюдения конституционного права граждан на невмешательство в их личную жизнь.

Так, по ст.229 Гражданского процессуального кодекса Беларуси не может использоваться в качестве доказательства звуко- или видеозапись, полученная скрытым путем, за исключением случаев, когда такая запись допускается законом.

Таким образом, допускается звукозапись, сделанная скрытно, но в порядке, предусмотренном законом об оперативно-разыскной деятельности, или открыто, если собеседник был предупрежден о том, что разговор записывается, и согласился на запись, либо подтвердил, что осведомлен об этом обстоятельстве. Факт осведомленности о производстве аудиозаписи должен явственно следовать из ее содержания.

Может ли учитель отбирать у школьника телефон на время урока, если он мешает учебному процессу?

В настоящее время в Беларуси нет специальных нормативных правовых актов (законов, актов Президента, постановлений правительства и т.д.), регулирующих вопросы использования мобильных телефонов учащимися в школах.

В целом порядок владения и пользования учащимися мобильными телефонами регламентируется общими нормами гражданского законодательства о праве собственности. В большинстве случаев учащийся, получивший телефон в дар от своих родителей или иных родных, является его собственником.

Любому собственнику, независимо от возраста, принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Он может по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Таким образом, временное отобрание мобильного телефона учителем – незаконная мера.

Вместе с тем в учреждениях образования могут разрабатываться и действовать локальные акты, например уставы, правила, положения, устанавливающие определенные требования к организации учебного процесса и поведению учащихся, в том числе ограничения в пользовании мобильными телефонами во время уроков. За нарушение установленных правил к учащимся в отдельных случаях могут применяться меры дисциплинарного воздействия, например, замечание или выговор.

Какие действия должен предпринять учитель, если в классе произошла кража? Имеет ли он право досматривать школьника, которого подозревает в этом преступлении, проверять его портфель?

В случае кражи учитель ставит в известность директора школы. Руководство учебного заведения информирует законного представителя (-лей) о произошедшем и решает вопрос о необходимости вызова милиции. Не стоит злоупотреблять правом на вызов сотрудников милиции. Необходимо учитывать размер похищенного имущества (ластик, ручка или это более дорогостоящие вещи).

Досмотр школьника и его вещей учителем не допускается, так как он не относится к кругу лиц, имеющих такое право.

Могут ли родители присутствовать на занятиях в школе по собственной инициативе?

Родители являются законными представителями обучающихся несовершеннолетних. К ним помимо родителей относятся усыновители (удочерители), опекуны, попечители.

В законодательстве нет запрета на присутствие законных представителей на занятиях в школе. В соответствии с п.1.4 ч.1 ст.

34 Кодекса об образовании они имеют право на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности обучающихся.

Если законные представители желают присутствовать на уроке, рекомендуется написать заявление на имя директора с указанием учителя и урока, который они собираются посетить.

Кто несет ответственность, если из-за драки в школе пострадал ребенок? Как поступать родителям жертвы и виновника? Предусмотрена ли компенсация, если травма получена, например, во время занятий физкультурой?

Ответственными в таком случае за противоправные действия ребенка будут его законные представители и соответствующее учреждение образования. Сами обидчики отвечают только после достижения ими 14-летнего возраста.

Если ребенка избили, необходимо сообщить классному руководителю и руководству школы, обратиться в травматологическое отделение учреждения здравоохранения, где пройти медицинское освидетельствование на наличие телесных повреждений у ребенка, а также для установления степени их тяжести, если таковые есть. При возможности стоит поговорить с законными представителями обидчика. Сообщить в органы внутренних дел по месту нахождения учреждения образования о случившемся для проведения проверки и привлечения виновных к ответственности. Обратиться при необходимости к детскому психологу.

При наличии у ребенка телесных повреждений его законные представители вправе обратиться в суд с иском о компенсации морального вреда, а если во время драки было повреждено имущество, то и о возмещении ущерба.

По гражданскому законодательству имущественную ответственность в таком случае за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет (малолетним), несут его родители, усыновители или опекун, если не докажут, что вред возник не по их вине.

Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несет ответственность за причиненный вред на общих основаниях. Если у него нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, таковой должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями, усыновителями или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

В случае увечья или иного повреждения здоровья несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет (малолетнего) и не имеющего заработка (дохода), лицо, ответственное за причиненный вред, обязано возместить расходы, вызванные повреждением здоровья.

По достижении малолетним 14-летнего возраста, а также в случае причинения вреда несовершеннолетнему в возрасте от 14 до 18 лет, не имеющему заработка (доходов), потерпевшему обязаны возместить (помимо расходов, вызванных повреждением здоровья) также вред, связанный с утратой или уменьшением его трудоспособности, исходя из установленного законодательством пятикратного размера базовой величины.

Следует отметить, что вред, который возник вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит. Если грубая неосторожность его самого содействовала возникновению вреда или его увеличению, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.

Если будет установлено, что ребенок получил травму по вине учреждения образования, то его законные представители могут обратиться в суд с иском о компенсации морального вреда, а также о возмещении вреда в случае увечья или иного повреждения здоровья несовершеннолетнего.

Если вас интересует какая-то тема, можете присылать свои вопросы и предложения по адресу advice@belta.by.-0-

Подписывайтесь на нас в

Яндекс.Дзен, Telegram и Viber!

Источник: https://www.belta.by/society/view/kak-zaschitit-prava-shkolnika-otvechaet-advokat-317848-2018/

Закон для всех
Добавить комментарий