Имеет ли право налоговая спустя 10 лет требовать предоставление декларации?

За купленный автомобиль могут спросить и через 10 лет

Имеет ли право налоговая спустя 10 лет требовать предоставление декларации?

Покупка и продажа автомобиля, даже с учетом просевших цен на автомобильном рынке Республики Беларусь, – это операция, которая имеет высокие шансы привлечь внимание налоговых органов, особенно если речь идет о приобретении дорогостоящих авто, заработать на которые под силу далеко не каждому. О чем не стоит забывать продавцам и покупателям автомобилей в РБ, рассказывают специалисты Министерства по налогам сборам РБ.

– Общеизвестно, что при продаже двух и более автомобилей в течение календарного года физическое лицо обязано подать налоговую декларацию в налоговые органы по месту регистрации. При этом в случае получения дохода от продажи второго и последующих автомобилей оно обязано оплатить подоходный налог в размере 13 процентов. О чем необходимо помнить в подобной ситуации?

– Порядок налогообложения доходов, полученных физическим лицом от продажи в течение календарного года двух и более автомобилей, регулируется Налоговым кодексом Республики Беларусь.

Если гражданин получил доход от продажи в течение календарного года двух и более автомобилей, то по истечении календарного года он обязан представить в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц (далее- декларация).

Декларация представляется физическим лицом в налоговый орган по месту его жительства не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

То есть если в 2015 году гражданин продал более одного автомобиля, то ему необходимо не позднее 1 марта 2016 года представить в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц и уплатить налог не позднее 16 мая 2016 года.

– Декларацию в налоговый орган гражданин обязан подавать даже в случае, если второй и последующие автомобили проданы без получения прибыли, то есть за сумму ниже той, за которую ранее приобретался автомобиль?

– Да, декларировать продажу второго и последующих автомобилей в течение календарного года нужно в любом случае. Если документально будет подтверждено отсутствие дохода, в этом случае налога не будет.

Если же доход был, при этом при определении налоговой базы подоходного налога в отношении дохода, полученного от возмездного отчуждения имущества, гражданин имеет право на получение льготы по подоходному налогу в виде имущественного налогового вычета.

Имущественный налоговый вычет – это часть дохода, полученного от возмездного отчуждения имущества, которая освобождается от подоходного налога. Имущественный налоговый вычет предоставляется в следующем размере:

– в сумме фактически произведенных плательщиком и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением и (или) отчуждением возмездно отчуждаемого имущества.

Другими словами, если у гражданина есть документы, подтверждающие, что он в свое время понес расходы на приобретение имущества, которое сейчас продает, то размер имущественного налогового вычета определяется исходя из размера таких расходов;

– в размере 10 процентов общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от реализации имущества (если у плательщика отсутствуют соответствующие документы, принимаемые во внимание налоговыми органами).

Полный перечень таких документов приведен в статье 167 Налогового кодекса РБ.

К таким документам, в частности, относятся договор купли-продажи, счет-справка, кредитный договор (если автомобиль приобретался в кредит), а также другие документы, подтверждающие фактическую оплату приобретенного автомобиля.

В каждом конкретном случае будет свой пакет документов. Такие документы (их копии) необходимо представить в налоговый орган одновременно с декларацией.

– А если автомобиль, скажем, в 2012 году приобретался у официального дилера за валюту, а в 2015-м был реализован уже за белорусские рубли, как будут осуществляться расчеты в этом случае?

– Хотелось бы отметить, что с 01.01.2016 введен порядок перерасчета расходов, понесенных в иностранной валюте на приобретение имущества, доходы от возмездного отчуждения которого подлежат налогообложению подоходным налогом.

Так, расходы, связанные с приобретением возмездно отчуждаемого имущества и (или) его отчуждением и произведенные в иностранной валюте, подлежат перерасчету в белорусские рубли по официальному курсу белорусского рубля, установленному Национальным банком Республики Беларусь по отношению к соответствующей иностранной валюте на дату фактического получения плательщиком доходов от возмездного отчуждения имущества.

Поэтому, если гражданин приобрел автомобиль несколько лет назад у официального дилера за валюту, а спустя годы (в 2015 году) реализовал машину за белорусские рубли, то доход от продажи этого автомобиля (второго в течение календарного года) может быть уменьшен на сумму документально подтвержденных расходов, связанных с его приобретением, причем сумма понесенных расходов пересчитывается в белорусские рубли по официальному курсу доллара США, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату фактического осуществления расходов на приобретение автомобиля.

– Если, продавец не успел и по незнанию не подал декларацию о продаже второго в течение календарного года автомобиля до 1 марта, что его ожидает?

– Меры ответственности за нарушения налогового законодательства установлены Кодексом Республики Беларусь  об административных правонарушениях.

Так, нарушение физическим лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации при наличии подлежащей уплате суммы налога и просрочке более трех рабочих дней либо при отсутствии подлежащей уплате суммы налога и просрочке более двенадцати месяцев влечет наложение штрафа в размере двух базовых величин (на 01.01.2016 базовая величина составляет 210.000 рублей) с увеличением его на пять десятых базовой величины за каждый полный месяц просрочки, но не более десяти базовых величин.

При неуплате или неполной уплате суммы налога, если неуплаченная или не полностью уплаченная сумма налога превышает одну базовую величину, физическое лицо может быть привлечено к ответственности в виде штрафа в размере пятнадцати процентов неуплаченной суммы налога, но не менее пяти десятых базовой величины.

– В настоящее время среди белорусов все популярнее приобретение новых автомобилей в официальных дилерских центрах. В каком случае человек имеет шансы попасть в зону внимания налоговых органов?

– Налоговые органы действительно вправе требовать у физического лица представления декларации о доходах и имуществе (статья 2 Закона Республики Беларусь от 04.01.

2003 №174-З “О декларировании физическими лицами доходов и имущества” (далее – Закон №174-З)) путем направления ему требования о представлении декларации о доходах и имуществе.

Стоит отметить, что такие требования направляются не всем подряд гражданам, осуществившим расходы на приобретение автомобиля.

Изначально налоговым органом проводится анализ имеющихся сведений о гражданах, в случае выявления требующих проверки фактов превышения расходов физического лица над доходами, а также возможного уклонения от уплаты подоходного налога в адрес физического лица налоговым органом направляется письменное требование о представлении декларации.

Для подтверждения понесенных расходов налоговый орган рекомендует физическим лицам выбирать работу с официальной заработной платой, так как деньги, полученные «в конверте», не будут иметь отношения к материалам дела, и методично собирать все документы, которые впоследствии смогут стать подтверждением легального происхождения средств, потраченных на приобретение, к примеру, транспортного средства.

– За какой период налоговые органы вправе истребовать от гражданина декларацию о доходах и имуществе? Многих удивляет, что в 2016-м их спрашивают о доходах тремя-пятью годами ранее?

– Согласно части 4 статьи 12 Закона №174-З декларация о доходах и имуществе может быть истребована за полный календарный год или несколько полных календарных лет, но не более чем за 10 полных календарных лет, предшествующих году, в котором направлено письменное требование о представлении декларации.

Например, если письменное требование направлено налоговым органом 16.02.2016, то максимальный период, за который может быть истребована декларация, – с 2006 по 2015 год.

– Какие доходы берет в расчет налоговая инспекция при определении дохода гражданина РБ? Какие документы принимаются налоговой инспекцией от граждан в качестве обоснования их доходов? И что происходит, если человек не сможет объяснить, откуда взял деньги, или даст сведения, которые не может подтвердить (подарили, скопил и т.д.)?

– Сопоставление сумм расходов и доходов физического лица, представившего декларацию, проводится на основании сведений, указанных этим лицом в декларации, и информации, имеющейся в налоговом органе (часть 5 статьи 15 Закона №174-З). Для этого налоговым органом составляется расчет расходов и доходов, в который включаются данные обо всех полученных физическим лицом доходах и произведенных им расходах в течение проверяемого периода.

Если налоговым органом будет установлено, что расходы физического лица превышают его доходы, указанные в декларации, либо факт получения дохода не подтверждается, то этот налоговый орган в течение 5 рабочих дней с даты составления расчета направляет физическому лицу письменное требование о даче пояснений об источниках доходов с приложением копий расчетов. Пояснения в письменной форме должны быть представлены физическим лицом в налоговый орган в течение 30 календарных дней со дня вручения письменного требования (пункт 23 Инструкции №103).

Если физическим лицом не представлены пояснения об источниках доходов или представленные пояснения не позволяют установить источник доходов, доходы физического лица, исчисленные исходя из сумм превышения расходов над доходами, подлежат налогообложению в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь (часть 7 статьи 12 Закона №174-З).

Налоговая база подоходного налога по таким доходам определяется как денежное выражение суммы такого превышения. Ставка подоходного налога в отношении доходов, исчисленных налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами физических лиц, составляет 16 процентов (подпункт 4.2 пункта 4 статьи 173 НК).

Исчисленные суммы подоходного налога предъявляются к уплате физическому лицу на основании извещения налогового органа.

Извещение налогового органа с предъявляемой суммой налога направляется физическому лицу по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается физическому лицу лично под роспись или иным способом, позволяющим достоверно установить дату его получения физическим лицом.

Как видно из сказанного, несмотря на существенно подешевевшие автомобили, расслабляться не стоит ни при их продаже, ни при приобретении. На слово налоговые органы верить не привыкли, поэтому перед приобретением дорогостоящего товара не будет лишним вспомнить поговорку «семь раз отмерь, один раз отрежь», да и про 10-летний срок давности тоже забывать не стоит…

Юрий ЛИХУТА
ABW.BY

Источник: https://www.abw.by/novosti/law/188732

Ответственность при предоставлении в налоговый орган уточненных деклараций. Корректировка налоговой отчетности

Имеет ли право налоговая спустя 10 лет требовать предоставление декларации?

Юлия Шестова

Специалист по налогам и налогообложению компании RUS TAX CONSULTING

специально для ГАРАНТ.РУ

Возможность внести изменения в налоговую декларацию предусмотрена положениями ст. 81 НК РФ.

Обязанность представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию установлена при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога.

Если же ошибка не привела к занижению суммы налога, налогоплательщик не обязан представлять уточненную налоговую декларацию (постановление ФАС Московского округа от 5 июня 2009 г.

№ КА-А41/3719-09, постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 марта 2010 г. № Ф07-1600/2010, постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 июля 2008 г.

№ А56-21101/2007, постановление ФАС Московского округа от 26 мая 2014 г. № Ф05-4530/14 по делу № А41-25836/2012).

Как долго может продолжаться выездная налоговая проверка? Сколько раз ее можно приостановить и по чьей инициативе? Каким документом подтверждается ее прохождение? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив блок “Советы экспертов. Проверки, налоги, право”.

Оставить заявку

Максимальных сроков, ограничивающих возможность налогоплательщика представить уточненные декларации, ст. 81 Налогового кодекса не содержит.

Поэтому у налоговых органов нет оснований для отказа в принятии уточненных деклараций, представляемых налогоплательщиком за любой период его деятельности (в том числе, ранее чем за три года). Аналогичный вывод представлен в письме ФНС России от 12 декабря 2006 г.

№ ЧД-6-25/1192@, письме ФНС России от 26 сентября 2016 г. № ЕД-4-2/17979, письме Минфина России от 24 августа 2004 г. № 03-02-07/15, а также в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 13 октября 2014 г.

№ Ф05-11530/14 по делу № А40-4499/2014, Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 августа 2014 г. № Ф04-8233/14 по делу № А03-18880/2013.

Однако, если НК РФ не ограничивает налогоплательщика во времени представления уточненных налоговых деклараций, то в отношении возврата излишне уплаченного налога непременным условием является соблюдение трехлетнего срока, после истечения которого осуществить такой возврат будет уже невозможно.

Уточненная декларации представляется по той же форме, которая действовала в периоде совершения ошибки, и в том же объеме (п. 5 ст. 81 НК РФ).

С 1 января 2014 года согласно п. 3 ст. 80 и п. 5 ст. 174 НК РФ плательщики НДС, в том числе налоговые агенты, обязаны представлять налоговые декларации по НДС только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (письмо ФНС России от 30 сентября 2013 г. № ПА-4-6/17542).

Представление декларации по НДС производится по установленному формату в электронной форме начиная с декларации за первый квартал 2014 года (письмо ФНС России от 18 февраля 2014 г. № ГД-4-3/2712, письмо Минфина России от 8 октября 2013 г. № 03-07-15/41875).

Уточненные декларации за налоговые периоды, предшествующие первому кварталу 2014 года, представляются в ранее действовавшем порядке (ФНС России от 15 октября 2013 г. № ЕД-4-15/18437).

Ответственность по ст. 122 НК РФ при представлении уточненной налоговой декларации с суммой налога к доплате.

В рамках камеральной проверки:

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае (п. 4 ст. 81 НК РФ):

  • представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

То есть избежать ответственности по ст.

122 НК РФ возможно, если до момента подачи уточненной декларации уплатить недостающую сумму налога и соответствующую сумму пени и налоговые органы при этом не выставляли требование о предоставлении пояснений или внесении исправлений, связанное с обнаружение ошибки, приводящей к увеличению суммы налога к доплате.

В рамках выездной проверки:

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае (п. 4 ст. 81 НК РФ):

  • представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
  • представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

То есть избежать ответственности по ст.

122 НК РФ можно, если уточненная налоговая декларация подана после истечения срока уплаты налога но до момента, когда налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сборов) узнал о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период (письмо Минфина России от 20 июня 2012 г.

№ 03-04-05/8-751) (то есть до даты ознакомления с решением руководителя налогового органа о назначении выездной налоговой проверки) недостающая сумма налога и соответствующие ей пени уплачены до момента представления уточненной налоговой декларации (расчета).

Таким образом, не считаются выполненными условия освобождения в случае, когда уточненные декларации представлены в период проведения выездной налоговой проверки.

Правомерность такого подхода подтверждается и судебной практикой (например, постановление Президиума ВАС РФ от 26 апреля 2011 г. № 11185/10, постановление ФАС Московского округа от 1 февраля 2013 г. № Ф05-15831/12, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27 августа 2015 г. № Ф10-2516/15 по делу № А68-7542/2014).

Иные обстоятельства, влияющие на привлечение к ответственности по ст. 122 НК РФ при подаче уточненных деклараций

Представление уточненной налоговой декларации и уплата доначисленной суммы налога и соответствующих ей пеней в рамках выездной (камеральной) проверки могут квалифицироваться как обстоятельство, смягчающее ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения.

В описательной части решения предусмотрено указание обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.

Наличие в решении упоминания о представлении уточненной налоговой декларации и уплате доначисленной суммы налога и пеней может помочь налогоплательщику при обращении в управление ФНС России по субъекту РФ с апелляционной жалобой. Вышестоящая налоговая инстанция в свою очередь может воспринять это как обстоятельство, смягчающее ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения, и снизить размер штрафных санкций.

https://www.youtube.com/watch?v=WMAVFNocf50

На то, что подача уточненных налоговых деклараций и уплата доначисленных сумм налогов могут быть учтены в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 26 апреля 2011 г. № 11185/10, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 июня 2015 г. № Ф05-7266/15 по делу № А40-65624/2014.

Источник: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/shestova/1110776/

Уточненная декларация по истечении 3-х лет

Имеет ли право налоговая спустя 10 лет требовать предоставление декларации?

Если допущенная ошибка привела к завышению налоговой базы и повлекла за собой излишнюю уплату налога, организация вправе подать уточненную декларацию.

Срок перерасчета налоговой базы при выявлении ошибок (искажений), приведших к завышению налоговой базы, налоговым законодательством не ограничен. Отказать в приеме уточненной декларации за период, истекший более трех лет назад, налоговая инспекция не вправе.

При этом сам факт подачи уточненной декларации по истечении трех лет с момента излишней уплаты налога не дает организации права на возврат (зачет) суммы налога даже в судебном порядке.

Обоснование

Из рекомендации Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга В каких случаях организация обязана податьуточненную налоговую декларацию

Ситуация: обязана ли организация подать уточненную налоговую декларацию, если ошибка, которая привела к искажению налоговой базы, была допущена более трех лет назад. Ошибка выявлена организацией самостоятельно

Да, обязана, но только в том случае, если ошибка повлекла за собой занижение налоговых обязательств.

Таким образом, ответ на этот вопрос зависит от того, какие уточнения вносятся в налоговую декларацию.

Если в ранее сданной декларации обнаружены неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет, организация обязана подать уточненную декларацию. Это следует из положений пункта 1 статьи 81 и пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ.

Продолжительность периода, в течение которого организация обязана корректировать налоговую базу в связи с ее занижением, налоговым законодательством не ограничена (письмо Минфина России от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-153).

Таким образом, организация, которая самостоятельно выявила ошибку, повлекшую за собой занижение налоговых обязательств, обязана подать уточненную декларацию. Даже если с момента совершения ошибки прошло более трех лет.

Если допущенная ошибка привела к завышению налоговой базы и повлекла за собой излишнюю уплату налога, организация вправе (но не обязана) подать уточненную декларацию. Срок перерасчета налоговой базы при выявлении ошибок (искажений), приведших к завышению налоговой базы, налоговым законодательством также не ограничен.

Более того, отказать в приеме уточненной декларации за период, истекший более трех лет назад, налоговая инспекция не вправе. Об этом сказано в письмах Минфина России от 24 августа 2004 г. № 03-02-07/15, от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-152 и ФНС России от 12 декабря 2006 г. № ЧД-6-25/1192.

Однако окончательное решение в такой ситуации организация должна принять самостоятельно.

Главбух советует: прежде чем подавать уточненные налоговые декларации, оцените целесообразность таких действий. В ряде случаев подача уточненной отчетности может повлечь за собой негативные последствия.

Во-первых, представление уточненной налоговой декларации может повлечь за собой выездную налоговую проверку того периода, за который представлена уточненная отчетность. Проверка будет проведена независимо от того, что налоговые обязательства были искажены более чем три года назад.

Такое право предоставлено налоговым инспекциям абзацем 3 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения приведены в письме ФНС России от 29 мая 2012 г. № АС-4-2/8792.

При этом, исходя из буквального толкования этой нормы, инспекция вправе проверить за данный период любые налоги независимо от того, по какому налогу подается уточненная декларация.

По результатам проверки инспекторы могут выявить нарушения налогового законодательства, а следовательно, доначислить налоги и рассчитать пени. Оштрафовать организацию инспекторы не смогут, поскольку ошибка была допущена более трех лет назад (ст. 113 НК РФ).

Во-вторых, подача уточненной декларации по истечении трех лет с момента излишней уплаты налога сама по себе не дает организации права на возврат (зачет) этой суммы даже в судебном порядке.

По общему правилу к этому моменту срок, в течение которого может быть подано заявление о возврате переплаты, уже истечет (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Например, если организация выявила расходы, которые не были учтены при расчете налога на прибыль пять лет назад, она может включить эти расходы в расчет налоговой базы текущего периода, не подавая уточненной декларации.

Но если по итогам перерасчета она потребует возврата (зачета) излишней суммы налога, инспекция не удовлетворит это требование. Такой вывод подтверждают письма Минфина России от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-152, от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-153 и ФНС России от 29 апреля 2011 г. № АС-4-3/7037.

Тем не менее в некоторых ситуациях уточненные декларации имеет смысл подавать, даже если завышение налоговой базы было обнаружено позже чем через три года.

Например, так следует поступить при наличии доказательств, что организация узнала о наличии переплаты позже момента излишней уплаты налога. Подробнее об этом см.Как вернуть (зачесть) излишне уплаченный (взысканный) налог (сборы, пени, штрафы).

Также уточненную декларацию можно подать, если организация выявила переплату по налогу в связи с ошибкой, допущенной более трех лет назад, а срок подачи заявления на возврат (зачет) излишне уплаченной суммы налога еще не истек.

В таком случае вместе с уточненной декларацией и заявлением на возврат (зачет) переплаты организация по своей инициативе может подать в налоговую инспекцию документы, подтверждающие факт переплаты. Такой вывод следует из письма ФНС России от 12 декабря 2006 г. № ЧД-6-25/1192.

На практике придется представить в инспекцию все документы, на основании которых была составлена уточненная декларация (копии первичных и платежных документов, договоров с контрагентами, счетов-фактур и т. п.).

Источник: https://www.glavbukh.ru/hl/118707-utochnennaya-deklaratsiya-po-istechenii-3-h-let

Срок налоговой давности или срок давности по налогам

Имеет ли право налоговая спустя 10 лет требовать предоставление декларации?

Зачастую, налогоплательщикам приходят требования об уплате налогов за давно прошедшие периоды либо такие налоговые долги взыскиваются через суд. Обычно, в таких ситуациях налогоплательщиков интересует существование срока давности по налогам.

Срок давности по налоговому законодательству

Применительно к налоговым отношениям под сроком давности обычно подразумевается срок, по истечению которого, налоговый орган теряет возможность взыскания долга.

При этом, в Налоговом кодексе РФ (далее – НК) понятия «срок давности по налогам» или «срок налоговой давности» не установлены. Не определен в НК и срок исковой давности – понятие, знакомое многим из Гражданского кодекса РФ. Здесь следует помнить, что гражданское законодательство к налоговым правоотношениям не применяется (п.3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ).

Хотя срок налоговой давности в НК не определен, из совокупности статей 46-48, 69, 70, 89, 100 НК следует, что налоговые органы все же ограничены в сроках выявления и взыскания налоговых долгов. Так, в указанных статьях в НК определены:

  • сроки, для выявления или обнаружения долга налоговым органом, в том числе сроки проведения налоговой проверки (с момента начала проверки до момента вступления в силу решения по ее итогу) –  до 2 лет 1 месяца для выездных налоговых проверок и не более 9,5 месяцев для камеральных проверок ( п.2 ст. 88, п.6 ст.89 НК, ст. 100 НК). Важно помнить еще об одной особенности порядка проведения налоговых проверок – инспекция может проверить в порядке выездной налоговой проверки период не старше трех лет – п.4 ст. 89 НК. Следовательно, если налогоплательщик не был проверен в течение трех лет с момента образования налоговой недоимки, то возможность выявить и взыскать  налоговый орган потеряет;
  • срок, для  предъявления налогоплательщику требования о добровольной уплате долга  (20 дней с момента вступления в силу решения по налоговой проверке либо три месяца со дня выявления инспекцией налогового долга в результате иных мероприятий налогового контроля  – п.1 ст. 70 НК);
  • срок для исполнения налогоплательщиком требования об уплате  долга в добровольном порядке (не менее восьми рабочих дней, с момента получения требования налогоплательщиком (п.4 ст. 69 НК);
  • срок на судебное взыскание добровольно не погашенного налогоплательщиком долга (шесть месяцев с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате налогового долга при взыскании долга за счет денежных средств, или два года с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате  при взыскании долга за счет имущества– ст. 46-48 НК).

Пропуск инспекцией сроков  взыскания налогов  – является основанием для отказа судом в иске налогового органа о взыскании долга с налогоплательщика. Сумма налогового долга, во взыскании которой судом отказано, должна быть признана безнадежной ко взысканию и списана по этому основанию (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК).

При этом, нарушение налоговым органом сроков, установленных НК для проведения контрольных мероприятий, а также сроков для направления требования об уплате налогов, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов (п.37, 60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57) .

Следовательно, срок налоговой давности можно определить  как  установленный в НК период времени для выявления и взыскания налогового долга, по истечению которого, налоговый орган может потерять возможность взыскать долг.

На основании выше приведенных норм НК, в совокупности,

срок налоговой давности составляет:

  • от 2 лет 6 месяцев до 4 лет,  с момента начала выездной налоговой проверки налогоплательщика – если долг выявлен в ходе выездной налоговой проверки;
  • от 1 года 5 месяцев до 2 лет 10 месяцев, с момента начала камеральной проверки декларации налогоплательщика – если долг выявлен по результатам камеральной проверки.

Фактическая длительность срока зависит от вида контрольного мероприятия, в ходе которого долг выявлен (камеральная, выездная налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля).

Также на его длительность влияет способ взыскания долга – взыскание  налога за счет денежных средств либо за счет имущества налогоплательщика.

Можно порекомендовать налогоплательщикам следующее – при получении требования об уплате или судебного заявления налогового органа  о взыскании налогов за давние периоды, необходимо проверить не только обоснованность начисленных в требованиях сумм, но и соблюдение налоговыми органами сроков налоговой давности. В случае если сроки выявления и взыскания налоговым органом пропущены, можно заявлять это в суде  в качестве основания для отказа налоговому органу в иске о взыскании налогов.

Своевременное обращение к профессиональному налоговому юристу или адвокату поможет сформировать грамотную позицию по налоговому спору в суде либо разрешить налоговый спор в досудебном порядке.

Списание задолженности по налогам по иску налогоплательщика

Срок давности для привлечения к налоговой ответственности

Источник: https://tax-support-spb.ru/iz-praktiki-nalogovogo-konsultirovania/srok-davnosti-dlya-vyiyavleniya-i-vzyiskaniya-nalogovoy-nedoimki.html

Закон для всех
Добавить комментарий