Имею ли я право с высшим педагогическим образованием работать воспитателем в детском саду?

Трудовой Кодекс – ТК РФ – Глава 52. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Имею ли я право с высшим педагогическим образованием работать воспитателем в детском саду?

Статья 331. Право на занятие педагогической деятельностью

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

К педагогической деятельности не допускаются лица:лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 332. Особенности заключения и прекращения трудового договора с работниками высших учебных заведений

Трудовые договоры на замещение должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора.

Заключению трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении, а также переводу на должность научно-педагогического работника предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

Конкурс на замещение должности научно-педагогического работника, занимаемой работником, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет.

В целях сохранения непрерывности учебного процесса допускается заключение трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству или в создаваемые высшие учебные заведения до начала работы ученого совета – на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, – до выхода этого работника на работу.Не проводится конкурс на замещение:должностей декана факультета и заведующего кафедрой;должностей научно-педагогических работников, занимаемых беременными женщинами;должностей научно-педагогических работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет.Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.Если работник, занимающий должность научно-педагогического работника по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, по результатам конкурса, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, не избран на должность или не изъявил желания участвовать в указанном конкурсе, то трудовой договор с ним прекращается в соответствии с пунктом 4 статьи 336 настоящего Кодекса.При избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности научно-педагогического работника новый трудовой договор может не заключаться. В этом случае действие срочного трудового договора с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.При переводе на должность научно-педагогического работника в результате избрания по конкурсу на соответствующую должность срок действия трудового договора с работником может быть изменен по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.До истечения срока избрания по конкурсу, предусмотренному частью третьей настоящей статьи, или в течение срока срочного трудового договора в целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности научно-педагогического работника может проводиться аттестация (часть вторая статьи 81 настоящего Кодекса). Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников, утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными. Порядок проведения выборов на указанные должности устанавливается уставами высших учебных заведений.В государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректора, проректоров, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.По представлению ученого совета государственного или муниципального высшего учебного заведения учредитель имеет право продлить срок пребывания ректора в своей должности до достижения им возраста семидесяти лет.С проректорами высшего учебного заведения заключается срочный трудовой договор. Срок окончания срочного трудового договора, заключаемого с проректором, совпадает со сроком окончания полномочий ректора.По представлению ученого совета государственного или муниципального высшего учебного заведения ректор имеет право продлить срок пребывания в должности проректора, руководителя филиала (института) до достижения ими возраста семидесяти лет.

Статья 333. Продолжительность рабочего времени педагогических работников

Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Учебная нагрузка педагогического работника, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а для образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, – типовыми положениями об образовательных учреждениях, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 334. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск

Педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 335. Длительный отпуск педагогических работников

Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.

Статья 336. Дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником

Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником являются:1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения;2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;3) достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии со статьей 332 настоящего Кодекса;

4) неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсу (часть седьмая статьи 332 настоящего Кодекса).

trudkodeks.ru/trudkodeks/trud/trudovoj_kodeks_-_tk_rf_-_glava_52.html

17.08.2019 – Борис Широков

Источник: https://trudkodeks.ru/trudkodeks/trud/trudovoj_kodeks_-_tk_rf_-_glava_52.html

Личный опыт: как устроиться на работу воспитателем и сколько там можно заработать

Имею ли я право с высшим педагогическим образованием работать воспитателем в детском саду?

В последнее время появилось много вакансий воспитателей в дошкольных учреждениях образования. Я за вас прошла пять учреждений, пытаясь устроиться на работу.

Итак, у меня высшее дошкольное образование или образование социального педагога, которое я получила несколько лет назад, и совсем нет опыта работы в дошкольных учреждениях. Поехали!

1. Ясли-сад №17 им.К.Н.Самойловой

Здесь очень приветливая и дружелюбная заведующая. На первый взгляд кажется, что работать под её началом — одно удовольствие.

На группу два воспитателя, работа по сменам: первая с 07:00 до 14:00, вторая с 12:00 до 19:00. Два смежных часа, когда работает два воспитателя. Такой график мне предлагали во всех пяти садиках.

Сам сад небольшой: всего восемь групп, в каждой 20 детей максимум, тогда как в других садах в группе может быть 26−28. Это ещё один плюс для воспитателя.

Вначале мне нужно попасть в отдел кадров районного отдела образования, и если там одобрят моё желание устроиться воспитателем, то дальше я отправлюсь проходить медицинскую комиссию.

Зарплату здесь обещают небольшую: стажа нет, категории тоже. Приблизительно 250 рублей плюс премия. После двух лет работы с дошкольным высшим образованием можно сдать на категорию в этом же детском саду, тогда, конечно, зарплата будет повыше: 250 + премия + стаж + категория.

Коллектив молодой, все работают с энтузиазмом, поэтому если постараться, то можно рассчитывать на хорошую премию.

Меня заверили, что есть и коллеги постарше, которые с радостью поделятся опытом. Заведующая явно находится на своём месте, потому что долго размышляла и аргументировала, в какую группу меня лучше будет поставить: младшую, среднюю или старшую — очень серьёзно подходит работе.

В саду есть методист, обратиться за помощью есть к кому. По занятиям, режиму работы всё расскажет, даст книги, объяснит, что делать. Мне рассказали, что многие, как и я, начинали без опыта и остались работать по сей день. Некоторые устраивались работать с педагогическим образованием, а потом получали второе — дошкольное.

2. Ясли-сад №102 г. Витебска

Сначала мне сказали, что воспитатель требуется на время отсутствия основного работника. При втором разговоре выяснилось, что вакансия как бы есть, но это ещё не точно — работник не определился, увольняется или нет. Поэтому с моим дошкольным образованием меня могут взять на заметку, до тех пор, пока вакансия не появится точно.

«Есть возможность подработать: взять дополнительную смену…»

Здесь мне навскидку (потому что зарплату считает бухгалтер), без опыта работы светит рублей 400. Пояснили, что это зарплата, премия, материальная помощь, доплата за пилотный проект и какой-то пункт «творческий». Повторюсь, что сумма ориентировочная, в ней заведующая не уверена, т.к. не насчитывает заработную плату.

Есть возможность подработать: взять дополнительную смену, если какой-то работник на больничном, сессии, отпуске.

3. Государственный дошкольный центр развития ребёнка №2

Сюда можно устроиться строго с дошкольным образованием, хотя в объявлении указанно — высшее, и ни слова больше. Никакое педагогическое образование не подойдёт. Заведующая пояснила, что каждое учреждение ставит свои требования для тех, кого желает видеть в числе своих работников.

Когда я перезвонила в центр на следующий день, оказалось, что работник уже найден и больше никакие кандидатуры не рассматриваются.

Мне удалось выяснить, что в центре 12 групп и помимо стандартных музыкального и физкультурного залов, ещё есть бассейн и пункт коррекционно-педагогической деятельности. Может именно поэтому к кандидатам строгие требования.

4. Детский сад №65

С дошкольным образованием меня тут ждут почти с объятиями. Рассказали, что с таким образованием не надо нигде терять время, а срочно устраиваться в детский сад.

Зарплата как у бюджетников: чем больше стаж, тем больше получаешь. Минимум — это 300 с копейками…

Дальше принцип как и везде: два года работы и категория. Сказали, что девчонки с высшими категориями получают 550−600 рублей. Подработать здесь легко, если кого-то подменить и взять вторую смену, то зарплата будет больше.

«Растут дети и я, как воспитатель, вместе с ними»

Мне без опыта обещали дать группу с самыми маленькими детками, чтобы адаптироваться и довести группу до выпускного: растут дети и я, как воспитатель, вместе с ними.

На мой вопрос, стоит ли походить какое-то время вместе с более опытным воспитателем, чтобы подучиться и разобраться что к чему, мне ответили, что для этого есть заместитель заведующего по основной деятельности, которая возьмёт меня в оборот. Всё расскажет, покажет и поможет — вопросов не будет. И вообще, ещё есть помощник воспитателя и целых два смежных часа со сменным воспитателем.

5. Государственный дошкольный центр развития ребёнка №1

Здесь всё просто: воспитывать я буду ту группу, в которой нет воспитателя, ни больше ни меньше — выбора нет, как и опыта у меня.

Мне сообщили, что девочки без образования и без стажа получали почти 267 рублей + премия. Но мне так и не удалось выяснить, воспитатели — эти девочки без образования или какие-то другие работники центра развития ребёнка. К зарплате, опять же, добавляется премия и материальная помощь, эти суммы варьируются.

Тут же мне сказали, что без образования никуда. Воспитателем могут взять только с педагогическим образованием, либо не раньше, чем на третьем-четвёртом курсе его получения.

Интересно, что заранее обещают материальную помощь… Не дают же её каждый месяц?

Выводы

По некоторым собеседованиям я поняла, что желающих закрыть вакансии воспитателей немного, некоторые из них открыты уже более двадцати дней.

Поэтому в каждый из пройденных мной садов я сделала дополнительный звонок с целью узнать, можно ли устроиться воспитателем без педагогического образования, скажем, с образованием историка или биолога. Везде получила отрицательный ответ.

Тон заведующих заметно менялся, когда я говорила, что у меня высшее образование дизайнера: становился более жёстким и недружелюбным, будто я говорю о совершенно абсурдных вещах — хочу работать водителем, но не училась и не получила права, возьмёте?

Вроде всё правильно, ведь воспитание дошкольников чуть ли не самый важный этап в их дальнейшем развитии.

Но мне вспоминается, как моя знакомая устроилась воспитательницей, ещё учась на заочном факультете по специальности биолог — много лет назад попасть на такую работу было гораздо проще.

Позже она получила второе образование — дошкольное, но вот компрометирующие фотографии детей не перестала постить в instagram. На вопрос, понравится ли родителям, что их ребёнок на просторах интернета, да и дети быстро вырастут, она ответила: «Глупости, это же дети, никто не увидит».

Я позвонила в отделы кадров районных отделов образования, и вот что мне удалось узнать насчёт трудоустройства воспитателем без специального педагогического образования:

1. Первомайский район.

Даже если педагог биологии пойдёт работать воспитателем, всё равно потом придётся переучиться. Может, в каком-то районе и удастся устроиться, но мне ясно дали понять, что не в Первомайском.

Вначале надо поступить на переобучение, и, отучившись несколько курсов, пробовать устроиться воспитателем. Кстати, категорию тоже не удастся получить без специального образования. И контракт спокойно могут не продлевать. В общем, нужно образование с приставкой «педагог».

Потому как прошли времена, когда было легко стать воспитателем и без образования — сейчас проверки одна за другой…

2. Железнодорожный район.

Можно устроиться, если переучусь. Это на усмотрение нанимателя: могу вначале устроиться, а потом переучиться; могу переучиться, а потом устроиться.

Третьего не дано, решила Октябрьский район не мучить.

Судя по вакансиям, воспитателей с образованием не хватает, поэтому если у вас ещё нет дошкольного образования, то смело отправляйтесь его получать – найти работу не составит труда.

×××

В Витебске есть детский сад, в котором не хватает шести воспитателей! Закрыть вакансии не могут, потому, что нет соискателей с образованием, которое пройдёт все проверки…

Подготовила Анастасия Вербицкая.

Смотрите актуальные вакансии и размещайте резюме на сервисе vitebsk.biz/rabota.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.

Источник: https://vitebsk.biz/news/28611/

Более 40% воспитателей не имеют профильного образования, а

Имею ли я право с высшим педагогическим образованием работать воспитателем в детском саду?

“Требуется воспитатель детского сада” — объявлениями пестрят все сайты по трудоустройству. Немного находится желающих за 2 млн рублей (со всеми стимулирующими выплатами!) нести ответственность за 20 малышей.

“Недостойная” — этот эпитет уже накрепко прирос к их зарплате. О том, что труд воспитателей оценивается незаслуженно низко, говорил и Президент на последней пресс–конференции. Конечно, в детский сад никогда не шли за большими деньгами.

Но и одним моральным удовлетворением сыт не будешь.

Кто и куда

Текучка кадров наиболее актуальна для садиков Минска, где объявлениям с приглашением на работу кассиров, продавцов, контролеров торгового зала с зарплатой в 2 — 3 раза выше, чем получает воспитатель, — несть числа.

Вакансий воспитателей — около 130, еще столько же требуется нянь. “Амбразуры” закрывают пенсионерами, студентами. Иногда, принимая в сад ребенка, приглашают и его маму — в помощники.

Более 40 процентов воспитателей не имеют профильного образования.

А ведь еще лет 7 назад говорили о переизбытке педагогов дошкольных учреждений. Детские сады могли себе позволить специалистов только с высшим образованием. В итоге прекратили набор в педагогический колледж им. Танка.

А буквально через пару лет почувствовали кадровый голод и в БГПУ им. Танка увеличили прием на дошкольное образование в два раза, а потом еще в два раза! За три последних года зачислили на дневное отделение за счет бюджета почти 500 человек.

Но заявки работодателей пока удовлетворяются лишь наполовину. В Институте повышения квалификации и переподготовки БГПУ открыли специальность “Дошкольное образование”.

За пять лет комитет по образованию направил на переподготовку 170 специалистов — филологов, психологов, учителей начальных классов и даже экономистов. Только ли в зарплате дело?

В свое время у воспитателей забрали “учительский” отпуск, сократив его с 42 до 30 дней, хотя педагогическая нагрузка у них даже больше, чем у учителей, — 36 часов в неделю.

Через три года отпуск вернули, но отток кадров это все–таки спровоцировало немалый. И все — на фоне увеличения рождаемости, когда необходимость в воспитателях возрастала.

Только в минские садики в минувшем году пришло на 7 тысяч деток больше.

— Текучесть кадров всегда была, — замечает заведующая санаторным детским садом № 360 Минска Светлана Наркевич. — Но когда педагогов было много, мы не замечали оттока.

У нас два молодых физрука отрабатывают распределение. Парень уже получает второе образование по промышленно–гражданскому строительству, девушка уезжает в Америку…

Очень многие уходят в декретные отпуска: пособие по уходу за ребенком немногим отличается от зарплаты некоторых.

Заведующая детским садом № 372 Лариса Герасимова за последние пять лет не смогла удержать ни одного молодого специалиста на должности воспитателя. Одна ушла, решив попробовать себя в организации праздников.

Другая, с трудом отработав два года, увидела себя дизайнером. “Каждый год подаю заявку на молодых специалистов. Но не факт, что дадут. В прошлом году вакансия осталась незаполненной. В этом году два воспитателя уходят на пенсию.

Найти им замену будет сложно”, — сетует Лариса Евгеньевна.

Не “корочка”, а призвание

— Нам сейчас остро не хватает педагогического колледжа! Когда кадрами были укомплектованы все учреждения, думали, что, может, уже и не надо готовить со средним специальным… Но сегодня очевидно, что этой ступеньки к высшему образованию недостает.

Только выпускниками педуниверситета мы не решим проблемы, учитывая, что вуз готовит кадры для всей страны и поступают не только минчане.

А в Минске сегодня работают воспитателями 900 пенсионеров! — говорит главный специалист отдела дошкольного и общего среднего образования комитета по образованию Мингорисполкома Ольга Каплина.

Заведующие тоже признают, что им не хватает именно выпускников со средним специальным образованием. “Те, кто приходил после колледжа, были более мотивированы на работу, дольше задерживались, иногда оставались навсегда.

Они как минимум раз в неделю бывали у нас практике и лучше подготовлены к работе с детьми.

Из вуза все же выходит более затеоретизированный педагог, который не очень–то хочет с высшим образованием в яслях носы вытирать”, — судит по многолетнему опыту работы Лариса Герасимова.

Давно не секрет: многие идут в педагогический вуз за дипломом, а не с мечтой работать с детьми. Абитуриентов меньше, набор на бюджет большой — 170 человек! В итоге берут всех желающих. Легко поступить, легко учиться. А на выходе молодые специалисты устраиваются консультантами в магазины, менеджерами, секретарями.

“У многих мам, чьи детки ходят к нам в сад, педагогическое образование, у некоторых даже дошкольное. Но когда их приглашаю на работу, говорят: “Что вы! Я работаю в регистратуре частной клиники, и меня все устраивает!” Другая — маркетологом на производстве вин. Они не пойдут к нам.

Эта работа требует куда больше сил и энергии”, — рассказывает Лариса Герасимова.

Еще лет 6 назад, по словам заведующих садиками, они могли выбирать педагогов, заключая договор на год–два. А сегодня, наоборот, стараются найти и удержать как можно дольше, предложить контракт на больший срок.

Есть среди воспитателей бывшие торговые работники, швеи, которые пришли вместе с детьми нянями и нашли в этом свое призвание, поступили в педуниверситет. “Но не все хотят получать высшее образование. У нас есть няни, которые организовывают работу с детьми лучше, чем кое–кто из воспитателей, но в вуз отказываются поступать: мол, не потянем.

А ездить на сессии в Солигорский педагогический колледж им, людям семейным, слишком неудобно”, — подчеркивает Лариса Герасимова.

В комитете по образованию говорят: если бы в Минске возобновили набор в педколледж на дошкольное образование, мы бы обеспечили конкурс среди минских школьников. Не все же грезят международными отношениями и менеджментом.

“Мы изучали опыт Германии, там воспитателями работают только со средним специальным образованием. Почему же мы стали нацеливаться исключительно на высшее?” — замечает Ольга Каплина. Да, диплом нужен тем, кто хочет продвигаться по карьерной лестнице. Но не каждый к этому стремится.

У кого–то нет склонностей руководить, зато в работе с детьми он — настоящий профессионал! И таких сегодня очень не хватает.

Кстати

Министерство образования выступило с предложением поэтапно увеличить размер платы родителей за питание детей с 40 до 60 процентов с 1 марта, а с сентября этого года — до 80 процентов (речь о 286,5 тысячи рублей). Сегодня расходы на питание на одного ребенка в день составляют 16 280 рублей.

А мама с папой погашают лишь 6,5 тысячи. В прошлом году бюджетные расходы на одного ребенка составили в среднем более 13 млн рублей в год, тогда как родители компенсировали около 800 тысяч.

Если изменения будут утверждены Советом Министров, это позволит увеличить заработную плату отдельным категориям педагогических работников учреждений дошкольного образования.

Компетентно

Елена Макаревич, главный специалист отдела дошкольного и общего среднего образования комитета по образованию Мингорисполкома:

— В Минске полностью удовлетворяется потребность в местах в дошкольных учреждениях. Частично за счет переукомплектованности садиков. В среднем по городу садики переполнены на 19 процентов. Но эта проблема — только на бумаге. Фактическая наполняемость порой даже не доходит до нормы.

В этом году вышло постановление о повышении доплаты воспитателям и их помощникам, которые работают в переполненных группах. За сложность работы им положен денежный бонус в размере 15 и 10 процентов от тарифной ставки первого разряда за каждого воспитанника сверх нормы. А по факту — некому платить.

Потому что, если по списку 25 детей, то в среднем за месяц посещают сад не более 20.

Сколько у нас родилось малышей?

Год – Количество, тыс.

2004 – 88,943

2006 – 96,721

2008 – 107,876

2010 – 108,050

2012 – 114,999

Источник: https://news.tut.by/society/334767.html

В детский сад с «вышкой»

Имею ли я право с высшим педагогическим образованием работать воспитателем в детском саду?

Министерство образования и науки РФ к следующему году представит финальный вариант профессионального стандарта дошкольных педагогов. Основные требования к тем, кто будет работать с малышами, уже определены. Одно из них – обязательное высшее образование. Надзорные органы уже начали проверки в детсадах.

Если раньше любая молодая мама могла подработать в детском саду, а заодно и зачислить собственного ребенка в дошкольное учреждение, то теперь ей придется получить профильное образование. Уже сейчас диплом педагога – главная гарантия трудоустройства в дошкольное учреждение.

Предположительно, получить высшее педагогическое образование можно будет за счет госбюджета. Воспитатели, имеющее среднее специальное образование, согласно новому закону обязаны получить «вышку». В противном случае с сотрудником без профильного образования придется расстаться.

«Конечно, есть прекрасные педагоги от бога, которые умеют найти подход к детям и не имея диплома, но таких – единицы. В основном же приходится доучивать. Сейчас в нашем саду двое воспитателей без профильного образования.

И стаж большой, и опыт работы есть. Педагоги по призванию, но без «вышки». Пойдут на курсы, а куда деваться? Расставаться мы с ними не хотим», – делится переживаниями заведующая челябинским детским садом №427 Вера Леус.

Введение профессионального стандарта обусловлено новым законом «Об образовании», согласно которому дошкольное образование считается одним из уровней общего. Таким образом, возникла необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям школьных и дошкольных педагогов.

«Подобный вопрос назрел давно. Педагогика – достаточно сложная сфера, и без образования тут никуда: чревато работать, не зная специфики. Все-таки детский сад – это образовательное учреждение, в школу ведь не идут работать без соответствующего диплома, так и здесь – нужна профессиональная подготовка», – добавляет Вера Леус.

Согласно новому стандарту, кроме диплома, от воспитателей потребуется знание специфики дошкольного образования, умение организовывать малышей и учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Согласно новому стандарту, для сотрудников дошкольных учреждений и школ также возможно введение дополнительных специальностей: педагог – психолог и социальный педагог (дефектолог).

«С одной стороны, я согласна с таким законом – образование воспитателю нужно, а то ребенка порой в саду оставлять страшно: такое чувство, что очередного «педагога» взяли с улицы. Да и случаи всякие бывают – то воспитатель ударила ребенка, то вообще на него внимания не обращает.

С этой позиции, я считаю, что образование станет гарантом адекватности педагога – по крайней мере, еще обучаясь и подрабатывая, воспитатель будет знать, что его ждет.

Может, уйдет из профессии вовремя», – считает Светлана, молодая мама одной из воспитанниц челябинского детского сада.

Руководители детских садов признаются, что принимают людей без образования, потому что работать попросту некому. Кадровый голод в школах и детских садах отмечают все госструктуры. Средняя заработная плата воспитателя в регионе – от десяти тысяч рублей.

И согласно мониторингу сайтов с открытыми вакансиями – в дошкольных учреждениях постоянная нехватка кадров: старшему поколению остается совсем немного времени до выхода на заслуженный отдых, а молодые специалисты на низкооплачиваемую работу не торопятся.

В Челябинской области единственный вуз, который готовит будущих воспитателей с дипломом о высшем образовании – педагогический. Стоимость обучения на коммерческой основе на факультете дошкольного образования в этом году составила 63 320 рублей. На выходе выпускник получит диплом бакалавра.

Аналогичная стоимость и на факультете социального (дефектологического) образования. Заочникам – дефектологам повезло немного больше: год обучения обойдется поступающим на платной основе в 29 000 рублей. Однако вузы выполняют план набора на соответствующие специальности, но выпускники работать по профессии не спешат.

Тем не менее, низкая популярность специальности приводит к сокращению бюджетным мест.

«Мне предлагали подработать в детском саду, когда дети маленькие были.

Отказалась, потому что работа предполагала дальнейшее получение педагогического образования, но один диплом у меня уже есть – пришлось бы учиться платно.

Ценник, как всегда, кусался, да и дети – с ними не до дипломов и сессий, хотя с малышами, думаю, мне бы понравилось работать», – рассказала мама двух первоклассников Евгения.

«Да работать скоро некому будет с такой зарплатой, – возмущается Елена, мама мальчика из средней группы. – И так копейки получают, и с дипломом, и без диплома. Давала бы эта вышка гарантию, что хоть зарплату поднимут – еще можно было бы подумать. А так – из своего кармана заплати.

И я не сомневаюсь, что все те мамочки, которые пришли работать без диплома, соберут вещи и уйдут в другую специальность – поденежнее. Приходят-то, в основном, ради собственного ребенка – какая тут любовь к детям? Не смешите.

В садик нынче просто так не попадешь – либо ремонты на круглую сумму оплачивай, либо сама приходи нянчиться с чужими детками», – добавляет она.

В прошлом году ЧГПУ подготовил для системы дошкольного образования 78 специалистов, из которых 35 выпускников – воспитатели, обучавшиеся очно и 22 специалиста – заочника.

В плане набора нынешней приемной кампании предусмотрено 62 места на трех профилях: психология и педагогика дошкольного образования, дошкольное образование, дошкольная дефектология. Желающих получить эти специальности уже 197 человек. Впервые в этом году в ЧГПУ набирают группу по двойному профилю «Начальное образование. Дошкольное образование». На 12 мест подано 99 заявлений.

Источник: https://74.ru/text/education/59376601/

Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста

Имею ли я право с высшим педагогическим образованием работать воспитателем в детском саду?

Актуальный материал: “Министерство просвещения разъяснило порядок применения профстандарта «Педагог»”

Уважаемые коллеги! Юрист профсоюза ответил на многие ваши вопросы, но он не может делать это на постоянной основе. В обязательном порядке мы консультируем только членов профсоюза. Поищите ответ на ваш вопрос в тексте статьи и среди комментариев.

Чаще всего нам поступают вопросы о возможности преподавать не тот предмет, который значится в дипломе об образовании. Ответ на него содержится в разделе 5 «Основные последствия введения профстандартов». Вам нужно посмотреть, относится ли полученная вами специальность к укрупненной группе специальностей согласно Общероссийскому классификатору.

Материалы по теме:

Хорошая новость: введение профстандарта «Педагог» переносится на 1 сентября 2019 года

Минюст не зарегистрировал приказ Минтруда о переносе сроков введения профстандарта «Педагог»

Введение профстандартов: ответы юриста профсоюза на часто задаваемые вопросы 

Сроки введения профстандартов

С 1 января 2017 г. вступает в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. № 544н, которым утверждается профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»).

Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ № 745 от 15.12.2016 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2019) и приказ Минтруда от 26.12.

2016 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2018).

Приказы, по всей видимости, не прошли регистрацию в Минюсте, поэтому найти их текстов в правовых базах пока не удалось.

Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2020 г.

работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении.

К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

К каким категориям работников относится профстандарт «Педагог»

Он относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.

Профстандарт «Педагог» НЕ относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

Ответственность за неприменение профстандарта

Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб.

При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 — 70 000 руб.

Особенность используемой терминологии

Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и социальной защиты РФ координирует разработку стандартов (п. 2).

Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда (п. 25).

Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждено описание девяти уровней квалификации работников. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей ) и 6 уровень (для учителей).

Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра — трудовую функцию.

Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения.

Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.

Основные последствия введения профстандартов

С введением профстандартов преподаванием соответствующих предметов и дисциплин смогут заниматься только те работники, которые обучались по соответствующим направлениями. Однако, не совсем понятно, что должно пониматься под «направлением».

Некоторые специалисты предполагают, что под направлением следует понимать точное соответствие направления подготовки и преподаваемой дисциплины (физик сможет преподавать только физику, но не информатику). Другие же указывают, что под направлением понимается укрупнённая группа в понимании Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г.

N 1061. То есть лицо, получившее образование в области математики сможет вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и т. д. Поскольку в соответствии с п.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. N 1059 г.

Москва «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупнённые группы профессий, специальностей и направлений подготовки. (См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Образование будет соответствовать преподаваемому предмету, если находится с ним в одной укрупненной группе. Укрупненная группа обозначается в классификаторе 2-м и 3-м знаками.)

Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки.

Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя.

Во-вторых, различия между педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования и реализации программ начального школьного образования касается лишь различных трудовых функций и уровней квалификации.

Следует отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2016 г. № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению.

Теперь для учителя это высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. А для воспитателя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. Таким образом, распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области педагогических наук не соответствует последней версии требований профстандарта.

Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада.

Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования.

Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.

В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?

Положение об аттестации (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов);

Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);

Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);

Положение о структурных подразделениях;

Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);

Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);

Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).

Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?

Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.

Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст.

 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следует отметить, что Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ издано письмо № 08-415 от 23 марта 2015 г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования», в котором, в частности, указывается, что «Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры». Вместе с тем, данное письмо не является нормативным актом и не носит обязательного характера.

https://www.youtube.com/watch?v=4bsfIoHZEoI

Если работник отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2020 г. с работником ничего сделать не могут.

Вместе с тем, с окончанием переходного периода все работники, находящиеся на должностях педагогических работников должны соответствовать требованиям профстандарта. Таким образом, с января 2020 г.

работника могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия (ФЗ «О независимой оценке квалификации» вступает в силу с 01 января 2017 г.).

Независимая оценка квалификации, в случае осуществления её по направлению работодателя, проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций. Конкретный порядок проведения оценки утверждается Постановлением Правительства РФ от 16.11.

2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена».

В тридцатидневный срок соискателю выдаётся свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена) или заключение о прохождении квалификационного экзамена (в случае неуспешного прохождения экзамена). В настоящий момент свидетельства о квалификации носят бессрочный характер.

Таким образом, если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам.

При этом, не следует смешивать понятия «аттестации на соответствие занимаемой должности» и «аттестацию на соответствие профессиональному стандарту». В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч.

 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».

Юрий Варламов, юрист МПРО «УЧИТЕЛЬ»

Источник: https://pedagog-prof.org/zashchita-prav/prava-pedagogov/profstandart-pedagog-raz-yasneniya-yurista

Кс признал незаконным увольнение воспитателей детсадов без высшего образования – мк

Имею ли я право с высшим педагогическим образованием работать воспитателем в детском саду?

Все подобные дела будут пересмотрены

23.11.2018 в 19:02, просмотров: 32453

Принимая новый Закон «Об образовании», хотели как лучше. В том числе — закрепляя норму, что с детьми должны работать люди с высшим педобразованием. Но в отношении воспитателей детских садов (и, увы, не только) получилось не как лучше, а как всегда.

Вузовские дипломы из них имеют меньше 50%, а это значит, что все остальные оказались в подвешенном состоянии.

Конечно, тут же обнулять свою команду педагогов, уволив всех не соответствующих новым требованиям, ни один директор в трезвом уме и здравой памяти не станет: уж больно тяжела их работа и малы зарплаты, так что замену можно и не найти.

Но выкинуть при первом же конфликте любого строптивца из их числа стало проще простого. И прецеденты не заставили себя ждать. К счастью, за обиженных вступился КС, признав увольнения воспитателей без дипломов незаконными и потребовав пересмотра их дел.

britanniaschool.net

Поводом для вынесения последнего постановления КС по защите от увольнения аттестованных воспитателей детских садов с педагогическим опытом, но без необходимого образования стало дело Ирины Серегиной. 11 лет она проработала воспитателем в детском саду города Камышин Волгоградской области.

За это время неоднократно проходила аттестации, награждалась грамотами и дипломами, получала благодарности и повышала квалификацию. Короче, все было супер.

Но летом 2017 года женщину уволили со ссылкой на принятый за три года до этого Закон «Об образовании», устанавливающий, что лица, допущенные к педагогической деятельности, должны иметь высшее или среднее профессиональное образование, тогда как Серегина хоть и непрерывно проработала в должности воспитателя почти 30 лет, но диплома не имеет: в 1992 году она завершила обучение в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете с неполным высшим.

Внезапная команда камышинской детсадовской администрации: «С вещами на выход!» — в отношении Серегиной оставляет широчайший простор для размышлений о ее истинных причинах. Вещественных доказательств личного конфликта в деле, понятно, не имеется.

Но не отсутствие же вузовского диплома лежит в его основе! Ведь, как подтверждает статистика, его имеют лишь 46% детсадовских воспитателей, тогда как средним профобразованием (колледж, техникум) обходятся 50%, а еще 4% — и вовсе начальным профтехобразованием (ПТУ).

На этом фоне незаконченное высшее Серегиной выглядит вполне достойно.

Но главное, подчеркнула она в жалобе в КС, что ее уволили «без учета предыдущей педагогической работы и обстоятельств, характеризующих личность и что тем самым законодатель оставил без внимания мои права как педагогического работника на сохранение официально признанного статуса воспитателя 1-й категории». И Конституционный суд воспитательницу из Камышина поддержал!

Ее дело, отмечается в постановлении КС, должно быть пересмотрено, и это отрадно. Однако главное, пожалуй, в другом. Своим решением КС «снял с крючка» сотни тысяч других российских воспитателей, имеющих в активе колоссальный опыт работы и любовь многих поколений детей, но не обладающих дипломами.

«При введении в действие оспоренного закона, — разъясняется в постановлении, — предполагалось, что установленные требования к образованию педагогов должны применяться при решении вопроса о приеме на работу.

Однако если работник, уже состоящий в трудовых отношениях с учреждением, успешно выполнял свои обязанности и прошел аттестацию, то одно только отсутствие у него должного образования не может служить причиной его увольнения.

Таким образом, КС РФ признал неконституционной правоприменительную практику, позволяющую использовать часть 1 ст.

46 Закона «Об образовании в РФ» в качестве единственного повода для прекращения трудового договора с воспитателями дошкольных образовательных организаций, принятых на работу до вступления в силу оспариваемого закона и успешно осуществляющих профессиональную деятельность».

— В России вообще принято работать не по специальности, и криминалом это не считается, — заявила «МК» эксперт по экономике дошкольного образования, главный научный сотрудник Института экономики РАН Людмила Ржаницына.

— Что же касается детских садов, то воспитатели получают так мало, что не могут содержать себя и своих детей. А устраиваются туда зачастую ради того, чтобы пристроить своих детей. Проблема, думается, в другом.

Из Трудового кодекса исчезла статья, что при увольнении сотрудника за него может заступиться профсоюз. В итоге увольняемый оказался один на один с начальником, без третейского суда.

Марина Лемуткина Заголовок в газете: Педагогов вывели из-под удара

Опубликован в газете “Московский комсомолец” №27842 от 24 ноября 2018 Тэги: Дети , Суд    Места: Россия   

“Паразиты”, Хоакин Феникс, Рене Зеллвегер: лица и наряды “Оскара 2020” Блогер-миллионник Ида Галич родила сына: фото счастливой мамы Усы, лапы и хвосты: в Москве прошла выставка кошек Встречу Путина с послами оттенила эффектная шведка Малена Мард: фоторепортаж Подземные пирамиды в Крыму: шокирующие фото исследователей Наталья Ветлицкая впервые выступила на сцене после 25-летнего перерыва Кадры эпидемии коронавируса в Ухане поразили трагизмом Велосипедистка Люсия Яворчекова бросила спорт и стала популярной фотомоделью Её художества: лучшие фото гимнастки-чемпионки Александры Солдатовой Показать еще
Момент столкновения двух катеров в Таиланде попал на видео Пассажиры усинского рейса сняли жесткую посадку самолета на видео Пассажирский самолет сел на брюхо в аэропорту Усинска: видео Дженнифер Лопес и Шакира взорвали соцсети зажигательным танцем на Супербоуле изнутри «коронавирусной» больницы в Ухане напугало пользователей Экономист назвал большую угрозу для России, чем коронавирус Упражнения Путина с клюшкой попали на видео Установлены личности жертв ДТП на улице Свободы Вид забайкальского министра, пришедшего к больному коронавирусом, удивил граждан Показать еще Фото сочных ягодиц Брежневой восхитило фанатов Артем Кошеленко Продюсер Матвиенко: больно видеть, что происходит с рыжим из «Иванушек» MK.RU Кристина Асмус показала “аппетитное” фото в воде Артем Кошеленко Московские хирурги спасли музыканта, который занялся сексом с огурцом Станислав Юрьев Врач назвал оптимальное для здоровья количество секса Анастасия Власова Известная порноактриса раскрыла изнанку профессии Артем Кошеленко Причину внезапной отставки правительства Медведева прояснил отчет Счетной палаты Юлия Калинина “Лукашенко погрузился в глубокий шок” Михаил Катков Правду о родителях, бросивших дочь расти в роддоме, раскрыл суд Дарья Федотова Мишустин на совещании с Путиным ввел новую моду Елена Егорова Сати Казанова рассказала о своей «стыдной» болезни Артем Кожедубов Телескандал с дочерью Успенской разберет американский суд: «Опозорили на всю страну» Екатерина Скрижалина Полуголая Кристина Асмус загородила море и очаровала россиян Павел Быстров Вильфанд дал свой последний прогноз: «На этой неделе случится невероятное» Артем Кожедубов Фото 18-летней Екатерины Климовой восхитило фанатов Артем Кошеленко Успенская ответила на обвинения дочери в издевательствах Артем Кошеленко Германия возмутилась отказом России принять самолет с эвакуированными MK.RU У Ванги нашли пугающее пророчество про коронавирус MK.RU Пляжные фото молодой жены Игоря Николаева вызвали споры в Сети Арсений Томин Трагически погибла красавица дочь экс-главы управления мэрии Москвы Темникова Арсений Томин Хирург раскрыла правду об операциях Пугачевой Артем Кошеленко Telegram-канал: в Москве зафиксирован первый случай заболевания коронавирусом Александр Шляпников Шурыгина назвала любимую позу в сексе и число партнеров Артем Кошеленко Конец света через пять лет: пророчество иранского провидца начало «сбываться» Дмитрий Истров Показать еще Блог Георгия Янса: Слава «Покровителю» Блог Дмитрия Ходарева: Как скорректировать пенсионную реформу, чтобы восстановить социальный консенсус Уфа В Уфе Дима Билан от безысходности перепевал Пугачеву, Аллегрову и Земфиру Псков Пскович преодолел 1400 км, чтобы вернуть свою собаку Ставрополь (Кавказ) Судьбу истощенной матерью-веганкой девочки из Кисловодска решит суд Тверь Дауншифтинг по-русски: как сменить Крайний Север на тверскую глубинку и не пожалеть Улан-Удэ Сосновый Бор в Улан-Удэ почти забыл, что в нем когда-то жил и учился Максим Галкин Томск «Клан Соломатиных» снова не осудят за гибель молодой пациентки

Источник: https://www.mk.ru/social/2018/11/23/ks-priznal-nezakonnym-uvolnenie-vospitateley-detsadov-bez-vysshego-obrazovaniya.html

Закон для всех
Добавить комментарий