Исполяющий обязанности

Правовые аспекты временно исполняющего обязанности руководителя | ЮРЛІГА

Исполяющий обязанности

Довольно часто в практике юристы сталкиваются с запросами, письмами и другими документами с подписями руководителя того или иного учреждения, организации, предприятия или общества с приставками в. и. о. или и. о. Определение правового статуса временно исполняющего обязанности руководителя является существенным моментом для выяснения правовой природы такого положения.

Во-первых, временное исполнение обязанностей руководителя – это временное заместительство, предусматривающее выполнение служебных обязанностей другим работником по более ответственной должности временно отсутствующего руководителя (отпуск, командировка, болезнь и т. д.), когда это связано с производственной необходимостью или распорядительными функциями, сотрудником, работающим на том же предприятии, в учреждении, организации.

Во-вторых, временное исполнение обязанностей является полномочиями, ограниченными во времени исполнения обязанностей, в зависимости от основания временного отсутствия руководителя.

В-третьих, временное исполнение обязанностей отсутствующего руководителя может осуществляться в следующих правовых режимах:

– выполнение обязанностей временно отсутствующего руководителя с сохранением должности по основному месту работы и без освобождения от выполнения основных обязанностей (совмещение);

– выполнение обязанностей временно отсутствующего руководителя с освобождением от выполнения основных обязанностей (временный перевод);

– временное исполнение обязанностей по вакантной должности (постоянный перевод).

Назначение временно исполняющего обязанности оформляется распорядительным документом (указом, постановлением, распоряжением, приказом, протоколом наблюдательного совета общества, протоколом общего собрания общества и т. д.

) органа управления, в зависимости от нормативно-регламентирующих и уставных документов учреждения, организации, предприятия и общества, с обязательным указанием основания временного отсутствия руководителя и срока полномочий временно исполняющего обязанности.

Практикующим юристам при работе с запросами, письмами и другими документами с подписями временно исполняющих обязанности необходимо обязательно выяснить обстоятельства получения соответствующим лицом статуса и. о.

и настаивать на подтверждении полномочий лица с получением копии распорядительного документа, в котором должны быть определены основания временного отсутствия руководителя и срок полномочий временно исполняющего обязанности.

Данные обстоятельства могут повлиять на определение правоспособности временно исполняющего обязанности на выполнение тех или иных служебных обязанностей отсутствующего руководителя.

Полномочия (компетенции) руководителя устанавливаются в зависимости от статуса организации, учреждения, предприятия, общества Конституцией, законами Украины, порядком, положениями, контрактами, должностными инструкциями, другими нормативно-правовыми документами, уставами обществ.

Поскольку лицо, назначенное временно исполняющим обязанности руководителя, должно выполнять полномочия временно отсутствующего руководителя, то необходимо выяснить рамки полномочий временно исполняющего обязанности.

Так, согласно статье 2 Закона Украины «О государственной службе» должность – это определенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица государственного органа и его аппарата, на которую возложен установленный нормативными актами круг служебных полномочий.

Должностными лицами в соответствии с данным Законом считаются руководители и заместители руководителей государственных органов и их аппарата, другие государственные служащие, на которых законами или другими нормативными актами возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций.

В Уголовном кодексе Украины содержится понятие должностного лица.

Так, должностными лицами являются лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также постоянно или временно занимающие на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющие такие обязанности по специальному полномочию.

Постановлением Пленума Верховного Суда Украины «О судебной практике по делам о взяточничестве» № 5 от 26.04.2006 года предусмотрено, что:

Организационно-распорядительные обязанности– это обязанности по осуществлению руководства отраслью промышленности, трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности.

Такие функции выполняют, в частности, руководители министерств, других центральных органов исполнительной власти, государственных, коллективных или частных предприятий, учреждений и организаций, их заместители, руководители структурных подразделений, их заместители, лица, руководящие участками работ.

Административно-хозяйственные обязанности – это обязанности по управлению или распоряжению государственным, коллективным или частным имуществом.

Такие полномочия в том или ином объеме имеются у начальников планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб, заведующих складами, магазинами, мастерскими, ателье, их заместителей, руководителей отделов предприятий, ведомственных ревизоров и контролеров и т. д.

Понятие «консультативно-совещательные функции» четко законодательством Украины не определено.

Таким образом, в случае временного отсутствия руководителя временно исполняющий обязанности должен выполнять полномочия руководителя (организационно-распорядительные функции (обязанности), и/или консультативно-совещательные функции, и/или административно-хозяйственные функции (обязанности)), возложенные на последнего, в соответствии с законами, другими нормативно-правовыми актами, учредительными документами, регулирующими деятельность такого государственного органа, учреждения, предприятия или общества.

Лицо, временно выполняющее обязанности, несет дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность в случае совершения правонарушения, противоправных и преступных действий при исполнении обязанностей.

Обобщая проблематику статуса, отмечу, что законодательством четко не урегулировано понятие временно исполняющего обязанности, нет однообразного соблюдения и применения одной и той же терминологии, нет четко определенных критериев для терминов – полномочия, компетенции, обязанности, права, функции должностных лиц.

Подытоживая вышеизложенное, хотелось бы отметить, что в этой статье кратко описаны наиболее актуальные и обобщенные правовые аспекты статуса и. о.

Юристу при рассмотрении документов за подписью временно исполняющего обязанности необходимо удостовериться, внимательно разобраться в каждом конкретном случае с полномочиями лица и убедиться в его правоспособности.

Буду рад, если этой статьей вызову дискуссию относительно правого статуса и. о.

Вячеслав Кузьмук,управляющий партнер ООО «Юридический советник»

Подготовлено специально для Платформы ЛІГА:ЗАКОН Связаться с редактором

Источник: https://jurliga.ligazakon.net/analitycs/87010_pravovye-aspekty-vremenno-ispolnyayushchego-obyazannosti-rukovoditelya

Назначение исполняющим обязанности — PRAVO.UA

Исполяющий обязанности

Большинство судебных споров, вытекающих из трудовых отношений, связаны с увольнением работника. Данному вопросу и была посвящена состоявшаяся в начале декабря 2006 года практическая конференция.

Доклады выступавших на мероприятии касались разнообразнейших аспектов «расставания» с работником — юридических, психологических, организационных и др.

Читателям же «ЮП» хочу тезисно представить ряд позиций, подтвержденных судебными решениями:

— при увольнении по статье 38 Кодекса законов о труде Украины (КЗоТ) — по инициативе работника — работник вправе отозвать свое заявление до истечения двухнедельного срока уведомления вплоть до дня увольнения, кроме случаев, если на его место приглашено лицо, которому, согласно законодательству, не может быть отказано в заключении трудового договора;

— при увольнении по пункту 1 статьи 36 КзоТ (соглашение сторон) у работника отсутствует возможность отозвать свое заявление;

— при увольнении по пункту 1 статьи 40 КзоТ (изменения в организации труда) работодатель может уволить сотрудника без согласия профсоюза, если отказ профсоюза дать согласие на увольнение носит необоснованный характер;

— отказ сотрудника от прохождения аттестации не является основанием для увольнения.

Однако увольнение сотрудника влечет за собой необходимость заполнения кад­ровой вакансии.

В этой связи на практике не редки ситуации, когда того или иного работника назначают исполняющим обязанности по должности, в том числе и по должности, являющейся вакантной.

Особо интересны подобные назначения руководителей юридических лиц, а также лиц, занимающих должности в органах государственной власти.

Вакантной называют имеющуюся в штатном расписании предприятия, учреждения, организации должность, по которой не заключен трудовой договор. Если работник отсутствует в связи с болезнью, отпуском или командировкой, должность, которую он занимает, не является вакантной. Отсутствие работника на работе, вызванное подобными причинами, мы назовем временным отсутствием работника.

Рассмотрим вопросы, связанные с исполнением работником обязанностей временно отсутствующего работника или с исполнением обязанностей по вакантной должности в тех случаях, когда работник освобождается от выполнения его основной (прежней) работы.

Правовое регулирование отношений, связанных с назначением работника исполняющим обязанности, осуществляется нормами Кодекса законов о труде (КЗоТ) Украины, разъяснением Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 года № 30/32 «О порядке оплаты временного заместительства», действующим в части, не противоречащей КЗоТу (Разъяснение), иными правовыми актами Украины. Косвенным подтверждением возможности применения столь «древнего» документа — Разъяснения — может служить консультация советника Государственного департамента надзора за соблюдением законодательства о труде, предоставленная в издании «Труд и зарплата» № 48 (декабрь 2003 года).

В данном материале мы не будем анализировать подобные ситуации при назначении на «политические» должности, хотя последние акты, прежде всего Президента (относительно временно исполняющего обязанности главы Сумской облгос­администрации, руководителей судов), вызывают вполне четкие аналогии.

Обычно работника назначают исполняющим обязанности по должности в случае отсутствия работника, занимающего эту должность, в связи с его болезнью, нахождением в командировке или отпуске. Однако иногда работника назначают исполняющим обязанности по вакантной должности. Правовой режим данных ситуаций различен.

Назначение работника исполняющим обязанности в связи с отсутствием другого работника, в соответствии со статьей 33 КЗоТа, можно рассматривать как временный перевод работника на другую работу.

Отсутствие работника в связи с болезнью, отпуском или командировкой — это случай производственной необходимости, который позволяет работодателю переводить работника на не обусловленную трудовым договором работу, однако исключительно с его согласия.

В Российской Федерации, в соответствии со статей 74 Трудового кодекса РФ, согласие работника в подобном случае не требуется.

Исполнение обязанностей отсутствующего работника может осуществляться работником одновременно с исполнением обязанностей по его основной работе (совмещение должностей) или с освобождением его от исполнения обязанностей по основной работе.

При этом, в отличие от штатного сов­местительства, совмещение профессий и исполнение обязанностей отсутствующих сотрудников осуществляются только штатными работниками организации, с которыми заключены трудовые договоры о выполнении обязанностей по основной должности (профессии).

Работодатель обязан получить от работника согласие на исполнение обязаннос­тей временно отсутствующего работника.

Работник, давший такое согласие, имеет право на получение доплаты за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.

Положение подпункта «а» пункта 1 Разъяснения устанавливало, что замещающему работнику выплачивается разница между его фактическим окладом и должностным окладом замещаемого работника в том случае, если замещающий работник не является штатным заместителем или помощником отсутствующего работника.

Однако, по моему мнению, это ограничивает права штатных заместителей, имеющих право на получение доплаты.

Если работник освобожден от исполнения обязанностей по основной работе в период временного перевода для замещения отсутствующего работника, он имеет право на оплату труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

Как указывалось выше, назначение работника исполняющим обязанности является его переводом на другую работу.

Временный перевод на другую работу для замещения отсутствующего работника, по моему мнению, возможен только в том случае, когда отсутствие замещаемого сотрудника вызвано командировкой, болезнью, нахождением в отпуске или иными подобными причинами.

Итак, учитывая, что исполнение обязанностей по вакантной должности не допускается, а трудовое законодательство Украины не предусматривает подобного вида временного перевода работника на другую работу, следует считать, что работник, назначенный исполняющим обязанности по вакантной должности, переведен работодателем на данную работу постоянно.

Если перевод осуществлен без письменного согласия работника, но он добровольно приступил к выполнению другой работы, такой перевод может считаться законным.

С моей точки зрения, работник, переведенный на другую работу путем назначения исполняющим обязанности по вакантной должности и впоследствии одобривший данный перевод, считается занимающим данную должность с первого дня такого перевода.

Установление определенного срока при назначении работника исполняющим обязанности по вакантной должности не имеет юридического значения для осуществления правового регулирования данных правоотношений. Временное назначение работника исполняющим обязанности по вакантной должности следует считать постоянным переводом работника на другую работу.

Рассмотрим ситуацию, когда единоличный исполнительный орган юридического лица временно передает свои полномочия частично или полностью какому-либо третьему лицу, как правило — заместителю.

Такая передача полномочий преимущественно осуществляется посредством издания единоличным исполнительным органом какого-либо акта (приказа, распоряжения) о назначении «временно исполняющего обязанности директора (генерального директора, президента и т.д.)».

В этой связи бытуют мнения:

1) издание единоличным исполнительным органом акта о назначении временно исполняющего обязанности является достаточным для передачи временно исполняющему обязанности полномочий единоличного исполнительного органа, включая право действовать без доверенности от имени юридического лица в судебном процессе;

2) объем прав и обязанностей лица, временно исполняющего обязанности, равен объему прав и обязанностей, предоставленных материальным и процессуальным законодательством единоличному исполнительному органу, и включает, в том числе, право совершать без доверенности сделки от имени юридического лица, право вести без доверенности дела юридического лица в суде. Объем прав и обязанностей лица, временно исполняющего обязанности, может быть изменен только в порядке, в котором изменяются права и обязанности единоличного исполнительного органа. Единоличный исполнительный орган не вправе своим приказом или доверенностью изменять объем прав и обязанностей лица, временно исполняющего обязанности.

Представляется, что такой подход к полномочиям лиц, временно исполняющих обязанности, не совсем корректен.

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, состав, порядок назначения (избрания) которых определяется законом и учредительными документами.

Система органов юридических лиц определенного вида устанавливается ГК и ХК Украины, законами, регулирующими правовое положение отдельных видов юридических лиц (например, Законом Украины «О хозяйственных обществах»).

В любом случае перечень органов юридического лица определенного вида является исчерпывающим и содержится либо в законах, либо в законах и учредительных документах. Такой орган, как «временно исполняющий обязанности», не предусмотрен законодательством Украины.

Полномочия по руководству текущей деятельностью юридических лиц, право без доверенности действовать от имени юридического лица, в том числе право представлять интересы юридического лица, право совершать сделки от его имени, право утверждать штаты, издавать приказы законодательством отнесены к компетенции единоличного исполнительного органа.

К компетенции единоличного исполнительного органа отнесено решение всех вопросов, не относящихся к компетенции коллегиальных органов управления юридического лица, то есть компетенция органов юридического лица законами распределена среди прямо оговоренных законом органов.

Даже если учредительные документы юридического лица предусматривают создание такого органа, как «временно исполняющий обязанности», таковой, по моему глубокому убеждению, не будет иметь компетенции.

Наделение подобного органа правом решать какие-либо вопросы будет являться прямым нарушением закона, поскольку в этом случае органы юридического лица будут лишаться права осуществлять полномочия, прямо отнесенные к их компетенции, а положения учредительных документов, противоречащие норме закона, не подлежат применению.

Назначение лица «временно исполняющим обязанности» — это, по существу, формирование единоличного исполнительного органа, так как «временно исполняющий обязанности» наделяется полномочиями единоличного исполнительного органа.

И подобная процедура, осуществленная самим единоличным исполнительным органом юридического лица, по моему мнению, противоречит законодательству.

Если же признать, что «временно исполняющий обязанности» не является органом юридического лица, то у такого лица вообще нет никаких оснований для того, чтобы приобретать гражданские права и принимать гражданские обязанности.

Действительно, существует проблема экстренного формирования единоличного исполнительного органа в ситуациях, когда физическое лицо, выбранное для выполнения функций единоличного исполнительного органа, внезапно оказывается не в состоянии это делать. Представляется, что ее решение заключается в совершенствовании законодательной базы.

В статье использованы материалы II практической конференции «Трудовые отношения: умное увольнение», организованной компанией ConferenceHouse.

Постульга Василий — юрист, г.Киев

Источник: https://pravo.ua/articles/naznachenie-ispolnjajushhim-objazannosti/

Врио начальника – как оформить?

Исполяющий обязанности

Необходимость временного исполнения обязанностей руководителя организации может возникнуть в разных ситуациях. Руководитель компании может уйти в отпуск, уехать в командировку, отсутствовать некоторое время по другим причинам. В таком случае необходим заместитель, исполняющий обязанности директора.

Заместителями, исполняющими такие обязанности, могут стать штатные работники (то есть постоянные сотрудники, которые трудятся по трудовому договору).

Сотрудники, работающие временно (по срочному трудовому договору), тоже могут стать ВРИО или ИО директора.

Как правило, исполняющими обязанности назначаются лица, работающие на должности заместителя руководителя, а при отсутствии таких должностей, обязанности руководителя могут возлагаться на других сотрудников.

Чаще всего ВРИО начальника (временно исполняющими обязанности) становятся постоянные штатные работники. Давайте разберемся, в каком порядке оформлять замещение генерального директора компании или иного руководителя.

Врио директора – в каком порядке оформлять?

От работника, назначаемого в качестве ВРИО, необходимо получить согласие на выполнение дополнительной работы (ст. 60.2 ТК РФ).

Если работник согласен, необходимо заключить с ним дополнительное соглашение к трудовому договору о том, что он теперь временно исполняющий обязанности директора.

В соглашении также необходимо прописать срок замещения, содержание работы, объем исполняемых обязанностей.

Также в допсоглашении нужно указать размер доплаты, положенной ВРИО руководителя.

Стоит отметить, что доплата устанавливается и в случае, если исполнение обязанностей отсутствующего начальника является частью трудовой функции работника согласно трудовому договору.

Если в должностной инструкции работника предусмотрена обязанность по замещению руководителя, организация все равно обязана ему доплачивать, руководствуясь положениями ст. 151 ТК РФ.

Временно исполняющий обязанности директора – как оформить далее? Издать приказ о назначении ВРИО генерального директора. Унифицированной формы приказа нет, составить его можно в свободной форме.

Если в уставе компании не предусмотрено, что работник, который исполняет обязанности генерального директора, представляет интересы организации без доверенности, ему необходимо выдать соответствующую доверенность.

Исполняющий обязанности – как писать в документах?

Часто возникает вопрос, как правильно зафиксировать в документах тот факт, что работник выполнял обязанности руководителя. Необходимо помнить, что в трудовую книжку запись об этом вносить не нужно. Также не нужно вносить ее в личную карточку работника.

Исполняющему обязанности генерального директора, как писать свою должность в документах? Необходимо ли указывать, что он ИО, ВРИО? При подписании документов нужно правильно называть должность подписанта, а указание о том, что он в данный момент исполняет обязанности начальника, не обязательно.

Как писать временно исполняющий обязанности сокращенно? Данный вариант сокращают обычно до четырех букв – ВРИО. Допускаются следующие варианты написания – вр.и.о., ВРИО, ВрИО и т.д., поэтому ответ на вопрос, как писать ВРИО правильно, прост – можно использовать любой понравившийся вариант, принципиального значения это не имеет.

То же касается и ответа на вопрос, как писать «исполняющий обязанности» сокращенно – в данном случае также допускается написание заглавными буквами (ИО), с точками (и.о). Использовать «исп. обяз.» не принято.

Таким образом, ответ на вопрос «как писать ВРИО в документах» будет таким – при подписании документов достаточно написать должность заместителя и (если требуется) подтвердить его полномочия указанием номера доверенности или приказа. При прочих упоминаниях выбирайте понравившийся вариант и придерживайтесь его. Целесообразно выбрать один вариант и только его использовать в дальнейшем.

Врио и ио, в чем разница?

И ИО, и ВРИО на время заменяют руководителя. В чем принципиальное отличие между этими двумя понятиями или они идентичны? Давайте попробуем разобраться.

Чем отличается ВРИО от ИО? В целом, принято считать, что временно исполняющий обязанности сотрудник замещает руководителя в момент его физического отсутствия на работе. То есть начальник продолжает трудиться в организации, но в данный промежуток времени заболел, уехал в длительную командировку, проходит обучение и т.д.

Если же руководитель совсем покинул компанию, то корректно применять другую аббревиатуру – ИО. Она будет значить, что в данный момент позиция директора в компании вакантна, а освободившийся пост временно занимает компетентный сотрудник. Не все специалисты согласны с позицией указания ВРИО или ИО, обозначенной выше, однако она является наиболее распространенной.

Источник: https://spmag.ru/articles/vrio-nachalnika-kak-oformit

КАДРОВИК.UA. Головний кадровий журнал України.. Исполняющий обязанности: статус в теории и на практике

Исполяющий обязанности

Многие компании и предприятия используют труд работников, по определенным обстоятельствам не утвержденных в соответствующей вакантной должности на постоянной основе. Такие работники называются исполняющими обязанности. В системе государственной службы случаи назначения исполняющих обязанности тоже нередки.

Чего стоит лишь когорта председателей государственных администраций, которых Президент назначил в обход правительства. Даже в спорте после увольнения главного тренера футбольного клуба собственники назначают кого-то из штата тренеров исполняющим обязанности.

В этой статье предлагаем проанализировать возможность использования формулировки «исполняющий обязанности» в трудовых отношениях и ее соответствие действующему законодательству.

Исполняющий обязанности — это работник (служащий), который фактически выполняет работу (несет службу) по определенной вакантной должности, не занимая ее. При этом важно не путать понятие «исполняющий обязанности» с замещением временно отсутствующего работника (в результате болезни, командировки, отпуска и т. п.

) и заместительством по должности (заместитель, согласно своим служебным обязанностям или соответствующим требованиям нормативных актов, заменяет временно отсутствующего руководителя), поскольку такое замещение/заместительство является выполнением параллельно со своей основной работой дополнительной либо выполнением чужой работы с временным освобождением от своей, и прекращается одновременно с возвращением на рабочее место отсутствующего работника. В нашем же случае речь идет непосредственно о работнике, осуществляющем функции и исполняющим обязанности по вакантной, незанятой должности.

Конституционное законодательство Украины дает определенные ответы на рассматриваемый вопрос. Так, Конституция Украины предусматривает выполнение обязанностей Премьер-министра и членов Кабинета Министров после отставки правительства до момента формирования его нового состава.

Также, согласно Закону Украины «О временном исполнении обязанностей должностных лиц, которых назначает на должность с согласия Верховной Рады Украины Президент Украины или Верховная Рада Украины по представлению Президента Украины» № 709/97 от 10 декабря 1997 года, в случае увольнения (отставки) лица, которое назначает на должность с согласия Верховного Совета Украины Президент Украины, или лица, которое назначает на должность Верховный Совет Украины по представлению Президента Украины, обязанности уволенного лица временно, но не больше одного месяца, выполняет первый заместитель (а в случае его отсутствия — заместитель) этого должностного лица, назначенный конституционно легитимным лицом. Согласно решению Конституционного Суда Украины от 27 апреля 2000 года № 7‑рп/2000, нормы этого Закона распространяются на временное выполнение обязанностей и назначение на должности всех без исключения должностных лиц, которых назначает Президент с согласия Верховного Совета или Верховный Совет по представлению Президента, за исключением Премьер-министра Украины и членов Центральной избирательной комиссии. Итак, Закон автоматически делает исполняющим обязанности первого или одного из других заместителей уволенного должностного лица, что больше похоже на заместительство. Тем не менее назначение временно исполняющим обязанности на вакантную должность лица не из числа заместителей этим нормативным актом не предусмотрено.

Основная проблема в том, что действующее законодательство Украины о труде вообще не содержит понятия «исполняющий обязанности» относительно незанятой должности.

Вместе с тем, согласно постановлению Верховной Рады Украины от 12 сентября 1991 года №1545-XII «О порядке временного действия на территории Украины некоторых актов законодательства Союза ССР», до сих пор является действующим разъяснение Госкомитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС № 30/39 от 29 декабря 1965 года «О порядке оплаты временного заместительства», в котором, по крайней мере, есть несколько абзацев об исполняющем обязанности. В пункте 2 указанного разъяснения идет речь о том, что назначение работника исполняющим обязанности на вакантную должность не допускается. Это возможно лишь на должность, назначение на которую осуществляется вышестоящим органом управления. В этом случае руководитель предприятия, учреждения, организации обязан не позднее месячного срока со дня принятия работника на работу представить в вышестоящий орган управления документы для его назначения на должность. Этот орган в месячный срок со дня получения документов должен рассмотреть вопрос и сообщить руководителю о результатах. То есть, имеем ссылку на «исполняющего обязанности» с одновременным предостережением о невозможности выполнения обязанностей по вакантной должности, за исключением должности, назначает на которую вышестоящий орган управления, причем общий срок такого выполнения не может быть больше двух месяцев.

Что нам дает разъяснение № 30/39? По большому счету, кроме упоминания об «исполняющем обязанности», ничего: ни определения, ни сроков такой работы, ни правового регулирования прекращения, ни возможности занятия должности на постоянной основе не предусмотрено. Тем паче, есть мнение, что пункт 2 разъяснения № 30/39 противоречит законодательству Украины, и на основании постановления Верховной Рады от 12 сентября 1991 года № 1545 не может применяться, поскольку им (законодательством) определен иной порядок назначения на должность, чем установленный для должностных лиц предприятий, учреждений, организаций до обретения Украиной независимости.

Необходимо также иметь в виду, что согласно вышеуказанному постановлению № 1545, действующим на территории Украины остается и Указ Президиума Верховного Совета СССР № 311-IX от 24 сентября 1974 года «Об условиях труда временных работников и служащих» (далее — Указ).

Согласно пункту 1 Указа, временными работниками и служащими считаются работники и служащие, принятые на работу на срок до двух месяцев. И хотя этот Указ не содержит положений об исполняющем обязанности, зато имеет ссылку о возможности использования временного труда и практически соотносится с нашим проблемным вопросом.

Так, словосочетание «возложить выполнение обязанностей» нередко дополняется словом «временно». Соответственно в распорядительном документе или приказе пишется: «Временно возложить выполнение обязанностей».

С точки зрения трудовых правоотношений это сложная юридическая конструкция, поскольку исполняющий обязанности не занимает соответствующую должность, а Указом устанавливаются определенные условия труда штатных работников и служащих, которые работают временно.

Тем не менее, учитывая почти полное отсутствие правового регулирования, убеждаемся в возможности распространения действия Указа на правовой статус временно исполняющего обязанности в части временности, то есть срока не больше двух месяцев.

https://www.youtube.com/watch?v=zRt_v8R9xfQ

Формулировка «временно возложить выполнение обязанностей» или «назначить исполняющим обязанности» так или иначе используется разными органами государства.

Для примера возьмем акты Президента о назначении председателей государственных администраций (Указ от 10 июля 2007 года № 623; Указ от 15 ноября 2007 года № 1097; Указ от 2 ноября 2007 года № 1057; распоряжение от 11 апреля 2007 года № 76/2007‑рп; распоряжение от 24 апреля 2007 года № 89/2007‑рп; распоряжение от 14 октяб ря 2008 года № 296/2008-рп и прочие). Безусловно, эти указы и распоряжения Президента, а также легитимность назначенных лиц вызывают сомнение относительно их законности как в плане непредусмотренного законодательством выполнения обязанностей по вакантной должности, так и в плане временности (все выполняли обязанности больше двух месяцев).

Что касается назначения лица “исполняющим обязанности” на вакантную должность в разрезе трудового права, то, исходя из сказанного выше, работодателям нужно четко запомнить — это незаконно, законодательством Украины такое не предусмотрено.

Назначая лицо временно исполняющим обязанности на вакантную должность, работодатель фактически допускает его к работе, что является полноценным заключением трудового договора согласно статье 24 Кодекса законов о труде (КЗоТ) Украины. И никакие документы, в которых отображается «выполнение обязанностей», не имеют значения.

Единственный аргумент работодателя — это то, что с работником заключен временный трудовой договор, и то при условии, если установленный Указом № 311 срок не истек. Такая же ситуация и при назначении исполняющим обязанности работника, который уже находится в трудовых отношениях с соответствующим предприятием или компанией.

Это является ничем иным, как переводом на другую должность (статья 32 КЗоТ). Если такой перевод осуществлен без письменного согласия работника, но он добровольно приступил к выполнению обязанностей на другой должности (работе), такой перевод является законным, а работник считается занимающим эту должность с первого дня такого перевода.

Добавим, что, согласно пункту  2.

14 приказа Минтруда, Минюста, Минсоцзащиты Украины от 29 июля 1993 года № 58 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников», сведения о работе заносятся в трудовую книжку работника согласно Классификатору ДК 003:2005, который содержит перечень профессий и должностей без единого упоминания о временном выполнении обязанностей.

Вывод: такой статус лица, как «исполняющий обязанности», в трудовых отношениях является некорректным и незаконным. Это больше практическое, чем правовое, состояние. Необходимо или идти за практикой, вносить изменения в КЗоТ и определять правовое регулирование временного выполнения обязанностей (понятие, порядок назначения, сроки пребывания, условия труда, гарантии, возможности для перехода на постоянно и т. п.), или исключить эти практические моменты путем законного запрета на трудовую деятельность в качестве исполняющего обязанности.

Джерело: komuna.lviv.ua

Источник: https://www.kadrovik.ua/content/ispolnyayushchii-obyazannosti-status-v-teorii-i-na-praktike

Закон для всех
Добавить комментарий