Как избежать наказания,если я не остановился по требованию сотрудников полиции?

Что будет, если проигнорировать требование сотрудника ГИБДД об остановке транспортного средства

Как избежать наказания,если я не остановился по требованию сотрудников полиции?

Задумывались ли вы о том, какая ответственность ждет водителя, если проигнорировать требование сотрудника Госавтоинспекции об остановке автомобиля? Казалось бы, нетипичная ситуация. Ведь законопослушный водитель всегда остановится в таком случае.

Но что, например, делать, если вы не увидели сотрудника ГИБДД и проехали мимо, не заметив требование остановиться? Или есть ли ответственность за игнорирование требования сотрудника Госавтоинспекции в случае, если он останавливал машину рукой? Давайте разбираться.

Подробные ответы на эти и другие вопросы, часто возникающие у автолюбителей, – в нашем анализе действующего законодательства.

Для начала давайте вспомним действующие Правила дорожного движения. Обратимся к пункту 6.11 ПДД РФ:

  • 6.11. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном ему месте.

Как видите, водитель, заметив соответствующий жест сотрудника ДПС (требование об остановке), должен остановиться в указанном ему месте. 

Также эта норма прописана и во внутреннем документе МВД, предназначенном для сотрудников полиции (в том числе и для инспекторов ГИБДД ДПС). 

Речь идет об Административном регламенте МВД РФ №664 от 23 августа 2017 года 

Так, согласно пункту 85 Административного регламента № 664 МВД РФ, требование об остановке автомобиля подается сотрудником полиции (инспектором ДПС ГИБДД) с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки.

При необходимости сотрудник ГИБДД для остановки автотранспорта может применять жезл или специальный красный диск со светоотражателем. В этом случае страж порядка обязан направить жезл или красный диск на автомобиль.

В том числе для того чтобы привлечь внимание водителя, полицейский вправе использовать свисток, специальные световые и даже звуковые сигналы. Например, в ночное время это может быть жезл с подсветкой. 

Но какая ответственность может грозить водителю, если проигнорировать жест сотрудника ДПС, означающий остановиться? Ведь, вполне возможно, сотрудник ГИБДД не уполномочен останавливать автомобиль. Если это так, то может ли водитель не принять во внимание жест регулировщика? Лучше, конечно, этого не делать.

Особенно после вступления в силу нового Административного регламента № 664 МВД РФ, который снова разрешил сотрудникам Госавтоинспекции останавливать транспортные средства вне стационарных постов.

Ранее, напомним, сотрудники ГИБДД были не вправе останавливать автотранспорт вне стационарных постов для простой проверки документов.

Останавливать автомобили вне стационарных постов можно было только в случае проведения оперативно-розыскных мероприятий, различных рейдов и т. п. 

Сегодня же сотрудники ДПС имеют право производить остановку транспорта для обычной проверки документов вне стационарных постов. 

Поэтому если раньше вы и могли проигнорировать теоретически требования инспектора об остановке автомобиля в том месте, где это прямо запрещалось регламентом МВД (опять же спорно, так как вы не можете заранее знать, с чем связана остановка автомобиля), то сегодня подобное неподчинение чревато административной ответственностью. Эту ответственность регулирует статья 12.25 КоАП РФ. 

  • Статья 12.25. Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства
  • 1. Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства сотрудникам полиции или иным лицам, которым в случаях, предусмотренных законодательством, предоставлено право использовать транспортные средства, влечет наложение административного штрафа в размере 500 рублей.
  • 2. Невыполнение законного требования сотрудника полиции или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об остановке транспортного средства влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 800 рублей.
  • 3. Невыполнение законного требования должностного лица военной автомобильной инспекции об остановке транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 800 рублей.

Что делать, если водитель не заметил сотрудника ГИБДД, который требовал остановить машину?

Многие нас спрашивают, можно ли избежать штрафа за игнорирование законного требования сотрудника ГИБДД остановить автомобиль? Теоретически сделать это, конечно, можно. Но в этом случае вы должны реально доказать, что не видели сотрудника ДПС на дороге, который своим жестом указывал на требование об остановке транспортного средства.

К сожалению, сделать это легко в теории. На практике, судя по архиву административных дел, в России не много водителей смогли доказать, что их игнорирование требования сотрудника полиции было непреднамеренное. 

Тем не менее мы считаем, что каждый водитель должен до конца отстаивать свои законные права.

Поэтому если вы действительно не видели (и не слышали) сотрудника Госавтоинспекции, который требовал, чтобы вы остановились, то в случае привлечения вас к административной ответственности вы должны обратиться в суд с просьбой отменить постановление о привлечении вас к ответственности. Если проиграете первую инстанцию, не отчаивайтесь. Пишите в вышестоящий судебный орган с просьбой пересмотреть решение суда. 

Кто может останавливать автомобиль на дороге?

Еще один частый вопрос, который интересует многих автолюбителей. Кто вправе производить остановку транспортного средства на дороге? Для начала давайте обратимся к пункту 2.4 действующих Правил дорожного движения:

  • 2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам. В специально обозначенных дорожным знаком 7.14 пунктах транспортного контроля право остановки грузовых автомобилей и автобусов предоставлено также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Как видите, право остановки автомобилей согласно ПДД предоставлено регулировщикам дорожного движения. Но кто к ним относится? 

Для того чтобы это узнать, нужно вспомнить пункт 1.2 ПДД РФ, где описываются все термины и понятия, применяемые в Правилах дорожного движения, действующих в нашей стране. Вот что такое регулировщик согласно ПДД:

«Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование.

Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку.

 К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

Мы специально выделили красным текст, который в принципе наделяет правами регулировщика любого сотрудника полиции. Соответственно, остановить автомобиль имеет право не только любой сотрудник ДПС ГИБДД, но и любой сотрудник патрульно-постовой службы МВД (ППС). 

Могут ли за игнорирование требования остановиться привлечь за неповиновение сотруднику полиции?

Как мы уже сказали, в случае если вы увидели законное требование сотрудника полиции остановить машину, но не выполнили его, то вам грозит административная ответственность согласно части второй статьи 12.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 500 до 800 рублей. 

Но это не единственная статья, которая предусмотрена за игнорирование требования сотрудника ГИБДД.

Дело в том, что в Административном кодексе РФ есть еще статья 19.3, которая прописывает административную ответственность за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции. 

Так, согласно первой части статьи 19.

3 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Мы специально снова выдели красным жирным шрифтом меру ответственности, которая может быть применена к лицу, которое не выполнило требование сотрудника полиции. Но вы скажете, при чем здесь игнорирование требования инспектора ДПС остановиться? 

Все дело в том, что если вы не заметили или специально проигнорировали требования сотрудника полиции (инспектора ГИБДД) об остановке, то, скорее всего, за вами может начаться погоня или о вашем автомобиле сообщат ближайшему экипажу ДПС. В этом случае вы вряд ли отделаетесь статьей 12.25 КоАП РФ. Чаще всего при погоне вменяют статью 19.3 КоАП РФ: Неповиновение законному распоряжению сотруднику полиции. Но как?

Все просто. В протоколе укажут, что вы не хотели выходить после остановки машины и даже сопротивлялись. В этом случае вам уже придется доказывать в суде, что это не так.

К сожалению, согласно судебной практике, суды почти всегда верят словам сотрудников полиции, указывая затем в судебных решениях формулировку: “нет оснований не доверять сотрудникам Госавтоинспекции, находящимся при исполнении служебных обязанностей”.

Как видите, казалось бы, небольшой штраф за неостановку машины по требованию сотрудника ГИБДД не должен вас пугать. Но есть грозная статья 19.3 КоАП РФ, которой любят пугать сотрудники ГИБДД.

Так что лучше будьте внимательны и всегда останавливайтесь в случае требования сотрудника полиции остановить автомобиль в указанном им месте.

Иначе могут быть проблемы с законом и даже есть риск оказаться под арестом.

Может ли сотрудник полиции остановить автомобиль без жезла – рукой?

Да, согласно действующему законодательству регулировщик вправе остановить автомобиль жестом руки (пункт 6.11 ПДД РФ). Также сотрудник ГИБДД может применить жезл и свисток. Об этом также говорит и пункт 85 Административного регламента МВД № 664, принятого 23.08.2017 года. 

То есть сотрудник полиции (инспектор ГИБДД) вправе потребовать остановки машины с помощью соответствующего жеста.

Поэтому вы не имеете права игнорировать требования сотрудника ДПС, если он не использует жезл, свисток и другие средства.

Соответственно, если вы проигнорируете законное требование об остановке транспортного средства, то вам грозит прямая ответственность по статье 12.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 500 до 800 рублей.

Но как понять, что за жест рукой должен сделать сотрудник ДПС, чтобы остановить машину? К сожалению, действующее законодательство дает расплывчатую формулировку жеста для остановки автотранспорта. Закон говорит, что жест должен быть направлен именно на то транспортное средство, которое сотрудник полиции хочет остановить для проверки документов или других процессуальных действий. 

В принципе, не заметить сотрудника ДПС на дороге практически нереально. Если, конечно, не отвлекаться за рулем, что запрещено действующими ПДД. Тем не менее не заметить инспектора ГИБДД все-таки можно. Например, в большом потоке автомобилей при движении на большой скорости. 

Также многие водители часто не понимают, к кому из участников дорожного движения обращен тот или иной жест инспектора ДПС. В этом случае, если у вас есть сомнения, какой именно автомобиль решил остановить сотрудник Госавтоинспекции, лучше остановиться и уточнить этот момент. 

Как доказать, что вы не видели сотрудника ГИБДД на дороге?

В заключение хотели бы отдельно сказать несколько слов о способе доказательств, в случае если вы реально не увидели сотрудника ДПС на дороге. Безусловно, лучшим доказательством будет запись с видеорегистратора, которая, возможно, докажет, что вы реально могли не видеть инспектора в потоке машин.

Также если вас, например, остановили в ночное время на темной дороге и если сотрудник не использовал жезл с подсветкой или свисток, а также специальный светоотражающий жилет с полосками, то это может являться частичным доказательством факта, что вы реально могли не видеть сотрудника полиции, который решил остановить вашу машину. 

Источник: https://1gai.ru/baza-znaniy/vajno-znat/520285-chto-budet-esli-proignorirovat-trebovanie-sotrudnika-gibdd-ob-ostanovke-transportnogo-sredstva.html

От гаишника не убежать

Как избежать наказания,если я не остановился по требованию сотрудников полиции?

Увеличить штраф за выезд на встречную полосу до 10 тыс. руб. и лишать водительских прав при повторной неостановке по требованию сотрудников ГИБДД предложили депутаты Госсовета Татарстана. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму.

Кроме того, законодатели предлагают еще больше ужесточить наказание за «пьяную езду». По мнению разработчиков законопроекта, одна из основных причин ДТП в России — низкая дисциплина участников дорожного движения.

В пояснительной записке к документу авторы законопроекта отмечают, что такие правонарушения, как выезд на полосу встречного движения и управление машиной в нетрезвом виде, стали особо проблемными, так как наказания за них неадекватны возможным последствиям.

Таким образом, депутаты предлагают увеличить административную ответственность по ряду статей КоАП РФ.

Так, в ч. 1 ст. 12.8 КоАП «Управление транспортом водителем, находящимся в состоянии опьянения» они предложили увеличить максимальный срок лишения свободы с двух до трех лет.

За примерное поведение водителям-«лишенцам» могут возвращать права раньше срока. При наличии положительной характеристики с места работы… →

В ч. 4 этой же статьи установить за повторное нарушение сроки от трех до пяти лет (сейчас максимальный срок – три года).

В ч. 4 ст. 12.15 КоАП «Выезд, в нарушение ПДД, на встречную полосу» предлагается повысить штрафы до 10 тыс. руб. (сейчас 5 тыс. руб.) и установить повышенные сроки лишения прав – от шести месяцев до года (в настоящее время от четырех месяцев до полугода).

Кроме того, разработчики законопроекта обращают внимание, что на фоне ужесточения санкций за нарушение ПДД «несоразмерно низким остается административный штраф за невыполнение требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства». В соответствии с ч. 2 ст. 12.25 КоАП он составляет от 500 до 800 руб.

Получается, что, при существенной разнице в санкциях за нарушения ПДД (например, за повторное управление автомобилем в нетрезвом состоянии установлен штраф в 50 тыс. руб.

), «у водителя транспортного средства законодательно предусмотрена возможность избежать административного наказания путем невыполнения законного требования сотрудника полиции об остановке», что и происходит в 70% случаев.

https://www.youtube.com/watch?v=krMBZoc0Vec

Авторы законопроекта рассматривают возможность увеличить штрафы за игнорирование требований дорожной полиции до 1000 руб. При этом ст. 12.25 также планируется дополнить частью 2.1 «Повторное совершение административного правонарушения» —

она предусматривает лишение права управления транспортными средствами на срок в один год.

Как сообщил «Газете.Ru» влиятельный депутат Госдумы РФ от «Единой России», лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков, часть инициатив за повторное нарушение ПДД он готов поддержать в Госдуме после оценки всех статистических данных.

«Если говорить об инициативе коллег об ужесточении санкций за выезд на встречную полосу, то могу сказать, что уже год, как работает закон, автором которого я являюсь, — рассказал Лысаков.

– Он предусматривает альтернативу наказания за это нарушение: до этого было только лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев, мы же ввели альтернативное наказание в виде штрафа 5 тыс. руб.

– решение о нем может принять судья.

Но если человек повторно в течение года выехал на встречку, то его лишают водительских прав на год. Этот закон уже действует, и в таком случае я не вижу необходимости менять санкции.

Осенью мы посмотрим статистику ГИБДД за полгода. И тогда мы уже будем делать выводы о необходимости тех или иных изменений».

Одним из наиболее перспективных предложений, по мнению Лысакова, является введение наказания в виде лишения водительских прав сроком на один год при повторной в течение года неостановке по требованию сотрудников ГИБДД.

В Татарстане и ряде других регионов такая проблема стоит весьма остро: водители устраивают гонки, чтобы скрыться от инспекторов и избежать наказания за совершенное нарушение.

При этом, в случае если водителя поймают, за попытку скрыться ему придется отдать максимум 800 руб.

«Для принятия этой инициативы существует гораздо больше перспектив, поскольку учитывается принцип повторности. И при повторном нарушении санкции увеличиваются, поскольку такие поступки начинают нести постоянный характер.

Один раз можно оступиться и не заметить требование сотрудника ГИБДД, не услышать свисток, не понять, что останавливают именно вас. Но, если такое случается повторно, ответственность должна быть выше.

И эту инициативу мы поддержим».

Экс-глава ГАИ сенатор Владимир Федоров заявил «Газете.Ru», что если водители стали чаще бегать от сотрудников ГИБДД, то последним пора начать прибегать к более жестким мерам задержания.

«Инициативу об ужесточении мер административной ответственности, конечно, можно рассмотреть, — отметил Федеров. – Однако человек должен знать, что, бегай не бегай, его все равно задержат. А если он совершил серьезное правонарушение, то за это уже наступит уголовная ответственность.

Но я уверен, что таких нарушителей необходимо отлавливать всеми способами прямо на месте.

Ведь по номеру машины не определишь, кто был за рулем — родственник или машину угнали. И если в Татарстане появилась такая проблема, то местным сотрудниками ГИБДД нужно просто начать работать более жестко и применять для этого все возможные способы – от раскидывания «ежей» до применения огнестрельного оружия».

Источник: https://www.gazeta.ru/auto/2014/07/24_a_6143925.shtml

Не остановка по требованию сотрудника ГИБДД: 3 случая в 2020 году

Как избежать наказания,если я не остановился по требованию сотрудников полиции?

В законодательной базе есть чётко сформированные пункты, согласно которым инспектор ГИБДД может остановить автомобиль. Итак, какие основания позволяют остановить водителя:

  1. При использовании технических средств или визуально инспектор установил признаки нарушений требований безопасности движения. Явным примером является обгон, который был совершён неправильно, что подвергало опасности самого водителя, а также других участников дорожного движения. И если сотрудник смог это увидеть или зафиксировать, то он имеет полное право остановить автомобиль.
  2. Если инспектор обладает данными, в которых говорится о том, что сам водитель или же пассажиры причастны к каким-либо административным правонарушениям или же к преступлениям. Информация, которая предоставлена дежурным, или же листовки и ориентировки могут быть теми данными, которые позволяют инспектору остановить машину. Показания свидетелей или других участников движения тоже могут быть причиной остановки.
  3. Информация, которая подтверждает, что автомобиль угнан или находится в розыске, даёт право инспектору останавливать водителя. Свидетельские показания и ориентировки всё также могут повлиять на решение инспектора остановить авто.
  4. Если водитель стал очевидцем совершения какого-либо нарушения или неправомерного действия, то его могут попросить дать показания.
  5. Водитель может выступить в качестве понятого. Именно для этого инспектор может попросить совершить остановку. А понятым может стать человек, который не имеет никакого отношения к делу и не заинтересован в его исходе.
  6. Если необходимо выполнить распорядительно-регулировочные действия.
  7. Инспектор может потребовать остановить авто водителя в случае, если транспортное средство нужно в срочном порядке полиции или же работникам медицинской службы.
  8. Когда требуется неотложная помощь, то инспектор даёт сигнал и просит совершить остановку. Например, необходимо помочь пострадавшим в аварии.
  9. Автомобиль могут остановить для того, чтобы проверить находятся ли в ней какие-либо запрещённые препараты, грузы или нелегально находящиеся на территории страны люди.
  10. Самое банальное: инспектор проводит проверку документов.

Сотрудник ГИБДД обязан предъявить документы и аргументировать причину остановки. Если этого не произошло, то водитель вправе отказать инспектору в его просьбе.

Кто может остановить транспортное средство?

Очень важный вопрос: кому принадлежит право останавливать транспортное средство? Если внимательно изучить все причины, в результате которых инспектор может остановить водителя, то может возникнуть ещё один вопрос.

Например, водитель видит, что его пытается остановить врач скорой помощи или пожарной службы, что ему делать в такой ситуации? Ответ здесь один и он однозначный. Водитель авто не обязан совершать остановку.

Останавливаться он обязан только если того требует сотрудник ГИБДД.

Но есть ещё один нюанс, который может вводить в заблуждение автомобилистов. Обычно данный вопрос рождает много споров. Водитель передвигается по трассе, его пытается остановить сотрудник полиции, который не имеет отношения к ГИБДД.

Что делать в таком случае? Нужно ли останавливаться? В Федеральном законе есть пункты, в которых говорится о случаях, когда полицейский имеет полное право остановить водителя. Если проводятся меры по обеспечению безопасности, то сотрудник полиции имеет право остановить авто.

Также он может это сделать, если проводятся всякого рода массовые мероприятия, при преследовании человека, нарушившего закон. И таких ситуаций масса.

Но сотрудники полиции являются не единственными, кто может в таких исключительных случаях останавливать транспортное средство.

Пограничное Управление ФСБ, например, тоже может это сделать, если вдруг автомобилист оказался на территории приграничной. Но какой бы служба ни была, у каждой должна быть особенно веская причина тормозить авто.

Сотрудники ДПС имеют право останавливать авто в первую очередь, другие же инстанции могут это сделать, но уже вторично.

Ответственность, если водитель не остановился по требованию сотрудника ГИБДД

Не подчинение сотрудникам ДПС – что же будет дальше, какой штраф за неостановку по требованию инспектора стоит ждать? В данном случае исход может быть разным за неподчинение представителю власти.

Первый случай: сотрудник ГИБДД может просто отпустить ситуацию и проигнорировать данное невыполнение требований. Чаще всего так поступают с мототранспортными средствами. Многие уверены, что преследование сотрудниками ГИБДД запрещено. Но это мнение ошибочное.

Обычно инспекторы просто думают о том, какие могут быть последствия в процессе преследования. Это может привести к опасным и тяжёлым дорожным происшествиям с плохим исходом. Чаще всего это не стоит того, чтобы так рисковать жизнью не только своей, но и жизнями других участников дорожного движения.

Поэтому уже на другом посту ГИБДД можно ждать повторной просьбы остановиться, так как информация обычно передаётся о правонарушителях.

Когда обнаружилось, что правонарушение не остановившегося водителя очень серьёзное (есть ориентировки, автомобиль числится в угоне), то это зачастую может являться поводом, чтобы пуститься в погоню.

Если автомобилист не выполнил требование остановиться, то в последующем можно ожидать штраф. Штраф за не остановку по требованию инспектора будет составлять от 500 до 800 рублей. Конечно, сумма штрафа не велика. И выписать такой штраф сложно. В данном случае только камеры видеофиксации могут помочь.

Когда можно не останавливаться?

Не всегда инспектор ГИБДД уполномочен останавливать движущийся автомобиль. О том, в каких случаях водитель обязан остановиться, уже сказано. Но стоит рассмотреть и те случаи, когда водитель не остановился по требованию сотрудника ГИБДД.

  1. Если инспектор просит остановиться на том участке дороги, который очень плохо освещён и на улице при этом темно, то в данном случае можно не обращать внимания, передвигаться дальше, не понижая скорости. Но если закрались сомнения по поводу правильности своего поступка, то можно на следующем посту ГИБДД сообщить о том, что вас пытались остановить.
  2. Если безопасность транспортного средства находится под угрозой. Когда водитель видит, что его останавливает инспектор, но при этом понимает, что может произойти дорожно-транспортное происшествие, то можно смело дальше проезжать. В данном случае водитель хочет предусмотреть и избежать негативных последствий.
  3. Если инспектор хочет остановить авто в тех зонах, где видимость ограничена. К таким участкам относят повороты, а точнее дорогу до и после поворота. Это не единственный участок, где запрещено производить остановку. Также это запрещено делать перед перекрёстками или светофорами, перед подъёмом «в гору» или при спуске с неё, а также в любых других местах, которые представляют какую-либо опасность.

Эти случаи являются исключением из правил. И если водитель понимает, что остановка инспектором именно в этом месте производиться не должна, то можно просто игнорировать требование. При этом ответственность за это на водителя накладываться не будет.

Советы юриста о том, как избежать наказания

Конечно, законодательную базу нужно знать и действовать в любой ситуации в рамках закона. Но понятно, что промашки совершают все. Поэтому если вдруг водитель понял, что не остановился по просьбе инспектора ГИБДД, то нужно знать, как действовать раньше.

Зачастую водители могут обнаружить письмо с постановлением, но можно попытаться это постановление оспорить. При этом спор можно решить, опираясь на Административный регламент МВД. Здесь чётко сказано, что инспектор обязан давать понятные знаки и сигналы водителям.

Инспектор должен подавать знак чётким взмахом или жестом руки, или же использовать громкоговоритель. Все действия должны быть направлены чётко в сторону определённой машины.

Из этого следует, что, держа в руках жезл, сигнал должен быть адресован конкретному водителю. Если машина движется по дороге одна, то понятно, что любой сигнал будет направлен в сторону водителя.

Но если поток машин очень большой, то в данном случае инспектор должен подать конкретный знак, который укажет на то, что именно ваш автомобиль он хочет остановить. Но в данном случае очень сложно и трудно понять, кому конкретно подаётся знак об остановке.

И если автомобилист не остановился в силу того, что не понял, к кому обращено данное послание, то никакого правонарушения он не совершил.

Юристы также делают акцент на том, каков был вид инспектора. Особое значение этому придают в ночное время суток. Если водитель понимает, что его пытается кто-то остановить, но при этом не понимает кто, то останавливаться не стоит.

Инспектор должен в данном случае выглядеть соответствующе. Обязательно должны быть светоотражающие значки на одежде, а в руках должен быть светящийся жезл.

Если таких знаков нет, то и остановку можно не совершать, а сослаться на то, что сотрудника не было видно.

Также возникают иногда ситуации, которые выглядят примерно так: инспектор остановил несколько машин, а теперь пытается подойти к каждой, бегая. Так можно сказать в своё оправдание, что просто не увидели инспектора, и по факту добежать именно до вас он просто не успел. В результате вы проехали просто мимо, не обращая внимание на то, есть сотрудник или нет, хочет он вас остановить или нет.

В любом случае лучше всего иметь доказательную базу. Например, при оспаривании очень может помочь видеорегистратор, который ведёт запись. Если таковой записи нет, то у суда могут возникнуть вопросы. В данном случае есть основания полагать, что инспектор был прав, а не вы.

Заключение

Не остановка по требованию сотрудника ГИБДД – какими могут быть последствия? Как говорилось, каких-то больших штрафов и санкций возложено не будет. Максимальный размер штрафа составит 800 рублей. Для многих эта сумма совсем не велика. Но вот чтобы выписать этот штраф, инспектору придётся потрудиться.

Перечень ситуаций, когда водитель должен останавливаться и когда он может этого не делать, достаточно широк. Игнорирование требований инспектора – не всегда плохо, так как наказание за это может не грозить при определённых условиях, которые были рассмотрены выше.

Знание закона подкрепляет действия водителя в определённых случаях. Главное быть уверенным в том, что если инспектор просит остановиться не совсем законно, то водитель этого может с лёгкостью не делать. Но бытует мнение, что всё же лучше остановиться, а потом выяснять, кто прав, а кто – нет.

Если ситуация достаточно спорная, то в таком случае разобраться в ситуации может помочь юрист.

Автомобилистам рекомендуется соблюдать правила дорожного движения, действовать в разных нестандартных ситуациях верно и в рамках закона. В результате успешная езда на транспортном средстве будет гарантированна.

Пожалуйста, оцените статью! (10 4,60 из 5)
Загрузка…Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!

Источник: https://autoizakon.ru/help-voditel/ne-ostanovka-po-trebovaniyu-sotrudnika-gibdd

Как защитить себя, если обвиняют в невыполнении требования об остановке

Как избежать наказания,если я не остановился по требованию сотрудников полиции?

Редкая неделя обходится на ABW.BY без новостей о погоне ГАИ за нарушителями. Как правило, при этом сообщается, что водитель был пьян или скрывался с места ДТП. В общем, картина происшествия достаточно ясная, акценты расставлять не приходится.

Истории, когда погоня происходила за обычным автомобилистом, часто даже не подозревающим, что его кто-то преследует, в СМИ почти не попадают. Но это не значит, что их нет.

Что делать в ситуациях, когда водителя обвиняют в невыполнении требования об остановке транспортного средства, а он пытается доказать, что такое требование он не нарушал? Попробуем разобраться. И для начала обратимся к двум историям.

“Я держал правую руку под щекой, чтобы не захлебнуться”

– Все произошло 19 декабря 2015 года, – рассказывает герой первой истории Владимир, 64-летний житель Бобруйска.

– Я выезжал с улицы Комбинатской в Бобруйске и повернул на улицу Ленина в сторону Георгиевского проспекта.

Я знал, что ранее эта дорога была перекрыта в течение некоторого времени, но прочел в газете, что открытие движения должно было состояться в пятницу, 18 декабря, и смело повернул налево.

В это время на проезжей части шла работа по освобождению дороги для проезда и демонтажу запрещающих знаков. Мне пришлось развернуться, и по левой полосе я тихо поехал по улице Ленина уже в сторону Агромаша.

И здесь я заметил: позади меня едет машина оперативного назначения с включенными маячками красного и синего цветов. Сразу принял решение съехать на правую полосу и остановиться.

Смотрю в правое зеркало заднего вида, чтобы убедиться в безопасности маневра, и вижу два движущихся транспортных средства.

Последующие секунды мне четко запомнились: справа вижу уже автомобиль ГАИ, понимаю, что направо делать маневр нельзя, но сотрудник ДПС решил “помочь” мне – выехал справа наперерез и резко затормозил. Так как скорость моего автомобиля была 30-35, я успел остановить его так, чтобы не случилось ДТП.

Я заглушил мотор, вынул ключ и вышел из машины. Инспектор подбежал ко мне, заломал мою левую руку за спину и потребовал, чтобы я отдал ему ключ от автомобиля. На вопрос “зачем?” он вырвал его силой и закричал про наручники. В секунду я оказался на земле лицом в глубокой луже.

Руки были сильно содраны в кровь, я держал правую руку под щекой, чтобы не захлебнуться, а лейтенант ДПС начал вызывать по рации помощь.

Прижав меня к земле ногами, инспектор надел наручники на руки за моей спиной, а потом отошел в сторону вместе с капитаном и говорит: “Вставай давай!” Я, пенсионер с больными суставами, сделать это самостоятельно не смог. 

После мне разрешили сесть на лавочку на автобусной остановке. Капитан забрал у лейтенанта мой ключ от автомобиля, я, достав из багажника воду, стал умываться и промывать раны. Видя, что много крови, капитан принес бинты, чтобы остановить кровь.

А лейтенант в это время сидел в служебной машине и оформлял бумаги.

Да, у меня не был пройден техосмотр ТС, но, товарищи, по закону за это нужно избивать наших граждан? Где проходит граница между “имею право применять физическую силу” и “переборщил с правами”?

Когда мы поехали в опорный пункт, я написал участковому, что не согласен с тем, что я не подчинялся требованиям сотрудника ДПС.

Когда были составлены все документы и я расписался в них (мне сказали, что это за техосмотр – я без очков не мог прочитать), тот самый лейтенант еще дважды забирал их у меня, якобы он что-то забыл дописать.

Среди нарушений, которые мне вменялись вину, кроме техосмотра было невыполнение требования остановки, поданного с использованием проблесковых маячков красного и синего цветов. Данное нарушение предусмотрено статьей 18.21 КоАП РБ. 

Статья 18.21. Невыполнение требования об остановке транспортного средства

Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требования сотрудника органов внутренних дел об остановке транспортного средства влечет наложение штрафа в размере от двух до восьми базовых величин.

Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, неоднократных требований сотрудника органов внутренних дел об остановке транспортного средства влечет наложение штрафа в размере от трех до десяти базовых величин или лишение права управления транспортными средствами сроком до шести месяцев.

Деяние, предусмотренное частью 2 настоящей статьи, повлекшее преследование такого лица сотрудниками органов внутренних дел, влечет наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин с лишением права управления транспортными средствами сроком до двух лет или без лишения.

Я не стал оспаривать данное решение и заплатил штраф. Позже я обратился в Следственный комитет, требуя оценить действия сотрудников ГАИ, и оттуда пришел ответ, что по изученным документам и рапортам должностных лиц все было законно.

“Если бы увидел, то в любом случае остановился бы”

О, том, что водитель мог не видеть и не слышать требование об остановке, говорят и многочисленные записи автомобилистов на форумах. 

“Ехал по трехполосной дороге, посередине, 76 км/ч. Выбежал гаишник на обочину. Ну, я подумал, что не ко мне, и поехал дальше (т.к. ехал по центру)… Через 10 мин. звонок на сотовый: “Где ваша машина?” При мне, говорю. А в чем дело, говорю.

“Если хотите отделаться малой кровью, приезжайте на место, где не остановились”. Называет адрес – то место, где он выбегал… Приезжаю, показывает 2 фото моей машины – 76 км/ч. Я не спорю, было… Дальше: “Чего не остановились?” Я: “Думал, что не мне…

” Получил еще и по 18.21″. 

“Еду я, никого не трогаю, но с небольшим превышением. Разминаюсь с ДПС-ной машиной, ничего не подозреваю, то есть мигалок не вижу, как и мои пассажиры. Через пару км вижу в зеркалах заднего вида машину ГАИ с включенными мигалками. Я начал тормозить, но не резко, после обгона они пристроились впереди до полной остановки.

После этого составили протокол за превышение скорости, где я согласился, так как оно имело место, а в нагрузку еще неостановку по ст.18.21 ч.1 КоАП РБ. С этим нарушением я был категорически не согласен, о чем и записал в протоколе. Я и в самом деле не видел маячков при встречном разъезде.

Если бы увидел, то в любом случае остановился бы, тем более, мне нечего было скрываться, ведь превышение составило всего 16 км/ч, и предыдущих нарушений скорости у меня не было”.

Адвокат: “Каждое утверждение должно быть проверено”

Безусловно, в словах каждого из автомобилистов надо делать поправку на субъективность.

Однако проблема тем не менее стоит крайне остро: какое поведение водителя следует считать невыполнением требования об остановке транспортного средства? И может ли водитель как-то защитить себя, доказав, что факта неповиновения с его стороны не было? Ситуацию прокомментировала адвокат Наталья Морозова:

– Начнем сначала, то есть с тех моментов, которые закреплены в законодательстве.

В ПДД четко сказано, что “требование сотрудника ГАИ об остановке транспортного средства должно быть подано им своевременно, понятно водителю и выражаться путем подачи сигнала жезлом, жестом руки, с помощью громкоговорящего устройства или путем включения на транспортном средстве оперативного назначения маячка красного цвета“. Правила также предписывают водителю “при приближении транспортного средства оперативного назначения с включенными маячками синего и красного цветов остановиться на обочине, а при ее отсутствии — занять крайнее правое положение в правой полосе движения и остановиться”.

В КоАП, в примечании к статье 18.21, говорится, что “требование сотрудника органов внутренних дел об остановке транспортного средства должно соответствовать Правилам дорожного движения”.

В совокупности что это значит? Водитель, даже увидев включенные проблесковые маячки, в один момент остановиться не может.

Определенное время уйдет на реакцию, оценку дорожной ситуации, выбор места, чтобы не создать помех для других участников дорожного движения, и непосредственно на маневр.

Плюс ГАИ не может требовать остановиться в небезопасном месте, к примеру, на перекрестке, перед пешеходным переходом. Это мы говорим о ситуации, когда водитель сразу воспринял требование об остановке, которое, подчеркну, должно быть подано своевременно и понятно водителю. 

Но бывает всякое. В светлое время суток включенные маячки следующего сзади транспортного средства могут не привлечь внимание водителя, звуковой сигнал можно не услышать, если закрыты окна и громко включена музыка, наконец, водитель какое-то время может не понимать, что требование адресовано именно ему. 

В составе статьи 18.21 принципиально наличие умысла со стороны водителя: он видит требование, осознает его, но не желает выполнять. 

– Как же отстоять свою позицию, если в материалах дела, как правило, фигурируют слова сотрудников ГАИ против слов водителя?

– Главное, что должен понимать каждый, – речь идет об стандартном деле об административном правонарушении. Это значит, что все материалы дела должны быть исследованы полно, всесторонне и объективно, в соответствии с ПИКоАП.

И рапорт милиционера в данном случае такой же источник доказательств, как и объяснение лица, в отношении которого ведется административный процесс.

Орган, ведущий административный процесс, должен использовать все предусмотренные законом механизмы (опросы очевидцев, осмотр места происшествия, проверка показаний на месте, экспертизы и другие процессуальные действия), чтобы прийти к выводу о том, какие факты действительно имели место. 

Говоря простыми словами, могут быть исследованы данные камер видеонаблюдения (если такие были на пути следования), свидетелей.

На месте можно воссоздать события с теми же участниками и проверить, когда были включены маячки, располагал ли водитель возможностью их увидеть.

Следует воспроизвести музыку в машине на той же громкости и убедиться, в состоянии ли был водитель слышать звуковой сигнал. Повторюсь: каждое утверждение как сотрудников ГАИ, так и водителя должно быть исследовано и проверено. 

– А как быть с применением физической силы?

– Всякое применение физической силы со стороны работников правоохранительных органов строго регламентировано Законом РБ “Об органах внутренних дел” и должностными инструкциями. Оно должно быть обусловлено объективными обстоятельствами и зафиксировано в специальном журнале. 

Закон “Об органах внутренних дел Республики Беларусь”

Статья 26. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники

Сотрудник органов внутренних дел при выполнении задач по защите жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств применяет физическую силу, специальные средства, оружие, боевую и специальную технику, если иными способами выполнение этих задач не представляется возможным.

Физическая сила, специальные средства, оружие, боевая и специальная техника применяются исходя из складывающейся обстановки по усмотрению сотрудника органов внутренних дел в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

Применению физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники должно предшествовать четко выраженное и очевидное для лица, против которого они применяются, предупреждение о намерении их применить, за исключением случаев, когда промедление в их применении создаст непосредственную опасность для жизни граждан или может повлечь иные тяжкие последствия.

Во всех случаях, когда избежать применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники невозможно, сотрудник органов внутренних дел обязан стремиться причинить наименьший вред жизни, здоровью, чести, достоинству и имуществу граждан, а также принять меры по немедленному оказанию пострадавшим медицинской и иной необходимой помощи.

О ранении или смерти лица вследствие применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники сотрудник органов внутренних дел обязан немедленно сообщить в ближайший орган внутренних дел, должностные лица которого незамедлительно уведомляют об этом соответствующего прокурора. О каждом случае применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники сотрудник органов внутренних дел обязан уведомить своего непосредственного начальника.

Сотрудник органов внутренних дел не несет ответственности за вред, причиненный в результате применения в предусмотренных настоящим Законом случаях физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, если:

  • им не превышены пределы необходимой обороны или меры, необходимые для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям сотрудников органов внутренних дел в случаях, когда ненасильственными способами это сделать невозможно;
  • он действовал во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения, отданных в установленном порядке, за исключением случаев совершения им умышленного преступления по заведомо преступному приказу или распоряжению;
  • он действовал в условиях обоснованного профессионального риска или крайней необходимости.

Применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники с нарушением требований настоящего Закона влечет ответственность, установленную законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 27. Применение физической силы

Сотрудник органов внутренних дел применяет физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, подручные средства для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, самообороны, преодоления противодействия его законным требованиям, если ненасильственными способами это сделать невозможно.

Если гражданин считает, что с ним обошлись неправомерно, он должен действовать быстро и юридически грамотно: обратиться в отделение милиции с заявлением, зафиксировать травмы на фото и в медицинском учреждении, найти свидетелей.

Он имеет право инициировать проверку, соответствовали ли действия сотрудников милиции закону.

Это большая тема, требующая отдельного рассмотрения, но главное, что должен понимать каждый, – спустя несколько дней, а то и недель невозможно будет ничего доказать. 

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
ABW.BY

Фото предоставлено героем материала и из открытых источников, носят иллюстративный характер

ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/188582_1_350.jpg?v=1458652599

Источник: https://www.abw.by/novosti/law/188582

Не остановка по требованию сотрудника ГИБДД (ДПС): штраф в 2018

Как избежать наказания,если я не остановился по требованию сотрудников полиции?
Время чтения: 3 минут

Участникам дорожного движения хорошо известно правило останавливаться по сигналу инспектора дорожной полиции В противном случае предусмотрено наказание за неостановку по требованию сотрудника ДПС. Однако бывает, что водитель не смог вовремя отреагировать на останавливающий знак и продолжил движение. Подобная ситуация может развиваться в нескольких вариантах.

Когда и как сотрудники ГИБДД имеют право остановить автомобиль

Перед выяснением ответа на вопрос, что будет, если убежать от ДПС в 2020 году, предлагается рассмотреть ситуации по регламенту остановки автомобиля. Согласно действующим правовым нормам, инспектор ГИБДД не должен останавливать автомобиль без необходимости. Другими словами, банальная проверка документов – не причина для остановки. Процедура по такому варианту возможна лишь в 2 случаях:

  • документы проверяются стационарными постами ДПС;
  • документы проверяются в рамках спецмероприятий.

Помимо этих двух случаев, Административным регламентом ГИБДД (п. 63) обозначены другие основания для остановки автомобиля. Основными являются:

  • установленные признаки нарушения ПДД;
  • имеющиеся свидетельства причастности транспортного средства (водителя или пассажиров) к совершенным ДТП, административным правонарушениям или преступлениям;
  • наличие информации об использовании автомобиля в незаконных целях или о розыске транспортного средства;
  • необходимость привлечения участников движения к выяснению обстоятельств ДТП;
  • необходимость использовать транспортное средство сотрудниками ГИБДД или привлечения водителя по оказанию помощи пострадавшим в ДТП.

Каждый водитель обязан знать описанные в Правилах дорожного движения сигналы регулировщика. В случае необходимости сотрудник ГИБДД останавливает транспортное средство одним из таких способов:

  • используя громкоговорящее устройство;
  • выделяя машину жестом и указывая место ее остановки;
  • подавая жест рукой, полосатым жезлом, светоотражающим диском (возвращающим красный цвет);
  • привлекая внимание водителя или других фигурантов дорожного движения свистком и специальными светозвуковыми сигналами.

Добропорядочный водитель, заметив один из подобных сигналов, должен понимать, что особых неприятностей встреча с сотрудниками ГИБДД не принесет. Поэтому его нормальная и естественная реакция – выполнение требований инспектора.

Что будет, если водитель уехал от ДПС? Скорее всего, ее сотрудниками будут приняты меры для задержания и последующее за ним наказание.

Меры по задержанию

Понятия «остановка» и «задержание» принципиально отличаются друг от друга по смыслу и по порядку применения. Задержание – следующий этап после невыполнения требований инспектора остановиться.

Если водитель проигнорировал сигнал сотрудника ГИБДД и не остановился, то формально им совершено административное нарушение. В таком случае регламентирующие документы предоставляют право на задержание – кратковременное ограничение свободы для физического лица.

Главным основанием для такой меры становится необходимость более детального рассмотрения обстоятельств по административному правонарушению: инспектор имеет право и должен выяснить, почему водитель предпочел скрыться. По результатам задержания определяется, что будет, если скрылся от ДПС.

Меры по задержанию чаще всего сводятся к следующему:

  • информация передается другим сотрудникам ГИБДД, которые используют различные способы для того, чтобы остановить транспортное средство;
  • преследование автомобиля, водитель которого проигнорировал требование инспектора об остановке; эта процедура может начаться предупреждением по громкоговорителю и закончиться применением сотрудниками ГИБДД огнестрельного оружия.

Задержание (ограничение свободы) может длиться от 3 часов до 2 суток. Сроки исчисляются от момента доставки задержанного водителя в специальное учреждение или отведенное помещение. Оборудуются таковые в отделениях МВД. Если же водитель был задержан в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, то срок ограничения свободы исчисляется с момента вытрезвления.

Наказание

В случаях неостановки предусмотрено наказание за неподчинение сотрудникам ДПС. В таких случаях инспектор составляет стандартный протокол, которым подтверждается совершенное административное правонарушение. Тогда взыскание за игнорирование требований сотрудника инспекции может колебаться в пределах 500–800 руб.

Конкретная сумма штрафа зависит:

  • от причин, по которым инспектор останавливал транспортное средство;
  • объяснений водителя по поводу неостановки;
  • дополнительно установленных обстоятельств.

Детализацию возможных денежных взысканий содержит таблица штрафов. По ней можно сориентироваться в том, что будет, если «угнал» от ДПС. Окончательное право по выбору размера штрафа исключительно в указанных пределах остается за сотрудником ГИБДД.

Как избежать штрафа

Если дело дошло до того, что за неостановку по требованию сотрудника ГИБДД оформлено постановление, можно воспользоваться правом на оспаривание. Продуктивнее всего строить доказательства, которые оправдывают водителя, на неоднозначности сигналов регулировщика. Защитные положения можно строить приблизительно так:

  • сотрудник ДПС несвоевременно подал знак для остановки;
  • по жесту регулировщика трудно было определить, какой автомобиль он останавливал;
  • жест на остановку подавался нечетко и не сопровождался громкоговорящим устройством или светоотражающим диском;
  • событие происходило в условиях плохой видимости, что помешало различить жесты сотрудника ГИБДД;
  • имеются данные видеорегистратора или согласованные показания свидетелей по происшествию;
  • остановка могла привести к нарушению ПДД или созданию аварийной ситуации.

Подобные аргументы могут убедить в том, что водитель допустил неумышленное административное правонарушение, тогда штрафа за неподчинение сотруднику ГИБДД «нарушитель» может избежать.

Вас остановил сотрудник ГИБДД вне поста ДПС:

Источник: http://avtozakony.ru/shtrafy/narusheniya/neostanovka-po-trebovaniyu.html

Закон для всех
Добавить комментарий