Как обжаловать долг по транспортному налогу за 2008 год?

Справка по результатам изучения практики применения судами Самарской области законодательства Российской Федерации о налогах и сборах

Как обжаловать долг по транспортному налогу за 2008 год?

Обзор документа

Справка по результатам изучения практики применения судами Самарской области законодательства Российской Федерации о налогах и сборах

В связи с поручением Верховного Суда Российской Федерации в Самарском областном суде проведено изучение судебной практики по делам, возникшим в связи с нарушениями налогового законодательства.

Согласно запросу для обобщения из судов Самарской области поступило 522 гражданских дела, рассмотренные в период с 2011 года по июнь 2014 год.

При составлении обзора предметом изучения так же являлись апелляционные определения судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда и постановления президиума Самарского областного суда.

Из поступивших на обобщение дел можно выделить следующие категории:

1. По искам налоговых инспекций о взыскании налога на доходы физических лиц

Всего рассмотрено в годИски удовлетвореныОтказано в удовлетворении искаПроизводство по делу прекращено
2011 – 282431
2012 – 363411
2013 – 2812142
2014 – 1293

2. По искам налоговых инспекций о взыскании транспортного налога с физических лиц

Год рассмотренияИски удовлетвореныОтказано в удовлетворении искаПроизводство по делу прекращено
2011 – 13112
2012 – 312731
2013 – 39336
2014 – 494063

3. По искам налоговых инспекций о взыскании земельного налога с физических лиц

Год рассмотренияИски удовлетвореныОтказано в удовлетворении искаПроизводство по делу прекращено
2011 – 301956
2012 – 261213
2013 – 332832
2014 – 433742

4. По искам налоговых инспекций к физическим лицам о взыскании налога на имущество

Год рассмотренияИски удовлетвореныОтказано в удовлетворении искаПроизводство по делу прекращено
2011 – 301956
2012 – 161213
2013 – 332832
2014 – 433742

Анализ указанных статистических данных позволяет сделать вывод об увеличении количества гражданских дел по искам о взыскании транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Производство по указанным делам прекращалось, в основном, в связи с принятием судом отказа истца от иска в виду добровольной оплаты ответчиками задолженности по налогам и пени.

Основаниями для отказа в удовлетворении исковых требований налоговых органов являлись пропуск налоговым органом срока для обращения в суд с иском о взыскании задолженности, а так же оплата ответчиками недоимки по налогам и пени после обращения налоговой инспекции с иском в суд.

5. По заявлениям налогоплательщиков по оспариванию решений, действий (бездействия) налоговых органов.

Для обобщения практики рассмотрения гражданских дел данной категории из судов Самарской области поступило 22 гражданских дела, по которым решения судов первой инстанции вынесены:

в 2011 году – 3

в 2012 году – 9

в 2013 году – 8

в 2014 году – 2.

Заявления налогоплательщиков по оспариванию решений, действий (бездействия) налоговых органов удовлетворены по 8 гражданским делам, отказано по 14 гражданским делам.

При рассмотрении гражданских дел, связанных с нарушениями налогового законодательства, судами области учитываются следующие положения законодательства.

В соответствии со статьей 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора и прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора или с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

В силу статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена самостоятельно налогоплательщиком в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога производится в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 2 статьи 45 НК РФ).

При изучении практики применения судами области законодательства о налогах и сборах выделены следующие вопросы:

1. Вопросы подсудности гражданских дел, вытекающих из налогового законодательства.

2. Применение судами положений налогового законодательства, устанавливающих процедуру и сроки взыскания налога, сбора, пеней, штрафа.

3. Практика рассмотрения гражданских дел по искам налоговых инспекций о взыскании налога на доходы физических лиц.

4. Практика рассмотрения гражданских дел по искам налоговых инспекций о взыскании транспортного налога.

5. Практика рассмотрения гражданских дел по искам налоговых инспекций о взыскании земельного налога.

6. Практика рассмотрения гражданских дел по искам налоговых инспекций о взыскании с физических лиц налога на имущество

7. Практика рассмотрения гражданских дел по искам налоговых органов о привлечении к субсидиарной ответственности физических лиц и взыскании убытков, связанных с нарушением требований Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.

8. Иные вопросы рассмотрения гражданских дел.

1. Вопросы подсудности гражданских дел, вытекающих из налогового законодательства

Обобщение показало, что судами области правильно применяются нормы гражданско-процессуального и налогового законодательства, регулирующие подсудность дел.

Судами учитывается, что Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 324-ФЗ “О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации” в статью 48 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, которыми установлен порядок обращения налогового органа в суд.

Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно действующему гражданско-процессуальному законодательству приказное производство является упрощенной формой судопроизводства в отличие от искового производства. Требования о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица зачастую носят бесспорный характер.

Данная правовая позиция отражена так же в “Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2011 года” (утверждена Президиумом Верховного Суда РФ 07.12.2011 года).

Обобщением установлены случаи неверного применения указанных норм права судами первой инстанции.

Пример:

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/8277809/

Срок налоговой давности или срок давности по налогам

Как обжаловать долг по транспортному налогу за 2008 год?

Зачастую, налогоплательщикам приходят требования об уплате налогов за давно прошедшие периоды либо такие налоговые долги взыскиваются через суд. Обычно, в таких ситуациях налогоплательщиков интересует существование срока давности по налогам.

Срок давности по налоговому законодательству

Применительно к налоговым отношениям под сроком давности обычно подразумевается срок, по истечению которого, налоговый орган теряет возможность взыскания долга.

При этом, в Налоговом кодексе РФ (далее – НК) понятия «срок давности по налогам» или «срок налоговой давности» не установлены. Не определен в НК и срок исковой давности – понятие, знакомое многим из Гражданского кодекса РФ. Здесь следует помнить, что гражданское законодательство к налоговым правоотношениям не применяется (п.3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ).

Хотя срок налоговой давности в НК не определен, из совокупности статей 46-48, 69, 70, 89, 100 НК следует, что налоговые органы все же ограничены в сроках выявления и взыскания налоговых долгов. Так, в указанных статьях в НК определены:

  • сроки, для выявления или обнаружения долга налоговым органом, в том числе сроки проведения налоговой проверки (с момента начала проверки до момента вступления в силу решения по ее итогу) –  до 2 лет 1 месяца для выездных налоговых проверок и не более 9,5 месяцев для камеральных проверок ( п.2 ст. 88, п.6 ст.89 НК, ст. 100 НК). Важно помнить еще об одной особенности порядка проведения налоговых проверок – инспекция может проверить в порядке выездной налоговой проверки период не старше трех лет – п.4 ст. 89 НК. Следовательно, если налогоплательщик не был проверен в течение трех лет с момента образования налоговой недоимки, то возможность выявить и взыскать  налоговый орган потеряет;
  • срок, для  предъявления налогоплательщику требования о добровольной уплате долга  (20 дней с момента вступления в силу решения по налоговой проверке либо три месяца со дня выявления инспекцией налогового долга в результате иных мероприятий налогового контроля  – п.1 ст. 70 НК);
  • срок для исполнения налогоплательщиком требования об уплате  долга в добровольном порядке (не менее восьми рабочих дней, с момента получения требования налогоплательщиком (п.4 ст. 69 НК);
  • срок на судебное взыскание добровольно не погашенного налогоплательщиком долга (шесть месяцев с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате налогового долга при взыскании долга за счет денежных средств, или два года с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате  при взыскании долга за счет имущества– ст. 46-48 НК).

Пропуск инспекцией сроков  взыскания налогов  – является основанием для отказа судом в иске налогового органа о взыскании долга с налогоплательщика. Сумма налогового долга, во взыскании которой судом отказано, должна быть признана безнадежной ко взысканию и списана по этому основанию (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК).

При этом, нарушение налоговым органом сроков, установленных НК для проведения контрольных мероприятий, а также сроков для направления требования об уплате налогов, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов (п.37, 60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57) .

Следовательно, срок налоговой давности можно определить  как  установленный в НК период времени для выявления и взыскания налогового долга, по истечению которого, налоговый орган может потерять возможность взыскать долг.

На основании выше приведенных норм НК, в совокупности,

срок налоговой давности составляет:

  • от 2 лет 6 месяцев до 4 лет,  с момента начала выездной налоговой проверки налогоплательщика – если долг выявлен в ходе выездной налоговой проверки;
  • от 1 года 5 месяцев до 2 лет 10 месяцев, с момента начала камеральной проверки декларации налогоплательщика – если долг выявлен по результатам камеральной проверки.

Фактическая длительность срока зависит от вида контрольного мероприятия, в ходе которого долг выявлен (камеральная, выездная налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля).

Также на его длительность влияет способ взыскания долга – взыскание  налога за счет денежных средств либо за счет имущества налогоплательщика.

Можно порекомендовать налогоплательщикам следующее – при получении требования об уплате или судебного заявления налогового органа  о взыскании налогов за давние периоды, необходимо проверить не только обоснованность начисленных в требованиях сумм, но и соблюдение налоговыми органами сроков налоговой давности. В случае если сроки выявления и взыскания налоговым органом пропущены, можно заявлять это в суде  в качестве основания для отказа налоговому органу в иске о взыскании налогов.

Своевременное обращение к профессиональному налоговому юристу или адвокату поможет сформировать грамотную позицию по налоговому спору в суде либо разрешить налоговый спор в досудебном порядке.

Списание задолженности по налогам по иску налогоплательщика

Срок давности для привлечения к налоговой ответственности

Источник: https://tax-support-spb.ru/iz-praktiki-nalogovogo-konsultirovania/srok-davnosti-dlya-vyiyavleniya-i-vzyiskaniya-nalogovoy-nedoimki.html

Справка о результатах обобщения судебной практики по делам о взыскании транспортного налога

Как обжаловать долг по транспортному налогу за 2008 год?

На обобщение судебной практики по делам о взыскании транспортного налога поступило 234 дела, из мировых, районных, городских судов г.

Самары и Самарской области, из которых по 98 делам исковые требования удовлетворены, по 22 – отказано в удовлетворении исковых требований, по 102 – производство по делу прекращено, в связи с отказом от иска, по 12 делам исковые требования оставлены без рассмотрения.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (ст.3 НК РФ).

В соответствии со ст. 57 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Под региональными налогами понимаются налоги, которые устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ. При этом региональный налог вводится в действие законом субъекта РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Согласно ст. 14 НК РФ транспортный налог относится к числу региональных. На основании ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законом субъекта РФ, вводится в действие законом субъекта РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ и обязателен к уплате на его территории.

Вводя налог, региональные законодательные органы определяют:

-ставку налога в пределах, установленных НК РФ;

-порядок уплаты налога;

-сроки уплаты налога.

При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться: налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Транспортный налог обладает следующими характеристиками:

-общий: его плательщиками являются как физические, так и юридические лица;

-прямой: взимается непосредственно с имущества;

-регулярный: согласно ст. 360 НК РФ уплачивается с периодичностью 1 раз в год.

В отношении транспортного налога часть элементов налогообложения (объект, база, период, пределы изменения налоговой ставки) установлена федеральным законодательством, а в отношении другой части элементов налогообложения законодательные (представительные) органы субъекта РФ, принимая региональный закон о транспортном налоге, могут устанавливать иные ставки транспортного налога в пределах ставок, предусмотренных главой 28 Налогового кодекса РФ, свой порядок сроки и уплаты налога.

На территории Самарской области действует Закон Самарской области “О транспортном налоге” N 86-ГД от 06.11.2002 г. (с последующими изменениями и дополнениями), который определяет ставки транспортного налога, сроки и порядок его уплаты, устанавливает льготы по транспортному налогу.

Таким образом, при рассмотрении гражданских дел о взыскании транспортного налога, об оспаривании действий налогового органа, в связи с взысканием транспортного налога необходимо руководствоваться Налоговым кодексом РФ и Законом Самарской области “О транспортном налоге”.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Следовательно, для признания лица налогоплательщиком должны выполняться следующие условия: во-первых, транспортные средства должны быть зарегистрированы на данных лиц, во-вторых, речь идет лишь о тех средствах, которые указаны в ст. 358 НК РФ, т.е.

являются объектом налогообложения транспортным налогом (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации), в третьих, по данному транспортному средству налогоплательщиком не является плательщик по доверенности.

Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 “О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации”.

Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности движения МВД Российской Федерации утверждены Приказом МВД Российской Федерации от 27 января 2003 г. N 59 “О порядке регистрации транспортных средств.

Пунктом 12 названных Правил N 59 установлено, что транспортные средства регистрируются только за собственниками транспортных средств, указанными в паспорте транспортного средства, в справке-счете, договоре или ином документе, удостоверяющем право собственности на транспортное средство.

Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзор) утверждены Минсельхозпродом Российской Федерации 16 января 1995 г. Пунктом 2.1. названных Правил установлено, что машины регистрируются за юридическими и физическими лицами, указанными в документе, подтверждающем право собственности, в паспорте самоходной машины и других видов техники.

Таким образом, налогоплательщиками транспортного налога будут являться владельцы транспортных средств.

Судам, при рассмотрении дел о взыскании транспортного налога необходимо проверять к надлежащему ли ответчику (налогоплательщику) предъявлены требования о взыскании налога, является ли он владельцем транспортного средства. Данное обстоятельство подтверждается сведениями из регистрирующего органа.

Регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют: подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации; органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора); таможенные органы РФ; военные автомобильные инспекции.

Пример.

Инспекция Федеральной налоговой службы РФ по Промышленному району г. Самары обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Руденко В.И. суммы задолженности по транспортному налогу за 2006 год.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/8232550/

Транспортный налог за давно проданное авто

Как обжаловать долг по транспортному налогу за 2008 год?

Именно сейчас не искушенные в юриспруденции граждане стали пожинать плоды порочной практики 90-х гг. – так называемой продажи автомобиля по генеральной доверенности. Через много лет после такого действа они вдруг оказываются обязаны государству кругленькую сумму транспортного налога, разумеется, с пенями и штрафами.

Ситуация. В 1991 г. я приобрела и зарегистрировала в МРЭО г. Санкт-Петербурга автомобиль. Мой сын пользовался им по доверенности. В 1995 г. сын продал автомобиль по доверенности, следы нового владельца были утеряны. Поскольку копий документов на автомашину у меня не осталось, я благополучно забыла о ее существовании.

Вдруг бывшие соседи по питерской квартире (в которой ни я, ни сын давно не проживаем) сообщают мне по телефону, что к ним (по адресу регистрации автомобиля) пришло извещение на мое имя о необходимости уплатить транспортный налог и штраф в большой сумме. И это при том, что до 2009 г. никаких напоминаний от налоговой инспекции не поступало!

Правомерны ли в данной ситуации действия налоговой инспекции? Помогите разобраться и подскажите последовательность моих дальнейших действий. Существует ли какой-либо срок исковой давности, ведь с момента продажи автомобиля прошло уже 14 лет?

Продажа по доверенности – казус

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Об этом говорится в ст. 210 ГК РФ.

В отношении личного авто это бремя велико, а в прошлом веке было еще больше. Огромные очереди в ГАИ, чтобы снять с учета и поставить на учет, стали главной причиной распространения в 90-х гг. полулегального способа продажи автомобилей – по генеральной доверенности.

Кроме того, продажа по доверенности была выгодна в плане налогообложения: отпадала необходимость декларировать доход от продажи автомобиля. Те, кто машины продавал не часто, теряли при нормальном оформлении продажи только время (сначала была налоговая льгота, потом имущественные вычеты по НДФЛ).

Те же, кто зарабатывал на продаже подержанных машин, были кровно заинтересованы в продаже по доверенности, чтобы не платить подоходный налог.

Так или иначе примерно треть подержанных авто в России продавалась по доверенности.

Родственнику для пользования автомобилем можно выдать без всякой траты денег простую доверенность на право пользования. Когда выдавалась генеральная доверенность (с правом распоряжения и на осуществление регистрационных действий), подразумевалось, что поверенный в конце концов снимет машину с учета в ГАИ и перерегистрирует ее через комиссионный магазин на себя или на другое лицо.

Классическая схема: доверенность составляли у нотариуса, сначала продавец держал ее у себя, потом покупатель передавал деньги и получал расписку продавца, далее продавец отдавал машину, ключи, доверенность и документы на машину, получая взамен расписку покупателя.

Все делали в один день. Очень редко составляли письменный договор купли-продажи. Выдача доверенности явно противоречила существу фактической сделки купли-продажи, которая, как правило, имела устную форму.

Из доверенности, паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации следовало, что собственником является гражданин, выдавший доверенность. Но при этом он полностью терял всякий контроль над автомобилем и уже не чувствовал себя собственником.

Выдача доверенности перед продажей – абсурд, поскольку сразу после продажи она теряет силу, становится попросту незаконной.

Кто-то может возразить, что до снятия с учета в ГАИ автомобиль продолжал оставаться собственностью продавца. Но это не так. Сделки с воздушными, морскими и речными судами регистрируются в едином государственном реестре как сделки с объектами недвижимости, и без их регистрации право собственности не переходит (ст. ст.

130, 131 и 164 ГК РФ). В то же время автомобили к недвижимости не относятся. Их регистрация предусмотрена исключительно в целях допуска к участию в дорожном движении на территории РФ (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”) и не связана с переходом права собственности.

До тех пор пока согласно документам ГАИ (ГИБДД) собственник прежний, новый не может ездить на машине по дорогам, проходить техосмотр и совершать регистрационные действия без доверенности. Однако он имеет право разобрать автомобиль на запчасти. Можно купить автомобиль и поставить на крышу своего дома в качестве интерьера, при этом регистрировать его не нужно.

Сделка по отчуждению автомобиля может быть совершена в простой письменной форме путем подписания одного документа сторонами (договора) или путем обмена односторонними документами (например, две расписки) (ст. 160, пп. 2 п. 1 ст. 161 и п. 2 ст.

434 ГК РФ). Если же сделка по отчуждению автомобиля исполняется при ее совершении (то есть передача автомобиля и денег происходит одновременно), то она может быть совершена и в устной форме независимо от суммы сделки (п. 2 ст. 159 и п. 2 ст.

161 ГК РФ).

Без бумажки ты букашка

Как вообще стала возможна подобная ситуация?

Жизнь показала, что устное заключение сделки по продаже авто хотя и законно, но неприемлемо для продавца, поскольку лишает его важнейших доказательств. К сожалению, расписки составлялись не всегда и хранились недолго, продавец не снимал копии с доверенности и с документов на машину и вскоре вообще забывал все, даже место нахождения нотариуса. А зря.

Как доказать, что продавец не находился за рулем, когда на авто было совершено уголовно наказуемое преступление или по причине аварии причинен крупный ущерб чужому имуществу, особенно когда истек срок действия доверенности? Правильно, с помощью документов, подтверждающих фактическую продажу автомобиля. Если их нет – беда. Ведь владельцем транспортного средства, по мнению следственных органов, в этом случае придется считать того, за кем последним автотранспортное средство было зарегистрировано в ГАИ.

Аналогичный подход применяют многие суды при рассмотрении налоговых споров, связанных с транспортным налогом. Оказалось, что огромное количество машин, много лет назад переданных по доверенности, новые хозяева не снимали с учета. Когда же срок доверенности истекал, они не могли с машиной совершить никаких регистрационных действий.

Поэтому они либо обращались к продавцу за новой генеральной доверенностью, либо подделывали его подпись и ездили с поддельной простой доверенностью, либо разбирали машину на запчасти. А иногда просто бросали ее, и она где-то стояла и ржавела годами. А тем временем автомобиль продолжал числиться в ГАИ (ГИБДД) за прежним владельцем.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/108682/

Закон для всех
Добавить комментарий