Как опротестовать определение, вынесенное административной комиссией?

Порядок обжалования

Как опротестовать определение, вынесенное административной комиссией?

  1. Судебный порядок обжалования нормативных правовых актов
основные  нормативные акты, устанавливающие порядок обжалованияКодекс административного судопроизводства Российской Федерации (глава 21)
субъект обжалованиягражданин, юридическое лицо в защиту своих прав, свобод и законных интересов;общественное объединение в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом
предмет обжалованиянормативный правовой акт, который применен в отношении заявителя или  регулирует отношения, субъектом которых является заявитель,  и которым, по мнению заявителя, нарушены или нарушаются его права, свободы и законные интересы
вид обращенияадминистративное исковое заявление о признании нормативного правового акта не действующим полностью  или в части
подсудностьКрасносельский районный суд  Санкт-Петербурга
срок исковой давностив течение всего срока действия нормативного правового акта
срок рассмотрения административного искового заявлениядва месяца со дня подачи административного искового заявления

2. Судебный порядок

обжалования ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия)

основные  нормативные акты, устанавливающие порядок обжалованияКодекс административного судопроизводства Российской Федерации (глава 22)Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (глава 24)
субъект обжалованиягражданин, организация, иные лица в защиту своих прав, свобод и законных интересов;общественное объединение в защиту права, свобод и законных интересов всех членов этого общественного объединения, в случае, если это предусмотрено федеральным закономгражданин, организация
предмет обжалованиярешения, действия (бездействие) администрации, должностного лица, государственного служащего администрации, которыми, по мнению заявителя нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанностиненормативный правовой акт, решения, действия (бездействие) администрации, должностных лиц администрации, которые, по мнению заявителя, не соответствуют закону                 или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности
вид обращенияадминистративное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащегозаявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными
подсудностьКрасносельский районный суд Санкт-Петербурга;суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных КАС РФ, – по месту нахождения организации, являющейся административным истцомАрбитражный суд Санкт-Петербурга
срок исковой давноститри месяца со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его права, если КАС РФ  не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суддесять дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов при  оспаривании решений, действий (бездействия) администрации по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным администрацией предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведениятри месяца со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов
срок рассмотренияв течение одного месяца, если иное не предусмотрено КАС РФне более 3 месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения           по делу.

3. Административный (досудебный) порядок обжалования решений, действий (бездействия)

основные  нормативные акты, устанавливающие порядок обжалованияФедеральный закон от 27.07.2010  № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», соответствующий административный регламент

Источник: //www.gov.spb.ru/gov/terr/reg_krasnoselsk/documents/appeal_order/

Обжалуем применение административных штрафов

Как опротестовать определение, вынесенное административной комиссией?

Первое, что стоит отметить — это то, что штрафные санкции согласно КоАП применяются непосредственно к физическим лицам (в нашем случае к бухгалтерам, директорам и ФЛП). В отличие от, например, не менее устрашающих санкций по ст. 265 КЗоТ, где под удар попадает все предприятие (хотя фактически от этого, опять же, страдают бухгалтер и директор).

Второе — применение штрафа по КоАП не означает, что вы застрахованы от применения финансовых санкций, например, по КЗоТ или НКУ. Здесь правило «непривлечения» к одному и тому же виду ответственности дважды за одно нарушение не работает. Причина в том, что финансовые и административные санкции относятся к разным видам ответственности.

Третье — процедура применения административного штрафа.

Привлечение к административной ответственности происходит на основании постановления по делу об административном правонарушении. В свою очередь, само постановление выносится на основании протокола об административном правонарушении.

Четвертое — кто может обжаловать постановление?

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:

а) прокурором (в случаях, предусмотренных КоАП);

б) лицом, в отношении которого вынесено это постановление;

в) потерпевшим.

В ракурсе нашей статьи нам интересно, естественно, «лицо, в отношении которого вынесено постановление».

Общие нюансы привлечения к ответственности обозначили. Теперь можем переходить к важным моментам обжалования наиболее «болезненных» административных штрафов.

Кто выносит постановление и куда подавать жалобу?

Постановления по делу об административном правонарушении могут выносить как органы, которые составляют протокол, так и районные, районные в городах, городские или горрайонные суды (судьи).

Почему это так важно?

Дело в том, что

в зависимости от того, какой орган вынес постановление по делу об административном правонарушении, определяется орган, в который нужно подавать жалобу

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 288 КоАП:

1) постановление административной комиссии обжалуется в исполнительный комитет соответствующего совета или в районный, районный в городе, городской или горрайонный суд в порядке, закрепленном в КАСУ с учетом особенностей, установленных КоАП;

2) решение исполнительного комитета сельского, поселкового, городского совета — в соответствующий совет или в соответствующий суд по КАСУ с учетом положений КоАП;

3) постановление другого органа (должностного лица) о применении административного взыскания — в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в соответствующий суд, в порядке, определенном КАСУ с учетом положений КоАП.

Жалоба, которая поступила в течение 3 суток, направляется вместе с делом органу (должностному лицу), уполномоченному в соответствии с положениями нашего списка ее рассматривать.

Отдельная песня — обжалование постановлений, вынесенных судом. В этом случае жаловаться нужно сразу в суд апелляционной инстанции. При этом апелляционная жалоба подается в соответствующий апелляционный суд через местный суд, который вынес постановление.

Местный суд в течение 3 дней направляет апелляционную жалобу вместе с делом в апелляционный суд. Об апелляционном обжаловании мы еще поговорим подробнее, но чуть позже.

А для большей наглядности предлагаем вам небольшую схему (см. ниже).

Подробнее о компетенции

В большинстве случаев хозсубъекты сталкиваются с постановлениями об административных правонарушениях из пункта 3 нашего списка. То есть речь может идти или о суде общей юрисдикции, или об органах ГФС, Гоструда, Нацполиции и т. д.

Например, в сфере влияния Гоструда вынесение постановлений по ст. 1886 КоАП (неисполнение законных требований должностных лиц органов Гоструда), ч. 5 (нарушения в сфере охраны труда, кроме санитарных норм) и 6 (неуведомление о несчастном случае на производстве) ст. 41 КоАП.

У судов компетенция намного шире. В частности, суды выносят постановления по административным правонарушениям в сфере (перечислим самые «интересные»*):

а) трудовых правонарушений (ч. 1 — 4, 7 ст. 41, ст. 411 — 413 КоАП) — оплата труда, допуск работника без оформления трудового договора (контракта), вопросы, связанные с коллективным договором и т. д.;

б) торговли и общественного питания (ст. 155, ч. 1, 3, 4 ст. 156, ст. 1645 КоАП) — нарушение правил торговли и предоставления услуг; торговля пивом, алкогольными напитками и табачными изделиями без лицензии; хранение или транспортировка алкогольных изделий; фальсификация акцизных марок и т. д.;

в) «валютной дисциплины» (ст. 1621 КоАП) — «возвращение» валюты в Украину;

г) связанной с налоговиками (ст. 1631 — 1634 КоАП)отсутствие или нарушение правил ведения бухучета, невыполнение законных требований должностных лиц органов ГФС, нарушение порядка удержания и перечисления НДФЛ и выплаченных доходов;

д) нарушение порядка ведения хозяйственной деятельности, т. е. без госрегистрации и других разрешительных документов (ст. 164 КоАП).

Судебный сбор vs госпошлина

В соответствии с ч. 4 ст. 288 КоАП лицо, которое обжаловало постановление, освобождается от уплаты госпошлины.

Позволяет ли эта норма не платить судебный сбор? Может, профильный Закон № 3674 нам даст ответ на этот вопрос?

Дело в том, что Закон № 3674 не предусматривает освобождения от уплаты судебного сбора в делах, связанных с обжалованием постановлений об административных правонарушениях. И дальнейшее обжалование в судебных инстанциях не стало исключением.

К тому же, применительно к сбору термин «госпошлина» уже давно не применяется.

В свое время по поводу необходимости уплаты судебного сбора в рамках уже апелляционного обжалования высказывался ВАСУ. В постановлении Пленума ВАСУ от 23.01.2015 г. № 2 он не только обобщил судебную практику по делам, связанным с применением Закона № 3674, но и указал на следующее.

За подачу административного иска об отмене постановления по делу об административном правонарушении лицом, которое было привлечено к административной ответственности и к которому было применено административное взыскание в виде штрафа, судебный сбор не уплачивается в порядке и размерах, установленных Законом № 3674.

Кроме того, подобную правовую позицию сформулировал ВСУ в постановлении от 31.01.2017 г. по делу № 298/1232/15-а**.

Высшая судебная инстанция обратила внимание на то, что нормы Закона № 3674 не содержат положений относительно оснований, условий, размера и порядка уплаты судебного сбора за подачу искового заявления на постановление о применении админвзыскания. Посему и апелляционная, и кассационная жалоба бесплатны.

Следовательно,

за подачу иска об обжаловании постановления о применении административного взыскания, а также апелляционной и кассационной жалобы судебный сбор не уплачивается

Важный момент! Не стоит путать необходимость уплаты судебного сбора при подаче жалобы и взыскание судебного сбора при вынесении «негативного» для нарушителя решения.

В частности, согласно ст. 401 КоАП судебный сбор в производстве по делу об административном правонарушении в случае вынесения судом (судьей) постановления о применении админвзыскания уплачивается лицом, к которому применено такое взыскание. Размер и порядок уплаты судебного сбора устанавливается законом.

При этом взыскиваться с «наказанного» будет судебный сбор в размере 0,2 размера прожиточного минимума для трудоспособных граждан (т. е. 320 грн. по состоянию на 2017 год).

Постановление административного органа (должностного лица) в деле об административном правонарушении вступает в законную силу после окончания срока для его обжалования.

В какие сроки подавать жалобу?

Жалобу на постановление можно подать в течение 10 дней со дня его вынесения. Этот срок применяется как в рамках административного обжалования (т. е. когда вы подаете жалобу на постановление в вышестоящий госорган), так и для судебного обжалования (т. е. когда вы или подаете исковое заявление в местный суд, или в апелляционный административный суд).

В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам он по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, может быть возобновлен органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать жалобу.

Апелляционная жалоба, поданная после окончания этого срока, возвращается апелляционным судом апеллянту, если:

а) он не заявляет ходатайство о возобновлении этого срока;

б) в возобновлении срока ему отказано.

Что в итоге?

По результату рассмотрения жалобы принимается одно из таких решений:

1) оставить постановление без изменений, а жалобу — без удовлетворения;

2) отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение;

3) отменить постановление и закрыть дело;

4) сменить меру пресечения в рамках, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение. В этом случае бояться увеличения штрафных санкций не стоит. Поскольку положения КоАП делать это запрещают.

Постановление судьи в делах об административных правонарушениях вступает в законную силу после окончания срока для подачи апелляционной жалобы

Если будет установлено, что постановление вынесено органом (должностным лицом), неуполномоченным решать это дело, то такое постановление отменяется и дело направляется на рассмотрение компетентного органа (должностного лица).

Поэтому при обжаловании постановления ссылки на «неуполномоченность» органа — это не гарантия отмены админвзыскания.

Апелляционное обжалование

Если в апелляционной инстанции вам попытаются доказывать, что решения местного суда в делах об админправонарушениях не могут быть обжалованы — не верьте.

Дело в том, что согласно ч. 2 ст. 1712 КАСУ решения местного общего суда как административного в делах по поводу решений, действий или бездействия субъектов властных полномочий в отношении привлечения к админответственности являются окончательными и обжалованию не подлежат.

Источник: //i.factor.ua/journals/nibu/2017/october/issue-86/article-31452.html

Органы прокуратуры как субъекты административного процесса

Как опротестовать определение, вынесенное административной комиссией?

Законодательство об административных правонарушениях признает прокурора как представителя государственно-властных структур участником производства по делам об административных правонарушениях.

Как отмечается в статье 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Генеральный прокурор РФ и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории РФ законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

Объем полномочий прокурора установлен положениями статьи 25.11 КоАП РФ. Так, прокурор в пределах своих полномочий вправе:

– возбуждать производство по делу об административном правонарушении;

– участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении;

– приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле.

Статья 28.4 КоАП РФ определяет, во-первых, исчерпывающий перечень тех административных правонарушений, возбуждение дел по которым возлагается только на прокурора, а во-вторых, предоставляет прокурору право при осуществлении надзорных полномочий возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта РФ.

Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении выносится в определенные законом сроки (ст. 28.5 КоАП РФ) и должно содержать установленные статьей 28.2 КоАП РФ сведения.

Постановление прокурора направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, в течение суток с момента вынесения постановления, а если возбуждено дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, прокурор направляет такое постановление судье немедленно.

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, которое должно отвечать требованиям, установленным статьей 29.12 КоАП РФ.

Участие прокурора в рассмотрении дела об административном правонарушении связано с его полномочиями по возбуждению дел.

Участвуя в рассмотрении дела, прокурор вправе предъявлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по возникающим вопросам.

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» возлагает на органы прокуратуры надзор за соблюдением законов органами и учреждениями системы профилактики правонарушений несовершеннолетних (ст. 10 Закона).

В связи с этим прокурор, как правило, присутствует на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Кодекс устанавливает указанный выше порядок извещения прокурора о месте и времени рассмотрения дела как в упомянутых комиссиях , та и в других органах административной юрисдикции.

Присутствие прокурора  при рассмотрении дел об административных правонарушениях  несовершеннолетних является дополнительной гарантией прав и свобод лиц, не достигших совершеннолетия.

Право прокурора приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 25.11 КоАП РФ.

Протест может быть принесен на судебные акты, в том числе, которые не разрешают дело по существу (например, определение о возвращении дела об административном правонарушении).

Статья 30.1 КоАП РФ определяет органы и должностных лиц, которым адресуется протест. В их числе вышестоящие должностные лица, судебные и иные органы.

На постановление по делу об административном правонарушении могут быть поданы жалоба и протест в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Десятидневный срок может быть восстановлен по ходатайству лица, подающего жалобу (ст. 30.

3 КоАП РФ), а также по ходатайству прокурора, принесшего протест, о чем разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, а также решения по результатам рассмотрения жалоб и протестов на них могут быть опротестованы прокурором субъекта РФ или его заместителем.

Такие протесты приносятся на имя председателя суда соответствующего субъекта РФ в случаях несоответствия указанных решений процессуальным требованиям, установленным статьями 30.6 и 30.

7 КоАП РФ, а также в связи с неправильным применением норм материального права.  

Источник: //www.prokuror-rostov.ru/law_explanation/152250/113249/

Закон для всех
Добавить комментарий