Как по закону правильно получить земельный участок?

Процедура получения земельного участка облегчается

Как по закону правильно получить земельный участок?

PhotoXpress

Ко второму чтению в Госдуме подготовлен законопроект «О внесении изменений в Земельный кодекс и отдельные законодательные акты» (см. www.vedomosti.

ru), упрощающий для граждан возможность взять сначала в аренду, а затем и в собственность пустующие земли государства, рассказал «Ведомостям» директор департамента недвижимости Минэкономразвития Андрей Ивакин. В 2007 г.

проект был внесен в Госдуму группой депутатов и принят в первом чтении.

Поправки меняют порядок получения земель под дачное строительство. Они позволяют гражданину просить у федеральных, региональных или местных властей любой свободный участок для ведения дачного хозяйства, огородничества и садоводства.

Сейчас в законе такая процедура существует лишь для кооперативов (минимум три человека).

Согласно проекту отказать в предоставлении участка чиновник сможет, если у земли есть обременение вроде строительства дороги; закрытый перечень их приведен в законе.

По действующим правилам частные лица могут обратиться лишь за получением участков под индивидуальное жилищное строительство на землях поселений, объясняет Ивакин, а дачное хозяйство можно вести на землях сельскохозяйственного назначения (см. врез). Но сейчас чиновник может отклонить заявку, не обосновывая отказ.

Выбрать участок и проверить отсутствие обременений и незаконных построек гражданин должен самостоятельно.

Размер участка, созданного давно, может быть даже больше 1 га, продолжает Ивакин, размеры же новых участков должны укладываться в градостроительные регламенты (в Московской области для дач – от 0,06 до 0,25 га).

Минэкономразвития предлагало ограничить в законе размер выделяемых участков, но комитет Госдумы по строительству и земельным отношениям выступил против.

Без торгов получить землю выйдет, если она не интересует других граждан. Чиновник обязан разместить на сайте своего ведомства и в СМИ объявление о заявке на участок.

Если в течение 30 дней никто не изъявит желания приобрести его, то не позднее месяца должно быть подготовлено решение о передаче земли. Если желающие есть, назначаются торги.

Без торгов можно взять участок только в аренду, а после строительства на нем дома – оформить в собственность. Вторичный оборот никак не оговаривается поправками.

Как объясняет Ивакин, это сделано, чтобы люди не набирали помногу участков в спекулятивных целях.

Практика выделения участков под дачи есть и сейчас, но нет законной процедуры, все остается на усмотрение чиновника, говорит один из авторов законопроекта – Мартин Шаккум. Появление четких процедур и исчерпывающего перечня причин для отказа – большой шаг вперед: разрешение на строительство дома после получения участка получать не надо, подчеркивает он.

Как констатирует Росреестр в ноябрьском докладе правительству (есть у «Ведомостей»), в начале 2011 г. на рассмотрении было 17 700 заявлений на участок для подсобного хозяйства; всего под подсобное хозяйство выделено 7,48 млн га. А под цели дачного строительства в 62 регионах у 172 400 семей занято всего 63 800 га земли.

По мнению губернатора Калужской области Анатолия Артамонова, раздавать сельскохозяйственные земли фактически под строительство домов под видом дачного хозяйства можно только при соблюдении трех условий, препятствующих спекуляциям: во-первых, каждому человеку можно разрешить обустроить только один участок для собственных нужд; во-вторых, тем, кто желает взять землю для строительства дома, нужно сдавать ее в краткосрочную аренду – на 11 месяцев – и, если за этот срок человек не сделал хотя бы 30% работ, продлевать аренду не следует; в-третьих, у регионов должно быть право самостоятельно устанавливать ставку арендной платы для разных земель.

Описать порядок упрощенного перевода сельхозземель давно пора, всем понятно, что ведение дачного хозяйства – рудимент, прикрывающий строительство дома, говорит партнер юрфирмы «Авелан» Сергей Казинец.

Но воспользоваться правом на практике будет трудно, опасается он, хотя чиновникам и придется прикладывать больше фантазии, чтобы обосновать отказ.

Ограничителем может стать и отсутствие инфраструктуры: там, где она близко, участки найти сложно, а в одиночку ее не осилить.

Поправки, по сути, ничего не изменят, полагает директор департамента Penny Lane Realty Дмитрий Цветков. В собственности администраций, особенно в Московской и Ленинградской областях, земли немного, знает он, и та либо занята дорогами, либо относится к землям перераспределения (см. врез); земли же лесного фонда, которых много, для дач использовать нельзя.

По словам Артамонова, в Калужской области в частной собственности находится 97–98% сельскохозяйственных земель, а те, что в собственности региональных и местных властей, – это неразграниченные, на которых в большинстве случаев строить жилые дома неудобно.

Источник: //www.vedomosti.ru/realty/news/1458713/zemlyu_dachnikam

Земельные отношения 2019: узнайте о своих правах сейчас

Как по закону правильно получить земельный участок?
Источник фото: Источник фото: Kosovan Legal Group

Накануне 2019 года стоит напомнить, какие изменения произойдут в земельных отношениях и как отразятся на деятельности сельскохозяйственных предприятий.

С 1 января 2019 г. вступит в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно решения вопроса коллективной собственности на землю, совершенствования правил землепользования в массивах земель сельскохозяйственного назначения, предотвращения рейдерства и стимулирования орошения в Украине» от 10.07.18 г. №2498-VIII (далее — Закон).

Давайте подробно разберемся, какие именно изменения внесены данным нормативным актом.

1. Лицо, которому принадлежит право пользования существенной частью массива земель сельскохозяйственного назначения, и его права

Законом введено понятие — лицо, которому принадлежит право пользования существенной частью массива земель сельскохозяйственного назначения.

Таким лицом будет признаваться землепользователь, которому в массиве участков с/х назначения принадлежит право пользования (аренды, эмфитевзиса) не менее 75% земель.

Итак, речь идет не о количестве, а именно о площади земли в пределах массива, право пользования которой должным образом зарегистрировано.

Такое лицо получит определенные привилегии. Так, например, оно имеет право арендовать другие земельные участки в массиве, а если они уже переданы в аренду, получить их в пользование на основании субаренды.

Правда, такие действия возможны в случае, если чересполосица в массиве мешает рациональному использованию других земельных участков такого лица, а также с предоставлением собственнику или арендатору взамен другого земельного участка в указанном массиве на тот же срок и на тех же условиях.

Если на аренду земельного участка претендует другой арендатор, то лицо, которому принадлежит право пользования существенной частью массива земель, имеет преимущественное право на аренду указанного участка на условиях, не худших, чем предложение другого арендатора. Такое преимущественное право аренды не будет применяться, если на земельный участок распространяется преимущественное право другого лица на возобновление договора аренды согласно ст. 33 Закона Украины «Об аренде земли».

Однако в данном случае, исходя из логики внесенных изменений, лицо, которому принадлежит право пользования существенной частью массива земель, имеет право на субаренду данного участка у лица, что возобновит договор аренды, что по своей сути никоим образом не меняет возможности получить именно указанный земельный участок в пользование.

Владелец или землепользователь участка, передаваемого в аренду или субаренду лицу, которому принадлежит право пользования существенной частью массива земель, наделяется определенными гарантиями, например: ограничением срока такого обмена сроком пользования земельным участком, предоставленным ему взамен; аналогичным размером арендной платы; обеспечением доступа к участку, полученному взамен и др.

При этом порядок такого обмена правами пользования не требует одинакового состава земель и идентичного размера участков. Таким образом, компенсацией за неравноценный обмен должно стать возмещение ущерба, нанесенного такой меной, предусмотренное в Законе.

Хотим обратить внимание на тот факт, что методика осуществления расчета возмещения такого вреда, нанесенного меной, отсутствует.

Более того, согласно положениям Закона размер имущественного ущерба должен определяться субъектом оценочной деятельности, а следовательно — исходя из стоимости земельных участков.

Таким образом вред, нанесенный меньшей урожайностью за счет меньшей площади или худшего качества участка, полученного в результате обмена, приниматься во внимание не будет. При этом такой ущерб в случае долгосрочной аренды может составлять сумму большую, чем разница оценки двух участков.

Также законодатель предусмотрел порядок осуществления обмена и заключения соответствующих договоров аренды и субаренды.

Данный порядок предусматривает направление лицом, которому принадлежит право пользования существенной частью массива земель, проекта договора и определенного перечня документов лицу, чей участок оно желает использовать. Ответ на такое предложение должен быть направлен в течение месяца.

Однако в случае недостижения согласия по условиям договора аренды (субаренды) такой договор может быть признан заключенным по решению суда, которое и будет основанием для регистрации соответствующего права пользования.

Необходимо отметить, что Законом предусмотрено, что положение о судебном признании соответствующих договоров заключенными будет терять свою силу через 2 года с момента вступления в силу Закона Украины «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

2. Право обмена земельными участками

Законом предусмотрено, что владельцы земельных участков сельскохозяйственного назначения, а именно: для ведения товарного сельскохозяйственного производства, фермерского хозяйства и личного крестьянского хозяйства, всех форм собственности, расположенных в одном массиве, смогут обмениваться такими земельными участками.

Итак, со следующего года обмен участками возможен будет только в пределах одного массива.

При этом никаких существенных изменений в положения статьи 14 Закона Украины «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)», которые предусматривают возможность обмена земельными участками, не внесено.

Таким образом правило, установленное в судебной практике, в частности в Постановлении Верховного Суда Украины по делу №6-464цс16 от 12 октября 2016 г., относительно возможности обмена исключительно по алгоритму «пай на пай» остается в силе и получает новое ограничение по обмену в рамках массива.

Также Законом внесены изменения в Переходные положения Земельного Кодекса, а именно подпункт «б» пункта 15, которым ограничена возможность обмена земельными участками, нормативная денежная оценка которых отличается более чем на 10%.

Итак, если у вас есть договоренности или планы по обмену земельными участками в разных массивах, и/или нормативная денежная оценка которых отличается более чем на 10%, советуем зарегистрировать права на такие земельные участки до 2019 года.

3. Обмен правами пользования земельными участками

Закон предусматривает право владельцев и арендаторов земель с/х назначения, расположенных в пределах одного массива, обмениваться принадлежащими им правами пользования на срок действия договора аренды.

Такой обмен оформляется соответствующими договорами аренды и субаренды.

При этом заключение соответствующего договора субаренды не требует согласования с арендодателем, но требует уведомления такого владельца в течение 5 дней с момента регистрации права субаренды.

Прекращение одного из договоров аренды, субаренды, заключенных в рамках обмена правами пользования, влечет за собой прекращение и другого такого договора.

4. Аренда полевых дорог

Изменениями предусмотрено право аренды полевых дорог, находящихся в коммунальной и государственной собственности, без проведения земельных торгов и дальнейшее их использование в том числе для выращивания с/х продукции.

Данное право имеет определенные ограничения:

— оно касается исключительно полевых дорог, запроектированных для доступа к земельным участкам, то есть внутри массива, но не включает полевые дороги, ограничивающие массив;

— предоставляется исключительно владельцам смежных участков с полевыми дорогами;

— предоставляется на срок 7 лет.

5. Сервитут

Законом предоставлено право установления сервитута землепользователю соседнего земельного участка. Ранее такое право было предоставлено собственнику (владельцу), что ограничивало права пользователей на установку соответствующего права на соседний земельный участок.

6. Эмфитевзис

С 1 января 2019 г. Законом ограничивается максимальный срок действия эмфитевзиса и устанавливается в размере не более 50 лет.

Итак, если у вас есть договоренности или планы по заключению соответствующих договоров, советуем зарегистрировать право эмфитевзиса за ними до 2019 года.

7. Земли приостановленных КСП

Согласно положениям обсуждаемого закона, со дня вступления в силу все земли приостановленных КСП, кроме тех, на которые оформлено право частной собственности, считаются собственностью территориальных общин, на территории которых они расположены.

При этом такие земли будут подпадать под мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности, установленный подпунктом «а» пункта 15 Переходных положений Земельного кодекса.

8. Земли действующих КСП

Со следующего года решение о судьбе других земель, чем те, которые были распределены, находящихся в коллективной собственности КСП, будет приниматься большинством следующих лиц:

  • которые получили сертификаты на право на земельную долю (пай) в установленном законодательством порядке;
  • наследники права на земельную долю (пай), удостоверенного сертификатом;
  • граждане и юридические лица Украины, которые в соответствии с законодательством Украины приобрели право на земельную долю (пай).

Распределение земель, оставшихся в коллективной собственности, должно быть осуществлено до 1 января 2025 г.

, в противном случае КСП будет считаться таким, которое отказалось от коллективного права на землю, и такие земли (кроме невостребованных долей (паев) и нераспределенных земельных участков) по искам органов местного самоуправления о признании имущества бесхозным, перейдут в коммунальную собственность.

Указанные земли также будут подпадать под мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности, установленный подпунктом «а» пункта 15 Переходных положений Земельного кодекса.

9. Нераспределенные земельные участки и невостребованные земельные доли (паи)

Закон стандартизировал не только порядок использования таких земельных участков, но и их понятия.

Так, согласно обсуждаемых положений нераспределенным земельным участком является земельный участок, который согласно проекту землеустройства по организации территории земельных долей (паев) вошел в площади земель, подлежащих распределению, но в соответствии с протоколом о разделе земельных участков не был выделен владельцу земельной доли (пая).

Неистребованной является земельная доля (пай), на которую не получено документ, удостоверяющий право на нее, или земельная доля (пай), право на которую удостоверено в соответствии с законодательством, но которая не была выделена в натуре (на местности).

С момента вступления в силу указанного Закона исключительно органы местного самоуправления получат право на передачу в аренду неистребованных долей (паев) и нераспределенных земельных участков, но лишь до дня регистрации права собственности на такой земельный участок.

В случае, если владелец неистребованной земельной доли (пая) или его наследник, то есть лица, у которых есть сертификат на право на земельную долю (пай), до 1 января 2025 г. не оформят право собственности на такой земельный участок, он перейдет в собственность органа местного самоуправления по иску о признании имущества бесхозным.

Суд может предоставить владельцу неистребованной земельной доли (пая) или его наследнику после указанной даты дополнительный срок для оформления права собственности, если признает причины пропуска срока уважительными.

Органам местного самоуправления, получившим право собственности на такие земли, в течение следующих 7 лет будет запрещена передача их в частную собственность, кроме как указанным выше владельцам неистребованных земельных долей (паев) или их наследникам.

Таким образом следующий год привнесет некоторое оживление в сфере пользования земельными участками с/х назначения.

Наибольшее количество вопросов и спорных моментов ожидается именно относительно преимущественных прав на аренду и субаренду земель лицами, которым принадлежит право пользования существенной частью земель массива, поскольку такое право по замыслу законодателей должно быть осуществлено фактически без учета воли других лиц, пользующихся землями в том же массиве. К тому же отсутствие надлежащей детализации данных процессов и возможность обращений в суд снова создадут повод для злоупотреблений и новых затяжных судебных процессов.

Анатолий Косован, управляющий партнер Kosovan Legal Group

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

рынок земли,мораторий,Анатолий Косован

Источник: //agroportal.ua/views/blogs/zemelnye-otnosheniya-2019-uznaite-o-svoikh-pravakh-seichas/

Лайфхак: как получить землю под Киевом бесплатно – новости Киева на БЖ

Как по закону правильно получить земельный участок?

По закону каждый украинец может бесплатно получить земельный участок в том уголке страны, где ему пожелается. Мы записали две истории киевлян, которые попытались воспользоваться этим правом.

Одна из них — о молодой семье, которая безуспешно обивала пороги госучреждений, в итоге — плюнула на все и просто купила землю под будущий дом. А вторая история доказывает, что получить землю в Киевской области бесплатно таки реально.

Как все должно работать

Земельный кодекс предусматривает, что каждый гражданин Украины может бесплатно получить участок под сельское хозяйство, фермерство или садоводство, строительство дома, дачи или гаража.

Площадь участка зависит от целей, под которые его отводят. Например, для садоводства выделяют не больше 2 га, для дома — не более 0,10 га в городе и 0,25 га в селе, под гараж — не более 0,01 га.

Чтобы их получить, достаточно найти на кадастровой карте Украины свободный участок, подать заявление на его получение в Государственную службу по вопросам геодезии, картографии и кадастра и подождать месяц — ровно столько времени есть у чиновников для рассмотрения вашего вопроса.

Рада Кишка, полгода пыталась получить участок (в Обухове, селах Нещеров и Перше Травня, 47 км от Киева)

Идея

Мы с мужем жили в Обухове под Киевом, имели собственную однокомнатную квартиру. Потом захотели переехать в частный дом и решили, что нужно приобрести землю для строительства этого самого дома.

Помониторили цены: земля стоила от 500 долларов за сотку, и это еще считалось недорого.

Таких денег мы не имели, поэтому решили воспользоваться тем, что предлагало государство — получить землю бесплатно.

С чего начали

Это была осень 2014 года. Первое, что мы сделали — просмотрели свободные участки на карте в госгеокадастре по Киевской области. Выбрали несколько, на наш взгляд, подходящих: в Обухове и соседнем селе Перше Травня.

Главными критериями при выборе участка были близость к Киеву и возможность добраться до станций метро на общественном транспорте, наличие супермаркета, нормальной дороги.

Нас интересовал именно Обуховский район, потому что трасса в этом направлении обычно не загружена

Мы собрали все документы, которые требовались по законодательству, и пошли в областное управление госкадастра. Удивило, что там был лишь один кабинет и огромная очередь: получается, люди знали, что есть такая возможность, и активно пытались ее использовать.

Выстояв очередь, мы услышали, что нужны еще какие-то бумажки. Например, просили указать прописку, хотя по закону это не важно — землю можно взять в любом регионе, независимо от того, где ты прописан. С каждым визитом в учреждение, а их у нас было шесть, мы узнавали о новых “требованиях”.

Как-то потребовали принести распечатку карты не с Google Maps, а с Yandex.Maps, потому что на последних якобы лучше видно наш участок

При этом по телефону назвать полный список документов и того, что там им еще нужно, отказывались. Говорили, мол, приходите, посмотрим на месте.

Трудности

Было ощущение, что сами работники госкадастра над нами смеются, заранее зная, что у нас ничего не получится. Мы слышали много глупых отказов и странных условий: например, если в этот год землю уже получил кто-то из твоих родственников, ты получить свой участок уже не можешь. Хотя в законодательстве такого, конечно же, нет.

Несколько раз нам предлагали сделать “выкопирование из кадастра”. Объяснить по-человечески, что это такое, никто не мог

Но за эту “услугу” брали 30 или 40 гривен: за то, что ты поднимешься с первого этажа на третий и женщина за компьютером что-то для тебя сделает.

Первая наша попытка не увенчалась успехом. Мы нашли другой свободный участок в селе Нещеров и решили попробовать поработать с ним. Тоже неудачно.

Когда мы показывали выдержки из кадастра, нам отвечали, что не знают, есть ли у этого участка собственник, что у них нет данных. Областной отдел перебрасывал на сельсовет, те — обратно.

Нам открыто сказали, что в селе тоже есть люди, которым нужна эта земля, и мы в списке ожидания будем двухсотыми — то есть вряд ли что-то получим.

В результате участок, который мы хотели, забрал кто-то другой.

Когда мы подавали заявление, эта земля была свободной, а когда нам выдали ответ, она уже кому-то принадлежала

Мне однажды намекнули, мол, когда мы подаем такие заявления, мы как бы показываем чиновникам, где есть свободная земля, то есть подсказываем им.

К юристам мы не обращались, потому что их услуги стоили почти столько же, сколько покупка земли. К тому же для нас было принципиально сделать все самостоятельно и честно.

Чем все завершилось

Мы так и не сумели пройти дальше начального этапа — подачи самых первых заявлений о намерении получить конкретный участок. Кстати, за все полгода, пока мы этим занимались, я не встретила ни одного человека, которому бы дали землю.

Жаль, мы ведь готовы были делать что-то для села: например, проложить участок дороги. Хотели начать там собственный бизнес, чтобы не ездить постоянно на работу в Киев, и приносить пользу местным жителям.

В итоге мы заняли денег и купили небольшой участок земли в том селе, где не удалось получить ее бесплатно, в Нещерове. И вот уже построили там дом.

Лилия Паринцева, получила землю за полгода (в селе Крапивня, 110 км от Киева)

Идея

Где-то в конце 2015 года мы решили заняться высадкой павловнии. Это такие быстрорастущие деревья.

Через пять-шесть лет дерево вырастает высоким и стройным, срезается, и с этого же корня вырастает новое дерево. То есть новые саженцы не нужны.

Дерево можно использовать для заготовления древесины, создания пеллет и для многого другого. Мы захотели их выращивать, и под это нужно было найти место.

С чего начали

Мы обращались в Центр Государственного земельного кадастра, я искала свободные участки на кадастровой карте в Киевской области. Интересно, что на один и тот же участок я писала по несколько заявлений и получала совершенно разные отказы. То мне отвечали, что такой-то участок принадлежит лесхозу, то еще кому-то.

Как разрешились трудности

Позже через знакомых вышла на юриста, который занимается земельными вопросами. Он посоветовал не искать самостоятельно, а обращаться напрямую к представителям сельских советов. Так мы нашли село в 100 км от Киева, подъехали прямо к главе сельсовета. Он предложил нам прийти на сессию в сельсовет, рассказать о себе и своих планах. 

Мы пообещали депутатам сельсовета, что будем помогать селу по мере возможности — когда наша деятельность начнет приносить доход

Им самим выгодно с нами сотрудничать, ведь сейчас все уезжают из сел. А мы приехали туда и хотим вдохнуть в него новую жизнь, запустить бизнес, возможно, дать рабочие места жителям окрестностей в будущем.

В апреле 2016 года мы подали заявление о том, что хотим реализовать свое право на приватизацию земельного участка.

Точнее, это было несколько заявлений: от меня, мужа и еще нескольких наших друзей, которым мы тоже предложили поучаствовать в такой авантюре.

Каждый указал, что претендует на 2 га земли — это максимальная площадь, которую дают под фермерство и садоводство. Все участки мы выбрали рядом друг с другом, чтобы потом превратить в один большой участок.

Чем все завершилось

Сельсовет пошел нам навстречу. Нам разрешили разработать проект по отведению земельного участка — базовый документ, с которым можно начинать процесс приватизации.

Вызвали ребят из землеустройства, заключили с ними договор. Через какое-то время они отдали нам уже готовый проект: измерили участок, определили и прописали его площадь, размеры.

Сельсовет утвердил этот проект. И все. На всю процедуру ушло полгода.

За работу землемеров мы c друзьями заплатили по 2700 грн с человека, а всего нас было шестеро.

Ну и потратили немало бензина, добираясь в это село. Никаких других платежей у нас не было. Дополнительных документов, сертификатов, подтверждающих, что мы имеем право заниматься агродеятельностью — ничего такого не требовалось.

Jackson Ingraham, Andreas Eriksson, rawpixel.com / Unsplash

05 декабря, 2017

Источник: //bzh.life/lyudi/ludi-kotorye-poluchili-zemlu-pod-kievom-besplatno

Как оформить многодетной семье земельный участок в собственность бесплатно

Как по закону правильно получить земельный участок?

Как оформить многодетной семье

земельный участок в собственность бесплатно

Вопросы поддержки многодетных семей, в частности о выделении таким семьям земельных участков, всегда находились под пристальным вниманием властей всех уровней. Так, в ноябре 2010 года Президент России поручил Правительству Российской Федерации разработать механизм, по которому многодетные семьи могли бы получить землю в собственность. 

Уже с 1 января 2012 года граждане, воспитывающие троих и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных, которые еще не достигли восемнадцатилетнего возраста, а также совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, могут рассчитывать на бесплатное получение земельных участков.

Эффективная реализация норм Закона в Кольском районе в настоящий момент во многом зависеть от практической деятельности конкретных муниципалитетов, направленной на перспективное развитие своих территорий, включающее в том числе развитие жилищного строительства.

Следует отметить, что в некоторых муниципалитетах, необходимое количество свободных земельных участков отсутствует, но Закон существует, а значит должны быть найдены и пути его практической реализации.

Но чтобы процесс приобретения заветных земельных соток не превратился в бесконечное хождение по кабинетам чиновников, нужно знать об определенных тонкостях этого законодательного акта.

Специалистами Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Кольского района, подготовлены нижеследующие ответы по наиболее часто задаваемым гражданами вопросам, затрагивающим земельные правоотношения.

1. Если ребенку в многодетной семье 18 лет исполнится после подачи такого заявления в орган местного самоуправления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно. Сохраняется ли у многодетной семьи право на бесплатное получение земельного участка?

Да, сохраняется. Так как на момент подачи соответствующего заявления в орган местного самоуправления ребенок в многодетной семье не достиг 18 лет.

В случае своевременной постановки на учет многодетные семьи сохраняют право на соответствующую очередь до достижения детьми возраста 23 лет.

Законом установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых принятый на учет гражданин подлежит снятию с такого учета. Достижение одним их детей совершеннолетия не является основанием для снятия с учета такой многодетной семьи.

2. Для каких целей предусматривается безвозмездное предоставление земельных участков?

Для индивидуального жилищного строительства – на площади от 0,1 до 0,15 гектара в зависимости от испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка.

3. Должна ли многодетная семья нуждаться в улучшении жилищных условий для того, чтобы получить земельный участок для строительства жилого дома?

Да. Выделение земельного участка многодетным семьям зависит от факта признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий по договорам социального найма в Мурманской области.

4. На кого из родителей либо членов многодетной семьи  может быть оформлено право собственности на получаемый земельный участок?

Право собственности на получаемый земельный участок оформляется в общедолевую собственность всех членов семьи, то есть в равных долях, как родителей, так и детей, в число которых также входят  усыновленные дети.

5. Сколько раз многодетные семьи смогут бесплатно получить земельные участки?

Только один раз.

6. Будут ли учитываться при определении численности многодетной семьи дети, в отношении которых, к примеру, родителей после подачи заявления на землю лишили родительских прав?

Нет, учитываться не будут. Как, впрочем, и при отмене усыновления.

7. Где будут предоставляться земельные участки?

Земельные участки будут предоставляться в границах того муниципального образования, которое указали в своем заявлении представитель многодетной семьи при постановке многодетной семьи на учет.

Гражданину будут предлагаться на выбор земельные участки из перечня земельных участков, возможных к представлению в собственность бесплатно, формируемого соответствующим органом местного самоуправления.

Участки будут распределены между многодетными семьями путем проведения жеребьевки.

Очередность участия граждан в жеребьевке определяется в хронологической последовательности исходя из порядкового номера в журнале очередности применительно к населенному пункту, в котором заявители желают получить земельный участок.

Участвующие в жеребьевке граждане последовательно по одному извлекают из ящика конверты с карточками, на которых содержится информация о земельном участке.

Результат выбора гражданином конкретного земельного участка либо отказ от предоставленного ему на выбор земельного участка подлежит оформлению в письменном виде за подписью этого гражданина.

При этом необходимо учитывать, что граждане, отказавшиеся от предоставленных им на выбор земельных участков, продолжают состоять на специальном учете граждан в целях последующего предоставления земельных участков в собственность бесплатно.

Перечни предназначенных для многодетных семей земельных участков в обязательном порядке подлежат официальному опубликованию в средствах массовой информации газете «Кольское слово» и, одновременно, размещаются на официальном сайте Администрации Кольского района в Интернете (//kola.murmansk.ru/informatciya-dlya-mnogodetnykh-semey_kumi.html). Указанная информация подлежит обновлению по мере включения в перечень новых земельных участков.

8. Предусматривает ли законодательство РФ формирование инженерной инфраструктуры земельных участков, передаваемых бесплатно многодетным семьям в собственность для индивидуального жилищного строительства?

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст.

 28 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, имеющие трех и более детей (далее – граждане), имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки (далее – земельные участки). Случаи и порядок бесплатного приобретения гражданами земельных участков устанавливаются законом субъекта РФ.

В Мурманской области условия и порядок бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям установлены ст. 15.1 Закона Мурманской области от 31.12.

2003 N 462-01-ЗМО “Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области” (далее – Областной закон) и приложением к названому Областному закону.

При этом согласно разделу 3 приложения к Областному закону исполнительным органом государственной власти Мурманской области и местными администрациями осуществляется только формирование земельных участков без создания соответствующей инженерной инфраструктуры.

Таким образом, федеральное законодательство не предусматривает обязательного формирования инженерной инфраструктуры земельных участков, передаваемых бесплатно многодетным семьям.

Вместе с тем обеспечение объектами инженерной инфраструктуры таких земельных участков может осуществляться органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципальных образований в порядке реализации ими полномочий, установленных законодательством РФ, с учетом местных особенностей и финансовых возможностей консолидированных бюджетов субъектов РФ, а также возможностей по привлечению для финансирования расходов на создание инфраструктуры земельных участков иных не запрещенных законодательством РФ источников.

В настоящее время муниципалитетами и администрацией Кольского района принята целевая программа, предусматривающая  финансирование на выполнение работ по обеспечению земельных участков, предоставляемых в рамках реализации Закона, инженерной инфраструктурой.

9. Многодетная семья имеет намерение получить земельный участок. Каковы наши действия и схема получения участков?

Один из родителей обращается  в уполномоченный орган местного самоуправления по месту постоянного проживания с заявлением (его форма утверждается муниципалитетом) о предоставлении земельного участка. В течение 2-3х дней этот орган принимает решение о включении заявителя в списки граждан, имеющих право на получение земельного участка, о чем письменно уведомляется заявитель.

Формирование и ведение списков осуществляются УМИ Кольского района. Очередность граждан определяется по дате и времени поступления заявления в Администрацию Кольского района. 

УМИ Кольского района назначает место, дату и время проведения процедуры выбора земельных участков и отбирают граждан для участия в ней – в соответствии с очередностью и количеством сформированных участков. Уполномоченным органом гражданину, имеющему трех и более детей, предлагаются на выбор земельные участки из перечня земельных участков.

Результат выбора гражданином земельного участка либо отказ от предоставленных ему на выбор земельных участков оформляется в письменном виде за подписью этого гражданина.

Решение уполномоченного органа о предоставлении гражданину выбранного земельного участка в собственность бесплатно принимается в течение 3-х рабочих дней со дня оформления протокола Комиссии и подписания заявителем согласия на получение конкретного земельного участка подготавливает проект постановления о предоставлении земельного участка.

Решение о предоставлении земельного участка многодетной семье в собственность бесплатно принимается администрацией муниципального образования Кольского района в форме постановления в двухнедельный срок со дня подготовки проекта решения о предоставлении земельного участка.

10. Какие документы необходимо приложить к заявлению?

подлинники и ксерокопии

    1) паспорта граждан Российской Федерации Заявителя и членов многодетной семьи, достигших возраста 14  лет  (страницы  с  паспортными  данными и регистрацией);

    2) свидетельства о рождении (усыновлении, удочерении) каждого из детей;

    3) свидетельство о заключении брака (при наличии);

    4) свидетельство о расторжении брака (при наличии);

    5) документ об установлении отцовства (при наличии);

    6) документы,  подтверждающие  полномочия  представителя (при обращении представителя);

    7) документы,   подтверждающие   проживание   Заявителя  на  территории муниципального образования Мурманской области;

    8) документы,    подтверждающие     нуждаемость    многодетной    семьи в  предоставлении  жилых  помещений  по  договорам  социального  найма;

    9) документы,   подтверждающие   обучение   членов   многодетной  семьи в  возрасте  от  18  до 23 лет в образовательных учреждениях по очной форме обучения;

    10) справка об установлении ребенку инвалидности.

подлинники:

    а) документов, подтверждающих обучение членов многодетной семьи в возрасте от 18 до 23 лет в образовательных учреждениях по очной форме обучения;

    б) справки, содержащей сведения о регистрации по месту жительства и составе семьи граждан (форма N 9).

Копии документов, представленных одновременно с подлинниками, после проверки их соответствия оригиналам заверяются лицом, принимающим документы, оригиналы возвращаются Заявителю.

В случае представления Заявителем нотариально заверенных копий представления оригиналов документов не требуется.

При направлении Заявления почтовым отправлением копии документов, указанных в подпункте 1 пункта 5 (за исключением ксерокопии паспорта), подлежат нотариальному заверению.

11. Могут ли местные власти отказать в предоставлении земельного участка?

Да, многодетной семье может быть отказано в предоставлении земельного участка. Например, если заявителем не представлены все необходимые  документы, предусмотренные Законом.

Либо документы не подтверждают право гражданина на бесплатное получение земельного участка либо ранее гражданин в рамках рассматриваемого Закона уже реализовал свое право на бесплатное получение земельного участка в другом муниципалитете.

12. Будет ли вестись учет граждан, которым бесплатно предоставлены в собственность земельные участки в рамках Закона?

Ведение реестра граждан, имеющих трех и более детей, получивших земельные участки в собственность бесплатно в порядке и на условиях, предусмотренных Законом, осуществляется КУМИ Кольского района.

Реестр ведется в целях соблюдения принципов прозрачности, открытости принимаемых муниципалитетом решений о предоставлении земельных участков, а также соблюдения принципа однократности бесплатного получения земельного участка многодетной семьей.

С реестром граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Кольского района можно ознакомиться на сайте Администрации  (//kola.murmansk.ru/otdely_komitety/kumi/inofrmatciya_kumi.php).

Скачать информацию.

Источник: //akolr.gov-murman.ru/administratsiya/otdely_komitety/upravlenie-munitsipalnym-imushchestvom/kak-oformit-mnogodetnoy-seme-zemelnyy-uchastok-v-sobstvennost-besplatno.php

Россиянам разрешили регистрировать в собственность излишки земли

Как по закону правильно получить земельный участок?

С первого взгляда обычный человек может и не понять, что замечательного скрыто под скучным названием публикуемого документа: “О внесении изменений в Федеральный закон “О кадастровой деятельности” и Федеральный закон “О государственной регистрации недвижимости”. Но новый закон не только полезный, но и во многом даже революционный.

Какие штрафы придется платить дачникам в этом сезоне

Главное его новшество вот в чем. Закон, который заработает через 90 дней после его официального опубликования, позволит владельцам земельных участков зарегистрировать излишки используемой земли.

А теперь об этом подробнее. Из текста нового закона следует, что если при проведении комплексных кадастровых работ выяснится, что владелец участка использует больше земли, чем у него значится по документам, то он сможет оформить на себя эти излишки земли.

В Росреестре говорят, что часто площадь фактически используемых земельных участков превышает ту, что указана в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на 10 процентов, что является минимальным размером.

Публикуемый закон вносит изменения в два важных действующих закона – “О кадастровой деятельности” и “О государственной регистрации недвижимости”. Задача нового закона – упростить проведение комплексных кадастровых работ.

Для тех, кто не сталкивался с кадастровыми работами, сразу уточним – они бывают, если так можно выразиться, индивидуальными и комплексными.

С индивидуальными познакомился почти каждый владелец дома, дачи, огорода, когда заказывал обмер и узаконивал свои сотки. Комплексные же кадастровые работы заказывают власти, как правило, городские или муниципальные. И такие работы выполняются за госсчет.

Закон заработает через 90 дней после его опубликования и позволит владельцам земельных участков зарегистрировать излишки используемой земли

Поправки в Федеральный закон “О кадастровой деятельности” позволят снять барьеры при выполнении комплексных кадастровых работ.

Так, исключается требование о подготовке проекта межевания территории во всех случаях выполнения комплексных кадастровых работ. Это серьезно сэкономит бюджетные деньги.

А там, где это оправдано и предусмотрено Градостроительным кодексом, например, на территории, занятой многоквартирными домами, проект межевания будет разрабатываться и дальше.

Определяются особенности проведения комплексных кадастровых работ для участков, занятых объектами общего пользования, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства и огородничества, в отношении лесных участков. Устанавливается порядок выявления самовольного занятия участков и порядок уточнения границ участков, площадь которых не соответствует указанной в ЕГРН.

Госдума уточнила условия для компенсаций по ипотеке

Органы госвласти и органы местного самоуправления, которые и выступают заказчиками комплексных кадастровых работ, получают право бесплатно получить технические паспорта, оценочную и прочую нужную им документацию.

В законе также прописаны правила устранения ошибок в местоположении границ участков и административных границ силами самого Росреестра. В ведомстве подчеркнули – результаты комплексных кадастровых работ позволяют местным органам власти “повысить эффективность управления территориями, сократить количество земельных споров и защитить права собственников”.

Проект закона был разработан по инициативе минэкономразвития после анализа итогов комплексных кадастровых работ в 2017-2018 годах в 16 регионах. В 2019 году работы пройдут в 33 субъектах России. Они будут профинансированы из бюджета и обойдутся казне в 205 миллионов рублей. Популярность таких услуг растет.

На 2020 год в Росреестр поступили заявки от 46 субъектов РФ.

Прямая речь

Виктория Абрамченко, заместитель министра экономического развития РФ – руководитель Росреестра:

– Закон выгоден как гражданам, так и государству. Если в ходе проведения комплексных кадастровых работ выяснится, что гражданин использует площадь земли, которая больше, чем это предусмотрено документами, закон дает ему возможность оформить такие излишки.

С момента начала выполнения комплексных кадастровых работ в 2017 году площадь земельных участков, учтенных в реестре недвижимости в результате таких работ, увеличилась на 20 процентов.

Проведение комплексных кадастровых работ позволяет органам власти обеспечить справедливое налогообложение на своих территориях.

Источник: //rg.ru/2019/06/18/rossiianam-razreshili-registrirovat-v-sobstvennost-izlishki-zemli.html

Закон для всех
Добавить комментарий