Как руководителю не платить штраф Роспотребнадзору?

Роспотребнадзор может прийти к вам

Как руководителю не платить штраф Роспотребнадзору?

В настоящее время в сфере потребительского рынка и услуг функционирует новый контролирующий орган – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека (Роспотребнадзор)1 .

К нему перешли полномочия ранее существовавшей Госторгинспекции и частично – органов Госсанэпидемнадзора.

Таким образом, его полномочия распространяются на сферы торговли, общественного питания, здравоохранения, гигиены и пр.

Причем в территориальных органах Роспотребнадзора созданы управления (отделы) по защите прав потребителей, территориальные отделы эпидемиологического надзора, отделы надзора на транспорте и санитарной охраны территорий, отделы надзора за состоянием среды обитания и ­условиями проживания.

Следует отметить, что в ряде субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления создают общественные организации и общества по защите прав потребителей в рамках требований статьи 44 закона «О защите прав потребителей».

Например, в Москве существует департамент потребительского рынка и услуг, который может проводить по жалобам потребителей плановые и внеплановые проверки совместно с другими контролирующими органами.

Однако, имея законное право на существование, подобные общества выполняют добровольно-вспомогательную функцию и не подменяют контролирующие органы, не имеют права налагать и взимать штрафы за нарушения.

При проведении поверок они наделены лишь правами обычного потребителя, поэтому правомочны составить коллегиальный акт о нарушениях в ходе проверки, а впоследствии направить его в государственный контролирующий орган (территориальные органы Роспотребнадзора, Госстандарта, милицию, налоговые органы и др.).

В отличие от многочисленных общественных организаций, Роспотребнадзор, являясь государственным контролирующим органом, наделен довольно широким спектром полномочий, вытекающих из раздела 2 постановления Правительства от 30.06.2004 г. №322. Так, он имеет право осуществлять:

  • надзор и контроль над исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;
  • защиту прав потребителей в области потребительского рынка;
  • контроль над соблюдением правил продажи отдельных, предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • организацию проведения необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности и др.

Наиболее часто в указанную службу поступают жалобы граждан на сферу торговли, антисанитарное содержание территорий, нарушения в области общественного питания и т.п. Поэтому, если говорить более конкретно о полномочиях представителей территориальных органов ­Роспотребнадзора, они имеют право:

  • проверять документы об образовании;
  • санитарно-эпидемиологические заключения, заключения Госпожнадзора;
  • проверять наличие и порядок ведения журнала учета мероприятий по контролю, который предусмотрен законодательством РФ2 ;
  • требовать трудовые договоры, медицинские книжки работников;
  • давать правовую оценку лицензиям, сертификатам, акцизным маркам на товаре;
  • проверять правильность применения контрольно-кассовых машин, осуществлять контрольную закупку товара;
  • выдавать предписания об устранении нарушений, ранее обнаруженных;
  • составлять протоколы и налагать штрафы по правонарушениям, отнесенным к их компетенции.

Какие нарушения допускают проверяющие?

Ряд перечисленных выше прав органов Роспотребнадзора не вызывает сомнений и опирается на прочную нормативно-правовую базу.

Однако наличие множества противоречий в законодательных актах, которыми руководст­вуются проверяющие, приводит к тому, что последние не только превышают свои полномочия, но и действия их могут быть отнесены к незаконным. Подобный вывод подтверждается письмом от 07.03.

2006 г. «О разъяснении отдельных положений действующего законодательства»3 , полученным всеми территориальными подразделениями Роспотребнадзора.

Самый распространенный случай – сотрудники Роспотребнадзора осуществляют контрольные закупки. Действительно, контрольная закупка очень эффективна при выявлении фактов нарушений при продаже товаров или оказании услуг.

К Роспотребнадзору перешли полномочия Госторгинспекции, которая имела право проводить контрольную закупку, однако в действующих нормативных актах, касающихся полномочий Роспотребнадзора, весьма неконкретно закрепляются его права на проведение рассматриваемого мероприятия.

Судебно-арбитражная практика

Источник: //www.delo-press.ru/articles.php?n=6378

Ответы на вопросы участников публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Управления Роспотребнадзора по ЯНАО за 4 кв. 2018 г

Как руководителю не платить штраф Роспотребнадзору?

Документы Роспотребнадзора

Документы Управления Роспотребнадзора

Методические рекомендации

Нормативно-правовая база

Взаимодействие с организациями и учреждениями по защите прав предпринимателей

Категории риска деятельности ЮЛ и ИП

Вопрос: 

У меня есть доверенность представлять интересы предприятия, я пришел на рассмотрение дела, но дело было отложено, так как не было сведений об извещении юридического лица. Почему нельзя было рассмотреть дело?

Ответ: 

В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого возбуждено дело либо в его отсутствии, если имеются данные о надлежащем извещении лица, если не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Таким образом, рассмотрение дела было отложено, так как не было сведений об извещении юридического лица о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Вопрос: 

Можно ли уплатить административный штраф в размере половины суммы по постановлениям об административном правонарушении, вынесенным Управлением?

Ответ: 

Нет. По общему правилу административный штраф должен быть уплачен в полном размере не позднее 60 дней со дня вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ.

В некоторых случаях и при соблюдении определенных сроков штраф, наложенный за правонарушение в области дорожного движения, можно уплатить в размере половины суммы согласно ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ.

Данное правило не распространяется на штрафы, назначаемые Управлением за нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства в сфере защиты прав потребителей и в сфере технического регулирования.

Вопрос: 

Основанием для проверки может служить обращение гражданина. С учетом повсеместного развития «Интернета»  и его анонимности каким образом добросовестные предприниматели защищены от необоснованных проверок по обращениям от граждан, скрывающихся под вымышленными именами и фамилиями? 

Ответ: 

Не всякое обращение может явиться основанием для проведения проверки. Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008г.

№294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

С 1 января 2017 года обращения, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

Вопрос: 

Какие санкции будут применены к предприятию или  индивидуальному предпринимателю если  его деятельность осуществляется  без соответствующей программы производственного контроля?

Ответ:

В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 30.03.

1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.

Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.

Ответственность за невыполнение требований к осуществлению производственного контроля  предусмотрена статьей 6.

3 КоАП РФ и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Сроки устранения нарушения при отсутствии программы производственного контроля юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям устанавливаются предписанием об устранении выявленных нарушений, выданным Управлением Роспотребнадзора по ЯНАО.

Вопрос:

На улице продают рыбу, мясо оленя  как проводятся Роспотребнадзором проверки таких продавцов?

Ответ:

Надзор за несанкционированными объектами не входит в компетенцию Управления Роспотребнадзора по ЯНАО. Контроль за торговлей в неустановленных  является полномочиями региональных органов исполнительной власти.

Так, в соответствии со статьей 5.

1 Закона ЯНАО N 81-ЗАО “Об административных правонарушениях” розничная торговля вне мест, специально установленных органами местного самоуправления, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, на должностных лиц в размере от четырех тысяч до шести тысяч рублей, на юридических лиц – от десяти до тридцати тысяч рублей.

Вопрос:

Раньше  плановые проверки кафе, ресторанов проводились 1 раз в 3 года. Какие изменения произошли в порядке проведения плановых проверок? Кому сделать запрос, к какой категории риска относится наше предприятие?

Ответ:

Периодичность проводимых зависит от категории риска, к которой отнесен субъект надзора:

чрезвычайно высокий – плановая проверка проводится один раз в календарном году;

высокий – один раз в 2 года;

значительный – один раз в 3 года;

средний – не чаще чем один раз в 4 года;

умеренный – не чаще чем один раз в 6 лет;

низкий – плановые проверки не проводятся.

Информация об объектах государственного надзора, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного рисков размещается на официальном сайте ФС Роспотребнадзора, в разделе «Организация деятельности», подразделе «Перечни объектов, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска».

Письменный запрос о присвоении категории риска субъекту надзора можно направить в Управление.

Вопрос:

На наш магазин поступила жалоба в Управление Роспотребнадзора на то, что на товаре частично не было ценников. При проверке проверяющими,  так же были обнаружены товары с истекшим сроком хранения. Правомерно ли выявление сотрудниками Управления  других  нарушений, не указанных в жалобе? 

Ответ:

При проведении проверки по обращению потребителя могут рассматриваться только те вопросы, которые указаны в обращении. Однако, в соответствии с требованиями ч.1 статьи 28.

1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является также непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Например, при рассмотрении жалобы на отсутствие ценников на молочной продукции  сотрудником Роспотребнадзора может быть непосредственно обнаружено, что указанная молочная продукция  находится в реализации с истекшим сроком годности. Таким образом, непосредственное обнаружение правонарушения может касаться только тех продуктов, которые указаны в обращении.

Вопрос: 

Может ли быть проведена проверка по обращению потребителя, направленному с электронной почты заявителя?

Ответ: 

Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации (ч.3 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Вопрос: 

Я осуществляю продажу технически сложных товаров, часть из которых ранее ремонтировалась. Скажите, пожалуйста, должен ли я об этом информировать покупателей?

Ответ: 

Источник: //89.rospotrebnadzor.ru/predprinimatel/148000/

Об уплате штрафа за руководителя

Как руководителю не платить штраф Роспотребнадзору?

Прошу предоставить консультацию по вопросу оплаты штрафа за административное правонарушение должностного лица (Генерального директора) согласно Постановлению государственной инспекции труда.

Можем ли мы оплатить данный штраф через р/с компании?

Примет ли ГИТ данный платеж? Когда будет аннулировано административное правонарушение?

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

В соответствии с пунктом 3 статьи 32.

2 КоАП РФ, сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом “О национальной платежной системе”, организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ “О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами”.

Согласно пункту 8 статьи 32.

2 КоАП РФ банк или иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, платежный агент, осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц, или банковский платежный агент (субагент), которым уплачивается сумма административного штрафа, обязаны незамедлительно после уплаты административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности, направлять информацию об уплате административного штрафа в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”.

В силу пункта 5 статьи 32.2.

КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или статьи 32.

2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям.

Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.

Из приведенных норм, по нашему мнению, следует, что административный штраф должен быть оплачен непосредственно должностным лицом, которому он выписан, самостоятельно, от своего имени.

В нашем распоряжении отсутствует нормативный документ, который бы допускал или не допускал осуществление оплаты административного штрафа за должностное лицо со счета Организации в случае нарушения трудового законодательства.

Отметим, что в отношении административного штрафа, подлежащего уплате в Роспотребнадзор, на сайте //24.rospotrebnadzor.ru/directions/practice/96521 содержится информация о порядке заполнения платежного поручения в случае уплаты штрафа за третье лицо:

«Если юридическое или физическое лицо, индивидуальный предприниматель оплачивают административный штраф по постановлениям, вынесенным в отношении других лиц, то в поле назначение платежа, указывается информация о постановлении и лице, в отношении которого оно вынесено. Например: «административный штраф по постановлению № 77 от 22.04.2013 г. в отношении Иванова Ивана Ивановича».

Аналогичные разъяснения имеются на сайте ГИБДД (//www.gibdd.ru/r/56/news/1015752/?type=special).

На сайте Государственной инспекции труда по Ленинградской области (//git47.rostrud.ru/spravochnaya_informatsiya/30375.html) указано следующее:

«Административный штраф со ссылкой на реквизиты постановления должен быть уплачен от имени лица, которому назначено административное наказание. В ином случае административный штраф не считается оплаченным».

Соответственно, в случае, если административный штраф за нарушение трудового законодательства, наложенный на руководителя, будет оплачен Организацией с ее расчетного счета (в том числе и в случае указания в назначении платежа информации о том, что он уплачен за руководителя), мы не исключаем, что оплаченный таким образом административный штраф не будет засчитан в качестве уплаченного.

Также обращаем Ваше внимание, что с точки зрения налоговых органов в случае, когда административный штраф за работника оплачен Организацией, сумма штрафа будет квалифицироваться налоговыми органами как доход данного работника, полученный в натуральной форме на основании статьи 41 НК РФ, пункта 1 статьи 210 НК РФ, подпункта 1 пункта 2 статьи 211 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 20.01.16 г. №03-04-05/1660). Соответственно, в месяце, когда был уплачен штраф необходимо будет включить его сумму в налогооблагаемый доход генерального директора и удержать НДФЛ в размере 13%.

При этом в разъяснениях контролирующих органов не указано каким именно способом Организация оплатила штраф за работника (путем оплаты со своего расчетного счета или путем компенсации денежных средств работнику).

Источник: //112buh.com/novosti/2016/ob-uplate-shtrafa-za-rukovoditelia/

Закон для всех
Добавить комментарий