Как защитить права учителя, если его обвиняют?

Обвинить и оболгать учителя может каждый. Безнаказанно и в чем угодно

Как защитить права учителя, если его обвиняют?

Определение деятельности школы и учителя как процесса оказания услуг создаетспецифику взаимоотношений семьи и школы. Учитель, по мнению таких родителей,должен постоянно говорить: «Чего изволите?», приседая в почтительном реверансе,извиняться и сносить всяческие родительские выходки.

Летом этого года газетыс какой-то садистской изощренностью сообщили о том, что правоохранительныеорганы задержали социального педагога Центра образования №1601 Дмитрия Лубнина,что на него заведено уголовное дело.

Называю Димину фамилию, потому что СМИ непросто открыли ее всем, но совершили беспрецедентный шаг – поместили фотоучителя сначала на своих страницах, а потом и в Интернете. Еще не былозавершено следствие, еще не было определено, виновен или нет, а журналисты ужевынесли свой приговор.

Хорошо, что летом детей не было в городе, иначе Лубнинубыло бы еще тяжелее от таких наветов. Ведь человек, в обязанности котороговходят защита прав и поддержка ребенка, обвинялся в совершении развратныхдействий в отношении несовершеннолетнего.

Не скрою, напечатанноевызвало недоумение у всех, кто знал Диму.

В 29 лет он уже кандидат политическихнаук, победитель конкурса профессионального мастерства «Педагогический старт» вноминации «По ступеням мастерства», финалист Северного окружного этапаВсероссийского конкурса «Учитель года-2009», в 2011 году стал победителемокружного конкурса «Социальный педагог года»! Несколько лет Дмитрий был членомЗападного окружного совета молодых педагогов, сегодня он член Молодежной палатыпри Мосгордуме, председатель Московского молодежного научного общества,общественный инспектор Московской городской организации Общероссийскогопрофсоюза образования. Талантливый, серьезный, он чрезвычайно активен впрофессиональной и общественной деятельности.

Известие, что Лубнинупредъявили обвинение, перечеркивающее все, чего он добился к 29 годам, всевосприняли по-разному.

Готовность защищать честное имя коллеги тут же выразилиучителя Центра образования №1601, где он работает, члены Западного, Северного иМосковского городского советов молодых педагогов.

Засомневались в егоневиновности вышестоящие инстанции, получившие жалобу родителей, а такжеправоохранительные органы, которым положено сомневаться и которые немедленноприступили к расследованию этого дела. Что же стало поводом для обвинения?

Эта история, какрассказывает директор ЦО №1601 Елена Козырева, началась еще в 2008 году, когдаученик четвертого класса вдруг пожаловался классному руководителю на то, чтоего дома избивают.

Медицинское обследование подтвердило факт жестокогообращения с ребенком, школа передала документы в правоохранительные органы,поставив ребенка и семью на внутришкольный учет. Хотя факт жестокого обращенияс ребенком был установлен, отчим мальчика посчитал себя оскорбленным всемслучившимся.

Как говорят учителя, после этого мужчина неоднократно обещал, чтоотомстит школе. Месть была изощренной и продуманной: человек решил вести поискуязвимых мест в работе педагогов, вовлекать в конфликты родителей и соучениковпасынка.

Правда, считает Елена Анатольевна, задача у него была нелегкой, таккак Центр образования №1601 – одна из лучших школ столицы, тут отлажена системаздоровьесбережения, безопасности учащихся, собран сильный педагогическийколлектив, организовано психологическое и социально-педагогическоесопровождение ребят.

А теперь представим, вкакое положение попал ребенок, который, с одной стороны, уже не мог сказатьправду учителям о том, как с ним обращаются в семье, а с другой стороны,постоянно слышал дома весьма нелестные отзывы о своих учителях.

Педагоги немогли не заметить, как резко ухудшились его отношения с другими учениками иучителями, как стало меняться поведение мальчика – он стал агрессивным,прогуливал уроки, устраивал истерики, ночевал у одноклас­сников, боясь идтидомой (о чем их родители потом сообщали в школу), периодически пропадал нанесколько дней, после чего замыкался, не шел на контакт, почему-токатегорически отказываясь от плановых медицинских осмотров в школе (может быть,потому что его продолжали бить в семье?).

Школа пыталась найтиконтакт с семьей, но практически все ее усилия отклика не имели. Педагогивспоминают, что мама общения с работниками школы избегала, отчим в школуприходил, но всегда скандалил, угрожал, видимо, считая, что только так можнозащищать (от кого?!) права пасынка.

Иногда в школу приходила женщина,представлявшаяся гувернанткой. После очередного продолжительного отсутствияребенка и конфликта по этому поводу с его отчимом администрация школы направиласообщение в правоохранительные органы.

Это на какое-то время охладило накалстрастей, но, по сути дела, мало помогло в налаживании отношений семьи и школы.

Ребенок избрал в этойситуации не лучший вариант поведения – он оскорблял классного руководителя,причем день ото дня все изощреннее, мог исписать доску нецензурными словами вадрес педагога, на уроке бросить бутылку в учителя, вылить воду из вазы сцветами на компьютер, стоящий на столе у преподавателя.

В конфликт вовлекалисьсоученики мальчика. Когда из школы ушли два учителя, которые вели уроки в этомклассе, в него оказались вовлечены уже родители – они написали обращениедиректору школы с просьбой исключить мальчика из школы и обеспечить их детямвозможность учиться в нормальной обстановке.

В ответ его мама обвинила клас­сно­горуководителя в том, что она организовала травлю ее сына, написала по этомуповоду жалобу директору.

Обстоятельства конфликта с этого момента вышли запределы одного класса, стали известны уже всей школе, для его разрешения был привлеченобщешкольный родительский совет, но все это мало помогало нормализоватьотношения.

Что должна была делатьшкола в этой ситуации? То, что и положено делать настоящим педагогам. Педагогистарались направить энергию ребенка в позитивное русло, в результате, несмотряни на что, он нормально учился, был журналистом в школьной телестудии,занимался в музее боевой славы. Но при этом снова пропадал, после чего следовалочередной срыв.

Основная тяжесть работыс мальчиком легла на плечи педагога-психолога и социального педагога.

Напомню:в 2011 году Дмитрий Лубнин был признан в округе лучшим социальным педагогом, иему нужно было оправдать доверие, тем более что к нему обращались за помощьюмногие педагоги, работавшие с этим трудным мальчиком.

Работу социальногопедагога осложняло то, что мальчик был склонен к фантазиям, особенно часто вралтогда, когда был виноват и старался избежать наказания.

В какой-то момент сталоясно, что в дело должны вмешаться милиция и прокуратура, так как семья непомогала, а мешала школе, в результате чего постоянно страдал мальчик. Вот тути произошло неожиданное: мама обвинила социального педагога, работавшего с еесыном, в сексуальных домогательствах.

Обвинение былосерьезным, УВД Северного округа провело проверку заявления мамы и отказало ввозбуждении уголовного дела. Невиновность педагога косвенно подтверждало то,что мама длительное время продолжала отправлять ребенка в школу, в которойякобы совершают насилие над ним, не обращалась при этом ни к администрации, ник директору.

Даже беглое знакомство с жалобой позволяло увидеть нестыковки.Мама писала, что социальный педагог домогался ее сына в своем кабинете, носвоего отдельного кабинета у социального педагога нет. В тех местах, где это,по ее предположениям, могло происходить, установлены постоянно работающиевидеокамеры (система безопасности в школе признана одной из лучших в городе).

На этажах школы на переменах дежурят учителя, охрана школы постоянно ведетвидеонаблюдение. Во всех кабинетах школы работают веб-камеры, администрацияшколы может постоянно контролировать учебно-воспитательный процесс.

Самоеглавное, что при общении социального педагога с мальчиком всегда присутствовалисотрудники, а в школе практически нет мест, где с ребенком можно бесконтрольноуединиться на сколько-нибудь продолжительное время.

Попытки поговорить смамой ни к чему не приводили, во время проверки ее заявления она торазворачивала обвинительную кампанию против школы в Интернете, то обращалась кдиректору с требованием организовать надомное обучение ее сына.

После того какУВД отказалось завести уголовное дело, мама обратилась в АдминистрациюПрезидента РФ, и уголовное дело против социального педагога все-таки быловозбуждено, у него взяли подписку о невыезде, дело взяла под контрольОбщественная палата Российской Федерации.

Дмитрий Лубнин, отстаивая свои честьи достоинство, согласился на все предложенные следствием экспертизы. Темвременем родители забрали мальчика из школы и переехали в другой город.

Создается впечатление, что сделали то, что хотели, – отомстили школе ипедагогам, ославили на всю страну и исчезли из поля зрения. Мальчика они,конечно, увезли с собой, что… сильно беспокоит педагогов школы. Настоящихпедагогов!

«Мы хотели бы, чтобыправоохранительные органы заинтересовались отчимом ребенка. Очевидно, чтомальчик панически боится этого человека.

Мы просим истребовать материалы из ПДНОВД по Савеловскому району, куда школа неоднократно обращалась, опросить коллегучителя, родителей других учеников, с которыми работает наш социальный педагог,- говорит директор школы Елена Козырева.

– У нас нет сомнений в невиновностиДмитрия Лубнина, в его порядочности. Его коллеги-педагоги, родительский совет,который вместе с нами пытался разрешить сложную ситуацию, поддерживают молодогопедагога. Это наша гражданская позиция!»

Позицию ЕленыАнатольевны действительно разделяют педагоги, которые приняли обращение взащиту своего коллеги: «К сожалению, обстоятельства нашего времени таковы, чтонаряду с позитивными изменениями в системе образования, с признанием особойроли педагога в деле воспитания подрастающего поколения учитель все чащестановится самой незащищенной фигурой российского общества – мишенью дляунижения, очернения со стороны непорядочных людей, в распоряжении которых находятсядля этого любые средства и возможности. Человек, от которого зависит будущееРоссии, сегодня как никогда сам нуждается в правовой защите! Участие мужчин впедагогическом процессе становится опасным, если учителя так легко оболгать. Кнам постоянно обращаются различные средства массовой информации. Мы вынужденыучиться специальной деятельности, хотя никогда не стремились к этому, и оченьнуждаемся в поддержке учительского сообщества. После публикации материалов обобвинении педагога на всю страну отчиму мальчика открыта дорога для клеветы напедагогический коллектив, директора и других сотрудников».

Сегодня Дмитрий Лубнинпродолжает работать в своей школе, где ему по-прежнему доверяют, где егоуважают за высокий профессионализм. Остается гадать: когда с учителя снимут всеобвинения, обратятся ли он и коллектив школы в суд для того, чтобы имвозместили моральный ущерб? Если в наши рыночные времена за все нужно платить,то пусть заплатят и те, кто без всяких оснований возвел клевету.

Источник: http://ug.ru/article/145

Защищаем права ребенка в школе

Как защитить права учителя, если его обвиняют?

Как правило,  с одной стороны, — незнание, а, с другой стороны, — нарушение прав школьников приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик – родитель».

Как родители могут защитить права ребенка в школе? Рассмотрим несколько примеров.

Гендерное равенство

Гендерное равенство – это когда  каждый человек имеет равные права, независимо от того, принадлежит он к мужскому или женскому полу.

Возможный вариант нарушения – дискриминация по половому признаку: девочкам было приказано мыть полы, а мальчиков отпустили домой.

Справка. Если человека ограничивают в правах и возможностях по половому признаку, то это ничто иное, как дискриминация. Международным правом и российским законодательством дискриминация категорически запрещена.

Что делать?

Попытайтесь решить проблему мирным путем: обратите внимание классного руководителя, что  нельзя налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков, предложите не делить учащихся на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.

Если это не поможет, то действуйте по схеме: администрация — управление образования — суд.

Школа и религия

Школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого.

Возможный вариант нарушения – представим себе, что Планом общешкольных или классных мероприятий предусмотрено посещение православного монастыря. Среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий и это мероприятие может противоречить их религиозным убеждениям.

Справка. Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, т.е. каждый имеет право сам решать, верить в Бога или нет, и какую религию выбрать. Каждый имеет право не только верить или не верить, но и поступать так, как диктуют ему вера или убеждения. Также по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах.

В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Что делать?

Школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску, ибо  школа не может проводить никакие мероприятия, связанные с религией, например, собирать пожертвования на нужды религиозных общин,  вовлекать учеников в религиозные обряды, т.к. при этом нарушается норма Закона о светском характере образования.

Ученики имеют полное право отказаться от участия в мероприятиях, имеющих отношение к религии.

В случае, если учеников пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в управление образованием, к  уполномоченному по праваам ребёнка.

Уважение чести и достоинства школьника

Обучающиеся имеют право на уважение своей чести и  достоинства.

Возможный вариант нарушения разбирательство учителя с учеником в присутствии всего класса или вынесение  на суд класса обсуждение мнений, убеждений ученика без его согласия.

Справка. Публичные разбирательства входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании» (статья 50, пункт 4), являются оскорбительными и недопустимыми.

 Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Кроме того подобные «судилища» наносят детям огромный моральный ущерб.

Применение таких методов воспитания педагогом не допустимо.

Что делать?

Выяснить у учителя суть  конфликта. Переговорил ли заранее педагог с учеником  и получил ли его согласие на публичное обсуждение  его действий.

В случае нарушения законодательства обращайтесь с жалобой к директору школы.

Вы также имеете право обратиться в суд о защите чести и достоинства ребёнка.

 Право на охрану здоровья

Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса.

Возможный вариант нарушения – ученик освобождён от физических нагрузок и об этом имеется справка. Однако учитель физкультуры не принял это во внимание  и поставил  школьнику двойку.

Что делать?

 Учителю физкультуры можно объяснить, что ученику бегать и прыгать после операции – опасно для здоровья.

Обратиться за помощью к классному руководителю и завучу. «Двойка» должна быть отменена, и в будущем таких случаев повторяться не должно.

Если не помогают устные обращения, то пишите заявление директору школы с требованием провести по этому факту дисциплинарное расследование.

Если всё же учитель заставил заниматься ребенка и такая «физкультура» нанесла  вред его здоровью — запаситесь необходимыми документами, и смело идите в суд.

Обязательные  дополнительные занятия, факультативы 

Все дополнительные занятия, такие как кружки, факультативы,  секции и т.д.  могут быть только добровольными.

Возможный вариант нарушения – иногда в школе принуждают детей посещать дополнительные занятия.

Справка. В каждой школе есть учебный план. В нём записано, какие предметы изучаются в данном классе и сколько на эти предметы уделяется времени. Поэтому  никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Например, если в учебном плане нет «физики твердого тела» как обязательного предмета, то этот спецкурс можно не посещать.

Что делать?

Исходим из  того, что любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания, полученные на спецкурсе. При сдаче экзамена по основному предмету, это только пойдёт ученику на пользу.

Если вы опасаетесь, что все же учитель будет относиться к ребенку предвзято, обсудите ситуацию с учителем, завучем школы, напишите заявление директору.

Общественно полезный труд

«Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается» — записано и в статье 50 Закона «Об образовании».

Возможный вариант нарушения – детей заставляют дежурить по  классу, по школе, убирать территорию и т.д.

Справка. Статья 37 Конституции РФ гласит: «Принудительный труд запрещён».

Обратите также внимание на формулировку статьи 50 Закона «Об образовании»:  школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей. Это означает, что школа не имеет права приказывать школьникам брать тряпки в руки и отправляться вытирать лужи в школьных коридорах, участвовать в дежурстве, мести улицы, чистить остановки и лесопарки.

Если следовать букве закона, то даже, если бы сами ученики стояли с тряпками и метлами в руках и умоляли бы разрешить им участвовать в трудовом десанте, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей.

Что делать?

Если школа всё же принуждает ученика дежурить, убирать территорию школы или общественные места, то родители  могут обжаловать действия школы.

Можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя, который заставляет детей выполнять работу, дежурить по классу, мыть полы, заступать на «пост номер один». Если директор откажется освободить ребенка от дежурств, работ – пишите жалобу в управление образования и органы по защите прав ребёнка.

Если и это не поможет, родители могут подать на школу в суд.

Иногда ссылаются на  Устав школы. Прочитайте его и убедитесь, что такая норма там действительно есть. Очень вероятно, что её там не окажется. Но в любом случае Устав школы не может противоречить Закону и Конституции.

Если противоречие есть, то нужно руководствоваться не Уставом (или приказом директора, или неким положением), а именно Конституцией и Законом. При этом родители могут обратиться к учредителю, а также в прокуратуру.

Если школе действительно требуется помощь, то она может обратиться к ученикам  с  просьбой, а не приказывать. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет.

Также заранее следует  выяснить позицию родителей по вопросу привлечения их детей к труду. Это относится не только к экстренным случаям, но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим «трудовым десантам».

Обратите внимание, что даже если ребёнок трудится на благо школы по своему собственному желанию,  согласие родителей необходимо.

Если родители не согласны с привлечением детей к общественно  полезному труду, то у них есть все основания жаловаться на школу не только в органы управления образованием, но и подать в суд.

Самообслуживание в школе, конечно,  должно быть, но искать решение этой проблемы нужно вместе с учениками, правозащитниками и родителями обучающихся,  руководствуясь действующим законодательством.

Право на образование

Все граждане России имеют конституционное право на образование.

Возможный вариант нарушения – удаление ученика с урока или не допуск до занятий.

Справка. Учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. У учителя нет права произвольно решать это.

Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель – тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать.

Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс. Учить школьника — это его обязанность, работа, за которую ему платит деньги государство.

Что делать?

Если такое произошло, постаратесь выяснить все обстоятельства конфликта.

Если вы установили, что ваш школьник всё же нарушил Правила для учащихся, то почитайте Устав вашей школы, и узнайте, какие меры наказания за это предусмотрены. Такого наказания как отстранение от урока в них не должно быть.

Напишите жалобу директору школы. Если и после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» даёт на это право.

Уважаемые родители! Не позволяйте унижать себя и своих детей! Научите детей постоять за себя.

При подготовке были использованы материалы ряда интернет-сайтов

Защищаем права ребенка в школе

Источник: https://eduinspector.ru/2012/10/06/uvajaem-i-soblyudaem-prava-rebenka/

Как учителю защититься от клеветы родителей?

Как защитить права учителя, если его обвиняют?

Что такое клевета и как с ней быть

Клевета — это распространение ложной информации, порочащей честь и достоинство, подрывающей репутацию и доброе имя. То же значение имеют оговор, очернительство, поклеп, навет.

Ни один учитель не застрахован от того, что некий родитель в качестве мести, самовыражаясь или пытаясь свалить свою вину за проблемы ребенка на школу, его опорочит. «От людского оговора не уйдешь» и «Поклепами свои вины отводят» говорили наши предки. Что же делать в подобной ситуации? Существует два способа защиты.

1. Первичный, вне правового поля

  • Обратиться с докладной запиской к директору школы, в которой изложить все обстоятельства распространения клеветнических сведений.
  • Требовать тщательное расследование инцидента.
  • Организовать коллегиальное собрание, вынести ситуацию на обсуждение всего коллектива и заручиться его поддержкой. Во время собрания подробно описать ситуацию, отрицая чужую ложь. При этом нет необходимости приводить доказательства.
  • Сформировать своеобразный временный «профсоюз», цель которого — защитить коллегу от ложных обвинений.
  • Заручиться поддержкой вышестоящего лица, например районного методиста.
  • Защиту вести с позиции правовой базы о статусе, правах и обязанностях учителя, изложенной в Федеральном Законе «Об образовании РФ» и Инструкции о должностных обязанностях учителя.
  • Подать встречное заявления в управленческий орган учреждения образования или особую комиссию, занимающуюся урегулированием подобных споров.

Увы, не все ситуации регулируются подобными мерами, и родители продолжают безнаказанно оскорблять и клеветать на учителя. Остается второй способ защиты.

50 великих книг по психологии

Всегда хотели разбираться в психологии, но вас напрягала необходимость читать многотомные труды? Теперь можно получить нужные знания буквально за пару дней.

“50 главных книг по психологии” – это основные идеи, концепции и методики “науки о душе”, уместившиеся на четырех сотнях страниц.

И все благодаря уникальному дару популяризатора Том Батлер-Боудон, известного на весь мир своими простыми и одновременно очень содержательными обзорами величайших книг нашего времени. Каждый обзор ориентирован на максимально широкую аудиторию.

Сохраняя всю глубину мысли таких величайших ученых, как Зигмунд Фрейд, Густав Юнг или Альфред Адлер, Батлер-Боудон излагает их идеи на удивление ясным языком. Психология, считает он, может и должна быть увлекательной. Ведь именно она отвечает на самые важные вопросы в жизни человека.

Купить 2. Обращение в суд с исковым заявлением о защите чести, достоинства и деловой репутации согласно статье 152 ГК РФ. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Кроме того, статья 151 ГК РФ предполагает денежную компенсацию морального вреда за клевету.

Но нужно учитывать, что родители могут подать аналогичное заявление об очернительстве в их адрес. Поэтому учителю следует предпринять следующие меры.

  • Записывать оскорбления и угрозы родителей на диктофон, чтобы предоставить в суде.
  • Заручиться поддержкой нескольких свидетелей.
  • Иметь поддержку лояльно настроенных к учителю родителей.

В результате кляузников привлекут к административной ответственности за оскорбление. Если же будет доказан непосредственно факт клеветы, то виновный получит очень большой штраф за содеянное.

Оставайтесь с нами! Зарегистрируйтесь, чтобы узнавать первыми о публикации свежих статей, новостных материалов и об анонсах интересных мероприятий.

Влияние оговора на психику

  • Снижает профессиональную и личностную самооценку.
  • Блокирует волю и разум, парализует способность защищать себя.
  • Формирует отрицательные эмоции.
  • Выводит из равновесия, лишает целостности.
  • Вызывает ступор в общении и действиях.
  • Создает неподконтрольную сознанию программу агрессии и самоагрессии.
  • Создает мышечные зажимы и нарушает работу сердца.
  • Уничтожает душевные силы.

Система защиты от клеветы

СМИ буквально кричат о «беззащитности учителя». Тем самым, необдуманно, на уровне коллективного бессознательного создается установка: «учитель беззащитен, учитель — жертва». Но если есть жертва, всегда найдется палач. Поэтому, говоря о защите учителя, стоит поменять позицию, в том числе самим педагогам, акцентируя внимание не на беззащитности, а на создании системы защиты. Коллективное бессознательное впитает в себя новую установку и начнет ее реализовывать, подобно тому, как во времена СССР реализовывало принцип непоколебимого авторитета советского учителя. Первоочередным в данной системе является:

  • Правовое обучение педагогов, их правовая информированность и компетентность.
  • Высокий уровень корпоративной культуры каждой школы, включая прописанную в кредо обязанность защищать сотрудников от очернительства и ложных слухов.
  • По возможности оснащение помещений школы камерами наблюдения.
  • Коуч-тренинги по формированию стратегии поведения в ситуации клеветы.
  • Психологические тренинги по раскрытию, стимулированию и использованию внутренних психо-эмоциональных ресурсов.

Примеры тренингов

Коуч-тренинг «4 позиции восприятия при клевете». Цель — сформировать эффективную стратегию поведения в ситуации поклепа, действуя с четырех позиций. Первая — «я»-позиция: собственная точка зрения, собственные убеждения, ценности. Вторая «вы» позиция — способность «влезть в шкуру» клеветника, пережить и понять ситуацию, приняв его точку зрения.

Третья «они» позиция — стать в ситуации сторонним наблюдателем, беспристрастным, хотя и заинтересованным. Четвертая «мы» позиция — ассоциироваться со всей системой. («Я есть система, школа, и как я, школа, поступлю, если мою часть, учителя математики обвиняют в рукоприкладстве»).

В результате нарабатывается умение работать с информацией и эффективно действовать, учитывая различные точки зрения и используя их себе во благо.

Психологический тренинг «Раскрытие внутренних ресурсов». Цель — создать на психо-эмоциональном и физическом уровне состояние защищенности.

Самое защищенное состояние у человека — период пренатального развития, но с момента рождения память о нем блокируется. Трансперсональная техника «Взгляд назад» возвращает его, превращая в мощный ресурс, особенно в тяжелых психологических ситуациях.

Техника «Взгляд назад».

  1. Сядьте ровно.

  2. Руки положите перед собой на бедра так, чтобы левая ладонь лежала на ладони правой руки.

  3. Плотно закройте глаза.

  4. Направьте взгляд «назад», в область между пупком и почками, как у эмбриона.

  5. Удерживайте этот взгляд и слушайте свое дыхание.

  6. Сконцентрируйтесь на усиливающихся приятных ощущениях.

  7. Зафиксируйте момент, когда глаза будто «падают» с лица в место концентрации.

  8. Ощутите, что тело словно плавает, как в животике у мамы.

  9. Останьтесь в «плавающем» состоянии на 10 минут.

  10. Для возвращения в «норму» повращайте закрытыми глазами 9 раз по часовой стрелке.

  11. Сбросьте все ощущения.

Результат: создание мощного защитно-оздоровительного ресурса.

«Хулой не возносятся» и «Ложь приводит к правде», говорит народная мудрость. А хорошо выстроенная и работающая система защиты учителя от хулы и лжи способна в принципе пресекать и блокировать подобные действия.

Введение в общую психологию

В учебном пособии раскрываются основные понятия психологической науки, освещаются ее важнейшие проблемы и методы.

Книга, созданная на основе курса лекций, читавшегося автором в течение многих лет на факультете психологии МГУ для студентов -го курса, сохраняет непринужденность общения с аудиторией, содержит большое количество примеров из экспериментальных исследований, художественной литературы, жизненных ситуаций.

В ней удачно сочетаются высокий научный уровень и популярность изложения фундаментальных вопросов общей психологии. Для студентов, начинающих изучать психологию; представляет интерес для широкого круга читателей.

Купить

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/kak-uchitelyu-zashchititsya-ot-klevety-roditeley/

Учитель оскорбляет учеников – что можно сделать?

Как защитить права учителя, если его обвиняют?

Что делать, если учитель систематически «шуточно» обзывает ребёнка, ссылаясь, например, на его внешние данные? Если он явно и умышленно несправедлив к конкретному учащемуся? Имеет ли учитель право прилюдно критиковать, высмеивать учеников? Как бороться с неэтичным поведением учителя? 

В настоящее время законодательством не определены конкретные требования к профессиональному поведению педагогов общего образования. Как правило, образовательные учреждения утверждают кодексы профессиональной этики педагогов собственными локальными нормативными актами.

Право на уважение человеческого достоинства в школе

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья (статья 34 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений (статья 48 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Учитель не имеет права: кричать на детей, поднимать руку, оскорблять его достоинство, унижать его перед одноклассниками, наказывать ребенка негуманным способом. В случае дисциплинарного нарушения со стороны ученика, учитель должен руководствоваться Уставом школы и решать вопрос с родителями и администрацией школы.

Что делать родителям, если педагог позволяет себе оскорблять ученика?

В соответствии со ст.

45 данного закона родители (законные представители) вправе защищать интересы своих детей путем направления соответствующих обращений в органы управления образовательного учреждения или в комиссию по урегулированию споров (если таковая создана в ОУ) с требованием о проведении дисциплинарного разбирательства в отношении педагога и привлечении его к дисциплинарной ответственности, в том числе и увольнения. Родители (законные представители) также имеют право на обращение с иском в суд к конкретному педагогу и ОУ с требованием о выплате компенсации морального вреда.

Вы как родитель имеете право требовать прекращения таких действий со стороны учителя. Конкретные шаги зависят от личных особенностей данного учителя, директора и общей ситуации в школе.

Также много зависит от возможности доказать факт унижающих действий и оскорбительных высказываний.

Дополнительно читайте по этму вопросу – Тайную диктофонную запись можно использовать как доказательство в суде. 

Шаг первый. Если учитель готов к диалогу, может помочь личный разговор. Можно объяснить учителю, что Ваш ребенок не привык к крику и вы считаете что подобные меры воздействия недопустимыми.

Шаг второй. Написать обращение на имя директора школы (оно может быть как индивидуальным так и коллективным), перечислить факты и обстоятельства, которые нарушают права учащихся науважение чести и достоинства и просить принять меры воздействия по отношению к учителю, либо привлечь к дисциплинарной ответственности.

Чтобы ваша жалоба не была воспринята как наговор, а ваш ребенок не оказался виноватым — попробуйте привлечь других родителей. Наверняка у них подобные проблемы. Жалоба к директору подписанная родителями класса — очень эффективный способ. Директор не игнорировать подобное обращение — он обязан провести служебное расследование и вправе привлечь учителя к дисциплинарной ответственности.

Шаг третий. Направить заявление в Комиссию по урегулированию конфликтов. Такая комиссия должна собираться в каждой школе и рассматривать поступившие обращения. Обращение может быть направлено как от имени учащихся, так и от имени родителей. В состав комиссии в обязательном порядке должны входить родители.

Шаг четвертый. Обращение в суд, прокуратуру, полицию, инспекцию по контролю за образованием может последовать как после проведения дисциплинарного разбирательства, так и в тех случаях, когда дисциплинарное разбирательство не проводилось или в ходе этого разбирательства, не были установлены, описанное Вами поведение педагога.

Если исправить ситуацию не получается – родитель может поставить вопрос о переводе ребёнка в другой класс или к другому учителю. Порядок перевода и другие организационные моменты, связанные с деятельностью школы, должны быть отражены в Уставе общеобразовательного учреждения. Родители имеют право ознакомиться со всеми документами, которые регулируют деятельность школы и затрагивают их права.

Последствия

После установления фактов непрофессионального и неэтичного поведения педагога Вы вправе требовать:

1) привлечь к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения (при обращении в администрацию школы или в комиссию по урегулировании споров);

2) привлечь к административной или уголовной ответственности (при обращении в полицию, прокуратуру, инспекцию по контролю за образованием);

  • Административная ответственность. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.(ст. 5.61. Кодекс об административных правонарушениях)

3) к компенсации морального вреда (при обращении в суд с требованием о взыскании с педагога и школы).

В любом случае, поднимать вопрос оскорблений стоит поскольку даже педагог не будет наказан, возможно, что на его поведение все же повлияет факт наличия жалоб, либо беседа с директором с глазу на глаз.

Цитаты из закона:

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

пункт 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья

Статья 34 Федерального закона «Об образовании в РФ»

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

Статья 48 Федерального закона «Об образовании в РФ»

Нематериальные блага

1.

Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

2. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо.

Статья 150 Гражданского кодекса РФ

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Статья 5.61. Кодекса об административных правонарушениях РФ

Источник: https://usperm.ru/content/uchitel-unizhaet-uchenikov

Как защитить педагога от кляузы в соцсетях

Как защитить права учителя, если его обвиняют?

Почему кляуза в соцсети или фото в “Инстаграме” становится основанием для увольнения учителей? Кто защитит педагога от неадекватных родителей? Где искать управу на учеников, которые оскорбляют учителя? Образование – услуга, а потребитель всегда прав? Эти вопросы, которые сегодня раскололи общество на две части, обсуждались на Совете экспертов в редакции “РГ”.

За учениками наблюдение ведется только на ЕГЭ, а за учителями – почти круглосуточно. Сергей Михеев/РГ

Поводом стала скандальная история, о которой мы рассказали в “РГ” от 13 марта в статье “Охота на учителя”. В одной из школ родители устроили травлю классного руководителя и отправляли детей в школу с включенными диктофонами.

В Красноярском крае педагог по вокалу была вынуждена уволиться из-за записей в соцсетях. В Новосибирске учительница ушла с работы после того, как ученица опубликовала в “Инстаграме” ее фотографию с нецензурной подписью…

И таких случаев множество.

Как соцсети перевернули жизнь заслуженного педагога

– Если раньше у нас в школе учитель был всегда прав, то теперь маятник качнулся в противоположную сторону – педагоги оказались бесправными. Сейчас мы считаем, что ученик всегда прав.

Да, в центре образования должен быть ребенок. Но у нас “детоориентированность” сменилась понятием “клиентоориентированность”.

В этой подмене и состоит ключевая проблема, – считает директор московской школы N2095 Илья Новокрещенов.

По его мнению, педагог оказался как в шоу “за стеклом”, потому что есть дети с диктофонами, с фотоаппаратами в мобильных телефонах. Ребенок снимает. И через несколько минут мама, если она популярный блогер, выложит все в соцсетях.

А если во все школы поставить видеокамеры? Помогут они защититься от необоснованных претензий родителей?

При этом есть родители, которые помнят только о своих правах, а не об обязанностях. Доходит до того, что приглашение прийти на родительское собрание некоторые воспринимают как… вмешательство в личную жизнь! И как вы думаете, что делают учителя? Пишут электронные письма и прилагают скриншоты, чтобы родители были в курсе того, что обсуждалось на собрании.

Мало того, что родители относятся к школе потребительски, они стали вступать в откровенные конфликты с педагогами.

Если раньше в классе было 2-3 гиперактивных ребенка, то сейчас по негласному правилу – 8-9. Есть дети с неконтролируемым, девиантным поведением. При этом никаких медсправок родители школе предъявлять не обязаны. Что получается? Приходит такой ребенок в первый класс.

Через 2-3 месяца начинаются противоречия не только между учеником и учителем, но и между родителями, которые недовольны тем, что кто-то противопоставляет себя классу, срывает уроки. И тогда мама хулигана уходит в оппозицию. Пишет письма, жалобы, собирает доказательства.

А что, если во все школы поставить видеокамеры? Помогут они защититься от необоснованных претензий родителей? Ведь тогда в случае чего на обвинения по смонтированной записи, где, предположим, учитель оскорбляет ребенка, можно будет предъявить другую и доказать, что все было совсем не так?

После самоубийства школьника в Бабаево его учителя подвергли травле

Директор школы N 1518 Марина Фирсова уверена, что камеры проблемы не решат. В ее школе есть видеокамеры, но к каждой парте экран и микрофон не подцепишь. Учитель – живой человек. Неудачно пошутил, побранил, упрекнул ученика с глазу на глаз – вот и готова жалоба родителей. В школе был такой случай.

Можно ли наказывать детей в школе? Марина Фирсова считает, что одному можно сказать: встань в угол и постой. И это не будет для него наказанием. А для другого ребенка это будет оскорблением человеческого достоинства. Здесь учитель должен найти ту грань, которая отделяет, что можно, а что – нет.

– В школу приходят дети тех, кто родился в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века, когда шло крушение Советского Союза и разваливалась система воспитания.

Вот мы и получили родителей, которые начинают судить учителя, – говорит председатель Всероссийского педагогического собрания, ректор МГУТУ Валентина Иванова.

– Очень важно, чтобы в такой ситуации были слышны голоса тех родителей, которые поддерживают педагога. Учителям нужна публичная защита.

Педагог оказался как в шоу “за стеклом”, потому что есть дети с диктофонами, с фотоаппаратами в мобильных телефонах

Действительно, есть сложности, когда в классе сидят трудные дети. 22 процента педагогов признались, что им нужна помощь. Но это не повод унижать и оскорблять учителя.

Валентина Иванова рассказала, что Всероссийское педагогическое собрание подготовило поправки к закону, которые будут гарантировать педагогам защиту государства.

“Применение насилия в отношении педработника, а также публичное оскорбление будут приравниваться к применению насилия в отношении представителя власти”, – пояснила эксперт.

Часто оскорбления педагогов идут через соцсети. Но виртуальная реальность пока очень слабо учитывается в нашем законодательстве. Например, нет понятия троллинг.

Это провокация или издевательства в сетевом общении.

Валентина Иванова подчеркнула, что подготовлены детальные разъяснения, буквально по пунктам, для педагогов, что и как делать в таких случаях, кому жаловаться и как предъявлять претензии к провайдеру.

Еще одно предложение экспертов – поменять программы в педвузах и дополнить их психологическими и юридическими курсами, чтобы избежать ситуаций, когда молоденькая учительница, которая, безусловно, имеет право на личную жизнь, вынуждена писать заявление об уходе только потому, что разместила на своей страничке свое фото с пляжа. Это, к слову, совершенно реальный случай.

Учительница обиделась, что к 8 марта ей подарили 5 тысяч рублей

– Надо учить умению себя преподнести в блогсферах, информационном пространстве. Учителям нужны юридическая помощь и сопровождение. На каждый неадекватный поступок в сторону педагога должен быть ответ, – считает Сергей Горбун, заместитель председателя Московской городской организации профсоюза работников образования и науки.

Проректор Московского государственного педуниверситета Елена Болотова рассказала, что уже разработаны новые подходы к формированию учебных планов.

– Профсоюзы защищали учителя от директора, а сейчас нужно директора защищать от агрессивного родительского сообщества и некомпетентности некоторых СМИ, которые выплескивают эти проблемы на публичное обсуждение, – заметила проректор. – Презумпцию невиновности никто не отменял.

А если бы в современную школу пришел знаменитый педагог-воспитатель Антон Семенович Макаренко? С его-то методами жесткой дисциплины и наказания. Между прочим. он дал пощечину своему ученику Задорову, после чего потом Задоров ему сказал: “”Мы не такие плохие… мы понимаем”.

Наверное, сегодня Макаренко на второй же день отправили бы в колонию строгого режима на пожизненное заключение…

Источник: https://rg.ru/2017/03/16/kak-zashchitit-pedagoga-ot-kliauzy-v-socsetiah.html

Закон для всех
Добавить комментарий