Каким образом можно сберечь землю от изъятия ее со стороны государства?

Бесплатная земля? — Только под строительство

Каким образом можно сберечь землю от изъятия ее со стороны государства?

Спекуляция вокруг земельных участков достигла небывалых масштабов. Для того чтобы остановить процесс, набравший угрожающие обороты, государство пошло на решительные меры — в стране проводится инвентаризация земель.

Власть рассчитывает, что эта масштабная операция покажет полную картину состояния казахстанских земель.

А главное — поможет выяснить, сколько у нас неосвоенных участков, выделенных под индивидуальное жилищное строительство и под сельхозугодия.

Еще одной действенной мерой, способной остановить махинации с земельными участками, являются поправки, внесенные в Земельный кодекс.

Согласно им, отныне право частной собственности на землю или государственный акт можно будет получить только после завершения строительства и полного введения жилья в эксплуатацию.

Но сейчас получить земельный участок от государства сложно — придётся долго ждать своей очереди. О процессе подачи заявки и альтернативных способах приобретения земли читайте в статье.

О том, чего ожидать от инвентаризации и каким образом теперь будет выдаваться земля, — в беседе с ответственным секретарем Агентства по земельным ресурсам РК Гульжахан Бимендиной.

— Гульжахан Амангельдиевна, давайте начнем наш разговор с интересующего буквально всех вопроса: есть ли свободные земли внутри и вокруг Астаны?

— Количество земель для предоставления под ИЖС определяется местными исполнительными органами и только в соответствии с генеральным планом развития города. На сегодняшний день конкретные земельные площади имеются в пригородной зоне. Однако в связи с тем, что не все эти земли обеспечены необходимыми коммуникациями и инфраструктурой, выделение их населению приостановлено.

По мере их готовности они будут выдаваться людям. Отмечу, что в пригородную зону вошел 81 населенный пункт Целиноградского, Аршалынского и Шортандинского районов Акмолинской области. Для индивидуального жилищного строительства из почти 67 тысяч поданных заявлений в этих населенных пунктах было выделено свыше четырнадцати с половиной тысячи участков.

Что касается самой столицы, то здесь в очереди на получение земельного участка стоят свыше 84 тысяч человек. Но в связи с подготовкой земельных площадок их выделение также приостановлено. Все это делается исключительно в интересах граждан, для того чтобы им в будущем не пришлось мучиться на необжитых землях.

Согласитесь, самостоятельное подведение света, воды, канализации и так далее отнимает не только много времени, но и нервов.

На сегодняшний день в стране проводится инвентаризация земель. Пока мы занимаемся сбором информации по всей территории страны. Агентство планирует выявить неиспользуемые земельные участки, которые в дальнейшем будут доводиться до готовности и распределяться между желающими построить свое жилье.

Земельный налог в Казахстане в 2016 году: ставки, расчёт, сроки сдачи >>>

— То есть, вы будете только выявлять, анализировать, собирать информацию о состоянии казахстанских земель, а о новых, уже готовых участках с подведенными коммуникациями речи нет?

— Новыми земельными участками занимаются местные исполнительные органы. На территории Астаны есть земельные участки, но этот план еще будет утверждаться.

Информация с подготовленными площадками официально появится на интернет-сайте и будет доступна всему населению. Подобные площадки готовятся не только в Астане, но и в других городах Казахстана.

Например, мы осматривали готовые площадки в Караганде, Петропавловске, Кокшетау.

— Расскажите подробнее об изменениях, которые были внесены в Земельный кодекс? Ваше агентство не раз заявляло о том, что теперь люди не смогут с легкостью перепродавать полученные от государства земельные участки.

— Да, это действительно так. Ни для кого не секрет, что за последние годы сделки с землей превратились в целый бизнес. Многие люди изначально получали от государства землю, чтобы в дальнейшем ее продать. При этом действительно желающие построить свой дом вынуждены покупать у них эти же самые участки по рыночной цене.

Для того чтобы прервать этот замкнутый круг, в Земельный кодекс были внесены поправки, которые не позволяют человеку, получившему бесплатный участок, его продать. Теперь участки предоставляются только во временное пользование, то есть в аренду сроком на два года, до освоения.

Выходит, для того чтобы получить государственный участок в частную собственность, вначале необходимо построиться и ввести свой дом в эксплуатацию. Только после этого дается право оформить государственный акт на право частной собственности.

Раньше земля выдавалась сразу в частную собственность, и люди имели возможность проводить с ней различные операции — продавали, закладывали в банки, дарили и так далее. А с землей, которая находится в аренде, подобные сделки по закону невозможны.

— Выходит, если за два года человек не успеет построиться, участок у него отберут?

— Сразу отбирать никто не собирается. Для этого у нас существуют земельные инспектора, которые тщательно разбираются в каждом отдельном деле. В случае неосвоения земельного участка к гражданину применяются меры административного характера.

Что это означает? Если человек не уложился в необходимые сроки, то ему делается предупреждение, выдаются штрафы, предписания… А так как задача правительства — защитить права государства и в то же время обеспечить право каждого гражданина на приобретение своего жилья, оно предоставляет ему еще один шанс в виде одного года. В данное время специалисты разрабатывают методические указания, в которых будет четко сказано, какой участок может считаться освоенным. Так вот, если и по истечении третьего года ситуация не исправится, земельные инспектора будут вынуждены вернуть участок в собственность государства. Естественно, процедура изъятия проводится в судебном порядке. Хотя есть еще один вариант — это добровольное возвращение участка, по личному желанию арендатора. А другого выхода у людей и нет, если человек чувствует, что не в силах построиться, лучше ему отказаться от земли, ведь продать ее без государственного акта он все равно не сможет. И, быть может, ее получит тот, кто в ней действительно нуждается.

— Хорошо, допустим, дом не построен, но у человека на руках государственный акт на владение данным участком, разве закон не защищает его право на частную собственность?

— Действительно, таких случаев много. И на сегодняшний день это является нашей головной болью. Тем более что зачастую эти участки продаются, перепродаются.

И хотя у нас имеются данные по всем владельцам земель, здесь мы ничего уже поделать не можем. Закон обратной силы не имеет. Нельзя расторгать ранее заключенные договоры. Повторюсь, именно для исключения подобных фактов в закон были внесены поправки, разрешающие выдачу земель только во временное пользование.

— Гульжахан Амангельдиевна, Вы говорите, что сегодня земельные участки выделяются только на подготовленной территории. А как понимать, когда целыми гектарами, причем без всякой сегментации и тем более подведенных коммуникаций, земельные участки продают различные риэлторские агентства и ТОО? Откуда эта земля?

— Вот именно, откуда? Мы сами часто удивляемся. Скорее всего, это земли сельхозназначения, которые были выделены под ИЖС. Конечно, неправильно, когда земли продаются таким образом на неподготовленных участках, и тем более — не сегментированные. Когда мы сталкиваемся с подобными нарушениями, то через суд отменяем решения исполнительных органов.

Ведь если земля продается на неподготовленных землях, значит исполнительный орган дал на это добро. Это уже нарушение. Люди должны помнить, что сегодня много мошенников, которые зарабатывают деньги за счет доверчивых граждан. При оформлении земельного участка необходимо тщательно изучать все документы.

Поэтому лучше всего получать землю от государства.

— Но для тех кто хочет построиться в ближайшее время это не подходит. Вы ведь сами озвучили цифры — свыше 80 тысяч заявлений по Астане и 67 тысяч по ближайшим населенным пунктам. Разве эта очередь двигается?

— Почему же, очередь продвигается. Для сравнения, с 2005 по 2012 год было подано 1 миллион 266 тысяч 576 заявлений. На сегодняшний день в общем по республике выдано 367 тысяч участков, это почти 30 процентов. И мы с уверенностью можем сказать, что способны обеспечить участками всё население страны.

— А в каких регионах Казахстана больше всего выдано земли?

— В Южно-Казахстанской, Атырауской, Алматинской. Конечно, в основном земли выдаются в пригородных зонах. Например, вокруг Астаны очень осторожно надо быть с выделением земель, расширяться в соответствии с генеральным планом. Мы думаем, что уже в этом году получим полную картину по всем земельным площадкам.

Однако для того чтобы произвести некий отсев, при выделении будут учитываться все обстоятельства. Например, получал ли ранее гражданин земельный участок от государства. Так как люди очень часто встают в очередь на землю сразу в нескольких регионах Казахстана, таким образом, видимо, надеясь получить несколько наделов.

Но у нас есть общая база данных по всей республике, и мы точно знаем, у кого что имеется.

— Вторым направлением инвентаризации является проверка сельскохозяйственных земель. Скажите, там тоже проблема с неосвоением?

— К сожалению, это так. В нашей стране много земли, но не вся она используется рационально. Земельные наделы выделяются фермерам для посева или отгона скота.

Однако проводимая инвентаризация показывает, что не всегда она используется по прямому назначению. Бывают случаи, когда землю берут лишь для залога в банк.

Между тем хозяин земли или арендатор должен не только работать на ней и получать за счет этого доход, но и обрабатывать почву, удобрять. Одним словом — сберечь для последующих поколений.

Инвентаризация проводится на территории 90 миллионов гектаров. Работа рассчитана на три года, на каждый год по 30 миллионов гектаров. Проверка в масштабе страны позволит узнать настоящее состояние земель, площадь ее использования и ее владельцев. В прошлом году по поручению президента мы уже проводили ревизию земель.

Тогда выявили 18 тысяч неиспользуемых сельскохозяйственных участков общей площадью семь миллионов гектаров. Из них два миллиона составляет пашня. Эти земли были возвращены в собственность государства.

Здесь тоже сразу земля не отбирается, изучаются все подробности дела, в дальнейшем, если ситуация не решается, дело передается в суд.

— А земли можно отдавать в аренду другим фермерам?

— Субаренда у нас запрещена. В первую очередь, надо выкупить ее у государства. Земля продается только гражданам Казахстана.

— Сколько времени будет длиться инвентаризация, и когда мы услышим о ее результатах?

— В данное время сотрудники агентства собирают информацию по землям, и уже к 1 июля мы планируем огласить ее итоги. В настоящее время наши инспекторы находятся в регионах, изучают земли, устанавливают их владельцев.

Что касается предварительных итогов, то они следующие. До сегодняшнего дня по республике на предоставление земельного участка было подано 1 миллион 266 тысяч 576 заявлений. Для примера, только в текущем году было выделено 1887 участков, из них лишь 824 на подготовленной земле.

Сейчас мы ратуем за то, чтобы к процедуре выделения земель подходили более разборчиво. Конечно, в законе сказано, что каждый гражданин Казахстана, достигший 18 лет, имеет право на получение 10 соток земли, и мы приложим все усилия, чтобы эти права исполнялись.

Однако, согласно этой норме, на сегодняшний день в очереди на получение бесплатной земли от государства стоит огромное количество людей. Заявления подаются целыми семьями.

Посудите сами, если в одной семье пять человек, то они все стоят в очереди. По моему личному мнению, если семья получила один участок, этого достаточно, надо другим дать возможность. Пока данный механизм рассматривается лишь как один из вариантов. Этот метод позволит немного отсеять народ. Земли могли бы выдаваться только вновь созданным семьям.

В любом случае, каждое решение со стороны руководящих органов требует тщательного анализа, мы ни в коем случае не хотим ущемить чьи-либо права, ведь у людей бывают разные обстоятельства. А возможно, все останется так, как есть. Ведь если люди поймут, что земля отныне дается только под строительство и ее нельзя будет продать, те, у кого нет средств строиться, и так откажутся от нее.

Посмотрим, как проявят себя принятые поправки в жизни.

 Фото автора

Беседовала Гульдарай КАСЫМОВА, Информационная служба www.kn.kz

Источник: https://www.kn.kz/article/6917/

Земельное право

Каким образом можно сберечь землю от изъятия ее со стороны государства?

Земельное право – это комплекс норм, которые призваны регулировать отношения общественного характера в сфере пользования землей и ее охраны.

Земля – важная составляющая окружающей среды. От ее состояния напрямую зависит и состояние иных природных объектов. Такая особенность земли заключается в её невосполнимости, в сравнении с прочими природными ресурсами.

Земля является особенным объектом правовых отношений и экономического оборота, в связи со своими природными качествами, свойствами, функциями и ролью в жизни общества.

В ходе взаимодействия людей с землей, она, осуществляет различные функции: социальные, экологические, экономические и др.

Правовое регулирование отношений, которые связанны с выполнением землей вышеуказанных функций, производится с помощью норм их разных сфер законодательства.

Главный источником земельного права в нашей стране считается Земельный кодекс РБ.

О действиях местного исполнительного комитета в случае выявления на территории садоводческих товариществ садовых домиков, расположенных на неиспользуемых земельных участках, предоставленных для коллективного садоводства, в том числе, в отношении которых отсутствуют сведения о месте нахождения их владельцев.


Земельный адвокатАдвокат по земельным вопросамАдвокат по вопросам в садоводческих товариществах
О возможности отчуждения капитального строения (за исключением одноквартирного, блокированного или многоквартирного жилого дома) после принятия решения о предстоящем изъятии земельного участка для государственных нужд и сносе расположенных на нем объектов недвижимого имущества. Изъятие земельного участка и защита прав землепользователей 

Могут ли собственники долей в праве общей собственности на жилое помещение при изъятии земельных участков для государственных нужд и сносе расположенных на них объектов недвижимого имущества выбрать разные виды компенсации в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. № 58 ”О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд“? На что могут рассчитывать собственники? Изъятие земельного участка и защита прав землепользователей 

Земельный адвокат, 

адвокат по земельному праву, 

адвокат по земельным вопросам

Изъятие земельного участка и защита прав землепользователей. Об изъятии земельного участка для государственных нужд. Признание УП “ПИ Гипрозем” отчета об оценке не соответствующим требованиям законодательства об оценочной деятельности, Указу № 58 «О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд».

Земельный адвокат, 

адвокат по земельному праву, 

адвокат по земельным вопросам

Статьи 1 – 5 из 31
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец

Сосед построил строение (баню)частично на моем земельном участок, заступив на мой участок 330 см. Данное обстоятельство, не только нарушает градостроительные нормы, но и препятствует осуществлению процедуры восстановления границ между другим смежным земле пользователем, по причине наличия тех ошибки, в углу моего дома пропущен поворотная точка. Землеустроительная организацией тех ошибку признала, но провести необходимые процедуры не может из за присутствия на моем земельном участке чужого строения. Обращалась в сельсовет, районный исполком, данные организации не признали строение соседа самовольной постройкой. Но Белгипрозем и БелПСХАГИ выдали уведомления в которых указан факт занятия части моего участка строение соседа. Что делать в данной ситуации? Здравствуйте, решение об изменении границ земельного участка было выдано 22 февраля 2014 года, имел ли право Брестгиппризем его зарегистрировать через 5 лет 02.2019 Дали разрешение на строительство дома с последующим переводом существующей квартиры в блокирование доме в летнюю кухню.Земля предназначена для обслуживания квартиры. Дом построили, но ввести в эксплуатацию его не смогли, так как такое разрешение давать было нельзя. Я подала в суд на изменение целевого назначения земли и мне отказали. Разрешение на строительство отменили. Теперь у меня самострой по вине гос.органов. Подскажите пожалуйста что я могу сделать в данной ситуации?. Предлагают признать право собственности через суд.Но ведь земля предназначена для обслуживания квартиры и перевести квартиру в летнюю кухню нельзя, есть квартира 2. Или все-таки можно через суд? Подскажите пожалуйста, ведь эта процедура очень дорогая и можно просто потерять кучу денег? Здравствуйте, скажите пожалуйста какая процедура деления наследуемого арендного участка в блокированном доме? Нам сказали, что нужно написать заявление об отказе участка, и в этом же заявлении прозьба о предоставлении участка для обслуживания жилой квартиры. Добрый день! Скажите, пожалуйста, по закону Республики Беларусь имеет ли моя тетя, которая уехала в Израиль на постоянное место жительства быть собственницей дачного участка на территории Республики Беларусь?

Статьи 1 – 5 из 1663
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец

Источник: http://www.rka.by/zemelnoe-pravo/

«В районах изворачиваются так, как будто хотят дискредитировать земельные отношения»

Каким образом можно сберечь землю от изъятия ее со стороны государства?

Камияр Байтемиров об обострении классовой борьбы на селе

Очередной конфликт о пользовании землей между пайщиками и агрохолдингами, развернувшийся в Буинском районе, вновь обнажил существующую проблему.

В материале для «БИЗНЕС Online» глава ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств РТ Камияр Байтемиров напоминает актуальность лозунга «землю — крестьянам» и недоумевает, почему главы муниципалитетов игнорируют указания Рустама Минниханова о развитии предпринимательства на селе.

Камияр Байтемиров / Сергей Елагин

«НЕ ДУМАЮ, ЧТО С РАЗВИТИЕМ ДЕМОКРАТИИ ДОЛЖНА РАЗВИВАТЬСЯ КЛАССОВАЯ БОРЬБА»

Эта проблема имеет вселенский масштаб. Если в самом начале реформ мы говорили «земля — крестьянам», то на сегодняшний день есть отдельные проблемные моменты выполнения программы этих самых реформ.

И в муниципальных районах данный закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, о предоставлении земель пайщикам, к сожалению, не исполняется. Поэтому в целом идет задержка развития земельных отношений. Во-первых, это первичный и вторичный рынок земли, и, во-вторых, инфраструктура развития рыночных отношений.

Нам бы хотелось иметь земельный ипотечный или кооперативный банк, где бы было ясно отношение государства, собственника и банка по развитию отношений в данной сфере.

Проблема недобросовестного использования паевых земель сельчан существует по всей республике, не только в отдельно взятых районах. Она в большей степени зависит от понимания сути реформ главами муниципальных районов.

Рустам Минниханов призывает к развитию сельского и другого предпринимательства, а руководители муниципальных районов, возможно, не прислушиваются к тому, что Рустам Нургалиевич сказал в том же обращении к Государственному Совету Республики Татарстан, а там ясно и четко все сказано.

Это в какой-то степени дискредитирует те изменения, которые должны происходить в земельных отношениях между государством и сельскими предпринимателями, между государством и сельчанами.

В 1920-х годах у Сталина вышла статья «Головокружение от успехов», где он писал о том, что с развитием социализма классовая борьба обостряется. Но я не думаю, что с развитием демократии должна развиваться классовая борьба. Я категорически против этого.

Но убедительные факты говорят об обратном: большинство крестьян, которые живут в сельской территории, из тех, которые свои земельные паи уже потеряли, сожалеют об этом.

А вторые, не утратившие, но сдавшие землю в аренду агрохолдингам, никак не могут получить ее обратно.

Почему главы муниципалитетов не прислушиваются к словам президента? Почему так происходит? Я сам себе часто задаю этот вопрос.

С одной стороны, президент говорит, чтобы развивалось предпринимательство, тем более что у нас много проблем с развитием сельских территорий, а фермеры являются деревнеобразующими субъектами в селах.

С другой — как можно фермерам, крестьянам или личным фермерским хозяйствам, у которых есть желание трудиться на этой земле, не представлять участки? Я не понимаю.

«НОВЫЙ ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ПОПРОСТУ ОБЯЗАН ВМЕШАТЬСЯ В ЭТУ СИТУАЦИЮ»

Новый премьер-министр Алексей Песошин, я думаю, попросту обязан вмешаться в эту ситуацию, если он думает о развитии агропромышленного комплекса республики, и решить эту проблему.

Хотя вице-премьером у нас и является Марат Ахметов, но, видимо, решение этого вопроса зависит не только от него. Слова президента должны восприниматься как руководство к действию.

Мы, фермеры, стараемся об этом напоминать на встречах, которые организует уполномоченный по правам предпринимателей при президенте РТ Тимур Нагуманов, да и так до него доходит.

У нас в Конституции написано о праве частной собственности, а также о том, как мы должны к ней относиться с развитием демократических принципов. Если это записано в Конституции, то мы должны защищать частную собственность.

Одним из обостренных моментов является ситуация в Буинском районе — конфликт там развивается уже давно. Есть и другие районы. В суд они уже обратились, сейчас там складывается другая ситуация.

Должно ли в этот процесс вмешаться правительство республики? Это принципиальный вопрос, это дело принципа государства.

Вмешательство министра сельского хозяйства, премьер-министра либо президента будет чисто тактической победой для одного конкретного муниципального района или конкретного фермерского хозяйства.

Мы же говорим в целом о развитии рыночных отношений, о защите прав собственников, о развитии сельского предпринимательства, о развитии сельских территорий. Поэтому здесь надо решать принципиальные задачи, когда законы есть, но они не работают.

Почему не работают? Кто законы выпускает? Законодательная власть. Каким образом они должны контролироваться? Законодательной властью. Мне бы не хотелось грубо говорить, но все время вспоминается известное высказывание Фамусова, когда он говорил: «Мой удел — подписано, так с плеч долой». Такого быть не должно, каждый закон должен работать на экономику, на развитие, в данном случае сельских территорий. Мы, с одной стороны, об этом говорим, с другой — не делаем.

Эта проблема присуща не только Татарстану, но и другим регионам. Но поскольку мы живем в РТ, то должны смотреть вперед. Если мы сегодня не посмотрим вперед, то окажется, что завтра мы уже смотрим назад. Еще раз повторюсь, Конституцией России и Конституцией Татарстана провозглашена частная собственность на землю.

У нас возникает законный вопрос: почему крестьяне не могут соответствующим образом оформить земельные паи по первому требованию? Это вопрос к тем исполнительным органам власти, которые непосредственно ведут эту работу.

Президент РТ Минниханов постоянно говорит о развитии агропромышленного комплекса, о развитии села и сельского бизнеса, но в муниципальных районах изворачиваются так, как будто специально хотят дискредитировать земельные отношения.

«ЕСТЬ ОПЫТ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ, КОГДА ЗЕМЕЛЬНЫЙ БАНК В РОССИИ ПО НАЛИЧИЮ КАПИТАЛА ЗАНИМАЛ ТРЕТЬЕ МЕСТО В СТРАНЕ»

Решение данной проблемы я вижу в создании земельно-ипотечного банка. Земля на сегодняшний день является товаром, идет ее купля-продажа. Мы можем заложить землю в банк? Нет. Есть у нас специализированный банк, который готов принять землю в залог? Таких специализированных банков, которые готовы выдавать кредиты под залог земли, нет.

Есть опыт дореволюционной России, когда земельный банк в России по наличию капитала занимал третье место в стране. При этом мы не должны забывать о теневой стороне рынка купли-продажи земли. У нас первичный, вторичный рынок земли проходит мимо государственного кармана в виде налогов или каких-то поступлений. Так должно быть? Думаю, что нет.

И если это происходит, значит, кто-то в этом очень заинтересован.

Необходимо наметить дорожную карту, чтобы в течение трех-пяти лет закончить земельную реформу, ввести свободную куплю-продажу, аренду и субаренду земли. У нас наконец-то должна появиться инфраструктура земельных отношений.

Сейчас купля-продажа земли по большей части находится в теневом обороте, где мимо бюджета проходят колоссальные средства.

Нужно создать земельный банк, который позволит получить дополнительные средства для развития всех сельхозтоваропроизводителей.

В земельный банк можно было бы закладывать соответствующим образом оформленные земельные участки и под них получать дешевые кредиты. По моим оценкам, 94 – 96 млрд.

рублей мы можем дополнительно привлечь в сельское хозяйство. Сейчас банк может принять землю в залог, а может и не принять, если посчитает участок неликвидным.

А почему? Потому что нет механизма возврата этих земель, какие существуют в других странах.

Народный академик Терентий Мальцев однажды сказал, что «земле нужен хозяин, и хозяин преданный». А самым преданным хозяином земли является крестьянин, который здесь живет.

Камияр Байтемиров

Персоны: Байтемиров Камияр Мижагитович

Источник: https://www.business-gazeta.ru/article/345704

Закон для всех
Добавить комментарий