Какой характер носят нормы Конституции РФ?

Конституция Российской Федерации как основной нормативно-правовой акт социального государства

Какой характер носят нормы Конституции РФ?


Как известно, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (ч.1 ст.15 Конституции РФ). Именно Конституция РФ в ч.1 ст.

7 закрепила, что Российская Федерация есть государство социальное, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

По своей правовой природе указанное положение является конституционным принципом государства, что обуславливает необходимость его закрепления и отражения в основных законах субъектов РФ.

Также, данное положение является одной из основ конституционного строя РФ, и поэтому обладает особой юридической защитой. Оно не может быть изменено иначе как в порядке процедуры пересмотра всей Конституции РФ. [4. с. 185].

В ч.2 ст.

7 Конституции РФ конкретизируется направления социальной политики РФ: «в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

По поводу статьи 7 Конституции РФ о социальности российского государства до сих пор не стихают политические споры и научные дискуссии. При этом в научном сообществе так и не сложилось единообразного понятия социального государства.

Не маловажный интерес вызывает мнение Навагиной Т. А. и Саленко А. В., по их мнению, социальный характер российского государства закрепляет преамбула Конституции РФ. Во-первых, это следует из слов преамбулы Основного закона России о том, что все граждане Российской Федерации соединены между собой общей судьбой.

Таким образом, Конституции России фактически закрепляет конституционно — правовой принцип солидарности.

Во-вторых, слова преамбулы о вере в добро и справедливость, о стремлении обеспечить благополучие и процветание России, а также об ответственности перед нынешним и будущим поколением аналогичным образом указывают на то, что Российская Федерация — социальное государство. [7. с. 67].

Вернемся к ч. 1 ст. 7 Конституции РФ и подробно остановимся на таких понятиях как «достойная жизнь» и «свободное развитие человека».

Под «достойной жизнью» понимается материальная обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности. «Свободное развитие» предполагает физическое, умственное и нравственное совершенствование человека. [2. с. 127–128].

«Достойный уровень жизни», «достойная жизнь» — это тот социально — экономический минимум, который может обеспечить государство своему населению в конкретную единицу времени (минимальная заработная плата, пенсия, различные пособия).

Давая такое определение, исследователь одновременно говорит, что российское государство ни сегодня, ни в периоды экономического подъема не в состоянии обеспечить своему населению реально достойный уровень жизни по причине чрезвычайно низкой производительности труда, бюрократии, коррупции, теневой экономики. [5.с.92].

Полностью соглашусь с автором, т. к. считаю, что норма о социальном государстве закрепленная в Конституции РФ носит декларативный характер, а если это норма и действует, то только при наступлении того или иного социального риска.

Но при этом, закрепляя право каждого на социальное обеспечение, Конституция возлагает на государство соответствующие обязанности по гарантированности его реализации, именно нормы Конституции в сфере социального обеспечения создают модель социального государства.

Также следует отметить, что уровень социальности государства определяется тем, в какой мере оно экономически, политически, с помощью права способствует материальному благополучию граждан, их образовательному, профессиональному, культурному развитию, комфортному самочувствию в обществе. Государство и личность не должны противостоять друг другу. Критерии социальности государства кроются в том, насколько оно способно и реально содействует общественному благополучию через благополучие личности. [8.с.151].

Крайне любопытный и главное, научно плодотворный анализ данной нормы провел профессор Ю. И. Скуратов, по мнению которого ч.1 ст.7 представляет собой нечто иное, как разные уровни регулирования социальных отношений.

Первый уровень выражает принцип социального государства, который носит больше программный, хотя и непосредственно действующий характер, говоря о создании социального государства не как о свершившемся факте, а как о цели, которую предстоит еще достигнуть. Второй уровень правового регулирования в ч. 2 ст.

7 Конституции РФ отражает основные функции социального государства (государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, охрана здоровья, социальная защита населения, развитие системы социальных служб).

Третий уровень регламентации опосредует юридические возможности личности в социальной сфере (право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, право на отдых, жилище — ст. 39–41). [3.с.24].

Глава 2 Конституции РФ включает нормы права, которые позволяют человеку и гражданину в полной мере реализовать их права на те, или иные виды социального обеспечения.

В качестве социальных прав в Конституции РФ закреплены следующие права: право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; трудовые права, в том числе и право на отдых; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением; право на образование право на свободу творчества; право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; право на свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Социальные права человека, отраженные в Конституции РФ, имеет свою конкретизацию в немалом количестве нормативно-правовых актах.

Например, в сфере регулирования труда и обеспечения трудовых прав граждан и социального страхования: Трудовой кодекс Российской Федерации.

Источник: //moluch.ru/archive/167/45380/

Конституционные права и свободы человека и гражданина

Какой характер носят нормы Конституции РФ?

Статья 17 Конституции РФ провозглашает:

«1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.».

Статья 18 Конституции РФ провозглашает:

«Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.».

Статья 19 Конституции РФ провозглашает:

«1. Все равны перед законом и судом.

2.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.».

Глава 2 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция) устанавливает некоторые общие принципы правового статуса человека и гражданина, перечень личных (гражданских), политических, социально-экономических и культурных прав человека и гражданина, основные гарантии их реализации, обязанности граждан. В этой же главе устанавливаются и возраст, с которого наступает полная дееспособность граждан Российской Федерации; некоторые принципы гражданства, основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства; предоставление политического убежища.

Положения главы 2 развивают установленную статьей 2 Конституции норму о высшей ценности человека, его прав и свобод и имеют фундаментальный характер по отношению к законодательным и иным правовым актам о правах и свободах человека и гражданина, принимаемым в Российской Федерации, поэтому они не могут меняться в обычном порядке. Конституционно установленная система носит открытый характер, что обусловлено признанием прав и свобод, не только закрепленных в самой Конституции, но и иных, общепризнанных на международном уровне.

В действующей Конституции права и свободы в Российской Федерации регулируются на основе таких важнейших международно-правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека ООН от 10 декабря 1948 г.

; Международные пакты о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. ; Конвенция по борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 г.

; Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин от 7 ноября 1967 г.; Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. и др.

Среди прав человека особо выделяются так называемые естественные, т.е. неотчуждаемые права, принадлежащие ему в силу рождения как личности.

К числу естественных неотчуждаемых прав человека относят право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психическую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и т.п.

Считается, что эти права государственная власть не может даровать или отчуждать своими актами и действиями.

Естественным правам и свободам человека присущи следующие признаки:

1) принадлежат индивиду от рождения;

2) складываются объективно и не зависят от государственного признания;

3) имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются естественными (как воздух, земля, вода и т.п.);

4) являются непосредственно действующими.

Для реализации естественных прав человека, как право на жизнь, на достойное существование, на неприкосновенность, достаточно лишь факта рождения, и совсем не обязательно, чтобы человек обладал качествами личности и гражданина. Для реализации большинства приобретенных прав требуется, чтобы человек был гражданином, признавался полноценной личностью.

Конституционное закрепление естественных прав человека означает, что:

– федеральные органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления при принятии законов должны руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права;

– правоприменительные органы, прежде всего суды, при решении конкретных дел обязаны принимать решения не только на основе Конституции и законов РФ, но и общепризнанных принципов и норм международного права;

– физические и юридические лица, реализуя свои права и свободы, могут рассчитывать на то, что государственные органы должны охранять и защищать их права и законные интересы в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Поскольку ни государство, ни иной субъект не даруют человеку принадлежащие ему от рождения права, следовательно, никто не имеет права их отнять. Неотъемлемость, неотчуждаемость основных прав и свобод человека – один из принципов основ правового статуса личности в России.

Однако человек – существо общественное, поэтому свобода каждого в осуществлении своих интересов и потребностей не может быть безграничной. Она неизбежно столкнется с нарушением интересов таких же членов общества.

Нормальная жизнедеятельность гражданского общества и правового государства возможна только при разумном и необходимом ограничении свободы каждого индивида.

Равноправие как важнейший принцип правового статуса личности провозглашено в Конституции как равенство всех перед законом и судом. Законы, адресованные всем субъектам права, распространяются на них в равной мере. Ограничения в правах устанавливаются Конституцией и федеральными законами, например, норма ст.

32 Конституции предусматривает ограничение избирательных прав граждан, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда и признанных судом недееспособными.

Поскольку судебная защита является наиболее эффективным способом охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, большое значение имеет конституционное закрепление равенства всех перед судом.

Равенство прав и свобод человека и гражданина означает отсутствие дискриминации граждан независимо от присущих человеку от природы свойств, например, пола, расы, национальности; от приобретенных черт, характеризующих положение человека в обществе, в том числе языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Приведенный перечень наиболее распространенных обстоятельств, наличие которых не должно служить основанием для ущемления прав и свобод человека и гражданина, не может быть полным. В Конституции приводятся лишь наиболее распространенные основания, чаще встречающиеся на практике.

Закрепленный в ст.

55 Конституции принцип возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны и безопасности государства, содержит требование разумной достаточности применяемых мер, которые могут осуществляться только в такой степени, в какой это требуется остротой положения при условии, что такие меры не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения, а также не предусматривают ограничения прав и свобод, перечисленных в ч. 3 ст. 56 Конституции РФ, которые не могут ограничиваться ни при каких обстоятельствах, в том числе и в условиях чрезвычайного или военного положения.

Источник: //www.altairegion22.ru/gov/administration/stuct/justice_of_the_peace/besplatnaya-yuridicheskaya-pomosch/Pravovoe-prosveshchenie/Konstitutcionnye-prava-svobody-cheloveka-grazhdanina.php

Статья 90 Конституции Российской Федерации

Какой характер носят нормы Конституции РФ?

Последняя редакция Статьи 90 Конституции РФ гласит:

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Комментарий к Ст. 90 КРФ

1. Указы Президента в своем большинстве являются нормативными правовыми актами. Указами оформляются также решения о назначении и освобождении от должности руководителей органов федеральной исполнительной власти, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении, помиловании и т.п.

Распоряжения Президента – это, как правило, акты индивидуального характера, касающиеся конкретных отношений либо определенных лиц. В форме распоряжений принимаются решения Президента по оперативным, организационным и кадровым вопросам, а также по вопросам работы Администрации (САПП РФ. 1993. N 7. Ст. 598; СЗ РФ. 1994. N 11. Ст. 1201; 1996. N 33. Ст.

3982; 2005. N 28. Ст. 2865). Указы и распоряжения Президента носят властный характер и обязательны к исполнению на всей территории России.

Они служат базой для нормального функционирования исполнительной власти в Российской Федерации и наряду с федеральными конституционными и федеральными законами составляют правовую основу для издания Правительством постановлений и распоряжений (ч. 1 ст. 115 Конституции).

В Конституции отсутствуют исчерпывающие указания на отношения, которые могут регулироваться исключительно законами. С другой стороны, Конституция не ограничивает право главы государства конкретным перечнем вопросов, по которым он полномочен издавать указы, осуществляя нормативное регулирование.

В обстановке проведения политической и экономической реформ, отсутствия необходимых федеральных законов, в условиях утверждающегося профессионального парламента, усложненного законодательного процесса в 90-х годах прошлого века стала складываться практика издания Президентом указов, замещающих законы и восполняющих правовые пробелы впредь до издания федеральных законов. Необходимо отметить, что некоторые из этих “временных указов” действовали длительный период, иногда вступая в противоречие с законами.

Концепция допустимости “указного” регулирования отношений была изложена Президентом в посланиях Федеральному Собранию в 1995 и 1996 гг.

и стала основой нормотворческой деятельности главы государства по реализации им конституционно установленных прерогатив по определению направлений внутренней и внешней политики страны, функций Президента как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Соответствующие разъяснения по затронутым проблемам были даны Конституционным Судом в ряде постановлений, в том числе от 31 июля 1995 г. N 10-П, от 30 апреля 1996 г. N 11-П, от 9 января 1998 г. N 1-П, от 27 января 1999 г. N 2-П, от 1 декабря 1999 г. N 17-П и от 25 июня 2001 г. N 9-П (СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3424; 1996. N 19. Ст. 2320; 1998. N 3. Ст. 429; 1999. N 6. Ст.

866; N 51. Ст. 6364; 2001. N 27. Ст. 2804). Суд подтвердил, что Президент действует в установленном Конституцией порядке, а в случае, когда этот порядок не детализирован, общие рамки полномочий Президента определяются принципом разделения властей и требованием Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и законам РФ.

Конституционный Суд указал, что точка зрения, согласно которой полномочия Президента могут быть реализованы только при наличии соответствующего закона, означает отказ от принципа прямого действия Конституции; Президент в силу своего конституционного статуса обязан издавать обеспечивающие исполнение Конституции и законов правовые акты, когда отсутствуют иные предназначенные для этого механизмы.

2. Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, включая территорию всех ее субъектов, названных в ст. 65 Конституции.

Указы имеют прямое действие и не нуждаются в утверждении парламентом, в ратификации или одобрении в иной форме субъектами Федерации.

Они могут быть дополнены, изменены или признаны утратившими силу только самим Президентом; нормативные указы Президента утрачивают силу также по решению Конституционного Суда (Определение Конституционного Суда от 1 октября 1997 г. N 109-О).

Необходимость конституционного закрепления положения об обязательности указов для исполнения на всей территории России вызвана федеративным устройством Российского государства и служит предпосылкой сохранения исторически сложившегося государственного единства, обеспечения осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории страны.

Систематический контроль за исполнением указов Президента федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации осуществляет Правительство в соответствии с ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации” (СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; с изм.).

Обеспечение контроля в этой сфере возложено на Администрацию Президента (СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1395) и на полномочных представителей Президента в федеральных округах в соответствии с Положением о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе (СЗ РФ. 2000. N 20. Ст.

2112; с изм.).

По аналогии с решением Конституцией на основе ее ст. 76 вопросов соотношения федеральных законов и актов субъектов РФ следует заключить, что если правовые акты субъектов Федерации, изданные по предметам ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72), противоречат актам Президента, то действуют акты Президента.

Если же акты Президента вошли в противоречие с актами субъектов Федерации, изданными по вопросам, в которых субъекты обладают всей полнотой государственной власти и осуществляют собственное правовое регулирование, включая издание законов и иных нормативных правовых актов (ч. 4 ст.

76 Конституции), действуют акты субъектов Российской Федерации.

В силу Конституции любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15).

Официальное опубликование указов Президента имеет целью довести их содержание до всеобщего сведения, что необходимо для применения указов на практике. При этом официальное опубликование служит гарантией того, что публикуемый текст полностью соответствует подлиннику, т.е.

тому тексту, который был принят главой государства и подписан им.

Порядок опубликования и вступления в силу указов и распоряжений Президента регулируется Указом Президента от 23 мая 1996 г. N 763 (СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663; 1997. N 20. Ст. 2242; 1998. N 33. Ст. 3967; 2005. N 28. Ст. 2865).

Согласно названному акту, указы и распоряжения Президента подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Акты публикуются в “Российской газете” и “Собрании законодательства Российской Федерации” в течение десяти дней после дня их подписания. Данное опубликование считается официальным. Официальными являются также тексты актов Президента, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации “Система”.

Имеющие нормативный характер акты Президента вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Президента, в том числе содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Президентом может быть установлен другой порядок вступления в силу принятых им актов.

3. Указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Данное предписание Конституции напрямую связано с основополагающими требованиями ее ст. 15 (ч. 1 и 2) о высшей юридической силе Конституции, недопустимости противоречия ей законов и иных правовых актов, об обязанности всех государственных органов и должностных лиц соблюдать Конституцию и законы.

Соответствие Конституции нормативных указов Президента проверяется Конституционным Судом (часть 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации). Указы или их отдельные положения, признанные неконституционными, в силу ч.

6 ст. 125 Конституции утрачивают силу. При этом Суд не управомочен разрешать дела о конституционности указов Президента по жалобам граждан, равно как и рассматривать соответствие Конституции ненормативных актов Президента.

Проверка соответствия правовых актов Президента федеральным законам возложена Конституцией на суды общей юрисдикции и арбитражные суды. При этом суд, установив несоответствие акта государственного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (ч. 2 ст. 120).

В соответствии с ГПК дела об оспаривании ненормативных актов Президента рассматривает Верховный Суд в качестве суда первой инстанции (п. 1 ч. 1 ст. 27). Аналогичные полномочия Высшего Арбитражного Суда урегулированы в АПК (п. 2 ч. 2 ст. 34).

Что касается обжалования нормативных правовых актов Президента в этой системе судов, то высшие суды рассматривают дела о законности тех из них, которые затрагивают права, свободы и законные интересы заявителей (п. 2 ч. 1 ст. 27 ГПК РФ и п. 1 ч. 2 ст.

34 АПК РФ).

Конституцией не исключается оценка соответствия указов Президента федеральным законам судами общей юрисдикции и арбитражными судами в порядке абстрактного нормоконтроля вне связи с рассмотрением конкретных дел (ст. 120 (ч. 2), 125, 126 и 127).

Такие полномочия судов могут быть установлены федеральным конституционным законом, с тем чтобы в нем были закреплены виды нормативных актов, подлежащих проверке судами, правила о подсудности, субъекты, управомоченные обращаться в суд с требованием о проверке законности актов, обязательность решений судов по результатам проверки актов для всех правоприменителей.

Данная правовая позиция изложена в постановлениях Конституционного Суда от 16 июня 1998 г. N 19-П и от 11 апреля 2000 г. N 6-П (СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 3004; 2000. N 16. Ст. 1774).

Источник: //constitutionrf.ru/rzd-1/gl-4/st-90-krf

Закон для всех
Добавить комментарий