Какую ответственность понесет гражданин за предоставленные документы для судебных заседаний?

Всё об ознакомлении с материалами дела в суде | ЦПК

Какую ответственность понесет гражданин за предоставленные документы для судебных заседаний?

Гражданский процессуальный кодекс РФ предоставляет участникам процесса определенный набор прав и свобод, которые являются методом реализации конституционных прав граждан на доступ к правосудию.

Одним из важнейших прав является возможность ознакомления с материалами дела. Статья 35 ГПК РФ, перечисляя права и обязанности лиц, участвующих в деле, называет это право первым.

Гражданский процессуальный кодекс РФ является федеральным законом, а значит любые приказы, постановления и даже судебные решения не могут ему противоречить. Пробелы в правовом регулировании, согласно ГПК РФ, устраняются при помощи аналогии права и закона.

Несмотря на простую формулировку, использованную законодателем, – «лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела», существуют различия в восприятии смысла этого утверждения между участниками процесса и сотрудниками суда.

С точки зрения толкования нормы права можно предположить, что законодатель имеет ввиду, что лицо, являющееся участником процесса, то есть обладающее процессуальными правами и обязанностями, может знакомиться с делом в любое время и без ограничений, поскольку указания на такие ограничения в федеральном нормативном акте отсутствуют. Здравый смысл также подсказывает, что такое право ограничено рабочим временем сотрудников суда – с 9 до 18, за исключением перерыва на обед – с 13 до 14. Однако в большинстве судов действуют собственные правила о том, как и когда участники процесса могут реализовать свое право. В некоторых случаях, требования доходят до того, что необходимо заранее отправить по факсу или электронной почте ходатайство об ознакомлении и дополнительно записаться по телефону или электронной почте. Без соблюдения этой процедуры ознакомление невозможно, потому что по правилам отдельных СОЮ, каждое ходатайство об ознакомлении должен одобрить председатель суда.

Отказ в реализации права на ознакомление в большинстве случаев сотрудники суда обосновывают ссылками на Инструкцию по судебному делопроизводству в районном суде (Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 N 36 «Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде»). В Инструкции прописан порядок ознакомления, практический алгоритм реализации права, предоставленного статьей 35 ГПК РФ.

В указанном документе в пункте 12.

2 указано, что ознакомление лиц, участвующих в деле, с материалами судебного дела (иными материалами) производится на основании их письменного заявления, на котором судья, в производстве которого находится (или находилось) судебное дело, а при его отсутствии — председатель суда (или его заместитель) либо иное уполномоченное им лицо делает соответствующую отметку о поручении работнику аппарата суда ознакомить с материалами дела. Данное заявление подшивается в дело, а в случае предъявления доверенности к делу приобщается также ее копия.

В документе отсутствуют разъяснения о том, когда судья должна сдать дело в канцелярию, обязана ли она выдавать его сторонам для ознакомления до момента изготовления протокола судебного заседания (если был процесс и суду были переданы документы для приобщения).

Во втором случае, можно сказать, что в законе нет условия о том, что суд может ограничить право на ознакомление на основании того факта, что не изготовлен протокол судебного заседания. Закон предоставляет судье три дня на составление протокола, но это не означает, что все дело должно быть вне зоны доступа.

Также не указано в течение какого времени после обращения должно быть выдано дело на ознакомление.

Обозначенный вопрос также частично включен в сферу действия Закона об обеспечении доступа к информации о деятельности судов.

В законе указано (статья 1), что информацией о деятельности судов является «информация, подготовленная в пределах своих полномочий судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества и относящаяся к деятельности судов».

Тавтология дополнена указанием на то, что судебные акты по конкретным делам и иные акты, регулирующие вопросы деятельности судов, также относятся к информации о деятельности судов. Нормы этого документа касаются вопросов ознакомления в части раскрытия процедуры предоставления дела.

В данном случае, суды не скрывают своих требований, публикуют на сайтах и сообщают по телефону. Проблемой является несоответствие дополнительных условий, установленных сотрудниками некоторых судов, к процедуре доступа к материалам.

Можно заключить, что вследствие того, что практические вопросы в законодательстве не отражены, это порождает серьезные противоречия между участниками процесса и судами. Сотрудники госоргана в данном случае считают возможным предоставлять материалы на ознакомление с ограничениями: не в день обращения, после многочисленных безрезультатных обращений или после длительного ожидания.

Существует ряд актов судебных органов, которые частично восполняют такие пробелы.

В соответствии с Примерным положением о приемной в судах общей юрисдикции (утверждено Генеральным директором Судебного департамента при ВС РФ 26.11.2008) в качестве функций сотрудников названы организация ежедневного приема граждан и представителей (параграф 3.

1), а также «создание условий для реализации прав граждан на снятие копий судебных документов, в том числе с помощью технических средств и за свой счет» (параграф 3.6). В разделе 4 (параграфы 4.1-4.2) указано, что прием ведется ежедневно и без предварительной записи.

В каждом суде действуют собственные Правила, которые составляются в соответствии с Постановлением Совета судей РФ от 18 апреля 2003 № 101 Об утверждении типовых правил внутреннего распорядка судов.

В пункте 4.1 Типовых правил указано, что прием граждан работниками аппарата суда ведется в течение рабочего времени, судьями — в соответствии с графиком, утвержденным председателем суда.

Какие причины сотрудники суда называют в качестве основания для отказа в ознакомлении:

– в течение времени, которое требуется на составление протокола судебного заседания;

– если дело не прошито;

– если отсутствует помощник судьи;

– если дело находится в архиве (регулируется Инструкцией о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учета и использования).

Каким образом дело может быть выдано на ознакомление:

– через канцелярию

– непосредственно у судьи

По общепринятому мнению, распространенному в том числе среди сотрудников судов, наиболее правильным считается выдавать дело на ознакомление через канцелярию, однако в нормативных документах такой порядок не установлен.

Что суд обязан сделать по закону и в соответствии с документами о судебном делопроизводстве:

Организовать прием участника процесса, принять ходатайство об ознакомлении и «создать условия» для реализации прав граждан на ознакомление с материалами дела согласно Примерному положению о приемной в судах общей юрисдикции (утверждено по сути Верховным судом РФ) – параграфы 3.1, 3.6, а также Инструкции судебного делопроизводства (п.12.2).

Для этого положено получить разрешение у судьи либо председателя суда (его заместителя, другого уполномоченного лица) в виде подписи на ходатайстве об ознакомлении – на основании статей 35 ГПК РФ и пункта 12.2 Инструкции судебного делопроизводства.

Сроки, в которые должны быть осуществлены эти действия и выдано дело, не установлены. Примерное положение о приемной в СОЮ и Типовые правила внутреннего распорядка подтверждают, что прием ведется ежедневно (в рабочие дни, кроме обеда) и без предварительной записи (пункты 4.1-4.

2 положения и пункт 4.1 типовых правил соответственно).

Предлагается алгоритм обжалования отказа в выдаче материалов дела:

1. Подать письменное ходатайство об ознакомлении в канцелярию суда «под отметку» с указанием на необходимость предоставления мотивированного отказа в случае ограничения в доступе к материалам

2. Подать письменную жалобу Председателю суда на непредоставление материалов для ознакомления без уважительных причин через канцелярию также «под отметку»

3. Если при повторном обращении дело не будет выдано, подать ходатайство в канцелярию и председателю районного суда снова, и обращаться с частной жалобой в вышестоящий суд как в случае обжалования определения суда.

* Подать жалобу в Квалификационную коллегию судей и в вышестоящий суд Председателю суда.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ

ПРИКАЗ

от 29 апреля 2003 г. N 36

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ

ПО СУДЕБНОМУ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ В РАЙОННОМ СУДЕ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказов Судебного департамента при Верховном Суде РФ

Источник: http://cpk42.com/portfolio/vsyo-ob-oznakomlenii-s-materialami-dela-v-sude/

Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11.01.1999 № 238-З

Какую ответственность понесет гражданин за предоставленные документы для судебных заседаний?

ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

11 января 1999 г. № 238-З

Принят Палатой представителей 10 декабря 1998 года
Одобрен Советом Республики 18 декабря 1998 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 285-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 54, 2/56);

Закон Республики Беларусь от 31 декабря 1999 г. № 349-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 5, 2/124);

Закон Республики Беларусь от 11 мая 2000 г. № 375-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 47, 2/150);

Закон Республики Беларусь от 24 июля 2002 г. № 134-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 87, 2/883);

Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2002 г. № 171-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 3, 2/919);

Закон Республики Беларусь от 4 января 2003 г. № 183-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 8, 2/932);

Закон Республики Беларусь от 26 июня 2003 г. № 212-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 74, 2/961);

Закон Республики Беларусь от 5 ноября 2003 г. № 246-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 133, 2/995);

Закон Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. № 37-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 120, 2/1134);

Закон Республики Беларусь от 22 декабря 2005 г. № 76-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 6, 2/1173);

Закон Республики Беларусь от 16 мая 2006 г. № 118-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 86, 2/1215);

Закон Республики Беларусь от 29 июня 2006 г. № 137-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 107, 2/1235);

Закон Республики Беларусь от 20 октября 2006 г. № 173-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 179, 2/1270);

Закон Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. № 250-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 170, 2/1347) – Закон Республики Беларусь вступает в силу 29 июля 2007 г.;

Закон Республики Беларусь от 11 июля 2007 г. № 251-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 170, 2/1348);

Закон Республики Беларусь от 1 ноября 2007 г. № 281-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 264, 2/1378);

Закон Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 301-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 305, 2/1398);

Закон Республики Беларусь от 3 января 2008 г. № 307-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 5, 2/1404);

Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 315-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 14, 2/1412);

Закон Республики Беларусь от 20 июня 2008 г. № 346-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 157, 2/1443) – Закон Республики Беларусь вступает в силу 2 января 2009 г.;

Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 354-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 158, 2/1451) – Закон Республики Беларусь вступает в силу 3 июля 2009 г.;

Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 366-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 170, 2/1463) – Закон Республики Беларусь вступает в силу 16 января 2009 г.;

Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 376-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 172, 2/1473);

Закон Республики Беларусь от 15 июля 2008 г. № 397-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 175, 2/1494) – Закон Республики Беларусь вступает в силу 1 января 2009 г.;

Закон Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 417-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 184, 2/1514);

Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 446-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 275, 2/1543) – Закон Республики Беларусь вступает в силу 20 мая 2009 г.;

Закон Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. № 449-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 289, 2/1551) – Закон Республики Беларусь вступает в силу 1 января 2009 г.;

Закон Республики Беларусь от 15 июня 2009 г. № 26-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 148, 2/1578) – Закон Республики Беларусь вступает в силу 3 июля 2009 г.;

Закон Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 77-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 5, 2/1629);

Закон Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 96-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 6, 2/1648) – Закон Республики Беларусь вступает в силу 15 февраля 2010 г.;

Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 104-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 15, 2/1656);

Закон Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. № 166-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 183, 2/1718);

Закон Республики Беларусь от 3 июля 2011 г. № 285-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 78, 2/1837);

Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 302-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 83, 2/1854);

Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 334-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 2, 2/1884) – Закон Республики Беларусь вступает в силу 6 апреля 2012 г.;

Закон Республики Беларусь от 4 января 2012 г. № 337-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 8, 2/1889);

Закон Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 349-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 10, 2/1901) – Закон Республики Беларусь вступает в силу 25 июля 2012 г.;

Закон Республики Беларусь от 26 мая 2012 г. № 376-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 62, 2/1928) – Закон Республики Беларусь вступает в силу 5 сентября 2012 г.;

Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 411-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 19.07.2012, 2/1963) – Закон Республики Беларусь вступает в силу 20 января 2013 г.;

Источник: http://bii.by/tx.dll?d=33408

Вс рф разъяснил, как суды должны оповещать граждан о начале слушаний

Какую ответственность понесет гражданин за предоставленные документы для судебных заседаний?

Важное разъяснение о правилах и порядке информирования граждан судебными повестками сделал Верховный суд РФ. Напоминание норм законодательства по поводу судебных повесток в последнее время стало крайне актуальным.

Сплошь и рядом суды рассматривают иски в отсутствие одной или обоих сторон спора, а в решениях пишут, что граждан они “известили надлежащим образом”, но те на заседание почему-то не пришли.

При этом суды полностью снимают с себя ответственность за неинформирование сторон спора, переводя стрелки на почту, – дескать, та плохо работает. Хотя в действительности, как показала ситуация, рассмотренная Верховным судом, почта выполнила свои обязательства перед гражданином.

Стоит ли говорить, что отсутствие в суде одной из сторон реально облегчает ведение процесса, экономит время, но является незаконным способом облегчения труда судебных чиновников.

Судебные приставы расширили возможности электронных кабинетов для граждан

В своем определении по гражданскому делу Верховный суд растолковал порядок извещения человека о будущем заседании. Это может оказаться полезным попавшим в аналогичную ситуацию.

Суть дела, по которому гражданин дошел до Верховного суда, проста – его не пригласили на судебное заседание, не выслушали его доводов, и дело рассмотрели в его отсутствие.

А в его законных требованиях гражданину отказали.

Наш герой оказался истцом по гражданскому спору. Речь шла о займе, который получила одна волгоградская семья на покупку готового жилья. Банк кредит одобрил, жилье купили, но кредит банку начал выплачивать за получателей денег наш истец.

Однако на каком-то этапе истец выплачивать чужой кредит перестал и обратился в суд, чтобы те граждане, кто реально получал кредит в банке, вернули ему уплаченную банку сумму.

В районном суде Волгограда подтвердилось, что юридически истец к кредиту никакого отношения не имеет – он не заемщик и не поручитель. Деньги в банк за ответчиков он платил добровольно.

Требований о возврате ему денег тогда не высказывал и был прекрасно осведомлен, что никаких обязательств перед получателем кредита у него нет. Вот исходя из такой формулировки суд гражданину в иске отказал. Апелляция в областном суде с такими доводами согласилась.

Зато не согласилась Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда.

Отсутствие в суде одной из сторон является незаконным способом облегчения труда судебных чиновников

Верховный суд начал с того, что напомнил коллегам про Конституцию и ее 123-ю статью. В этой статье сказано, что судопроизводство у нас в стране осуществляется на основе равноправия и состязательности сторон.

А в Гражданском процессуальном кодексе (статья 155) записано, что разбирательство гражданского дела в суде должно проходить с обязательным извещением о времени и месте заседания всех, кто в процессе участвует.

Судам разъяснили, как при разводе делить дареное имущество

И в этом же кодексе, но в другой статье – 113-й – говорится, что граждане, участвующие в процессе, вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с таким же уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой или с помощью иных средств доставки, “обеспечивающих фиксирование судебного извещения и его вручение адресату”. Сообщение по закону будет считаться доставленным, если оно дошло до адресата, но по обстоятельствам, зависящим от этого адресата, ему бумагу в руки не вручили и он с ней не ознакомился. Проще говоря: повестка пришла, гражданину об этом сообщили, но он на почту специально не пришел.

В нашем случае, судя по извещению суда Центрального района Волгограда, рассмотрение жалобы гражданина в областном суде назначили на 8 июля прошлого года на 9.30 утра.

Это заседание прошло, и облсуд гражданину в иске отказал, как ему отказали и в районном суде.

В протоколе судебного заседания записано, что заявителя известили о заседании, как положено, но он не явился, и суд все решил без него.

На это утверждение Верховный суд заметил: в деле нет информации о том, что гражданину своевременно вручили извещение о времени и дате суда. Извещение о том, что суд будет 8 июля, человеку вручили 11 июля. И почта не виновата, так как, судя по ее штемпелю, письмо из суда поступило в почтовое отделение 9 июля, то есть на следующий день после суда.

Поэтому Верховный суд заявил, что ненадлежащее извещение не дало возможность гражданину реализовать свое законное право на предоставление доказательств. А это нарушило процессуальные права человека.

Поэтому Верховный суд, отменив прежнее решение, распорядился правильно оповестить человека и дело пересмотреть.

Источник: https://rg.ru/2017/05/01/vs-rf-raziasnil-kak-sudy-dolzhny-opoveshchat-grazhdan-o-nachale-slushanij.html

Закон для всех
Добавить комментарий