Льготный презд жителей крайнего севера

Крайними на Крайнем Севере станут предприниматели: кто виноват в отмене льготных проездов

Льготный презд жителей крайнего севера

Николай БОРИСОВ

YAKUTIA.INFO. По социальным сетям и мессенджерам активно распространяется информация об отмене права на оплату проезда работников Крайнего Севера в отпуск. Информация выглядит так, будто главными инициаторами «антинародных» мер выступили предприниматели.

«Правительство РФ начало процедуры по отмене права на оплату проезда работников Крайнего Севера в отпуск и обратно», – пишут в социальных сетях. Далее идет репост из новостного сайта Камчатки:

«По данным профсоюзов, выполняя поручение Правительства РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ создало рабочую группу по подготовке предложений об изменении порядка предоставления работникам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, гарантированных государством гарантий и компенсаций, в том числе по компенсации расходов на оплату стоимости и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, с учетом интересов предпринимателей.

Председатель Федерации профсоюзов Камчатки Андрей Зимин, комментируя это решение, заявил, что то, о чем профсоюзы Камчатки предупреждали как о серьезных рисках еще в апреле этого года, сегодня стало реальной угрозой.

Суть этой инициативы проста: на первом этапе, уже с 1 июня 2016 года, сократить компенсации расходов на оплату проезда работников в отпуск на 50%, а на втором этапе, с июня 2017 года полностью их отменить.

Инициаторами выступили общероссийские объединения работодателей и предпринимателей всех отраслей, масштабов и уровней, которых активно поддержал Минфин и Минэкономразвития Правительства РФ».

Однако, постойте. Всего лишь в апреле 2014 года в прессе поднимался вопрос об изменениях в некоей статье трудового кодекса №325, звучащей как «Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно».

Разница выражалась в нескольких строчках в начале закона:

Лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя.

Новый вариант звучал так:

«Лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно».

Говоря простым языком, закон обязал всех работодателей, включая частные (малый и средний бизнес и любые другие организации заключающие трудовые отношения) компенсировать проезд работника в любую точку Российской Федерации.

Для малого и среднего бизнеса Якутии, а тем более ее арктических районов, это означало смертный приговор. Получалась парадоксальная ситуация. Ведь оплата проезда, например, из Чокурдаха в тот же Якутск обходился не дешевле, чем в Таиланд.

При этом работодатель с оборотом, скажем, в миллион рублей в год, с учетом всех налогов и страховых взносов, получал дохода меньше, чем должен был платить своим работникам.

В итоге арктические территории, где благо само наличие бизнеса как такового, просто уходили в тень.

Еще тогда некоторые издания задались вопросом: что это повлечет за собой в реальности? Давайте вспомним слова руководителя инспекции труда по Якутии Ларисы Березовской:

«Если работодатель говорит, что нет средств на компенсацию, то Трудовой Кодекс РФ гарантирует данную компенсацию за проезд в отпуск. Это не зависит, есть в наличии свободные средства или нет. Работодатель обязан их предоставить.

Регистрируясь как индивидуальный предприниматель, учредитель организации или другой формы предприятия, гражданин должен понимать, что он несет ответственность, соответствующие права и обязанности.

Оговорок по поводу «наличие денежных средств или ох отсутствие» в законодательстве нет».

Вот так, одним росчерком пера, наши законодатели лишились почти всех налоговых поступлений от легального малого бизнеса на Крайнем Севере. Который, кстати, занимает более 2/3 территории страны, включая приравненные к нему территории.

Возможно, с точки зрения конституционных прав, та норма, что была введена поправками 2014 года, действительно уравнивала права всех граждан, проживающих на территории Крайнего Севера.

Наемные работники, занятые у малого и среднего предпринимательства, были в неравных условиях по сравнению с такими же работниками, занятыми в бюджетных организациях.

Но даже тут наши Московские законодатели подпортили картину.

«В данном случае была внесена конкретика в плане оплачиваемого отпуска. Если раньше это формально относилось только к работникам «бюджетных» организаций, то теперь в силу действия закона входят все работники.

Единственным спорным моментом можно считать пункт о членах семьи.

В новой редакции такого пункта нет», – отмечал главный государственный инспектор по правовым вопросам Государственной инспекции труда в республике Эдуард Торговкин.

Правом проезда мог пользоваться только сам работник. То есть, обязав предпринимателей Крайнего Севера оплачивать проезд своих работников, мозговитые товарищи лишили возможности возить семью бюджетников в отпуска. О как! Одним махом двоих зайцев.

Вернемся к настоящему.

В ответ на антинародные инициативы малого и среднего бизнеса (между прочим, основу налогообложения, да и вообще несырьевой экономики) профсоюзы Якутии выступили единым фронтом с профсоюзами Камчатки на ниве борьбы с зажравшимися буржуинами.

«Уважаемые жители Якутии! По социальным сетям прошла информация о начале действий Правительства РФ по отмене проезда в отпуск для жителей Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Действительно, активисты движения “Опора России”, Ассоциации предпринимателей после внесенных поправок в ТК РФ в части 8 ст.

325 обратились к Президенту, Правительству РФ о приостановлении действий данной статьи для сферы малого, среднего бизнеса, работающих на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях», – пишет председатель Профсоюзов Якутии Николай Дегтярев.

На сегодня сформирована рабочая группа под руководством зам. председателя Правительства РФ О.Ю.Голодец. Но это не значит, что правительство уже приступило к отмене. Вопрос сложный, позиция профсоюзов – однозначно против.

Если даже Правительство РФ поддержит данную инициативу, это вопрос законодательного характера и потребуется внесение изменений в ТК РФ. Поэтому, профсоюзы, отслеживаем данную инициативу бизнес-сообщества. От хода рассмотрения вопроса будут зависеть наши дальнейшие действия.

К сожалению, в сфере малого и среднего бизнеса очень малое количество членов профсоюзов, и защитить права работников, занятых в данной сфере со стороны профсоюзов будет достаточно сложно.

Но Федерация профсоюзов РС(Я) будет отстаивать интересы всех трудящихся республики, их законные права», – говорят профсоюзные деятели.

Вот так. В собственном послании борец за трудовые права обозначил несколько ключевых точек «антинародных инициатив».

Никаких отмен прав проезда бюджетникам и другим работягам инициатива не затрагивает, напротив, возможно возвратит возможность свозить семью в отпуск, которой лишилось большинство жителей Крайнего Севера благодаря поправкам 2014 года.

Это вопрос законодательного характера, затрагивающий жизнь ОГРОМНОЙ части страны. И в нем должны быть представлены интересы всех граждан проживающих на этой территории. В прошлый раз северян просто поставили перед фактом, фактически не учитывая того, что условия в Москве и в Тикси или на Камчатке не совсем равны.

В сфере предпринимательства мало членов профсоюзов. И для отстаивания собственных прав они создают ассоциации.

Государство не раз подчеркивало, что поощряет активность и частную инициативу, при этом наемные рабочие предпринимателей не субсидируются государством, а работают лишь там, где им выгодно.

При этом, члены профсоюзов и работники бюджетной сферы всегда имеют возможность открыть свое дело, но почему-то не спешат. Интересно, почему?

Итак, к чему мы пришли? Год назад (кстати, интересно, что в отпуск люди должны были пойти совсем скоро) мягко скажем, непродуманные изменения заставили часть мелкого бизнеса уйти в тень.

Другую – переоформлять работников с трудового договора на простой договор предоставления услуг, то есть ущемить права самих работников. Третью – набрать кредитов и стать в очередь на субсидии. У бюджетников отобрали право ездить в отпуск семьей.

Негативных последствий – множество, причем они росли как снежный ком, оголяя несовершенство и перегибы закона везде, где это можно.

Все это было трудно не заметить. Даже в Москве, и на уровне Правительства начались процедуры по исправлению ситуации. Но, нас это не может устроить! Мы требуем справедливости и уравнивания прав, однако задумайтесь.

Допустим, индивидуальный предприниматель работает в Калуге, он оплачивает отпуск работнику 28 дней в год и всё.

Теперь ИП в Якутске: оплачивает отпуск своему работнику 28 дней, плюс к этому оплачивает дополнительный отпуск 16 дней (для территорий, приравненных к Крайнему Северу), и дополнительно будет оплачивать проезд по России туда-обратно с ценами на перевозки, сравнимыми с международными класса «люкс». При этом налоги они платят одинаково.

Не хочется заканчивать материал обиженной нотой, поэтому приведем слова омбудсмена по предпринимательству Айталины Соколовой в 2014 году, как раз по поводу наших изменений.

«Может быть, это и не очень понравится вашим уважаемым читателям, но тут надо учитывать диверсификацию производства**. Очень часто бывает, что работники не работают на 100%. Надо работать на полную катушку. Надо повышать уровень требовательности и ответственности к работникам. Если разобраться, то у нас одна сплошная расхлябанность, даже в бизнесе.

Если раньше это было не так накладно, то сейчас надо понимать, что каждый работник должен принести какую-то реальную пользу, и, конечно, относится к нему совсем по-другому. Это принципиальный момент.

Нам (предпринимателям) надо самим для себя понять — либо ты делаешь бизнес и выкладываешься сам на 100% и обеспечиваешь своих работников всеми социальными гарантиями, соответственно требуешь того же от них, или разводишь халяву».

** Материал из Википедии: Диверсифика́ция (новолат. persificatio — изменение, разнообразие; от лат.

persus — разный и facere — делать) — расширение ассортиментавыпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства. Такую диверсификацию называют диверсификацией производства.

Простым объяснением этого термина может являться известная пословица «Не клади все яйца в одну корзину».

Источник: https://yakutia.info/article/172464

Северный отпуск: правила оплаты проезда

Льготный презд жителей крайнего севера

Организации, расположенные в районах Крайнего Севера, должны оплачивать работнику проезд к месту отпуска и обратно. Статья 255 НК РФ разрешает включать в состав расходов на оплату труда данные затраты, но при условии, что они осуществлены в соответствии с положениями трудового законодательства.

Гарантийный минимум

Лица, работающие в организациях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на целый ряд льгот, гарантий и компенсаций. В том числе они имеют право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.

Фактически порядок оплаты расходов зависит от того, занят работник в бюджетном учреждении или в организации, не относящейся к бюджетной сфере.

В частности, в федеральных бюджетных учреждениях данная компенсация выплачивается в порядке, установленном ст. 325 ТК РФ и ст. 33 Закона РФ от 19.02.93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Более конкретный порядок выплаты компенсации в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, определен Правилами компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 455 (далее – Правила).

Для региональных и местных бюджетных организаций размер, условия и порядок компенсации таких расходов определяют соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления. Коммерческие организации правила выплаты компенсации предусматривают в коллективных и (или) трудовых договорах.

По мнению автора, размеры, условия и порядок выплаты данной компенсации, установленные трудовым законодательством для федеральных бюджетных организаций, должны рассматриваться всеми без исключения работодателями как минимально гарантированные.

То есть фактически органы государственной власти субъектов РФ, органы местной власти, а также соответствующие работодатели могут закрепить такие же правила, что приняты на федеральном уровне, или же предусмотреть более льготный порядок осуществления компенсации. В противном случае работники вправе обжаловать принятые правила оплаты расходов в судебных органах.

Таким образом, положения Правил должны рассматриваться всеми без исключения работодателями в качестве основы для исчисления и выплаты компенсации.

Право на оплату расходов имеет не только сам работник

Право на компенсацию из средств работодателя расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту проведения отпуска и обратно имеют лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 325 ТК РФ). При этом не имеет значения, работает сотрудник в бюджетном учреждении, коммерческой или некоммерческой организации. Компенсацию должны выплачивать все без исключения работодатели.

Право на компенсацию расходов имеют те лица, которые заключили трудовые договоры. Ведь гражданско-правовой договор не предполагает предоставления работнику оплачиваемого отпуска. Значит, и о компенсации на проезд к месту его проведения говорить не приходится.

В федеральных бюджетных учреждениях расходы на проезд возмещаются исключительно по основному месту работы (ст. 325 ТК РФ). Внешним совместителям компенсация таких затрат не производится.

Внутренние совместители могут воспользоваться правом на компенсацию тоже только по основному месту работы.

В других организациях на сей счет необходимо учитывать положения соответствующих нормативных правовых актов, коллективных договоров, локальных нормативных актов.

К СВЕДЕНИЮ!

Компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа должны выплачивать не только организации, расположенные в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях.

Данную компенсацию обязаны платить и предприятия, находящиеся в местностях, в которых установлена выплата районного коэффициента к заработной плате сотрудников, а также процентной надбавки к заработной плате. Это следует из п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от 19.02.

93 № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Работодатель оплачивает провоз багажа и проезд в отпуск и обратно не только самого работника, но и членов его семьи. При этом к членам семьи работника, имеющим право на компенсацию расходов, относится неработающий муж (жена), а также несовершеннолетние дети (в том числе усыновленные), фактически проживающие с работником.

Соответствующее родство и совместное проживание работник должен подтвердить документально. В частности, должны быть подтверждены следующие данные:

  • факт, что другой супруг не работает (в качестве подтверждающих документов можно использовать копию трудовой книжки, справку с места жительства);
  • возраст детей – его удостоверит свидетельство о рождении (в соответствующих случаях потребуются документы, свидетельствующие об усыновлении);
  • фактическое проживание другого супруга и детей с работником (это подтвердит справка с места жительства).

Если другой супруг работает, он пользуется правом на оплату проезда по своему месту работы.

В данном случае каждый из работодателей должен удостовериться, что члены семьи пользуются правом на оплату проезда только по одному из мест работы родителей.

Для этого необходимо истребовать справку с места работы другого супруга о том, что проезд членов семьи в отпуск не был оплачен и (или) не будет оплачен соответствующим работодателем в течение определенного периода времени.

Нужно отметить, что работодатель должен оплачивать дорогу в отпуск неработающим членам семьи сотрудника только при выполнении определенных условий. С 01.01.2005 компенсация расходов членов семьи производилась при условии, что они следуют в отпуск вместе с работником или же направляются в отпуск тогда, когда сам работник в нем уже находится.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/53124/

Льготный проезд к южному солнцу

Льготный презд жителей крайнего севера

Профильный комитет продолжает законотворческую работу по повышению эффективности государственной поддержки жителей Крайнего Севера.

Сегодня на заседании комитета по делам Севера и коренных малочисленных народов (председатель Анатолий Амосов) депутаты рассмотрели два законопроекта социальной направленности.

Как сообщил заместитель председателя комитета Валерий Вэнго, первый законопроект разработан по письменной просьбе двух муниципальных районов — Таймыра и Эвенкии. Подобные предложения ранее высказывали и члены «северного» комитета.

Напомним, что депутаты рекомендовали передать органам местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов некоторые государственные полномочия.

Законопроект был подготовлен Анатолием Амосовым и Валерием Вэнго в качестве законодательной инициативы.

Документом предлагается внести изменения в отдельные законы края.

В соответствии с ними органы местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов наделяются полномочиями по реализации мер государственной поддержки северного оленеводства и предоставлению социальных выплат на приобретение, доставку и монтаж быстровозводимых жилых домов для лиц из числа коренных малочисленных народов Севера.

Анатолий Амосов, предлагая поддержать законопроект в первом чтении и вынести его на сессию, подчеркнул: «Нам надо государственную власть приблизить к населению, чтобы она присутствовала на местах. Давайте дадим на Таймыре и в Эвенкии эти полномочия».

Члены комитета согласились с мнением председателя.

Вторым законопроектом вносятся изменения в Закон края «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в иных местностях края с особыми климатическими условиями». Инициаторами законопроекта стали депутаты Анатолий Амосов, Алексей Клешко, Людмила Магомедова, Дмитрий Свиридов и Валерий Фарукшин.

Докладчиком по этому вопросу выступила председатель комитета по образованию, культуре и спорту Людмила Магомедова. Она напомнила, что тема оплаты проезда к месту отдыха неработающим членам семьи не нова.

По закону государственные органы и краевые госучреждения, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, оплачивают своим работникам и неработающим членам семьи стоимость проезда и провоза багажа к месту отпуска и обратно.

К неработающим членам семьи относятся муж, жена, несовершеннолетние дети, проживающие с работником. При этом работодатель обязан оплатить билеты неработающих членов семьи только в том случае, если работник отдыхает одновременно с семьей и в том же месте.

Поскольку в организациях бюджетной сферы, расположенных в районах Крайнего Севера, наблюдается дефицит кадров, далеко не всегда работники этих организаций могут выехать в отпуск «на материк». В связи с этим все более актуальным становится вопрос об отдыхе их детей.

Получается, если работник вынужден проводить свой отпуск на Севере, то стоимость проезда ребенка, которого родители стремятся отправить для оздоровления на юг, не оплачивается работодателем и полностью ложится на плечи родителей. При этом стоимость авиабилетов — серьезное испытание для семейного бюджета.

Особую остроту данный вопрос приобрел в Норильске, где из-за проводимой с 2016 года реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта количество работников, выезжающих в отпуск с семьями, снизилось.

Во многих случаях место отдыха работника может не совпадать с местом отдыха ребенка, который направляется, к примеру, в оздоровительный детский лагерь или санаторий.

Более того, в отдельных муниципальных образованиях края (например, в Норильске) проезд иждивенцев к месту отдыха оплачивается работникам муниципальных учреждений вне зависимости от времени и места использования отпуска самими работниками.

Таким образом, работники краевых и муниципальных учреждений, расположенных на одной территории, находятся в разных условиях. Более того, после передачи медицинских организаций Норильска с муниципального уровня на краевой их работники потеряли ряд социальных гарантий, в том числе право на оплату стоимости билетов к месту отдыха и обратно детям, если те отдыхают отдельно.

Проект закона предусматривает обязанность государственных органов и краевых госучреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, оплачивать своему работнику стоимость проезда и провоза багажа к месту отдыха и обратно неработающим членам его семьи вне зависимости от времени и места использования отпуска работником.

Людмила Васильевна обратилась к коллегам с предложением вынести законопроект на сессию сразу в двух чтениях: «Закон очень ожидаем территориями». Комитет поддержал эту инициативу.

Депутаты также утвердили и рекомендовали вынести на сессию проект постановления по докладу Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае. В нем учтены предложения, поступившие во время обсуждения доклада и после него.

В тексте постановления содержатся рекомендации правительству края, органам местного самоуправления ряда районов края, прокуратуре, руководителям территориальных природоохранных и правоохранительных органов.

Правительству края, к примеру, рекомендовано рассмотреть вопрос о разработке плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Закона края «Об административно-территориальных единицах с особым статусом», в том числе по созданию органов исполнительной власти края общей компетенции в Таймырском Долгано-Ненецком и Эвенкийском муниципальных районах; разработать проект закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов».

2 июля 2018 г.

пресс-служба Законодательного Собрания Красноярского края

Источник: https://www.sobranie.info/print.php?UID=56541

Закон для всех
Добавить комментарий