Могу ли я отказаться от переподготовки на другую профессию?

На какую профессию могут переобучиться уже взрослые люди?

Могу ли я отказаться от переподготовки на другую профессию?

В течение жизни нам приходится менять место жительства, автомобиль, место работы и даже супругов. По сравнению с перечисленным, смена профессии и специальности в жизни россиян происходит гораздо чаще.

По данным Росстата еще в 2012 году более 60% россиян так или иначе работали не по первой специальности. В 2014 году 47% работающих граждан сменили свою профессию через несколько лет после окончания обучения в профессиональном учебном заведении.

При чём 27% опрошенных граждан считали, что профессию необходимо менять каждые 10 лет.

Причины смены профессии

Периодические опросы показывают, что 60% тех, кто получил второе образование, рады своему решению. Из них 40% смогли встать на ноги за 1 год в новой профессии, другие 30% смогли добиться значимых результатов в новой деятельности за 2 года.

Среди причин смены специальности ведущими являлись внешние:

39% — маленькие зарплаты по первой специальности,

39% — некуда расти дальше, отсутствие профессионального и карьерного роста,

27% — разочаровались в своей первой профессии или испытывали профессиональное выгорание,

По 20% — захотелось все поменять в своей жизни,

5% -по состоянию здоровья.

Немаловажным является причина смена места жительства, когда на новом месте сложился иной рынок труда.

Получить второе образование по новой специальности или по новой профессии?

Необходимо уточнить, что сменить деятельность можно в двух вариантах:

Пройти подготовку по другой специальности внутри своей профессии. Например, врач-педиатр может переобучиться на врача-диетолога и работать в фитнесс-центре или санатории. Тоже самое касается педагогов, которые проходят переподготовку из учителя математики в педагога-психолога или менеджера в сфере образования.

Также внутри инженерных специальностей: проектировщик в инженера систем водоснабжения и газоснабжения.

Основной причиной получения второго профессионального образования внутри своей группы профессий является необходимость, диктуемая регламентами (Например, для медицинских специалистов — это Приказ № 707н, для других — профессиональные стандарты и т.д.).

Получить второе профессиональное образование по новой профессии. Примером может служить, когда врач переобучился на педагога, или инженер-строитель на программиста, или врач — на бухгалтера.

Из каких профессий чаще всего бегут?

Чаще всего меняют свою профессию молодые педагоги, которые не дорабатывают в педагогической сфере и 5 лет. В свою очередь такая картина свойственна не всем регионам России. Например, в Москве труд педагогов хорошо оплачивается. Подобная ситуация складывается в среде медицинских специалистов, а также тех, кто имеет среднее профессиональное образование.

Чаще всего получать второе образование приходится тем, кто переезжает на новое место жительства. Среди них те, кто переехал из сельской местности в город, а также те, кто переехал из периферии в мегаполисы: Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Самару.

В последнее время усилилась профессиональная миграция из медицины. Чаще всего это специалисты, проработавшие в системе здравоохранения от 15 и более лет. Врачи и средний медицинский персонал меняют не просто свою специальность, а профессию целиком.

Способы получения второго образования

Согласно Конституции РФ и федеральному закону «Об образовании» гражданин может получить профессиональное образование по любой специальности. Тоже самое касается ситуации получения второго профессионального образования. Но здесь играет роль то, каким способом можно получить новую профессию.

Существует 2 основных способа, которые прописаны в законе «Об образовании»:

1 способ: получить второе высшее образование длительностью от 3 лет.

2 способ: пройти курсы профессиональной переподготовки деятельностью от 3 месяцев.

Другими словами, можно получить вторую профессию за 3 года или за 3 месяца. Выбор за гражданином.

Чем отличается второе высшее образование от курсов переподготовки

По сути оба работника могут в равной степени занимать одну и ту же должность и выполнять одинаковый функционал. Единственное различие между ними — это способ получения новой специальности.

Первое различие касается названия выдаваемых документов о профессиональном образовании. При этом оба работника, что с дипломом о втором высшем, что с дипломом о профессиональные переподготовки дают право заниматься деятельностью по профессии. Образец диплома о переподготовке (можно найти внизу страницы).

Время обучения. Для получения второго высшего потребуется несколько лет, а для переподготовки от 3 месяцев до 6 месяцев (в зависимости от учебной программы).

Затраты на обучение. Второе высшее всегда платное, как и профпереподготовка. Но отличаются они по затратности. За диплом о втором высшем придётся выложить от 350 тысяч рублей и более. За диплом о переподготовке — от 45 000 до 120 тыс. рублей.

Объем учебной программы. Главное отличие заключается в количестве академических часов и перечне дисциплин. Для второго высшего предусмотрены общеуниверситетские дисциплины и общепрофильные.

Они составляют до 50-70% всего перечня. Например, обязательно — иностранный язык и естествознание. На курсах переподготовки нет этих предметов.

Проходя курсы переподготовки, слушатель будет изучать только необходимые для профессии предметы, включающие специальные знания и навыки.

Второе профессиональное образование за 3 месяца

Пройти переподготовку гораздо легче и удобнее для взрослого человека, который обременён семьёй и другими обязанностями. С точки зрения экономии ресурсов, переподготовка за 3 месяца — самый эффективный способ получить вторую профессию. И не только из-за временных ресурсов, но и ряда следующих преимуществ:

Легче найти образовательную организацию с необходимой учебной программой. Например, ВУЗы в основном узкопрофильные. И даже в широкопрофильном бывает не найдешь программу по нужной профессии. А вот программу переподготовки легче найти. Например, в многопрофильной образовательной организации АНО ДПО «СНТА» представлено до 500 направлений подготовки по различным специальностям.

В учреждениях переподготовки можно пройти обучение дистанционно.

Кому и на кого можно переучиться?

Главное требование для освоения программ переподготовки — это наличие любого профессионального образования: высшего или среднего профессионального. Гражданин, у которое уже есть диплом по первой специальности может легко получить диплом о переподготовке по новой специальности.

Для некоторых групп профессий имеются определённые ограничения. Например, нельзя получить медицинскую специальность тем, у кого нет первого медицинского образования. Тоже касается фармацевтов и провизоров. Есть еще несколько групп профессий где имеются подобные ограничения. Но в остальном, пожалуйста…

любую профессию за 3 месяца. Подробно о том, на какую специальность можно переобучиться с вашим первым средним профессиональным или высшим образованием, можно узнать у специалистов центров переподготовки.

Обратите внимание, что эти центры должны иметь образовательную лицензию, которую можно легко проверить на сайте Рособрнадзора.

Источник: https://www.profguide.io/article/kakaya_professiya_pereobuchenie_vzroslih.html

Обучение работника за счет работодателя

Могу ли я отказаться от переподготовки на другую профессию?

Работодатель может проводить обучение работников и кандидатов на работу, направляя их на подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Где может производиться обучение: на самом предприятии или в учебном заведении? Кто оплачивает обучение? Обязан ли работник отработать какое-то время после обучения или может уволиться? Должен ли он в случае увольнения возмещать расходы на обучение?

Кто принимает решение о необходимости обучения?

В соответствии со статьей 118 Трудового кодекса Республики Казахстан необходимость и объем профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для функционирования и развития организации определяются работодателем. Работник может выступать с предложением о направлении его на обучение, но решение принимается работодателем.

Формы обучения

Трудовой кодекс в статье 116 различает следующие формы обучения:

  • профессиональная подготовка – форма профессионального обучения, направленного на развитие личности для приобретения новых или измененных профессиональных навыков, необходимых для выполнения определенного вида работ;
  • переподготовка – форма профессионального обучения, позволяющая освоить другую профессию или специальность;
  • повышение квалификации – форма профессионального обучения, позволяющая поддерживать, расширять, углублять и совершенствовать ранее приобретенные профессиональные знания, умения и навыки.

Договор обучения

Согласно статье 116 Трудового кодекса договор обучения – это письменное соглашение между работодателем и обучаемым об условиях профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Договор обучения должен соответствовать требованиям, установленным статьей 144 Трудового кодекса, и обязательно должен содержать:

  • указание на конкретную профессию, квалификацию, приобретаемую обучаемым;
  • права и обязанности работодателя и обучаемого;
  • срок обучения и срок отработки у работодателя после завершения обучения;
  • порядок и случаи возмещения работодателю затрат, связанных с обучением, пропорционально недоработанному сроку отработки;
  • гарантии и компенсационные выплаты, связанные с обучением;
  • ответственность сторон.

Договор обучения может содержать и иные условия по соглашению сторон.

Согласно статье 118 Трудового кодекса работодатель может проводить обучение как своих работников, так и иных лиц, не состоящих с ним в трудовых отношениях. Такие лица именуются “обучаемые”.

Где проводится обучение?

Обучение проводится (статья 118 Трудового кодекса):

  • непосредственно в организации;
  • в организациях образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования;
  • в иных организациях, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров.

Обучение в организациях образования

В соответствии со статьей 40 Закона Республики Казахстан “Об образовании” организациями образования являются юридические лица, которые реализуют одну или несколько образовательных учебных программ и (или) обеспечивают содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Деятельность организаций образования регулируется Законом “Об образовании”, а также типовыми правилами деятельности организаций образования соответствующего типа и разработанными на их основе уставами.

Право на ведение образовательной деятельности возникает у организаций образования с момента получения лицензии, если иное не предусмотрено законами.

Обучение в организации

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников в организации осуществляются самим работодателем. Им же определяются формы обучения.

Общие требования к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в организации определяются Приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1045 “Об утверждении общих требований, предъявляемых к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в организации”.

Эти требования включают наличие:

  • в Уставе (Положении) организации нормы по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для организаций, которые непосредственно проводят профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;
  • рабочих учебных планов и программ по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров;
  • учебников и учебно-методических комплексов по соответствующим профессиям (специальностям);
  • договора обучения (письменного соглашения между работодателем и обучаемым об условиях профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации непосредственно в организации) или договора об оказании образовательных услуг (письменного соглашения между работодателем и организацией, реализующей образовательные программы дополнительного, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования об условиях профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации).

Только при соблюдении указанных требований работодатель вправе самостоятельно проводить обучение.

Обязанность работника отработать после обучения

В соответствии с заключенным договором обучения по завершении профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации обучаемый обязан отработать у работодателя срок, согласованный сторонами в договоре. Отсутствие в договоре такого условия освобождает работника от обязанности отработки.

При разночтениях   с другими документами (трудовым договором, внутренними правилами), принимается во внимание условия договора обучения.

Такого права у работодателя нет, поскольку принудительный труд в силу требования статьи 7 Трудового кодекса запрещен. То есть работник имеет право уволиться в любом случае. В данном случае наступают последствия в виде обязанности работника возместить затраты по обучению.

Возмещение работником затрат, связанных с обучением

Согласно подпункту 11) пункта 1 статьи 23 Трудового кодекса работодатель имеет право на возмещение своих затрат, связанных с обучением работника, если это оговорено условиями договора об обучении.

Случаи и порядок возмещения затрат, связанных с обучением, в настоящее время Трудовым кодексом не регулируются.

В соответствии с пунктом 4 статьи 118 Трудового кодекса договор об обучении должен предусматривать срок отработки у работодателя после завершения обучения, а также порядок и случаи и случаи возмещения работодателю затрат, связанных с обучением, пропорционально недоработанному сроку отработки.

В связи с этим рекомендуется случаи и порядок возмещения затрат на обучение детально прописывать в договоре об обучении.

Как определяется размер затрат на обучение?

Во избежание споров размер затрат на обучение работника должен быть зафиксирован в договоре на обучение. В противном случае работодателю будет необходимо обосновать фактические расходы на обучение. Если в случае обучения в организации образования это сделать труда не составит, то в случае самостоятельного обучения документально подтвердить расходы не всегда возможно.

Неподтвержденные и необоснованные расходы по обучению работник оплачивать не должен.

Подлежащая оплате сумма должна компенсировать расходы именно на обучение работника.

Нельзя, к примеру, включать в состав таких расходов расходы по командировке к месту обучения, поскольку в соответствии со статьей 127 Трудового кодекса такие расходы компенсируются работодателем.

Неправомерным будет установление произвольного размера выплат в зависимости от неотработанного времени (например, 100 000 тенге в месяц).

Как взыскиваются затраты на обучение?

Для взыскания затрат на обучение, если работник их добровольно не возмещает, работодатель будет вынужден обратиться в суд. В соответствии с пунктом 2 статьи 115 Трудового кодекса производить удержания из заработной платы работника в счет погашения его задолженности перед работодателем можно только при наличии письменного согласия работника.

Источник: http://www.defacto.kz/content/obuchenie-rabotnika-za-schet-rabotodatelya

Второе высшее по-хитрому – Журнал

Могу ли я отказаться от переподготовки на другую профессию?

Считается, что второе высшее образование в нашей стране можно получить только за деньги. Но некоторые ушлые студенты умудряются получать по несколько самых настоящих, а не липовых дипломов — и совершенно бесплатно.

АННА ВАСИЛЬЕВА

Магистр других наук

Бесплатно получить государственный диплом о высшем образовании, уже имея один в кармане, можно несколькими законными путями (многие, как это ни прискорбно, идут путем незаконным, но об этом позже).

Самым очевидным способом является магистратура. Студенты, получившие диплом специалиста или бакалавра, могут отправиться в любой другой вуз за дипломом магистра.

На сайтах абсолютно всех университетов и институтов, где есть отделение магистратуры, подчеркивается, что магистратура — это возможность получения второго высшего образования бесплатно.

“На места, финансируемые из средств федерального бюджета, могут претендовать абитуриенты, получившие высшее образование и обладающие степенью бакалавра или специалиста”,— говорится, например, на сайте Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова.

При этом уточняется, что при поступлении в магистратуру можно выбрать любое направление подготовки, вне зависимости от профиля вашего первого высшего образования. “Возможность сменить направление обучения и овладеть новой специальностью является одним из ключевых преимуществ системы “4+2″ (бакалавриат + магистратура)”,— подчеркивают в Высшей школе экономики.

Этот путь хорош со всех точек зрения, в том числе и тем, что поступить в магистратуру некоторых вузов бывает легче, чем поступить туда же на первый курс.

“Я мечтал поступить в Высшую школу экономики со школы,— рассказывает 24-летний Руслан Пехов.— Но точно знал, что на бесплатное отделение мне не поступить, слишком высокие требования и конкурс большой. И тогда я пошел в МИИТ, получил там диплом бакалавра и с ним уже поступил в магистратуру в ВШЭ. Вступительные экзамены намного проще, и конкурс минимальный”.

Несмотря на то что в магистратуре учиться нужно всего два года, студенты, которые решили кардинально поменять направление в процессе учебы, действительно получают две полноценные профессии. “Я отучилась четыре года в Институте стран Азии и Африки МГУ,— рассказывает 25-летняя Настя Миронова.— Хорошо выучила японский, получила диплом бакалавра.

Однако потом поняла, что знание языка — это еще не профессия, работу найти будет сложновато. Поэтому решила, что диплом магистра я получу уже на факультете журналистики МГУ. Сдала документы, прошла конкурс, получила бюджетное место и через два года — второй диплом о высшем образовании.

Теперь работаю специальным корреспондентом в Японии и вполне довольна началом своей карьеры”.

Но что делать тем, кто уже стал магистром, а учиться все еще хочется?

За чужой счет

Тогда законный путь остается один — гранты. По сравнению с Западом в России тема грантов кажется не очень-то актуальной, тем не менее при желании и способностях образование с их помощью можно получить не только в России, но и за рубежом. Общественных организаций, предоставляющих такие гранты, на самом деле довольно много, стоит только задаться целью их отыскать.

Существует, например, Фонд Форда, который ежегодно объявляет конкурс на грант для обучения в магистратуре или аспирантуре в любом университете мира, включая российские. Есть Германская служба академических обменов (DAAD), благодаря которой гранты на второе высшее образование можно получить более чем по 2 тыс.

специальностей, причем обучение будет проходить не обязательно на немецком языке.

В этом году Британский совет в России возродил известную многим стипендиальную программу Chevening, обеспечивающую молодым специалистам не только бесплатное обучение в любом выбранном вузе Великобритании в течение 12 месяцев, но и проживание в этой стране.

Помимо возможности пройти курс обучения программа предусматривает спонсирование работы специалистов над краткосрочными исследовательскими проектами. От заявителей требуется высокий уровень владения английским языком, диплом о высшем образовании с отличными и хорошими оценками, а также опыт работы не менее двух лет по выбранной специальности.

Особый упор делается на намерение претендента на стипендию продолжить трудовую деятельность в России.

Подобные гранты пытаются выделять министерства иностранных дел всех стран, с которыми у России налажены дипломатические отношения. Поэтому, по сути, стоит выбрать страну, зайти на сайт ее посольства и внимательно изучить раздел, описывающий сотрудничество в сфере образования.

Так, на сайте посольства Франции опубликован список программ, по которым выдаются гранты, и кажется, что в них отражен весь спектр человеческой деятельности.

Здесь есть программа “Коперник”, которая рассчитана на молодых экономистов, юристов и инженеров, стипендии, предназначенные для российских студентов, желающих продолжить обучение в рамках второго цикла (мастер), гранты для выпускников вузов, которые хотели бы поступить на государственную службу, и многое другое.

Большинство этих грантов предполагает, что по окончании обучения специалистам будут выданы дипломы, которые приравниваются к официальным документам о получении высшего образования.

Без диплома, но со знанием дела

Всем уже давно понятно, что наличие диплома далеко не всегда свидетельствует о наличии знаний.

Поэтому желающим поднять свой уровень образования довольно часто приходит в голову, что куда логичнее выбрать какие-нибудь курсы повышения квалификации или приобрести новые навыки, не связанные с твоей профессией.

Количество платных предложений в этой сфере вообще бьет все рекорды, а вот над поиском бесплатных вариантов стоит потрудиться.

Уникальным здесь выглядит Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”, основанный в 2009 году. Цель института — “воспитать новое поколение архитекторов, дизайнеров и специалистов по медиа, от которых будет зависеть облик мира в XXI веке”.

Создатели проекта называют институт постдипломной программой, которая предназначена для выпускников высших учебных заведений — молодых профессионалов.

“Программа дает возможность поработать с авторами блестящих проектов в области урбанистики, архитектуры и коммуникаций из разных стран мира — опыт, неоценимый для всякого молодого специалиста”,— рассказывает директор по коммуникациям института “Стрелка” Александр Острогорский.

“Воспринимать обучение в нашем институте как обычное второе высшее образование все же нельзя.

Образовательная программа рассчитана на год, в течение которого студенты работают над проектами, идеи которых связаны с какой-то глобальной и российской проблематикой, например будущим энергетики или сохранением исторического наследия.

После обучения студенты получают сертификаты, но мы не выдаем дипломы государственного образца ни по российской, ни по западной системе”,— отметил Острогорский.

При этом поступить в “Стрелку” не проще, чем в какой-нибудь западный вуз. При поступлении студенты должны представить портфолио, объяснить, почему им важно это образование, и пройти серьезный конкурсный отбор: на место в прошлом году претендовали 12 кандидатов. После поступления всем студентам предоставляется стипендия, а в случае необходимости — места для проживания.

Обучение абсолютно бесплатное. “Да, у нас есть летние школы для всех желающих, где некоторые воркшопы — платные. Но для наших студентов весь курс обучения абсолютно бесплатен”,— уточняет Острогорский.

По его словам, поступить в институт могут не только те ребята, которые уже получили архитектурное или дизайнерское образование.

“Наша главная задача — находить пути решения важных для России и всего мира проблем.

Поэтому, если к нам придет не архитектор, а, например, физик и скажет, что мечтает применить в России инновационные подходы в области энергетики, мы будем только рады”,— подчеркнул Острогорский.

Однако, на его взгляд, для тех, кто хочет совместить учебу с работой, это не лучший вариант. “График обучения очень плотный. В течение года студентам предстоит освоить обширнейшую программу, которая состоит из лекций, мероприятий и обучающих поездок. Поэтому мы против того, чтобы обучение совмещали с серьезной работой, да и вряд ли это может получиться”,— считает Острогорский.

Если же стоит задача совместить образование с рабочим графиком, можно попробовать заставить платить за свое обучение работодателя. Некоторые фирмы организуют обучение своих сотрудников на рабочем месте. Это называется корпоративный университет.

Такие есть, например, у “Билайна”, “Северстали”, “Ингосстраха”, “Ростелекома”, “Вимм-Билль-Данна”, “Макдоналдса”, Coca-Cola и многих других. Хороши эти заведения тем, что студентам даются практические знания по узкой специальности без отрыва от производства.

Как правило, преподавателей приглашают из ведущих бизнес-школ и крупных компаний, а процесс обучения строится на выполнении бизнес-заданий.

Надежда на лучшее

Не исключено, что в будущем учиться второй раз бесплатно в вузе будет проще. Во всяком случае, дискуссии на эту тему среди законодателей ведутся.

В 2008 году в Государственную думу был внесен законопроект, в котором депутаты предлагают позволить бесплатно получать второе высшее образование по некоторым специальностям в сфере культуры и искусства.

В частности, предполагалось дать возможность еще раз бесплатно отучиться тем людям, которые захотели выбрать в качестве второй профессии такие направления, как режиссура театра, режиссура кино и телевидения, композиция, дирижирование и некоторые другие. Однако номер не прошел.

“Тогда Министерству финансов просто стало жалко денег,— полагает один из авторов законопроекта, депутат от партии “Справедливая Россия” Елена Драпеко.— Конечно, нам объяснили это более благородной причиной: если уж и разрешать бесплатное получение второго высшего образования, то всем”.

При этом она уверена, что еще не все потеряно, и намерена повторно внести законопроект в ближайшее время. “Многолетний опыт объективно показывает, что в некоторых профессиях, например в профессии режиссера или дирижера, успех достигался только теми, кто поступал на эти специальности в возрасте 23-25 лет.

Дирижер — это второе образование по определению, поскольку человек как минимум до того должен получить музыкальное образование и стать, к примеру, отличным скрипачом”,— отметила депутат.

Она рассказывает показательную историю про молодого человека, у которого во время обучения на театральном отделении обнаружился редкий талант режиссера мультипликационного кино. “Вот вы мне скажите, много ли у нас режиссеров мультипликационного кино? Да почти никого! А парень действительно талантище.

И признают это все. Преподаватели и рады его еще раз бесплатно отучить по новой специальности, но не положено по закону. Вот и приходится собирать деньги по спонсорам,— говорит Драпеко.— Пытаемся найти деньги для талантливых ребят.

Но таких грантов мало, далеко не всем желающим и заслуживающим удается их получить”.

“Да и кроме того, в этом нет системы,— продолжает депутат.— Это какое-то ручное управление. Мы должны наконец признать, что есть специальности, обучаться которым нужно только взрослым людям”.

В обход закона

А пока законопроект ждет своего часа, ушлые студенты решают проблему второго высшего по-своему.

Согласно федеральному закону “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” каждый гражданин России имеет право бесплатно получить профессиональное образование на конкурсной основе и только если он получает образование данного уровня впервые.

Однако ответственность за получение второго высшего образования бесплатно в законе не предусмотрена. Не предусмотрен и порядок проверки данных о наличии у абитуриента законченного профессионального образования. И некоторые этим пользуются.

Абитуриент, как известно, обязан представить приемной комиссии документ, удостоверяющий личность, гражданство, документ государственного образца об образовании и фотографии. То есть нужно по идее представить и диплом о высшем профессиональном образовании, если таковой имеется. Более того, каждый абитуриент расписывается в том, что получает высшее профессиональное образование впервые.

“Законодательство не предусматривает ответственности за предоставление ложных сведений или непредставление определенных документов при поступлении в вуз,— рассказывает специалист Федерального центра образовательного законодательства Мария Смирнова.

— А судебная практика по применению к таким делам ч. 3 ст. 327 Уголовного кодекса РФ о предоставлении заведомо подложных документов пока не сформировалась”.

По идее ответственность в виде отчисления из вуза может быть закреплена в уставе вуза, но и этого тоже практически не бывает.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/1590444

Кем могут устроиться на работу люди старшего возраста

Могу ли я отказаться от переподготовки на другую профессию?

Кем могут устроиться на работу люди старшего возраста

Более половины россиян старшего возраста, прошедших обучение через службы занятости, находят себе новую работу. А в некоторых регионах этот показатель значительно больше, выяснили корреспонденты “Российской газеты”.

Профессий, которые могут освоить люди старшего возраста, немало. Есть над чем подумать. Сергей Савостьянов

Причем трудоустраиваются не только те, кто просто повысил квалификацию по уже имеющейся профессии, но и те, кто получил абсолютно новые специальности.

Список профессий, которые предлагается освоить людям старше 50 лет, насчитывает в среднем от 25 до 120 наименований – в зависимости от региона. Среди них есть и, казалось бы, необычные для немолодых людей, но востребованные ими. Например, бармен, визажист, парикмахер, кондитер.

Но чаще всего людям предлагают переучиться по профессиям, наиболее востребованным на рынке труда, преимущественно – рабочим.

Хотя, конечно, при этом учитывается и базовое образование, и пожелания самих соискателей.

Но если, скажем, рынком труда не востребован аккомпаниатор с консерваторским образованием, то, скорее всего, человеку для трудоустройства придется осваивать какую-то совсем новую профессию.

ЦБ РФ оценил влияние пенсионных преобразований на экономику и цены

Как рассказали “Российской газете” в департаменте труда и социального развития Приморья, среди пенсионеров популярны специальности повара, медицинской сестры, охранника, бухгалтера, оператора ЭВМ, бульдозериста, оператора котельной, помощника воспитателя.

А на рынке труда наиболее востребованы специалисты для сферы строительства, обрабатывающих производств, сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства.

“Как правило, перед направлением на обучение оформляется договор между центром занятости, образовательным учреждением, соискателем и работодателем. Этот документ является гарантией получения работы по окончании учебы”, – рассказывает директор департамента Лилия Лаврентьева.

А вот в Ростовской области наличие работодателя до начала обучения не является обязательным условием. Если человек хочет стать кондитером, а вакансии на данный момент нет, ничто не помешает ему получить именно эту специальность.

Необязательно снова пять лет учиться профессии, достаточно изучить новые компетенции, расширить навыки

По направлениям центров занятости Сахалинской области пожилые люди в большинстве своем осваивают профессии охранников, водителей погрузчика, специалистов по кадрам, кладовщиков.

Если желаемых курсов нет по месту жительства, пенсионер может ездить на занятия в другой муниципалитет. Проезд к месту обучения и обратно, проживание, медосмотр при направлении на обучение оплачивается из областного бюджета. Если же пожилым людям неудобно выезжать за пределы своего муниципалитета, специалисты центров занятости стараются по возможности организовать дистанционное обучение.

В Новосибирской области почти 90 процентов людей, прошедших курсы переподготовки по линии органов службы занятости, получают работу. И все-таки старшему поколению трудоустроиться несколько сложнее. Так, по данным прошлого года, лишь 60 процентов специалистов предпенсионного и пенсионного возраста, обратившихся в центры занятости, получили ту или иную ставку.

Помимо профессиональной переподготовки для пенсионеров и тех, кто приближается к этому возрасту, действуют программы повышения компьютерной и финансовой грамотности.

Также Новосибирск вошел в число пяти городов России, где весной стартовала программа “Снова в деле”, в рамках которой пожилых людей обучают азам владения смартфонами и планшетами, помогают разобраться в том, как грамотно подать себя на рынке самозанятости, объясняют юридические аспекты, помогают подобрать дело по душе и составить креативное, яркое резюме на ведущих электронных платформах с частными объявлениями.

Семь главных вопросов про изменения в пенсионном законодательстве

В Астраханской области прежде чем направить человека на переобучение, с ним работает психолог-профконсультант, который определяет способности и интересы соискателя, особенности его личности, образование и трудовой стаж. А затем человеку рекомендуют получить новую профессию или повысить квалификацию по имеющейся. Вероятность трудоустройства там людей предпенсионного возраста после прохождения профобучения – около 60 процентов.

В Санкт-Петербурге люди старшего возраста осваивали бухгалтерский учет, работу в программе 1С, изучали программы по конструированию на компьютере, автоматизированное проектирование.

Также в числе популярных оказались профессии, связанные с транспортной и складской логистикой, менеджментом и услугами. Помимо офисных специальностей соискатели учились на операторов котельных и водителей погрузчиков.

Работу в итоге в Северной столице находят почти все соискатели независимо от возраста, утверждают в службе занятости.

Как уточнили в министерстве социальной политики Калининградской области, у желающих переучиться на медсестру, фельдшера или врача, а также преподавателя, инженера, бухгалтера, кладовщика попросят диплом о соответствующем базовом образовании, высшем или среднем. А вот для профессионального обучения или переобучения по рабочим профессиям (например, водитель автомобиля, повар, портной, парикмахер, строительные рабочие) базовое образование не требуется.

Там привели несколько типичных примеров: женщина-фельдшер после курсов по направлению “Основы сестринского дела” трудоустроена медсестрой в медпункт крупного автозавода.

Бывший повар переучилась на кладовщика и работает в коммерческом предприятии, а экономист с большим стажем прошла переобучение по направлению “Администратор гостиничного комплекса” и теперь занимает эту должность в новом рекреационно-оздоровительном комплексе.

Тем временем Торгово-промышленная палата предложила развивать систему семейного бизнеса для пенсионеров.

Как рассказал глава Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин, во всем мире семейный бизнес – это достаточно развитая система, где есть особые условия для тех, кто им занимается.

“Одно из направлений, очень серьезных, – у нас никак не развивается система семейного бизнеса. А она есть во всем мире. Мы подготовили свое предложение: создать систему семейного бизнеса для пенсионеров. Есть несколько вариантов, в том числе, например, “семейный патент”.

Если такой “семейный патент” приобретен, то дальше трудовые отношения, которые происходят внутри семьи, не должны регулироваться со стороны”, – сказал Катырин. И добавил, что “семейный патент” можно использовать и для граждан предпенсионного возраста.

Рекомендации

Мария Игнатова, руководитель службы исследований HeadHunter:

– Ключевая рекомендация – это все время быть в рынке, мониторить вакансии, четко понимать, в какой сфере человек хочет и сможет работать.

И если он понимает, что для прихода в эту сферу ему не хватает какого-то образования, есть пробел, то необходимо его закрыть. Благо для этого есть много возможностей, в том числе онлайн-курсы.

Необязательно пять лет учиться профессии, достаточно изучить новые для себя компетенции, расширить набор навыков. Об этом часто забывают кандидаты любого возраста, считая, что одного полученного образования достаточно. Рынок труда динамичен, и навыки перетекают из одной профессии в другую.

У возрастных кандидатов багаж знаний огромный, но он не всегда применим к современному рынку труда. Но это можно исправить.

Предпенсионный возраст не будет поводом для увольнения

И еще.

Если человек даже во взрослом возрасте освоил новую для себя профессию, получил новые навыки и именно с ними выходит на рынок труда, он должен понимать, что начинает карьеру с нуля, у него нет опыта в новой профессиональной нише, поэтому не стоит сразу рассчитывать на руководящую должность и высокую зарплату. Кстати, завышенные ожидания в таких случаях – ошибка не только взрослых, но и молодых соискателей.

Всего в компаниях сейчас примерно 20 процентов работников старше 45 лет. Работодатели не ставят возраст как критерий на первое место при отборе кандидатов на вакансию. И еще – сейчас набирает обороты тема наставничества. И в этом свете люди старшего возраста, их знания и опыт приобретают особую ценность для работодателей, становятся преимуществом.

Подготовила Марина Гусенко

Источник: https://rg.ru/2018/09/17/kem-mogut-ustroitsia-na-rabotu-liudi-starshego-vozrasta.html

Повышение квалификации – и право и обязанность педагога

Могу ли я отказаться от переподготовки на другую профессию?

Посетители блога —  педагоги в своих х  нередко затрагивают вопросы, связанные с повышением квалификации, хотя Минобрнауки и Общероссийским Профсоюзом образования даны исчерпывающие разъяснения (см.

  совместное письмо Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 23 марта 2015 г. № 08-415/124 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование», письмо Минобрнауки России от 9 октября 2013 г.

№ 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании»).

Педагогов волнуют, например, такие вопросы: является ли повышение квалификации обязательным условием для работы в образовательной организации, для аттестации, могут ли семинары, конференции, «круглые столы»  засчитываться им как  повышение квалификации,  имеет ли право директор школы обязать педагога проходить повышение квалификации  за свой счет и т.д. 

Что такое повышение квалификации?

В ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) дано следующее определение: «Повышение квалификации – это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации».

Таким образом, повышение квалификации — это дальнейшее обучение работника той же профессии в целях совершенствования профессиональных знаний, умений, навыков, реализуется в рамках дополнительного профессионального образования (далее – ДПО).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам определен приказом Минобрнауки России  от 1 июля 2013 года № 499.

Примечание. По определению   ТК РФ  (ст. 195.1)  «Квалификация — это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности».

Что такое дополнительное профессиональное образование?

Как определено Законом об образовании (ст. 76) дополнительное профессиональное образование — это профессиональное образование,  осуществляемое посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Это могут быть и  краткосрочные программы, но  объемом  не менее 16 часов.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Это уже программы продолжительностью не менее  250 часов.

Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе.

Обучение по дополнительным профессиональным программам   может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании,  а также полностью или частично в форме стажировки.

Повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке (п. 1 ч. 10 ст. 60 Закона об образовании).

Таким образом, посещение  отдельных разовых семинаров, «круглых столов», конференций не означает прохождения педагогом повышения квалификации, поэтому сертификаты об участии в них не могут засчитываться в качестве документов о повышении квалификации.

Право педработника на дополнительное профессиональное образование

Право педагогических работников  на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года установлено Законом об образовании (п. 2 ч. 5 ст. 47). Периодичность прохождения  повышения квалификации в течение этого периода устанавливает работодатель.

Создание условий и организация ДПО педработников  Законом об образовании (п.5 ч. 3 ст.28) отнесены к компетенции образовательной организации, т.е. к компетенции работодателя. Вместе с тем работодатель не вправе обязывать работников осуществлять повышение квалификации за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.

Реализация права на дополнительное профессиональное образование

Право педагогического работника на ДПО реализуется путем заключения договора между педработником и работодателем (ч. 2 с.

197 ТК РФ), который должен содержать обязательства сторон, в том числе обязательство педработника повышать свою квалификацию по направлению работодателя, и обязательства работодателя при направлении педработника на повышение квалификации с отрывом от работы обеспечивать соблюдение гарантий и компенсаций, предусмотренных статьей 187 ТК РФ: сохранение места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы, а при направлении для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность — оплаты командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Таким образом, если педагогические работники по решению своих работодателей направляются на курсы повышения квалификации в государственные образовательные организации ДПО, то обучение для них должно быть бесплатным.

Повышение квалификации как обязанность педагогического работника

Профессия учителя требует постоянного совершенствования,  регулярного обновления  знаний, использования современных наиболее результативных технологий и обучающих методов. Все это возможно лишь при непрерывном обучении, повышении квалификации.

Поэтому неслучайно, что в число обязанностей педагогических работников, определенных ч. 1 ст. 48 Закона об образовании, входит   обязанность «систематически повышать свой профессиональный уровень».

Данное требование распространяется на всех педагогических работников, независимо от того, работают они по ФГОС или не работают.

А что, если …

Если право педработника на ДПО, закрепленное в договоре, заключенном между педработником и работодателем, не реализуется из-за отказа со стороны работодателя выполнить свои обязательства, педработник имеет право обратиться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссия по трудовым спорам, суд) либо в Государственную инспекцию труда за восстановлением нарушенного права на ДПО;

если педработник направляется работодателем для получения ДПО, но работодатель не обеспечивает предоставление ему предусмотренных законодательством и договором гарантий и компенсаций, то педработник вправе отказаться от получения ДПО;

если педработник пожелал аттестоваться, то неполучение им ДПО не может служить основанием для отказа в установлении ему квалификационной категории либо для признания его не соответствующим занимаемой должности;

если работодателем выполняются условия заключенного договора получения ДПО, включая предоставление гарантий, работник не вправе без уважительных причин отказаться от получения ДПО, в том числе в случаях, когда ДПО осуществляется с применением формы организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе, в течение учебного года без отрыва от основной работы;

если выполняются условия заключенного договора получения ДПО, а работник без уважительных причин отказывается от прохождения ДПО, то это  будет являться дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него в соответствии с трудовым договором трудовых обязанностей, за совершение которого работодатель имеет право применить соответствующее дисциплинарное взыскание, предусмотренное статьей 192 ТК РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

Нормативные документы

Трудовой Кодекс РФ (далее – ТК РФ)

Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

Приказ Минобрнауки России  от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями

Источник: https://eduinspector.ru/2017/05/10/povyshenie-kvalifikatsii-i-pravo-i-obyazannost-pedagoga/

Закон для всех
Добавить комментарий