Могут ли с пострадавшего водителя взыскивать ущерб, нанесенный пассажирам виновника ДТП?

Попал в ДТП без страховки. Последствия. Алгоритм действий

Могут ли с пострадавшего водителя взыскивать ущерб, нанесенный пассажирам виновника ДТП?

Попал в ДТП без страховки: понятие, определение, обязанности участков аварии, правовые и организационные основы, способы урегулирования наказание за несоблюдение статье 12.37 КоАП РФ

Дорожные происшествия происходят достаточно часто. Они обычно приводят к тому, что нарушается целостность автомобилей, но нередко наносится даже урон здоровью граждан. При серьезных авариях приходится сталкиваться даже со смертельными случаями.

Каждый автовладелец должен обладать полисом ОСАГО, благодаря которому пострадавший участник аварии может получить выплату от страховой компании для покрытия нанесенного ущерба. Но нередко приходится сталкиваться с тем, что владелец машины попал в ДТП без страховки.

Это приводит к многочисленным сложностям, так как виновнику придется самостоятельно покрывать нанесенный ущерб.

Как вести себя после аварии?

Чтобы дорожное происшествие было грамотно оформлено, водители должны разбираться в правилах поведения после столкновения автомобилей. Для этого учитываются следующие нюансы:

– после столкновения машины обязательно останавливаются;

– участники процесса не должны покидать место аварии, так как это является серьезным правонарушением, за которое водители привлекаются к ответственности;

– даже отсутствие полиса ОСАГО не может являться веским основанием для того, чтобы покинуть место ДТП;

– не допускается передвигать какие-либо элементы, относящиеся к происшествию;

– если авария является небольшой, имеется всего два участника, а также между двумя водителями отсутствуют разногласия, то они могут самостоятельно составить европротокол;

– при других обстоятельствах целесообразно пользоваться помощью сотрудников ГИБДД;

– автоинспектор должен выслушать каждого участника аварии, чтобы определить виновника;

– только после грамотного оформления ДТП выдаются водителям необходимые документы, представленные схемой аварии и справкой о ДТП.

Если нарушаются правила оформления аварии, то участники не смогут рассчитывать на выплаты от страховых компаний.

Нюансы оформления ДТП

Даже если водитель попал в ДТП без страховки, он должен выполнить все необходимые действия для оформления аварии, что нужно делать правильно расписано тут: https://businessman.

ru/popal-v-dtp-bez-strahoi-osobennosti-posledstviya-i-shtraf.html. Не получится составить европротокол, если виновником является гражданин, не имеющий полис ОСАГО. В этом случае придется пользоваться помощью автоинспекторов.

Водители должны обменяться контактными данными.

Если попал в аварию без страховки автовладелец, который не является виновником, то он все равно может рассчитывать на получение компенсации. Для этого важно, чтобы у виновника имелся действующий полис ОСАГО.

Как поступить, если у виновника нет полиса?

Часто приходится сталкиваться в интернете с вопросами людей: «Попал в аварию без страховки, я виноват, что делать». Такая ситуация действительно является неприятной, так как в этом случае не выплачивается компенсация страховой компанией. К особенностям оформления аварии относится:

– не имеет значения, по какой причине не был приобретен гражданином полис ОСАГО, поэтому в любом случае он будет вынужден покрывать нанесенный ущерб за счет своих личных средств;

– дополнительно автовладелец будет привлечен к ответственности сотрудниками ГИБДД;

– при расчете выплаты, которая будет перечисляться непосредственным участником аварии, не учитывается износ автомобиля, поэтому размер суммы определяется только стоимостью заменяемых запчастей и ценой ремонтных работ в конкретном регионе страны;

– пострадавшему участнику не требуется обращаться в страховую компанию, поэтому все действия выполняются напрямую с виновником;

– наиболее часто приходится взыскивать средства в судебном порядке, так как граждане обычно отказываются от добровольного перечисления нужной суммы средств;

– обязательно ДТП оформляется автоинспектором.

“Если нет страховки, попал в ДТП и я виновен, что делать?” – вопрос частозадаваемый и распространенный. В этом случае придется покрывать ущерб своими средствами.

Что делать, если полиса нет у пострадавшего?

Если без страховки попала в ДТП гражданин, являющийся пострадавшей стороной, то он может получить выплату от страховой компании. Это возможно только при условии, что у виновника имеется страховка. При этом учитываются следующие особенности:

    • автоинспекторы, обнаружившие отсутствие у водителя страховки, обязательно привлекут его к административной ответственности, поэтому гражданину придется уплатить штраф;
    • обращаться за компенсацией придется в страховую компанию, где приобретался полис виновником аварии;
    • процедура получения выплаты является стандартной, поэтому необходимо составить заявление, к которому прикладывается справка о ДТП и схема аварии;
    • в течение 20 дней с момента обращения проводится осмотр машины, после чего перечисляются положенные средства пострадавшему;
    • если у пострадавшего отсутствует полис, то это не может выступать основанием для отказа в назначении ему выплаты, так как если страховая компания откажет в перечислении средств, то такое решение может быть легко оспорено в суде.

Пострадавший участник после аварии должен сообщить виновнику, что у него отсутствует полис. В этом случае придется пользоваться помощью автоинспекторов для оформления аварии независимо от особенностей происшествия.

Ответственность за отсутствие полиса

Если гражданин попал в аварию без страховки, то по ст. 12.37 КоАП он привлекается к административной ответственности, поэтому ему придется уплачивать штраф в размере 800 руб.

Наиболее часто граждане отказываются от покупки данного полиса из-за его высокой стоимости. Но если они окажутся виновниками дорожного происшествия, то им придется самостоятельно покрывать нанесенный ущерб другим автомобилям или людям. В этом случае придется потерять намного больше денег, чем при покупке страхового полиса.

Способы взыскания неустойки с водителя

Если люди попали в ДТП, а виновник без страховки, то пострадавшему участнику аварии придется взыскивать средства для ремонта своего автомобиля или для лечения пассажиров с непосредственного виновника происшествия. При этом гражданином должен возмещаться ущерб в полном размере на основании ст. 1064 ГК.

К правилам взыскания компенсации относится:

    • первоначально необходимо попробовать договориться мирным способом, для чего автовладельцу отправляется претензия с требованием перечислить пострадавшему участнику нужную сумму средств для ремонта автомобиля;
    • если мирным способом виновник отказывается покрывать нанесенный ущерб, то придется подавать иск в суд;
    • к иску прикладываются другие документы, имеющие отношение к происшествию и доказывающие наличие вины конкретного автовладельца.

Если у пострадавшего отсутствует полис, а при этом страховая компания виновника отказывается выплатить средства, то это является основанием для начала судебного разбирательства. Судебная практика показывает, что автовладельцы практически всегда получают компенсацию от фирм по решению суда.

Преимущества добровольного перечисления средств

Если без страховки попал в аварию гражданин, который выступает в роли виновника ДТП, тогда ему придется покрывать ущерб, нанесенный пострадавшей стороне за свой счет.

Целесообразно перечислять средства по договоренности, а не через суд, так как это позволяет снизить размер выплаты. Дело в том, что при проведении судебного разбирательства все издержки покрываются именно виновником.

Как выплачиваются деньги добровольно?

К особенностям добровольного перечисления компенсации относится:

    • договориться можно о компенсации непосредственно после аварии или после оформления происшествия автоинспекторами;
    • проводится оценка повреждений независимым экспертом, по окончанию которой составляется отчет, содержащий сведения о том, какое количество средств требуется для оптимального ремонта автомобиля;
    • если уже была оформлена авария, то пострадавший должен первоначально направить виновнику досудебную претензию с требованием выплатить конкретную сумму средств;
    • на принятие решения дается только 30 дней, после которых нужно обратиться в суд для принудительного взыскания средств.

Обычно не возникает проблем с взысканием компенсации, если размер ущерба не превышает 50 тыс. руб.

Нюансы обращения в суд

Если машина без страховки попала в ДТП, то виновник, не имеющий полис ОСАГО, часто отказывается от добровольного перечисления средств, поэтому пострадавшему приходится обращаться с иском в суд. Для этого учитываются моменты:

    • если взыскиваемая сумма не превышает 50 тыс. руб., то иск подается мировой суд;
    • если размер иска больше 50 тыс. руб., то иск передается в районный суд;
    • к иску прикладывается справка о ДТП и другие документы, имеющие отношение к аварии, так как они выступают доказательством вины ответчика;
    • судьей рассматриваются все обстоятельства дела, чтобы определить вину гражданина в натуральном виде;
    • на основании ст. 1082 ГК возмещаются все понесенные истцом убытки;
    • истец может требовать оплаты судебных издержек виновником аварии;
    • если судом удовлетворяются требования истца, то виновник ДТП обязан перечислить всю сумму в течение 5 дней;
    • если даже после этого гражданин отказывается от своих обязательств, то открывается исполнительное производство, на основании которого приставы занимаются взысканием денег с должника;
    • приставы обладают разными способами воздействия на неплательщиков, поэтому они могут объявлять имущество граждан в розыск, накладывать арест на ценности или применять другие способы, позволяющие получить нужную сумму средств для передачи истцу.

Если гражданин попал в аварию, а виновник без страховки, то ему придется самостоятельно заниматься процессом взыскания средств. Невозможно рассчитывать на получение денег от страховой компании.

Почему страховые компании отказываются выплачивать средства?

Если человек попал в ДТП без страховки, но при этом является пострадавшим участником, то он все равно может рассчитывать на получение компенсации от страховой компании. Хотя по закону фирмы не имеют право отказывать в перечислении этой суммы, нередко гражданам приходится сталкиваться с отказом. Обычно он обусловлен следующими причинами:

    • не доказана вина конкретного участника аварии;
    • имеется обоюдная вина, поэтому размер выплаты определяется пропорционально имеющейся вины, а так как у одного из участников отсутствует полис ОСАГО, то страховая компания может оспорить требование выплатить компенсацию;
    • авария произошла за пределами РФ, так как полис ОСАГО действует только на территории России;
    • виновник выплатил гражданину средства на ремонт на месте дорожного происшествия, поэтому автовладелец не может рассчитывать на двойную компенсацию, но при этом у виновника должна иметься расписка.

Если же отказ является незаконным, то пострадавший может обратиться в суд для его оспаривания.

Если у обоих участников происшествия отсутствуют полисы ОСАГО, то решать вопрос относительно выплаты компенсации им придется совместно, поэтому не привлекаются к этому процессу страховые компании. Деньги могут выплачиваться виновником добровольно или в судебном порядке.

Заключение

Если человек попал в ДТП без страховки, то нюансы начисления компенсации зависят от того, является он виновником или пострадавшим. Автовладелец без полиса ОСАГО может рассчитывать на компенсацию, если он пострадал в аварии, а у виновника имеется действующая страховка.

Если виновником является гражданин, не имеющий полиса ОСАГО, то ему придется покрывать нанесенный ущерб своими средствами. Он может выплатить нужную сумму добровольно или через суд.

Источник: http://t7-inform.ru/s/news/20181203121623

ВС: попавший в ДТП пассажир может получить выплаты с двух водителей

Могут ли с пострадавшего водителя взыскивать ущерб, нанесенный пассажирам виновника ДТП?

Контекст

Суды должны проверять наличие автомобилей-двойников по делам о ДТП — ВСОСАГО не распространяется на ДТП за рубежом – ВС РФ

Попавший в ДТП пассажир имеет право получить двойные компенсации: он может требовать страховые выплаты не только с виновника аварии, но и со второго участника происшествия, разъяснил Верховный суд РФ.

Высшая инстанция указала, что автомобиль относится к источнику повышенной опасности и ответственность за попадание в ДТП наступает у обоих водителей, даже если один из них в столкновении не виноват. Таким образом, при аварии имеет место не один страховой случай, а страховой случай для каждого договора ОСАГО, поясняет ВС РФ.

Суть дела

До Верховного суда РФ дошла жалоба жительницы Нижегородской области, просившей обязать ОАО «Росгосстрах» выплатить ей страховку.

Согласно материалам дела, в декабре 2016 года истица в качестве пассажира попала в аварию на 450 км автодороги Дзержинск — Нижний Новгород. Виновником столкновения с машиной Лада, в которой находилась истица, оказался водитель МАЗ, выехавший на полосу встречного движения. В результате аварии заявительница получила опасные для жизни тяжкие телесные повреждения.

На момент ДТП ответственность обоих водителей была застрахована в ПАО СК «Росгосстрах». Однако компания выплатила пострадавшей компенсацию в 187 тысяч 750 рублей только за виновника ДТП — водителя МАЗа. А в компенсации по договору страхования ответственности второго водителя, в машине которого ехала истица, Росгосстрах отказал, не признав этот случай страховым.

Такой отказ заявительница посчитала незаконным и обратилась за защитой своих интересов в Дзержинский суд Нижегородской области, но районный суд, а позднее и апелляционная инстанция областного суда в удовлетворении исковых требований пассажирке отказали.

Суды исходили из отсутствия правовых оснований для удовлетворения требований о взыскании страхового возмещения по каждому из договоров ОСАГО.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ с таким выводом не согласилась.

Позиция ВС

Верховный суд отмечает, что страховая ответственность в подобных случаях наступает у обоих водителей, невзирая на то, что один из них в ДТП не виноват.

Он ссылается на статью 1079 Гражданского кодекса, согласно которой юридические лица и граждане, использующие источник повышенной опасности для окружающих, обязаны возместить причинённый ими вред. К таким источникам закон относит и транспортные средства.

При этом владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причинённый в результате их взаимодействия, например, в ходе столкновения транспортных средств (пункт 3 статьи 1079).

«Таким образом, в последнем случае ответственность наступает для каждого из владельцев источников повышенной опасности», — отмечает ВС РФ.

Он также приводит нормы статьи 1 закона от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела», которыми зафиксировано, что страховым случаем является наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой обязанность страховщика осуществить страховую выплату.

«Таким образом, поскольку страховым случаем по договору ОСАГО является наступление ответственности владельца транспортного средства, то при причинении вреда третьим лицам взаимодействием транспортных средств, когда в силу пункта 3 статьи 1079 Гражданского кодекса наступает ответственность для каждого из владельцев транспортных средств, имеет место не один страховой случай, а страховой случай для каждого договора ОСАГО», — говорится в постановлении.

Высшая инстанция напоминает, что аналогичная позиция изложена в утверждённом 10 октября 2012 года президиумом ВС РФ обзоре судебной практики за второй квартал.

В частности, в ответе на первый вопрос дано разъяснение о том, что «при причинении вреда третьему лицу взаимодействием источников повышенной опасности взыскание страховых выплат в максимальном размере, установленном законом об ОСАГО, производится одновременно с двух страховщиков, у которых застрахована гражданская ответственность владельцев транспортных средств, в том числе и в случае, если вина одного из владельцев в причинении вреда отсутствует».

В пункте 47 постановления пленума ВС РФ 26 декабря 2017 года № 58 также разъяснено, что страховое возмещение вреда из-за ДТП производится каждым страховщиком, у которых застрахована гражданская ответственность владельцев транспортных средств. Единственная оговорка касается суммы компенсаций: она не должна превышать 500 тысяч рублей по каждому договору (подпункт «а» статьи 7 Закона об ОСАГО).

Если же у пострадавшего в ДТП третьего лица возникли дополнительные расходы в виде конкретных материальных убытков, то они возмещаются солидарно.

«То обстоятельство, что ответственность владельцев транспортных средств застрахована в одной страховой компании, правого значения для определения размера страхового возмещения по каждому из договоров ОСАГО не имеет», — поясняет ВС РФ.

Он указывает, что все эти нормы и разъяснения нижегородские суды не учли. Таким образом, судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ находит, что судебные инстанции допустили существенные нарушения норм материального права.

Принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства, ВС РФ решил отменить апелляционное определение по делу и направить материалы на новое рассмотрение в областной суд.

Добровольные компенсации

Эксперты надеются, что решение Верховного суда РФ повлияет на страховые компании и они не будут доводить решение вопросов о компенсации пассажирам до суда.

«Радует, что спор, дошедший до высшей судебной инстанции, произошел именно со страховой компанией «Росгосстрах». Эта компания одна из самых крупных на страховом рынке. Однако эта же компания лидирует по числу безосновательных отказов в страховом возмещении.

Возможно, данное решение Верховного суда отнимет желание у страховых компаний доводить подобные споры до суда, а нижестоящие суды при рассмотрении аналогичных дел будут значительно чаще принимать во внимание правовую позицию своих старших коллег», — отмечает член Ассоциации юристов России, председатель общества защиты прав автомобилистов «Оса» Алексей Румянцев.

Он указал, что этим решением Верховный суд закрепил свою правовую позицию по аналогичным спорам, изложенную им ранее в постановлениях пленума и в обзоре судебной практики.

Поскольку в данном случае вред здоровью был причинен третьему лицу при взаимодействии источников повышенной опасности (транспортными средствами), то в соответствии с пунктом 3 статьи 1079 ГК РФ владельцы транспортных средств обязаны нести солидарную ответственность перед потерпевшей независимо от их вины, напоминает эксперт.

Причинение вреда третьему лицу в результате взаимодействия источников повышенной опасности для каждого владельца этих источников влечёт наступление страхового случая в рамках договора обязательного страхования, а размер причинённого каждым из них вреда находится в пределах страховой суммы, добавил Румянцев.

«Взыскание денежных средств одновременно с двух страховщиков в случае, если вина одного из владельцев источника повышенной опасности отсутствует, законно и обосновано.

Солидарный должник, возместивший совместно причиненный вред, вправе требовать с каждого из других причинителей вреда долю выплаченного потерпевшему возмещения в размере, соответствующем степени вины каждого из должников», — отметил член АЮР.

Алиса Фокс

Источник: http://rapsinews.ru/judicial_analyst/20180903/286969716.html

Как взыскать ущерб с виновника ДТП

Могут ли с пострадавшего водителя взыскивать ущерб, нанесенный пассажирам виновника ДТП?

При автомобильной аварии необходимо установить, чья вина в происшествии. Если виновный застрахован от гражданской ответственности, ущерб покрывает страховщик. Если он отказывается или этой суммы мало, расходы ложатся на виноватое лицо. Существует процедура, которой следует придерживаться, чтобы сумма была выплачена в суде, если мирным путем не удалось достичь компромисса.

В каких случаях возмещение происходит за счет виновника

При возникновении дорожно-транспортного происшествия, необходимо сразу обратиться к сотруднику ГИБДД и описать ситуацию, составить протокол со всеми показаниями и записать малейшие подробности.

Виновное лицо (ВЛ) при установлении причины аварии обязано возместить ущерб пострадавшим – второму водителю, пассажирам, пешеходам, которые поранились, перенесли психоэмоциональный стресс, понесли материальные потери.

Все случаи индивидуальны и ход событий будет разворачиваться, в зависимости от того, имел ли виновник страховку ОСАГО, как поступил, что сделал потерпевших и наблюдатели.

Страховой полис гражданской ответственности оформляют для того, чтобы при возникновении любого аварийного случая по вине застрахованного, именно компания-страховщик оплачивала ущерб пострадавшим. Но это будет не всегда, а только при наступлении страхового случая. Кроме того, есть ситуации, в которых все расходы переходят на ВЛ:

  • Полис отсутствует, поддельный или вышел срок;
  • Аварийные потери произошли по причинам, не входящим в перечень, которые покрывает автостраховка;
  • Водитель скрылся с места преступления;
  • Поступила жалоба на выплаты за моральные страдания.

Во всех перечисленных ситуациях страховщик не обязан нести затраты на удовлетворения требований потерпевшего, они полностью возлагаются на виноватого. Но существуют варианты, когда страховая компания (СК) возмещает затраты только частично, насколько хватает выплаченных клиентом средств. Тогда он за свои деньги добавляет недостающую сумму сверх лимита.

Если у обвиняемого нет страховки или она признана просроченной, тогда он действует от себя, перечисляя свои средства.

Это регулируется законом, Постановлением Верховного Суда РФ, о том что возмещению подлежит полный вред в полной мере, а не только поломка машины.

Без ОСАГО следует быть осторожным и лучше сразу выполнить требования водителя-пострадавшего, чем потом судиться и тратиться на судебные издержки.

Что придется оплачивать

ВЛ обязан полностью заплатить за:

  • Затраты на ремонт и восстановление поврежденного транспортного средства, учитывая, но иногда без учета износа;
  • За утрату товарного вида машины;
  • Компенсацию моральных и психических страданий потерпевшим;
  • Компенсация по утрате здоровья или жизни водителю и его пассажирам или прохожим, которые были вовлечены в ДТП.

Если нет страховки, виноватый может мирным путем уладить конфликт, чтобы не идти в суд. Для этого он должен добровольно признать свою вину, согласиться с требованиями обвинителя и удовлетворить их.

Подготовка

Важно помнить, что даже соглашение на месте в устной форме обязательно нужно записать, чтобы защитить свои права в дальнейшем.

Для этого страдающая сторона должна прежде выполнить два действия – обосновать ущербный размер и убедиться, что страховщик отказался платить. Для этого потребуется время.

Но не стоит забывать о сроках давности, поэтому при наступлении ДТП следует первым делом составить протокол и заручиться свидетелями, действовать быстро и слаженно.

Когда СК отказалась выполнять требования или выставила меньшую сумму, следует обращаться напрямую к ВЛ. На руках уже должен быть готов список повреждений и описана стоимость вреда. Чтобы это узнать, необходима помощь эксперта. Экспертиза проводится во время, указанное автоэкспертом.

С экспертом заключается договор сотрудничества, просмотрев его лицензии и разрешения на этот вид деятельности. На процедуре осмотра составляется отчет, в котором подробно описываются и подсчитываются убытки. Делается несколько экземпляров, они пригодятся для рассылки.

После того, как готова экспертиза, об этом уведомляют водителя-виновника по почте. Следует отправить письмо с уведомлением, в конверт вложить копию отчета, квитанции и справки, которые подтверждают, сколько денег он обязан заплатить.

Сюда подходят чеки за лекарства, счета за ремонт или от врача. И сделать опись содержимого конверта, запечатать и переслать адресату. Взять уведомление о получении письма и прикрепить к своей доказательной базе.

Расходы на эксперта и все проверки, подготовительные работы будет нести ответчик.

Мирный договор

Чтобы договориться по мирному, виновный признает свою вину и добровольно выплачивает средства в указанном объеме, или разницу, которая не покрыла СК.

Судебная практика показывает, что такие случаи не часты, в основном виноватые скрываются или пытаются избежать участи, откладывают процесс, могут не явиться на встречу или пытаются отделаться небольшой отплатой.

Если он безработный и не имеет дохода, будет уходить от ответа, да и взыскать с него нечего.

Между тем, сразу расплатиться будет намного дешевле самому ВЛ, так как суд потребует покрыть еще и его расходы. Досудебный порядок предполагает составление документа, который содержит данные сторон участников ДТП, информацию о поврежденном ТС, результаты авто-экспертизы независимым специалистом, сумму убытка, сколько выплатит страховщик, а что остается на долю виноватого лица.

По упрощенной форме можно самостоятельно составить европротокол, без участия ГИБДД, в котором описать все вышеперечисленное.

К досудебной претензии добавить такие бумаги – акт о страховом случае, постановление по делу об административном правонарушении, экспертный отчет, уведомления и чеки.

Этот пакет документации пострадавший передает своему оппоненту, а тот решает, принимает ли он эти условия и будет ли их удовлетворять.

Судебный процесс

Иск подается в мировой суд, если речь о сумме до 50 тыс. руб., если больше – то в районный по месту жительства ответчика. Подавая документацию судье, важно соблюдать все правила. Взыскание может быть отклонено по ряду причин:

  • Неправильно составлены процессуальные акты и заявления;
  • Не обоснован денежный размер претензии или не готова авто-экспертиза;
  • Слабая защита;
  • Не доказана вина обвиняемого.

Если не получится взыскать денежные средства при обращении, придется лично покрывать затраты на судпроцесс и все проверки-экспертизы, кроме ремонта побитого авто и лечения всех раненых, если они были.

Это говорит о том, что на суд необходимо идти подготовленным, а лучше с адвокатом. Это избавит от многих непонятных моментов, рисков и лишней нервотрепки, гарантировав победу.

Опытный юрист поможет составить все протоколы, схемы и акты еще на первом этапе, чтобы подготовленными предстать на заседании.

Как взыскать ущерб с виновника ДТП – инструкция

Подытоживая все вышесказанное, можно составить список действий, который будет выполнять человек, попавший в дорожно-транспортное происшествие. Это будет полный перечень, его можно принять, как стандартный алгоритм:

  1. Первым делом – правильно и полно составить документ-протокол на месте, для этого не обязательно нужен гаишник, просто от руки – это европротокол, если водитель-виновник скрылся, то вызвать дорожную полицию для возбуждения дела по поимке преступника. В этом случае с него будут взыскиваться все траты и полис не поможет.
  2. Определиться с возможными вариантами оплаты – через СК или лично. Расплатиться в досудебном порядке.
  3. Если оказалось недостаточно покрытия страховки или нанесен моральный вред – составляется письменная претензия и передается в суд.
  4. Подготовить доказательства для защиты и иска – акты СТО, ответ СК, экспертное заключение.

После вынесения вердикта судьей назначаются приставы, которые следят за исполнением приговора. На имущество может быть наложен арест, взыматься выплаты с зарплаты и т.д..

Источник: https://advokat-goryaev.ru/kak-vzyskat-ushcherb-s-vinovnika-dtp/

ВС: Попавшие в ДТП пассажиры могут получать выплаты с двух водителей

Могут ли с пострадавшего водителя взыскивать ущерб, нанесенный пассажирам виновника ДТП?

Пострадавшему в аварии пассажиру компенсацию заплатят страховщики всех участников ДТП, независимо от того, кто виноват. Такое определение дал Верховный суд. Это, безусловно, делает более выгодным положение пострадавшего пассажира, но при этом дорого обходится ни в чем не виновному водителю.

Итак, в декабре 2016 года некий водитель МАЗа выехал на полосу встречного движения на 450-м километре дороги Дзержинск – Нижний Новгород и врезался во встречную ЛАДА “Нива”. В результате аварии тяжкие травмы получила пассажирка “Нивы” Калинкина.

Напомним, что по ОСАГО пассажиры или пострадавшие пешеходы могут рассчитывать на компенсацию вреда здоровью до 500 тысяч рублей. При этом сама компенсация вычисляется по специальным таблицам.

Каждая травма имеет свою цену – в процентах от максимальной выплаты.

У обоих водителей гражданская ответственность была застрахована, причем в одной крупной компании. Поэтому женщина обратилась к страховщику за выплатой.

Страховщик выплатил ей в общей сложности 187 750 рублей. Но по одному договору ОСАГО. За водителя МАЗа – виновника аварии. По страховке водителя “Нивы” страховщик в выплате отказал, не признав случай страховым.

Кто больше всего переплачивает за полисы ОСАГО

Тогда женщина обратилась в суд. Однако суды первой инстанции, а потом и апелляционной в удовлетворении иска отказали. Они сослались на то, что нет правовых оснований для взыскания средств по каждому договору ОСАГО.

Однако с такой позицией не согласился Верховный суд. Он напомнил, что, согласно статье 1079 Гражданского кодекса, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить ущерб, причиненный источником повышенной опасности.

При этом владельцы таких источников, к которым относятся и автомобили, солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников третьим лицам.

То есть, грубо говоря, при столкновении двух автомобилей ущерб, причиненный пассажирам, оплачивают оба водителя независимо от их степени вины.

“Поскольку страховым случаем по договору ОСАГО является наступление ответственности владельца транспортного средства, то при причинении вреда третьим лицам взаимодействием транспортных средств, когда в силу пункта 3 статьи 1079 ГК наступает ответственность для каждого из владельцев, имеет место не один страховой случай, а страховой случай для каждого договора ОСАГО”, – указывает в своем определении Верховный суд.

Причем ВС уточнил, что по ущербу здоровью по каждому договору ОСАГО компенсация оплачивается полностью по закону. Калькуляцию нельзя поделить пополам, если столкнулись два застрахованных автомобиля. А компенсация материального ущерба третьим лицам выплачивается уже солидарно.

Переплачивать за полис ОСАГО после аварии, в которой водитель был не виноват, придется еще пять лет. Ведь он управлял средством повышенной опасности

Не имеет также значения и то, что оба водителя застрахованы в одной и той же компании. Два страховых случая – две выплаты.

Также Верховный суд напомнил, что такая позиция изложена в обзоре судебной практики, утвержденной Президиумом ВС в 2012 году. Она же подтверждена постановлением Пленума ВС в 2017 году.

Понятно, что такое решение ВС только на пользу пострадавшим в ДТП пассажирам. А родственники погибших вообще смогут рассчитывать на 475 тысяч рублей с каждого водителя, участвовавшего в аварии, то есть получить компенсацию в двойном, а то и тройном размере.

Кстати, поясним, почему 475 тысяч, а не 500. В законе об ОСАГО компенсация на случай смерти в размере 500 тысяч рублей делится на две части. 475 тысяч – это сама компенсация, а 25 тысяч – это похоронные расходы. Так вот похоронные расходы – это материальный ущерб, который страховщики выплатят солидарно.

Однако все это выглядит довольно несправедливо для водителя, который не был виноват в аварии. Ведь в конечном итоге для него стоимость полиса ОСАГО вырастет. Все дело в коэффициенте бонус-малус, который присваивается за безаварийный стаж. Но это, как говорится, “безаварийный”, на самом деле имеется в виду наличие или отсутствие страховых возмещений.

Почему нельзя покупать электронный полис ОСАГО с рук

Итак, ездил человек десять лет, не попадая в аварии, дослужился до 13-го класса, то есть получил коэффициент 0,5. Это половина стоимости полиса. И тут в него, стоящего на светофоре, врезался какой-нибудь гонщик, да еще и с пассажиром на борту.

Вину гонщика все признают. Страховщик за этого гонщика оплачивает ремонт пострадавшей машины.

Но вот идет этот добропорядочный водитель продлевать полис ОСАГО, а ему выставляют по коэффициенту бонус-малус 7-й класс, то есть коэффициент 0,8.

И переплачивать за полис после аварии, в которой он был не виноват, придется еще пять лет. А вся его вина только в том, что он управлял средством повышенной опасности.

Примечательно, что в этой ситуации заложена еще одна несправедливость. Пассажир автомобиля может получить в результате ДТП компенсацию в два, а то и три раза большую. В зависимости от количества машин попавших в аварию, в которой он пострадал.

Пешеходы же на такую щедрость рассчитывать не могут. Вряд ли пешеходу удастся попасть под колеса сразу двух авто. Либо он должен просто упасть на дорогу, чтобы по нему проехались два автомобиля, либо его должно зажать между двумя машинами, один из которых двигался назад, а другой вперед.

Понятно, что это крайне редкие случаи.

Таким образом, пассажиры легковых автомобилей в случае ДТП оказываются в более выгодном положении, чем пешеходы, а уж, тем более, водители. Понятно, что такое положение дел тут же вызовет и рост мошенничества.

Недаром страховщики утверждают, что мошенники уже переключились с заработка на механических повреждениях, в сферу возмещения вреда по жизни и здоровью. И этот законодательный казус необходимо как-то решать.

Вероятно, вносить поправки в законы об ОСАГО, о страховании, а также, возможно, в Гражданский кодекс.

Источник: https://rg.ru/2018/11/26/vs-popavshie-v-dtp-passazhiry-mogut-poluchat-vyplaty-s-dvuh-voditelej.html

У виновников дтп появился законный шанс избежать выплат потерпевшим за свой счет

Могут ли с пострадавшего водителя взыскивать ущерб, нанесенный пассажирам виновника ДТП?

Украинские водители, ставшие виновниками ДТП, получили возможность избежать регрессных исков от страховщиков при нарушении сроков извещения об убытке по полису «автогражданки».

(Речь идет о случаях, когда страховые компании, компенсировав ущерб потерпевшим, предъявляют финансовые претензии своим клиентам — виновникам ДТП.) Это стало возможным благодаря недавнему постановлению Верховного суда Украины (ВСУ).

«ФАКТЫ» попросили страхового консультанта Леонида Кипермана рассказать о новшествах, связанных со страхованием автомобилей.

— О каком именно нарушении правил обязательного страхования идет речь в постановлении Верховного суда Украины?

— Напомню, что Закон Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» обязывает владельца полиса «автогражданки» в течение трех рабочих дней после ДТП с участием застрахованного автомобиля сообщить своей страховой компании об аварии, в ходе которой нанесен ущерб третьим лицам.

В противном случае страховщик имеет право после выплаты возмещения потерпевшему взыскать в порядке регресса (обратного требования) полную сумму компенсации со своего клиента — виновника ДТП.

Единственное исключение — если виновник ДТП документально подтвердил, что он не имел возможности своевременно известить страховщика, например, из-за того, что сам пострадал в той же аварии и находился в больнице.

Многолетний опыт страховщиков ОСАГО («автогражданки») говорит о том, что среди всех указанных в этом законе разновидностей регрессных сумм, получаемых со своих клиентов — виновников ДТП, доля средств, которые взыскиваются из-за несвоевременного уведомления об аварии, наибольшая.

Недавнее постановление Верховного суда Украины может существенно усложнить жизнь страховщикам. Постановление ВСУ было принято в связи с обращением одной из украинских страховых компаний, которая не сумела в судах трех инстанций (включая кассационную) добиться выплаты по регрессному иску, хотя не получила письменного сообщения о ДТП от своего клиента — виновника аварии.

Верховный суд постановил: если факт наступления страхового случая зафиксирован правоохранительными органами, виновник ДТП привлечен к административной ответственности, а страховщик выплатил страховое возмещение, то сам по себе факт несообщения о ДТП не может быть основанием для взыскания с виновника выплаченной суммы возмещения в порядке регресса.

Юридическая аргументация этого решения ВСУ практически полностью переписана из другого постановления.

Причем оба документа игнорируют тот факт, что закон, регулирующий отношения по ОСАГО, имеет преимущество перед прочими нормами законодательства (в частности, Гражданским кодексом Украины), о чем, кстати, четко сказано еще в одном постановлении Верховного суда, принятом в тот же день, 22 марта 2017 года, по другому актуальному вопросу «автогражданки».

— Фактически Верховный суд поощрил водителей игнорировать требование закона. Собираются ли страховщики как-то реагировать?

— Из второго постановления ВСУ можно сделать следующий вывод: если какая-то норма, связанная с «автогражданкой», прямо регулируется законом, то все прочие нормы гражданского и хозяйственного законодательства использоваться не должны.

То есть страховщик ОСАГО после проведения выплаты потерпевшему в ДТП имеет право обратиться с регрессным иском к виновнику аварии при несвоевременном получении от него сообщения о ДТП в письменной форме. Главное — не забывать ссылаться на соответствующие статьи Гражданского кодекса и закона об ОСАГО.

Тогда свою позицию можно отстоять во всех судах — до Верховного включительно.

— Насколько часто автомобилисты не информируют свою страховую компанию о ДТП?

— В среднем в 2—4 процентах случаев возмещения ущерба по «автогражданке». Конечно, здесь не учтены ДТП с участием водителей, которые, лишь бы уклониться от штрафов полиции, приобретают недействительные полисы компаний, ушедших с рынка ОСАГО.

Большинство автомобилистов знают о возможности регрессного иска и вовремя сообщают страховщикам об аварии — изначально, как правило, по телефону с использованием горячих линий. А операторы кол-центров напоминают клиентам о необходимости подачи письменного извещения о ДТП.

— На наших дорогах появилось огромное количество автомобилей с иностранными номерами. Нередко такие машины, на которых ездят наши соотечественники, попадают в ДТП. Страхуют ли украинские компании транспортные средства с иностранной регистрацией?

— Закон об ОСАГО дает полную возможность владельцу машины с иностранными номерами застраховать свою гражданскую ответственность на фактический период нахождения авто на территории Украины.

— Высоки ли шансы получить компенсацию за ущерб, причиненный машиной с зарубежными номерами?

— Если автомобиль с иностранной регистрацией фактически эксплуатируется на территории Украины и на него оформлен полис «автогражданки», то при ДТП по вине водителя этого транспортного средства страховщик по полису ОСАГО обязан выплатить возмещение потерпевшему на общих основаниях.

Если же виновник аварии — водитель автомобиля с иностранной регистрацией — оказался без страховки, то потерпевшие вправе рассчитывать на компенсацию от Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ). Однако МТСБУ проведет выплату только в случае, если на дату аварии в отношении машины потерпевшего действовал свой полис ОСАГО.

— В Украине уже полгода работает система прямого урегулирования убытков (ПУУ) по «автогражданке».

Владельцы полисов компаний, поддерживающих эту услугу, могут обратиться за возмещением убытков к своему страховщику.

Компания компенсирует ущерб своему клиенту, а затем самостоятельно разбирается со страховщиком виновника ДТП. Часто ли наши водители пользуются этой возможностью?

— По данным МТСБУ, с 1 декабря 2016 года по 31 марта 2017 года возмещения на условиях прямого урегулирования получили примерно 15 процентов потерпевших, выплачено 28 миллионов 930 тысяч гривен.

Клиенты уже успели оценить преимущества новой системы. Страховщики, которые участвуют в системе прямого урегулирования, выплачивают компенсации быстрее. В целом средний срок возмещения убытков по ДТП, произошедшим после 1 декабря 2016 года, составляет 47 дней, а по системе прямого урегулирования — около 35 дней.

Страховая компания понимает, что, выплачивая возмещение своему клиенту, она устанавливает с ним долгосрочные отношения. Поэтому старается производить выплаты быстро и справедливо.

— Сколько страховых компаний уже присоединились к новой системе?

— Сейчас участниками добровольной системы прямого урегулирования являются всего 18 страховых компаний. Еще две вскоре могут присоединиться к проекту. В целом они охватывают около 55 процентов рынка ОСАГО в Украине.

— Знаю, что такая система давно и успешно действует за рубежом. Украинские клиенты ее тоже оценили по достоинству. Почему же многие страховщики не спешат присоединиться к ней и она «пробуксовывает»?

— Многих страховщиков сдерживают жесткие требования к платежной дисциплине членов пула. Все его участники перечисляют средства в гарантийный фонд, из которого впоследствии происходят взаиморасчеты между компаниями.

Процедуры проводятся автоматически, а за пополнением фонда следит МТСБУ. Если страховая компания нарушает платежную дисциплину, то сумма необходимого взноса увеличивается вдвое.

При повторном нарушении рассматривается вопрос об исключении компании из системы.

Страховщики, сроки выплат которых по полисам ОСАГО значительно больше, чем у участников системы прямого урегулирования, не стремятся примкнуть к ней, чтобы не ухудшить свой рейтинг.

Думаю, конкуренция на рынке «автогражданки» постепенно усилит желание страховых компаний присоединиться к системе ПУУ.

— При введении механизма прямого урегулирования убытков руководство МТСБУ утверждало, что система не повлияет на стоимость полиса ОСАГО. Однако появилась информация, что за новый сервис приходится дополнительно платить до 300 гривен. Возможно, удорожание полиса тоже отрицательно влияет на популяризацию системы?

— Никакого удорожания полисов ОСАГО в связи с введением механизма ПУУ не произошло. Но некоторые компании вывели на рынок договоры добровольного страхования наземных транспортных средств (КАСКО) с наименованиями, похожими на термин «Прямое урегулирование». Страховой платеж по ним и составляет упомянутые 300 гривен (или около того).

Читайте нас в Telegram-канале, и

Источник: https://fakty.ua/237937-u-vinovnikov-dtp-poyavilsya-zakonnyj-shans-izbezhat-vyplat-poterpevshim-za-svoj-schet

Закон для всех
Добавить комментарий