Нарушение прав гражданина

Права человека

Нарушение прав гражданина

Права человека являются неотъемлемым достоянием всех людей, без какого бы то ни было различия на основании расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения или любого иного аспекта.

Права человека включают право на жизнь и свободу, свободу от рабства и пыток, свободу убеждений  и их свободное выражение, право на труд и образование и многие другие.

Этими правами должны обладать все люди, без какой-либо дискриминации.

Международное право в области прав человека определяет правовые обязанности государств, в соответствии с которыми они обязаны действовать определенным образом или воздерживаться от определенных действий с целью поощрения и защиты прав человека и основных свобод отдельных лиц или групп людей.

Одним из важнейших достижений Организации Объединенных Наций является создание всеобъемлющего свода законов в области прав человека — универсального и защищаемого на международном уровне кодекса, к которому может присоединиться любое государство и к реализации которого стремятся все люди. Организация определила широкий круг признаваемых на международном уровне прав, включая гражданские, культурные, экономические, политические и социальные права. Она также создала механизмы поощрения и защиты этих прав и содействия государствам в выполнении взятых на себя обязательств.

Основой этого свода законов являются Устав ООН и Всеобщая декларация прав человека, принятые Генеральной Ассамблеей в 1945 и 1948 годах соответственно.

С тех пор ООН постепенно расширяла законодательство в области прав человека, включая в него конкретные нормы в отношении женщин, детей, инвалидов, меньшинств и других уязвимых групп, которые в настоящее время обладают правами, защищающими их от дискриминации, долгое время существовавшей во многих обществах.

Всеобщая декларация прав человека

Всеобщая декларация прав человека является основополагающим документом исторической важности. Текст Декларации явился результатом тесного взаимодействия специалистов в области права, представлявших все регионы планеты.

 Декларация была принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в Париже 10 декабря 1948 года в качестве документа, принципам которой обязаны следовать все народы и страны.

 В ней, впервые в истории человечества, были определены основные права человека, которые необходимо защищать на международном уровне.

С момента своего принятия в 1948 году Декларация была переведена на более 500 языков, став самым переводимым документом в мире, и послужила ориентиром для конституций многих новых независимых государств и многих молодых демократий.

Вместе с Международным пактом о гражданских и политических правах и двумя факультативными протоколами к нему (о процедуре подачи и рассмотрения жалоб и о смертной казни) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах эти три инструмента образуют так называемый Международный билль о правах человека.

Экономические, социальные и культурные права

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах вступил в силу в 1976 году; по состоянию на октябрь 2016 года участниками Пакта являются 164 государства. Права человека, на поощрение и соблюдение которых направлен Пакт, включают, в частности:

  • право каждого на справедливые и благоприятные условия труда;
  • право каждого человека на социальное обеспечение, право на достаточный жизненный уровень и право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья;
  • право на образование, право на участие в культурной жизни и на пользование результатами научного прогресса.

Гражданские и политические права

Международный пакт о гражданских и политических правах и первый факультативный протокол к нему вступили в силу в 1976 году. По состоянию на конец 2010 года его участниками являлись 167 государств. Второй факультативный протокол был принят в 1989 году.

Пакт признает право на свободное передвижение; равенство перед законом; справедливое и публичное судебное разбирательство; свободу мысли, совести и религии; свободу убеждений  и их свободное выражение; мирные собрания; свободу ассоциации с другими; участие в ведении государственных дел, а также права меньшинств. Он запрещает произвольное лишение жизни; пытки и жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания; рабство и принудительный труд; произвольные аресты и содержание под стражей; произвольное вмешательство в личную жизнь; пропаганду войны; дискриминацию; и выступления в пользу расовой или религиозной ненависти.

Целый ряд международных договоров в области прав человека и других документов, принятых начиная с 1945 года, расширили нормы международного права в области прав человека.

К ним относятся Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 год), Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 год), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 год), Конвенция о правах ребенка (1989 год), Конвенция о правах инвалидов (2006 год) и другие.

Совет по правам человека

Совет по правам человека, учрежденный 15 марта 2006 года Генеральной Ассамблеей и подотчетный непосредственно ей, заменил функционировавшую в течение 60 лет Комиссию ООН по правам человека в качестве ключевого межправительственного органа ООН, ответственного за права человека.

Совет, в состав которого входят представители 47 государств-членов, занимается укреплением системы поощрения и защиты прав человека во всем мире, рассматривает ситуации, связанные с нарушением прав человека, и выносит соответствующие рекомендации, а также реагирует на чрезвычайные ситуации в области прав человека.

Наиболее новаторским механизмом Совета по правам человека является Универсальный периодический обзор (УПО). Посредством этого уникального механизма раз в четыре года осуществляется обзор ситуации в области прав человека во всех 193 государствах-членах ООН.

Являясь основанным на сотрудничестве процессом, ведущую роль в котором играют государства-члены, УПО осуществляется под эгидой Совета и предоставляет возможность каждому государству сообщать о мерах, которые были им приняты, и проблемах, которые ему необходимо решить для улучшения положения в области прав человека и выполнения своих международных обязательств.

УПО разработан таким образом, чтобы гарантировать соблюдение принципов универсальности и равного подхода для каждой страны.

Верховный комиссар ООН по правам человека

Верховный комиссар ООН по правам человека несет основную ответственность за осуществление деятельности в области прав человека в рамках всей системы ООН. Согласно своему мандату, Верховный комиссар реагирует на случаи нарушения прав человека и принимает превентивные меры.

Управление Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) координирует усилия ООН по обеспечению прав человека.

УВКПЧ выполняет функции секретариата Совета по правам человека, договорных органов (комитеты экспертов, которые контролируют выполнение основных международных договоров в области прав человека) и других органов ООН по правам человека. Он также обеспечивает проведение мероприятий в сфере прав человека на местах.

Для основных международных договоров в области прав человека существуют надзорные органы, которые наблюдают за выполнением соответствующих договоров ратифицировавшими их государствами. Лица, чьи права были нарушены, могут направить жалобу непосредственно в соответствующий комитет.

Права человека являются сквозной темой всех программ и стратегий Организации в таких ключевых областях, как мир и безопасность, развитие, гуманитарная помощь и экономические и социальные вопросы. В результате практически любое учреждение или специализированное агентство ООН в определенной мере участвует в защите прав человека.

В качестве примеров можно привести право на развитие, лежащее в основе целей в области устойчивого развития; право на питание, на реализацию которого направлены усилия ФАО; трудовые права, которые определяет и защищает Международная организация труда; вопросы гендерного равенства, которые активно пропагандирует структура «ООН-женщины», права коренных народов и права инвалидов.

День прав человека отмечается каждый год 10 декабря.

Ресурсы:

Источник: https://www.un.org/ru/sections/issues-depth/human-rights/index.html

Нарушение прав украинцев в ЕС: куда обращаться за защитой

Нарушение прав гражданина

Этот материал является продолжением статьи, посвященной защите прав украинцев за рубежом. Проблема дискриминационного обращения с украинцами-мигрантами существует, в том числе и в Евросоюзе.

Это можно увидеть и в случае с желто-синей формой для украинских работников в международной компании Lindab в Польше, и в проведении личной проверки каждого украинца, который сделает покупки в продуктовом магазине в городе Барлинек, и в нападении на украинскую религиозную процессию.

А значит, эта проблема требует вмешательства со стороны Украины.

* * * * *

Можно ли привлечь виновных в нарушении лиц к ответственности и защитить свои права? Именно такие вопросы чаще всего возникают у наших соотечественников, которые оказываются в подобных ситуациях.

https://www.youtube.com/watch?v=Tvw09hClaC8

Конечно же, каждый отдельный случай следует рассматривать индивидуально и действовать в зависимости от особенностей ситуации, в которой человек оказался. Однако все же можно проанализировать наиболее типичные и эффективные механизмы защиты и превенции, которыми можно воспользоваться в случаях нарушений прав за рубежом.

В первую очередь необходимо обратить внимание на то, что граждане Украины, проживающие за рубежом, находятся как бы в двойном подчинении: с одной стороны, их правовое положение определяется соответствующим иностранным законодательством, а с другой – они пользуются правами и несут обязанности наравне с украинскими гражданами, проживающими на территории Украины.

Основными актами, которые определяют правовые основы обеспечения права граждан Украины на защиту их законных интересов, в том числе за рубежом, являются Конституция Украины, закон “Об обращении граждан”, Консульский устав Украины.

В Конституции определено, что Украина гарантирует заботу и защиту своим гражданам, находящимся за ее пределами.

В случае возникновения “внештатных ситуаций”, таких как потеря документов, нарушение прав со стороны работодателя и других случаев дискриминационного характера, особенно с украинцами, которые находятся в другой стране нелегально, стоит обратиться за помощью и начальной юридической консультацией в дипломатические представительства, консульские учреждения и миссии Украины за рубежом и в Департамент консульской службы Министерства иностранных дел Украины. В их функции как раз и входит защита прав и интересов Украины, ее граждан, а также восстановление нарушенных прав.

В консульстве могут проинформировать об особенностях законодательства страны пребывания, предоставить консультативную помощь по вопросам отношений с официальными учреждениями консульского округа; могут предоставить гражданину Украины, в случае заболевания, адреса и номера телефонов местных больниц и, по желанию гражданина, сообщить об этом его родным.

Однако стоит обратить внимание, что консульское должностное лицо не может быть законным представителем физических или юридических лиц Украины за рубежом из-за ограничений, предусмотренных законодательством иностранных государств и международными договорами.

В большинстве случаев для более эффективной защиты своих прав все-таки придется подать заявление в правоохранительные органы в соответствии с национальным законодательством страны пребывания, особенно если это касается материального ущерба или вреда, причиненного жизни и здоровью (например, исследованные нами случаи нападения на религиозное шествие, организованное Украинской греко-католической церковью в Перемышле, и на дом в Гданьске, в котором проживали украинские работники).

Иногда приходится обращаться в национальные суды (этим правом обладает каждый человек!), никому не может быть произвольно отказано в доступе к правосудию (тем более на почве национальной, религиозной принадлежности или гражданства).

Правда, не исключено, что в таком случае нелегального мигранта могут депортировать.

Большинство мигрантов неохотно пользуются именно этим способом защиты, ссылаясь на языковой барьер и незнание законодательства. Однако следует отметить, что на практике это достаточно эффективный способ, ведь человеку, не владеющему государственным языком страны пребывания, в правоохранительных и судебных органах должны предоставить услуги переводчика и перевод официальных документов.

Эффективным средством защиты и привлечения внимания к проблеме (особенно дискриминационного характера!) является обращение к омбудсмену страны пребывания.

Яркий пример – действия польского омбудсмена Адама Боднара в ситуации с введением формы желто-синего цвета для украинских работников на заводе под Варшавой (именно он отметил, что они могут содержать в себе признаки незаконной практики дискриминационного характера, и инициировал проведение дополнительной проверки).

В случаях прямой дискриминации (ситуации с объявлением в ​​магазине, униформой на заводе и нападением на религиозную процессию), пройдя все средства национальной защиты страны пребывания и не получив соответствующей помощи (или столкнувшись с еще большей дискриминацией!), стоит обратиться в Европейский суд по правам человека с жалобой против страны, где произошло нарушение.

Европейский суд уже устанавливал нарушение принципа запрета дискриминации в европейских странах (в делах “Дакир против Бельгии”, “Молдован и другие против Румынии” и “Параскева Тодорова против Болгарии”).

Впрочем, следует помнить, что в Европейский суд можно обращаться только после прохождения всех средств национальной защиты и только против страны, которая ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод.

В случае, когда вы – трудовой мигрант, чьи права нарушаются, у вас есть еще один дополнительный и достаточно надежный способ защиты – профсоюзные организации, которые не только окажут помощь консультативного характера, но и будут представлять ваши интересы в отношениях с государственными органами (в том числе и судебными!).

Следует отметить, что в таких странах, как Польша и Литва, уже созданы профсоюзные организации, которые активно и успешно защищают права украинских трудовых мигрантов.

Так что если ваша цель – именно трудовая миграция, не лишним будет обратиться в профсоюзную организацию в стране своего будущего пребывания.

Конечно, наше исследование всех возможных и эффективных средств защиты и восстановления нарушенных прав было бы неполным без указания местных общественных правозащитных организаций.

Ведь именно они могут привлечь внимание к проблеме широкой общественности (и общества, и представителей власти), как мы увидим на примере польской ассоциации Never Again, и оказать помощь юридического характера (например, Национальная ассоциация адвокатов Украины, имеющая свои представительства за рубежом).

Особое внимание следует уделить Национальной горячей линии по противодействию торговле людьми и консультированию мигрантов, которая была открыта в 2006 году при поддержке представительства Международной организации по миграции (МОМ) в Украине. Здесь можно бесплатно и круглосуточно получить консультации – как превентивно, так и в случае возникновения конкретной внештатной ситуации.

Но чтобы еще более эффективно обезопасить себя, стоит проконсультироваться перед отъездом со специалистом о возможных рисках, которые могут возникнуть, и особенностях законодательства страны будущего пребывания. В частности, это можно сделать, обратившись к адвокату, в центры по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи, управления юстиции, Министерство иностранных дел и общественные организации.

Понятно, что указанные меры не всегда способны оперативно и эффективно защитить права наших соотечественников. Для решения этого вопроса необходимы консолидированные усилия представителей органов государственной власти, общественного сектора и самих украинских мигрантов.

Публикации в рубрике “Экспертное мнение” не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Источник: https://www.eurointegration.com.ua/rus/experts/2018/08/7/7085179/

Закон для всех
Добавить комментарий