Обязан ли велосипедист возмещать ущерб компании?

Дтп с участием велосипедистов: судебная практика, причины, ответственность сторон, порядок действий

Обязан ли велосипедист возмещать ущерб компании?

В тёплое время года на дорогах увеличивается количество велосипедистов. А значит и возрастает количество аварий с их участием. О том, как регламентируют правила дорожного движения велосипедов на трассе и что делать, если произошло ДТП с их участием, читайте далее в статье.

Общие правила участия велосипедистов в дорожном движении

Правила дорожного движения обязательны для всех, кто перемещается по дороге. Нормы нужно знать и выполнять. Невыполнение влечёт за собой угрозу жизни и здоровью окружающих.

И даже если вы не велосипедист, а владелец автомобиля или пешеход, вам тоже необходимо знать правила и уметь определять, было ли нарушение и какие действия нужно предпринять. Пункт 1.2. ПДД определяет велосипед как полноправное транспортное средство (ТС).

Тем самым он приравнивается к другим ТС на дороге с таким же перечнем прав и обязанностей по отношению к другим участникам движения. Также определено понятие «Пешеход». Это тот, кто не находится в ТС. Он движется по пешеходной дорожке, велодорожке или трассе.

При этом пешеходами будут считаться все, кто в этих зонах передвигается — и велосипедист, который катит велосипед рядом с собой, и подросток на роликовых коньках и инвалид в коляске.

Важно! Максимальная скорость, зафиксированная при движении велосипеда по ровной дороге, составляет 133,75 км/ч.

Таким образом велосипедист может с лёгкостью сменить категорию, если прекратит перемещение на велосипеде и начнёт его катить.

Учитывая то, что велосипед — это транспорт, его водитель обязан позаботиться о его исправности перед выездом на трассу.

Владелец не может эксплуатировать ТС, если у него не работают тормоза, рулевое управление или не горят фары в тёмное время суток. Также нельзя «модифицировать» велосипед, удалив с него тормозную систему или другие конструктивные элементы.

Правила движения для человека, управляющего велосипедом:

  1. Управлять ТС в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического) или изменённого состояния сознания водитель не имеет права.
  2. Начиная движение, перестраиваясь или поворачивая, он обязан сигнализировать рукой. Левый поворот обозначается левой рукой, которую он вытягивает в том же направлении. Поворот направо — аналогичное движение правой рукой. Подать сигнал нужно до того, как начат манёвр. Верхнюю конечность для подачи сигнала можно согнуть, но практика показывает, что не все водители понимают такой сигнал.
  3. П. 6. раздела 24 ПДД определяет место, где может ехать велосипедист. В приоритете — велодорожка. Если такая зона движения не наблюдается, то разрешается ехать на велосипеде по правой стороне трассы. Теоретически, он может двигаться по тротуару или обочине. Каждое последующее место для движения можно использовать при отсутствии предыдущей позиции. Но практически, у дороги не может отсутствовать правая сторона.
  4. Малышам, не достигшим семилетнего возраста, можно перемещаться только по велодорожкам или тротуарам.
  5. Если речь идёт о подростках в возрасте от 7 до 14 лет, то они должны оставаться в безопасной зоне. Им запрещено выезжать и двигаться по проезжей части трассы.
  6. Движение по велополосе разрешено всегда.
  7. Если речь идёт о полосе движения, по которой движется общественный транспорт, то здесь вступают в силу регламентирующие знаки. Некоторые из них запрещают проезд велосипедисту.
  8. В велозоне двигаться могут и другие ТС, но приоритет остаётся за велосипедистами.
  9. Пешеходный переход — особая зона, перед которой нужно либо максимально снизить скорость или остановить ТС. Пропустить пешехода должен водитель любого ТС, в том числе, велосипедист.
  10. При плохой видимости двухколёсное ТС должно двигаться со световыми приборами. Днём, с целью обозначения велосипеда используются фары ближнего света или дневные ходовые огни (п. 24.10. ПДД). Учитывая, что вы вряд ли видели велосипед с включёнными днём ходовыми огнями, можно смело утверждать, что почти каждый велосипедист может быть признан нарушителем.
  11. П. 24.8. Правил определяет действия, которые не может осуществлять велосипедист. Например, двигаться, не удерживая руль. Недопустимо передвижение без шлема, хотя вы наверняка не увидите его на большинстве водителей велосипедов. Категорически запрещено поворачивать налево на линии движения трамвая или на трассе, у которой больше одной полосы движения.
  12. Велосипедисту запрещено буксировать другое ТС.

Развивая скорость в городе до 40 км/ч, велосипед может появиться внезапно рядом с автомобилем, что тоже может стать причиной аварии. Особенно часто это происходит, когда авто выезжает на трассу из дворов.

Чаще всего ДТП с велосипедистами происходят:

  • если он движется навстречу транспортному потоку;
  • при столкновении с внезапно появившимся велосипедистом на тротуаре;
  • при выезде из двора или другой зоны с плохой видимостью основной трассы движения;
  • при нарушении велосипедистом пересечения пешеходного перехода.

Порядок действий при ДТП

ДТП возможно в любой момент и никто не застрахован от возникновения подобной ситуации: ни водители транспортных средств, ни пешеходы, ни велосипедисты.

ГИБДД определяет следующий порядок действий, согласно п. 2.5. и 2.6. ПДД:

  1. Водитель ТС должен остановиться, включить аварийную световую сигнализацию.
  2. Выключить двигатель, выйти из машины и разместить знак аварийной обстановки.
  3. Совместно со вторым участником оценить последствия ДТП.
  4. Если есть пострадавшие, то им нужно оказать первую помощь. Обязательно вызывают полицию и скорую помощь. Если вы не владеете навыками оказания первой помощи, то лучше ничего не делать, чтобы не нанести вред человеку.
  5. Вам нужно сделать как можно больше фотографий с места аварии с разных ракурсов. Второй участник может быть виновен, но желание выставить виноватым другого — довольно естественно для людей. Страховая компания при обращении за компенсацией также может высказать сомнения, что ДТП имело место, в сумме страховых выплат за ущерб и т.д. При наличии разногласий именно фото смогут доказать вашу правоту. Не забудьте зафиксировать все повреждения ТС крупным планом.
  6. Запишите номера телефонов и контактные данные очевидцев. Они вам тоже будут нужны.
  7. Если у сторон нет претензий или вы смогли урегулировать конфликт самостоятельно, то можно составить документ о ДТП с подписями обоих участников и уведомить ГИБДД об инциденте (по почте).
  8. В случае, если при ДТП пострадали люди, после фотофиксации положения всех участников, уберите ТС с проезжей части, чтобы не мешать движению и не получить за это штраф. Но здесь есть нюанс: страховые компании не рекомендуют это делать без разрешения инспектора ГИБДД, чтобы не возникало двояких трактовок.

Если в ДТП участвовал велосипед, последовательность действий остаётся без изменений.

Ответственность сторон при аварии

Первичную фиксацию материалов ДТП с участием велосипедиста должен провести инспектор ГИБДД, потому что доказать действия водителя велосипеда, правомерны они или нет, сложно.

Зафиксировать разбитый велосипед или автомобиль, телесные повреждения можно, но они не докажут со 100% очевидностью, кто был нарушителем. Поэтому так важны показания свидетелей происшествия. Собранные материалы полиция передаёт на рассмотрение в прокуратуру.

Если есть признаки уголовного преступления, пострадали люди, то прокуратура может инициировать открытие дела и инициировать судебный процесс. На основании представленных сторонами доказательств судом будет определена вина каждого из участников ДТП.

Определять её другим путём неправомочно. Исключение — если обе стороны не имеют претензий друг к другу и (или) смогли договориться на месте.

Важно! В настоящее время в мире используется более 1 миллиарда велосипедов и почти столько же автомобилей. Поэтому, если у вас есть велосипед, но нет машины, всё равно прочитайте правила, определяющие ваше поведение на трассе.

Велосипедиста

Водитель велосипеда может быть виновен, если:

  • ехал по тротуару на достаточно высокой скорости (для велосипеда), чем создал помехи движению других ТС (п. 24.6. ПДД);
  • проехал пешеходный переход за рулём велосипеда, не останавливаясь, чем создавал опасную ситуацию для пешеходов (п. 28.8 ПДД).

Нарушения влекут за собой наложение штрафа. Денежное взыскание в 800 рублей грозит тому участнику, который нарушил ПДД. Статья, которую он нарушил при этом не имеет значения. Если он был нетрезв или в наркотическом опьянении, то штраф составит уже 1000–1500 рублей. Таким образом самый крупный штраф за нарушение Правил велосипедистом не превысит 1500 рублей.

Водителя авто

Если один из участников, независимо от того, виновен ли он и является ли он водителем автомобиля или велосипеда, скрылся после ДТП, то на него будет наложен штраф согласно статье 12.27 КоАП — невыполнение обязанностей, предусмотренных ПДД после ДТП — 1000 рублей.

Оставлять место происшествия запрещено. Это также чревато последствиями. Водитель может лишиться прав на срок от года до полутора. Заменить эту меру пресечения могут на административный арест (15 суток).

Состояние опьянения у водителя влечёт гораздо более серьёзный штраф — до 30000 рублей. И в этом случае прав можно лишиться одновременно со штрафом. Срок лишения составит 18 или 24 месяцев.Также нужно помнить, что велосипед вряд ли может нанести телесные повреждения автовладельцу.

Поэтому будет распространяться и действие ст. 12.24 КоАП о нарушении ПДД, повлёкшим причинение вреда здоровью других лиц.

  1. Штраф 2500–5000 рублей возможен, если ущерб здоровью будет признан судом как лёгкий или минимальный. Штраф может заменить лишение прав на срок от года до полутора.
  2. Ущерб здоровью средней тяжести приведёт к штрафу от 10000 до 25000 рублей. Он также может быть заменён лишением прав на срок от 1,5 до 2 лет;
  3. Смертельный исход влечёт за собой уголовную ответственность.

Возмещение ущерба

Инспектор ГИБДД может посчитать виновным любого из участников происшествия. Для велосипедиста виновность будет обозначать, что он заплатит за ремонт автомобиля собственными средствами.

Для водителя — что ущерб третьим лицам и ремонт автомобиля покроет страховка ОСАГО.

Но это произойдёт только в том случае, если вы сумеете подтвердить страховой компании сумму ущерба документально и если это предусмотрено вашим страховым полисом.

Если в ДТП участвовало только 2 стороны и нет существенного ущерба, то вызов на место представителя страховой компании не обязателен. Но если ориентировочная сумма ущерба выше 100000 рублей или есть пострадавшие, вам понадобится хорошая доказательная база.

Поэтому обязательно известите страховщика сразу же после происшествия. Его представитель должен быть на месте ДТП также, как и сотрудник ГИБДД. К его приезду у вас должны быть контактные телефоны свидетелей и много фото места происшествия с разных ракурсов.

Для обращения в страховую компанию водителю понадобится получить в ГИБДД протокол об административном правонарушении или отказ в нём, и вместе со всеми документами доставить ТС в страховую компанию на экспертизу.

Основываясь на её результатах будет принято решение о возможности выплаты ущерба и его сумме.

Страховой компанией

Прежде всего обратите внимание, что полис ОСАГО не компенсирует штрафы на нарушение ПДД и не покрывает все расходы, а только те, которые были предусмотрены пакетом страхования.

Выплат также не будет, если:

  • водитель находился в состоянии опьянения;
  • не имеет полного комплекта документов.

Если водитель не был признан виновным, он должен получить компенсацию на ремонт машины. У велосипедиста, независимо от его виновности, нет страхового полиса. Поэтому никаких выплат от страховых компаний для него не предусмотрено. И сумму ремонта, и оплату лечения велосипедисту придётся взыскивать через суд со второго участника ДТП.

Виновником

Если виновен водитель авто, то компенсацию пострадавшей стороне выплатят только в том случае, если в его страховке был предусмотрен пункт страхования третьих лиц в случае ДТП. Если же виновник — велосипедист, то сумма выплат пострадавшей стороне также будет назначена в судебном порядке на основании предъявленной доказательной базы. Выплатить их ему придётся из своего кармана.

Судебная практика

Степень виновности в ДТП всегда определяет только суд. Предусмотреть, какое решение он примет, заранее невозможно. Поэтому каждый участник должен позаботиться о доказательной базе. Следует понимать, что ПДД регламентируют (в основном) действия автомобилистов.

А вот в части регулирования движения велосипедистов всё не так однозначно. Так, к примеру, велосипедист имеет право передвигаться по правой стороне дороги, если нет велодорожки.

Но если правая сторона занята припаркованными автомобилями, а пешеходной дорожки в этом месте нет, то имеет ли он право ехать вдоль них или это создаёт помехи в движении транспорта? Если чётких указаний на этот счёт нет, то ситуация станет элементом прецедентного права.

В случае, если в такой ситуации произойдёт ДТП и суд определит, что велосипедист не должен был передвигаться подобным образом, то появится решение суда, на которое затем будут ссылаться в подобных прецедентах.

Но говорить о правомерности любого из вариантов решений до наступления такого случая и принятия судом решения —несвоевременно. Учитывая вышеизложенное, нужно рекомендовать всем участникам движения быть внимательными на дороге. А велосипедистам помнить, что в ДТП с их участием, водитель авто заплатит деньгами, а владелец велосипеда — здоровьем.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, , , Instagram, Pinterest, Yandex Zen, и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Источник: https://auto.today/bok/14342-dtp-mashiny-i-velosipeda.html

Как проверяют велосипедистов, почему они не знают правил и как быть, если ваша машина пострадала от велосипеда?

Обязан ли велосипедист возмещать ущерб компании?

Обзаводясь двухколесным транспортом, далеко не все в придачу к нему обзаводятся знаниями о правилах поведения на дороге и необходимой экипировкой. В этом году в ДТП с велосипедистами пострадало 30 человек, один велосипедист погиб. За прошлый год произошло 180 ДТП с участием велосипедистов, погибло 3 и пострадало 174 велосипедиста.

Пьяный велосипедист – горе для других

Факт, о котором многие двухколесные, увы, забывают: велосипедисты – такие же участники дорожного движения. И они так же, как и автоводители, должны быть трезвыми. Но на деле многие велосипедисты садятся за руль пьяными.

«Только за первые 10 дней мая было уже зарегистрировано 45 нарушений, совершенных велосипедистами,

– говорит старший комиссар Центра надзора за дорожным движением Пыхьяской префектуры Марина Алексеева. – Из них в 32 случаях велосипедист был в состоянии алкогольного опьянения».

Для сравнения: за тот же период было задержано 187 нетрезвых водителей моторных транспортных средств.

Остальные нарушения касались неиспользования фонарей в темное время суток, отсутствия шлема у велосипедистов младше 16 лет, пересечения проезжей части по «зебре» на красный сигнал светофора.

«Езда на велосипеде в нетрезвом виде – достаточно частое нарушение, и многие люди ошибочно не воспринимают это как что-то противоправное. Но велосипедист такой же водитель, поэтому обязан быть трезвым во время движения», – напоминает Алексеева.

Для автоводителей, к примеру, регулярно проводятся рейды «Дуют все». А как полиция борется с нетрезвыми велосипедистами?

«Отдельно общереспубликанских рейдов именно для велосипедистов не было, но в ходе рейдов «Дуют все» проверяются и велосипедисты, – поясняет Марина Алексеева. – Например, в ходе одного из последних рейдов 9  мая было выявлено двое нетрезвых велосипедистов, в ходе рейдов в апреле – трое».

Сбил и скрылся

«Выезжаю с парковки, посмотрел по сторонам, нажал на педаль газа, и тут же налетаю на велосипедиста, который ехал по тротуару, – рассказывает житель столицы Андрей. – Он упал. У меня шок.

Тут ведь как рассудить: он в меня врезался или я его сбил? Спрашиваю: «С тобой все в порядке?». Он встал, ощупал себя, кивнул и уехал. И лишь потом я обратил внимание, что у меня на машине осталась вмятина после столкновения.

Тогда-то я сообразил, что виноват был велосипедист, ехавший по тротуару, и не стоило его просто так отпускать».

Как же быть в подобных случаях? Специалисты из страховых фирм советуют после каждого столкновения внимательно осматривать машину.

«Если вы обнаружили повреждения лишь намного позже, то тут возникает много проблем. Во-первых, признает ли велосипедист свою вину. Если повреждения изначально зафиксированы не были, то остается только надеяться на каско, если оно у вас есть», – говорит пресс-секретарь Swedbank Март Сийливаск.

Конечно, в таких случаях все равно придется заплатить за личную ответственность. Поэтому лучше всего в ситуации, как у Андрея, обязательно взять контакты у велосипедиста, чтобы при необходимости с ним можно было бы связаться.

«Если ущерб, причиненный велосипедистом, обнаружили не сразу, то тут два варианта, – говорит руководитель отдела ущерба транспорта фирмы Ergo Райн Томингас. – Если вы догадались спросить у велосипедиста документ и обменяться контактными данными, то можно с ним связаться и рассказать о ситуации. Если же он не согласен возмещать ущерб или его данных нет – одна надежда на каско».

Но и в этом случае водитель «попадает» на взнос за личную ответственность. Конечно, есть надежда, что полиция сможет найти виновника, и с него удастся востребовать ущерб.

Выехал со двора – попал на кучу денег!

Происшествия с велосипедистами рассматриваются как обычные ДТП. С той лишь разницей, что у одного из участников нет дорожной страховки. И если он будет виновен в ДТП, ущерб – и свой, и чужой – ему придется покрывать из своего кармана. Как же защититься велосипедисту?

Один из вариантов – заключать страховку домашнего имущества с расширенной самоответственностью или страховкой самоответственности (в  разных фирмах формулировка варьируется).

Второй вариант – ездить осторожно и не нарушать. Но случаи бывают всякие, и выезжая неосторожно со двора, можно попасть на огромную сумму денег.

Зная это, некоторые нечестные велосипедисты и вовсе скрываются с места происшествия. И представители страховых фирм в один голос советуют в таких ситуациях сразу же сообщать в полицию.

Равно как и в случаях, если с виновником аварии не удается договориться о возмещении ущерба, если не удается оформить на месте бумагу, где зафиксировать все обстоятельства, и если кто-то пострадал.

Если виновного найдут, то жизнь ему медом не покажется – страховая фирма может выставить виновному в аварии велосипедисту счет за восстановление машины.

Если же он не согласен возмещать ущерб, фирма может обратиться в суд.

У водителей машин регулярно проверяют здоровье. А вот велосипед себе может купить как алкоголик, так и дальтоник или эпилептик, и никто этот аспект не контролирует.  И в случае аварии, спровоцированной велосипедистом, он, зная все обстоятельства своего здоровья, может попросту скрыться.

«Если же велосипедист пьян или у него есть расстройства здоровья, которые мешают ему адекватно оценивать ситуацию, и он отказывается ждать полицию и уезжает, то тут в помощь телефон. Нужно сделать как можно больше фотографий с места происшествия, зафиксировать как можно больше данных о ситуации и человеке, и сообщить сразу обо всем в полицию», – советует Райн Томингас.  

Велосипеды и дети

Количество ДТП с велосипедистами резко увеличивается с потеплением погоды, в этом году уже в апреле начали расти цифры этой печальной статистики, особенно сильное беспокойство вызывает то, что зачастую в таких ДТП страдают дети.

Хотя после 16 лет использование велосипедного шлема не является обязательным, полиция рекомендует все же при возможности использовать шлем. Очень важно при каждом пересечении с проезжей частью уменьшить скорость и убедиться, что вас заметили и уступают дорогу.

«Практически все наши дети в большей или меньшей степени участвуют в движении в качестве велосипедистов. Поговорите со своим ребенком, где он ездит, если он ездит самостоятельно.

Обязательно наличие шлема, велосипед должен быть в исправном состоянии, а также очень важен такой момент – родителю следует объективно оценить навыки вождения своего ребенка, особенно это касается младших школьников, и при необходимости ограничить его движение, например, только жилой зоной, чтобы ребенок не подвергал себя неоправданному риску.

Покупая ребенку велосипед BMX, помните: по проезжей части на нем ездить нельзя, так как, как правило, на таких велосипедах отсутствуют тормоза», – подчеркивает старший комиссар Марина Алексеева.

Напомним основные правила для детей: самостоятельно передвигающийся по проезжей части велосипедист должен быть не младше 10 лет, велосипедисты 10–15 лет должны иметь права на вождение велосипеда, под присмотром родителя по проезжей части можно ехать уже с 8 лет.  В этом случае права на вождение велосипеда ребенку не требуются, за безопасность ребенка и его поведение на дороге отвечает родитель.

По тротуару могут ездить только велосипедисты младше 13 лет и те, кто везет ребенка в детском сидении.

Велосипедисты младше 16 обязаны надевать шлем, шлем должен быть и на ребенке, которого перевозят в детском кресле или велосипедном прицепе. Велосипедисты могут ездить без прав по велосипедной дорожке и в жилой зоне.

У ребенка должны быть при себе права велосипедиста. Ребенок на велосипеде считается водителем, а не пешеходом. До 15 лет, если у него отсутствуют права, ребенок может передвигаться только в пределах жилой зоны, то есть во дворе, не выезжая на проезжую часть.

Как сказал руководитель северного региона фирмы Autosõit Прийт Тууна, в среднем права стоят 20–25 евро на ребенка (зависит от количества людей в группе и местонахождения школы), а обучение теории длится 13 уроков плюс 5 часов практики.

«В основном группы мы набираем осенью и весной, чтобы к лету ребенок уже успел получить права», – говорит он.

Увидел нарушение – звони!

То ли люди в страховку не обращаются, предпочитая решать все полюбовно, то ли еще что, но, по словам пресс-секретаря Swedbank Марта Сийливаска, ДТП с велосипедистами в их практике бывают редко. Может быть, пара случаев за сезон.

Представитель фирмы Ergo Райн Томингас отмечает, что их фирме сообщают в среднем о 20–30 случаях, когда виновником ДТП стал велосипедист.  

Пресс-секретарь фирмы If Райн Порсс сообщил, что у них в прошлом году было 57 случаев, связанных со страховкой каско и велосипедистами.

«Самый большой ущерб был в Польше, когда пьяный человек толкал велосипед и врезался в машину. Выплатили 7633 евро», – рассказывает Порсс.  

«Обычно велосипедист неожиданно выезжает со двора или со второстепенной дороги на главную и врезается в едущую машину, – рассказывает об основных ситуациях представитель фирмы Ergo. – Также часто бывает, что врезаются на велосипеде в машину на парковке».

К сожалению, регулярно бывают ситуации, когда велосипедисты наезжали на пожилых пешеходов и детей-велосипедистов и скрывались с места происшествия. В таких случаях следует обязательно вызывать полицию. Важно не оставаться равнодушными и свидетелям такого ДТП, чтобы можно было бы максимально быстро установить личность нарушителя и привлечь его к ответственности.

  На сайте материал публикуется в сокращенном виде. Статью целиком читайте в печатной версии газеты.

Подписку на газету можно оформить здесь.

Источник: https://www.mke.ee/sobytija/kak-proveryayut-velosipedistov-pochemu-oni-ne-znayut-pravil-i-kak-byt-esli-vasha-mashina-postradali-ot-velosipeda

Кто виноват в ДТП с велосипедистом?

Обязан ли велосипедист возмещать ущерб компании?

Определить, кто виноват в ДТП с велосипедистом, нужно для последующего возмещения вреда и привлечения нарушителя к ответственности.

Хотя гражданин на велосипеде является самостоятельным участников дорожного движения, условия его ответственности за вину в ДТП носят специальный характер.

В этой статье рассмотрим, как происходит возмещение ущерба при ДТП с участием велосипедиста, и в каких случаях водитель авто сможет избежать наказания.

Что делать при ДТП с велосипедистом

Порядок действия автовладельца, попавшего в ДТП с участием велосипеда, будут незначительно отличаться от общих правил. Необходимо выполнить следующие требования закона:

  • убедиться, что в результате аварии не пострадали граждане (пешеходы, велосипедист, иные участники движения);
  • если имеются пострадавшие, нужно вызвать медицинскую помощь – если выезд врачей невозможен, либо требуется немедленное оказание медицинской помощи, допускается покинуть место аварии и доставить жертву в ближайшую больницу;
  • на месте ДТП нужно выставить знак аварийной остановки и уведомить сотрудников ГИБДД о случившемся инциденте.

Перемещать транспортные средства с места аварии разрешается только для освобождения проезда другим машинам, либо для доставления пострадавших в медучреждение.

Дальнейший порядок действий будет зависеть от характера столкновения, а также от иных факторов. Велосипедист не имеет полиса ОСАГО, поэтому оформление европротокола будет невозможно, даже при отсутствии пострадавших или ущербе менее 100 тыс. руб. Целесообразно вызвать инспектора ГИБДД, так как попытка мирного урегулирования спора может обернуться обвинением в оставлении места столкновения.

Должностное лицо ГИБДД обязано зафиксировать все обстоятельства аварии, а также установить возможные нарушения ПДД. В частности, возможны следующие варианты дальнейших действий:

  1. если водитель нарушил правила и является виновником наезда, в отношении него составляется процессуальный протокол (точный состав КоАП РФ или УК РФ, по которому последует наказание, будет зависеть от обстоятельства инцидента);
  2. если авария произошла по причине нарушения правил велосипедистом, будет составлен протокол по ст. 12.29 КоАП РФ;
  3. для возмещения причиненного ущерба с виновного водителя велосипедист сможет обратиться в страховую компанию, которой был выдан полис ОСАГО;
  4. при установлении вины велосипедиста, для возмещения ущерба и морального вреда нужно подавать иск в порядке гражданского судопроизводства.

Как определить, чьи действия привели к аварии, и как правильно зафиксировать виновность одного из участников дорожного инцидента? При составлении протокола, сотрудник ГИБДД зафиксирует все обстоятельства столкновения.

В частности, на схеме места происшествия будет указана траектория движения транспортных средств, наличие дорожной разметки, знаков и светофоров.

По возможности, будут записаны данные о свидетелях конфликта, получены записи с видеорегистратора машины или камер видеофиксации.

В большинстве случаев, виновником таких инцидентов признают автовладельца, который управлял источником повышенной опасности. В отношении велосипедиста вина может устанавливаться при следующих обстоятельствах:

  • создание аварийной обстановки в результате маневрирования или перестроения по проезжей части, без соответствующих предупреждающих сигналов руками;
  • проезд на запрещающие дорожные знаки или красный свет светофора, если водитель был лишен объективной  возможности предвидеть такой вариант развития событий;
  • выезд на скоростную проезжую часть при наличии велосипедной дорожки;
  • проезд через пешеходный переход на велосипеде;
  • иные аварийные ситуации.

В ДТП на пешеходном переходе с велосипедистом будет учитываться, как именно происходит переход через зебру.

Хотя водитель обязан пропускать граждан, переходящих дорогу по специальной разметке, его вина может отсутствовать, если велосипедист решил проехать без спешивания.

На пешеходных переходах действует запрет передвижения на велосипеде, так как это не дает возможность водителю предвидеть неожиданное появление помехи.

При установлении признаков опьянения у водителя и/или велосипедиста, сотрудник ГИБДД обязан выдать направление на медосвидетельствование.

Если по результатам обследования факт опьянения подтвердится, наказание для указанных участников аварии будет существенно строже. Отказ от прохождения освидетельствования повлечет наказание только для автовладельца.

Если такой отказ заявит велосипедист, этот факт будет учтен при определении размера штрафа, однако дополнительного наказания не последует.

После составления протокола, сторонам предстоит возместить причиненный по их вине ущерб.

Ущерб по вине велосипедиста

Если в действиях велосипедиста выявлено нарушение ПДД, санкции последуют по ст. 12.29 КоАП РФ (если в ДТП отсутствуют пострадавшие граждане):

  1. при отсутствии факта опьянения – денежный штраф в сумме 800 руб.;
  2. если медучреждение подтвердило состояние опьянения – штраф составит от 1000 до 1500 руб.;
  3. при любом варианте административных санкций, велосипедист будет обязан компенсировать имущественный и моральный вред, причиненный по его вине.

Процедура возмещения ущерба и морального вреда будет проходить по правилам ГК РФ и ГПК РФ. Для доказывания виновности велосипедиста будет использован процессуальный протокол, либо постановление о назначении штрафа по ст. 12.29 КоАП РФ.

Для оценки имущественного ущерба нужно обратиться к независимому оценщику. О месте и времени проведения диагностики велосипедиста нужно уведомить в письменной форме. По итогам обследования, фиксируется характер и объем повреждений машины, составляется экспертное заключение с расчетом стоимости ремонтно-восстановительных работ.

Сумма компенсации морального вреда является оценочным показателем. Хотя истец обязан указать размер компенсации при подаче иска, точную сумму определит суд при оценке всех обстоятельств дела.

Ущерб по вине водителя авто

Если протоколом подтверждается виновность автовладельца, точный размер наказания по КоАП РФ будет зависеть от обстоятельств ДТП, нарушенного пункта правил, наступивших последствий. Возместить имущественный и моральный вред велосипедист сможет по следующим правилам:

  • при составлении процессуального протокола обязательно указываются реквизиты полиса ОСАГО и страховой компании – эти сведения пострадавший может использовать для обращения за компенсацией;
  • при отсутствии у водителя действующего полиса ОСАГО, он понесет дополнительную административную ответственность, а возмещение ущерба будет проходить в судебном порядке;
  • компенсацию морального вреда можно взыскать только через суд, так как данная выплата не подпадает под программу ОСАГО.

Полисом ОСАГО предусмотрен максимально возможный размер выплат для возмещения имущественного ущерба и вреда здоровью граждан. Для возмещения ущерба, причиненного велосипеду или иному имуществу, указанный лимит установлен в 400 тыс. руб. Для компенсации вреда здоровью граждан эта сумма составляет 500 тыс. руб., и определяется затратами на лечение и восстановление потерпевшего.

При отсутствии полиса ОСАГО, а также для компенсации морального вреда, велосипедисту придется обращаться в суд.

Для расчета имущественного ущерба нужно представить поврежденный велосипед, либо иные предметы и вещи, независимому оценщику. Заключение этого специалиста будет являться надлежащим доказательством в суде.

Сумма компенсации морального вреда рассчитывается по общим правилам, а судебный акт будет принудительно исполнен через службу ФССП.

Возможен и вариант возмещения ущерба при обоюдной вине автовладельца и велосипедиста. В этом случае взыскать ущерб можно только через суд, который определит точную степень вины каждого участника аварии.

В преимущественном положении будет находиться велосипедист, так как автомобиль относится к источникам повышенной опасности – владельца такого объекта могут обязать возместить ущерб даже при отсутствии вины.

Источник: https://mirmotor.ru/article/read/dtp-s-velosipedistom

Дтп с велосипедистом — судебная ответственность

Обязан ли велосипедист возмещать ущерб компании?

Велосипед – это экологически чистое средство передвижения, на нем не страшны пробки и не нужны парковки. Но отсутствие железного каркаса делает его весьма уязвимым, что хорошо видно по данным статистики.

Велосипедистов в России не обязывают сдавать на права, но при всем при этом они являются равноценными участниками дорожного движения и причисляются к транспортным средствам. А значит, тоже несут ответственность за свои действия на дороге.

Кто виноват при столкновении автомобиля и велосипеда? Что обязаны делать стороны в такой ситуации? А главное, какую ответственность возлагает законодательство России на участников ДТП?

Наезд на велосипедиста — что делать

Период с мая по сентябрь включительно, представляет для автомобилистов повышенную опасность, потому что начинается сезон велосипедов.

С каждым годом этот двухколесный транспорт становиться все популярнее, многие жители больших и маленьких городов выбирают велосипеды, не только для занятий спортом, но и для поездок на работу.

Элементарная невнимательность часто приводит к опасным ситуациям на дорогах.

Нужно знать что, так как велосипед не является источником повышенной опасности, в отличие от автомобиля, то зачастую именно на человека управляющего машиной возлагается максимальная ответственность.

При столкновении с велосипедом водитель обязан совершить определенный ряд действий:

  • определить состояние водителя двухколесного транспорта и при необходимости отвезти его в травмпункт, предварительно огородив место аварии, чтобы впоследствии вернуться на него, до приезда ГИБДД;
  • если никто не пострадал, то главное не убирать транспортные средства с места аварии;
  • включить аварийные огни и выставить знак аварийной остановки;
  • сфотографировать место происшествия;
  • взять контактные данные свидетелей, присутствовавших при столкновении;
  • дождаться приезда ГИБДД;
  • после составления протокола можно приступать к обсуждению урегулирования по вопросам полученных повреждений.

У водителя байка нет полиса ОСАГО, поэтому стребовать с него возмещения ущерба можно только через суд.

О том, что делать, если сбили человека на пешеходном переходе сегодня, читайте в статье:

ДТП на пешеходном переходе с велосипедистом

Если ДТП случается на пешеходном переходе, то ситуация всегда трактуется однозначно.

По правилам дорожного движения водитель байка, для пересечения проезжей части по пешеходному переходу, обязан спешиться и совершать движение в роли пешехода.

Если во время движения по пешеходному переходу он попал под машину, то такая авария классифицируется как наезд на пешехода, где 100% ответственности возлагается на водителя.

Когда водитель байка пересекает дорогу по пешеходному переходу на велосипеде, то он заведомо нарушает ПДД. В этом случае виновником аварии становится водитель двухколесного транспорта, хотя полная ответственность с водителя также не снимается.

Что должен делать велосипедист который попал в ДТП

Нередки ситуации, когда автомобиль, совершив наезд на велосипед, пытается скрыться с места происшествия. Что должен в таком случае делать водитель двухколесной машины?

Сначала велосипедист должен уйти с опасного участка дороги (если он там находился) сам, не трогая при этом велосипед. Обязательно нужно максимально зафиксировать данные второго участника ДТП, записать или сфотографировать. Затем следует вызвать сотрудников ГИБДД и опросить возможных свидетелей, записав их контактные данные.

Главное ничего не трогать до приезда ГИБДД и подойти к ситуации со всей ответственностью.

Судебная практика ДТП с участием велосипедиста

Иски по ДТП, с участием велосипедистов, нередко рассматриваются в суде, о чем свидетельствует статистика. Так как урегулировать вопрос между страховыми компаниями невозможно, а водитель автомобиля считает, что водитель велосипеда обязан возместить ему ущерб. Вот несколько примеров рассмотрения таких дел из судебной практики в России:

Ситуация 1 из судебной практики.Заезжая во двор автомобиль наехал на велосипедиста, двигавшегося ему на встречу. При этом существенного урона имуществу причинено не было, в результате чего водитель велосипеда предложил разъехаться по домам. Автомобилист уже к утру был вызван в ГИБДД.

Так как тем же вечером велосипедист попал в больницу с травмой брюшной полости, в результате чего был вынужден проходить длительное лечение.

Автомобилист признан виновным, и кроме моральной компенсации, которую ему присудил суд, был лишен еще и прав, за то, что покинул место аварии и не оказал помощь пострадавшему.

Ситуация 2 из судебной практики.

На нерегулируемом пешеходном переходе, автомобиль наехал на водителя двухколесного транспорта, пересекавшего пешеходный переход на велосипеде, со скоростью 30 км/ч. В результате аварии велосипед восстановлению не подлежит, авто получило значительные повреждения, велосипедист получил травмы средней тяжести. (Узнайте все о наказании за превышение скорости здесь: )
Водитель авто смог доказать свою невиновность в ДТП с его участием, так как велосипедист нарушил ПДД. Суд постановил компенсировать расходы на ремонт авто за счет пострадавшего водителя велосипеда.

Статистика ДТП с участием велосипедистов в России

Статистика ранних годов по России показывает снижение уровня количества ДТП с участием велосипедов. И хотя в процентном соотношении эта цифра не велика, но в живых людях статистика радует.За 2016 год в России в результате ДТП получило травм 159 860 человек, погибло 14 567 человек.

Статистика показывает, что пик аварий приходится на пятницу и субботу, в промежуток между с 17.00 до 20.00.

Виновник ДТП велосипедист взыскание ущерба

Управляющий двухколесным транспортом не имеет прав и полиса ОСАГО, поэтому при виновности в ДТП на него налагается административная ответственность, с обязательной выплатой штрафа.
Градация штрафных санкций такова:

  • 800 рублей – ДТП без отягчающих обстоятельств;
  • 1 000- 1 500 рублей – велосипедист был в нетрезвом состоянии;
  • 1 500 рублей если был нанесен вред средней или легкой тяжести.

В судебном порядке могут взыскиваться суммы ущерба по ремонту автомобиля или моральной компенсации.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных): (6 4,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://classomsk.com/dtp-gibdd-pdd/dtp-s-velosipedistom-sudebnaya-otvetstvennost.html

Закон для всех
Добавить комментарий