Обязаны ли школы принимать учеников по месту жительства?

Как теперь будут принимать в школу: «неожиданности» в финальной версии документа

Обязаны ли школы принимать учеников по месту жительства?

8 мая начинает действовать долгожданный новый Порядок приема в учреждения образования: его одобрил Минюст. Наконец у школ будет документ, на который уже ссылались на сайтах и в разговорах с родителями, планируя набор первоклассников. Отвечаем на самые типичные вопросы, возникающие относительно приема по-новому в начальную школу, гимназию, лицей.

Копию какого документа следует предоставить, чтобы доказать: будущий первоклассник — с территории, к которой прикреплена школа?

Это не обязательно. Даже предъявлять документ — не жесткое требование, а решение по желанию родителей. Но в заявлении о поступлении в 1-й класс придется привести реквизиты любого документа, доказывающего: ребенок или один из его родителей здесь живет (право собственности на имущество, данные о регистрации, об аренде, о временном проживании и т.д.).

У детей учителей больше прав учиться в школе, где работает папа или мама, чем у остальных?

Эксперты считали, что этот пункт ни за что не пройдет, ведь он нарушает принцип равного доступа к образованию. Впрочем, позаботились о комфорте учителей: в первую очередь (как и тех, кто проживает рядом) зачислят детей сотрудников школы. А также родных братьев-сестер учеников этой школы.

Как быть с выпускниками дошкольного подразделения этого учебного заведения?

О школах-детсадах и «нулевках» вспомнили. В проекте их судьба не была решена. А сейчас все четко: их примут в классы в первую очередь

А для каких специализированных школ сделают исключение?

Для учебных заведений художественного, спортивного, военного или научного направления. А также для специальных школ, куда направляют по состоянию здоровья (санаторные) или при наличии особых образовательных потребностей, обусловленных сложными нарушениями развития.

Школы научного направления? Так это «старые» специализированные школы, например, по информатике или математике?

Нет, должны определить на первом этапе не более 10 таких школ нового типа на всю Украину. Там будут проводить опыты, работать в лабораториях и писать научные работы. Это учебные заведения, где с 1-го класса программа будет иметь значительные особенности, а не просто углубленное изучение одного предмета.

А гимназии и лицеи тоже будут зачислять детей на общих основаниях?

Гимназий и лицеев в нашей стране отныне будет очень много. Ведь гимназиями будут называть средние классы в любой школе, а лицеями — старшие классы. Для поступления в них прописаны свои правила.

Нужно ли брать с собой ребенка при поступлении в школу?

Вплоть до собрания первоклашек ребенку можно не появляться. Заявление о его зачислении в 1-й класс и документы должен предоставить один из родителей. Присутствие ребенка для знакомства, проверки школьной готовности, собеседования не может требоваться работниками учебного заведения или быть условием его зачисления.

Когда узнаем, что ребенка зачислили?

Если речь идет о школе по месту жительства, уже 1 июня. Будут обнародованы списки первоклассников (а также свободные места и списки тех детей, которые на них претендуют).

Во сколько школ можно подать документы на поступление?

Во сколько угодно. Копии документов могут быть поданы в другие учебные заведения для зачисления на свободные места без ограничения количества.

А когда же подавать документы в школы, к которым «приписаны»? Не будет «второй волны» поступления?

Будет, но документы необходимо подать до 31 мая одновременно с подачей в школу по месту жительства.

И как отберут из всех заявок несколько на свободные места?

Жеребьевкой. Ее проведут публично, в присутствии родителей, в один из дней с 5 по 10 июня. К 15 июня на свободные места по результатам лотереи зачислят первоклассников.

К лотерее у нас относятся как к мошенничеству. А если где-то подтасуют результаты?

Многие эксперты говорили, что этот вариант — не для страны, где сильна коррупция, прозрачно получится не у всех. Но еще более плохим признали вариант, который был в проекте Порядка: зачислять по возрасту. Ведь это можно трактовать как дискриминацию по возрасту.

Как обеспечат прозрачность?

Все будет, как в настоящей лотерее: лототрон или прозрачный ящик, жребий (шарики или карточки). Вправе присутствовать представители средств массовой информации и общественных объединений.

А если семье не сообщат, когда жеребьевка, или родители не смогут прийти?

Семья, подавшая заявление на поступление, все равно будет участвовать. Вместо родителей достанет жребий определенный конкурсной комиссией член этой комиссии.

Откуда же возьмутся свободные места в лучших школах? Шансов нет?

Школа должна открыть отдельный класс или несколько, если разрешает способность. Если есть возможность работать в две смены, высвободить помещения, используемые не по назначению (прекратить арендные отношения).

Особенно это касается учебных заведений с альтернативными авторскими программами, утвержденными Госслужбой качества образования Украины.

Ведь родители хотят, чтобы ребенок учился по определенной программе, а школы должны пойти навстречу.

А как проверят, что ребенок не зачислен на учебу в несколько школ?

Должна быть справка от школы, в которую ребенок должен был пойти по территориальному принципу. Там говорится о том, что будущего первоклассника еще не засчитали или еще не отчислили. Не стоит волноваться, что эта справка затянет дело — ее должны выдать в течение одного рабочего дня с даты обращения.

А где учиться, если ребенку в школе, куда хотели пойти, жребий не выпадет, а по месту жительства его уже отчислили?

После 15 июня до 1 сентября снова будут зачислять «своих» по месту жительства.

Если уже наберут дополнительные классы и некуда будет зачислять, что тогда?

Если после принятия исчерпывающих мер способности школы не хватит, чтобы принять учеников, родителям должны безотлагательно предложить перечень ближайших школ, куда их точно зачислят.

В гимназию всех будут брать по конкурсу?

Учеников 4-х классов школы должны зачислить в 5-й класс. Выгонять их никто не имеет права. А для желающих учиться именно здесь должны открыть класс (если разрешает способность), куда будут зачислять на конкурсной основе. Но все это, так сказать, для обычной гимназии.

Если же это учебное заведение с углубленным изучением предметов или профильным обучением, тогда всех ждет конкурсный отбор. Для лицеев — та же система, что и для школ I-III или II-III ступеней.

Если же лицей — отдельное учебное заведение (с 10-го по 11-12-й классы), все поступают по конкурсу.

А в лицеи будут принимать по результатам тестирования вроде ВНО?

Нет, учебное заведение само выберет форму. Это может быть и устный экзамен, и письменный, и тестирование. Среди предложенных форм проверки знаний: диктант, защита творческих работ, собеседование.

Источник: https://osvitoria.media/ru/experience/kak-teper-budut-prynymat-v-shkolu-neozhydannosty-v-fynalnoj-versyy-dokumenta/

Может ли школа отказать в приёме в 10 класс – правовые основы

Обязаны ли школы принимать учеников по месту жительства?

ГИА-9 завершена. Выпускники 9 класса получили аттестаты. Теперь надо определиться, где получить среднее общее образование, обязательность которого применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет.

Она установлена Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.

2012 года №273-ФЗ (далее – Закон), гарантирующего его общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования и среднего профессионального образования.

Согласно Закону родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Они имеют права выбора образовательной организации, формы получения общего образования и формы обучения с учетом мнения детей.

Выпускник основной школы может продолжить обучение в школе, гимназии, лицее, в учреждении среднего профобразования – колледже, техникуме, а также вне школы – в форме семейного образования и самообразования с последующем прохождением промежуточной и итоговой аттестации в качестве экстерна бесплатно.

Как после окончания средней школы, так и после окончания техникума или колледжа, абитуриенты обладают одинаковыми возможностями при поступлении в вуз.

У родителей, как правило, возникают вопросы с правомерностью конкурсного отбора обучающихся при поступлении в 10 класс, особенно, когда ребенка не принимают в профильные классы с «тройками».

Дело в том, что средняя школа у нас профильная, т.е.

обучение осуществляется по дифференцированным общеобразовательными программам, например, физико-математического, гуманитарного, биологического, технического и т.п.

направлений, предусматривающих индивидуальный отбор обучающихся, порядок которого устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. И это не противоречит Закону.

«Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).
Организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации», — говорится в статье 66 Закона.Родителям (законным представителям) следует ознакомиться с этим нормативным документом субъекта РФ.

Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) рекомендованы следующие минимальные баллы для приема в профильные классы:

«Русский язык» — 31; «Математика» — 19 для физмата, 18 — для иных; «Физика» — 30; «Химия» — 23 без эксперимента, 25 — с ним; «Биология» — 33; «География» — 24; «Обществознание» — 30; «История» — 32;«Литература» — 19; «Информатика» — 15; «Иностранный язык» — 56, что соответствует отметке выше, чем «3».
Вместе с тем, следует обратить внимание, что статьей 67 Закона предусмотрено, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.Для обеспечения этого положения Закона в школе помимо профильных классов должны быть организованы т.н. универсальные классы, в которые принимаются все желающие, имеющие аттестат об основном общем образовании.Обратим внимание, что при поступлении в 10 класс нет жесткой привязки к закрепленной территории.

Законом установлено, что в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.

В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган управления образованием.

Заметим также, что, как правило, муниципальный орган управления образованием на своем сайте публикует перечень профильных и универсальных классов по школам и наличие в них свободных мест.

Эта информация периодически обновляется и позволяет родителям (законным представителям) отслеживать ситуацию.

А как быть тем девятиклассникам, которые в этом году не смогли получить аттестат об основном общем образовании?

Такие девятиклассники  получают справку об обучении по образцу, самостоятельноустанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или по усмотрению родителей (законных представителей) остаются на повторное обучение.

Обучающиеся, оставленные на повторное обучение, проходят обучение в образовательной организации или вне образовательной организации в формах, установленных статьей 17 Федерального закона об образовании (в очной, очно-заочной или заочной, в форме семейного образования), в том числе по индивидуальному учебному плану.

Обучающиеся, получившие справку и отчисленные из образовательной организации, вправе продолжить свое образование путем прохождения профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих.

Источник: https://eduinspector.ru/2018/06/06/mozhet-li-shkola-otkazat-v-priyome-v-10-klass-pravovye-osnovy/

Свободные места объявят в августе

Обязаны ли школы принимать учеников по месту жительства?

Во вторник на сайте Минобрнауки был опубликован проект приказа, регламентирующего набор детей в школы.

Новые поправки в закон «Об образовании», предусматривающие «прикрепление» детей к школам по месту жительства, вступили в силу с 1 января 2012 года, но многие вопросы до последнего времени оставались неурегулированными: в частности, в новом законе не был прописан порядок приема детей, не проживающих рядом со школой, на свободные места, как не указаны сроки и порядок приема документов. Все это теперь прописано в проекте приказа «Об утверждении порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения».

Документ определяет порядок приема детей в государственные и в частные школы. На спецшколы, школы с углубленным изучением тех или иных предметов, школы для одаренных детей территориальный принцип не распространяется, они могут устанавливать свои собственные правила приема.

По новому закону, решение о том, какие жилые дома будут относиться к конкретной школе, принимают органы самоуправления (муниципалитеты и территориальные органы образования).

Как говорится в проекте приказа, чиновники от образования должны распределить гарантированные свободные места между живущими вблизи школы учениками таким образом, чтобы и мест всем хватило, и при этом не были нарушены требования Санпинов (санитарных норм и правил), чтобы учебные заведения не были переполнены.

Для того чтобы записать ребенка в школу, родители должны будут предъявить документ, удостоверяющий личность, написать заявление и предоставить оригиналы и ксерокопии свидетельства о рождении и свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства его родителей или — в случае если те разведены — одного из родителей.

При переводе из другой школы, как и прежде, потребуется еще и личное дело школьника, а для старшеклассников — документ об окончании общего образования. В проекте приказа подчеркивается, что требование руководством школы каких-нибудь дополнительных документов является незаконным.

Самих родителей, которых поймают, к примеру, с фальшивым свидетельством о регистрации по месту жительства, чиновники обещают привлекать к ответственности за подлог документов.

Но главное – появились конкретные указания относительно сроков приема.

Согласно документу, не позднее 15 февраля каждого года органы местного самоуправления должны издать распорядительный акт, где будет прописано, какие школы и за какими домами закреплены.

Затем не позднее 10 дней с момента издания акта чиновники должны предоставить информацию через СМИ и интернет-ресурсы. Прием заявлений от «прикрепленных» детей школы обязаны начать не позднее 1 марта и закончить 31 июля.

При этом зачислить ребенка администрация школы должна в течение семи рабочих дней после приема документов.

Школа может отказать «прикрепленным» детям только в одном случае — если по какой-то причине в ней все-таки нет свободных мест. Если такое случилось, родители должны будут обратиться в территориальные органы образования, и там обязаны подыскать замену.

Если же в школе остаются свободные места после «планового» набора, то на них могут претендовать те, кто не проживает поблизости.

Однако даже в этом случае у некоторых категорий детей будут преимущества при поступлении: в первую очередь школы будут принимать льготников (детей погибших военнослужащих, из многодетных семей, с ограниченными возможностями здоровья), затем зачислять тех, чьи братья и сестры уже обучаются в этой школе, а потом наступит очередь всех остальных. Информация о наличии свободных мест для приема детей, незакрепленных на территории, должна появиться на сайтах школ и информационных стендах не позднее 1 августа.

А сам прием на свободные места будет проходить с 1 августа до 5 сентября.

Во все средние общеобразовательные школы детей должны принимать без каких-либо вступительных испытаний и других процедур отбора. А вот школам с программами углубленного и профильного обучения, спортивным и с творческим уклоном разрешается проводить различные вступительные испытания для школьников.

«Приказ, конечно, внесет порядок и установит общий режим приема. Однако в первую очередь при зачислении детей в школу мы должны руководствоваться соответствующим законом, а потом уже приказом.

В законе написано, что при условии выполнения требований относительно детей на закрепленной территории образовательное учреждение определяет порядок дополнительного набора своим нормативным актом», — пояснил «Газете.

Ru» директор центра образования «Царицыно» № 548, член Общественной палаты Ефим Рачевский.

Также представители школ не уверены, что кто-то будет специально проверять подлинность предоставляемых документов.

«Школа не обладает такими ресурсами и возможностями, чтобы проверять документы на подлинность, но, в конце концов, эти люди не хотят кого-то ограбить, они хотят детей в школу отдать», — считает Рачевский.

Что касается позднего окончания приема, то в школах этим не обеспокоены. «Я уверен, что в начале сентября записывать детей в школу будут единицы, поскольку все нормальные родители определяют детей в школу еще весной, поэтому не вижу ничего страшного в том, что дополнительный прием захватывает несколько учебных дней», — говорит директор.

В этом году, скорее всего, сделать все по правилам не удастся, потому что приказ вступит в законную силу не раньше марта: до 6 февраля документ будет обсуждаться экспертами, а потом, после внесения возможных поправок, его направят на регистрацию в Минюст.

Источник: https://www.gazeta.ru/social/2012/01/31/3981293.shtml

Переехать в первый класс

Обязаны ли школы принимать учеников по месту жительства?

Согласно вновь узаконенным поправкам, школы со следующего учебного года должны в первую очередь принимать детей, проживающих на «закрепленной за ними территории». При этом во время прохождения законопроекта в Госдуме долго оставался до конца неясным вопрос, кто и как будет определять эту «закрепленную территорию».

Депутаты обещали уточнить данную формулировку. В окончательном варианте документа полномочия по определению территориальной принадлежности детей к школам они возложили на «муниципальные образовательные учреждения».

Также в обязанности муниципалитетов теперь входит учет всех детей дошкольного и школьного возраста, прописанных на вверенной территории.

«Эта норма дописана не вполне человеческим языком, но смысл именно в том, чтобы дать полномочия по закреплению определенных территорий за школами и детскими садами органам местного самоуправления», — пояснил «Газете.Ru» зампред думского комитета по образованию Олег Смолин.

«Мы поддержали этот законопроект, как меньшее зло: в ситуации, когда в России не хватает хороших школ, возникли школы-гетто, где обучаются дети из социальных низов. И если выбирать, принимать в школы по территории или по деньгам, то мы решили, что вариант по территории относительно лучше», — добавил он.

Напомним, что одной из причин для внесения поправок послужил громкий конфликт, возникший между прокуратурой и московским правительством из-за того, что последнее установило ограничения при приеме в школы как раз по территориальному признаку.

В середине апреля 2011 года Мосгорсуд по иску столичной прокуратуры признал недействительным постановление московского правительства о порядке приема детей в начальную школу. Поправки, которые обжаловала прокуратура, московское правительство внесло в ч. 1 ст.

11 закона № 14 «Об общем образовании в Москве» в мае прошлого года, в силу они вступили с 1 января 2011 года.

Новые правила предоставляли первоочередное право поступления в первый класс детям, живущим в непосредственной близости от школы, детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей, а также тем, чьи братья или сестры уже учатся в данной школе, и детям из многодетных и малоимущих семей.

Столичная прокуратура посчитала, что новые правила приема в школу противоречат положению закона «Об образовании», в котором говорится, что всем гражданам гарантируется общедоступность и бесплатность образования, согласно принципу о всеобщем и бесплатном образовании.

Столичные власти обжаловали решение Мосгорсуда и выиграли дело сразу вскоре после того, как в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий «территориальные» поправки.

Теперь, когда по всей стране школьники законодательно закреплены за определенными школами и норма прописана в законе «Об образовании», эксперты из общественных организаций опасаются, что те школы, которые негласно брали деньги за прием первоклассников, будут пытаться обойти закон и вводить дополнительные испытания при приеме.

«Многие школы брали деньги за прием учеников и продолжают это делать, и закон этого не изменит. Они будут искать способ обойти его, будут вводить в уставы вступительные испытания, чтобы отсеять детей из соседних домов и освободить места для платежеспособных категорий», — считает эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев.

Однако разработчики закона считают, что подобные действия со стороны школ будут явным нарушением законодательства, и в подобных ситуациях родители вправе жаловаться на администрацию учебных заведений и даже подать в суд.

«Даже если есть запись в уставе школы о том, что она имеет право проводить вступительные испытания, это будет противоречить законодательству. Исключением являются школы с углубленным изучением предмета или с программами повышенной сложности, — пояснил депутат Смолин.

— Если школа будет устанавливать свои внутренние конкурсы или экзамены, то для начала нужно обращаться с жалобой в территориальные органы образования, и, если вам там отказали, можно идти в суд».

К тому же в утвержденных президентом поправках вообще не прописан порядок приема в школы для детей, не проживающих на близлежащих территориях.

Хотя глава думского комитета по образованию Григорий Балыхин ранее обещал, что эта норма появится уже ко второму чтению. «Норма о том, что детей из других районов можно принимать при условии наличия свободных мест, будет прописана.

Мы расшифруем понятие «свободные места», а также пропишем, как эта норма определяется», — ранее заявлял он «Газете.Ru».

Однако дополнения о том, как должна распоряжаться школа свободными местами, если таковые останутся после приема всех прикрепленных детей, так и не появилось.

Сами представители школ уже прогнозируют повышение спроса на жилье в тех районах, где есть престижные учебные заведения.

«Я полагаю, что будет рост цен на жилье вблизи тех школ, которые популярны», — считает директор центра образования «Царицыно» № 548, член Общественной палаты Ефим Рачевский.

В свою очередь, сотрудники московских районных управ уже в курсе грядущих изменений и даже начали подсчет детей. «Вначале департамент образования формирует список всех детей, а затем территориальные органы составляют свой список по данным ЖКХ, эти два списка сопоставляются, и в главный список департамента вносятся корректировки, — пояснили «Газете.Ru» в управе Мещанского района ЦАО.

По словам сотрудников управы, уже вынесены на всеобщее обсуждение предварительные списки домов, закрепленных за детскими садами, и с ними можно ознакомиться на сайте департамента образования, а так же на сайтах округов.

В ближайшее время должны появиться точно такие же списки прикрепления к школам.

Они сейчас как раз составляются. В любых спорных ситуациях в управе Мещанского района посоветовали родителям обращаться в управление образования округа.

Источник: https://www.gazeta.ru/social/2011/11/09/3827502.shtml

Школа по месту прописки – что делать, если нет мест и не берут

Обязаны ли школы принимать учеников по месту жительства?

На сегодняшний день получение среднего образования является основной задачей любого ребёнка.

Но иногда случается так, что администрация школы отказывает в приёме, мотивируя это отсутствием мест в учебном заведении и другими неправомерными причинами.

Родители ни в коем случае не должны поддаваться на подобные уловки, и важно стараться добиться поставленной цели, поскольку путей для её исполнения предостаточно, точно так же как и мер для наказания директора и его подчинённых.

Имеют ли право школы не принимать учащихся по месту прописки?

Родители должно чётко понимать следующее: абсолютно все школы зарегистрированы в определённых микрорайонах, которые они обязаны обслуживать, поэтому любой ребёнок, проживающий в закреплённом за учебным заведением районе, имеет полное право посещать его, даже в том случае, если там не хватает мест.

Никто не имеет права вам отказать, в противном случае это можно трактовать как «прямое нарушение права на получение бесплатного образования» (выдержка из Конституции РФ).

Почему же многие школы предоставляют совершенно необоснованные причины, чтобы не брать ваше чадо к себе? Всё просто: подобные учебные заведения рассчитывают на взяточничество в особо крупных размерах, что, как известно, является ещё одним нарушением норм Конституции.

Особенно часто подобные ситуации возникают в престижных образовательных учреждениях, где созданы все условия для комфортного обучения (внеклассные кружки, высококвалифицированные учителя, бесплатный спорткомплекс и т. д.

) Попасть в такие учебные заведения достаточно трудно, но постараться и настоять на своём всё же следует.

Отсутствие взятки – основная причина “отказа” приёма в школу

Давайте рассмотрим несколько случаев. Как мы уже говорили ранее, самой распространённой ситуацией является отказ, мотивированный отсутствием свободных мест.

Но теперь-то вы знаете, что имеете полное право отдать ребёнка в данное учебное заведение несмотря ни на что.

Если директор отказывается выслушать вас, то в лёгкой форме пригрозите заявлением в Министерство образования, а после предложите ему следующие варианты:

  1. Подобрать класс в другой параллели, где есть свободные места (т. е. парты).
  2. Если таких классов нет, второй вариант предусматривает переход всех учащихся в более просторное помещение.
  3. Иногда случается так, что школьники посещают несколько кабинетов. В этом случае следует сделать так, чтобы учителя приходили к детям, а не наоборот.

Если такие предложения не помогут решить конфликт (что маловероятно), то директор как минимум должен будет пересмотреть списки учащихся из другого района и предоставить их вам. Но до такого доходит редко.

Иногда главы школ ссылаются и на другие причины, не связанные с отсутствием мест в учебном заведении. К примеру, достаточно часто отказ может быть связан с низкой успеваемостью в предшествующей школе.

В таком случае единственным правильным решением родителей будет обращение в муниципальный орган управления образованием, который контролирует работу учебного заведения.

Однако перед этим не забудьте потребовать письменный отказ от администрации школы с пояснением в двух экземплярах. Один останется у секретаря, а второй передадут вам.

Затем отправьте или отнесите данный документ в районный совет образования и уже через несколько дней вам должен будет прийти ответ. Если по каким-то причинам этого не произошло, советуем обращаться в вышестоящую инстанцию – городской совет. Крайними мерами можно считать суды и прокуратуру.

Также нередко директора просят вас подождать и уверяют, что в августе обязательно найдут место для ребёнка. Но, как показывает практика, такого никогда не случается и обнадёженные обещаниями родители вынуждены тратить своё драгоценное время на поиски других вариантов.

Решить конфликтную ситуацию можно и другим путём: после отказа вежливо попросите предоставить вам устав школы (документ, который по закону имеет каждое учебное заведение). В нём расписываются все права и обязанности администрации, учителей, рабочих и учащихся.

Но это для нас не совсем важно. информация, которую следует почерпнуть из этого документа, находится в разделе «правила приёма в школу».

Будьте уверены, после изучения бумаги вы найдёте для себя немало полезных данных, ссылка на которые позволит быстро решить проблему.

Иногда устав школы можно увидеть и в холле, но лучше попросить официальный документ

В каком случае вы можете получить обоснованный и правомерный отказ?

Сложности могут возникнуть лишь в том случае, если школа, в которую вы хотите отдать ребёнка, имеет статус «специализированная».

Да, по закону для таких случаев исключений быть не должно, поскольку деление по микрорайонам происходило ещё в советские времена, а тогда все учебные заведения были общеобразовательными.

Но за столь длительный период любое учреждение могло дополнить свой устав несколькими важными пунктами, препятствующими принятию даже по месту прописки.

Специализированные школы имеют право принимать по результатам собеседования

Но не стоит отчаиваться, вы можете попробовать отдать ребёнка и в специализированное заведение. Школьнику будет достаточно пройти собеседование, основной целью которого является проверка уровня знаний учащегося. Также в подобных школах возможен рейтинг, который и определит, сможет ли ваше чадо пройти или нет.

Не стоит забывать и о том, что конкурсная основа (согласно пункту 3 статьи 5 закона РФ об «Образовании») возможна лишь для учащихся старше первого класса.

Как видите, проблему отказа приёма в школу по месту прописки легко устранить обычным обращением в вышестоящие инстанции. Все директора прекрасно понимают, что подобные обращения могут обернуться для них не только штрафом, но и реальными судебными разбирательствами, поэтому обязательно пойдут на все уступки и возьмут ребёнка на учёбу!

Источник: https://shkolabuduschego.ru/roditelyam/chto-delat-esli-rebyonka-ne-berut-v-shkolu-po-mestu-propiski.html

Детей без регистрации не берут в российские школы. Неправильно поняли?

Обязаны ли школы принимать учеников по месту жительства?

Приказ Министерства образования и науки, по которому в российских школах с 2014 года перестали принимать детей, не имеющих регистрации по месту жительства, оспорила в суде правозащитная «Гражданское содействие»

Константин Сазончик/ТАСС

В «Гражданском содействии» считают, что документ противоречит конституции России и ряду международных актов. В свою очередь, в министерстве BFM.ru заявили, что в школах неправильно трактуют приказ, и запрета принимать детей без прописки в нем не содержится.

«Гражданское содействие» просит признать недействительным и противоречащим федеральным законам пункт №9 приказа Минобрнауки от 22 января 2014 №32 «О приеме граждан в образовательные учреждения».

В нем говорится, что для приема в организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам начального, основного и среднего общего образования, родители, в частности, должны предоставить «свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории». Родителям-иностранцам требуется предъявить документ, подтверждающий право их пребывания на территории РФ.

Детям не дают учиться

Помимо правозащитной организации заявителями по иску выступили гражданка Сирии Нассер Кавтхар и гражданин Узбекистана Нурбек Курбанов.

Женщина в 2011 году приехала из Сирии в Россию и в прошлом году получила временное убежище в связи с тем, что на ее родине идет гражданская война. Нассер, которая снимает квартиру в Москве, в прошлом году не смогла отправить свою 7-летнюю дочь в первый класс.

В школе №1374, в Окружной службе информационной поддержки и в управлении образования Северо-восточного округа столицы матери девочки сообщили, что она должна предъявить либо регистрацию в Москве, либо разрешение на временное проживание, либо вид на жительство.

Однако хозяин съемного жилья не хочет оформлять женщине регистрацию.

Что же касается гражданина Узбекистана, то отец четверых детей Нурбек Курбанов из Твери столкнулся с тем, что в середине учебного года двух его сыновей — 8-классника и 10-классника — отчислили из школы после того, как выяснилось, что у мальчиков окончился срок действия разрешения на временное проживание (у их отца оставался вид на жительство). Курбанов обжаловал приказ об исключении детей из списка учащихся в Заволжском районном суде Твери. 15 июня этого года суд счел, что действия руководства школы № 34 были неправомерными, и администрация образовательного учреждения не вправе была брать на себя обязанности Федеральной миграционной службы.

«Простая» позиция

Заявители полагают, что именно издание приказа Минобрнауки привело к нарушению прав детей. «Наша позиция очень простая. 43-я статья Конституции России гласит, что образование в нашей стране гарантируется всем.

Это значит, что оно гарантировано всем вне зависимости от наличия регистрации, легальности или нелегальности положения ребенка на территории России. Ребенок имеет на это право. Более того, это обязанность государства и родителей обеспечить этим его», — прокомментировала BFM.

ru иск председатель Региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие» Светлана Алексеевна Ганнушкина.

Она отметила, что получение образования также гарантировано федеральным законом «Об образовании в РФ», который дает право на получение образования вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, места жительства и т.п. Также право на образование подтверждено конвенцией «О защите прав ребенка».

«Однако достаточно Конституции России. А рассуждать о легальности нахождения ребенка — это не дело органов образования, считает правозащитника. «Да, конечно, Москва не резиновая, — продолжает она. — Но если мы этих людей и этих детей пустили на свою территорию, то пускать в школы мы их тоже должны. И этого придерживаются все цивилизованные страны».

Правозащитница отметила, что в Европе нередки случаи, когда детей забирают у родителей, если они нигде не учатся.

В получении образования детьми иммигрантов или граждан из других регионов заинтересованы и местные жители.

«В противном случае их привлекает и аккумулирует криминальная среда, они не говорят на нашем языке, не могут нормально общаться с нашими детьми и нормально существовать», — заметила Ганнушкина.

В понедельник в Верховном суде прошло предварительное слушание по делу. Представители Министерства образования не признали иск. Они, заявили, что в оспариваемом приказе нет обязанности принимать детей в школы только при наличии регистрации. Иными словами, в школах неправильно понимают приказ, а оспаривать в суде просто нечего.

Минобрнауки разъясняет

В Министерстве образования BFM.ru также заявили, что в нормативном акте «нет ни одного пункта, в котором бы говорилось отказывать в приеме детей в школы из-за отсутствия регистрации»

«Министерство подчеркивает, что свидетельство о регистрации является только подтверждением факта проживания ребенка вблизи школы, и отсутствие свидетельства о регистрации не может быть причиной для отказа в приеме в образовательную организацию», — говорится в официальном заявлении пресс-службы Минобрнауки. В нем подчеркивается, то доступ к общему образованию, согласно российскому законодательству, предоставляется всем детям без исключения. «В приеме в конкретную государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, это закреплено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», и никаких иных причин для отказа в приказе Министерства не содержится», — отметили в министерстве. Там пояснили, что если в конкретной школе отсутствуют места, то ребенку должны предоставить место в другой школе.

Рассмотрение иска по существу назначено на 27 июня. Адвокат Андрей Боровков полагает, что закон на стороне истцов. «Если исходить из духа и буквы Конституции, то закон на стороне истцов. В противном случае это уже попахивает советскими временами, когда прописка все решала, — сказал он.

– Если мигранты получили гражданство РФ в установленном законом порядке, то на них должны распространяться все нормы российского закона и, в том числе, право бесплатно учить своих детей.

А если они не получили гражданство РФ, и у них статус иностранных граждан, то для них могут быть введены особые нормы, например платное образование».

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Источник: https://www.bfm.ru/news/300099

В каком случае школа может не принять ребенка

Обязаны ли школы принимать учеников по месту жительства?

В четверг Верховный суд России признал законным приказ Минобрнауки о порядке принятия детей в школы. Группа истцов пыталась его обжаловать, так как он, по их мнению, запрещает принимать в школы детей без прописки.

Оговорка “по их мнению” в данном случае имеет принципиальное юридическое значение. Ответчики уверяли, а с их доводами согласился и Верховный суд, что приказ на самом деле не закрывает школьные двери перед иногородними детьми.

Документ, вызвавший споры, вышел в январе прошлого года. Заявители отмечают, что при приеме детей в школу теперь прежде всего требуется регистрация по месту жительства или месту пребывания.

Иначе в приеме отказывают, и подобная ситуация, по словам истцов, возникла с 2014 года. Проблема коснулась детей как мигрантов из других стран, так и россиян, переехавших из одного региона в другой. Так рассказывают истцы.

Но, по словам ответчиков, прописку спрашивают только ради информации.

Эксперты, опрошенные “РГ”, подтвердили, что без прописки попасть в школу не так легко. “Не надо далеко ходить, могу рассказать на личном примере, – поведал один из экспертов. – Мы живем в Московской области.

В этом году моя дочь сдала экзамены в математические классы двух московских школ. Прошла и там, и там. Но в обеих школах нам сказали, что для зачисления нужна прописка, хотя бы временная. Честно говоря, я не увидел в этом большой проблемы.

Тем не менее да – без прописки в школы не берут”.

Более 98 процентов школ в РФ готовы к началу учебного года

В числе прочих заявителем по делу выступает Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и вынужденным переселенцам “Гражданское содействие”.

Заявители и правозащитники считают, что приказ противоречит Конституции России, Конвенции о правах ребенка и закона об образовании.

Данными нормативными документами гарантировано право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств.

В свою очередь, министерство образования и науки России подчеркивает, что “свидетельство о регистрации является только подтверждением факта проживания ребенка вблизи школы, и отсутствие свидетельства о регистрации не может быть причиной для отказа в приеме в образовательную организацию”.

Иными словами, запрета как такового нет. Но есть разные обстоятельства, которые иногда могут помешать ребенку поступить в ту или иную школу.

Генпрокуратура проверит сомнительные обложки тетрадей

Отказать в приеме ребенка могут лишь в том случае, если в школе нет мест. Иных причин отказа не предусмотрено

“Доступ к общему образованию согласно российскому законодательству предоставляется всем детям без исключения, – уверяют в министерстве образования.

– В приеме в конкретную государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, это закреплено ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, и никаких иных причин для отказа в приказе министерства не содержится”.

Если в конкретной школе отсутствуют места, продолжают в ведомстве, то местные власти в случае поступления обращения родителя обязаны рассмотреть заявление и предоставить место в другой школе. По словам экспертов, так или иначе всегда существовала практика, когда в первую очередь в школу принимаются дети, живущие поблизости.

Вчера в ходе заседания истцы на возражения минобрнауки о неверном толковании норм оспариваемого документа ответили, что указанные пункты приказа расширяют компетенцию министерства в части установления оценки статуса иностранного гражданина на территории России.

А это, по их словам, относится к ведению иного органа исполнительной власти.

На Кубани появится сеть спецшкол для одаренных детей

В свою очередь, представители Минобрнауки отметили, что заявителями не указан нормативно-правовой акт, каким-либо образом вступающий по существу в противоречие с положениями оспариваемого приказа, ведь суть спора – в оспаривании так называемой абстрактной нормы.

К тому же ответчик подчеркивает необходимость соблюдения требований приказа, во-первых, с точки зрения закрепления детей за конкретными школами по территориальному признаку, а во вторых, с целью реализации государственной политики в сфере образования.

Ведомством были предусмотрены различные ситуации при приеме детей в школу, все они зафиксированы в оспариваемом документе, и право на образование гарантировано. А свидетельство о регистрации является лишь подтверждением факта проживания ребенка вблизи школы, не выступая причиной для отказа в приеме в образовательную организацию.

К тому же некоторые оспариваемые нормы, как пояснил ответчик, носят информационный характер и призваны оградить директоров школ от административной ответственности.

Источник: https://rg.ru/2015/08/27/shkola.html

Закон для всех
Добавить комментарий