Оплата земельного налога за пай

Как правильно платить земельные налоги в Украине

Оплата земельного налога за пай

В декабре Верховная Рада и Кабмин активно занялись переписыванием земельного законодательства: от продления моратория на продажу земли и земельной децентрализации до изменения порядка регистрации прав собственности на землю и запуска системы онлайн регистрации договоров аренды сельхозземель.

Есть также предложение от Президента страны об уплате налога с доходов физлиц, арендующих землю с/х назначения по месту регистрации участка, а не так как сейчас — по месту регистрации самого арендатора. Как ожидается, это новшество позволит покончить со скрытой арендой земли без уплаты налогов. По предварительным оценкам, речь идет о 30% всех земельных ресурсов Украины.

Редакция UBR.ua выяснила у юристов, какие налоги и когда должны платить владельцы и арендаторы земельных участков.

За что платим

Земельные правоотношения регулирует Земельный кодекс. Порядок внесения платы за землю — земельного налога и арендной платы — регламентируется ст.269-289 Налогового кодекса.

С 2015 года плата за землю трактуется Налоговым кодексом (ст.14) как обязательный платеж в составе местного налога на имущество, который взимается в форме земельного налога или арендной платы (если речь идет об участках государственной и коммунальной формы собственности).

«Базой налогообложения является нормативная денежная оценка земли (НДО), с учетом коэффициента индексации, а в случае отсутствия такой оценки, площадь земельных участков», — уточнил управляющий партнер адвокатского объединения «Suprema Lex», адвокат Виктор Мороз.

Как пояснила финансовый аналитик EternaLaw Зоя Кравченко, индекс инфляции за 2016 год, который используется для определения коэффициента индексации, применяется со значением:

  • для сельхозугодий (пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ и перелогов) — 100 %;
  • для земель несельскохозяйственного назначения — 106 %.

То есть для расчета земельного налога на 2017 год к НДО нужно было применять следующие коэффициенты:

  • для сельхозугодий — 1,0;
  • для прочих земель — 1,06.

Нормативная денежная оценка проводится по решению органа исполнительной власти или органа местного самоуправления. Она проводится не реже чем раз в 5-7 лет для земель в пределах населенных пунктов независимо от их целевого назначения, а также сельхозземель за пределами городов и сел. Для прочих земель за пределами населенных пунктов этот интервал больше — 7-10 лет.

В частности, порядок оценки сельхозземель утвержден приказом Минагропрода №262 от 23 мая 2017 года, а сама методика оценки — постановлением КМУ №831 от 16 ноября 2016 года. Справку об оценке земли выдает местное отделение Госгеокадастра.

Сколько платить

Ставка налога на земельный участок, нормативная денежная оценка которого проведена, устанавливается местными советами в размере не более 3% от такой оценки. Для земель общего пользования (дороги, проезды, парки, пляжи и тому подобное в зоне населенных пунктов) — не более 1% от оценки.

Для сельхозугодий применяется вилка ставок: не ниже 0,3%, но не более 1% от нормативной оценки земли (до 1 января 2017 года нижняя граница не устанавливалась).

При этом для предприятий, которые имеют госакты на постоянное землепользование, применяется максимальная ставка 12% от НДО, за исключением земель коммунальной и государственной форм собственности.

Учитывая, что Земельный кодекс (ст.

92) дает право постоянного пользования только госпредприятиям и коммунальным компаниям, эта норма фактически вынуждает компании либо оформлять землю в собственность, либо заключать договор аренды.

«Если земли находятся в постоянном пользовании частного бизнеса, ставка налога будет не больше 12%. Размер арендной платы устанавливается договором аренды, но он не может быть ниже ставки земельного налога, установленного для такой категории земель и не может быть выше 12%», — объяснил UBR.ua юрист ЮФ ILF Арсен Бучковский.

Годовая сумма платежа (п. 288.5 НК) не может быть меньше размера земельного налога, установленного для соответствующей категории земельных участков на конкретной территории. Предельный размер арендной платы (12% НДО) может быть превышен только в случае определения арендатора на конкурентной основе.

При расположении земельного участка за пределами населенного пункта и отсутствии оценки, ставка налога на землю устанавливается в размере не более 5% от НДО единицы площади пашни по конкретной области. Для сельхозугодий опять-таки не менее 0,3%, но не более 5% от оценки единицы площади пашни по области.

Кто платит

При определении налоговых обязательств владельца земельного пая необходимо учитывать является ли он физическим лицом либо юридическим лицом, кроме того существуют особенности при оплате земельного налога плательщиками единого налога.

Земельный налог платят собственники участков и земельных долей (паев), а также постоянные землепользователи.

Как рассказал Виктор Мороз, начисление земельного налога для физлиц проводится до 1 июля и присылается в виде налоговых уведомлений, а оплата должна быть осуществлена на протяжении 60 дней со дня вручения налогового уведомления. Земельный налог начисляется по месту нахождения участка.

В аналогичном порядке осуществляется начисление физическим лицам арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности и определяются сроки ее уплаты (п. 288.7 ст. 288 НКУ).

«При этом физлица-предприниматели при уплате налога за землю могут воспользоваться механизмом упрощенного налогообложения с оплатой фиксированного единого налога», — рассказал Виктор Мороз.

Юрлица же ежегодно самостоятельно рассчитывают размер платы за землю по состоянию на 1 января нового года (п. 286.2 НК) для подачи отчетности. Как пояснил Арсен Бучковский, компании сами обязаны подать декларацию по земельному налогу не позднее 20 февраля с разбивкой годовой суммы равными частями по месяцам.

Если физлицо сдает пай в аренду, то плата за землю осуществляется в форме арендной платы, указанной в договоре, однако фактически она не может быть меньше или больше налога на землю.

«При этом у владельца земли возникает доход, с которого должен быть уплачен налог с доходов физических лиц (НДФЛ) в размере 18% и военный сбор 1,5%», — отметил Виктор Мороз.

По словам Арсена Бучковского, если юрлицо арендует землю у физлица, то арендатор обязан удержать и заплатить налог с дохода арендодателя в роли его налогового агента.

«Если физлицо сдает земельный участок в аренду субъекту хозяйствования, то подавать декларацию по налогу на доходы ему не нужно. Если сдает в аренду другому физлицу, то арендодатель обязан самостоятельно задекларировать свои доходы и самостоятельно заплатить НДФЛ и военный сбор», — сказал он.

Арендная плата за земли государственной и коммунальной собственности является одной из форм платы за землю и относится к местным налогам в составе налога на имущество, в отличие от арендной платы за земли частной собственности.

«Это обязательный платеж, который взимается с арендаторов участка на основании заключенного в установленном порядке договора аренды», — подчеркнула финансовый аналитик EternaLaw Зоя Кравченко.

Следует помнить, что физлицо-предприниматель, будучи плательщиком единого налога, не может сдавать в аренду земельные участки площадью более 0,2 га. А предприниматель на общей системе налогообложения заплатит те же налоги, что и физические лица.

Льготы и штрафы

При этом, по уплате земельного налога установлен ряд льгот. Так, от его уплаты освобождаются:

  • инвалиды первой и второй группы;
  • граждане, воспитывающие трех и более детей до 18 лет;
  • пенсионеры (по возрасту);
  • ветераны войны и лица, на которых распространяется действие закона о статусе ветеранов войны;
  • пострадавшие от последствий аварии на ЧАЭС.

Как пояснил юрист ООО «ЮКК Де-Юре» Владислав Мартынчук, все эти льготы действуют не более чем на один земельный участок по каждому из видов:

  • для ведения личного крестьянского хозяйства — в размере не более 2 га;
  • для строительства и обслуживания жилого дома (приусадебный участок): в селах — 0,25 га, в поселках — 0,15 га, в городах — 0,1 га (10 соток);
  • для индивидуального дачного строительства — 0,1 га;
  • для строительства индивидуальных гаражей — 0,01 га;
  • для ведения садоводства — 0,12 га.

«Если у физического лица больше одного земельного участка, он должен подать в налоговую заявление и указать, какой из земельных участков будет освобожден от налога», — объяснил Арсен Бучковский.

Кроме того, в случае передачи физическим лицом земельного пая в аренду плательщику единого налога 4-й группы (сельхозпредприятия), такое лицо освобождается от уплаты налога за данный земельный участок. Но это не распространяется на уплату арендной платы — условия ее уплаты регулируются договором аренды.

«Плательщики 4 группы единого налога не платят земельный налог за земельные участки сельскохозяйственного назначения находящиеся в их собственности, однако стоит отметить что такие земельные участки являются базой для налогообложения единым налогом», — заметил Владислав Мартынчук.

Плательщики 1-3 группы единого налога освобождаются от уплаты налога на земельные участки, которые они используют в своей хозяйственной деятельности.

Также от уплаты налога освобождаются санаторно-курортные и оздоровительные комплексы, общественные организации инвалидов, предприятия и учреждения, организованные такими организациями, базы олимпийской и параолимпийской подготовки, учебные заведения.

При этом предприятия организаций инвалидов для получения льготы должны иметь в штате не менее 50% инвалидов и расходов на зарплату инвалидам в размере не менее 25% от фонда оплаты труда.

За неуплату налога в срок, по словам юристов, физлиц ждет штраф в размере 10% суммы долга (при задержке на 30 дней) или 20% при большем сроке плюс пеня в размере 120% годовых учетной ставки НБУ за каждый день просрочки.

Юрлиц могут оштрафовать за неподачу декларации по плате за землю, за нарушение порядка заполнения налоговой декларации, за несвоевременную уплату налога за землю, за нарушение сроков внесения арендной платы.

Константин Симоненко

Источник: https://news.finance.ua/ru/news/-/416391/kak-pravilno-platit-zemelnye-nalogi-v-ukraine

О земельном налоге | налогово-таможенный департамент

Оплата земельного налога за пай

Государство платит земельный налог с находящейся в его собственности земли, в отношении которой представлено либо ходатайство о возврате, замене или её компенсации; либо земля была компенсирована, но никем не была взята в пользование; либо в отношении земли не было представлено ходатайства о возврате, замене или её компенсации и которая никем не была взята в пользование.
 

2. Объект земельного налога

Земельным налогом облагается вся земля, за исключением:

  • земли, на которой законом или в установленном законом порядке запрещена хозяйственная деятельность;
  • земли природных резерватов и зон специального режима заповедников, а также земли зон специального режима постоянных местообитаний;
  • земли, относящейся к зданиям дипломатических и консульских представительств иностpанных госудаpств или к их частям;
  • земли, находящейся в пользовании иностранного государства или международной организации на основании договора, заключенного между Правительством Республики и иностранным государством или международной организацией;
  • земли под церквями и молитвенными домами приходов;
  • муниципальной земли, расположенной на административной территории соответствующей единицы местного самоуправления, за исключением случая, когда эту землю использует лицо, чье землепользование еще не переоформлено в порядке, предусмотренном Законом о земельной реформе, или если эта земля обременена правом застройки или пользовладения;
  • земли под публичными водоемами, водоемами публичного пользования и дорогами публичного пользования;
  • земли, находящейся в пользовании международных военных штаб-квартир;
  • с находящейся в собственности государства земли с целевым назначением земли для общественных строений;
  • земли с целевым назначением земли общего пользования (в т. ч. земли кладбищ).

С земель, установленных Законом об охране природы, таких как зоны с ограниченным режимом природопользования, заказники, земли постоянных местообитаний и земли, относящиеся к зонам с ограниченным режимом природопользования отдельных охраняемых природных объектов, земельный налог уплачивается в размере 50 процентов от ставки земельного налога.
 

4. Представление местным самоуправлением данных

В случае изменения ставок налога единица местного самоуправления представляет сведения об измененных ставках земельного налога в информационную систему земельного налога (MAKIS) не позднее 1 февраля года налогообложения. Если к установленному сроку измененные ставки не будут представлены, то Налогово-таможенный департамент исчисляет земельный налог по ставкам предыдущего года.

Единица местного самоуправления представляет помимо налоговых ставок к 1 февраля года налогообложения посредством информационной системы земельного налога (MAKIS) в Налогово-таможенный департамент исходные данные, необходимые для вычисления земельного налога.
 

5. Возникновение налоговой обязанности

Для определения величины налоговой обязанности по земельному налогу Налогово-таможенный департамент берет за основу наличие права собственности или пользовладения по состоянию на 1 января налогового года. Налогово-таможенный департамент выставляет налоговое извещение лицу, являющемуся собственником или пользователем земли по состоянию на 1 января (в пунктах 1.

2–1.5 перечисленные лица). При приобретении земли или возникновении права пользования в середине года, у старого владельца или пользователя сохраняется обязанность по земельному налогу до конца года, и налоговая обязанность нового собственника или пользователя земли возникает с 1 января года, следующего за годом приобретения земли или возникновения пользовладения.

 

6. Льгота по уплате земельного налога с земли, находящейся под домом

Для получения льготы по уплате земельного налога с земли, находящейся под домом, необходимо выполнение четырёх условий одновременно по состоянию на 1 января:

  • лицо должно быть землевладельцем или землепользователем по смыслу ст. 10 Закона о земельном налоге (лица, перечисленные в п. 1.1–1.4 этой инструкции);
  • земля должна использоваться с целью жилой застройки на ней или в качестве приусадебного участка, входящего в состав доходной сельскохозяйственной земли;
  • на земле находится здание;
  • постоянное место жительства землевладельца или землепользователя находится в здании, расположенном на земле, соответственно данным об его местожительстве, которые внесены в регистр народонаселения.

Освобождение от уплаты земельного налога можно получить только с части земли, используемой под жилую застройку на ней или в качестве приусадебного участка на доходной сельскохозяйственной земле, на территории (с плотной застройкой, в том числе в городе, внутриволостном городе, поселке городского и сельского типа, а также на территории, которая определена по общей планировке единицей местного самоуправления или по уездной планировке уездным старейшиной в качестве территории с плотной застройкой) размером до 0,15 гектара, а в других местах размером до 2,0 гектара.

От уплаты земельного налога освобождены собственники земельной единицы, находящейся в их общей долевой или совместной собственности, на вышеуказанных условиях с части земли, используемой под жилую застройку на ней или в качестве приусадебного участка на доходной сельскохозяйственной земле, на территории (с плотной застройкой) размером до 0,15 гектара, а в других местах размером до 2,0 гектара. Это положение не применяются в отношении собственников квартирной собственности; это обозначает, что в квартирном товариществе рассчитывается освобождение от уплаты налога для каждой квартирной собственности.

Члены товарищества собственников зданий из числа физических лиц также приравнены к землепользователям.

Таким образом, освобождается от уплаты земельного налога земля, используемая под жилую застройку на ней, которая принадлежит товариществу собственников зданий, в пропорциональной части паёв членов товарищества собственников зданий из числа таких физических лиц, место жительства которых соответственно данным об их местожительстве внесено в регистр народонаселения и находится в здании, расположенном на этой земле (с плотной застройкой) размером до 0,15 гектара, а в других местах размером до 2,0 гектара, в расчёте на каждого члена товарищества собственников зданий, соответствующего названным признакам.

Землевладелец или землепользователь, названный в ст. 10 Закона о земельном налоге, не должен представлять заявление для получения налоговой льготы. Налоговая льгота рассчитывается автоматически.

7. Уплата земельного налога

Земельный налог за землю, расположенную в единице любого местного самоуправления, в размере до 64 евро следует уплатить к 31 марта 2020 года.

Если сумма земельного налога превышает 64 евро, то к 31 марта 2020 года следует уплатить как минимум половину суммы, но не менее 64 евро.

Остальную часть земельного налога следует уплатить не позднее чем к 1 октября 2020 года.

Налогово-таможенный департамент высылает налогоплательщику налоговое извещение о подлежащей к уплате сумме земельного налога не позднее 15 февраля. Пользователю e-MTA, электронный адрес которого известен налоговому управляющему, извещение о земельном налоге высылается только электронным путем.

Налогоплательщик, не получивший налоговое извещение к 25 февраля, обязан известить об этом Налогово-таможенный департамент в течение 30 дней. В этом случае налогоплательщику высылается новое налоговое извещение.

Если налогоплательщик не получил ни одного платёжного извещения о земельном налоге, то он обязан сообщить в письменной форме или в электронном виде в волостную или городскую управу по месту своего жительства о размере и целевом назначении земли, находящейся в его владении или пользовании.

Если в платёжном извещении представлены неточные данные о налогоплательщике или его налогооблагаемом землепользовании, то ему необходимо обратиться для уточнения земельных данных в волостную или городскую управу по месту своего жительства.

Контроль за уплатой земельного налога осуществляет Налогово-таможенный департамент.
 

8. Освобождение от земельного налога пенсионера или репрессированного

Местное самоуправление может дополнительно освободить от уплаты земельного налога как лицо, получающего пенсию на основании Закона о государственном пенсионном страховании; так и лицо, у которого установлена частичная или отсутствующая трудоспособность на основании Закона о пособии на трудоспособность; с части земли, используемой под жилую застройку на ней или в качестве приусадебного участка на доходной сельскохозяйственной земле, на территории (с плотной застройкой) размером до 0,15 гектара.

Местное самоуправление может дополнительно освободить от уплаты земельного налога также репрессированного или лицо, приравненного к нему по смыслу Закона о лицах, репрессированных оккупационными режимами; с части земли, используемой под жилую застройку на ней или в качестве приусадебного участка на доходной сельскохозяйственной земле.

Лицо, получающее пенсию на основании Закона о государственном пенсионном страховании, лицо, у которого установлена частичная или отсутствующая трудоспособность на основании Закона о пособии на трудоспособность, а также репрессированный или лицо, приравненное к нему, должны представить заявление для получения освобождения от уплаты налога в местное самоуправление.
 

9. Поступление земельного налога

Земельный налог поступает в полном объёме в местное самоуправление.

Источник: https://www.emta.ee/ru/chastnyy-klient/zemlya-transport-les-azartnye-igry/o-zemelnom-naloge

Денег нет, но за землю платите: что нужно знать крымчанам о земельном налоге

Оплата земельного налога за пай

С нынешнего года крымчане будут платить земельный налог. В российском законодательстве этот вид взыскания существует давно, но до Крыма дошел только сейчас, после создания регистрационной базы. Правила оценки земли и оплаты налога вызывают дискуссии в экспертном сообществе. Юристы прогнозируют массовые судебные разбирательства.

Согласно российскому законодательству, пользование даже собственной землей является платным. Но с 2014 года взимание этого налога в Крыму было невозможным из-за отсутствия полных данных о земельных участках и их владельцах.

На время формирования регистрационной и кадастровой баз крымчанам предоставили отсрочку от уплаты налога. Теперь же владельцы земли должны оплатить за 2017 год.

Платить придется и за землю, используемую под индивидуальное строительство, и за паи сельхозназначения, и даже за дачные и приусадебные участки.

По данным созданного в Крыму Управления Федеральной налоговой службы, около 140 тысяч крымчан (физических лиц) в этом году оплатят налог а 180 тысяч земельных участков, стоимость которых определена Госкомитетом по госрегистрации и кадастру по состоянию на 1 января 2017 года.

6 соток свободы

В начале июля глава управления Федеральной налоговой службы в Крыму Роман Наздрачев сообщил, что от взимания земельного налога планируют собрать около 100 миллионов рублей, которые «будут поступать исключительно в крымский бюджет».

Начислять земельный налог будут на основании сведений Госкомитета по госрегистрации и кадастру правительства Крыма. Местные органы власти будут оценивать земельные участки, исходя из максимальной ставки налога: 0,3% стоимости земли – для социально значимых земель (индивидуального строительства и сельхозназначения) и до 1,5% – для других видов земель.

«Нормативная стоимость земельных участков определяется органом местного самоуправления. Они запрашивают информацию о земельном участке из регистрирующего органа и проводят его оценку путем умножения площади земельного участка на стоимость одного квадратного метра.

Эта информация затем направляется в Госкомитет по госрегистрации и кадастру. Налоговый орган рассчитывает земельный налог исключительно исходя из сведений, который предоставляют органы регистрации и кадастра.

Никто его самостоятельно корректировать не будет», – разъясняют в налоговой.

Не будут платить земельный налог крымчане льготных категорий, включая пенсионеров, и те, чьи участки не превышают 6 соток.

Местные органы власти могут самостоятельно дополнять список льготников, включая туда, например, многодетные и малообеспеченные семьи. Но им все равно придется обратиться с заявлением в налоговые органы, иначе придется платить за землю на общих основаниях.

«Налог для крестьянских хозяйств, как для пансионатов на ЮБК»

Таким образом, за основу возьмут кадастровую стоимость земли, установленную на 1 января каждого года в границах населенных пунктов, независимо от того, где расположен участок – в центре или на окраине. Крымский юрист Алексей Белан обращает внимание, что эта норма может повлечь большие проблемы для собственников земли.

Идет явное завышение сумм налогов на 30-50%

«Есть вопросы по базовой сумме, с которой берется этот налог. Сумму налога для личных крестьянских хозяйств, расположенных на Южном берегу Крыма, рассчитывают так же, как для пансионатов. Идет явное завышение сумм налогов примерно на 30-50%. Потому что одно дело – выращивать сельхозпродукцию на участке, и другое – если этот участок находится у моря и сдается под пансионаты», – говорит он.

Алексей Белан говорит, что оспорить некорректную сумму налога будет непросто: «Нормативную оценку земли должна проводить независимая экспертиза, неправильность начисления налога доказывается в суде. Думаю, люди получат налоговые уведомления и начнут судиться».

Руководитель севастопольской экспертной группы ассоциации «Национальная коллегия специалистов-оценщиков» Роман Галеев ранее заявлял, что с такими проблемами столкнутся и юридические лица.

Поскольку споры по кадастровой стоимости земли и приведение ее в соответствие с рыночной уполномочены рассматривать суды общей юрисдикции, а не Арбитражный суд, работу судов могут заблокировать «земельные» иски, допускает он.

Это будет катастрофа! У нас 90% понесутся в суд – и суды остановятся

«Это будет катастрофа! У нас 90% (землепользователей) понесутся в суд – и суды остановятся, зная, как работают районные суды», – поддержал его представитель сельхозпредприятия «Севастопольский» Георгий Савенко на заседании «круглого стола» в Севастополе.

«Письма счастья» из Волгограда

Земельный налог может принести немало проблем владельцам участков. Теперь им нужно будет тщательно следить за почтовыми уведомлениями. Еще в начале июля Роман Ноздравчев уверял, что налогоплательщикам «никуда ходить не надо, мы гражданина найдем сами».

А уже 10 июля начальник отдела налогообложения имущества Управления Федеральной налоговой службы в Крыму Сергей Королев сообщил журналистам, что владелец земли сможет оплатить налог, согласно налоговому уведомлению.

К концу июля крымчанам начнут рассылать «письма счастья» со штемпелем «Волгоград» (там расположен центр обработки данных субъектов Южного федерального округа России). Но чтобы получить налоговую выписку для оплаты, плательщикам придется обращаться в почтовые отделения.

Плательщик налога должен получить почтовое уведомление, пойти на почту и забрать там конверт с налоговым уведомлением

«Плательщик налога должен получить почтовое уведомление, на основании которого пойти на почту и забрать там конверт с налоговым уведомлением. Если вы увидели в своем почтовом ящике конверт из Волгограда, рекомендую сообщить об этом в налоговый орган.

Потому что налоговое уведомление носит конфиденциальную информацию, подпадающую под статью 102 Налогового кодекса России (налоговая тайна). Информация о правообладателе земельного участка – исключительно конфиденциальная.

Лицо, которое будет доставлять такую корреспонденцию, будет действовать некорректно и, наверное, вопреки закону», – говорит Королев.

Чиновники представили образец такого налогового уведомления.

Для упрощения процедуры крымчанам рекомендуют заводить личные кабинеты на сайте налоговых органов, где будут отображаться все уведомления относительно земельного налога. Многие владельцы личных кабинетов уже получили суммы для оплаты. Некоторые жалуются на проблемный сервис оплаты. Об этом заявила и крымская журналистка Наталья Гаврилева.

«Зашла в личный кабинет, увидела, что мне уже выставлена сумма земельного налога. Я пошла по всем этапам и могу сказать, что у меня это очень плохо получилось. Почему-то моего ИНН в государственной базе не обнаружила. Поэтому форма оплаты онлайн у меня оказалась закрыта.

Вручную через РНКБ с меня тоже требовали указать ИНН, но там не было окошка. Пришлось через пресс-секретаря банка просить обратить внимание. В конечном итоге я все таки оплатила. Но система, насколько я знаю, не отработана», – рассказала она на пресс-конференции в Симферополе.

Группа риска

За каждый просроченный день оплаты налога будут начислять пеню. В группе риска окажутся владельцы участков, налог по которым составит меньше 100 рублей. Им не будут рассылать уведомлений об оплате – для получения информации придется обращаться в налоговую.

Проблемы могут возникнуть и у тех, кто не живет по месту официальной регистрации и не сможет вовремя получить налоговое уведомление, а также у жителей домов без доступа почтальона к почтовым ящикам.

Крымчанам, которые получили землю под индивидуальное жилищное строительство, но не успели построить и зарегистрировать строения в течение десяти лет, придется платить удвоенный земельный налог.

Эта норма ударит по всем, кто когда-либо пытался оформить в Крыму землю для строек.

Практика тысяч людей показала, что из-за бюрократии и коррупционного фактора этот процесс затягивается на долгие годы.

Источник: https://ru.krymr.com/a/29358889.html

Арендуем земельный пай: кто платит налог на землю?

Оплата земельного налога за пай

В принципе, ответить на поставленный вопрос можно и не залезая в юридические дебри*, надежно скрывающие различия между правовыми статусами земельного участка и земельного пая.

Для налоговых целей нам достаточно будет того, что и тот и другой являются объектами обложения земельным налогом. Об этом сказано в п. 270.1Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г.

№ 2755-VI (далее — НКУ).

При этом п.п. 270.1.2 НКУ уточняет, что налогообложению подлежат только те земельные доли (паи), которые находятся в собственности.

Уже из одного этого вы сами можете сделать вывод, что сельхозпредприятие — арендатор земельных паев к уплате земельного налога за них не имеет никакого отношения.

Его «налоговые» полномочия по договору аренды земпая ограничиваются выплатой арендной платы физлицу — арендодателю пая и удержанием с такой выплаты налога на доходы физических лиц.

А кто же в таком случае платит земельный налог? Прямой ответ вы найдете в п.п. 269.1.1 НКУ. В нем плательщиками земельного налога названы собственники земельных долей (паев). Казалось бы, все ясно и вопрос окончательно и бесповоротно исчерпан — земельный налог обязаны платить физлица**, с которыми у вас заключены договоры аренды паев.

Впрочем, осталась еще одна деталь, причем немаловажная, пусть не для самого сельхозпредприятия — арендатора пая, но для его арендодателя — физического лица. Дело в том, что в соответствии с п. 281.3 НКУ

на период действия фиксированного сельскохозяйственного налога (ФСН) владельцы земельных долей (паев) освобождаются от уплаты земельного налога при условии передачи их в аренду плательщику ФСН

Таким образом, если ваше предприятие является плательщиком ФСН (или собирается им стать с начала будущего года), то каждый из граждан, передавших вам свои земпаи в аренду, имеет (ну или получит в будущем году) право на указанную льготу по земельному налогу. Полагаем, они будут вам благодарны, если вы разъясните им этот приятный для них момент. При этом имейте в виду следующее.

По общему правилу, если право на льготу возникает в течение года, то освобождение применяется начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло это право (см. п. 284.2 НКУ).

Вместе с тем для подтверждения или приобретения статуса плательщика ФСН сельхозпредприятие ежегодно до 20 февраля подает налоговому органу комплект документов, перечисленных в п. 308.1 НКУ. После чего в течение 10 рабочих дней получает от налоговиков соответствующую справку (см. п.

 308.3 НКУ). Подробнее об этой процедуре читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 11, с. 15.

Выходит, совершенно не исключено, что в будущем году ваше предприятие сможет похвастаться такой справкой перед своими арендодателями земпаев не раньше первых чисел марта. Неужели это будет означать, что льготу по земельному налогу они получат лишь с апреля?

На наш взгляд, столь буквальное прочтение п. 284.2 НКУ здесь не уместно. Более того, в целом не уместно применять эту норму к рассматриваемой ситуации.

Почему, спросите вы? Да потому, что упомянутая справка подтверждает ваш статус плательщика ФСНс первого дня того календарного года, в котором она выдана. Значит, и физлица — арендодатели земельных паев получают свою «земельную» льготу с первого дня этого года. А в п.

 284.2 НКУ речь идет, как видим, о ситуации, когда право на льготу возникает в течение года. То есть это явно не наш случай.

Куда большую опасность для неосвобождения от земельного налога собственников земпаев, передавших их в аренду плательщикам ФСН, таит в себе консультация в Базе знаний, подкатегория 112.04.

В ней налоговики упрямо настаивают на том, что право на такое освобождение физлицу — арендодателю пая дает только тот договор аренды, который зарегистрирован в государственном земельном кадастре*.

С критикой такого фискального подхода вы давно знакомы из наших многочисленных публикаций на эту тему (см., например, «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 11, с. 28, № 26, с. 11, № 40, с. 43; 2014, № 22, с. 21). Такими же аргументами оперируют и суды, вплоть до высших инстанций. Так, в информационном письме ВАСУ от 28.12.2012 г.

№ 2614/12/13-12 («Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 11, с. 36) указывается, в частности, что налоговое законодательство не требует государственной регистрации договора аренды земельного участка (пая).

То есть такая регистрация/нерегистрация не должна помешать тому, чтобы квалифицировать тот или иной участок как находящийся в пользовании сельскохозяйственного товаропроизводителя.

А значит, мнение налоговиков о неосвобождении физлиц — арендодателей земельных участков, земельных долей (паев) от уплаты земельного налога в случае, если договоры аренды не прошли государственную регистрацию, можно смело игнорировать. Во всяком случае, у ваших арендодателей — собственников земельных паев есть все шансы отстоять причитающуюся им льготу по земельному налогу в судебном порядке.

Источник: https://i.factor.ua/journals/nibu/2014/december/issue-98/article-4078.html

Плата за землю для физических лиц

Оплата земельного налога за пай

В соответствии со ст.

 22 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для производства сельскохозяйственной продукции, осуществления сельскохозяйственной научно-исследовательской и учебной деятельности, размещения соответствующей производственной инфраструктуры, в том числе инфраструктуры оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, либо предназначенные для этих целей земли.

Граждане могут получить в собственность или пользование земли сельскохозяйственного назначения для ведения личного сельского хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота, ведения товарного сельскохозяйственного производства. Иностранцы и лица без гражданства не могут получить в собственность земли сельскохозяйственного назначения.

К землям сельскохозяйственного назначения относятся: сельскохозяйственные угодья (пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища и перелоги); несельскохозяйственные угодья (хозяйственные дороги и прогоны, полезащитные лесные полосы и другие защитные насаждения, кроме относящихся к землям лесохозяйственного назначения, земли под хозяйственными сооружениями и дворами, земли под инфраструктурой оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, земли временной консервации и т. п.).

Ставки налога за земельные участки сельскохозяйственных угодий (независимо от местонахождения) установлены ст. 272 Налогового кодекса.

В соответствии с этой статьей ставки налога за 1 га сельскохозяйственных угодий устанавливаются в процентах их нормативной денежной оценки в следующих размерах:

  • для пашни, сенокосов и пастбищ — 0,1%;
  • для многолетних насаждений — 0,03%.

За сельскохозяйственные угодья, предоставленные в установленном порядке и используемые по целевому назначению, в том числе военными сельскохозяйственными предприятиями, независимо от того, к какой категории земель они относятся, налог взимается по ставкам, определенным п. 272.1 указанной статьи (п. 272.2 ст. 272 Налогового кодекса).

Налог за другие земельные участки сельскохозяйственного назначения, не являющиеся сельскохозяйственными угодьями, взимается по ставке:

  • в размере 1% нормативной денежной оценки земли — за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена (независимо от местонахождения);
  • установленной ст. 275 этого Кодекса, — за земельные участки, расположенные в пределах населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена;
  • в размере 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АР Крым или по области — за земельные участки несельскохозяйственных угодий, расположенные за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена, занятые хозяйственными зданиями (сооружениями);
  • в размере 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АР Крым или по области — за земельные участки несельскохозяйственных угодий, расположенные за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена;
  • в размере 0,03% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АР Крым или по области — за земельные участки несельскохозяйственных угодий, расположенные за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена, занятые землями временной консервации (деградированные земли).

Предлагаем рассмотреть, в каком размере должна устанавливаться плата за аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, земельных долей (паев), какой коэффициент применяется к нормативной денежной оценке земель сельскохозяйственного назначения при исчислении сумм земельного налога или арендной платы за земельный участок, в каком случае освобождается от уплаты земельного налога физическое лицо при предоставлении земельных участков (земельных долей (паев)) в аренду.

Размер платы за аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения

Какую плату за аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, земельных долей (паев) должен получать собственник пая при заключении договора аренды?

Земельные отношения в Украине регулируются Земельным кодексом, а взимание платы за землю — Налоговым кодексом.

Согласно ст. 269 Налогового кодекса плательщиками налога являются собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи.

В ст. 270 этого Кодекса указано, что объектами налогообложения являются земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании, и земельные доли (паи), находящиеся в собственности.

В соответствии с Указом № 1529 заключение договора аренды земельной доли (пая) с выплатой арендной платы в натуральной или денежной форме является обязательным.

С целью повышения уровня социальной защиты крестьян — собственников земельных участков и земельных долей (паев), а также ответственности землепользователей за эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения Указом № 92 признана одной из приоритетных задач развития аграрного сектора экономики обеспечение повышения уровня социальной защиты сельского населения, в частности путем введения платы за аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, земельных долей (паев) в размере не меньше 3% определенной согласно законодательству стоимости земельного участка, земельной доли (пая) и постепенного увеличения этой платы в зависимости от результатов хозяйственной деятельности и финансово-экономического положения арендатора.

Арендные отношения в Украине регулируются Законом № 161, ст. 1 которого определено, что аренда земли — это основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и другой деятельности.

Статьей 5 этого Закона установлено, что арендаторами земельных участков являются юридические или физические лица, которым на основании договора аренды принадлежит право пользования земельным участком.

Согласно ст. 13 указанного Закона договор аренды земли — это договор, по которому арендодатель обязан передать арендатору земельный участок в пользование на определенный срок, а арендатор обязан использовать земельный участок согласно условиям договора и требованиям земельного законодательства.

В соответствии с определением, приведенным в ст. 21 Закона № 161, арендная плата за землю — это платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком.

Исчисление размера арендной платы за землю осуществляется с учетом индексов инфляции, если иное не предусмотрено договором аренды.

Учитывая вышеуказанное, плата за аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, земельных долей (паев) устанавливается в размере не меньше 3% определенной в соответствии с законодательством стоимости земельного участка, земельной доли (пая), которая постепенно увеличивается в зависимости от результатов хозяйственной деятельности и финансово-экономического положения арендатора и индексов инфляции.

Льготы при предоставлении земельных участков в аренду

Какие льготы по уплате земельного налога установлены для физических лиц и освобождаются ли от уплаты земельного налога физические лица — собственники земельных участков (земельных долей (паев)) при предоставлении земельных участков (земельных долей (паев)) в аренду?

В соответствии с п. 281.1 ст. 281 Налогового кодекса от уплаты земельного налога освобождаются:

  • инвалиды первой и второй групп;
  • физические лица, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет;
  • пенсионеры (по возрасту);
  • ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона № 3551;
  • физические лица, признанные законом лицами, пострадавшими вследствие Чернобыльской катастрофы.

Согласно п. 281.2 ст. 281 Налогового кодекса освобождение от уплаты налога за земельные участки, предусмотренное для соответствующей категории физических лиц п. 281.1 этой статьи, распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в границах предельных норм:

  • для ведения личного крестьянского хозяйства — в размере не более 2 га;
  • для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок): в селах — не более 0,25 га, в поселках — не более 0,15 га, в городах — не более 0,10 га;
  • для индивидуального дачного строительства — не более 0,10 га;
  • для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 га;
  • для ведения садоводства — не более 0,12 га.

В соответствии с п. 281.3 ст. 281 этого Кодекса от уплаты земельного налога освобождаются на период действия ФСН собственники земельных участков, земельных долей (паев) при условии передачи земельных участков и земельных долей (паев) в аренду плательщику ФСН.

Таким образом, физические лицасобственники земельных участков (земельных долей (паев)) имеют льготы по уплате земельного налога только при передаче земельных участков, земельных долей (паев) в аренду плательщикам ФСН.

Применение коэффициента при исчислении суммы земельного налога

Какой коэффициент следует применять к нормативной денежной оценке земель сельскохозяйственного назначения?

Постановлением № 1185 внесены изменения в Методику нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов, утвержденную постановлением № 213, и определено, что показатели нормативной денежной оценки 1 га пашни отдельного земельного участка, проведенной по состоянию на 01.07.95 г., применяются с коэффициентом 1,756. Указанное постановление вступило в силу 1 января 2012 г.

Следовательно, при исчислении суммы земельного налога или арендной платы за земельный участок плательщики должны применять коэффициент 1,756 к нормативной денежной оценке 1 га пашни отдельного земельного участка, проведенной по состоянию на 01.07.95 г.

Уплата налога за земельные участки, предоставленные для ведения садоводства

Должно ли физическое лицо — пенсионер, имеющее неприватизированный земельный участок в садоводческом товариществе, уплачивать земельный налог?

Статьей 35 Земельного кодекса определено, что граждане — члены садоводческого товарищества имеют право приватизировать земельный участок, и такая приватизация осуществляется без согласия на то других членов этого товарищества.

Земли общего пользования садоводческого товарищества являются его собственностью, к ним относятся земельные участки, занятые защитными полосами, дорогами, проездами, зданиями и сооружениями, а также другими объектами общего пользования. Использование земельных участков садоводческих товариществ осуществляется в соответствии с законом и уставами этих обществ.

Согласно ст. 116 этого Кодекса граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах полномочий, определенных Земельным кодексом.

В соответствии с пп. 281.1.3 п. 281.1 ст. 281 Налогового кодекса пенсионеры (по возрасту) освобождены от уплаты налога.

При этом освобождение от уплаты налога за земельные участки, предусмотренные для соответствующей категории физических лиц п. 281.1 этой статьи, распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в границах предельных норм, в частности для ведения садоводства — не более 0,12 га.

Основаниями для предоставления налоговых льгот являются особенности, характеризующие определенную группу налогоплательщиков, вид их деятельности, объект налогообложения или характер и общественное значение осуществляемых ими расходов (п. 30.2 ст. 30 Налогового кодекса).

Когда земельные участки приватизированы гражданами — членами садоводческого товарищества и каждый гражданин получил документ, удостоверяющий право на земельный участок, такие граждане, кроме тех, кому предоставлены льготы по уплате земельного налога согласно ст. 281 Налогового кодекса, самостоятельно уплачивают земельный налог в бюджет. За земельные участки общего пользования, находящиеся в собственности товарищества, земельный налог в бюджет будет уплачиваться товариществом.

Статьей 286 Налогового кодекса указано, что основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра.

Согласно ст. 126 Земельного кодекса документами, удостоверяющими право собственности или право пользования землей, является Государственный акт на право собственности на земельный участок и Государственный акт на право постоянного пользования земельным участком.

Учитывая вышеуказанное, если собственником земли или пользователем земельных участков, предоставленных для ведения садоводства, является садоводческое товарищество и члены товарищества не оформили право на свой земельный участок, то такое товарищество и будет плательщиком земельного налога в бюджет (включая земельные участки общего пользования).

Если физическое лицо имеет в собственности земельный участок, предоставленный для ведения садоводства, и этот участок удостоверяется Государственным актом на право собственности, то в этом случае указанное лицо должное самостоятельно уплачивать земельный налог, или оно имеет льготу по земельному налогу в соответствии со ст. 281 Налогового кодекса.

Источник: http://www.visnuk.com.ua/ru/pubs/id/5613

Закон для всех
Добавить комментарий