Перспективы суда при устном договоре о восстановлении автомобиля после ДТП

Исковое заявление о возмещении материального ущерба

Перспективы суда при устном договоре о восстановлении автомобиля после ДТП

Предлагаем скачать исковое заявление о возмещении материального ущерба, взять за основу иска представленный образец и воспользоваться нашими рекомендациями для составления и подачи заявления в суд.

С  точки зрения гражданского права исковое заявление о возмещении ущерба является классическим иском и способом защиты гражданских прав.

Обязанность лица возместить причиненный материальный ущерб вытекает из принципа возмещения убытков, закрепленных ст.

15 ГК РФ: реальным ущербом признается повреждение имущества или его утрата в результате действий другого лица, а кроме того, в убытки могут быть включены расходы на ремонт такого имущества и, возможно, неполученные доходы.

При взыскании материального ущерба в зависимости от правоотношений между истцом и ответчиком установлен ряд особенностей, например при взыскании с работника материального ущерба, возмещении ущерба в ДТП и др.

В данном случае будет рассмотрен общий вариант возмещения материального ущерба между сторонами гражданского правоотношения. Правила возмещения материального ущерба содержится в ст. 1064 ГК РФ, специальные – в гл.

59.

Составление искового заявления о возмещении материального ущерба

При подготовке искового заявления руководствоваться необходимо нормами материального права (соответствующих статей ГК РФ) и ГПК РФ (ст. 131 и 132 о форме и содержании любого искового заявления).

Истцом по делу является собственник предмета, которому причинен реальный ущерб и в результате чего оно оказалось поврежденным (или утраченным).

С ответчиком при этом он может состоять в договорных отношениях (например, арендных, связанных с передачей на хранение, подряда, в т.ч. строительного, и др.)

При этом если таким  имуществом собственник по каким-то причинам не владеет, сначала необходимо воспользоваться исковым заявлением об истребовании имущества из незаконного владения.

В исковом заявлении необходимо описать, какому именно имуществу (индивидуальные признаки) причинен вред, какими действиями (бездействиями) ответчика, в чем такой вред выразился (повреждение имущества, его утрата), в чем состоит причинно-следственная связь между ущербом и действиями (бездействием) ответчика. Желательно описать, каким именно образом получил доступ к имуществу ответчик.

В исковом заявлении обязательно приводится расчет причиненного ущерба в денежном эквиваленте (при этом в расчет включаются и денежные средства, необходимые для оплаты услуг по ремонту, когда истец привлекает других лиц).

Если самостоятельно оценить размер ущерба, который составит цену иска, сложно – можно воспользоваться услугами оценщика или составить заявление о назначении экспертизы (тогда расчет цены иска производить исходя из рыночных цен).

Доказательствами по делу станут свидетельские показания (как об обстоятельствах причинения вреда, так и по факту причиненного ущерба и его размера), письменные акты экспертизы, органов государственной власти (о привлечении к административной ответственности или об отказе в возбуждения дела), иные письменные доказательства. Если истец и ответчик состояли в договорных отношениях – прилагается копия соответствующего договора.

Может пригодиться:

Ходатайство об оценочной экспертизе

Исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии доверенности, удостоверенной в установленном законодательством порядке.

Подача искового заявления о возмещении материального ущерба

Исковое заявление и все письменные доказательства подаются в количестве экземпляров по числу лиц, участвующих в деле. При определении подсудности и подведомственности используются общие правила – иск подается в районный суд (если цена иска выше 50 000 руб.) по месту жительства ответчика. При цене иска менее 50 000 – в мировой суд.

Исковое заявление можно направить по почте или подать непосредственно в приемную суда. Обязательно до обращения в суд оплачивается госпошлина – определяется от цены иска. Копия квитанции об оплате госпошлины предоставляется в суд вместе с иском.

Образец искового заявления о возмещении материального ущерба

В ___________________________Истец: ______________________Ответчик: _____________________

о возмещении материального ущерба

«____» ______ ______ г. (указать дату, когда причинен ущерб) принадлежащему мне на праве собственности имуществу, а именно: _____________________(указать предмет, перечень имущества с индивидуальными признаками). Право собственности на указанную вещь (предметы) подтверждается ___________________(договор купли-продажи, свидетельство о регистрации права собственности и т.п.).

Материальный ущерб состоит в __________________________________________(какие признаки предмета утратили свои свойства, в чем состоит ущерб), в результате чего вещь потеряла свою функциональность (требует ремонта, замены, потеряла свои потребительские свойства).

Вред имуществу нанесен в результате действий (бездействия) Ответчика по его вине: _________________________ (описать, какими действиями был нанесен ущерб или в результате каких действий (бездействий) имуществу причинен ущерб). Факт причинения вреда подтверждается: __________________ (перечислить документы или обстоятельства причинения вреда).

Для определения размера причиненного материального ущерба по моему заказу проведена независимая оценка, проведенная ____________________ (реквизиты юридического лица или оценщика, действующего на основании лицензии).

В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 1064 Гражданского кодекса РФ, статьями 131—132 Гражданского процессуального кодекса РФ,

Прошу:

  1. Взыскать с __________ (Ф. И. О. ответчика) в мою пользу денежные средства в размере ____________ руб. в качестве возмещения материального ущерба, причиненного принадлежащему мне имуществу.

Перечень прилагаемых к заявлению документов (копии по числу лиц, участвующих в деле):

  1. Копии искового заявления
  2. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины
  3. Документы, подтверждающие расчет причиненного ущерба
  4. Документы, подтверждающий право собственности (законного владения) на имущество, которому причинен ущерб
  5. Другие доказательства, подтверждающие основания искового заявления о возмещении материального ущерба

Дата подачи заявления «___»_________ ____ г.                 Подпись: _______

Скачать образец:

  Исковое заявление о возмещении материального ущерба

Источник: https://vseiski.ru/iskovoe-zayavlenie-o-vozmeshhenii-materialnogo-ushherba.html

Верховный суд РФ разъяснил, как правильно оценить ущерб от ДТП

Перспективы суда при устном договоре о восстановлении автомобиля после ДТП

Верховный суд принял решение, очень важное для владельцев автомобилей и других транспортных средств. Оно касается оценки ущерба, причиненного в результате аварии.

Ведь, как правило, наибольшее количество споров вызывает именно оценка такого ущерба. Автовладельцы хотят получить как можно больше, а страховщики заплатить как можно меньше.

Причем до того момента, как появилась единая методика оценки стоимости восстановительного ремонта, возникновение споров логично объяснялось. Один эксперт считает по одной методике, другой – по второй, а судебный по-третьей.

Но, несмотря на то, что теперь порядок оценки прописан в законах и других нормативных актах практически досконально, вопросы по-прежнему возникают. Причем, как оказалось, сумму выплаты пострадавшему занижают сами судьи.

Аргументы для этого они представляют довольно неожиданные.

Определение стоимости на основе цены, указанной в договоре купли-продажи, незаконно

Разбираться со столь сложными спорами приходится Верховному суду. А пострадавшему приходится дожидаться компенсации несколько лет.

Итак история эта началась с того, что некто Володин в конце апреля 2015 года, двигаясь на своем мотоцикле, попал под колеса автомобиля, которым управлял некто Фомичев. В ГИБДД установили, что виновником ДТП является Фомичев.

Как изменятся ПДД на перекрестках

В результате аварии больше всего пострадал мотоцикл, который восстановлению не подлежал. При этом куплен он был буквально за три дня до аварии.

Надо сказать, что Фомичев был застрахован по ОСАГО с расширенным покрытием до миллиона рублей. Пострадавший Володин сначала обратился в свою страховую компанию за прямым возмещением ущерба. Однако страховщик отказался выплатить на том основании, что якобы водитель не представил документов о том, что он собственник мотоцикла.

При этом непонятно, что страховщик имел в виду: договор купли-продажи мотоцикла, а также свидетельство о его регистрации были предъявлены.

При этом при заключении договора с мотоциклистом и получении от него премии документов страховщику хватало. А для выплаты их недостаточно.

Также страховщик не назначил проведения технической экспертизы. Володин решил тогда провести независимую экспертизу за свой счет. Но на независимую экспертизу страховщик ни разу не направил своего эксперта, хотя его дважды приглашали телеграммой.

Оценка уничтоженного автомобиля от его стоимости, прописанной в договоре купли-продажи, не зависит. REUTERS

Между тем экспертиза установила, что повреждения мотоцикла таковы, что он не подлежит восстановлению. При этом эксперты указали, что стоимость этого транспортного средства на момент оценки составляет 1 миллион 156 тысяч рублей. А стоимость годных остатков – почти 149 тысяч.

Вычитаем одно из другого – получаем стоимость ущерба. То есть 1 миллион 7 тысяч рублей. Именно столько мотоциклист должен был получить в качестве компенсации за уничтоженную технику.

Однако по ОСАГО со своей страховой он мог рассчитывать на сумму не более 400 тысяч рублей. Но у виновника аварии ОСАГО было с расширением до миллиона рублей.

Поэтому Володин обратился в страховую компанию виновника аварии за выплатой по расширенному лимиту. И тоже получил отказ. Якобы отсутствуют документы о стоимости восстановительного ремонта транспортного средства.

То есть представленные результаты независимой экспертизы страховщика почему-то не устроили.

На подготовку водителей установят минимальные цены

Володин обратился в суд. При этом потребовав уплаты неустойки и штрафа. Но Озерский городской суд Московской области решил, что мотоцикл, купленный по договору купли-продажи за 650 тысяч рублей, не может стоить дороже после трех дней его эксплуатации. А поэтому ущерб, штраф и неустойку высчитывал именно из этой суммы. С этим согласилась и апелляционная инстанция Московского областного суда.

Однако с таким решением не согласился Верховный суд.

Под действительной стоимостью имущества понимается его рыночная стоимость, которая представляет собой текущую стоимость товара, определяемую на основе спроса и предложения в каждый конкретный момент на рынке.

То есть определение судом стоимости на основе цены, указанной в договоре купли-продажи, нельзя признать правильным и соответствующим положениям закона, установил ВС.

Определение действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая или размера расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая, требует специальных познаний. Суд должен был назначить экспертизу. Но ни один из нижестоящих судов этим не озаботился.

На этом основании ВС отменил решение нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.

Действительно, сумма, указанная в договоре купли-продажи, может быть ниже рыночной. Например, продавцу срочно нужны деньги, и он продает свой мотоцикл по дешевке.

Но это не означает, что покупатель купил дешевку. За те же деньги он не сможет приобрести точно такой же продукт, который достался ему с большой скидкой.

А закон при гибели имущества требует компенсации в размере действительной его стоимости.

Источник: https://rg.ru/2017/04/24/verhovnyj-sud-rf-raziasnil-kak-pravilno-ocenit-ushcherb-ot-dtp.html

«Я приехала не лично к слесарю, а на СТО». Владелица разбитой машины о суде с автосервисом

Перспективы суда при устном договоре о восстановлении автомобиля после ДТП

В два года уместилась эта неприятная автомобильная история. Началось все с того, что сотрудник СТО во время диагностики разбил чужой Renault Twingo. Сперва слесарь обещал компенсировать ущерб, его брат даже передал часть суммы.

Однако затем в разговоре все чаще стали звучать слова «завтра», «рассрочка», «подождите еще». Наконец, отчаявшись получить деньги, владелица автомобиля подала в суд на станцию техобслуживания и выиграла дело.

Руководитель сервиса с решением не согласен и собирается подать регрессный иск: «Настоящего виновника я планировал уволить со дня на день, но не успел…» Разбираемся в заковыристой ситуации.

«Я ждала окончательного решения, чтобы рассказать эту историю как назидание всем автомобилистам: не бойтесь отстаивать свою правоту в суде и требовать возмещения убытков», — в редакцию обратилась жительница Борисова, которая в одночасье лишилась средства передвижения.

Истории о покатушках сотрудников СТО, автомоек и химчисток на чужих машинах типичны. Как правило, они случаются в темное время суток, когда контроль за подчиненными снижен, автомобили берутся без спроса (читай — угоняются), часто это сопряжено с употреблением алкоголя. Однако в ситуации с Renault Twingo все было иначе.

Еще несколько лет назад наша собеседница владела этим небольшим автомобилем (2008 г. в.), комплектация и состояние которого ее полностью устраивали, то есть менять машину она не планировала.

— В сентябре 2016 года я решила пройти техосмотр, так как подходил срок. Оплатила госпошлину, поехала на диагностическую станцию.

Там оказалось, что быстро и легко не получится — необходимо привести в порядок тормозную систему и рулевое управление, — демонстрирует диагностическую карту с соответствующими отметками женщина. — Это серьезное замечание.

Срок устранения неисправностей ограничен. Поэтому я решила не откладывать дело в долгий ящик и воспользоваться услугами СТО, которая находится в приметном месте.

Автосервис, о котором пойдет речь, выглядит как типичная станция техобслуживания: ворота, боксы, подъемники, люди в спецодежде… Таких станций в Беларуси десятки, если не сотни.

— Ранее я никогда туда не обращалась. Но мне было удобно оставить машину именно там, поскольку СТО находится между домом и работой, — объясняет мотив автовладелица. — Подошла к боксам, которые были открыты.

Сотрудник в спецодежде, посмотрев диагностическую карту, предложил загнать машину в бокс, поднял ее, что-то рассматривал. Затем написал на бумажке, какие детали нужны. Я сразу же их заказала, воспользовавшись услугами магазина, который находится на территории сервиса.

Автослесарь был очень корректен, внимателен и вызывал доверие.

«Отмечу, что никаких заявок на момент диагностики я не оформляла. Только после заказа деталей мне предложили пройти в бухгалтерию и оформить заявку»

Вскоре автомобиль был готов. На следующий день владелица приехала на СТО, рассчиталась и забрала машину.

— Мастер предупредил, что возможен писк тормозных колодок, который должен пропасть через две недели. Отметки об этом в заказ-наряде я не делала, поскольку не знала о таком порядке. Сотрудники сервиса не сообщили, что у меня есть такое право, — обращает внимание хозяйка Renault.

Опытные автомобилисты знают об этом техническом нюансе и в курсе, что звук со временем исчезает. Однако, как показалось владелице Twingo, писк через пару недель не только не пропал, но еще и усилился. Тогда женщина вновь обратилась на станцию.

— Мне обещали перезвонить, но никто этого не сделал. Тогда я снова связалась с СТО, поскольку подходил срок, отведенный на устранение неисправностей, а 20 сентября (спустя две недели после ремонта) приехала туда, — вспоминает собеседница.

— Однако в тот день все подъемники были заняты. Мастер предложил пройти техосмотр, а если звук не пропадет, приехать в другое время.

К руководству сервиса я не обращалась, поскольку сотрудник вел себя профессионально, вежливо, к тому же подъемник в это время был занят.

Несмотря на странный писк, пройти техосмотр удалось. Тем не менее звук по-прежнему раздражал, и владелица автомобиля в очередной раз обратилась на СТО.

— Через месяц после ремонта, 6 октября, я вновь позвонила сотруднику станции. Он ответил, что свободных мест нет, и предложил приехать в 9 утра на следующий день, — продолжает женщина. — Загнав машину в бокс, я осталась на территории сервиса.

За мной пришел еще один клиент, который оказался моим знакомым (город небольшой, ранее мы вместе работали). Видели, как мастер выезжал из бокса. При этом двое коллег автослесаря тоже рассматривали колеса.

По их действиям я поняла, что они не могут определить, какие колодки пищат — передние или задние. После этого сотрудник выехал за пределы СТО.

По словам собеседницы, документы мастеру, который находился за рулем, она не передавала. Техпаспорт, страховка и пр. находились в сумке в салоне автомобиля.

— Я понимала, что человек проверяет мою машину. Конечно, ни о каком угоне и речи не могло идти, — подчеркивает владелица Renault.

«Автомобиль разбили в 500 метрах от сервиса»

Спустя двадцать минут отсутствия автомобиля женщина заволновалась. Обратилась в офис: где ваш сотрудник? Там попросили подождать. А вскоре приехал ее знакомый, с которым она ранее случайно пересеклась на СТО, и сказал, что в 500 метрах от автосервиса ее Twingo попал в аварию.

Увиденное не могло не шокировать: машина сильно повреждена, передняя часть деформирована полностью, выстрелили подушки безопасности.

Судя по документам, которые предоставила нам владелица автомобиля, в аварии усматривалась вина сотрудника СТО. Он не справился с управлением и выехал на встречную полосу, где произошло столкновение с «Газелью». Пострадал пассажир микроавтобуса, а также сам автослесарь, не пристегнувшийся ремнями безопасности.

По словам хозяйки Renault, несколько месяцев молодой человек провел в больнице, у него был диагностирован перелом бедра.

— Как только узнала о произошедшем, выехала на место ДТП, потребовались мои пояснения, — рассказывает собеседница. — А когда освободилась, поняла, что у меня нет никаких документов от СТО. Например, заказ-наряда. Вернулась на станцию, однако директор в выдаче документов отказал. Он продемонстрировал СТБ-1175, о существовании которого я ранее не подозревала.

Разумеется, владелица машины не намерена была сдаваться. На следующий день, по ее словам, она вновь обратилась к руководству сервиса, ведь автомобиль для ремонта передавался не лично слесарю, а СТО. Ей предложили дождаться заключения ГАИ, мол, вдруг виноват другой водитель?

— Когда инспекторы вынесли решение, то я выслала претензию в адрес станции заказным письмом, — говорит женщина. — Через некоторое время позвонил директор сервиса и предложил решить вопрос с виновником ДТП мирно. Встреча состоялась. Тот пообещал возместить ущерб.

Вместе мы проанализировали рынок и пришли к выводу, что такой автомобиль стоит 4 тысячи долларов в эквиваленте. Парень просил дать ему время до Нового года. Мы пошли навстречу: все-таки человек оказался в сложном положении, находится в больнице, жена в декретном, маленький ребенок.

Тем более что вскоре его брат передал нам 990 рублей.

«Руководство станции отказывалось компенсировать ущерб»

Затем последовал длительный период реабилитации. Виновник ДТП по-прежнему просил повременить. Обещал, что директор СТО поможет рассчитаться, а он, дескать, выйдет с больничного и отработает.

— Он также попросил продать останки моего автомобиля и вычесть полученную сумму из долга, — показывает бумаги собеседница. — Машину выставили на продажу, ею долгое время никто не интересовался, пока не приехали покупатели из России. Сделку оформили документально.

«Остальное виновник аварии обещал выплатить в течение года, но больше я не получила ни копейки»

Отметим, что до этого владелица автомобиля обратилась за независимой оценкой. Эксперт сделал заключение, что наступила гибель Renault, то есть восстановление экономически нецелесообразно.

— На данный осмотр я письменно приглашала все заинтересованные стороны, включая виновника ДТП и руководство СТО. Директор сервиса от подписи отказался, — отмечает женщина.

Периодически она звонила автослесарю, спрашивала при встрече в городе, мол, когда компенсирует убытки. В конце концов тот сообщил, что директор СТО отказался продлевать с ним контракт, денег у него нет и предложил подавать в суд.

Через год после случившегося хозяйка Twingo начала юридический процесс. Написала заявление в милицию, чтобы выяснить важный момент: так кто диагностировал ее машину — частное лицо или СТО?

— Вскоре получила ответ, — листает бумаги собеседница. — Подтвердилось, что слесарь на тот момент официально работал на автосервисе. Мне также было предложено обратиться в суд, что я и сделала, предварительно заключив договор с адвокатом.

В марте 2018 года было направлено исковое заявление. Ответчиком выступала именно станция техобслуживания. Это был первый опыт доказывания правоты в таком порядке для женщины. Она вспоминает, что процесс вышел волнительным, она сильно переживала, поднималось давление. Как-никак стресс.

— Директор СТО не признавал иск. Предлагал заявлять об угоне со стороны слесаря. Ссылался на то, что якобы у нас сложились некие личные отношения с мастером, к которому я обращалась в частном порядке.

Хотя это не выдерживает критики — я же не приехала к нему в гараж или во двор, а обратилась именно на станцию. Ранее я оплачивала услуги по ремонту через кассу, — удивляется владелица Renault.

— Моя позиция была простой: рассчитайтесь со мной, а потом разбирайтесь со своим сотрудником.

Решение суда было в пользу истицы: взыскать с автосервиса около 6000 рублей (компенсация за поврежденный автомобиль, моральный вред и судебные расходы).

— Директор СТО не согласился с решением, запросил мотивировочную часть, а потом подал кассационную жалобу. Однако решение оставили в силе, — продолжает женщина.

— Наконец я получила исполнительный лист и обратилась к судебным исполнителям, так как руководитель станции отказался добровольно оплачивать ущерб.

Была произведена опись имущества, и только когда его готовы были вывозить, поступили средства.

Это произошло в конце сентября 2018 года. То есть спустя почти два года после ДТП!

— Во время заседания суда четко дали понять, что у СТО есть право подать регрессный иск в отношении автослесаря, — говорит собеседница.

Директор СТО: «Крайним сделали автосервис, а точнее — меня, хотя в этой истории было три участника»

Чтобы разобраться в ситуации, мы попросили высказать свою позицию директора СТО. Важно было понять, почему он не признал решение суда, собирается ли выставить регрессный иск, как сложились отношения с бывшим сотрудником?

Директор автосервиса демонстрирует нам копию решения суда, исчерканную маркерами:

— История действительно интересная. В ней фигурировали три стороны — заказчик, слесарь и станция. Но почему-то крайней сделали СТО. Данный сотрудник работал более года. На первых порах зарекомендовал себя неплохо, однако вскоре после заключения с ним контракта нам поступили исполнительные листы из судов по гражданским делам.

Мужчина показывает четыре документа, в которых фигурируют немалые суммы.

— А в частной беседе, когда мы с ним обсуждали этот вопрос, он говорил про деньги с пренебрежением: «Три тысячи долларов — это ничего…»

Решение о непродлении контракта с ним я принял еще до происшествия. Собирался уволить со дня на день. И не только из-за долгов.

К нему было много претензий: постоянные опоздания, периодические отсутствия на рабочем месте без уважительных причин, что приводило к затягиванию сроков ремонта автомобилей. Так, в день аварии он не присутствовал на утренней пятиминутке.

Я ведь после ДТП провел служебное расследование, взял объяснения. Другой сотрудник пояснил, что автослесарь появился на станции около 9 часов утра. А рабочий день начинается в 7:45. В 7:50 я провожу пятиминутку.

— У вас было желание помочь ему? Все-таки человек оказался в сложном положении.

— Вы знаете реальное положение дел в сфере техобслуживания? — вздыхает руководитель СТО. — Как думаете — если бы это был ценный кадр, я бы после случившегося отпустил его? Намек понимаете? Что представляет из себя этот слесарь? И если это не так, то почему, поработав в Минске, пройдя огонь, воду и медные трубы в Борисове, он нигде не задержался. О чем это говорит?

Ведь он жаловался на меня, приходили из инспекции по труду, проводили проверку — ничего не нашли! Он также занимался подлогом. Уверял, будто я дал команду на выезд, ссылался на двух других сотрудников. Только те в объяснительных не подтвердили данный факт.

Он нарушил должностные обязанности. На суде сослался, что я якобы на пятиминутках давал указание о том, что разрешается контрольный пробег. Да, но когда это оформлено официально. К тому же контрольный пробег проводится после произведенного ремонта. Замечу, что владелица машины приехала на диагностику, а не на ремонт.

Директор автосервиса недвусмысленно дает понять, что намерен подавать регрессный иск. Более того, он считает, что есть основания для уголовного преследования его бывшего сотрудника:

— По сути, ни я, ни владелица автомобиля не давали разрешения выезжать за пределы станции.

Вот что хозяйка машины поясняла в суде: «Во время ожидания я видела, как мастер СТО сел за руль моего автомобиля, стал на нем двигаться по территории СТО. Затем выехал за ее пределы.

При этом мастер не предупреждал меня о том, что ему необходимо выехать за пределы, и не спрашивал моего согласия». О чем это говорит? Как это трактуется? Са-мо-воль-но!

Также собеседник считает, что общение между хозяйкой Renault и мастером происходило на личном уровне. Именно об этом он говорил во время суда: «Собственница машины прошла техосмотр после первого обращения к нам.

Годность транспорта подтверждена. То есть услуга была оказана качественно.

А накануне дня происшествия автослесарь позвонил с личного номера владелице автомобиля и предложил ей приехать на СТО якобы для устранения недостатков, выявленных при ранее произведенном ремонте».

Юрист: «Договор о диагностике автомобиля может быть заключен как письменно, так и устно»

Источник: https://auto.onliner.by/2018/10/24/dtp-remont

Суд объяснил, какое столкновение автомобилей считается ДТП

Перспективы суда при устном договоре о восстановлении автомобиля после ДТП

Само по себе столкновение двух автомобилей – еще не дорожно-транспортное происшествие. А поэтому у водителя не возникает обязанности немедленно остановить автомобиль, выставить знак аварийной остановки и не перемещать предметы. А также не оставлять место происшествия.

К такому неожиданному выводу пришел председатель суда Ненецкого автономного округа, разбирая дело гражданки Медведевой, которую ранее лишили прав за оставление места ДТП.

На парковках регулярно случаются такие ситуации: кто-то пытался выехать в узком пространстве, случайно задел соседнюю машину, не заметил этого и уехал. Владелец пострадавшего автомобиля вызывает ГИБДД.

При этом на уехавшего водителя заводится административное дело за оставление места ДТП. За это предусмотрена ответственность частью 2 статьи 12.

27 Кодекса об административных правонарушениях в виде лишения прав на срок от года до полутора лет.

камеры выявили много поддельных полисов ОСАГО

Подобная история произошла с гражданкой Медведевой. Она выезжала с парковки задним ходом, потом выровняла автомобиль и поехала вперед, как вдруг сзади раздался сигнал. Она остановилась, к ней подошел мужчина и сказал, что она наехала на припаркованный “ВАЗ”. Медведева осмотрела свою машину и “ВАЗ”, повреждений не увидела и уехала.

Однако свидетель сообщил о происшествии в дежурную часть. Он же встретил вышедшего из магазина хозяина припаркованного “ВАЗа” и рассказал ему о наезде. А вечером к Медведевой приехали сотрудники ГИБДД и оформили протокол о неисполнении обязанностей при ДТП.

Мировой суд признал ее виновной, несмотря на заявления о том, что она звука столкновения не слышала и повреждений на машинах не обнаружила, и лишил прав на год.

При этом суд сослался на то, что повреждения на автомобилях усмотрели сотрудники ГИБДД: нитевидную царапину на заднем бампере автомобиля обвиняемой и повреждение лакокрасочного покрытия на правом переднем крыле “ВАЗа”.

Выводы мирового судьи поддержал и городской Нарьян-Марский суд. Однако председатель суда Ненецкого автономного округа признал решения нижестоящих судов незаконными. И вот по каким основаниям. Мировой суд установил, что Медведева при движении на своем автомобиле задним ходом совершила наезд на стоящий “ВАЗ”, после чего уехала.

Само по себе соприкосновение машин между собой без последствий, указанных в правилах, не может квалифицироваться как ДТП

Это подтверждается доказательствами, исследованными мировым судьей, и по существу не оспаривались Медведевой. Хотя она и заявила, что столкновения при совершении маневра не слышала.

ГИБДД раскрыла положение всех камер фотовидеофиксации нарушений ПДД

Признавая ее виновной, мировой судья сослался на имеющиеся в материалах дела доказательства, а именно: на протокол об административном правонарушении, схему места ДТП, справку о ДТП, а также на письменные объяснения пострадавшего и самой обвиняемой.

Но выводы мирового судьи о наличии дорожно-транспортного происшествия, предусмотренного Правилами дорожного движения РФ, сделаны были без всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности на основании доказательств, представленных ГИБДД.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге автомобиля и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления указанных последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные правилами при ДТП, указал председатель суда.

Если касание машин не расценивается как авария, то водитель не обязан остановиться, выставить знак аварийной остановки и вызвать ГАИ

В то же время в протоколе об административном правонарушении нет указаний о наличии каких-либо последствий наезда автомобиля Медведевой на “ВАЗ”. В объяснении владельца “ВАЗа” нет сведений о том, что его автомобилю был причинен какой-либо материальный ущерб.

Сама Медведева отрицает повреждение своей машины в результате наезда. Из справки о ДТП видно, что на автомобилях есть повреждения.

Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда.

Оформить ДТП можно будет на смартфоне

То, что по данному делу не проводилась автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин, не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с их участием. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП.

А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.

В общем, чтобы доказать, что авария была, необходимо, чтобы были повреждения на автомобилях, и еще требуется доказать, что они появились в результате взаимодействия этих машин.

Действительно, об аварии в данной ситуации сотрудникам ГИБДД и потерпевшему стало известно только со слов свидетеля. Пострадавший не предъявлял материальных претензий.

Виновница якобы произошедшего ДТП тоже не заметила никаких повреждений своего автомобиля.

Получается, что авария высосана из пальца сотрудниками ГИБДД только на основании показаний некоего свидетеля, который неизвестно что увидел, при этом суды его не допрашивали.

Разъяснение “РГ”

Напомним, в каких случаях водитель может спокойно уехать с места ДТП и ему за это ничего не будет. Все они прописаны в правилах дорожного движения и законе об ОСАГО. Увы, водителям необходимо знать постулаты этих документов. Потому что правила дорожного движения отсылают именно к закону об ОСАГО.

Если в аварии получили повреждения только автомобили и не пострадали люди, то можно передвинуть машину на обочину и оформить аварию без вызова ГИБДД. То есть по Европротоколу. На обе машины должны быть оформлены полисы ОСАГО. При этом не причинен ущерб третьим лицам. Например, ни одна из машин не въехала в отбойник или тросовое заграждение.

Если у автовладельцев вообще нет претензий к друг другу, то также можно смело уезжать.

Источник: https://rg.ru/2019/09/23/sud-obiasnil-kakoe-stolknovenie-avtomobilej-schitaetsia-dtp.html

Варианты аннулирования договора купли-продажи автомобиля между физ лицами

Перспективы суда при устном договоре о восстановлении автомобиля после ДТП

Привет всем любителям и пользователям авто!

Сегодня я ознакомлю вас с таким щепетильным вопросом, как аннулирование договора купли продажи автомобиля покупателем или продавцом.

В повседневной практике продаж автомашин с пробегом, с какой бы осторожностью ни проводилась сделка, все равно часты случаи обнаружения всяческих крупных «сюрпризов» уже после её заключения.

Зачастую, столкнувшись с серьезными неприятностями после сделки, ее участник желает расторгнуть договор, но не знает возможно ли это, с какой стороны подступиться к делу и с чего начинать.

Иногда незнание своих юридических прав, приводит к импульсивным и глупым поступкам, наподобие физического рукоприкладства, что может запросто вылиться в уголовное производство и еще большие потери – финансовые и не только. Ведь такой исход вам точно не нужен.

Поэтому я написал для вас обзор на тему аннуляции и оспаривания договоров купли-продажи (ДКП), чтобы, если вдруг возникнет надобность, вам было что прочитать по этому поводу.

Аннулирование покупателем

Для начала давайте разберемся в главных ключевых моментах. Сперва я перечислю основные причины, по которым чаще всего происходит расторжение ДКП:

  • Покупка машины с серьезными или неустранимыми повреждениями, имеющей выявленные покупателем скрытые дефекты;
  • Покупка машины с характеристиками существенно отличными от заявленных;
  • Покупка машины являющейся залоговым имуществом.

Теперь о важном юридическом нюансе. При расторжении ДКП используется следующий основной правовой рычаг:

«Гражданский кодекс РФ» – применяется в случае, если обе стороны являются физическими лицами (продавец и покупатель).

Чаще всего инициатором расторжения такого ДКП бывает покупатель и чаще всего, так или иначе, обманутый продавцом.

К сожалению, и к удивлению многих новичков в тяжбах такого рода, прославленным в судах законом «О защите прав потребителей», при заключенном между физлицами ДКП, воспользоваться не удастся. Этот закон предусматривает «разбор полетов» только если одна из сторон является юридическим лицом.

Но не беда. В качестве основной законодательной базы тут вполне успешно выступает статья 450 и некоторые другие статьи «Гражданского кодекса».

Согласно пункту 2.1 этой статьи ДКП можно расторгнуть, имея на это существенное основание. Вот на сей момент обратите особенное внимание. В пояснении к этому пункту дается определение, что именно подразумевается под «существенным основанием».

Внимание! Существенным основанием для расторжения ДКП служат обстоятельства, при которых покупатель, по факту, оказывается лишен значительной части того, за что он заплатил деньги согласно договору.

То есть это означает, что вы не вправе требовать полного расторжения ДКП, если обнаруженные после сделки «косяки» не имеют особой значимости ни по отдельности, ни в совокупности.

Установить существенность недостатка вправе только суд на основании собственных убеждений, положений закона и выводов экспертов исключительно по техническим вопросам.

К существенным недостаткам относятся:

  • Снижение ресурса (срока службы) изделия, заложенного изготовителем, утрата товарной стоимости изделия.
  • Неустранимый дефект базовой детали изделия или дефект базовой детали изделия, возникший вновь после его устранения в соответствии с рекомендованной ремонтной технологией.
  • Дефект или совокупность дефектов, стоимость устранения которых с утратой товарной стоимости изделия составляет не менее 10% стоимости нового изделия.
  • Если выявлен дефект несущей конструкции (кузова, рамы).
  • Выявлены дефекты хотя бы трех основных агрегатов (двигателя, КПП, раздаточной коробки, заднего моста в сборе, переднего моста в сборе и т.п.), удовлетворяющие хотя бы одному из условий, указанных в предыдущем списке.

В этом случае вы вправе просить лишь соответствующей компенсации, что, правда, будет весьма затруднительно осуществить в принудительном порядке. Мое мнение таково, что если вы просмотрели какие-либо мелочи и продавец не согласен вернуть за них соответствующую сумму, то дешевле будет потратиться самому, нежели устраивать из-за этого малоперспективное судебное разбирательство.

Итак, основополагающие моменты мы уяснили, теперь перейдем непосредственно к способам расторжения ДКП между физлицами.

Аннулирование по соглашению сторон

Это самый оптимальный и малозатратный вариант как по деньгам, так и по времени и нервотрепке. Тут следует учесть, что существует две категории расторжения по соглашению сторон:

  • Техническая;
  • Классическая.

Техническое расторжение договора

Применяется в различных случаях каких-либо нестыковок в процессе заключения сделки, делающих ее нежелательной для обеих или одной стороны. Ну, например, вы вдруг решили купить другую машину у этого же продавца, или на авто кто-то оставил залог и явился чуть позже установленного срока и т. п. частности.

В этом случае, расторгнуть ДКП согласны обе стороны, никаких конфликтов не возникает и дело приобретает чисто технический оборот. А делается это так:

  • Если ДКП просто составлены и подписаны в частном порядке, без привлечения каких-либо регистраций и заверений, то они так же просто уничтожаются физически, на чем сделка считается расторгнутой;
  • Если же была сделана запись в ПТС (паспорт транспортного средства), то эта запись зачеркивается и зачеркнутое поле визируется надписью типа: «Договор расторгнут», рядом с которой ставятся подписи сдельщиков (подписи заверять не нужно);
  • Если ДКП заключался с привлечением нотариуса, ТС (транспортное средство) успели перерегистрировать и т. п., то аннуляция происходит с обратной перерегистрацией и нотариальным заверением аннулирования сделки.

Классическое расторжение договора

В этом случае покупатель убеждает продавца расторгнуть ДКП по согласию сторон, по прошествии какого-либо времени после сделки.

Такое расторжение лучше проводить письменно (в свободной форме) даже если согласие полное и бесконфликтное. На деле это, конечно же, бывает редко. Чаще всего со стороны продавца возникает минимум недовольство, а максимум открытое противодействие. Действительно, ведь деньги продавец мог уже потратить, да и просто отдавать лежащее уже в кармане для многих очень тяжело психологически

В случае явного нежелания партнера по сделке ее расторгнуть, вам следует поступить так, как описано ниже.

После не возымевших действие устных предложений и требований (при свидетелях, могущих подтвердить это в суде) аннулирования ДКП, вы должны составить письменную Претензию (в свободной форме), в которой ясно и четко будет указано следующее:

  • Подробный перечень дефектов и несоответствий, выявленных вами в ходе эксплуатации;
  • Настоятельное предложение о добровольной аннуляции ДКП с возвратом денежных средств;
  • Предупреждение о судебном иске продавцу в случае его отказа от добровольного сотрудничества.

Данный документ вы скрепляете своей подписью (с датой) и отправляете на почтовый адрес продавца. С этой Претензии снимается копия и остается у вас. Не теряйте квитанцию об отправке!

Внимание! Отправку такой Претензии осуществляйте только заказным письмом с уведомлением отправителя о вручении.

После отправки на ожидание ответа отводится время в один месяц. По его прошествии вы уже в полном праве подавать иск в суд.

Аннулирование в судебном порядке

Мой вам совет: подобные судебные иски лучше всего подавать при помощи профильного юриста, что повышает шансы на успех.

Сам иск обычно подается по адресу регистрации ответчика, но это не особо принципиально. К судебному разбирательству нужно подготовить все касающиеся сделки документы, даже второстепенного значения.

Место рассмотрения дела о расторжении договора зависит от того, на какую сумму была заключена сделка. Так, гражданские дела по имущественным спорам при цене иска до 50 тыс. руб. рассматриваются мировым судьей, более 50 тыс. руб. — в районном (ст. 23, 24 ГПК).

Порядок действий истца я представлю вам в нижеследующей последовательности.

Составить иск

Сперва вы (желательно с юристом) составляете сам иск. В нём вы указываете:

  • Ясно и четко все обстоятельства дела;
  • Период эксплуатации вами ТС купленного у ответчика;
  • Подробный перечень всех выявленных существенных дефектов и несоответствий – именно существенных, т. к. «плач Ярославны» по поводу плохо действующего стеклоподъемника рассмотрен не будет;
  • Прописать нанесенный вам ответчиком, по вашему мнению, ущерб в обоснованном денежном эквиваленте;
  • Просить об аннуляции договора купли-продажи, взыскании с ответчика уплаченных ему денег, а также сумм компенсации ущерба (если таковой был нанесен) и судебных издержек. При этом вы должны ссылаться на «Гражданский кодекс» (ст. 450, 469, 470).

Бланк искового заявления можно скачать.

Если иск подан в рамках ФЗ «О защите прав потребителей», то согласно ст. 15 ФЗ вы вправе требовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера имущественного вреда.

Судебная практика по данному вопросу разная. Был случай, когда истец просил взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб., а суд взыскал — 5 000 руб, истец просил взыскать 10 000 руб, суд столько и взыскал.

Затем, перед подачей иска, вы должны выслать его копию продавцу (заказное письмо, уведомление, квитанцию сохраняете);

Подать в суд

Перечень документов для подачи следующий:

  • Исковое заявление с чеком оплаты судебных сборов;
  • ДКП с нотариальной заверенностью;
  • Акт приема-передачи ТС, если он составлялся;
  • Ксерокопию отосланной ранее продавцу Претензии с квитанцией об отправке;
  • Квитанцию об отправке продавцу копии судебного иска.

Не забудьте оплатить гос пошлину в сумме 300 руб. при подаче иска о расторжении договора купли-продажи ТС в суд. Если вы предъявляете требования о возврате суммы авто по сделке и компенсации вреда, то сумма гос пошлины будет выше, так как в этом случае она зависит от цены иска.

Внимание! После начала судебных заседаний крайне желательно подать ходатайство на спецэкспертизу ТС, для проверки и визирования всех указанных в иске дефектов и несоответствий.

Если в деле присутствует заключение этой экспертизы, то суд, обычно, выносит решение основываясь именно на нем. Оплата за спецэкспертизу ТС взимается только по вынесении судебного решения вместе с судебными издержками с проигравшей стороны.

Аннулирование продавцом

Конечно, продавцы намного реже выказывают стремление вернуть проданное авто, но такие ситуации иногда бывают. Например, в случаях, когда продажа осуществлялась с частной рассрочкой платежа, а покупатель отказался выплачивать всю сумму по той или иной причине (не обязательно злонамеренной).

Продавцу, как и покупателю, сперва нужно обязательно обратиться к партнеру по сделке с предложением решить вопрос по обоюдному согласованию. Если уговоры действия не возымели, то также отправляется Претензия, по описанной уже схеме, с требованием возврата авто.

По прошествии месячного срока ожидания, при условии молчания адресата, можно подавать исковое заявление и требовать возврата машины через суд. Весь процесс аналогичен уже описанному, за исключением проведения спецэкспертизы транспортного средства, которая не требуется.

Однако, она может понадобиться, если авто, по решению суда, будет возвращено владельцу в ненадлежащем виде и это спровоцирует второй иск о возмещении ущерба (нанесенного автомобилю).

Советы

  • Всегда сохраняйте все документы, касающиеся дорогостоящего имущества, даже если они второстепенного значения.
  • Тщательное обследование автомобиля перед его покупкой резко снижает риск последующих неприятностей, хлопот и судебных тяжб.
  • Продавцу лучше всего соглашаться на частную рассрочку платежа только в исключительных случаях, с людьми которым можно доверять.

Заключение

Из данной статьи ясно видно, что к серьезным вещам и сделкам нужно относиться серьезно. Безалаберность в вопросах оформления и сохранения документации на авто может стать причиной последующей головной боли и проигрышей в суде, с материальными и моральными издержками.

А в каких случая вам приходилось расторгать договор? И не сложно было это сделать? Может у вас целая детективная история? — если так, то отлично! Ну в том плане, что всем интересно будет)) Расскажите об этом в комментах к статье. А также, я, по традиции, из того, что вы напишите, выберу интересное и/или полезное и добавлю в статью с указанием вашего авторства!

В завершение посмотрите этот феерический видеоролик, после которого так и хочется встать на лыжи, покататься на скейте, велосипеде… Да хотя бы побегать по стадиону. Это же классно! 

На этом я прощаюсь с вами, уважаемые посетители моего блога. Не забывайте дарить ценную информацию вашим друзьям через социальные кнопки. Подписывайтесь для удобства на обновления блога.

Будьте бдительны на дорогах и активны по жизни. Всего вам наилучшего.

Этой статьей стоит поделиться с друзьями. Жми!

Источник: https://kulikavto.ru/kuplya-prodazha/annulirovaniya-dogovora-avtomobilya.html

Закон для всех
Добавить комментарий