Пострадавшие в ДТП вымогают деньги после выплаты без составления расписки

Справки о ДТП отменили. Что делать?

Пострадавшие в ДТП вымогают деньги после выплаты без составления расписки

Шесть дней назад на пикабу был пост про отмену справок о ДТП.

И судя по м, народ не понимает, что теперь делать.

Не волнуйтесь, страховые тоже толком не понимают. Но обо всем по порядку.

С 20 октября вступил в силу новый Административный регламент исполнения МВД России государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения.

И этим Админрегламентом жизнь водителям осложняется сразу по трем направлениям. Для наглядности буду приводить сравнение редакций из старого и нового Админрегламента.

1. Камеры теперь могут ставить в зонах, где скорость ограничена временными знаками желтого цвета.

Обосновывая замечательность этой меры, представитель ГИБДД уточнил, что устанавливаться такие камеры будут владельцами дорог с учетом срока проведения ремонта и по особым правилам, которые разработаны ГИБДД, и уже переданы в Росавтодор (не знаю, что там передавали, но на сайте Росавтодора и Минтранса не нашел).

На практике теперь сотрудник ДПС (да и не только) может поставить где-нибудь за городом временный знак и с использованием «средства автоматической фиксации» повышать свой уровень жизни.

2. Право останавливать автомобили для проверки документов теперь снова есть в любом месте дороги, а не только на постах ДПС.

По словам представителя МВД России,

ограничивающий полномочия гаишников приказ, принятый пять лет назад, был ошибкой с учетом «транспортной логистики и географии нашей страны.

То есть многолетняя борьба с «палочной системой», при которой водителя без особого повода могут остановить в любом месте, теперь официально признана ошибкой.

3. Но вернемся к отмене справок о ДТП и почему это может стать проблемой с получением выплат от страховой.

Новым Админрегламентом справка о ДТП исключена из перечня документов, которые выдаются на месте ДТП. Примечательно, что сам приказ МВД об утверждении формы этой справки утратившим силу не признан. Meine Respektierung силе юридической мысли нашего МВД.

Так зачем нужна именно эта справка?

А затем, что ее предоставление среди прочих документов прямо предусмотрено пунктом 3.10. Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Вот такая коллизия правовых норм между новым Админрегламентом и документом Банка России от 19.09.2014 № 431-П.

Формально без этой справки страховое возмещение убытков по ОСАГО получено быть не может.

Но Российский союз автостраховщиков (РСА) уже “договорился” с Госавтоинспекцией о том, что инспекторы будут вписывать необходимые для страховых компаний данные в протокол или постановления (оформляемые, в большинстве случаев, на месте ДТП), соответствующие указания направлены в регионы. Страховщики, в свою очередь, пообещали не требовать справок с граждан.

Я запросил МВД и свою страховую по перечню документов, которые теперь необходимо предоставлять при ДТП, и вот что мне ответили:

Но в связи с отменой справки возникли следующие проблемы:

1. Форма извещения о ДТП, которую пока используют страховые, подготовлена на основе утратившего силу приказа МВД России от 01.04.2011 № 155. В этой связи в РСА мне рекомендовали использовать форму извещения о ДТП, утвержденную приложением № 5 к Положению о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

2. До получения новых форм документов от РСА ситуация для самих страховых остается до конца неясной. В страховой мне предложили пока использовать их форму извещения о ДТП, как для Каско, так и для ОСАГО.

3. Копия протокола об административном правонарушении согласно пункту 6 статьи 28.2. КоАП вручается под расписку потерпевшему. В отличие от нее копию постановления или определения в ситуации, когда Вы в ДТП не виноваты, могут не дать. При этом страховая с Вас её потом все равно потребует.

На мой вопрос страховой, будет ли получен отказ в выплате ущерба при отсутствии копии такого постановления/определения (в ситуации, когда я в ДТП не виноват), ничего внятного мне ответить не смогли.

4. И самая веселуха: согласно пункту 285 нового Админрегламента:

в случае отказа одного из водителей-участников ДТП оформить документы о ДТП самостоятельно дежурный информирует о возможности оформить документы о ДТП с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем стационарном посту или в подразделении полиции и разъясняет куда и в какое время могут прибыть участники ДТП для оформления документов о нем сотрудниками полиции.

То есть теперь после предварительного оформления документов на месте ДТП, когда имеется только имущественный вред, но Европротокол не составляется, нужно вместе с другим участником ДТП ехать на ближайший стационарный пост или в подразделении полиции для завершения процедур оформления.

При этом, что делать если другой участник ДТП откажется туда ехать, не знают ни в моей страховой, ни в РСА. Вероятно, объявлять его в розыск.

Моё обращение в МВД пока находится на рассмотрении. Также планирую запросить РСА и контору Сахипзадовны на предмет приведения её и МВДшного перечня документов, запрашиваемых для возмещения ущерба при ДТП.

Так что теперь делать?

1. Скачать с сайта своей страховой форму извещения о ДТП и(или) форму извещения о ДТП, утвержденную ЦБ, распечатать в двух экземплярах и ездить с ними. Их будем заполнять на месте ДТП, пока ждём приезда ГИБДД. При этом нужна будет подпись второго участника.

Если Вы в ДТП не виноваты, в пункте 15 извещения о ДТП пишем: виновным в ДТП себя не считаю. Если будут разногласия с другим участником, ждём ГИБДД и разбираемся вместе.

2. Если при ДТП решили оформить Европротокол.

Прибывший на место дежурный может предлагать оформить документы о ДТП самостоятельно, заполнив в двух экземплярах выданную страховщиками форму извещения о ДТП.

Но делать это можно только при одновременном соблюдении всех условий:

– при ДТП нет пострадавших;

– в результате ДТП вред причинён только двум транспортным средствам;

– ответственность обоих владельцев застрахована;

– обстоятельства причинения вреда не вызывают разногласий; 

– лимит вреда, причинённого его транспортному средству, не превышает 50 тыс. рублей (в случае превышения лимита возместить потерпевшему разницу придётся из своего кармана).

Порядок составления Европротокола определены в статье 11.1 Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”, пункте 3.

6 Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и пункте 284 нового Админрегламента.

Также есть разъяснения ЦБ об особенностях оформления Европротокола.

3. Если Вы не согласны на Европротокол (что крайне желательно в условиях этого страхового треша), дежурный:

– информирует о возможности оформить документы о ДТП на ближайшем стационарном посту или в подразделении полиции и разъясняет куда и в какое время могут прибыть участники ДТП для оформления документов о нем сотрудниками полиции;- сообщает о необходимости перед оставлением места ДТП предварительно  зафиксировать, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы, предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств;- предлагает составить схему места совершения административного правонарушения;

– принимает решение о направлении уполномоченных сотрудников полиции для оформления документов о ДТП на месте его совершения (в зависимости от наличия обстоятельств, влекущих невозможность оформления документов о ДТП с участием сотрудников на стационарном посту или в подразделении полиции, а также удаленности нахождения сотрудников от места происшествия).

4. Копия протокола об административном правонарушении даётся, как виновному в ДТП, так и потерпевшему.

5. В отличие от неё, копию постановления по делу об административном правонарушении дают в обязательном порядке только виновному в административном правонарушении лицу (в форме постановления есть место только для одной подписи).

На месте ДТП ГИБДДшник  сказал мне, что если я не являюсь виновным, мне позволят её максимум сфотографировать. Но они те ещё знатоки законодательства, поэтому запрашивая копию постановления, рекомендую сослаться на пункт 2 статья 29.

11 КоАП, согласно которому

потерпевшему по его просьбе может быть выдана копия такого постановления.

То есть просим и получаем. А если Вы являетесь виновником ДТП, её Вам и так дадут.

Важно: без этих документов страховая скорее всего откажет в выплате и тогда придется обращаться в суд за возмещением ущерба.

6. Исключением является случай, когда за нарушение ПДД административная ответственность не установлена. Тогда выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Копию его тоже получаем любым возможным способом.

7. Далее вместе с другим участником едем на стационарный пост для завершения оформление документов о ДТП. Как будете его уговаривать туда ехать, я без понятия. Если пока едете, попадёте в другое ДТП, повторить всё, начиная с пункта 2.

8. Также настоятельно рекомендую поставить себе видеорегистратор (если ещё не сделали), как единственное спасение в спорной ситуации. Ну, или как минимум всегда ездить с заряженным телефоном.

В общем, старайтесь не попадать в ДТП, проблем с возмещением ущерба по ним теперь прибавилось. Вторая часть будет после получения ответа от МВД и ЦБ.

Источник: https://pikabu.ru/story/spravki_o_dtp_otmenili_chto_delat_5432674

Если виновник ДТП готов сам заплатить за ущерб

Пострадавшие в ДТП вымогают деньги после выплаты без составления расписки

Известно, что если пострадавший в ДТП рассчитывает получить выплату по ОСАГО со страховой компании, нужно немедленно вызвать сотрудников ГИБДД. Правда, исключение согласно закону об ОСАГО составляет такое понятие как Европротокол, когда при ущербе до 25 000 (и еще ряде условий), для получения страхового возмещения к «гаишникам» обращаться необязательно.

Но к Европротоколу у нас пока еще отношение недоверчивое, поэтому нередки такие моменты, когда виновная сторона договаривается с пострадавшим, что называется, «полюбовно», то есть готова сполна расплатиться за причиненный ущерб на месте (или чуть позже).

И если намерения виновника честны, выгода для потерпевшей стороны более чем очевидна: не надо будет тратить уйму времени и нервов на неоднократные визиты к страховщику, ездить на разбитой машине, томительно ожидать выплату, а в результате – остаться недовольным полученной суммой, судиться и прочее, прочее.

А в чем же выгода виновника аварии, когда он при наличии полиса ОСАГО берется добровольно сэкономить деньги страховой компании и расплачивается с пострадавшим собственными средствами?

Самая простая причина: крайняя спешка и нежелание тратить полдня на ожидание ДПС. Особенно, если ущерб – мизерный. Более серьезный повод не вызывать полицию – если виновник аварии оказался нетрезв, был не вписан в страховку, и пр. Кстати, подобные «проступки» вполне даже могут привести к неоправданной щедрости с его стороны.

Но не будем перечислять все возможные поводы для денежных расчетов «на месте», рассмотрим, как грамотно урегулировать ситуацию, не привлекая органы ГИБДД.

Если ущерб небольшой, виновник и потерпевший легко нашли общий язык, и у них нет разногласий по поводу оценки происшедшего и суммы, почему бы не разойтись без полиции? Главное, не ошибиться в оценке ущерба, не забыть о возможных скрытых повреждениях.

Все просто: виновник платит энную сумму, избавляя пострадавшего от мытарств, а себя от повышающего коэффициента за аварийность при расчете стоимости ОСАГО на следующий год. Случается, что участники ДТП расстаются, даже не обмениваясь телефонами и без каких-либо расписок.

Это наиболее простейший вариант взаимоотношений.

Но гораздо разумнее будет при уплате наличности на месте, взять у пострадавшего расписку, подтверждающую факт получения им денежных средств.

Потому что может случиться и так, что виновник, отдав деньги, дождется пока пострадавший отъедет и вызовет сотрудников ГИБДД.

«Дело» перевернется с ног на голову: теперь уже виновник аварии представится потерпевшим, а потерпевший будет рассматриваться как виновник, который к тому же грубо нарушил ПДД, оставив место происшествия.

В такой ситуации, грозящей большими неприятностями, очень пригодится расписка, заверенная свидетелями.

Образец расписки при ДТП, если виновник полностью оплатил нанесенный ущербСкачать

Если характер повреждений не позволяет однозначно определиться с размером ущерба, или наличности у виновника не хватает, а договоренность расстаться миром остается в силе, можно обменяться телефонами, адресами, получить что-либо в залог и пр., после чего оформить расписку, регламентирующую дальнейшие действия виновника.

Образец расписки виновника ДТП, если он обязуется в дальнейшем полностью возместить пострадавшему ущербСкачать

Закон не запрещает виновнику ДТП возместить нанесенный ущерб в добровольном порядке. Но в дальнейшем некоторые автовладельцы, оплатив ремонт из своего кармана, задумываются, а нельзя ли вернуть свои «кровные», обратившись в страховую компанию, которая и так должна была возместить потерпевшему ущерб? Ведь будучи застрахованными по ОСАГО, они сберегли, по сути дела, денежные средства СК.

Увы, если ДТП не было оформлено должным образом и страхователи не заявили об убытке в положенные сроки, страховая компания ничего платить не будет.

Чтобы вернуть деньги, добровольно выплаченные пострадавшему, необходимо представить:

  • доказательство наличия ДТП (справка о ДТП по ф. 748, протокол, показания свидетелей);
  • доказательства причинения ущерба (отчет независимой экспертизы, фотографии повреждений);
  • доказательство факта передачи денег потерпевшему (расписка от получателя, акт приема-передачи денежных средств).

Но в этой достаточно редкой ситуации может оказаться, что компания, выразив согласие на урегулирование денежного вопроса с виновником ДТП (вместо потерпевшего), будет оспаривать сумму выплаты. И только судебное разбирательство расставит все по своим местам.

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_vinovnik_DTP_gotov_sam_zaplatit_za_uwerb

Расписка при дтп о возмещении ущерба – Администрация Благодарненского городского округа Ставропольского края

Пострадавшие в ДТП вымогают деньги после выплаты без составления расписки

Возможность оформлять аварии без вызова сотрудников полиции, и даже без регистрации происшествия, с одной стороны упростила процесс урегулирования претензий между автомобилистами, с другой стороны — породила новый вид мошенничества. После того, как участники покинули место ДТП, один из водителей может вернуться и вызвать ГИБДД, утверждая, что вторая сторона скрылась с места столкновения.

Для того чтобы не стать жертвой обмана, участникам дорожного движения нужно знать, как пишут расписки после аварии. Документ подтвердит достижение соглашения между сторонами и избавит от несправедливых обвинений.

Юридическая сила документов

Согласно пункту 2.6.1 Правил дорожного движения (ПДД) водители, причастные к аварии могут не вызывать сотрудников Госавтоинспекции, в двух случаях:

  • при самостоятельном оформлении дорожного происшествия с помощью Европротокола;
  • когда ни одному из участников не требуются документы о ДТП.

Оба варианта возможны, если:

  • в аварии не пострадали люди;
  • вред причинен только автомобилям, участвовавшим в столкновении.

Для отказа от вызова полиции значение имеет только желание участников ДТП и соблюдение указанных критериев. Статья 153 ГК РФ гласит:

Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Любые согласованные действия водителей после аварии подпадают под определение сделки, будь это отказ от взаимных претензий, оплата ущерба на месте или рассрочка долга.

Согласно ст. 159 ГК РФ:

Если иное не установлено соглашением сторон, могут совершаться устно все сделки, исполняемые при самом их совершении, за исключением сделок, для которых установлена нотариальная форма, и сделок, несоблюдение простой письменной формы которых влечет их недействительность.

Так как не установлено письменное или нотариальное удостоверение соглашений при ДТП водители могут договориться между собой в устной форме. Однако доказать такую договоренность сложно, и если одна из сторон поведет себя нечестно, у второй стороны нет никаких свидетельств достигнутого соглашения.

Поэтому следует юридически грамотно зафиксировать взаимное согласие в письменном виде. Письменная форма обязательна, если соглашение превышает сумму 10 000 рублей (ст. 161 ГК РФ). Согласно ст. 160 кодекса простая письменная форма подразумевает составление документа, где:

  • указано содержание сделки;
  • есть подпись или подписи лиц, совершающих сделку.

Таким образом, любой документ, отвечающий данным условиям, имеет юридическую силу. И неважно как он называется — расписка, договор, соглашение. При оформлении простых договоренностей сторонам легче всего написать расписку, более сложные варианты оформить договором.

Расписку рекомендуется полностью писать от руки. В этом случае легче провести почерковедческую экспертизу. Документ могут удостоверить свидетели. Нотариальное заверение не требуется, но придаст еще большую силу соглашению.

Расписка об отсутствии претензий после ДТП

Столкновение на небольших скоростях может произойти без нанесения какого-либо ущерба или с очень незначительным причинением вреда. В этом случае водители могут разойтись без предъявления претензий друг другу. Отсутствие взаимных притязаний желательно зафиксировать, обменявшись расписками.

Другой вариант, при котором у водителей отсутствуют требования — компенсация убытков на месте. В этом случае можно также обменяться расписками об отсутствии претензий, но лучше если пострадавший напишет документ о получении денежных средств за ДТП, а виновник — об отсутствии претензий по аварии.

Как писать расписку при ДТП, что претензий не имею

Составлять расписку рекомендуется в соответствии с правилами оформления деловых документов. В ней должны быть:

  • название документа;
  • дата написания;
  • текст в свободной форме;
  • подпись лица, оформившего документ с расшифровкой.

Первое условие действительности расписки — указать содержание сделки. Требуется описать дорожно-транспортное происшествие и ясно выразить отказ от претензий.

Для того чтобы безошибочно идентифицировать аварию, нужно обозначить:

  • дату и время ДТП;
  • место столкновения;
  • автомобили, причастные к происшествию;
  • личные данные водителей — Ф. И. О., паспортные данные.

При необходимости указать обстоятельства происшествия.

Образец расписки об отсутствии претензий

Скачать образец расписки об отсутствии претензий

Установленной формы расписки не существует. Однако в момент аварии многие граждане находятся в шоковом состоянии и не могут правильно сформулировать свои мысли. Поэтому рекомендуется распечатать образец расписки при обоюдном согласии при ДТП из интернета и возить его с собой. Еще лучше, иметь бланк документа с готовым текстом, в котором нужно только подставить данные по ДТП.

В случае причинения вреда транспортному средству водителя, не виновного в аварии, стороны, могут договориться о любом способе покрытия убытков.

Например, виновник может согласиться выплатить сумму средств на ремонт автомобиля, после проведения оценки независимым экспертом или выполнения работ.

Допустимы любые варианты, на которые согласны обе стороны происшествия — рассрочка платежа, оплата убытков частями, ремонт собственными силами.

Данный вид расписки пишется от имени лица, виновного в происшествии. Виновник соглашается возместить ущерб:

  • при отсутствии полиса ОСАГО;
  • в случае незначительности убытков;
  • если разглашение происшествия несет репутационные риски;
  • в условиях крайней спешки.

Если виновное лицо не согласно оплатить ущерб на месте, лучше вызвать сотрудников полиции. В этом случае оформить расписку о возмещении вреда можно после регистрации аварии Госавтоинспекцией. По зафиксированному происшествию написать документ допустимо даже через несколько дней, когда эмоции от столкновения улягутся.

Расписка о возмещении вреда должна включать:

  • Ф. И. О. участников происшествия;
  • паспортные данные водителей;
  • места их регистрации и проживания;
  • обстоятельства аварии;
  • достигнутое соглашение об урегулировании убытков;
  • способ получения компенсации (наличными деньгами, безналичным переводом на банковский счет или карту, оплатой ремонтных работ и т. п.)
  • порядок выплаты денег (в настоящий момент, в течение недели после происшествия, по окончании ремонтных работ и др.);
  • срок погашения ущерба;
  • место и дату составления расписки;
  • подпись виновного лица и её расшифровку;
  • личные данные и контакты свидетелей (при наличии).

Образец расписки о возмещении ущерба при ДТП

Скачать образец расписки о возмещении ущерба

Оформление расписки о возмещении ущерба несет определенные риски как для пострадавшей стороны, так и для виновника происшествия. Они вызваны:

  • неверным расчетом суммы компенсации, как в меньшую, так и большую сторону;
  • неграмотным изложением порядка возмещения;
  • неправильными выводами об ответственности участников ДТП;
  • отсутствием важных обстоятельств аварии в документах.

Снизить перечисленные угрозы можно вызовом инспекторов Госавтоинспекции, подключением юриста к составлению документа, включением условия о корректировке размера компенсации по результатам оценки ущерба от ДТП.

Договоренность о покрытии убытков в некоторых случаях удобнее оформить соглашением или договором. Это позволит подробно изложить способ урегулирования претензий, а также предусмотреть санкции за нарушение условий.

Скачать образец соглашения

Расписка о получении денежных средств за ДТП

Расписка в получении денег пишется пострадавшим водителем. Она удостоверяет факт передачи средств в счет возмещения ущерба. Её можно написать сразу после ДТП, если виновник выплатил деньги на месте, или после аварии, в случае возмещения средств по соглашению или в порядке досудебного урегулирования спора.

Знать, как написать расписку, если пострадавший получил деньги за машину в ДТП, должны обе стороны. Невиновный участник пишет документ, а плательщик заинтересован в его правильном оформлении. Расписка должна включать:

  • персональные данные и контакты обеих сторон;
  • дату и место составления;
  • размер передаваемой суммы, при этом цифры обязательно записать прописью;
  • основания передачи денег;
  • описание, какой ущерб покрывает компенсация;
  • сведения о свидетелях при их наличии;
  • условие полного покрытия ущерба в размере переданной суммы.

Скачать образец расписки о получении денежных средств

Прямое покрытие убытков виновником происшествия позволяет пострадавшему быстро получить средства на восстановление автомобиля и не ждать решения страховой компании.

Кроме того, не следует пренебрегать получением расписки с виновного лица об отсутствии претензий. При вызове сотрудников ГАИ после отъезда потерпевшего ситуация может перевернуться в обратную сторону.

Источник:

Расписка при ДТП: образец о возмещении ущерба, отсутствии претензий, наезде на пешехода и ремонте авто в 2019 году

Нередко виновник ДТП желает возместить причинённые убытки добровольно, без привлечения сотрудников ГИБДД и страховой компании. Другой распространённой ситуацией является отсутствие у виновной стороны полиса ОСАГО.

В обоих случаях автолюбителю, спровоцировавшему аварию, придётся восстанавливать пострадавшую машину за свой счёт. Избежать в дальнейшем проблем со взысканием компенсации и урегулировать вопрос о возмещении ущерба поможет расписка при ДТП. Документ необходим и в том случае, если стороны не имеют друг к другу претензий.

Чтобы расписка приобрела юридическую силу, нужно правильно её составить и учесть все важные моменты.

Юридическая сила документа

Российское законодательство содержит крайне мало информации о возможности составления расписки с целью решения вопроса о взыскании ущерба, причинённого в результате ДТП, как и о правомерности формирования такого документа. Унифицированной формы расписки не существует.

На практике расписка при ДТП приобретает юридическую силу, если содержит все необходимые данные для урегулирования проблемы компенсации причинённого ущерба:

  • паспортные данные участников автопроисшествия;
  • максимально подробное описание аварии (место, время, повреждения и другие обстоятельства, влияющие на определение убытков);
  • подписи потерпевшего и виновника ДТП.

В тексте расписки следует отразить как можно больше подробностей и нюансов относительно ДТП, поскольку неточности, допущенные при оформлении документа, могут привести к длительному судебному разбирательству. Для экономии времени документ можно составить заранее, а при возникновении ДТП — внести в бланк требующуюся информацию о дате автопроисшествия, реквизитах сторон и сумме ущерба.

Расписку составляют в 2-х экземплярах — по одному для каждой из сторон. При оформлении расписки не нужно забывать, что документ может быть различных типов в зависимости от вида, причиненного в результате автоаварии ущерба.

В случае оплаты убытков наличными виновником ДТП прямо на месте происшествия, необходимо зафиксировать этот факт распиской. Документ защитит от возникновения различных сложностей и негативных для потерпевшего последствий.

Риски составления расписки

Расписка, составленная при ДТП, может стать в судебной инстанции доказательством обстоятельств автопроисшествия, признания виновности, урегулирования вопроса о возмещении ущерба. Однако оформление документа может быть связано с определёнными рисками для сторон.

  1. При отсутствии необходимых подробностей о происшествии, доказывать их наличие придётся другими способами, поскольку участники автоаварии не подстраховались дополнительными бумагами, ограничившись одной распиской.
  2. Если условия выплаты компенсации за причиненный ущерб описаны неоднозначно, то возможно возникновение споров и различных толкований.
  3. Отражённые в расписке убытки не соответствуют действительности из-за отсутствия у сторон необходимых знаний и квалификации. Несоразмерность указанного ущерба реальному может быть как в меньшую, так и в большую сторону.
  4. Виновность участника и причина аварии определены неправильно.

Оградить себя от рисков возникновения неприятных последствий помогут следующие советы.

  1. Не следует оформлять расписку непосредственно на месте автопроисшествия, поскольку редко водитель в подобной ситуации остаётся спокойным. Лучше составить документ несколько дней спустя, когда у сторон пройдёт эмоциональное возбуждение, и участники ДТП смогут более внимательно учесть все нюансы.
  2. Предпочтительно при составлении документа использовать квалифицированную юридическую помощь или как минимум подробно изучить правовые аспекты данного вопроса. Минусом самостоятельного оформления расписки может стать наличие в общедоступных источниках недостоверной или неполной информации. Поэтому помощь юриста, несмотря на дополнительные расходы, будет более выгодным вариантом для участников аварии.
  3. Перед составлением документа лучше провести независимую экспертизу с целью точного определения причиненных в результате ДТП убытков. Несмотря на то, что при обращении к эксперту придётся оплатить его услуги, игнорирование этого пункта повлечет за собой судебные разбирательства.

Важно учесть все риски, которые могут возникнуть при оформлении расписки при ДТП, иначе потерпевший не получит компенсацию на восстановление повреждённого авто, а виновник заплатит двойную сумму возмещения.

Виды расписок

Нередко неправильные действия при ДТП, в том числе неточности, допущенные при оформлении расписки, приводят к двусмысленному толкованию документа, судебному разбирательству или признанию его не имеющим юридической силы.

Чтобы предотвратить развитие неприятных последствий, стоит изучить разновидности расписок и знать правила их грамотного юридического составления. Наиболее часто документ используется:

  • если со стороны пострадавшего претензий к виновнику автопроисшествия не имеется;
  • при выплате виновником ДТП компенсации на месте аварии;
  • при отсутствии спора между пешеходом и виновником происшествия.

Стать участником ДТП может даже самый опытный и внимательный водитель. Поэтому знать особенности оформления различных видов расписок необходимо всем автолюбителям.

Источник: https://abmrsk.ru/nalogi-fizicheskih-lits/raspiska-pri-dtp-o-vozmeshhenii-ushherba.html

Меня шантажируют после ДТП

Пострадавшие в ДТП вымогают деньги после выплаты без составления расписки

Водитель зацепил бампером пешехода на зебре. От небольшого удара человек упал. Участники происшествия стали разбираться. Водитель автомобиля начал вызывать скорую и ДПС. Однако потерпевший встал, сказал, что нога не сильно повреждена, и предложил решить все полюбовно без ДПС. Машина повреждена не была.

Мы поехали в травмпункт. Потерпевший сказал врачу, что подвернул ногу. Сделали осмотр, рентген. Диагноз — вывих сустава и небольшая трещина. Поставили гипс. Врач сказал, что ничего страшного — через 10 дней уже будете бегать. Дали ему больничный.

После этого потерпевший и водитель написали расписку в двух экземплярах. В ней написано: пострадавший претензий не имеет и просит моральную компенсацию в размере 50 000 рублей. В расписке не указано, что произошло. Он получил деньги, в чем и расписался. Все мирно разошлись, все довольны.

Через несколько дней звонит родственник потерпевшего и просит от его лица еще 210 000 рублей. Угрожает судом. Говорит, что денег мало, дали подачку и так далее. Утверждает, что потерпевший не работает из-за травмы, ему за квартиру съемную платить надо. Он — рабочий-нелегал из Челябинска.

Что стоит предпринять? Какого специалиста подключать? Какие есть риски?

Анонимно

Если коротко — с учетом того, как все оформлено по документам, нарушений с вашей стороны формально нет, оснований для взыскания дополнительных денег тоже будет не так просто найти. Но риски все же есть и их нужно иметь в виду.

Сложно рассуждать о виновности или невиновности людей в ДТП, не глядя в документы — например, в те же самые европротоколы или расписку, как в вашем случае.

Разберемся, как нужно было бы поступить по закону, что получилось у вас и какие могут быть последствия.

Это не универсальная инструкция для всех случаев с неоформленными ДТП, отказом от медицинской помощи и решением вопросов с возмещением ущерба на месте. В других ситуациях события могут развиваться и по другому сценарию.

В принципе закон не запрещает участникам ДТП решать вопросы возмещения ущерба без участия ГИБДД и страховой компании. Правила дорожного движения разрешают водителям не сообщать о ДТП в полицию и оставить место ДТП, если оформят его по европротоколу.

Если не выполнить эти требования — ситуацию признают оставлением места ДТП. За такое могут лишить водительских прав на срок от года до полутора лет или поместить под административный арест на срок до 15 суток. Также за оставление места ДТП при наличии пострадавших могут привлечь к уголовной ответственности.

При этом в законе нет оговорок, что при отказе пострадавшего от медицинской помощи можно не вызывать ГИБДД и не оформлять документы.

Даже если упавший человек говорит, что с ним все в порядке, но водитель знает, что было столкновение с его автомобилем, — положено вызывать ГИБДД.

Оставление места ДТП до вызова сотрудников полиции или оформления европротокола — это нарушение, за которое накажут по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Вот несколько дел из судебной практики, когда отказ пешехода от медицинской помощи и вызова ГИБДД не помог водителю избежать ответственности за оставление места ДТП:

  1. Водитель наехал на пешехода, но тот отказался от врачей и вызова ГИБДД. Водитель убедился, что к нему никто не имеет претензий, и уехал, а потом его лишили прав на год.
  2. Девушка на велосипеде упала рядом с машиной. От помощи отказалась, доказательств, что она получила травму именно из-за столкновения с машиной, не было. Велосипедистка и водитель разъехались. Пострадавшая пошла домой, а потом оказалось, что она была в шоке и не заметила травму руки. Водителя лишили прав за оставление места ДТП и не приняли во внимание тот факт, что к нему никто не имел претензий, а связь травмы и столкновения не доказана. Для квалификации нарушения по ч. 2 ст. 12.27 КоАП достаточно того, что водитель уехал.
  3. Произошло ДТП с участием водителя и пешехода. При этом пешеход сказал, что чувствует себя хорошо, помощь ему не нужна, ГИБДД вызывать тоже не стоит. И даже написал расписку, что не имеет к водителю претензий. А потом сам пошел в больницу фиксировать повреждения. Водитель узнал об этом и сразу приехал в ГИБДД, то есть он не прятался. Но все равно остался без прав на год, потому что с места ДТП уезжать нельзя.

Во всех этих историях пострадавшие хоть и позже, но на каком-то этапе заявили о факте ДТП. То есть суд посчитал, что само происшествие было, это доказано.

В истории с наездом на зебре и распиской факт ДТП не зафиксирован, а при осмотре в больнице пострадавший не упомянул о причине травмы.

Но другим водителям стоит иметь в виду чужой опыт, чтобы как минимум не остаться без прав на долгий срок.

Как правило, сотрудники ГИБДД изучают место ДТП, под протокол опрашивают всех участников, свидетелей, изучают показания видеорегистраторов и камер видеонаблюдения, если они есть. И уже после этого делают выводы о наличии вины водителя.

Закон в этом случае защищает интересы всех участников дорожного движения. Если человек сам бросается под колеса проезжающих авто с целью получить компенсацию, и это удастся доказать — потерпевшим его не признают, и на выплаты он может не рассчитывать.

Также потерпевшим не признают человека, который получил травму не в результате ДТП, а в другом месте. Нет причинно-следственной связи между столкновением с автомобилем и травмой — нет права требовать компенсацию.

Как экономить, меньше тратить и больше зарабатыватьРассказываем в нашей бесплатной рассылке. Подпишитесь, чтобы получать на почту лучшие статьи дважды в неделю

На пешеходном переходе случилось некое происшествие, в результате которого пешеход упал. При этом событие необязательно являлось ДТП: машина могла стоять, у пешехода могла закружиться голова, он мог подвернуть ногу на зебре. И так случилось, что рядом оказался автомобиль с неравнодушным водителем. Автовладелец решил вызвать полицию и скорую помощь, но пешеход отказался.

Причины отказа неизвестны. По закону они не должны волновать водителя, его обязанность в случае ДТП — вызвать ГИБДД, даже если пешеход говорит, что с ним все в порядке. Но в этой истории пешеход согласился на помощь, но как будто не из-за автомобиля, а из-за дискомфорта в ноге.

Он ничего не говорил про ДТП, не обвинял водителя в травме и не сообщил врачам, что произошел контакт с транспортным средством.

Водитель отвез пострадавшего в травмпункт, поскольку полагал, что может требоваться врачебное вмешательство. В травмпункте пострадавший сказал врачу, что подвернул ногу, ничего не упомянув про ДТП и его связь с травмой. Водитель точно не знает, было ли это так на самом деле, но оснований не доверять пешеходу у него не было.

При этом водитель вроде бы не мешал пешеходу сообщать врачам о дополнительных обстоятельствах получения травмы — например, о том, что он столкнулся с бампером автомобиля.

Медработники при поступлении человека с травмой всегда заполняют сигнальный листок, где со слов пострадавшего записывают обстоятельства получения телесных повреждений.

Сам водитель, вероятно, ни медиком, ни автоэкспертом не является. Оценить, в результате чего была получена травма, он не может. Если пострадавший сам утверждает, что подвернул ногу — возможно, так и было. В конце концов, ему виднее.

А если пострадавший водителя виновником своей травмы не считает, на вызове полиции не настаивает, а говорит, что ногу подвернул сам — формально это событие не считается ДТП, потому что автомобиль в нем не участвовал. А если нет ДТП, то нет и оснований для выполнения требований, предусмотренных пунктами 2.6 и 2.6.1 ПДД.

Пострадавший попросил моральную компенсацию, которую на месте и получил. Но о том, что это компенсация за травму, полученную в ДТП, он нигде не упоминает.

Все это не означает, что водителю вообще ничего не грозит. При оставлении места ДТП суд должен установить вину и умысел водителя. Для доказательства могут принять любые обстоятельства и факты, в том числе показания свидетелей.

Теоретически человек, который подвернул ногу на пешеходном переходе, может получить дополнительную компенсацию. Если кто-то причинил вред, он должен его возместить. Но потребовать их и получить выплату — это не одно и то же.

Возмещать материальный и моральный вред нужно в том случае, если есть вина. Иногда моральный вред возмещают даже при отсутствии вины, но все равно нужна причинно-следственная связь между управлением автомобилем и вредом пешеходу.

Если бы документы были оформлены правильно, как при ДТП, пешеход мог бы получить компенсацию от страховой компании. А для водителя повысился бы коэффициент при оплате полиса ОСАГО. Моральный вред, утраченный заработок и наем жилья страховая возмещать не будет. Эти суммы водитель должен платить из своего кармана.

Если пешеход решит пойти в суд, придется сослаться на расписку, по которой он уже получил 50 тысяч рублей в счет компенсации.

При таких травмах компенсация через суд может оказаться даже меньше и водителю больше ничего не придется платить.

Но такой гарантии нет, поэтому на всякий случай стоит учитывать даже самый неблагоприятный сценарий: что пешеход докажет факт ДТП и наличие связи со своими травмами, суд установит вину водителя и насчитает большую сумму компенсации.

Мы уже рассказывали о таких случаях в статьях «Продала подержанную машину, а теперь покупатель требует деньги на ремонт» и «Купили квартиру, а продавец передумал и требует доплаты».

С точки зрения закона такие действия можно квалифицировать как вымогательство. Определения шантажа в уголовном кодексе нет. Это не отдельное преступление, а способ совершить какое-то нарушение.

В тех статьях, где он упоминается, имеется в виду вид принуждения к каким-то действиям, но именно под угрозой — например, распространения каких-то сведений или разглашения тайны.

Когда речь идет о возмещении вреда при ДТП, это не совсем такой случай: если потерпевший требует что-то для защиты своих прав и угрожает судом, это не шантаж и даже не вымогательство.

Вот что можно посоветовать в этой ситуации.

Общаться только письменно. Предложите пострадавшему и его представителям составить письменную претензию, а в ответ на угрозы судом стоит ответить, что это будет самое правильное решение.

Пусть пешеход отправит претензию и водителю, и в страховую компанию. На самом деле никакого смысла обращаться по полису ОСАГО уже нет, но отказ страхователя в выплате поможет пешеходу убедиться в том, что у него почти нет шансов на компенсацию, потому что случай не оформлен как ДТП.

В письменных ответах стоит ссылаться на законы. Возможно, для этого лучше подключить юриста или адвоката. Уверенность в своей правоте и юридическая грамотность отпугнут мошенников, которые рассчитывают на легкую наживу.

Выбрать тактику защиты и подготовиться к суду. Не видя обоснований доводов пострадавшего, говорить о судебных перспективах сложно. Но обычно до судов такие истории доходят редко.

Если дело все же дойдет до судебного разбирательства — нужно будет смотреть, какие требования будут в иске, какие доводы будут приводиться и как будут обосновываться заявленные требования. Это станет понятно из письменных претензий пешехода.

На всякий случай стоит проконсультироваться с автоюристом с опытом в таких делах. Это поможет сориентироваться и учесть судебную практику в вашем регионе.

Подключать каких-либо специалистов для конкретных действий на этапе звонков и угроз преждевременно. Не всегда такие слова перерастают в реальные иски и требования.

Запомните:

  1. Для пострадавшего в ДТП самый надежный способ получения компенсации — оформить все по закону. То есть ждать ГИБДД, сообщить врачу о причинах травмы, требовать компенсацию от страховой компании и собирать доказательства ущерба для суда. Договоренность с водителем на месте может привести к тому, что даже сам факт ДТП будет сложно доказать. Хотя многое зависит от формулировок в расписке, но в этой истории они не в пользу пешехода.
  2. Для водителя оформление всех дорожно-транспортных происшествий без участия ГИБДД не всегда выгодно. Если задеть пешехода на зебре и причинить ему легкий вред, скорее всего это будет грозить штрафом. Чтобы уменьшить риски, нужно сделать все по правилам и найти максимум смягчающих обстоятельств. Еще повысится коэффициент при покупке полиса ОСАГО. Но если отдать деньги без вызова ГИБДД и уехать, вероятность потерять права будет гораздо выше, а потом придется решать вопросы с вымогательством и угрозами.
  3. Не торопитесь платить сразу в подобных случаях. Конкретно в этой ситуации уже поздно привлекать страховую компанию, но вообще вред здоровью могла бы оплатить она. Если дело дошло до требований дополнительных выплат и есть риск, что водителю все же придется отвечать, предложите пострадавшему взыскать предполагаемый ущерб через суд. Скорее всего административной ответственности здесь уже не будет, а размер компенсации может оказаться меньше, чем требует пешеход. Если он вообще сможет ее получить.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах или законах, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/ask/kompensatsia-dtp/

Закон для всех
Добавить комментарий