Повышение при получении высшего образования

Второе высшее по-хитрому – Журнал

Повышение при получении высшего образования

Считается, что второе высшее образование в нашей стране можно получить только за деньги. Но некоторые ушлые студенты умудряются получать по несколько самых настоящих, а не липовых дипломов — и совершенно бесплатно.

АННА ВАСИЛЬЕВА

Магистр других наук

Бесплатно получить государственный диплом о высшем образовании, уже имея один в кармане, можно несколькими законными путями (многие, как это ни прискорбно, идут путем незаконным, но об этом позже).

Самым очевидным способом является магистратура. Студенты, получившие диплом специалиста или бакалавра, могут отправиться в любой другой вуз за дипломом магистра.

На сайтах абсолютно всех университетов и институтов, где есть отделение магистратуры, подчеркивается, что магистратура — это возможность получения второго высшего образования бесплатно.

“На места, финансируемые из средств федерального бюджета, могут претендовать абитуриенты, получившие высшее образование и обладающие степенью бакалавра или специалиста”,— говорится, например, на сайте Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова.

При этом уточняется, что при поступлении в магистратуру можно выбрать любое направление подготовки, вне зависимости от профиля вашего первого высшего образования. “Возможность сменить направление обучения и овладеть новой специальностью является одним из ключевых преимуществ системы “4+2″ (бакалавриат + магистратура)”,— подчеркивают в Высшей школе экономики.

Этот путь хорош со всех точек зрения, в том числе и тем, что поступить в магистратуру некоторых вузов бывает легче, чем поступить туда же на первый курс.

“Я мечтал поступить в Высшую школу экономики со школы,— рассказывает 24-летний Руслан Пехов.— Но точно знал, что на бесплатное отделение мне не поступить, слишком высокие требования и конкурс большой. И тогда я пошел в МИИТ, получил там диплом бакалавра и с ним уже поступил в магистратуру в ВШЭ. Вступительные экзамены намного проще, и конкурс минимальный”.

Несмотря на то что в магистратуре учиться нужно всего два года, студенты, которые решили кардинально поменять направление в процессе учебы, действительно получают две полноценные профессии. “Я отучилась четыре года в Институте стран Азии и Африки МГУ,— рассказывает 25-летняя Настя Миронова.— Хорошо выучила японский, получила диплом бакалавра.

Однако потом поняла, что знание языка — это еще не профессия, работу найти будет сложновато. Поэтому решила, что диплом магистра я получу уже на факультете журналистики МГУ. Сдала документы, прошла конкурс, получила бюджетное место и через два года — второй диплом о высшем образовании.

Теперь работаю специальным корреспондентом в Японии и вполне довольна началом своей карьеры”.

Но что делать тем, кто уже стал магистром, а учиться все еще хочется?

За чужой счет

Тогда законный путь остается один — гранты. По сравнению с Западом в России тема грантов кажется не очень-то актуальной, тем не менее при желании и способностях образование с их помощью можно получить не только в России, но и за рубежом. Общественных организаций, предоставляющих такие гранты, на самом деле довольно много, стоит только задаться целью их отыскать.

Существует, например, Фонд Форда, который ежегодно объявляет конкурс на грант для обучения в магистратуре или аспирантуре в любом университете мира, включая российские. Есть Германская служба академических обменов (DAAD), благодаря которой гранты на второе высшее образование можно получить более чем по 2 тыс.

специальностей, причем обучение будет проходить не обязательно на немецком языке.

В этом году Британский совет в России возродил известную многим стипендиальную программу Chevening, обеспечивающую молодым специалистам не только бесплатное обучение в любом выбранном вузе Великобритании в течение 12 месяцев, но и проживание в этой стране.

Помимо возможности пройти курс обучения программа предусматривает спонсирование работы специалистов над краткосрочными исследовательскими проектами. От заявителей требуется высокий уровень владения английским языком, диплом о высшем образовании с отличными и хорошими оценками, а также опыт работы не менее двух лет по выбранной специальности.

Особый упор делается на намерение претендента на стипендию продолжить трудовую деятельность в России.

Подобные гранты пытаются выделять министерства иностранных дел всех стран, с которыми у России налажены дипломатические отношения. Поэтому, по сути, стоит выбрать страну, зайти на сайт ее посольства и внимательно изучить раздел, описывающий сотрудничество в сфере образования.

Так, на сайте посольства Франции опубликован список программ, по которым выдаются гранты, и кажется, что в них отражен весь спектр человеческой деятельности.

Здесь есть программа “Коперник”, которая рассчитана на молодых экономистов, юристов и инженеров, стипендии, предназначенные для российских студентов, желающих продолжить обучение в рамках второго цикла (мастер), гранты для выпускников вузов, которые хотели бы поступить на государственную службу, и многое другое.

Большинство этих грантов предполагает, что по окончании обучения специалистам будут выданы дипломы, которые приравниваются к официальным документам о получении высшего образования.

Без диплома, но со знанием дела

Всем уже давно понятно, что наличие диплома далеко не всегда свидетельствует о наличии знаний.

Поэтому желающим поднять свой уровень образования довольно часто приходит в голову, что куда логичнее выбрать какие-нибудь курсы повышения квалификации или приобрести новые навыки, не связанные с твоей профессией.

Количество платных предложений в этой сфере вообще бьет все рекорды, а вот над поиском бесплатных вариантов стоит потрудиться.

Уникальным здесь выглядит Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”, основанный в 2009 году. Цель института — “воспитать новое поколение архитекторов, дизайнеров и специалистов по медиа, от которых будет зависеть облик мира в XXI веке”.

Создатели проекта называют институт постдипломной программой, которая предназначена для выпускников высших учебных заведений — молодых профессионалов.

“Программа дает возможность поработать с авторами блестящих проектов в области урбанистики, архитектуры и коммуникаций из разных стран мира — опыт, неоценимый для всякого молодого специалиста”,— рассказывает директор по коммуникациям института “Стрелка” Александр Острогорский.

“Воспринимать обучение в нашем институте как обычное второе высшее образование все же нельзя.

Образовательная программа рассчитана на год, в течение которого студенты работают над проектами, идеи которых связаны с какой-то глобальной и российской проблематикой, например будущим энергетики или сохранением исторического наследия.

После обучения студенты получают сертификаты, но мы не выдаем дипломы государственного образца ни по российской, ни по западной системе”,— отметил Острогорский.

При этом поступить в “Стрелку” не проще, чем в какой-нибудь западный вуз. При поступлении студенты должны представить портфолио, объяснить, почему им важно это образование, и пройти серьезный конкурсный отбор: на место в прошлом году претендовали 12 кандидатов. После поступления всем студентам предоставляется стипендия, а в случае необходимости — места для проживания.

Обучение абсолютно бесплатное. “Да, у нас есть летние школы для всех желающих, где некоторые воркшопы — платные. Но для наших студентов весь курс обучения абсолютно бесплатен”,— уточняет Острогорский.

По его словам, поступить в институт могут не только те ребята, которые уже получили архитектурное или дизайнерское образование.

“Наша главная задача — находить пути решения важных для России и всего мира проблем.

Поэтому, если к нам придет не архитектор, а, например, физик и скажет, что мечтает применить в России инновационные подходы в области энергетики, мы будем только рады”,— подчеркнул Острогорский.

Однако, на его взгляд, для тех, кто хочет совместить учебу с работой, это не лучший вариант. “График обучения очень плотный. В течение года студентам предстоит освоить обширнейшую программу, которая состоит из лекций, мероприятий и обучающих поездок. Поэтому мы против того, чтобы обучение совмещали с серьезной работой, да и вряд ли это может получиться”,— считает Острогорский.

Если же стоит задача совместить образование с рабочим графиком, можно попробовать заставить платить за свое обучение работодателя. Некоторые фирмы организуют обучение своих сотрудников на рабочем месте. Это называется корпоративный университет.

Такие есть, например, у “Билайна”, “Северстали”, “Ингосстраха”, “Ростелекома”, “Вимм-Билль-Данна”, “Макдоналдса”, Coca-Cola и многих других. Хороши эти заведения тем, что студентам даются практические знания по узкой специальности без отрыва от производства.

Как правило, преподавателей приглашают из ведущих бизнес-школ и крупных компаний, а процесс обучения строится на выполнении бизнес-заданий.

Надежда на лучшее

Не исключено, что в будущем учиться второй раз бесплатно в вузе будет проще. Во всяком случае, дискуссии на эту тему среди законодателей ведутся.

В 2008 году в Государственную думу был внесен законопроект, в котором депутаты предлагают позволить бесплатно получать второе высшее образование по некоторым специальностям в сфере культуры и искусства.

В частности, предполагалось дать возможность еще раз бесплатно отучиться тем людям, которые захотели выбрать в качестве второй профессии такие направления, как режиссура театра, режиссура кино и телевидения, композиция, дирижирование и некоторые другие. Однако номер не прошел.

“Тогда Министерству финансов просто стало жалко денег,— полагает один из авторов законопроекта, депутат от партии “Справедливая Россия” Елена Драпеко.— Конечно, нам объяснили это более благородной причиной: если уж и разрешать бесплатное получение второго высшего образования, то всем”.

При этом она уверена, что еще не все потеряно, и намерена повторно внести законопроект в ближайшее время. “Многолетний опыт объективно показывает, что в некоторых профессиях, например в профессии режиссера или дирижера, успех достигался только теми, кто поступал на эти специальности в возрасте 23-25 лет.

Дирижер — это второе образование по определению, поскольку человек как минимум до того должен получить музыкальное образование и стать, к примеру, отличным скрипачом”,— отметила депутат.

Она рассказывает показательную историю про молодого человека, у которого во время обучения на театральном отделении обнаружился редкий талант режиссера мультипликационного кино. “Вот вы мне скажите, много ли у нас режиссеров мультипликационного кино? Да почти никого! А парень действительно талантище.

И признают это все. Преподаватели и рады его еще раз бесплатно отучить по новой специальности, но не положено по закону. Вот и приходится собирать деньги по спонсорам,— говорит Драпеко.— Пытаемся найти деньги для талантливых ребят.

Но таких грантов мало, далеко не всем желающим и заслуживающим удается их получить”.

“Да и кроме того, в этом нет системы,— продолжает депутат.— Это какое-то ручное управление. Мы должны наконец признать, что есть специальности, обучаться которым нужно только взрослым людям”.

В обход закона

А пока законопроект ждет своего часа, ушлые студенты решают проблему второго высшего по-своему.

Согласно федеральному закону “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” каждый гражданин России имеет право бесплатно получить профессиональное образование на конкурсной основе и только если он получает образование данного уровня впервые.

Однако ответственность за получение второго высшего образования бесплатно в законе не предусмотрена. Не предусмотрен и порядок проверки данных о наличии у абитуриента законченного профессионального образования. И некоторые этим пользуются.

Абитуриент, как известно, обязан представить приемной комиссии документ, удостоверяющий личность, гражданство, документ государственного образца об образовании и фотографии. То есть нужно по идее представить и диплом о высшем профессиональном образовании, если таковой имеется. Более того, каждый абитуриент расписывается в том, что получает высшее профессиональное образование впервые.

“Законодательство не предусматривает ответственности за предоставление ложных сведений или непредставление определенных документов при поступлении в вуз,— рассказывает специалист Федерального центра образовательного законодательства Мария Смирнова.

— А судебная практика по применению к таким делам ч. 3 ст. 327 Уголовного кодекса РФ о предоставлении заведомо подложных документов пока не сформировалась”.

По идее ответственность в виде отчисления из вуза может быть закреплена в уставе вуза, но и этого тоже практически не бывает.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/1590444

Для работников, совмещающих работу с обучением, законодательством установлены социальные гарантии

Повышение при получении высшего образования

Если у вас есть сотрудники, которые совмещают работу с обучением в учебных заведениях, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования в заочной и вечерней формах, вам необходимо знать, какие социальные гарантии предусмотрены действующим законодательством.

Работникам, допущенным к вступительным экзаменам в учреждения, обеспечивающие получение среднего специального образования, организация обязана  предоставить отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью не менее 7 календарных дней, а в учреждения, обеспечивающие получение высшего образования, – не менее 12 календарных дней, не считая времени на проезд к месту нахождения учреждения образования и обратно (ст. 212 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).

Работникам,  допущенным  к  вступительным экзаменам  при  приеме  в  учреждения,  обеспечивающие  получение  послевузовского  образования,  организации  не  обязаны,  но  могут  предоставить  отпуск  без  сохранения  заработной платы  продолжительностью  до  12  календарных дней (ст. 219 ТК).

Такие  отпуска  имеют  строгую  целевую  направленность  и  предоставляются  абитуриентам только  на  время  вступительных  испытаний:  экзаменов,  тестирования.  Поэтому  время  проведения испытаний необходимо подтвердить соответствующим  документом  учебного  заведения, который  выдается  абитуриенту  для  представле-
ния по месту работы.

Проезд к месту учебы оплачивается в размере 50 %

Наниматель может (но не обязан) оплачивать работникам, обучающимся в учреждениях, обеспечивающих  получение  среднего  специального и высшего образования, в заочной форме получения образования, проезд к месту нахождения указанных  учреждений  образования  и  обратно на  установочные  или  лабораторно-экзаменационные сессии один раз в течение учебного года в размере 50 % стоимости проезда соответствующим  видом  транспорта.  Расчет  50  %  суммы оплаты  следует  производить  от  суммы,  предусмотренной  законодательством  о  служебных  командировках.

Аналогично  организация  может  оплатить проезд  для  сдачи  государственных  экзаменов или  подготовки  и  защиты  дипломного  проекта (работы) (ст. 220 ТК).

Для работников, получающих среднее специальное, высшее и послевузовское образование в вечерней или заочной форме, предусмотрены гарантии

Если  ваша  организация  давала  направление (заявку) на обучение сотрудника либо заключила договоры  на  получение  среднего  специального и высшего образования в вечерней или заочной форме специалистов, закрепляла соответствующие нормы в коллективном или трудовом договоре, то при получении первого высшего образования предоставляются в качестве минимальных гарантии, предусмотренные ст. 215–216 ТК:

–  на  период  4  учебных  месяцев  перед  выполнением дипломного проекта (работы) и (или) сдачи  государственных  экзаменов  работник имеет право на сокращенную на 1 день рабочую неделю или соответствующее ему количество часов с оплатой не менее 50 % средней заработной платы;

– в течение указанного периода по желанию работника  наниматель  вправе  предоставлять еженедельные свободные от работы дни без сохранения заработной платы;

– на периоды экзаменационных, установочных или лабораторно-экзаменационных сессий, сдачи  государственных  экзаменов,  подготовки и  защиты  дипломного  проекта  (работы)  наниматель обязан предоставить работнику учебный отпуск продолжительностью от 10 до 90 календарных дней.

Если  сотрудники  обучаются  без  направления  организации  (получают  среднее  специальное,  высшее  и  послевузовское  образование  в вечерней или заочной форме), без договора на подготовку специалистов либо иных оснований, предусмотренных в коллективном или трудовом договоре, а также в случаях получения второго и
последующего  среднего  специального,  высшего образования могут предоставляться отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью, предусмотренной ст. 216 ТК.

Чтобы воспользоваться указанными гарантиями,  сотрудник  должен  успешно  обучаться,  что подтверждается  справкой  из  учреждения  образования.

В то же время законодательство не наделило правом получения ни одной из этих гарантий работников, не имеющих направления (заявки) нанимателя,  договора  на  подготовку  специалиста
либо  иных  оснований,  предусмотренных  в  коллективном или трудовом договоре.

В таких случаях можно предоставить отпуск без  сохранения  заработной  платы  продолжительностью, предусмотренной ст. 216 ТК (часть вторая ст. 214 ТК).

Обучающемуся работнику обязаны предоставить трудовой отпуск

Обучающийся сотрудник может не получать отпуск без сохранения заработной платы, а воспользоваться своим правом и получить до истечения 6 месяцев работы трудовой отпуск (ст. 166 ТК). Причем этот отпуск будет оплачиваемым.

Обучающимся сотрудникам наниматель обязан запланировать трудовой отпуск по их желанию

При составлении графика трудовых отпусков вы  обязаны  запланировать  отпуск  по  желанию обучающегося работника в определенный период – перед или на время прохождения текущей и итоговой  аттестации,  сдачи  кандидатских  экзаменов, а также во время каникул в учреждении образования (ст. 168 ТК).

Это правило касается
работников, обучающихся в вечерних (сменных) общеобразовательных  учреждениях  и  учреждениях,  обеспечивающих  получение  профессионально-технического,  среднего  специального, высшего  и  послевузовского  образования,  в  вечерней и заочной формах получения образования.

Работникам, направляемым нанимателемьна профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку, установлены гарантии

Работникам,  проходящим  профессиональную подготовку, повышение квалификации, стажировку и переподготовку, вы обязаны создать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные ТК, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

Если ваша организация направляет работника на профессиональную подготовку, повышение квалификации, стажировку и переподготовку, то она должна предоставить гарантии, установленные  Правительством  или  уполномоченным  им органом.

Необходимость  профессиональной  подготовки  либо  переподготовки  работников  для собственных  нужд  определяет  наниматель (ст. 220 1  ТК). При направлении работников для повышения квалификации, стажировки и переподготовки:

во-первых, за ними сохраняется место работы (должность) (ст. 102 ТК);

–  во-вторых,  выплачивается  средняя  заработная  плата  по  месту  работы  на  весь  период прохождения  обучения  (постановление  Совета Министров РБ от 24.01.2008 № 101).

При  переподготовке  в  заочной  форме  обучения сохраняется средняя заработная плата по месту  работы  на  время  нахождения  их  на  сессии.

Если  на  профессиональную  подготовку,  переподготовку,  повышение  квалификации  в  очной  (дневной)  форме  обучения  направляются работники, не имеющие квалификации (разряда, класса, категории) по профессии, необходимой организации,  принятые  на  работу  по  данной профессии  без  указания  разряда  (класса,  категории)  или  с  его  указанием,  таким  работникам в течение периода обучения за счет средств нанимателя  необходимо  выплачивать  заработную плату из расчета тарифной ставки рабочего 1-го разряда, установленной в организации;

–  в-третьих,  работникам,  направленным  на повышение квалификации, переподготовку, стажировку  в  очной  (дневной)  форме  обучения  в другой населенный пункт, выплачиваются суточные  по  установленным  нормам  командировочных расходов в течение первого месяца обучения;

на протяжении остального периода обучения – стипендия в размере 0,5 тарифного оклада (ставки) в месяц.

Работникам  из  числа  руководящих  работников  и  специалистов,  направленным  на  переподготовку в заочной форме обучения в другой населенный  пункт,  в  период  их  нахождения  на сессиях, за счет средств нанимателя выплачиваются суточные до 60 календарных дней по установленным нормам командировочных расходов в  течение  каждого  учебного  года  пропорционально продолжительности обучения.

Понятие  «учебный  год»  определяется  как 12 месяцев с даты начала обучения.

При наличии у работников, направленных на обучение  в  другой  населенный  пункт,  возможности ежедневно возвращаться к месту жительства, суточные выплачиваются по согласованию с работниками по нормам командировочных расходов,  установленным  для  однодневных  командировок, осуществляемых в пределах Республики Беларусь;

–  в-четвертых,  работникам,  направленным на  обучение  в  другой  населенный  пункт,  для проживания могут предоставить общежитие учреждения образования.

Наниматель  обязан  оплатить  жилое  помещение  в  общежитии  и  коммунальные  услуги  в размере  фактических  затрат  при  наличии  подтверждающих документов в оригинале.

Если общежитие работникам, направленным на обучение в другой населенный пункт, не предоставлено, то оплату расходов на наем жилого помещения несет наниматель в порядке и размерах, установленных для возмещения расходов на наем жилого помещения при служебных командировках;

–  в-пятых,  работникам,  направленным  на обучение  в  другой  населенный  пункт,  наниматель должен оплатить проезд к месту обучения и обратно на основании вызова учреждения образования:

при профессиональной подготовке, переподготовке, повышении квалификации, стажировке в очной (дневной) форме обучения – один раз в течение всего периода обучения;

при переподготовке в заочной форме обучения – не более 2 раз в течение учебного года.

Источник: https://www.spok.by/izdaniya/ya-spok/dlya-rabotnikov-sovmeshchayushchikh-rabo_0000000

Инструкция: как получить второе высшее образование

Повышение при получении высшего образования

В целом, программа второго высшего образования не отличается от базовой, по которой занимаются все остальные студенты вуза. Основная разница в том, что она сжата по времени, поскольку за плечами учащихся уже есть обучение в вузе. Часть общих дисциплин не преподается. Именно поэтому полный курс второго образования короче первого.

Существуют два варианта организации учебного процесса. В первом случае вуз набирает отдельные группы, где студенты учатся по единой программе второго высшего образования.

Во втором случае абитуриенты, уже имеющие диплом вуза, зачисляются в группы по специальностям вместе с выпускниками школ.

Для них составляется индивидуальный учебный план, а ранее пройденные дисциплины перезачитываются, так что срок обучения сокращается.

Обязательная составляющая программы — факультативные дисциплины, практические занятия, мастер-классы и семинары. Как показывает практика, у студентов этой ступени всевозможные дополнительные курсы более популярны, чем у тех, кто учится в вузе впервые. Формы отчетности такие же, как и на первом высшем: зачеты, экзамены, курсовые и дипломная работы.

Второе высшее образование не является более высокой образовательной ступенью по отношению к первому — оно дает не повышение квалификации, а новую специальность.

Магистратура — это завершающая ступень высшего образования, рассчитанная на абитуриентов с базовым дипломом бакалавра или специалиста. В рамках программ ведется глубокая проработка выбранной темы или специализации.

Большинство студентов магистратуры продолжает заниматься по направлению, выбранному в бакалавриате, хотя в рамках магистерской программы возможна и смена специальности.

Для абитуриентов программ второго высшего образования ограничений по возрасту не предусмотрено. Поступить в вуз и получить второй диплом могут все желающие.

Срок обучения в вузе зависит от формы обучения. Как правило, студенты, которые учатся на очном и очно-заочном отделении, получают второй диплом за два-три года, на заочном и дистанционном отделении — за три года.

Московские вузы предлагают абитуриентам более 350 программ по заочной и дистанционной форме обучения, более 200 программ по очно-заочной и более 300 программ по очной форме.

Поскольку второе высшее образование в основном получают работающие студенты, самыми популярными формами обучения являются те, которые не требуют регулярного присутствия в вузе, — это заочная и дистанционная формы.

Студенты заочного отделения получают по всем предметам материалы для самостоятельного изучения, тесты и контрольные работы по электронной почте. Два раза в год они приезжают в вуз на экзаменационную сессию, которая длится неделю. Итоговая аттестация и защита диплома также проводится очно.

В случае дистанционного обучения диплом столичного вуза можно получить, не выезжая за пределы своего региона. Промежуточные и итоговые аттестационные работы студенты выполняют с помощью удаленного доступа к вузовской сети. Необходимые консультации преподавателей и кураторов получают благодаря интернет-конференциям и форумам.

Также большим спросом у студентов пользуется очно-заочная форма обучения в формате группы выходного дня.

В этом случае учебное заведение необходимо посещать только один раз в неделю, в субботу или в воскресенье, но пары занимают практически весь день. Есть свои поклонники и у вечерних отделений.

Плюс этой формы — возможность регулярного общения с преподавателями. Минус — необходимость четыре-пять раз в неделю приезжать в вуз.

Как правило, за вторым высшим образованием идут на факультеты экономики, иностранных языков, управления, юриспруденции и информационных технологий.

Связано это с тем, что знания из этих областей обычно требуются уже практикующим специалистам.

Тем не менее учебные заведения предлагают абитуриентам с дипломом о высшем образовании программы по всем направлениям, включая технические, технологические, медицинские и творческие.

В некоторых вузах созданы специальные подразделения, которые реализуют преимущественно программы второго высшего образования, — например, Институт сокращенных программ в Финансовом университете, отделение очно-заочного и заочного обучения в РХТУ им. Менделеева, Институт современных образовательных технологий в МГТУ им. Баумана.

При этом для некоторых университетов программы второго высшего образования — скорее редкость. Получить вторую специальность они предлагают абитуриентам в основном в рамках магистратуры.

Например, Высшая школа экономики набирает студентов только на шесть программ второго высшего, в том числе по специальностям «Банковское дело», «Финансовый менеджмент», «Управление логистикой», в то время как в магистратуре университета открыто более 100 программ по всем направлениям, имеющимся в бакалавриате. В МГУ им.

Ломоносова получить диплом о втором высшем можно лишь на нескольких факультетах — например, историческом, химическом, юридическом, психологии, журналистики. Как правило, студенты с дипломом учатся здесь вместе с выпускниками школ, но могут перезачесть ранее изученные дисциплины.

МГИМО же называет вторым высшим образованием программы очно-заочной магистратуры (например, «Международное финансовое и торговое право», «Международная экономика», «Торговое дело»).

Нет. Бюджетных мест в вузах на программах второго высшего образования не предусмотрено. Учиться можно только платно.

Так же как и на программах первого высшего образования, стоимость обучения зависит прежде всего от статуса учебного заведения. В топовых университетах — НИУ ВШЭ, МГУ им. Ломоносова, Дипломатической академии МИД РФ — обучение по очно-заочной (вечерней) форме обучения стоит от 170 до 280 тыс. рублей в год.

Примерно в этих же пределах находится и стоимость обучения в технических вузах. В МГТУ им. Баумана можно получить второе образование в среднем за 190 тыс. рублей в год, в МИРЭА — за 175-208 тыс. рублей в год, в Московском Политехе — за 194 тыс. рублей в год.

Самые недорогие программы на очно-заочном отделении можно найти в коммерческих вузах. Так, например, ведущие негосударственные вузы — МНЭПУ, МФЮА, Академия труда и социальных отношений — предлагают получить диплом о втором высшем за 70-80 тыс. рублей в год. Гораздо дешевле учиться на заочном отделении.

Средняя стоимость обучения по заочной форме в московских вузах — 35-90 тыс. рублей в год.

В большинстве случаев для зачисления на программу второго высшего образования достаточно предоставить диплом о высшем образовании государственного образца и пройти собеседование. Как правило, вступительные экзамены для таких абитуриентов не предусмотрены — предполагается, что люди, прошедшие вузовскую подготовку, уже имеют достаточную образовательную базу.

Исключение составляют ведущие государственные вузы. Например, в МГУ им. Ломоносова нужно сдать экзамен по профильному предмету, в НИУ ВШЭ — комплексное тестирование, в Московский государственный лингвистический университет — экзамен по иностранному языку. В ряде случаев поступить можно, имея на руках академическую справку о неполном высшем образовании.

Например, если вы являетесь студентом старшего курса вуза.

Информацию о всех программах второго высшего образования, включая название специальностей, условия приема, стоимость и продолжительность обучения, вы найдете в каталоге учебных заведений «Учёбы.ру».

Полная актуальная база вузов и специальностей, бюджетные места и проходные баллы, условия приема и стоимость обучения — в каталоге вузов «Учёба.ру».

Источник: https://www.ucheba.ru/article/5731

Сведения об образовании работника в кадровых документах — Audit-it.ru

Повышение при получении высшего образования

Ф.И. Семиткин, консультант по вопросам начисления заработной платы, социальных пособий и их налогообложения

Журнал «Учет в сфере образования» № 7, июль 2014 г.

Личная карточка работника в суде поможет доказать обоснованность выплаты ему пособия. Конечно, при условии правильного заполнения. Уточним в статье, как вносить записи об образовании в личную карточку и трудовую книжку.

Вносим изменения в трудовую книжку

При оформлении трудовой книжки отдел кадров вносит информацию об образовании, профессии, специальности работника на основании документов об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки).

Данное требование содержится в пункте 9 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225 (далее – Правила), а также в пункте 2.

1 Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69 (далее – Инструкция).

Работодатель делает записи об образовании, профессии и специальности работника по последнему месту работы на основании соответствующих документов (п. 26 Правил). Сведения о работнике указываются на титульном листе трудовых книжек. Так, запись об образовании делается только на основании надлежаще заверенных документов (аттестата, удостоверения, диплома и т. п.) (п. 2.1 Инструкции). С 1 сентября 2013 года действует Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с частью 5 статьи 10 Закона об образовании установлены следующие уровни профессионального образования: – u0007среднее профессиональное образование; – высшее образование – бакалавриат; – u0007высшее образование – специалитет, магистратура; – u0007высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации. При внесении в трудовую книжку работника сведений об его образовании, и бакалавру, и специалисту, и магистру следует проставить запись «высшее». При получении же бакалавром степени магистра запись об образовании остается прежней. Запись о незаконченном образовании соответствующего уровня делается на основании представленных надлежаще заверенных документов (студенческого билета, зачетной книжки, справки образовательного учреждения и т. п.). Такая потребность возникает, если на работу принимается студент. Работодатель также может внести в эту строку либо сведения об образовании, имевшиеся до поступления в вуз, либо сделать запись о незаконченном высшем образовании. Изменение (дополнение) записей на титульном листе трудовой книжки о полученном новом образовании, профессии, специальности осуществляется путем дополнения имеющихся записей через запятую. Соответствующие строки заполняются без зачеркивания ранее внесенных записей (п. 2.4 Инструкции). На внутренней стороне обложки трудовой книжки ссылки на диплом не делаются. Соответственно, кадровик их не заверяет печатью организации и подписью ответственного лица за ведение, учет и хранение трудовых книжек. Напомним, что в трудовую книжку по месту работы также обязательно вносится запись о времени обучения на курсах, в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров с указанием соответствующих документов (п. 21 Правил). Например, в одном случае сотрудница при увольнении обнаружила, что сведения о времени обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров в трудовую книжку не были внесены. Поскольку работодатель сделать записи отказался, Московский городской суд апелляционным определением от 16 сентября 2013 г. № 11-26180/2013 обязал его внести соответствующие записи и выплатить работнице возмещение морального вреда.

Отражаем сведения в личной карточке

Сведения об образовании отражаются и в строке 6 личной карточки работника. Иногда случается, что при приеме на работу работник предъявляет диплом по специальности, которой уже нет в действующем Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2003 (утвержден постановлением Госстандарта России от 30 сентября 2003 г. № 276‑ст) (ОКСО). В этом случае поле «Код по ОКСО» пункта 6 личной карточки по форме № Т-2 следует оставить свободным. Поправки вносятся в личную карточку работника и заверяются подписью сотрудника кадровой службы. Раздел «Дополнительные сведения» заполняется для полноты учета сведений о сотрудниках, обучающихся в учебных заведениях. Личная карточка предназначена также и для отражения сведений о повышении квалификации. Если в организации решили в разделе V отражать информацию о дополнительном профобразовании у предыдущих работодателей, то в этом случае графа «Основание» остается незаполненной. Освоение дополнительной профессиональной программы обеспечивает работнику возможность достижения планируемых результатов и получение новой квалификации (п. 12 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499). При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов. Вид повышения квалификации указывается в соответствии с документом, представленным работником по окончании повышения квалификации.

Важно запомнить

Запись об образовании делается только на основании надлежаще заверенных документов.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/personnel/a110/750387.html

Закон для всех
Добавить комментарий