Права и обязанности младшего воспитателя в детском саду, где нет охраны

«Нянечки» в детских садах – лишние люди?

Права и обязанности младшего воспитателя в детском саду, где нет охраны

И из этого документа мы узнаем, что у этих работников кроме «обобщенной функции» охраны жизни и здоровья детей (куда входят обеспечение санитарного состояния и уход и присмотр за детьми), есть еще одна функция – а именно, «организация повседневной̆ жизнедеятельности детей» – предполагающая участие во всех мероприятиях в течение дня. И в частности, такие умения, как «планирование содержание повседневной жизнедеятельности детей на основе ФГОС ДО, осуществление подготовки и проведение мероприятий с детьми в соответствии с распорядком дня, анализ ситуации жизнедеятельности детей для выявления их потребностей» и прочие прекрасные вещи.

Требования проекта стандарта звучат совершенно резонно: они предполагают, что младшие воспитатели и помощники должны включаться на равных в образовательную деятельность в детском саду – что может быть естественнее?! Однако, надо сказать, что такой функционал указан и в Едином квалификационном справочнике – и тем не менее реальность выглядит совсем не так. Поэтому главный вопрос в том, что сейчас мешает выполнять требования ЕКС (и может помешать реализовать новый профессиональный стандарт)?

Сделаем небольшое отступление.

За последние годы стало понятно – в частности, и благодаря исследованиям, что обстановка в детских садах далеко не всегда эмоционально комфортна для детей. Одна из причин – проблема количества взрослых в детсадовской группе.

Даже если детей в группе 16-20, у одного воспитателя не хватит времени на то, чтобы спокойно разрешить конфликтную ситуацию, приласкать того, кому сейчас нужна поддержка, посидеть с небольшой группой детей и порешать какую-то задачу – ведь вся группа требует присмотра.

Известно, что во многих странах есть рекомендованное соотношение количества взрослых и детей: например, один взрослый на 8 детей, как в Швеции. Парадокс, однако, состоит в том, что в наших детских садах ситуация формально обстоит не намного хуже.

Ведь практически всегда в дошкольной группе одновременно присутствуют двое взрослых: воспитатель и младший воспитатель или помощник воспитателя. Загвоздка, правда, в том, что младший воспитатель или помощник обычно особого участия в образовательной деятельности не принимают. Точнее, не принимают участия в планировании и в проведении занятий, в свободной игре детей, чтении и других детских деятельностях.

Но это ведь смотря что считать образованием. Младший воспитатель занят делами обслуживания во время еды и одевания-раздевания, мытья рук, сна, туалета и наведения порядка после рисования.

А мы-то знаем, что дошкольник именно во время всех этих, близких к телу, дел особенно беззащитен, тут чувство эмоционального дискомфорта возникает от резкого слова и понукания особенно быстро. И все, что связано с самообслуживанием – убрать, одеться и пр. – это все настоящие серьезные дела, в которых и формируется саморегуляция.

И тут многое зависит от взрослого, который или терпеливо «помогает сделать это самому» или быстро делает сам. Так что помощник воспитателя участие в образовании принимает самое существенное!

Однако сам себя он воспринимает в подавляющем большинстве случаев как «ответственного за чистоту». Конечно, помощники воспитателей бывают очень разными.

Я сама встречала целый ряд чудесных душевных людей, и коллеги время от времени рассказывают про помощников воспитателей, которые тепло относятся к детям и привлекают их к разным своим делам, таким привлекательным для малышей (грядку прополоть, цветы полить и пр.). И все же, по оценкам коллег, это скорее исключения, чем правило.

Чаще у помощника воспитателя в фокусе не столько дети (их эмоциональный комфорт или самостоятельность), а именно чистота, и он поэтому руководствуется старыми правилами – торопит детей, убирает за ними, не давая сделать что-то по самообслуживанию самим, насильно докармливает, делает строгие замечания и пр.

Более того, иногда именно младшие воспитатели диктуют педагогам, что именно делать или не делать в группе, руководствуясь требованиями чистоты (я сталкивалась со случаями, когда младший воспитатель не разрешал воспитателям развешивать детские рисунки, мотивируя тем, что «скотч портит стены» – и воспитатели подчинялись).

Почему так?

Причину всегда надо искать не в людях, а в том, как устроена система. Во-первых, внутри системы детского сада помощники воспитателя и младшие воспитатели традиционно воспринимаются именно как персонал обслуживающий. Они и подчиняются завхозу, а не старшему воспитателю или заведующей.

Они никогда не принимают участия в планировании событий или обсуждении трудных случаев с детьми (хотя, скажем честно, в большинстве садов такой возможностей работать командой нет и у воспитателей).

Именно поэтому, даже если время от уборки остается (а оно все же остается, скажем прямо, хоть и небольшое), младшие воспитатели практически никогда не садятся в круг с детьми, не включаются в детскую игру, не помогают во время занятий тем детям, кому нужна помощь – они просто не считают это своим делом.

Во-вторых, функция «обеспечение санитарного состояния помещений и оборудования», а проще говоря – уборка, на самом деле занимает массу времени. Российские санитарные требования настолько строги, что требуют больших усилий и значительного времени.

В-третьих, (почему воспитатели подчиняются иногда строгому замечанию) – это культ чистоты, оставшийся в нашей культуре со страшных военных и послевоенных времен, когда отсутствие строгой гигиены действительно было чревато смертельными опасностями. А сегодня это может проявляться во вполне искаженных и неадекватных формах, когда в группах часто (очень часто!) нет в свободном доступе ни красок ни фломастеров, чтобы дети «не разводили грязь».

Вот эти три фактора – отсутствие статуса, непомерный груз санитарных требований и приоритет чистоты над детскими интересами – делает младших воспитателей и помощников как бы второстепенными для образовательного процесса людьми в детском саду.

Мне известны ситуации, когда пробовали поставить на группу трех воспитателей и распределить функционал младшего воспитателя между всеми тремя (в итоге на каждую группу приходилось все те же три ставки).

Бремя оказалось непосильным именно из-за этих причин: огромных требований к чистоте и резком снижении статуса при выполнении функционала младшего воспитателя.

Понятно, что от введения профессионального стандарта никаких изменений автоматически не произойдет.

С большой вероятностью люди, чью деятельность он регламентирует, его не прочитают, а даже если кто-то до них информацию о функционале донесет, от этого ничего не изменится – как от чтения рецепта не наступает излечения.

Предполагается, что младшие воспитатели, помощники воспитателя и няни «после утверждения документа должны будут проходить специальный курс профессиональной подготовки и овладеть основами педагогики и психологии». Однако никакие лекции ситуацию (подозреваю) не изменят.

Измениться должна сама система детского сада. И тут мы натолкнемся на целый клубок вопросов, подступиться к которым мешает устоявшаяся традиция: ведь так было «от века»: «нянечка» – это человек со шваброй, часто строгий и даже суровый, которого многие поколения бывших детсадовцев и их родителей вспоминают с дрожью.

Вовлечение младших воспитателей и помощников воспитателей в образовательный процесс – это целый управленческий проект.

Но он возможен только как часть более масштабного проекта – превращения коллектива детского сада в команду, где есть место не только и не столько собраниям (где одни сообщают правила другим), сколько командным решениям, планированию, постановке совместных задач и пр., где есть уважение к разным позициям участников команды.

Наверняка кто-то возразит, что зарплата у младших воспитателей настолько небольшая, что они за эти деньги еще и с детьми возиться точно откажутся. Однако статус – тоже очень сильный стимул, так что подозреваю, тут вопрос не такой однозначный!

Источник: http://www.ug.ru/article/1006

Обязанности младшего воспитателя: особенности должности

Права и обязанности младшего воспитателя в детском саду, где нет охраны

Доброго времени суток, мои друзья! Сухих Татьяна Григорьевна рада поделиться информацией обо всем, что касается воспитания, обучения, развития дошкольников, а также особенностей деятельности воспитателей и другого персонала детского сада. Решила сегодня обсудить с вами обязанности младшего воспитателя, поскольку не все знают, что вообще есть такая должность в ДОУ и часто путают ее с должностью няни (помощника воспитателя).

Общие сведения о структуре типового дошкольного учреждения

Чтобы понять место младшего воспитателя в саду, уместно, думаю, описать примерную иерархическую лестницу ДОУ. Стоит сказать, что вообще организационная структура любого дошкольного заведения представлена в виде общественного и административного управления. Общественное управление осуществляется через родительский комитет, трудовой коллектив и педсовет.

Административное управление осуществляется на нескольких линиях, так сказать:

  • Заведующий, который единолично несет ответственность за деятельность детского сада в целом;
  • Заместитель заведующего по методической работе или старший воспитатель; заместитель по административно-хозяйственной части; врач или старшая медсестра; бухгалтер;
  • Воспитатели, музыкальный руководитель, психолог, логопед, инструктор по физкультуре, педагоги дополнительного образования, старший повар;
  • Младший обслуживающий персонал: помощник воспитателя, младший воспитатель, ночной младший воспитатель, медсестра, повара и т.д.

Как вы поняли, что касается дневного и ночного младшего воспитателя, то круг их обязанностей обусловлен местом в иерархии. Но не нужно воспринимать эту категорию персонала в садике как чисто технический персонал, который только следит за чистотой в группе и грубо говоря, вытирает детям попу.

В том и различие между функционалом помощника воспитателя, а проще сказать – няни, и младшим воспитателем: последний должен помогать воспитателю в проведении занятия, а няня этого делать не должна. Исходя из этого, младший дошкольный педагог должен иметь минимальную педагогическую подготовку.

Так что, тем, кто хочет работать правой рукой педагога-дошкольника, советую начать штудировать методическую литературу, например, рекомендую материалы из серии «Педагогическая видеомастерская», а именно, компакт-диск «ФГОС ДО: воспитание детей раннего возраста».

Здесь очень доступно представлены требования по ФГОС, что касается организации развития ребенка в условиях ДОУ и семьи, взаимодействия родителей и педагогов, использования разных видов деятельности для всестороннего развития малышей в младшей группе.

Для общего развития могу посоветовать еще одну книгу «Как правильно воспитывать и развивать малыша. Книга для воспитателей и родителей».

Обычно на должность младшего воспитателя ясельной группы приходят мамочки сразу после декрета, чтобы быть поближе к своему ребенку, так им в любом случае полезно будет почитать подобную литературу.

Кому под силу работать на должности младшего воспитателя?

Ниже я подробно опишу функциональные обязанности младшей воспитательницы, а пока поговорим о требованиях к кандидату эту на должность. Дело в том, что с целью повышения уровня квалификации работников дошкольных учреждений, еще в конце 90-х годов прошлого века ввели в садиках должности младших педагогов-дошкольников в противовес няням.

Должность то ввели, но зарплата осталась и на сегодняшний день весьма скромной, а требования возросли. Если няней может работать человек с образованием 9 классов, то младший педагог должен иметь среднее профессиональное образование. Должностные обязанности у него такие же обширные, как и у нянечки, плюс к этому еще и участие в обучении и развитии детей.

Хотя, честно говоря, воспитатели жалеют своих младших коллег и не требуют от них более того, что входит в функционал няни. Дело в том, что особенно нет очереди на эту маленькую должность, тем более среди лиц с образованием.

Как говорится, обязанности выше крыши, а права минимальные, как и зарплата. Кстати, младший воспитатель должен знать нормативные документы, как и воспитатель:

  • Акты, документы, касающиеся дошкольной педагогики;
  • Конвенцию о правах ребенка. К слову, нашла отличные материалы для оформления стендов «Мои права. Дошкольникам о правах и обязанностях». Они, безусловно, украсят информационные стенды;
  • Основы педагогики, психологии, физиологии, гигиены, доврачебной медпомощи, основы воспитания;
  • Санитарно-гигиенические нормы, правила ухода за детками, трудовой распорядок, правила охраны труда, пожбезопасности.

Иногда приходится слышать, что между воспитателем и младшим воспитателем почти нет никакой разницы, только в категории.

Это в корне неверно, младшие наши помощники не имеют права заменять воспитателя, они только оказывают содействие работе педагога-дошкольника в направлении повышения эффективности образовательного процесса и создании благоприятных условий для развития воспитанников в условиях садика.

Это так инструкция гласит. На деле у младших наших коллег хватает забот в группе, помимо помощи воспитателю в проведении занятий.

Что, собственно, должен делать младший воспитатель в группе?

Итак, основные обязанности младших воспитателей:

  • Принимает участие в организации и планировании учебно-развивающей деятельности в группе. Это как раз тот пункт, который отличает помощника от младшего воспитателя.

Как раз, кстати, для самоподготовки младшему воспитателю я подобрала еще хорошие книги: «Взаимодействие семьи и ДОО: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей»;«Родитель – ребенок – педагог: модели развития взаимоотношений»;

  • Обеспечивает благоприятную обстановку для жизнедеятельности воспитанников. Следит за соблюдением режимных моментов в группе;
  • Под руководством воспитателя совместно с медицинской сестрой проводит мероприятия по сохранению и укреплению здоровья малышей, способствует их всестороннему физическому и психологическому развитию;
  • Способствует развитию навыков самообслуживания у воспитанников, следит за безопасностью их жизнедеятельности, оказывает помощь по соблюдению санитарно-гигиенических норм. Обеспечивает распределение обязанностей по дежурству по группе между детьми;
  • Активно участвует в профилактической работе относительно предупреждения возникновения отклоняющего поведения, своим примером демонстрирует важность здорового образа жизни и отклонения вредных привычек;
  • Несет ответственность за состояние оборудования и помещений группы, строго выполняет требования санитарно-гигиенических норм;
  • Обеспечивает питание воспитанников со строгим соблюдением режима дня, следит за соблюдением нормы выдачи пищи;
  • Под руководством воспитателя обеспечивает уход и присмотр за воспитанниками, помогает собираться им на прогулки, в бассейн, на занятия по физкультуре, оказывает помощь при укладывании в постель, обеспечивает регулярную смену белья, мытье посуды, инвентаря, делает уборку помещений;
  • Обеспечивает выполнение требований охраны труда и пожбезопасности.

Почему у младшего воспитателя так много обязанностей? Но ведь мы работаем с детьми, вашими, детьми. Уход за одним малышом – занятие нелегкое, а представьте, если их 20-30?
Надеюсь, вы, как и я, будете больше ценить и уважать наших нянь или младших воспитателей, ведь они выполняют почти все то, что вы делаете для своих детей, и при этом не ждут благодарности…

На этом буду прощаться, но только до завтра! Просьба поделиться ссылками с друзьями, а также подписаться на обновления.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Анкета-прогноз для родителей “Готов ли ребенок к детскому саду?” Сотрудничество
«Статья для блога» Психологическая
разгрузка

Источник: https://metodbv.ru/obyazannosti-mladshego-vospitatelya/

Нормативные документы – Младший воспитатель

Права и обязанности младшего воспитателя в детском саду, где нет охраны

(наименование предприятия, организации, учреждения)

(руководитель предприятия, организации, учреждения)

00.00.0000

№ 00

(подпись)

(Ф.И.О.)

Структурное подразделение: 

Образовательное учреждение

Должность:

Младший воспитатель

00.00.0000 

Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность младшего воспитателя.

Младший воспитатель относится к учебно-вспомогательному персоналу.

Младший воспитатель назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя образовательного учреждения.

Взаимоотношения по должности:

1.4.1

Прямое подчинение

Руководителю образовательного учреждения

1.4.2.

Дополнительное подчинение

Заместителю руководителя

1.4.3

Отдает распоряжения

???

1.4.4

Работника замещает

Лицо, назначенное в установленном порядке

1.4.5

Работник замещает

???

  1. Квалификационные требования младшего воспитателя:

2.1

образование

среднее профессиональное образование

2.2

опыт работы

Без предъявления к стажу работы

2.3

знания

Основы педагогики, психологии, возрастной физиологии, гигиены, доврачебной медицинской помощи, прав ребенка, теории и методики воспитательной работы.

Правила и нормы охраны труда, жизни и здоровья обучающихся (воспитанников), ухода за детьми.

Санитарно-гигиенические нормы содержания помещений, оборудования, инвентаря.

2.4

навыки

работы по специальности

2.5

дополнительные требования

  1. Документы, регламентирующие деятельность младшего воспитателя

3.1 Внешние документы:

Законодательные и нормативные акты,  касающиеся выполняемой работы.

3.2 Внутренние документы:

Устав образовательного учреждения, Приказы и распоряжения директора образовательного учреждения; Положение о подразделении, Должностная инструкция младшего воспитателя, Правила внутреннего трудового распорядка.

  1. Должностные обязанности младшего воспитателя

Младший воспитатель:

4.1. Участвует в планировании и организации жизнедеятельности обучающихся (воспитанников).

4.2. Осуществляет под руководством воспитателя повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации.

4.3. Совместно с медицинскими работниками и под руководством воспитателя обеспечивает сохранение и укрепление здоровья обучающихся (воспитанников), проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня.

4.4. Организует с учетом возраста обучающихся (воспитанников) работу по самообслуживанию, соблюдению ими требований охраны труда, оказывает им необходимую помощь.

4.5. Участвует в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у обучающихся (воспитанников).

4.6. Обеспечивает санитарное состояние помещений и оборудования.

4.7. Взаимодействует с родителями обучающихся (воспитанников) (лицами, их заменяющими).

  1. Права младшего воспитателя

Младший воспитатель вправе:

5.1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.

5.2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.

5.3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

5.4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – то с разрешения руководителя учреждения).

5.5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

  1. Ответственность младшего воспитателя

Младший воспитатель несет ответственность:

6.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией – в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Украины.

6.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности – в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Украины.

6.3. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Украины.

  1. Условия работы младшего воспитателя

7.1. Режим работы младшего воспитателя определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.

Условия оплаты труда младшего воспитателя определяются в соответствии с Положением об оплате труда персонала.

9        Заключительные положения

             Настоящая Должностная инструкция составлена в двух экземплярах, один из которых хранится у Образовательного учреждения, другой — у работника.

             Задачи, Обязанности, Права и Ответственность могут быть уточнены в соответствии с изменением Структуры, Задач и Функций структурного подразделения и рабочего места.

             Изменения и дополнения в настоящую Должностную инструкцию вносятся приказом генерального директора образовательного учреждения.

Руководитель структурного подразделения

(подпись)

(фамилия, инициалы)

Начальник юридического отдела

(подпись)

(фамилия, инициалы)

00.00.0000

С инструкцией ознакомлен:

(подпись)

(фамилия, инициалы)

Источник: https://atis-ars.ru/biblioteka-normativnyh-dokumentov/dolzhnostnye-instrukcii/mladshij-vospitatel.html

Закон для всех
Добавить комментарий