Сокращение с государственной гражданской службы

Статья 31. Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа

Сокращение с государственной гражданской службы

Статья 31. Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа

1.

При сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:

1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;

2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

2.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

3. В течение срока, указанного в части 2 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона.

По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

4.

Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

5.

Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

6.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

7. Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт до истечения срока, указанного в части 2 настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2017 N 37-О”Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Товмасяна Айрапета Грачиковича на нарушение его конституционных прав частями 1, 2 и 5 статьи 31 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации”

1.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.Г. Товмасян просит признать не соответствующими Конституции Российской Федерации, в частности, ее статьям 7 (часть 2), 8 (часть 2), 15 (части 1 – 3), 18 и 37 (часть 1), а также статьям 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод следующие положения статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”:

Определение Конституционного Суда РФ от 26.04.2016 N 891-О”Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кучерявого Дмитрия Владимировича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 31 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации”

1.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Д.В. Кучерявый, уволенный с государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (сокращение должностей государственной гражданской службы в государственном органе), оспаривает конституционность части 1 статьи 31 названного Федерального закона, согласно которой при сокращении должностей государственной гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с государственным гражданским служащим продолжаются в случае предоставления государственному гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности государственной гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа государственной гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки (пункт 1), а также с учетом уровня его профессионального образования и стажа государственной гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего направлению деятельности по данной должности государственной гражданской службы (пункт 2).

“Отраслевое соглашение по центральному аппарату, территориальным органам и подведомственным организациям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на 2017 – 2019 годы”(утв. Профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, Росреестром 28.12.2016)

5.

7. Помимо категорий гражданских служащих, работников центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных организаций Росреестра, пользующихся в соответствии со статьей 31 Федерального закона N 79-ФЗ и статьей 179 Трудового кодекса преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации, предусматривают право на оставление на работе для:

Источник: https://legalacts.ru/doc/79_FZ-o-gosudarstvennoj-grazhdanskoj-sluzhbe/glava-5/statja-31/

Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 04 февраля 2014 г. по делу N 33-258 (ключевые темы: государственные служащие

Сокращение с государственной гражданской службы

Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 04 февраля 2014 г. по делу N 33-258

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Парамоновой Т.И.,

судей областного суда Сидоренковой Е.В.,

Фроловой И.М.,

с участием прокурора Бойкачевой О.А.

при секретаре А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 04 февраля 2014 года по докладу судьи Фроловой И.М. дело по апелляционным жалобам и.о. руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Д. и представителя Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Брянской области Ш.

на решение Советского районного суда г.Брянска от 31 октября 2013 года по иску Б.

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Федеральной службе государственной регистрации и кадастра, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Брянской области об оспаривании увольнения, взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛА:

Б. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ он был принят на федеральную государственную гражданскую службу в УФРС по “адрес” и назначен на государственную гражданскую должность специалиста-эксперта отдела защиты государственной тайны, специальной и мобилизационной работы на основании приказа N от ДД.ММ.ГГГГ года.

08.02.2010 года УФРС по Брянской области было переименовано в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области. ДД.ММ.ГГГГ Б. на основании приказа N переведен на должность государственной гражданской службы специалиста-эксперта отдела защиты государственной тайны и мобилизационной работы.

ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа N истец назначен на должность государственной гражданской службы специалиста-эксперта организационно-контрольного отдела.

ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт между сторонами расторгнут, истец освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе.

Полагал увольнение по сокращению штата незаконным, в связи с чем, просил суд восстановить его в ранее замещаемой должности, взыскать с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула из расчета среднедневного заработка 647 руб. 72 коп., компенсацию морального вреда в размере 50000 руб., расходы на оплату услуг представителя 30000 руб., премию по итогам полугодия в размере 10000 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 18139 руб. 11 коп.

В судебном заседании истец, представитель истца по доверенности, Г. поддержали исковые требования по изложенным основаниям. Суду пояснили, что ответчиком была нарушена процедура увольнения истца по основанию сокращения штата, не соблюдены требования ст. 374 Трудового кодекса РФ, не уведомлен орган службы занятости.

Решением Советского районного суда г. Брянска от 31 октября 2013 года исковые требования Б.

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Федеральной службе государственной регистрации и кадастра, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Брянской области об оспаривании увольнения, взыскании денежных средств, удовлетворены частично.

Суд восстановил Б. в ранее замещаемой должности государственной гражданской службы специалиста-эксперта организационно-контрольного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, отменил приказ N от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении служебного контракта с Б.

Взыскал с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области в пользу Б. заработную плату за время вынужденного прогула в размере 53113 рублей 04 копеек, с зачетом ранее произведенных выплат при увольнении, расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 рублей.

Взыскал с Министерства финансов Российской Федерации в пользу Б. компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей за счет средств казны Российской Федерации.

В остальной части иска Б. было отказано.

В апелляционной жалобе и.о. руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Д.

просит об отмене решения суда, указывая, что решение суда вынесено с существенным нарушением норм материального права, выразившегося в неправильном применении и толковании Закона, а также в неправильном и неполном определении обстоятельств, имеющих значения для дела, применении закона, не подлежащего применению и неприменению Закона, подлежащего применению.

Кроме того, по мнению руководителя Управления, со стороны истца имело место злоупотребления правом, выразившееся в отказе на стадии судебного заседания заключить мировое соглашение по спору.

В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Брянской области Ш.

просит об отмене решения суда, считая его незаконным и необоснованным, поставленным в нарушение норм материального права, указывая, что компенсация морального вреда должна взыскиваться с работодателя – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской.

Судом не применены нормы ст.1100 ГК РФ по правилам которой, моральный вред компенсируется при наличии вины причинителя. Суд же возложил обязанность по компенсации морального вреда на Минфин России в отсутствие вины и каких-либо правоотношений между работником и Министерством финансов России.

Заслушав доклад по делу судьи Фроловой И.М., объяснения представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области и Федеральной службы государственной регистрации и кадастра Ж.

, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Брянской области Ш.., Брянской областной организации профсоюза Х., Б. и его представителя Г., заключение прокурора В.

, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что Б. замещал должность государственной гражданской службы специалиста-эксперта организационно-контрольного отдела Управления Росреестра по Брянской области (л.д. 49).

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/121560695/

Сокращение должностей государственной службы – Максимум экспертно-правовое партнерство

Сокращение с государственной гражданской службы

Исходя из статьи 73 Федеральным законом “О государственной гражданской службе Российской Федерации” Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом “О государственной гражданской службе Российской Федерации”.

Дела указанной категории рассматриваются по правилам искового производства, а в соответствии с положениями главы 3 Гражданского процессуального кодекса РФ – районными судами в качестве суда первой инстанции.

В силу статьи 28 ГПК РФ споры о восстановлении на работе лиц, уволенных в связи с сокращением численности или штата, предъявляются в суд по месту нахождения ответчика.

Истцом по иску о восстановлении на работе признается лицо, которое считает свое увольнение незаконным.

В силу статьи 43 ГПК РФ по делам о восстановлении на работе лиц, уволенных в связи с сокращением численности и штата, к участию в деле на стороне истца или ответчика могут привлекаться третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, если решение суда может повлиять на их права и обязанности по отношению к истцу или ответчику.

В предмет доказывания по таким делам, на наш взгляд, должно входить установление следующих обстоятельств:

  1. 1) было ли произведено в действительности сокращение численности или штата работников организации;
  2. 2) соблюдены ли нормы Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ и трудового законодательства, регулирующие порядок высвобождения работника;
  3. 3) был ли предупрежден выборный профсоюзный орган о предстоящем сокращении численности или штата работников госоргана и возможном расторжении трудовых договоров с работниками не позднее, чем за два месяца до проведения соответствующих мероприятий (в соответствии со ст.38 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ
  4. 4) были ли на момент увольнения фактически заняты рабочие места и штатные единицы, имелись ли вакантные должности и, если имелись, то какие;
  5. 5) был ли работник своевременно предупрежден под расписку о его освобождении от должности в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы;
  6. 6) не произведено ли увольнение в период временной нетрудоспособности работника или в период его нахождения в отпуске;
  7. 7) обладало ли уволенное лицо преимущественным правом на замещение должности гражданской службы: более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности
  8. 8) соответствуют ли действительности обстоятельства, на которые ссылается истец.

Пункт 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” устанавливает основание для увольнения государственных гражданских служащих при сокращении должностей гражданской службы и применяется в системной связи с частью 1 статьи 31 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, закрепляющей дополнительные гарантии государственным гражданским служащим, направленные на продолжение государственно-служебных отношений в случае сокращения должностей гражданской службы.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае:

  1. 1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе;
  2. 2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

При реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст.

33 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации” общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона).

Из содержания указанных норм следует, что при сокращении должностей гражданской службы обязанность по предоставлению гражданскому служащему иной должности гражданской службы либо направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации на представителя нанимателя законом не возложена, а является его правом

В соответствии с ч. 3 ст.

37 Федерального закона N 79-ФЗ в период временной нетрудоспособности гражданского служащего он не может быть освобожден от занимаемой должности и уволен с гражданской службы только в случае, если увольнение производится по инициативе представителя нанимателя.

Перечень оснований увольнения с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя содержится в части первой этой же статьи и увольнение служащего по сокращению должностей гражданской службы не отнесено к увольнениям по инициативе представителя нанимателя.

Порядок увольнения или прекращения гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы регулируется статьей 31 Федерального закона N 79-ФЗ. Данная статья не содержит ограничений для увольнения по данному основанию служащих в период их временной нетрудоспособности. Однако считаем, что в таком случае должны применяться нормы Трудового кодекса РФ.

Следует также учитывать, что при сокращении штата государственного органа представитель работодателя не может предложить сотруднику для замещения без конкурса вакантную должность, которая должна замещаться только по конкурсу.

Вместе с тем государственный служащий имеет право на участие в конкурсе на вакантную должность на общих основаниях независимо от того, будет ли ему предложено такое участие (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2005 года).

Согласно ч. 7 ст. 31 Федерального закона N 79-ФЗ преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Источник: https://www.firma-maximum.ru/trudovie-otnosheniya/sokraschenie-dolzhnostey-gosudarstvennoy-sluzhbi.html

Верховный Суд разъяснил, как определять размер компенсации госслужащему при сокращении

Сокращение с государственной гражданской службы

Верховный Суд направил на новое рассмотрение трудовой спор о выплате компенсации сокращенной сотруднице ИФНС, указав нижестоящим судам на то, что следует учитывать при определении ее размера в случае увольнения госслужащего.

Татьяна Воробьева с октября 1993 г. по апрель 2017 г. занимала различные должности государственной гражданской службы в налоговой инспекции по г. Мончегорску Мурманской области. Соответствующее подразделение было присоединено к межрайонной инспекции Мурманской области, поэтому сотрудница была уволена в связи с сокращением.

При увольнении Татьяна Воробьева получила компенсацию в размере своего шестимесячного денежного содержания.

При расчете инспекция руководствовалась Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства от 6 сентября 2007 г. № 562.

В соответствии с этим актом были учтены ее оклад, дополнительные выплаты, материальная помощь и единовременная выплата к отпуску, а также премии.

Она обратилась к работодателю с просьбой пересчитать компенсацию. В своем заявлении она указала, что инспекция не учла выплаченные Воробьевой средства материального стимулирования и полученные перед увольнением премии. По мнению работника, это привело к занижению размера ее месячного содержания и, как следствие, к неверному определению суммы компенсации.

Межрайонная ИФНС пояснила, что в данном случае действительно не были учтены материальное стимулирование и единовременное поощрение, выплаченные за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование госслужащих сверх установленного фонда оплаты труда. Данные выплаты, по мнению работодателя, не учитываются при определении соответствующей компенсации, поскольку не включены в п. 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Относительно премий инспекция указала, что они были учтены.

Полагая, что премии, начисленные ей в течение 12 месяцев перед увольнением, учтены не полностью, а также что суммы материального стимулирования тоже подлежали учету, Татьяна Воробьева обратилась в суд.

Оленегорский городской суд Мурманской области отказал работнику в удовлетворении ее исковых требований.

Разрешая спор, первая инстанция исходила из того, что средства материального стимулирования государственных гражданских служащих не входят в состав их денежного содержания, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, выплачиваются в пределах лимитов бюджета ФНС. Суд пришел к выводу, что эти денежные средства не подлежат учету при определении денежного содержания Воробьевой для исчисления компенсаций при увольнении.

Апелляция поддержала вывод первой инстанции. Оленегорский городской суд сослался на то, что письмо Минфина от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482, касающееся дополнительного материального стимулирования на основании Постановления Правительства от 27 марта 2014 г.

№ 238-7, не отменяет действие приказа Минфина от 17 октября 2007 г. № 90н, которым утвержден порядок осуществления материального стимулирования госслужащих ФНС.

Последним актом определено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Не согласившись с решениями, Татьяна Воробьева обратилась за защитой своих прав с кассационной жалобой в Верховный Суд, который, рассмотрев дело, вынес Определение № 34-КГ19-4 от 22 июля 2019 г. ВС указал, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения.

Как указал Суд, фонд оплаты труда госслужащего формируется за счет средств, указанных в ч. 2 и 3 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе, куда входят и иные выплаты, предусмотренные другими нормативными актами.

Материальное стимулирование гражданских служащих, по мнению ВС, относится к указанным выплатам.

Исходя из этого, нижестоящим судам необходимо было определить правовую природу произведенных работнику в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения.

Верховный Суд обратил внимание на тот факт, что материальное стимулирование Воробьевой было выплачено ей на основании указа Президента от 7 мая 2012 г.

№ 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» и принятых в соответствии с ним постановлений Правительства, которыми предусматривались объемы бюджетных ассигнований сверх фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих.

ВС подчеркнул: указанные акты должны были быть изучены судами в целях определения правовой природы полученных Воробьевой выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения.

Первой инстанции и апелляции следовало определить, являются ли указанные выплаты теми, за счет которых формируется фонд оплаты труда гражданских служащих.

Однако суды не просили истицу предоставить акты, послужившие основанием для выделения соответствующих бюджетных ассигнований, на которые она ссылалась в обоснование своей позиции.

Нижестоящие суды исходили из того, что разъяснения, содержащиеся в письме Минфина от 15 июля 2014 г., не подлежат применению в данном деле.

Однако ВС напомнил, что именно на Минфин возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, поэтому при разрешении исковых требований Воробьевой необходимо было принять во внимание его позицию.

Также высшая инстанция опровергла довод о том, что письмо от 15 июля 2014 г. не подлежало применению, поскольку противоречило приказу Минфина № 90н.

Противоречие, по мнению первых двух инстанций, заключалось в том, что письмо указывает на необходимость учета суммы материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований при исчислении денежного содержания гражданских служащих.

Приказ же, напротив, устанавливает, что материальное стимулирование не входит в состав соответствующего денежного содержания, пояснил ВС.

Кроме того, Верховный Суд разъяснил, что приказ Минфина касается материального стимулирования, которое производилось на основании Постановления Правительства от 25 сентября 2007 г. № 611 за счет средств, направленных на обеспечение деятельности ряда госорганов в 2007–2010 гг.

, и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего. В свою очередь письмо Минфина касается дополнительного материального стимулирования гражданских служащих на основании Указа Президента от 7 мая 2012 г. № 601.

Данные средства имеют, по мнению ВС, иную правовую природу, так как соответствующие выплаты производятся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета государственным органам сверх фонда оплаты труда и выплачиваются государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности служебной деятельности. Поэтому положения Порядка осуществления материального стимулирования госслужащих ФНС в этом случае не подлежат применению.

С учетом этого ВС отменил акты нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение.

По мнению адвоката АП г. Москвы Василия Ваюкина, нижестоящие суды при разрешении спора применили буквальный подход, тогда как ВС разъяснил, что раз денежные средства выплачивались систематически и являлись вознаграждением за труд, то их следовало учесть при расчете компенсаций.

«Суд указал, что денежные средства выплачивались систематически и являлись вознаграждением за труд, поэтому их следовало учесть при расчете компенсаций», – отметил адвокат АП г. Москвы Василий Ваюкин.

Адвокат также привел аналогичные примеры из практики, сославшись на Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС от 3 июня 2019 г. № 34-КГ19-1 и апелляционное определение Красноярского краевого суда от 27 марта 2019 г.

по делу № 33-4449/2019.

Партнер юридической компании Law&CommerceOffer Виктория Соловьёва согласилась, что позиция ВС соответствует сложившейся практике. «Верховный Суд неоднократно указывал на ошибки нижестоящих судов, которые не определяли правовую природу выплат материального стимулирования», – сообщила она, сославшись на определение от 28 августа 2017 г. № 2-КГ17-13).

«На формирование фонда оплаты труда государственных служащих влияют разные факторы, в том числе источник и цель финансирования. Поэтому, безусловно, должны учитываться природа и цель дополнительных выплат», – подвела итог Виктория Соловьёва.

Адвокат и партнер МКА «Яковлев и Партнеры» Вероника Сальникова в комментарии «АГ» отметила, что Верховный Суд не только указал на обстоятельства, в которых не разобрались нижестоящие суды, но и пошел еще дальше, разъяснив, как формируется фонд оплаты труда государственных служащих за счет бюджетных ассигнований, а также какими нормативными документами следовало руководствоваться судам.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/verkhovnyy-sud-razyasnil-kak-opredelyat-razmer-kompensatsii-gossluzhashchemu-pri-sokrashchenii/

Некоторые вопросы, возникающие при сокращении должностей государственной гражданской службы

Сокращение с государственной гражданской службы

(Осин А. А.) («Трудовое право», 2007, N 6)

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ СОКРАЩЕНИИ ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

А. А. ОСИН

Осин Александр Александрович, главный специалист юридической службы Министерства финансов Калужской области.

1. Сокращение: раньше и сейчас

В ныне утратившем силу Федеральном законе от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 119-ФЗ) процедура сокращения штата государственного органа (в период с 1 февраля 2002 г. по 1 февраля 2005 г.) была идентична той, что содержалась в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее — ТК РФ).

Происходило это потому, что Федеральный закон N 119-ФЗ содержал норму, в соответствии с которой на государственных служащих распространялось действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными указанным Федеральным законом (пункт 3 статьи 4).

Особенности, предусмотренные статьей 16 данного Закона, заключались в установлении некоторых дополнительных гарантий для государственных служащих при сокращении штата государственного органа и не затрагивали саму процедуру сокращения, отдав ее на откуп ТК РФ. Гарантии эти служили дополнительной и существенной защитой государственному служащему.

Если государственный служащий не мог быть трудоустроен в государственном органе, где проводилось сокращение штата, ему должна была быть предложена другая государственная должность государственной службы в другом государственном органе с учетом его профессии, квалификации и занимаемой ранее должности (пункт 1 статьи 16).

Ему гарантировалась переподготовка (переквалификация) при невозможности трудоустройства (пункт 2 статьи 16). Для государственного служащего устанавливались также повышенные выплаты при увольнении в связи с сокращением штата.

В случае непредставления государственному служащему работы он оставался в реестре государственных служащих и за ним сохранялся непрерывный стаж государственной службы в течение года (пункт 2 статьи 16). Увольнение с государственной службы при сокращении штата государственного органа производилось по статьям ТК РФ.

Дополнительных оснований увольнения по сокращению штата Федеральный закон N 119-ФЗ не предусматривал. С принятием Федерального закона от 27 июля 2004 г.

N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 79-ФЗ, Закон о гражданской службе) ситуация в сфере государственно-служебных правоотношений изменилась на противоположную.

Теперь в указанном Федеральном законе установлен приоритет его норм перед статьями и положениями трудового законодательства, которые применяются лишь в части, не урегулированной Федеральным законом N 79-ФЗ (статья 73) . ——————————— В новой редакции ТК РФ (от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ) статья 11 также дополнена нормой, устанавливающей, что на государственных гражданских служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе.

Этим и объясняется то обстоятельство, что Федеральный закон N 79-ФЗ определил все ключевые моменты, связанные с процедурой сокращения должностей государственной гражданской службы (далее — гражданская служба), вплоть до установления новой терминологии.

Федеральный закон N 79-ФЗ ввел особый термин для этого случая — «сокращение должностей гражданской службы», в отличие от термина «сокращение численности или штата работников организации», употребляющегося в ТК РФ и поныне.

Кроме этого в Законе определено специфическое основание прекращения служебного контракта в связи с сокращением должностей гражданской службы и установлены иные нормы, позволяющие в более полном объеме регулировать указанные правоотношения.

Однако такое доскональное освещение государственно-служебных отношений, возникающих между представителем нанимателя и государственным служащим в связи с сокращением должностей гражданской службы, «не спасло» Федеральный закон N 79-ФЗ от неясностей, а в некоторых случаях породило ранее не существовавшие проблемы, о которых мы и поговорим.

2. Процедура сокращения должностей гражданской службы: что изменилось?

Итак, нормы, регулирующие отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы, излагаются преимущественно в статье 31 Федерального закона N 79-ФЗ .

——————————— Следует отметить, что все нижесказанное будет также касаться правоотношений, возникающих в связи с реорганизацией государственного органа или его ликвидацией.

Для краткости в тексте работы будет упоминаться только термин «сокращение должностей гражданской службы».

Основанием для сокращения должностей гражданской службы обычно являются какие-либо объективные обстоятельства или события.

В соответствии с пунктом 2 статьи 31 реорганизация государственного органа или изменение его структуры могут являться основаниями для сокращения должностей государственной гражданской службы и, соответственно, прекращения государственно-служебных отношений с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе. Иные основания в Законе о гражданской службе не оговариваются, что дает представителю нанимателя широкий простор для принятия самостоятельных решений в этой сфере. Согласно пункту 5 статьи 31, при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим. Эта норма «перекочевала» в Федеральный закон N 79-ФЗ из статьи 180 ТК РФ практически в неизменном виде. Кроме этого представитель нанимателя в письменной форме информирует о возможном расторжении служебного контракта в связи с сокращением выборный профсоюзный орган данного государственного органа не позднее чем за два месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы (статья 38). В пункте 1 статьи 31 оптимистично утверждается, что при сокращении должностей отношения, связанные с гражданской службой, продолжаются, и называются два условия, при которых происходит продолжение служебных отношений: — при предоставлении гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе; — при направлении гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Если сравнить эти гарантии с теми, которые содержались в Федеральном законе N 119-ФЗ, можно констатировать, что их объем заметно сузился. Если раньше государственному служащему в первую очередь должны были предложить вакантную должность, а в случае невозможности трудоустройства ему гарантировалась переподготовка (переквалификация), то теперь ему предлагается выбор — или иная должность, или переподготовка (повышение квалификации). Причем отказ от любого из этих двух вариантов влечет увольнение по пункту 6 части 1 статьи 33 Федерального закона N 79-ФЗ.

3. Предложение государственному служащему иной вакантной должности: обязанность или право представителя нанимателя?

Источник: http://center-bereg.ru/n2625.html

Сокращение должностей гражданской службы

Сокращение с государственной гражданской службы

28829 июня 2012

Сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на госслужбу квалифицированных специалистов является среди прочего одним из направлений деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции (п. 19 ст. 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

До 2013 года предполагается сократить до 20 процентов имеющегося аппарата чиновников.

Процедура увольнения служащих несколько отличается от той, которая предусмотрена Трудовым кодексом РФ.

Сокращение должностей гражданской службы регулируется статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон о госслужбе). А вот в части, не регламентированной данным законом, следует руководствоваться Трудовым кодексом РФ.

Сокращение должностей гражданской службы. О сокращении госслужащего необходимо уведомить не менее чем за два месяца.

Однако с письменного согласия гражданского служащего наниматель вправе расторгнуть с ним служебный контракт без такого предупреждения.

Наниматель может провести внеочередную аттестацию, для того чтобы служащий с сокращаемой должности мог занять иную должность госслужбы (в том числе в другом государственном органе).

Также можно направить госслужащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему:

  • более высокую квалификацию;
  • более высокий уровень профессионального образования;
  • большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности;
  • более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается:

  • семейным – при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании сотрудника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию);
  • лицам, в семье которых нет иных лиц с самостоятельным заработком;
  • работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание;
  • инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества;
  • сотрудникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

На основании части 4 статьи 31 Закона о госслужбе в случае отказа гражданского служащего от предложенной иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации он освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы.

В таком случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о госслужбе.

Алгоритм действий

Приведем пошаговую инструкцию по сокращению штата.

  1. Наниматель издает приказ о сокращении штата (именно о сокращении штата, а не отдельных служащих).
  2. Определяется круг кандидатов на сокращение, а также тех работников, которые имеют преимущественное право оставления на работе. Для этого создается комиссия.
  3. О сокращении штата уведомляется служба занятости.
  4. Кандидатам на увольнение высылается уведомление в письменной форме о предстоящем сокращении (при этом предлагаются альтернативные должности или указывается на возможность переподготовки или повышения квалификации). Важно иметь доказательства направления данного уведомления: это может быть подпись в получении на втором экземпляре, почтовое уведомление о вручении.
  5. Если госслужащий является членом профсоюза, надо уведомить и его.
  6. По истечении двух месяцев с момента направления уведомления служащему с ним расторгается контракт, о чем выносится приказ.

При увольнении работника нужно рассчитать

При увольнении гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается (ч. 9 ст. 31 Закона о госслужбе).

Следует также иметь в виду, что для некоторых госслужащих предусмотрены дополнительные гарантии при увольнении.

Так, госслужащим при увольнении в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях выплачивается компенсация в порядке, предусмотренном статьей 318 Трудового кодекса РФ в размере четырехмесячного денежного содержания.

Денежное содержание сохраняется и на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев со дня увольнения с учетом выплаты указанной компенсации, то есть в течение пятого и шестого месяцев со дня увольнения (Обзор судебной практики Верховного суда РФ от 25 февраля 2009 года).

Источник: https://www.glavbukh.ru/art/52596-protsedura-sokrashcheniya-gosslujashchih

Закон для всех
Добавить комментарий