Входит ли туркменистан в таможенный союз с россией

Туркменистан и евразийская интеграция: шаг вперед, два шага назад?

Входит ли туркменистан в таможенный союз с россией

Обсуждая процесс евразийской интеграции и включение стран в состав Таможенного Союза, как правило, ведут споры о вероятности членства Украины, целесообразности приёма в Союз Киргизии. А тем временем некоторые постсоветские республики вовсе выпали из интеграционного контекста.

Прибалтика, например, настолько далеко ушла в Европу, что вероятность её внешнеполитической переориентации является фантастической, а Узбекистан не участвует в интеграции, ошибочно полагая, что она несёт угрозу национальным интересам республики.

Впрочем, есть государства, о которых, в силу их закрытости для мира, и вовсе позабыли в информационном пространстве. Именно таким государством является Туркменистан. Если просматривать новостные ленты мировых информационных агентств, то сообщений о Туркменистане в них, как правило, нет.

А ведь Туркменистан  — это не только скачки на Ашхабадском ипподроме с участием президента республики, но и пески, под которыми триллионы кубометров газа, важное положение на берегу Каспийского моря, а также потенциальный плацдарм для усиления влияния Таможенного союза в направлении Ирана и Персидского залива.

Так что же представляет собой туркменское государство, почему о нём почти ничего не слышно, и при каких обстоятельствах элита республики откажется от политики нейтралитета в пользу евразийской интеграции? И откажется ли?

Туркменистан: газовая монархия у Каспийского моря

Фактически, Туркменистан является «газовой монархией», элиты которого пытаются отгородиться от всего мира, дабы не ограничивать свое суверенное право продажи энергоносителей. Собственно, именно колоссальные запасы газа дают возможность республике сохранять нейтралитет.

Официально Туркменистан занимает четвёртое место в мире по запасам природного газа. А вот по оценкам экспертов из британской ВР Ашхабад контролирует почти 12% общемировых запасов голубого топлива, что делает его вторым государством по объёмам природного газа в недрах после России.

А потому нейтралитет туркмен, поддержанный резолюцией Генассамблеи ООН от 12 декабря 1995 года, сразу же стал вторым по значимости национальным праздником, ведь для элит и народа Туркменистана вопрос добывания средств к существованию был снят с повестки.

Впрочем, вопрос о роли Туркменистана в геополитике также был закрыт: страна, заявив о нейтралитете, фактически приняла обязательство ограничить контакты с Россией, а взамен элитам было предоставлено право управлять страной и не бояться революций и переворотов.

Таким образом, стороны (США и Туркменистан) заключили взаимовыгодный договор, предопределивший не только внешнюю, но и внутреннюю политику республики.

Туркменистан напоминает карликовые монархии Персидского залива. С той лишь разницей, что находится далеко от тёплых вод залива и является светским государством. Первым «монархом» республики стал почивший в 2006 году Сапармурат Ниязов, носивший титул «пожизненного президента».

Сменивший его в 2006 году Гурбангулы Бердымухамедов подобного титула не имеет, впрочем, вопрос переизбрания для него проблем не составляет.

На президентских выборах в 2007 году Бердымухамедов набрал свыше 89% , а в 2012 году переизбрался, получив и вовсе невероятные 97,14% избирателей.

Сменив почившего Туркменбаши, Бердымухамедов провёл развенчание культа личности первого президента республики. Так, книгу Ниязова «Рухнама» весной 2009 года начали изымать из туркменских школ и предприятий, заменив трудами Бердымухамедова.

Также Туркменистан славится своей закрытостью, ведь доступ к интернету, по данным прошлого года, имели лишь 5% туркмен, в то время как в РФ этот показатель составлял 50%. Впрочем, в республике начата программа интернетизации, что даёт некоторые надежды на исправление ситуации.

А пока жители республики постепенно приобщаются к интернету, туркменские элитарии периодически совершают зондаж внешнеполитической активности своих соседей.

«Паспортная война» как новый этап построения моноэтнического государства

Состоявшийся в декабре прошлого года саммит СНГ в Туркменистане на время дал надежды полагать, что республика заинтересовалась евразийской интеграцией, ведь именно Туркменистан выступил инициатором проведения саммита в Ашхабаде. До этого подобные мероприятия туркменская сторона игнорировала. Однако дальше слов дело не пошло.

Убедившись, по всей видимости, в серьёзности намерений по реинтеграции постсоветского пространства, Туркменистан поспешил вновь закрыться от России, продолжив замороженную на время «паспортную войну». После саммита туркменским руководством вновь был поднят вопрос о двойном гражданстве в республике.

Так, согласно договору о двойном гражданстве между РФ и Туркменистаном, десятки тысяч граждан республики являлись владельцами паспортов РФ. Однако во время последней переписи населения в Туркменистане перед жителями республики был поставлен вопрос о предпочтительном для них гражданстве.

Не получилось ничего изменить даже после апрельской поездки главы российского МИД Сергея Лаврова в Ашхабад. Туркменская сторона чётко дала понять, что вопрос с двойным гражданством в республике уже решён и отнюдь не в пользу России.

Дополнительным подтверждением этого тезиса выступает заявление президента республики Гурбангулы Бердымухамедова:

«Обращаясь к жителям нашей страны, ещё раз заявляю, что все конституционные права и свободы тех, кто прежде имел двойное гражданство, а впоследствии принял гражданство Туркменистана, независимо от национальной, религиозной или иной принадлежности, будут неукоснительно соблюдаться»,  — заявил глава республики 13 апреля. Таким образом, жители Туркменистана оказались перед дилеммой: отказаться от гражданства России или паковать чемоданы.

Приватизация, ВТО и дружба с Западом

Туркменистан решил чуть приоткрыться миру, но дверь в Таможенный Союз все ещё наглухо запечатана. Власти республики приняли решение о запуске процесса присоединения страны к ВТО. В середине января Кабмин Туркменистана заявил о желании страны стать членом ВТО, а президент поручил подготовить все необходимые для этого документы и соответствующее предложение к организации.

А в конце марта в столице республики была проведена международная конференция «Туркменистан и вступление в ВТО: материально-правовые вопросы и переговорный процесс», организованная при активном содействии Агентства США по международному развитию (USAID).

Показательно, что Туркменистан подтолкнул к началу переговоров Европейский Союз ещё в 2011 году.

Теперь же в республике назревают перемены, в частности, планируют начать программу приватизации и улучшить инвестиционный климат, добившись притока инвестиций, ведь бизнес, по заверениям иностранцев, вести в Туркменистане сложно и опасно.

Ещё в конце осени 2012 года был подготовлен проект «Государственной программы приватизации предприятий и объектов государственной собственности в Туркменистане на 2013-2016 годы», в соответствии с которым Туркменистан распрощается с изрядной долей государственной собственности. А пока будет идти приватизация предприятий, населению позволят стать собственниками жилья.

Крепнет дружба Туркменистана с международными энергетическими компаниями.

В ІV Международном газовом конгрессе приняли участие более 45 компаний со всего мира, в том числе такие энергетические монстры, как Chevron, Exxon-Mobil, BP, Shell, Hyundai Engineering, Pietro Fiorentini, Honeywell, Halliburton, СРЕСС. По-прежнему поддерживает Туркменистан Госдеп США, особенно в вопросе поставок голубого топлива в обход России.

Трубопроводная «дипломатия»

Наиболее важным вопросом для Туркменистана, помимо нейтралитета с креном в сотрудничество с ЕС и США, является продажа энергоносителей. Именно для обсуждения маршрутов транспортировки голубого топлива в канун персидского Нового года Бердымухамедов собрал в Ашхабаде глав государств-соседей Туркменистана по региону.

В республике недавно было введено в эксплуатацию месторождение Галкыныш, что даёт возможность туркменам дополнительно увеличить объёмы добычи газа, упавшие после 2008 года. В 2013 году планируется экспортировать порядка 44 миллиардов кубометров газа, что пока существенно меньше объёмов продаж пятилетней давности.

В тоже время объём закупок туркменского газа российским «Газпромом» в последнюю пятилетку снижается. Динамика следующая: с 42,3 в 2008 году до 10,7 в 2010 и 10 миллиардов кубометров в текущем году.

Причины сокращения объёмов  — желание нарастить экспорт своего топлива, дороговизна транзита газа из Средней Азии, а также уменьшение объемов потребления топлива Украиной.

В сложившейся ситуации Туркменистан, лишившийся существенной части доходов, увеличивает продажу топлива в Китай. Планируется, что поставки газа в Поднебесную в ближайшее время возрастут до 65 миллиардов кубов.

А с 2017-2018 годов Индия планирует закупить порядка 38 миллиардов кубометров газа туркменской добычи, транспортируемого по газопроводу ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия), который планируется в перспективе довести до границ России.

Показательно, что инициатором присоединения к проекту России выступили партнёры из Индии.

Получается, что зависимость Туркменистана от продажи газа «Газпрому» была сведена к минимуму, в тоже время республика наращивает объёмы экспорта в Китай и готовится приступить к реализации газопровода ТАПИ. Из этого следует, что без газовых денег Туркменистан точно не останется.

Устойчив ли туркменский нейтралитет?

Суммируя вышеизложенное, можно прийти к следующим выводам.

Тезис первый: элиты Туркменистана абсолютно не заинтересованы в участии в евразийской интеграции, а в качестве противовеса ей ведут «паспортные войны» и усиливают сотрудничество с ЕС и США, оглашая курс на проведение приватизации и вступление в ВТО. Контакты Туркменистана со странами Таможенного союза сведены к минимуму. В соседнем Казахстане Гурбангулы Бердымухамедов крайне редкий гость, даже несмотря на совершённый недавно визит, в ходе которого состоялось открытие железной дороги.

Тезис второй: обладая огромными запасами природного газа и ёмкими рынками сбыта в лице Китая и Индии, туркмены, в отличие от таджиков, точно не останутся без средств к существованию. В газовом вопросе на Туркменистан повлиять крайне сложно, опять же из-за ёмких рынков Китая и Индии. Однако в туркменской политике нейтралитета есть существенный изъян.

На носу вероятная легитимация талибов в Афганистане в 2014 году. В приграничной с Туркменистаном афганской провинции Фарьяб последнее время активизировались талибы. Моджахедам даже на время удалось получить контроль над некоторыми районами провинции. Войск НАТО в Фарьябе практически нет, полиции —  минимум и вооружена она крайне слабо.

Даже несмотря на то, что контроль Кабула над утраченными территориями уже восстановлен, талибы из провинции не ушли. Моджахеды поднялись в горы, где находятся в безопасности и полной недосягаемости.

Противостоять талибам туркменские пограничники, переведённые на самообеспечение, не в состоянии, а вероятность того, что хаос из Афганистана сможет проникнуть в Туркменистан, крайне высока.

И тогда, скорее всего, Туркменистану вновь понадобится помощь России. В случае стремительной дестабилизации на афгано-туркменской границе не кажется невероятным даже возврат на границу российских пограничников, ушедших из республики в 1998 году по инициативе Сапармурата Ниязова.

Под сомнением остаётся способность туркменских силовиков быстро противостоять засланным агентам и боевикам, ведь недавние события 2008 года показали сложности в борьбе с незаконными вооруженными формированиями.

Тогда поговаривали, что пришлось звать на помощь бойцов из российского «Вымпела».

А пока что Туркменистан представляет собой крепкий орешек, склонить который к евразийской интеграции и отказу от нейтралитета, гарантирующего отсутствие проблем со стороны Запада, может только ЧП. И очертания его уже виднеются на горизонте приближающегося 2014 года.

Источник: http://www.odnako.org/blogs/turkmenistan-i-evraziyskaya-integraciya-shag-vpered-dva-shaga-nazad/

Входит ли туркменистан в таможенный союз с россией

Входит ли туркменистан в таможенный союз с россией

Этот документ уже не имеет никаких общих планов, а для каждой конкретной задачи определен путь ее выполнения и создана специальная рабочая группа, которая будет не только следить за выполнением, но и контролировать весь ее ход.

В полученном договоре страны единого Таможенного союза, а ныне ЕАЭС, закрепили договоренность о скоординированной работе и создании общих энергетических рынков. Работа по энергополитике достаточно масштабная и будет реализована в несколько этапов до 2025 года.

Регулируется в документе и создание общего рынка медицинских изделий и лекарственных средств к 1 января 2016 года.

Большое значение уделяется транспортной политике на территории государств ЕАЭС, без которой не будет возможно создание ни одного совместного плана действий.

Душанбе, на момент его заключения в союз входили Российская Федерация, Казахстан и Беларусь.

Первая статья договора о перемещении товара в пределах этой территории говорит о следующем:

  • Таможенная пошлина не взимается. Причем не только на товары собственного производства, но и на груз из третьих стран.
  • Отсутствуют какие-либо экономические ограничения, кроме компенсационных, антидемпинговых.
  • Страны Таможенного союза применяют единый таможенный тариф.

Действующие страны и кандидаты

Существуют как постоянные страны-члены Таможенного союза, которые были его основателями или вступили позже, так и те, которые только изъявили желание присоединиться.

Кандидаты на членство:

Руководители ТС

Существовала специальная комиссия ТС, которая была утверждена в момент подписания договора о Таможенном союзе.

В разное время фактически каждый участник соглашения высказывал несогласие с условиями, заключенными в соглашениях.

Хотя таможенные посты на границах между участниками соглашения были ликвидированы, сохранились пограничные зоны между странами. Также продолжился санитарный контроль на внутренних границах. Выявлено отсутствие доверительных отношений на практике взаимодействия.
Примером этому служат вспыхивающие время от времени разногласия у России и Беларуси.

На сегодняшний день нельзя заявить, что были достигнуты цели, которые были задекларированы в соглашении о создании ТС. Это видно из снижения оборота товаров внутри таможенного пространства.

Например, у многих стран-участниц сохранилась зависимость от российского рынка сбыта. Эта тенденция носит экономический и геополитический характер.

На протяжении всего времени ведущие позиции в процессе интеграции и стабилизации ЕАЭС и Таможенного союза играла Российская Федерация. Это было возможным благодаря ее стабильному экономическому росту до 2014 года, когда цены на сырьевые ресурсы оставались высокими, что помогало осуществлять финансирование процессов, запущенных соглашениями.

Хотя такая политика не прогнозировала быстрого роста экономики, она все же предполагала укрепление позиций России на мировой арене.

Чтобы осуществить эти цели, Республика пошла на увеличение тарифов на ввозимые автомобили при отсутствии своего производства.

Из-за таких мер потребовалось установить правила сертификации товаров легкой промышленности, что нанесло урон розничной торговле.

Помимо этого, стандарты, принятые на уровне ТС, были унифицированы с образцом ВТО, при том, что Беларусь не находится в составе этой организации в отличие от России. Предприятиями Республики не получен доступ к программам России по импортозамещению.

Все это послужило препятствиями для Беларуси на пути к достижению своих целей в полном объеме.

Нельзя упустить, что подписанные договоры ТС содержат различные исключения, уточнения, антидемпинговые и компенсационные меры, ставшие помехой в достижении общей выгоды и равных условий всем странам.

А пока будет идти приватизация предприятий, населению позволят стать собственниками жилья.

Крепнет дружба Туркменистана с международными энергетическими компаниями.

В ІV Международном газовом конгрессе приняли участие более 45 компаний со всего мира, в том числе такие энергетические монстры, как Chevron, Exxon-Mobil, BP, Shell, Hyundai Engineering, Pietro Fiorentini, Honeywell, Halliburton, СРЕСС. По-прежнему поддерживает Туркменистан Госдеп США, особенно в вопросе поставок голубого топлива в обход России.

Страны, входящие в Евразийский экономический союз

Входит ли туркменистан в таможенный союз с россией

Таможенный союз — организация, которая обладает правосубъектностью, полученной согласно договору об экономическом союзе государств Евразии. Документ был подписан 29.05.2014.

Участники Таможенного союза

Создание Союза направлено на то, чтобы обеспечить решение следующих вопросов:

  • Помочь скоординировать, согласовать, выработать единую политику относительно всех отраслей экономики.
  • Обеспечить свободное движение как рабочей силы, так и финансов, услуг, товаров.

В настоящее время участниками ТС являются следующие государства:

  • Россия,
  • Кыргызстан,
  • Казахстан,
  • Армения,
  • Беларусь.

Также Тунис, Сирия и Турция заявили, что они намерены войти в состав ТС. Но пока что для этого названые страны не предприняли никаких конкретных шагов.

История создания

Лучше понять предпосылки и цели создания ТС поможет эволюция процесса.

  1. Первый договор, который и стал основой создания Союза, был подписан Беларусью, Казахстаном и Россией в 1995 году. Позже соглашение подписали представители Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана.
  2. 2007 год. Россия, Казахстан и Беларусь заключили следующий договор. В нем говорилось, что перечисленные страны согласились строить Таможенный союз с единой таможенной территорией.
  3. 2009 год. Ранее подписанный документ был дополнен множеством дополнительных международных договоров, их было более сорока. Кроме того, было принято решение о том, что с первых дней 2010 года формируется единое таможенное пространство. Оно будет включать территорию России, Беларуси и Казахстана.
  4. 2010 год. Был принят общий кодекс для перечисленных государств. В это же время начинает действовать единый тариф.
  5. В 2011 году снятие между странами Союза таможенного контроля. Он был перенесен на внешние границы.
  6. С 2011 до 2013 года. Разработка и прием общих для стран ТС законодательных норм. Кроме того, осуществилась разработка единого закона о безопасности продукции.
  7. В 2014 году ТС пополнился еще одной страной, Арменией, а на следующий год членом Союза становится и Кыргызстан.

Евразийский союз на карте

Другими словами, интеграционные процессы разрабатывались на протяжении всего периода. В итоге должны быть выработаны общие нормы законодательства и таможенных тарифов так, чтобы можно было осуществлять торговые операции с теми государствами, которые не числились в составе ТС.

цель, которую преследуют державы, подписавшие договор о Евразийском экономическом союзе, — укрепить экономические связи.

Прежде всего, укрепление связей подразумевалось между странами-участницами, а затем уже с теми государствами, которые входили в состав Советского Союза. А также задача — восстановление когда-то существовавших технологических и хозяйственных цепочек.

Но происходить это должно будет с учетом того, каковым на текущий момент будет экономическое и политическое положение каждого государства.

Кто управляет ЕЭС?

Координируют и управляют работой органов ЕАЭС следующие структуры:

  • Высший евразийский ЭС. Такое название носит наднациональный орган. В его состав входят главы стран, ставших членами ТС. Заседание Высшего совета происходит ежегодно. На нем принимаются очередные решения, которые должны выполнять все страны-участницы. Кроме того, совет занимается определением состава и полномочий различных структур ТС.
  • Евразийская комиссия по экономике. Это регулирующий орган Союза, который работает постоянно. Кроме общих вопросов, комиссия решает и те, что касаются таможенного регулирования и международной торговли. А также разрабатывает и обеспечивает условия для развития ТС и его нормальной работы.

Полномочия комиссии довольно обширные, она уполномочена решать практически все вопросы:

  1. Технического регулирования.
  2. Таможенного администрирования.
  3. Статистики торговли.
  4. Закупок.
  5. Валютной политики.
  6. Макроэкономической политики.
  7. Касающиеся перевозок, транспорта.
  8. Субсидий для сельскохозяйственных или промышленных предприятий.
  9. Финансовых рынков.
  10. Миграционной политики.
  11. Торгового режима с третьими странами.
  12. Политики конкуренции, энергетики.
  13. Соблюдения авторского права.
  14. Мер относительно санитарных/ветеринарных норм.
  15. Естественной монополии и других областей.

Управляющие органы Евразийского экономического союза

Кроме того, в обязанности комиссии входит обеспечение реализации входящих в правовую основу Союза международных договоров.

Комиссия компетентна утверждать документы и принимать решения, которые обязаны будут выполнять страны Евразийского экономического союза.

Цели ТС и их осуществление

Первая цель ТС касалась вопросов, связанных с увеличением рынков, где участники Союза могли бы сбывать производимые ими товары и услуги. Чтобы в первую очередь именно внутри него росли продажи.

Для этого предлагалось следующее:

  1. Отменить внутренние таможенные платежи. Благодаря этому могла бы возрасти ценовая привлекательность производимой странами — членами Союза продукции.
  2. Отменить таможенный контроль и оформление документов для перемещения продукции. Это помогало ускорить оборот товаров внутри Союза.
  3. Принять общие требования по ветеринарным стандартам безопасности и санитарно-эпидемиологическим вопросам. Получить это предлагалось на основе результатов совместных испытаний.

Чтобы унифицировать подход к безопасности и качеству, странами-участницами был подписан договор о том, что вся предлагаемая на сбыт продукция обязательно должна иметь сертификат. Его форма была оговорена в одном из документов Таможенного союза.

Данный договор содержит более 30 регламентов. Все они относятся к качеству услуг/товаров и их безопасности. Причем сертификат, выданный одной страной — участницей Союза, остается действенным и в других государствах, входящих в его состав.

Следующие цели ТС:

  • Создать все условия, чтобы страны — участницы Союза могли в первую очередь реализовывать собственную продукцию.
  • Защитить внутренний рынок ТС.

К сожалению, по перечисленным пунктам на сегодняшний день между государствами не достигнуто взаимопонимание. Каждое из них относительно развития производства имеет свои приоритеты и намерено в первую очередь защищать свои интересы, а не заботиться о производстве соседей. Из-за этого и страдают как предприятия-импортеры, так и население.

Преимущества ТС

К сожалению, на данный момент еще нельзя сказать, что ТС достиг тех целей, которые были задекларированы при его создании. К таким выводам подводит тот факт, что происходит падение товарооборота между странами-участницами.

Если сравнивать период, пока не был заключен договор о Евразийском экономическом союзе, с последующим после этого события, то особого роста экономики не было замечено.

Но не наблюдается и ее падения. Более того, если бы Таможенный союз не был заключен, ситуация оказалась намного сложнее из-за кризисных явлений во всех странах ТС. Участие на внутрисоюзном рынке дает определенные преимущества.

Доли таможенных пошлин распределены следующим образом (показатели в списке даны от общей суммы в процентах):

  1. Россия — 85,3.
  2. Казахстан — 7,1.
  3. Беларусь — 4,59.
  4. Кыргызстан — 1,9.
  5. Армения — 1,11.

Больше всего преимуществ в таможенных пошлинах, кроме России, имеют Казахстан и Беларусь. Так, благодаря действующим соглашениям появилась возможность реализовать без выплаты пошлины выпущенные в Союзе автомобили.

Экономика и промышленность стран Евразийского экономического союза

Чтобы совершать промышленную сборку, в Беларуси на иностранные инвестиции были построены предприятия, на которых затем начали собирать из привезенных комплектов легковые авто. Ранее делать это было нерентабельно из-за того, что спрос граждан страны на автомобили данного класса невысокий.

Противоречия в Таможенном союзе

Хотя в состав ТС вошли страны, не так давно составляющие единое государство с общей экономикой, сегодня именно экономическое положение у всех разное.

Во времена СССР каждая страна специализировалась на производстве определенного товара/услуги. После распада Советского Союза экономика всех стран претерпела огромные изменения: каждое государство искало на мировом рынке свое место.

В современный Союз вошли страны, находящиеся географически далеко друг от друга. Устройство экономики у них разное, взаимные интересы почти отсутствуют. Но есть и такие вопросы, которые касаются всех стран. Им нужен российский рынок сбыта, а России нужны товары, которые предлагают другие страны-участницы.

Чтобы объединение работало, иногда приходится идти на компромисс, к чему некоторые страны не всегда готовы. Кроме того, хотя таможенные посты на границах между странами-участницами ликвидированы, остается пограничный и санитарный контроль.

Как показывает практика, пока что не наблюдается единого подхода и взаимного доверия. Один из ярких примеров этого — частые «продовольственные войны» между Беларусью и Россией.

Полностью убедиться в том, насколько эффективна работа ТС можно будет только тогда, когда все страны-участницы будут строго соблюдать весь перечень подписанных договоров.

Источник: https://VisaSam.ru/emigration/economy/strany-evraziyskogo-ekonomicheskogo-soyuza.html

Страны Таможенного союза 2017 года: кто входит, входят ли Киргизия и Узбекистан

Входит ли туркменистан в таможенный союз с россией

Таможенный союз – это соглашение, принятое участниками Евразийского экономического союза, целью которого является отмена таможенных платежей в торговых отношениях. На основании этих договоренностей создаются общие способы осуществления экономической деятельности, площадка для оценок качества и сертификации.

Благодаря этому достигается упразднение таможенного контроля на границах внутри Союза, заключаются общие положения регулирования экономической деятельности для внешних границ ТС.

Ввиду этого, создается общее таможенное пространство, использующее общепринятый подход к осуществлению контроля на границах.

Еще одной отличительной особенностью является равноправие граждан таможенного пространства во время трудоустройства.

В 2017 году Таможенный союз состоит из следующих членов ЕАЭС:

  • Республика Армения (с 2015 г.);
  • Республика Беларусь (с 2010 г.);
  • Республика Казахстан (с 2010 г.);
  • Кыргызская Республика (с 2015 г.);
  • Российская Федерация (с 2010 г.).

Желание стать участником этого соглашения озвучено Сирией и Тунисом. Кроме этого, известно о предложении включить в соглашение ТС Турцию. Однако до настоящего момента не принято конкретных процедур для вступления этих государств в ряды Союза.

Отчетливо прослеживается, что функционирование Таможенного союза служит хорошим подспорьем для усиления экономических отношений стран, находящихся на территории бывших советских стран. Можно говорить также о том, что подход, установленный в соглашении странами-участниками, говорит о восстановлении утраченных связей в условиях современности.

Таможенные пошлины распределяются с помощью единого механизма долевого распределения.

Учитывая эту информацию, можно заявить, что Таможенный союз, каким его знаем сегодня, служит серьезным инструментом для экономического объединения стран, состоящих в ЕАЭС.

Этапы формирования

Чтобы понять, какова деятельность Таможенного союза, будет не лишним получить понимание о том, как он сформировался до своего сегодняшнего состояния.

Появление Таможенного союза изначально преподносилось как один из шагов в интеграции стран СНГ. Об этом было засвидетельствовано в договоре о создании экономического союза, подписанном еще 24 сентября 1993 года.

Поэтапно двигаясь к этой цели, в 1995 году, два государства (Россия и Беларусь) заключили между собой соглашение об утверждении Таможенного союза. Позднее Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан тоже вошли в эту группу.

Спустя более 10 лет, в 2007 году, Беларусь, Казахстан и Россия подписали пакт о соединении своих территорий в единый таможенный регион и утверждении Таможенного союза.

С целью конкретизации заключенных ранее соглашений с 2009 по 2010 годы заключены дополнительно более 40 договоров. Россия, Беларусь и Казахстан постановили, что, начиная с 2012 года, будет создан общий рынок благодаря объединению стран в единое экономическое пространство.

1 июля 2010 год заключен еще один важный договор, пустивший в ход работу Единого таможенного тарифа и Таможенного кодекса.

1 июля 2011 года аннулирован действующий таможенный контроль на границах между странами и установлены общие правила на границах с государствами, не состоящими в соглашении. До 2013 года формируются единые для участников соглашения законодательные нормы.

2014 – Республика Армения входит в состав Таможенного союза. 2015 – Республика Кыргызстан входит в состав Таможенного союза.

Территория и управление

Объединение границ Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан стало основанием для появления Единого таможенного пространства. Так была образована территория Таможенного союза. Помимо этого, в нее включаются отдельные территории или объекты, находящиеся под юрисдикцией сторон соглашения.

Управлением и координацией Евразийского экономического союза занимаются два органа:

  1. Межгосударственный Совет – высший орган наднационального характера, состоит из глав государств и главы правительств Таможенного союза.
  2. Комиссия Таможенного союза – ведомство, которое занимается решением вопросов по формированию таможенных правил и регулирует внешнюю торговую политику.

Направления и условия

Создавая Таможенный союз, страны провозгласили главной целью социально-экономический прогресс. В перспективе это предполагает увеличение товарооборота и услуг, которые производятся хозяйственными субъектами.

Увеличение продаж первоначально предполагалось непосредственно в пространстве самого ТС за счет следующих условий:

  1. Упразднение таможенных процедур внутри Союза, что должно было сделать производимую в рамках единого пространства продукцию более привлекательной, за счет отмены пошлин.
  2. Наращивание товарооборота с помощью отмены таможенного контроля на внутренних границах.
  3. Принятие единых требований и интеграция стандартов безопасности.

Достижение целей и перспективы

Собрав доступные сведения о возникновении и деятельности Таможенного союза, можно прийти к выводу, что результаты по увеличению оборота товаров и услуг публикуются гораздо реже, чем допустим новости о подписании новых соглашений, т.е. ее декларативная часть.

Но, все же анализируя заявленные цели при создании ТС, а также наблюдая за их реализацией, нельзя умолчать, что достигнуто упрощение товарооборота, улучшены конкурентные условия у хозяйственных субъектов государств ТС.

Из этого следует, что Таможенный союз находится на пути к достижению своих целей, однако на это помимо времени требуется взаимный интерес как самих государств, так и хозяйственных элементов внутри Союза.

Анализ деятельности

Таможенный союз состоит из стран, у которых одно экономическое прошлое, однако сегодня эти государства сильно отличаются друг от друга. Конечно же, и в советское время республики отличались по своей специализации, однако после обретения независимости произошло еще очень много изменений, влияющих на мировой рынок и разделение труда.

Тем не менее, существуют и общие интересы. Например, у многих стран-участниц сохранилась зависимость от российского рынка сбыта. Эта тенденция носит экономический и геополитический характер.

На протяжении всего времени ведущие позиции в процессе интеграции и стабилизации ЕАЭС и Таможенного союза играла Российская Федерация. Это было возможным благодаря ее стабильному экономическому росту до 2014 года, когда цены на сырьевые ресурсы оставались высокими, что помогало осуществлять финансирование процессов, запущенных соглашениями.

Хотя такая политика не прогнозировала быстрого роста экономики, она все же предполагала укрепление позиций России на мировой арене.

Чтобы осуществить эти цели, Республика пошла на увеличение тарифов на ввозимые автомобили при отсутствии своего производства. Из-за таких мер потребовалось установить правила сертификации товаров легкой промышленности, что нанесло урон розничной торговле.

Помимо этого, стандарты, принятые на уровне ТС, были унифицированы с образцом ВТО, при том, что Беларусь не находится в составе этой организации в отличие от России. Предприятиями Республики не получен доступ к программам России по импортозамещению.

Все это послужило препятствиями для Беларуси на пути к достижению своих целей в полном объеме.

Нельзя упустить, что подписанные договоры ТС содержат различные исключения, уточнения, антидемпинговые и компенсационные меры, ставшие помехой в достижении общей выгоды и равных условий всем странам. В разное время фактически каждый участник соглашения высказывал несогласие с условиями, заключенными в соглашениях.

Хотя таможенные посты на границах между участниками соглашения были ликвидированы, сохранились пограничные зоны между странами. Также продолжился санитарный контроль на внутренних границах. Выявлено отсутствие доверительных отношений на практике взаимодействия. Примером этому служат вспыхивающие время от времени разногласия у России и Беларуси.

На сегодняшний день нельзя заявить, что были достигнуты цели, которые были задекларированы в соглашении о создании ТС. Это видно из снижения оборота товаров внутри таможенного пространства. Отсутствуют также какие-либо преимущества для экономического развития, если сравнивать с временем до подписания соглашений.

Но все же существуют признаки того, что в условиях отсутствия соглашения ситуация ухудшалась бы стремительнее. Проявление кризиса носило бы более масштабный и глубокий характер. Значительное количество предприятий обретают относительную выгоду, участвуя в торговых отношениях внутри Таможенного союза.

Договоры, подписанные сторонами, послужили на пользу производству автомобилей. Стала доступна беспошлинная реализация авто, собранных производителями стран-участниц. Таким образом, созданы условия для реализации проектов, которые ранее не могли иметь успеха.

Что такое Таможенный союз? Подробности — на видео.

Copyright 2017 — ЗнайБизнес.Ру Портал для предпринимателей

Копирование материалов допускается только при использовании активной ссылки на этот сайт.

Источник: https://sparmoscow.ru/peresechenie-granicy/strany-tamozhennogo-soyuza-2017-goda-kto-vxodit-vxodyat-li-kirgiziya-i-uzbekistan

Что такое таможенный союз, его значение

Входит ли туркменистан в таможенный союз с россией

Таможенный союз – межгосударственное объединение между странами в рамках ЕАЭС. Основная цель создания – это упростить торговые операции между государствами, что являются участницами ассоциации. Также участники ТС приняли единые таможенные тарифы и остальные меры регулирования.

Основы функционирования ТС

Задача создания подобного экономического объединения:

  • Формирование единой таможенной территории в пределах стран, что вошли в объединение.
  • На территории таможенного союза ЕАЭС действуют режимы тарифных и нетарифных ограничений при торговле между государствами участниками.
  • Отмена контроля на внутренних постах на границе стран, что входят в ТС.
  • Применение однотипных механизмов регулирования торговли, экономики. Для этого вводятся меры по гармонизации законодательства членов ТС.
  • Внедрение и функционирование единого органа управления.

Что касается торговых отношений со странами, которые не являются членами Таможенного Евразийского экономического союза, то с ними предполагается такое взаимодействие:

  1. Применение общего тарифа для тех или иных товаров, которые попадают на территорию ассоциации.
  2. Использование единых мер нетарифного регулирования.
  3. Проведение одинаковой таможенной политики.
  4. Использование единых тарифов.

На данный момент самым известным и давно функционирующим является Европейский таможенный экономический союз. Его формирование было начато в 1958 году.

Участники, территория и управление

На данный момент в объединении состоят такие страны:

  • Россия с июля 2010 г.
  • Казахстан с июля 2010 г.
  • Беларусь с июля 2010 г.
  • Армения с октября 2015 г.
  • Кыргызстан с мая 2015 г.

Озвучили желание вступить Сирия и Тунис, предложено стать участником Турции, но пока что решение о вступлении не принято. Явно заметно, что участие в блоке, дает странам Евразийского экономического союза укрепление экономических отношений.

Объединение границ государств, указанных выше стало основанием для образования рассматриваемого таможенного объединения. Границами ТС являются границы стран, которые являются членами союза.

Органы управления – едины, основных 2:

  1. Межгосударственный совет. Это высший орган, членами которого являются главы государств и руководители правительств стран ТС. Он является наднациональным.
  2. Комиссия ТС. Это ведомство решает все вопросы, касательно формирования таможенных правил, отвечает за регулировку торговой политики государств.

Распределение таможенных пошлин

Единый Таможенный союз естественно получает пошлины за пересечение границ объединения, ввоз/вывоз товаров. В объединении принята схема распределения этих доходов между странами участницами. Структура такая:

  • Россия получает 85,33% от общих поступлений.
  • Казахстан – 7,11%.
  • Беларусь – 4,55%.
  • Кыргызстан – 1,9%.
  • Армения – 1,11%.

Как видно налоги распределяются по старшинству, то есть чем раньше страна стала участником объединения, тем на больший размер дохода от пошлин она может рассчитывать.

На данный момент происходит период формирования ТС, так таможенный союз ЕС прошел длительный период в 30 лет до момента абсолютного становления.

Цели, направления

При создании подробного экономического пространства, основной целью был социально-экономический прогресс. В результате одними из главных перспективных целей стали увеличение товарооборота услуг стран участниц. Этот момент для начала реализовывался между участниками за счет следующих действий:

  1. Внедрение общих требований и принятие стандартов безопасности для отечественных экономик и ассоциации в общем.
  2. Упразднение процедур на внутренних таможнях стран союза. За счет этого товары стран Таможенного союза ЕвраЗЭС стали более доступными и привлекательными.
  3. Наращивание товарооборота за счет указанных выше мер.

На данный момент того самого желанного увеличения товарооборота не происходит, хотя регулярно принимаются новые соглашения. Правда, упрощение товарооборота все же произошло не так существенно, улучшены конкурентные условия.

Техническое регулирование

Техническое регулирование в Таможенном союзе направлено на достижение следующих целей и задач:

  • Уменьшение давления на производителя – экономического и административного.
  • Формирование двухуровневой нормативной документации, что помогает сделать взаимоотношения на рынке более четкими и ясными.
  • Повышение уровня защиты рынков от опасной продукции.
  • Расширение возможностей компаний в выборе коммерческого решения. При этом исключается двойное сертифицирование и дублирование остальных процедур.
  • Исключение технических барьеров для участников Евразийского таможенного союза.
  • Стимулирование развития экономики разными способами.

Что касается принципов технического регулирования в таможенном объединении, то существуют такие основные принципы:

  1. Установление единого техрегламента для стран участниц, касательно продукции и товаров.
  2. Проведение политики, которая согласовывается с каждой страной касательно технического регулирования.
  3. До момента вступление ТР Евразийского Экономического союза ЕАЭС действие национального законодательства в этой сфере.

Преимущества участия в ТС

На данный момент не все страны союза ЕАЭС присоединились к ТС, причины у каждой свои. Но следует выделить основные преимущества участия в подобном объединении:

  • Существенное снижение расходов на: переработку, транспортировку товаров в пределах союза.
  • Уменьшение бюрократических процедур, а как результат и временных затрат при транспортировке товаров по территории ТС.
  • Сокращение числа таможенных процедур, которые необходимо пройти для выезда с грузом в третьи страны.
  • Таможенный союз в 2019 году дает новые рынки сбыта.
  • Упрощение законодательства за счет его унификации.

Противоречия, проблемы или почему ТС не работает так как планировалось

Так как каждая страна стремиться сохранить и поддержать свою экономику, неудивительно, что часто возникают трения и трудности. Отдельные санкции «удобно» применять через методы нетарифного регулирования, что и происходит. Хотя страны таможенного союза с Россией в период 2018-2019 годов уже «сдружились», ранее было немало проблем.

Один из самых сложных конфликтов между РФ и Беларусю, когда в 2014 году Россия запретила практически в полном объеме экспорт мяса. На тот момент это было 400 тыс. тонн. В то же время произошло ужесточение контроля товаров, которые пересекают границу Белоруссии, хотя фактически по нормам ТК ТС усиление мер контроля невозможно.

Реакция президента страны участницы ТС не заставила себя долго ждать – Беларусь вернула пограничный контроль на границе с РФ.

Конфликт стал настоящей проблемой, ведь Беларусь заявила о намерении отказаться от рубля в расчетах и вернуться к долларам.

В результате идея таможенного союза сильном пошатнулась – государства члены Евразийского экономического союза почувствовали себя неуверенно в данном формате отношений.

Вывод

В перспективе экономическое объединение ТС – имеет шансы для активного развития и внедрения всех заявленных преимуществ. Пока происходит процесс становления, в общем виде самыми заинтересованными участниками являются соседи РФ, которые с вступлением получат более выгодные условия на приобретение газа и нефти. Заявленное упрощение товарооборота пока не наблюдается.

: Таможенный Союз 2019

Источник: https://brokeram.ru/terminy/tamozhennyj-soyuz-ego-znachenie.html

Закон для всех
Добавить комментарий