Возврат денежных средств, оплаченных по налогу

Возвращаем излишне взысканную налоговиками сумму налога – Статьи – Консалтинговая группа

Возврат денежных средств, оплаченных по налогу

Организация уплатила налог по выставленному инспекцией требованию. Позднее решение о привлечении к налоговой ответственности, вынесенное контролерами по результатам проверки, на основании которого выставлено требование, было признано незаконным.

Как квалифицировать данную сумму налога: как излишне уплаченную или как излишне взысканную? На практике подобный вопрос представляется важным по причине того, что в последнем случае перечисленные в бюджет суммы должны быть возвращены налогоплательщику с начисленными на них процентами (п. 5 ст. 79 НК РФ).

Сумма же излишне уплаченного налога в силу п. 6 ст.

78 НК РФ подлежит возврату налогоплательщику без процентов, кроме случая возврата суммы налога с нарушением установленного срока: тогда на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в срок, налоговым органом начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78).

Как в связи с вышесказанным отличить сумму излишне уплаченного налога от излишне взысканной? Как вернуть из бюджета последнюю? Каков механизм начисления процентов? За какой период их должны начислить налоговики? Ответы на эти и другие вопросы – в предложенном материале.

В силу пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Названному праву корреспондирует обязанность налоговых органов осуществлять возврат или зачет соответствующих сумм в установленном поименованным кодексом порядке (пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды (Постановление АС СКО от 07.12.2016 № Ф08-9153/2016 по делу № А32-44212/2014).

Порядок проведения процедуры зачета или возврата суммы излишне уплаченного или взысканного налога установлен ст. 78, 79 НК РФ. Исходя из ст.

78 сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления от последнего.

Статьей 79 предусмотрено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Оценка суммы налога: излишне уплаченная или излишне взысканная?

О способе исполнения налоговой обязанности.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 № 16551/11, оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений ст.

78 и 79 НК РФ должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей: было оно произведено на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.

При этом способ исполнения указанной обязанности – самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию – правового значения не имеет (см. также Письмо ФНС России от 24.12.

2013 № СА-4-7/23263, которым в адрес нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков направлены обзор практики рассмотрения налоговых споров Президиумом ВАС, ВС РФ и толкование норм законодательства о налогах и сборах, содержащееся в решениях КС РФ за 2013 год).

В силу норм п. 10 ст.

101 НК РФ после вынесения решения по результатам налоговой проверки инспекция вправе принять соответствующие меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.

Обеспечительными мерами могут быть:

  • запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
  • приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ.

На основании п. 9 ст. 101 НК РФ налогоплательщик, в отношении которого вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности, вправе исполнить названное решение полностью или в части до вступления его в силу (причем подача апелляционной жалобы не лишает обозначенное лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части).

Налогоплательщик, реализуя данное право путем самостоятельного перечисления денежных средств в счет уплаты налога, доначисленного решением инспекции, будучи несогласным с таким решением и обжалуя его в вышестоящем налоговом органе, а затем и в суде, не может признаваться добровольно исполнившим обязанность по уплате налога.

Следовательно, суммы, уплаченные налогоплательщиком добровольно до вступления в силу решения о привлечении к налогового ответственности, должны признаваться излишне взысканными. Как указал АС ЦО в Постановлении от 31.07.

2015 № Ф10-2276/2015 по делу № А14-12516/2014, субъект налоговых правоотношений, самостоятельно исполнивший решения налоговых органов, будучи законопослушным участником этих правоотношений, не может быть поставлен в условия, худшие, нежели субъект, решения налоговых органов в отношении которого исполнялись принудительно.

Факт самостоятельного исполнения налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности в части уплаты доначисленных сумм налогов не является основанием для их оценки как излишне уплаченных.

Об уплате налога до и после выставления требования

По мнению налоговиков, часто встречающемуся на практике, поскольку процедура принудительного взыскания налога начинается с момента выставления требования о его уплате, добровольное исполнение налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности до получения указанного требования не может квалифицироваться как взыскание. К данным отношениям при признании в последующем решения инспекции недействительным подлежит применению ст. 78 НК РФ, регулирующая возврат излишне уплаченных сумм налога.

Однако суды, как показывает анализ арбитражной практики, подобные заявления налогового органа не поддерживают, отмечая: сумма, которую налогоплательщик перечислил в бюджет на основании требования налогового органа об уплате, признанного впоследствии незаконным (недействительным), также квалифицируется в качестве излишне взысканной.

Согласно толкованию Конституционным судом норм ст. 78, 79 НК РФ (Определение от 27.12.

2005 № 503-О) излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно (то есть без участия налогового органа), по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах. Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога (в котором согласно п. 4 ст. 69 НК РФ указывается начисленная инспекцией сумма налога, подлежащая уплате в бюджет), притом что такое требование направляется налогоплательщику по результатам камеральной проверки или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении (п. 5 ст. 88, п. 4 ст. 101 НК РФ), то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога. Соответственно, ст. 78 НК РФ не может быть применена.

Выставление требования об уплате является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения инспекции не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате соответствующих сумм. Перечисление обществом денежных средств в данном случае представляет собой взыскание налоговым органом недоимки.

Процедура возврата налога

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику (п. 1 ст. 79 НК РФ). Для этого на основании п. 3 ст. 79 НК РФ организация должна подать в налоговый орган заявление о возврате суммы излишне взысканного налога:

  • в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога;
  • со дня вступления в силу решения суда.

К сведению:

Если налоговики сами установят факт излишнего взыскания налога, то п. 4 ст.

79 НК РФ вменяет им в обязанность сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления названного факта по форме, установленной Приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@.

Указанное сообщение передается руководителю организации или его представителю лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Возвращаем налог через инспекцию

Заявление в налоговый орган может быть представлено:

  • лично налогоплательщиком;
  • в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи;
  • через личный кабинет налогоплательщика.

В случае если установлен факт излишнего взыскания налога, инспекция в течение 10 дней со дня получения заявления о возврате суммы излишне взысканного налога принимает решение о возврате данной суммы налога (п. 2 ст. 79 НК РФ).

К сведению:

Формы документов, используемых налоговыми органами при осуществлении зачета и возврата сумм излишне взысканных налогов (в том числе форма решения о возврате), утверждены Приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@.

До истечения названного срока налоговики обязаны направить в территориальный орган Федерального казначейства поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения о возврате этой суммы налога с целью осуществления возврата налога налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Осуществив возврат, казначеи уведомят инспекцию о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

Возврат через суд также допустим

Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога (абз. 2 п. 3 ст. 79 НК РФ).

Вместе с тем, по мнению контролеров на местах, налогоплательщик не вправе претендовать на возврат излишне уплаченных налогов в судебном порядке при необжаловании решения налогового органа о налоговых доначислениях (а также при отсутствии уточненного декларирования налоговых обязательств). При упомянутых обстоятельствах оснований для признания доначисленных и уплаченных налогоплательщиком сумм в качестве излишне взысканных не имеется.

По мнению АС МО (Постановление от 14.05.2015 № Ф05-5208/2015 по делу № А40-94772/14), п. 3 ст. 79 НК РФ предусматривает для налогоплательщика возможность выбора способа защиты своего нарушенного права в том случае, если налоговый орган взыскал с него суммы налогов излишне.

При этом Налоговый кодекс не содержит указаний на то, что право на обращение с иском в суд налогоплательщик имеет при условии досудебного обращения к налоговому органу по поводу возврата незаконно взысканных сумм. Не установлен подобный порядок и иным федеральным законом.

Верховный суд в Определении от 20.07.

2016 № 304-КГ16-3143 отметил: такие судебные способы защиты прав налогоплательщиков, как оспаривание ненормативных правовых актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога, являются независимыми, если иное прямо не следует из законодательства.

При наличии нескольких возможных способов защиты права налогоплательщик имеет право выбора между ними. Избрав конкретный способ защиты своего права, частный субъект должен соблюдать сроки и процедуры (в том числе досудебные), как они установлены применительно к этому способу защиты права.

Источник: https://www.audar-urist.ru/articles/187/vozvrashaem-izlishniyr-nalogi

Возврат оплаченных товаров: когда корректировать налоговые обязательства и налоговый кредит | Бухгалтерский сервис «Интерактивная бухгалтерия»

Возврат денежных средств, оплаченных по налогу

Возврат оплаченных товаров: когда корректировать налоговые обязательства и налоговый кредит

Каждый из потребителей хотя бы раз возвращал товар. Для бухгалтера плательщика НДС в цепочку «товар — деньги» добавляется еще и «налоговое обязательство (налоговый кредит) — корректировка налогового обязательства (налогового кредита)». Когда вносить информацию об изменениях в НДСном учете, расскажем далее

Оба контрагента — плательщики НДС

Общее правило корректировки налоговых обязательств и налогового кредита в результате возврата товаров закреплено в ст. 192 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ):

  • поставщик уменьшает сумму налоговых обязательств по результатам налогового периода, в течение которого был осуществлен перерасчет, и направляет получателю расчет корректировки налога;
  • получатель, соответственно, уменьшает сумму налогового кредита по результатам такого налогового периода в случае, если он зарегистрирован в качестве плательщика налога на дату проведения корректировки, а также увеличил налоговый кредит в связи с получением данных товаров/услуг.

Конечно, все выглядит просто, когда обе стороны — плательщики НДС, а события — возврат товаров, оплата за них, а также оформление и подписание расчета корректировки — происходят в течение одного дня (или хотя бы в течение одного отчетного периода). Тогда поставщик без лишних сомнений покажет уменьшение налоговых обязательств в строке 8.1 декларации по НДС (со знаком «–»), а покупатель — уменьшение налогового кредита в строке 16.1 (также со знаком «–»).

Впрочем, уже при этом у любознательного бухгалтера возникнет вопрос: когда выписывать расчет корректировки, если возврат товара и денежных средств «разнесены» во времени:

  • так же, как и при признании обязательств, пользоваться правилом первого события: мол, получив обратно товары, мы уже знаем, что поставка не произойдет;
  • дождаться заключительной операции по возврату денежных средств. И здесь есть своя логика: как можно обнулять налоговые обязательства, пока не возвращены денежные средства покупателю?

Сейчас из ответа в подкатегории 101.05 ЕБНЗ1 напрашивается вывод, что расчет корректировки все-таки оформляют по первому событию: «в день возврата товара поставщик должен выписать расчет корректировки…

В случае если на дату возврата товаров сумма оплаты за них зачисляется в счет оплаты другого товара, то есть данные денежные средства приобретают статус предоплаты за другой товар, то поставщик на такую дату должен выписать отдельную налоговую накладную».

О том, что при возврате оплаченного товара работает правило первого события, налоговики говорили и в доНКУшные времена. Так, например, в журнале «Вестник налоговой службы Украины» № 17 за 2010 г. на с.

16 было указано: «Расчет корректировки составляется в момент изменения налоговых обязательств, то есть в день возврата денежных средств или день возврата товаров (зависит от того, какое событие произошло раньше)».

Впрочем, выписанный расчет корректировки не гарантирует поставщику возможности откорректировать свои обязательства.

Ведь контролеры связывают такое право с другой датой: уменьшить обязательства он сможет только в отчетном периоде, в котором получатель поставит свою подпись на нем (см. ответы в подкатегории 101.23, 101.07 ЕБНЗ). А пока подписи нет — налоговые обязательства остаются.

Отметим, что данный вердикт не вытекает из ст. 192 НКУ: она не определяет подписи покупателя в расчете необходимым условием корректировки обязательств поставщика.

А вот для покупателя контролеры в подкатегории 101.07 ЕБНЗ подготовили другие правила: он должен откорректировать налоговый кредит, даже не дожидаясь поступления расчета корректировки.

И такой совет имеет веские основания: если товары возвращены, то нечего использовать в налогооблагаемых операциях в рамках хоздеятельности.

Поэтому уже не выполняются условия формирования налогового кредита согласно п. 198.3 НКУ.

Возврат товаров, с момента поставки которых прошло более 1095 дней

Специфика ситуации — длительное время, которое прошло с момента признания налоговых обязательств и налогового кредита. Несмотря на то что никакими предельными сроками корректировок ст. 192 НКУ не оперирует, контролеры выступают против корректировки обязательств поставщиком в случае возврата «стареньких» товаров (см. подкатегорию 101.07 ЕБНЗ)2.

А вот покупателю вообще предлагают не корректировать кредит и отражать налоговое обязательство как по обычной поставке. Однако для покупателя данный способ можно назвать условно-нейтральным: согласно ст.

 192 НКУ, ему нужно было бы избавиться от налогового кредита, а так как старый кредит нельзя откорректировать — его уравновесят новые налоговые обязательства (впрочем, их следует признавать с оглядкой на обычные цены). Кроме того, в конце ответа контролеры дарят надежду и поставщику, который теперь превратился в покупателя.

Миндоходовцы не отрицают его права сформировать налоговый кредит: «в случае дальнейшего использования таких товаров в налогооблагаемых операциях налогоплательщик, который их получил, будет иметь право на налоговый кредит».

Покупатель — неплательщик НДС

Такой случай особый: согласно п. 192.

2 НКУ, поставщику — плательщику НДС позволяют уменьшить сумму налоговых обязательств в случае изменения суммы компенсации стоимости товаров, предоставленных лицам — неплательщикам НДС на дату такой поставки, только при возврате ранее поставленных товаров в собственность поставщика с предоставлением получателю полной денежной компенсации их стоимости. То есть формально предстоит обратное движение товаров и денежных средств. Но шансов избавиться от НДСных обязательств мало, если:

  • покупатель только получил товары, но не успел уплатить за них;
  • поставщику поступил аванс, но он не отгрузил товар.

По крайней мере, такое мнение высказывают миндоходовцы в подкатегории 101.

07 ЕБНЗ: «на момент возврата денежных средств покупателю, который на дату их оплаты не был зарегистрирован плательщиком налога на добавленную стоимость, независимо от того, является покупатель на дату возврата денежных средств зарегистрированным плательщиком налога на добавленную стоимость или нет, законодательных оснований для корректировки налоговых обязательств у поставщика нет».

К сожалению, сейчас ситуацию не спасает даже расторжение договора. Еще в начале 2012 года контролеры соглашались с уменьшением налоговых обязательств на основании выписанного расчета корректировки, оба экземпляра которого оставались у продавца без подписи покупателя — неплательщика НДС (см.

Источник: https://interbuh.com.ua/ru/documents/oneclarification/6024

Отражаем возврат товаров и предоплат в учете налога на прибыль

Возврат денежных средств, оплаченных по налогу

В практике предприятий нередки ситуации, когда по каким-либо причинам происходит возврат или замена товаров, а иногда и возврат предоплат за еще не поставленные товары. Разумеется, такие ситуации влекут за собой определенные налоговые последствия. О правилах их отражения в учете налога на прибыль пойдет речь в данной статье.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Возврат товара: общие моменты

Априори продавец передает покупателю

качественный товар. Так, согласно ч. 1 ст. 675ГКУ товар, который передается продавцом, должен отвечать требованиям о качестве в момент его передачи покупателю, если другоймомент определения соответствиятовара этим требованиям не установлен договором купли-продажи. То есть в договоре может быть указано, что окончательное определение качества товара как надлежащего устанавливается покупателем не позднее определенного срока (например, одного года) с момента получения товара от продавца.

Если продавец дает гарантию на товар, то покупатель при выявлении существенных недостатков вправе предъявить претензии в пределах гарантийного срока. Причем гарантийный срок может устанавливаться как законом, так и договором. Если гарантийный срок не установлен, покупатель может выдвинуть требование в течение разумного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю (

п. 2 ст. 680 ГКУ).

Бывает так, что покупатель принимает решение вернуть продавцу приобретенный товар, причем причиной возврата часто является его

ненадлежащее качество.

Покупатели —

субъекты предпринимательской деятельности руководствуются при этом ч. 2 ст. 678 ГКУ, где сказано, что в случае существенного нарушения требований к качеству товара (выявления недостатков, которые невозможно устранить, недостатков, устранение которых связано с непропорциональными расходами или затратами времени, недостатков, проявившихся неоднократно или появившихся вновь после их устранения) покупатель имеет право по своему выбору:

отказаться от договора и требовать возврата уплаченных за товар денег;

требовать замены товара.

Кроме того, покупатель вправе требовать расторжения договора и возврата уплаченных ему средств за товар, если поставщик осуществил поставку товара не в полном комплекте либо в разумный срок недоукомплектовал поставленный товар (

ст. 684ГКУ).

А в

ч. 1 ст. 688 ГКУ указано, что покупатель обязан уведомить продавца о нарушении условий договора купли-продажи относительно количества, ассортимента, качества, комплектности, тары и (или) упаковки товара в срок, установленный договором или актами гражданского законодательства, а если такой срок не установлен, — в разумный срок после того, как нарушение могло быть выявлено в соответствии с характером и назначением товара.

Таким образом, желая осуществить возврат товара, покупатель направляет продавцу

уведомление о несоблюдении им условий договора с соответствующей аргументацией. Такое уведомление может быть оформлено в виде письма, претензии, составленной в произвольной форме, акта отбраковки либо в ином виде, предусмотренном специальным нормативным актом или договором между сторонами.

О том, как проверить, соответствуют ли данные о количестве и качестве поставленного товара, отраженные в отгрузочных документах, его фактическому количеству и качеству, вы можете узнать из статьи

«Принимаем товар по количеству и качеству правильно» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 75).

Требование о возврате товара согласно

ст. 697 ГКУ может поступить и от продавца в адрес покупателя, если:

— покупатель нарушил срок оплаты товара, установленный в договоре;

— не наступили обстоятельства, при которых право собственности на товар переходит к покупателю.

Что касается

физических лиц — конечных потребителей, то они при выявлении недостатков приобретенного товара действуют в соответствии со ст.707 — 711 ГКУ и Законом о защите прав потребителей. Причем объем прав потребителей зависит от того, насколько серьезны такие недостатки.

По общему правилу, установленному

ч. 1 ст. 8 Закона о защите прав потребителей, потребитель, который приобрел непродовольственные товары и выявил в течение гарантийного или других сроков, установленных обязательными для сторон правилами или договором, недостатки, не указанные продавцом, имеет право требовать:

1) пропорционального уменьшения цены;

2) бесплатного устранения недостатков товара в разумный срок;

3) возмещения расходов на устранение недостатков товара.

Если в товаре

выявлен существенный недостатокили установлено, что товар фальсифицирован, потребитель вправе настаивать:

1) на расторжении договора и возврате уплаченной за товар денежной суммы;

2) на замене товара на такой же товар либо на аналогичный из числа имеющихся в наличии у продавца (производителя) товар.

Подробнее

о том, как следует действовать потребителю при выявлении недостатков товара, изложено в статье «Если покупатель возвращает товар ненадлежащего качества» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 75).

Как отражается в учете возврат товара

Для отражения возврата товара в учете налога на прибыль обычно следует руководствоваться правилами, прописанными в

п. 5.10 Закона о налоге на прибыль. Согласно данным правилам, если после продажи товаров происходит какое-либо изменение суммы их компенсации (в том числе перерасчет в случае возврата проданных товаров), то и продавец, и покупатель производят у себя соответствующий перерасчет валовых доходов и валовых расходов в том отчетном периоде, в котором произошло такое изменение суммы компенсации.

При этом, основываясь на нормах

п. 3.1 Порядка № 143, указанную корректировку отражают:

— продавец —

со знаком «-» в строке 02.1 декларации по налогу на прибыль, уменьшая таким образом валовой доход;

— покупатель —

со знаком «-» в строке 05.1, уменьшая таким образом валовые расходы.

В случае, если возврат товара от покупателя происходит

в том же отчетном периоде, что и его продажа, строки 02.1 и 05.1 декларации стороны могут не заполнять: итоговые суммы валового дохода и валовых расходов (т. е. суммы после корректировок) имеет смысл отражать в строках 01.1 (у продавца) и 04.1 (у покупателя) соответственно.

Стоимость возвращенного товара и у продавца, и у покупателя участвует в перерасчете по

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль на общих основаниях.

Заметьте: поскольку стоимость возвращенных товаров уже показана продавцом и покупателем в строках 02.1 (01.1) и 05.1 (04.1) декларации соответственно, нет необходимости отражать эти суммы в графе 4 «Запасы, использованные не в хозяйственной деятельности» таблицы 1 приложения К1/1 к декларации.

А вот в ситуации, когда возвращенные товары предприятие-продавец в дальнейшем уже не сможет использовать в своей хоздеятельности (например, принимается решение о списании некачественного товара или о его возврате поставщику), ему следует откорректировать ранее отраженные валовые расходы при приобретении таких товаров путем заполнения графы 4 «Запасы, использованные не в хозяйственной деятельности» таблицы 1 приложения К1/1.

Что касается

даты, на которую сторонам договора следует проводить перерасчет валовых доходов и валовых расходов в связи с возвратом товара, то в п. 5.10 Закона о налоге на прибыль о ней ничего не говорится. Вопросов с этим не возникает, если подписание дополнительного соглашения к договору о возврате товара и сам возврат происходят в одном отчетном периоде. А вот если договоренность о возврате товара была достигнута в одном отчетном периоде, а сам возврат состоялся в следующем, то, на наш взгляд, корректировать валовые доходы и валовые расходы логично было бы в периоде подписания дополнительного соглашения к договору. Однако налоговики здесь склоняются к другой точке зрения (см., в частности, «Мнение специалистов официальных органов» на с. 32 этого номера): указанная корректировка проводится на дату возврата товаров.

Пример 1.

Источник: https://i.factor.ua/journals/nibu/golden/g-01/article-13192.html

Вопросы возврата налога на имущество

Возврат денежных средств, оплаченных по налогу

В практике нередко возникают ситуации, когда у налогоплательщика образуется переплата по налогу на имущество.

При наличии такой переплаты лицо вправе осуществить ее возврат или зачет в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ. Как правильно это сделать и на что может претендовать налогоплательщик, рассмотрим в настоящей статье[1].

Нижеприведенный порядок также применим для возврата излишне уплаченных (взысканных) пени, штрафов по налогу на имущество.

1 этап – определяем является ли сумма налога излишне уплаченной или излишне взысканной

Излишне уплаченной (излишне взысканной) суммой налоговых платежей являются денежные средства, уплаченные в бюджетную систему Российской Федерации, в размере, превышающем налоговые обязательства налогоплательщика за определенный налоговый период (Определение Верховного Суда РФ от 06.05.2016 N 308-КГ16-399 по делу N А63-12002/2014).

Излишне уплаченной может считаться сумма, оплаченная плательщиком добровольно, в отсутствие факторов внешнего принуждения.

Излишне взысканной может быть признана сумма, поступление которой в бюджет связано с действиями налогового органа, например, оплата недоимки, начисленной по решению инспекции, оплата налога на основании требования, принудительное взыскание денежных средств, зачет налога в отсутствие заявления налогоплательщика и т.д.

В зависимости от вида переплаты Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) предусматривает различное правовое регулирование. Порядок возврата (зачета) излишне оплаченных сумм установлен ст.78 НК РФ, а в отношении возврата излишне взысканных сумм применятся ст.79 НК РФ.

2 этап – выясняем срок давности для обращения с заявлением о возврате налога

Если сумма налога является излишне взысканной, заявление о ее возврате может быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога.

Если сумма налога является излишне уплаченной, заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

В случае если указанный срок по какой-либо причине пропущен, но налогоплательщик готов отстаивать свои права в судебном порядке, заявление все равно необходимо подать, так как это является необходимым условием для предъявления иска в суд о возврате излишне уплаченных сумм налога (п.33 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Пропуск вышеуказанных сроков ограничивает возможность налогоплательщика осуществить возврат налога в административном порядке, но не препятствует обращению в суд с заявлением о возврате (взыскании) налога.

При защите прав в судебном порядке применению подлежит общий трехлетний срок исковой давности (ст.

200 НК РФ), который исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

3 этап – определяем объем претензий и формулируем требование

При наличии переплаты по налогу налогоплательщик может заявить требование о ее зачете и / или возврате.

Заявление о зачете переплаты по налогу на имущество может быть подано только в счет текущих или предстоящих платежей по данному или иному региональному (для организаций) или местному (для физических лиц) налогу (пени). Иные виды налогов, например, федеральные, такой переплатой погасить не удастся.

В отношении суммы излишне уплаченных (взысканных) денежных средств также может быть подано заявление об их возврате.

Однако при наличии недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам возврат будет осуществлен только после зачета суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в счет погашения недоимки (задолженности). Зачет производится инспекцией самостоятельно, но не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.

Действующее законодательство не запрещает налогоплательщику разделить сумму переплаты и часть направить в зачет по налогу и иным платежам, а в отношении оставшейся части заявить требование о ее возврате.

В случае если денежные средства являются излишне взысканными, помимо возврата налога, инспекция обязана уплатить налогоплательщику проценты на указанную сумму. Проценты начисляются и уплачиваются за период со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в указанный период ставке рефинансирования Центрального банка РФ.

В случае если денежные средства являются излишне уплаченными, проценты подлежат начислению и уплате только при нарушении инспекцией срока возврата налога и исключительно за период такой просрочки.

Расчет и уплата процентов производится налоговым органом самостоятельно.

Если сроки давности позволяют, то налогоплательщик до подачи заявления о возврате (зачете) может провести сверку с налоговым органом по налогам и сборам. Однако это не является обязательным условием для предъявления такого заявления.

4 этап – подготавливаем заявление о возврате (зачете) налога

Приказом ФНС России от 23.05.2017 N ММВ-7-8/478@ утверждены рекомендуемые форматы заявлений о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога и о зачете суммы излишне уплаченного налога для подачи их в электронной форме.

Однако заявление может быть подано и в произвольной форме, так как действующее законодательство не предусматривает возможность отказа в возврате (зачете) сумм по причине несоблюдения установленной формы заявления.

5 этап – подаем заявление

Заявление о возврате (зачете) подается в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

Судебная практика исходит из того, что не имеет значения, в какой налоговый орган – по месту нахождения организации или по месту нахождения недвижимого имущества – подается данное заявление, так как в силу ст.

30 НК РФ налоговые органы представляют собой единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах РФ.

Налоговый кодекс также не содержит ограничений в отношении способа предоставления заявления о возврате (зачете). Таким образом, оно может быть направлено почтой, по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика или вручено нарочно.

6 этап – контролируем соблюдение налоговым органом сроков возврата (зачета)

В течение 10 рабочих дней со дня подписания акта сверки, подтверждающего излишнюю уплату налога, или получения заявления налогоплательщика о возврате (зачете) налоговый орган должен принять решение о возврате или зачете сумм излишне уплаченного (взысканного) налога.

Источник: https://www.vegaslex.ru/analytics/publications/issues_of_return_of_property_tax_/

Возврат излишне уплаченного налога: как вернуть излишне уплаченный налог, возврат переплаты по налогам – порядок возврата излишне уплаченных налогов

Возврат денежных средств, оплаченных по налогу

Если субъект решает не возвращать излишне уплаченный налог, он может воспользоваться зачетом. Деньги пойдут в счет последующей оплаты данного налогового взноса либо погашения задолженности по другому не оплаченному в ФНС платежу.

При проведении зачета действует одно важное условие – взнос можно зачесть исключительно в рамках бюджета на том же уровне. Это значит, что излишки по федеральному налогу не могут быть зачтены в оплату регионального.

У ФНС есть право при выявлении переплаты самостоятельно осуществить зачет по другому взносу. Налоговикам не нужно согласие организации.

Чтобы произвести зачет следует подать соответствующее заявление. Для его заполнения используется форма КНД 1150057. Отправить его почтой, по интернету (через специальные сервисы) или посетить ФНС лично.

Существует также возможность действовать через представителя.

Важно! Осуществить зачет можно в трехлетний срок с того момента, когда произошла переплата.

Если компания хочет засчитать лишнюю сумму в счет дальнейших взносов нужно подать заявление в ФНС. Представители налоговой должны рассмотреть его за 10 дней и в пятидневный срок уведомить налогоплательщика о вынесенном решении.

Если ФНС решает самостоятельно сделать зачет переплаченных средств по одному взносу в счет долга по другому, сотрудник обязан выполнить эту процедуру в десятидневный срок с момента обнаружения переплаты. На уведомление о принятом решении отводится 5 дней.

В случаях, когда размер переплаты превышает недоплат, налоговики делают зачет и в течение одного месяца возвращают оставшиеся деньги на банковский счет. Нарушение указанного срока подразумевает начисление процентов, которые полагаются налогоплательщику.

Тем, кто не знает, как вернуть переплату по налогам физических лиц, стоит ознакомиться с положениями законодательства, регламентирующими этот вопрос.

Когда речь идет о возврате налоговой переплаты, подается заявление, заполненное в соответствии со специальной формой. Сроки его рассмотрения ФНС такие же, как и в случае с возвратом. Налоговая обязана вернуть деньги в течение месяца.

При несоблюдении временных рамок налогоплательщик может обратиться в суд, чтобы потребовать помимо возврата переплаченной суммы еще и процентов. Обращение в судебные органы возможно в течение трех лет.

Регламентирует возврат излишне уплаченного налога статья налогового кодекса №78. Именно на ее основе суд выносит решение.

Как быть, если списание налога произошло по ошибке

У ФНС есть право списывать со счетом налогоплательщиков не оплаченные своевременно налоги, штрафы и пени. Одобрение субъекта для этого не требуется.

В некоторых случаях такое происходит по ошибке. Например, в ФНС не пришло платежное поручение или сам плательщик из-за невнимательности указал ошибочные реквизиты.

Если подобное случилось, налоговики обязаны вернуть незаконно удержанные деньги.

Если у организации имеются задолженности по другим налоговым платежам, из этого взноса часть может пойти на возведение недоимки, а остаток вернут налогоплательщику.

Излишне уплаченные суммы налога подлежат возврату таков закон. Чтобы осуществить эту процедуру нужно направить в налоговую службу заявление в письменном виде. В нем излагается ситуация, прилагается подтверждающая документация (квитанция с перечисленным платежом).

Также указывается номер счета для возврата.

Внимание! На подачу заявления отводится срок в 1 месяц. Он отсчитывается с момента незаконного удержания денежных средств. Просрочка указанного временного отрезка приведет к тому, что вернуть деньги можно будет только в судебном порядке. 78 статья на возврат излишне уплаченного налога через суд отводит 3 года.

Налоговая не желает осуществлять возврат – что предпринять

Налоговики могут затянуть рассмотрение поданного запроса и не делать возврат. В таких ситуациях ожидание ничего не даст, нужно активно действовать.

Первым делом следует проверить, правильность реквизитов, которые указаны в заявлении, написанном для возврата денег. Удостовериться в этом можно, изучив копию, оставшуюся у подавателя.

Если представитель налоговой отказывает в приеме заявления – это неправомерное деяние. Для отправки документа стоит воспользоваться заказным письмом или специальным сервисом в интернете.

Во время общения с сотрудником ФНС следует ссылаться, что возврат излишне уплаченного налога статья налогового кодекса №78 – это право любого налогоплательщика. Закон отводит на выполнение этой процедуры один месяц. За это время заявление должно быть обработано, а деньги возвращены.

По истечении обозначенного срока в случае бездействия представителей ФНС налогоплательщик может сформировать письменную жалобу. Ответ дается такой же форме. Звонками и разговорами в устной форме решать проблему не рекомендуется.

Подобные обращения не будут зафиксированы, а по телефону можно дать любые обещания и заверения, если дело окажется на рассмотрение в суде потребуются доказательства.

Почти все судебные разбирательства в подобных ситуациях завершаются в пользу налогоплательщика. Суд принимает сторону ФНС только при наличии нарушений, допущенных на стадии оформления и подачи документов.

Источник: https://j.etagi.com/ps/kak-vernut-izlishe-uolacheniy-nalog/

Закон для всех
Добавить комментарий