Задолжность за роботодателем

Онлайн Инспекция – Удержания из заработной платы

Задолжность за роботодателем

Правила использования сервисов и информации

пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»

Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.

рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал).

Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей  и не зарегистрированных посетителей Портала.

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1          В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.

 2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов. 

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

 3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.  

3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи.  В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена. 

 4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

– адрес проживания заявителя;

– фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

– номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда.

Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/).

В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;

– электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы. 

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

– регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);

– данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;

– сведения о своей должности и периоде работы;

– сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

– пояснения к сложившейся ситуации;

материалы.

Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

–           игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;

–           отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;

–           экстремизм, дискриминация (во всех формах: расовая, этническая, возрастная, половая, религиозная, социальная и т.д.);

–           коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;

–           недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;

–           не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;

–           не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;

–           не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).

4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

Спасибо за внимание и понимание!      

Источник: https://xn--80akibcicpdbetz7e2g.xn--p1ai/reminder/85

Как узнать, уплачивает ли работодатель за вас страховые взносы – ilex

Задолжность за роботодателем

Граждане Республики Беларусь, работающие по трудовому и гражданско-правовому договору (далее — договор подряда), подлежат обязательному страхованию. Работодатели должны уплачивать за них обязательные страховые взносы в ФСЗН (далее — страховые взносы). Рассмотрим, почему для работника важна их уплата, а также как узнать, были ли они уплачены.

Зачем нужно знать, уплачены страховые взносы или нет

Страховые взносы за работников перечисляют их работодатели . Если работодатель их не перечислял, вы:

1) не сможете выйти на пенсию на общих основаниях или пенсию за выслугу лет. Это связано с тем, что для выхода на такую пенсию помимо прочего необходимо наличие определенного страхового стажа, т.е. стажа работы с уплатой страховых взносов.

Обратите внимание!
С 1 января 2017 г. страховой стаж, необходимый для назначения пенсии на общих основаниях, а также пенсии за выслугу лет, ежегодно увеличивается (как для мужчин, так и для женщин) на полгода до достижения 20 лет.

Так, в 2019 году его продолжительность должна быть не менее 17 лет, а в 2020 году — уже не менее 17 лет 6 месяцев и т.д. .

Для некоторых граждан страховой стаж может быть меньше, например :
— 10 лет — для женщин, имеющих стаж работы не менее 35 лет, мужчин — не менее 40 лет;
— 5 лет — для матерей военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, имеющих стаж работы не менее 20 лет;

2) лишитесь пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам (назначаются на основании листка нетрудоспособности).

Это связано с тем, что право на данные пособия возникает у лиц, работающих по трудовому договору, в случае уплаты работодателем страховых взносов.

При этом условие об их уплате должно соблюдаться на день наступления случаев временной нетрудоспособности, беременности и родов.

У работающих по трудовому договору не возникнет право на указанные пособия, если между последним месяцем, за который были уплачены страховые взносы, и месяцем, в котором наступил случай временной нетрудоспособности, перерыв более 6 месяцев. При этом отсчет данного периода необходимо вести от начала случая, а не даты выдачи листка нетрудоспособности. Отметим, что больничный лист может быть выдан позже, чем наступил случай временной нетрудоспособности (например, при выписке из больницы) .

На заметку
Если работодателем за вас были уплачены страховые взносы в месяце наступления случая временной нетрудоспособности или беременности и родов до дня его наступления, то у вас будет право на соответствующее пособие. Также данное право имеется, если взносы не уплачивались, но в указанные периоды вы получали выплаты по госсоцстрахованию (в частности, пособие по уходу за ребенком до 3 лет) .

Что касается работников, которые трудятся на основании договора подряда, то им указанные пособия выплачиваются только при условии, что их работодатель уплатил страховые взносы с выплаченного вознаграждения . Другими словами, если взносы не будут уплачены, то вы не получите данные пособия.

Куда и как обратиться, чтобы узнать, уплачиваются ли страховые взносы

Чтобы узнать, уплачивает ли за вас работодатель страховые взносы, нужно лично обратиться в любой территориальный орган ФСЗН с заявлением установленного образца. В нем, в частности, следует указать:

— ваш страховой номер (это 14 цифр, которые указаны в страховом свидетельстве);

— период, за который вы желаете получить информацию;

— способ получения ответа. Возможно два варианта: вы заберете ответ лично или информация будет вам выслана заказным письмом по адресу, указанному в заявлении . Если выбираете второй способ, проставьте галочку в соответствующей графе.

Справочно
С контактными данными и графиком работы территориальных органов ФСЗН можно ознакомиться на сайте ФСЗН.

При подаче заявления вам будет необходимо предъявить :

— свидетельство соцстрахования;

— паспорт (или другой документ, удостоверяющий личность, документ для выезда за границу).

Обратите внимание!
Предварительно проверить, уплачивает ли работодатель (как нынешний, так и будущий) страховые взносы, можно на официальном сайте ФСЗН. Там размещен список должников.

Он обновляется ежеквартально. Соответственно, если задолженность небольшая, возможна ситуация, когда работодатель ее уже погасил, но еще остался в списке.

Если же задолженность значительная, то это явный повод для беспокойства.

Какая информация и в какой срок будет предоставлена

Информация с индивидуального лицевого счета будет вам предоставлена бесплатно в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления . Она предоставляется на дату обработки заявления по установленной форме .

Сведения о периодах, когда за вас не уплачивались страховые взносы, будут отражены в графе «Сведения о периодах неуплаты обязательных страховых взносов».

Также вам будет предоставлена, например, информация:

— о начисленных выплатах, пособиях, взносах;

— уплаченных взносах.

На заметку

Источник: https://ilex.by/news/kak-uznat-uplachivaet-li-rabotodatel-za-vas-strahovye-vznosy/

Работодателям расскажут про долги сотрудников

Задолжность за роботодателем

Согласно Конституции нашей страны, россиянам вменяется всего 8 обязанностей, одной из которых является своевременное погашение налоговых платежей и сборов. Так уж сложилось, что с этим у наших соотечественников обычно возникают проблемы.

И если с подоходным налогом все просто – его обязаны рассчитывать и перечислять работодатели, то с другими видами, в частности, с налогом на имущество, который граждане уплачивают самостоятельно, дисциплинированность оставляет желать лучшего. Мотивация граждан платить налоги входит в интересы государства – его доходы прямо зависят от этого.

И теперь, дабы надавить на граждан в этом вопросе, в законодательство были внесены достаточно интересные поправки.

Так, еще летом в Налоговом кодексе была изменена трактовка налоговой тайны – из нее фактически были исключены данные о налоговых долгах, что сделало такую информацию практически общедоступной.

Более того, теперь налоговики заявляют о новой практике: чтоб повысить собираемость долгов по налогам, ФНС будет отправлять соответствующие уведомления работодателям должников.

Это создает угрозу для деловой репутации таких сотрудников и может повлиять на трудовые отношения между начальством и персоналом.

Перестали быть тайной

Соответствующие поправки, исключающие информацию о задолженности по налогам, штрафам, пеням и прочим платежам из налоговой тайны, были внесены в ст. 102 НК РФ и начали действовать с лета текущего года.

Фактически это разрешило налоговикам без нарушения закона публиковать списки должников на своих порталах, а также передавать эти данные третьим заинтересованным лицам – больше такая информация не считается персональными данными.

Теперь налоговики полны решимости обнародовать «черный список», и публикация его на интернет-портале ФНС – далеко не единственное, что они планируют сделать.

Как пишет «Российская газета», благодаря новым поправкам, в организации, где трудоустроены должники, будут приходить письменные уведомления из налоговой службы, которые будут информировать руководство о наличии задолженности, ее размере и прочих параметрах.

Нет сомнений, что отсутствие финансовой дисциплины негативно скажется на отношениях с руководством – многие работодатели и так предпочитают интересоваться кредитной историей своих работников, и лишнее письмо может стать дополнительным стимулом для неприятного разговора.

Причем снятие грифа тайны с налоговых долгов позволяет налоговикам предоставлять такую информацию не только по запросу, но и самостоятельно – в нее будет включен как сам долг, так и меры ответственности за его неуплату – штрафы, пени и т.д.

Конечно, соблюдение персональной информации станет «краеугольным камнем» данного процесса – законодательство должно быть соблюдено. В связи с этим ФНС уже сегодня разрабатывает порядок информирования работодателей.

Будут приходить письменные уведомления из налоговой службы, которые будут информировать руководство о наличии задолженности, ее размере и прочих параметрах.

Давление на должника – самый действенный способ заставить его заплатить. Поэтому кроме работодателей, про наличие налоговых долгов будут уведомлены и бюро кредитных историй. Таким образом, о налоговых долгах сможет узнать не только работодатель, но и заинтересованные в этом финансовые организации.

Все они делают запросы в бюро в случае, если гражданин просит выдать кредит, и при наличии налогового долга риски невозврата будут оценены гораздо выше. Кредитная история должника объективно ухудшится и все это приведет либо к ухудшению условий выдачи ссуды, либо к отказу в ее выдаче.

Конечно, на действующих кредитах это сказать не может, но вот при получении новых – негатив очевиден.

Какие это может вызвать последствия для должников на работе? В первую очередь, это разъяснительные беседы с руководством. Многие работодатели привыкли оценивать деловые качества своих сотрудников по их финансовой дисциплине, мол, имеешь долги – безответственный потенциальный мошенник.

Доходя до начальства, такая информация, особенно если она получена от налоговой службы, будет поводом для «выволочки». Да и потом, многие компании крайне ответственно относятся к своей налоговой репутации, в результате чего могут быть высказаны предупреждения в сторону сотрудника: «Не заплатишь – уволим».

Наполнить бюджет

И это, конечно, блеф – наличие задолженности по налогам не является законным основанием для увольнения. Тем не менее к конфликтной ситуации и накалу отношений между руководством и сотрудником приведет точно. Тем более что, если налоговый долг не превышает 25 тыс.

рублей, ФНС имеет полное право потребовать от работодателя удержать его из зарплаты сотрудника (при наличии судебного приказа, конечно). И работодатель сделает это без доли сомнений – штраф за неисполнение достигает 100 тыс. рублей.

Такие меры были введены еще в ноябре 2015 года, и вызваны они необходимостью повысить собираемость долгов – по данным налоговиков, общая задолженность по налогу на имущество 13 млрд рублей, а по транспортному налогу – 67 млрд рублей.

Наличие задолженности по налогам не является законным основанием для увольнения.

Удерживать налоговые долги из зарплаты, наверное, самый эффективный способ обеспечить собираемость. Вполне логично возложить такую обязанность на работодателей. Возможность такая существовала всегда, но с прошлого года это можно делать без использования судебных приставов.

Налоговые органы не скрывают своих намерений – по их мнению, привлечение работодателей, с полным посвящением их в налоговые задолженности сотрудников, один из самых эффективных методов повышения эффективности взыскания, наряду с личными звонками должникам и работой с ГИБДД.

Интересно, что налоги на имущество, составляют 7-8% в общей структуре налоговых поступлений. Эксперты предполагают, что активная работа с работодателями позволит повысить их долю до 10%.

Раньше с этим были проблемы, но теперь, когда налоговая тайна была сужена, вопросов возникнуть не должно. Тем не менее многие видят массу процессуальных недоработок.

Правозащитники, например, сетуют на несовершенство начисления транспортного налога – практика получения счетов на чужие машины повсеместна.

А учитывая то, что работодатели обязаны взыскивать задолженность в 10-дневный срок, у заинтересованного работника может просто не остаться времени на обжалование таких решений. Есть и другие возможные последствия.

Тень и порядки

Как рассказала «Ленте.ру» исполнительный директор НП «СРКЗ» Елена Авакян, желание государства оперативно взыскивать налоговые долги из зарплат может привести к тенизации доходов сотрудников некоторых предприятий. Конечно, такая практика не будет повсеместной, но многие работники, в т.ч.

и высший менеджмент предприятий, находящийся в хороших отношениях с руководством, пожелают скрыть свои доходы, дабы избежать взыскания долгов.

В конце концов, должники могут быть уведомлены руководством об их намерении, что позволит в оперативном порядке уволиться и избежать взыскания, если, правда, сумма задолженности того стоит.

Эксперт сетует и на процессуальные недоработки, например, не прописан порядок взыскания налоговой задолженности, если зарплата составляет меньше 25 тыс. рублей.

Дело в том, что все это содержится в законодательстве, регулирующее исполнительное производство, но, в случаях взыскания без приставов оно не действует – исполнительного производства просто никто не открывает.

Более того, не урегулированы вопросы взыскания, если должник работает в нескольких организациях. Получается, что каждому из работодателей придет уведомление с требованием взыскать долг.

Если такое уведомление направляют приставы, они мониторят процесс погашения, и когда задолженность полностью исчезает, они направляют письмо с просьбой прекратить удержания. В случае же с налоговой службой такого не происходит.

Есть, конечно, и плюсы. Раньше, например, граждане могли «легко» узнать о налоговой задолженности лишь при попытке пересечь границу – по требованию ФНС их просто не выпускали из страны. Теперь же, когда они узнают об этом из уст работодателей, у них будет больше шансов наладить свое налоговое положение.

Нет сомнений – кризис заставляет налоговиков куда более скрупулезно относиться к собираемости налогов с физических лиц. Это приближает нас к западному формату налогообложения, когда о декларировании доходов должен заботиться каждый – теперь каждый волен решать, насколько ему нужны проблемы с налоговой.

Вот только привлечение к этому вопросу работодателей, которые не имеют ничего общего с имущественными налогами своих сотрудников – достаточно подлый шаг со стороны государства, особенно когда речь идет не о взыскании долга, а о банальном распространении информации, которая еще совсем недавно считалась тайной.

Разместить резюме Добавить вакансию

Источник: https://careerist.ru/news/rabotodatelyam-rasskazhut-pro-dolgi-sotrudnikov.html

Долги зарплатные. Налоги и бухгалтерский учет, № 44, Май, 2018

Задолжность за роботодателем

В соответствии с ч. 5 ст. 97 КЗоТ труд работников оплачивается в первую очередь. Все прочие платежи осуществляются работодателем только после выполнения обязательств по оплате труда.

Но что будет, если пренебречь этими аксиомами?

Ответственность

Разнообразие ответственности «поражает воображение» ☹: дисциплинарная, административная, финансовая (т. е. по ст. 265 КЗоТ) и, наконец, уголовная.

Обсудим некоторые из видов ответственности.

Административная. Санкция за выплату зарплаты в неполном объеме предусмотрена в ч. 1 ст. 41 КоАП.

Здесь напомним:

ответственность по ст. 41 КоАП применяется к должностным лицам предприятия или к ФЛП

«Вилка» штрафа по ч. 1 ст. 41 КоАП — от 30 до 100 ннмдг* (от 510 до 1700 грн.).

Вас уже привлекали к админответственности согласно ч. 1 ст. 41 КоАП в течение года? Или может вы недоплатили зарплату несовершеннолетнему работнику, беременной женщине, либо одинокому отцу, матери или лицу, которое их заменяет и воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида?

В таком случае грозит ответственность по ч. 2 ст. 41 КоАП.

Штраф — от 100 до 300 ннмдг (от 1700 до 5100 грн.).

Финансовая (по ст. 265 КЗоТ). Санкции по КЗоТ применяются к предприятию в целом.

Долги по зарплате в первую очередь попадают под действие абзаца третьего ч. 2 ст. 265 КЗоТ: выплата заработной платы не в полном объеме или с нарушением установленных сроков выплаты более чем за 1 месяц.

Штраф составит троекратный размер МЗП**, установленной на момент выявления правонарушения (на сегодняшний день — 11169 грн.).

Если задержка заработной платы составляет меньше 1 месяца, то будет применяться абзац восьмой ч. 2 ст. 265 КЗоТ (нарушение иных требований трудового законодательства).

Штраф в размере 1 МЗП (3723 грн.).

Уголовная. УКУ содержит специальную норму — ст. 175. Так, умышленная безосновательная невыплата заработной платы более чем за 1 месяц влечет за собой (ч. 1 ст. 175 УКУ):

1) штраф от 500 до 1000 ннмдг (от 8500 грн. до 17000 грн.) или

2) исправительные работы на срок до 2 лет, или 3) лишение свободы на срок до 2 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Грозит такая «кара» руководителям предприятий или ФЛП.

Безосновательность в случае ч. 1 ст. 175 УКУ — оценочное понятие. Например, безосновательной умышленной невыплатой зарплаты будут считаться случаи, когда директор предприятия поступающие на счета средства направит не на выплату зарплаты, а на расчеты с контрагентами (определение Апелляционного суда Николаевской области от 06.09.2016 г. по делу № 480/672/15-к).

Те же действия, осуществленные вследствие нецелевого использования средств, предназначенных для выплаты заработной платы, караются (ч. 2 ст. 175 УКУ):

1) штрафом от 1000 до 1500 ннмдг (от 17000 грн. до 25500 грн.) или

2) ограничением свободы на срок до 3 лет, или

3) лишением свободы на срок до 5 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Однако пугаться раньше времени тоже не нужно.

Работодатель освобождается от уголовной ответственности, если до привлечения к ней* выплатит зарплату работнику.

И здесь следует вспомнить о такой выплате, как компенсация за задержку выплаты зарплаты.

Компенсация зарплаты

Если работодатель задержал выплату заработной платы работникам на один и более календарный месяц, он обязан начислить и выплатить им компенсацию потери части заработной платы** (ст. 34 Закона об оплате труда, ст. 1 и 2 Закона о компенсации).

Ее величина зависит от:

1) суммы начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы за соответствующий месяц (после удержания налогов и обязательных платежей, т. е. «чистой» суммы);

2) величины прироста индекса потребительских цен (индекса инфляции) за период невыплаты дохода.

Кстати, чтобы упростить вам исчисление суммы компенсации потери части заработной платы, мы ежемесячно приводим таблицу с уже рассчитанными величинами прироста индексов потребительских цен.

Так таблицу с величинами прироста индексов потребительских цен для расчета компенсации в случае погашения долгов по зарплате в мае 2018 года ищите в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 41, с. 24. Там же приведены пояснения, как пользоваться данными таблицы для расчета суммы компенсации потери части заработной платы.

Здесь же отметим несколько важных нюансов.

1. Если предприятие задержало выплату зарплаты за несколько месяцев, сумму компенсации необходимо определить отдельно за каждый месяц и суммировать эти величины.

2. Сумма компенсации не входит в состав выплат, которые включаются в зарплату для обеспечения ее минимального размера (т. е. в минзарплату «не проваливается», а начисляется «сверху», см. письмо Минсоцполитики от 17.02.2017 г. № 394/0/101-17/282 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 31, с. 8).

3. Поскольку сумма компенсации за несвоевременно выплаченную заработную плату относится к фонду оплаты труда (п.п. 2.2.8 Инструкции № 5), порядок ее налогообложения ничем не отличается от налогообложения зарплаты.

4. За непроведение компенсации за задержку выплаты зарплаты работодателям грозит штраф в размере одной минимальной зарплаты (см. абзац восьмой ч. 2 ст. 265 КЗоТ, письмо Гоструда от 19.05.2016 г. № 5548/4/4.3-ГП-16).

Но что делать, если время идет, а работодатель выплачивать зарплату не спешит?

Возвращаем зарплатные долги

Лучше всего начать с письменного обращения на имя работодателя (т. е. директора предприятия или ФЛП).

В таком письме потребовать выплатить заработную плату в порядке и сроки, установленные трудовым законодательством.

В тексте позволительно сделать несколько «приписок». Например, напомнить об ответственности, которую мы обсудили ранее, а также о возможной проверке со стороны Гоструда.

Отправить такое обращение лучше по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Но можно вручить и через канцелярию предприятия или лично директору/ФЛП в руки под подпись на вашем экземпляре письма.

Переписка не помогла?

В таком случае можно прибегнуть к разрешению «зарплатных» споров в:

1) комиссии по трудовым спорам (КТС)*;

2) суде.

Какие же процедурные нюансы способов из нашего списка нужно учесть?

КТС. 1. В КТС входят работники предприятия и представители работодателя. Причем работников на таком предприятии должно быть не менее 15 человек (ч. 1 ст. 223 КЗоТ).

Работникам предприятий, на которых КТС не выбираются, нужно обращаться сразу в суд

2. Трудовой спор подлежит рассмотрению в КТС, если работник (профсоюзная организация, которая его представляет) не урегулировал разногласия во время непосредственных переговоров с работодателем (ч. 2 ст. 224 КЗоТ).

Здесь-то и пригодится ваша переписка (см. выше).

3. КТС рассматривает заявление работника в течение 10 дней.

Порядок рассмотрения споров комиссией предусмотрен в ст. 226 КЗоТ.

4. Решение КТС можно обжаловать в суде в течение 10 дней со дня вручения работнику и работодателю выписки из протокола заседания комиссии или его копии (ст. 228 КЗоТ).

5. На выполнение решения КТС у работодателя 3 дня после истечения 10-дневного срока на обжалование (см. п. 4).

Работодатель и зарплату не выплатил, и в суд не обратился?

В таком случае КТС выдает работнику удостоверение. Оно является исполнительным документом (ч. 1 ст. 230 КЗоТ).

А это значит, что с удостоверением можно обращаться в исполнительную службу или к частному исполнителю и взыскивать долг в порядке Закона № 1404.

Кстати, от уплаты авансового взноса взыскатель в таких случаях освобождается (абзац третий ч. 2 ст. 26 Закона № 1404).

Суд. В этом случае руководствуемся ГПКУ. «Зарплатный» спор может решаться в рамках искового или приказного производства.

Обращаться нужно в местный общий суд (например, Московский районный суд г. Харькова**).

При этом истец-работник может выбрать между судом по местонахождению работодателя или по своему зарегистрированному месту проживания или пребывания (ст. 27, ч. 1 ст. 28 ГПКУ).

Обращение работника в суд по вопросам оплаты труда не ограничивается по срокам***

Если заработная плата уже начислена, но не выплачена — работник может обратиться в суд с заявлением о взыскании начисленной, но не выплаченной суммы заработной платы в порядке приказного производства (п. 1 ч. 1 ст. 161 ГПКУ). В качестве доказательств могут послужить выписка из трудовой книжки, подтверждающая, что работник трудоустроен на этом предприятии (у ФЛП), и справка работодателя о размере задолженности.

Судебный приказ может выдаваться и на сумму компенсации за задержку выплаты зарплаты (п. 12 постановления пленума Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 23.12.2011 г. № 14).

Заявление в приказном производстве рассматривается намного быстрее, чем иск в исковом.

Судебный сбор составляет 0,1 пмтл**** (176,20 грн.) (п.п. 41 п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона № 3674).

Заработная плата даже не начислена, или вы не согласны с суммой начисленного «вознаграждения», либо работодатель отказывается выдавать справку о размере задолженности?

Обращаться к служителям Фемиды нужно уже с иском. Требования иска предусмотрены в ст. 175 ГПКУ.

Иск о взыскании задолженности по заработной плате освобождается от судебного сбора (см. определение Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 31.10.2016 г. по делу № 243/246/15-ц). При этом судьи ссылаются на п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 3674.

Однако Высший специализированный суд в деле из примера счел компенсацию по ст. 2 Закона № 2050

Источник: https://i.factor.ua/journals/nibu/2018/may/issue-44/article-36849.html

Увольнение работников: взыскание задолженности с работодателя | БухгалтерияUA

Задолжность за роботодателем

Споры работников с работодателями о взыскании денежных средств (как зарплаты, так и других видов компенсаций, в том числе за задержку осуществления расчетов, выдачи трудовых книжек) занимают видное место в судебной практике согласно информации из Единого государственного реестра судебных решений Украины.

При этом в суд обращаются абсолютно разные категории работников: и охранники супермаркетов, и директоры предприятий, и государственные служащие.

Но обращаются по одной причине — работодатель не отдал причитающиеся им деньги, либо отдал, но с опозданием. Преимущественно такие споры относительно расчетов касаются осуществления выплат именно при увольнении.

Учитывая приведенное, далее рассмотрим правовые позиции нового Верховного Суда Украины, касающиеся такой категории споров.

Зарплата при увольнении: составляющие

В соответствии со ст.94 КЗоТ и ст.1 Закона об оплате труда(1) заработная плата — это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое собственник или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу.

В свою очередь ст.2 Закона про оплату труда определяет следующую структуру заработной платы:

  • основная заработная плата — вознаграждение за выполненную работу в соответствии с установленными нормами труда (нормы времени, выработки, обслуживания, должностные обязанности), которое устанавливается в виде тарифных ставок (окладов) и сдельных расценок для рабочих и должностных окладов для служащих;
  • дополнительная заработная плата — вознаграждение за труд сверх установленных норм, за трудовые успехи и изобретательность и за особые условия труда, включающее доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством, премии, связанные с выполнением производственных задач и функций;
  • прочие поощрительные и компенсационные выплаты, к которым относятся выплаты в форме вознаграждений по итогам работы за год, премии по специальным системам и положениям, выплаты в рамках грантов, компенсационные и прочие денежные и материальные выплаты, не предусмотренные актами действующего законодательства или осуществляемые сверх установленных указанными актами норм.

Таким образом, под заработной платой, причитающейся работнику, следует понимать все выплаты, на получение которых работник имеет право согласно условиям трудового договора и в соответствии с государственными гарантиями, установленными законодательством для лиц, состоящих в трудовых правоотношениях с работодателем, независимо от того, было ли осуществлено начисление таких выплат.

Сказанное дает основания для вывода, что к составу заработной платы наемного работника относится вознаграждение за выполненную работу, как это установлено в ст.94 КЗоТ и ст.1 Закона об оплате труда, и гарантированные государством выплаты, предусмотренные ст.12 этого Закона.

Напомним, что в ч.1 ст.12 Закона указаны минимальные государственные гарантии, в том числе:

1) гарантии по оплате труда:

  • за работу в сверхурочное время;
  • в праздничные, нерабочие и выходные дни;
  • в ночное время;
  • за время простоя, который имел место не по вине работника;
  • при изготовлении продукции, оказавшейся браком не по вине работника;
  • работников младше восемнадцати лет при сокращенной продолжительности их ежедневной работы и т.п.;

2) гарантии для работников: оплата ежегодных отпусков; за время исполнения государственных обязанностей; для направляемых на повышение квалификации, на обследование в медицинское учреждение; для переведенных по состоянию здоровья на более легкую нижеоплачиваемую работу; переведенных временно на другую работу в связи с производственной необходимостью; для беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, переведенных на более легкую работу; при разных формах производственного обучения, переквалификации или обучения другим специальностям; для доноров и т.п.;

3) гарантии и компенсации работникам в случае переезда на работу в другую местность, служебных командировок, работы в полевых условиях и т.п.

Анализ указанных норм свидетельствует о том, что все суммы (заработная плата, выходное пособие, компенсация за неиспользованный отпуск, оплата за время временной нетрудоспособности, единовременное пособие при увольнении в связи с выходом на пенсию, сумма ежегодного вознаграждения за выслугу лет, индексация заработной платы и т.п.), причитающиеся уплате работнику, должны быть выплачены в день его увольнения

Источник: https://buh-ua.com.ua/ru/doc/52126/uvolnenie-rabotnikov-vzyskanie-zadolzhennosti-s-rabotodatelja

Если работнику предоставляется отпуск, после которого он увольняется, то работодатель не вправе удержать более 20% его зарплаты за неотработанные дни отпуска

Задолжность за роботодателем

Новости и аналитика Новости Если работнику предоставляется отпуск, после которого он увольняется, то работодатель не вправе удержать более 20% его зарплаты за неотработанные дни отпуска

Наталья Ключевская, Оксана Миллер

К такому выводу пришли эксперты службы Правового консалтинга компании “Гарант”, проанализировав нормы Трудового кодекса и судебную практику. Рассматривалась ситуация, когда работнику был предоставлен отпуск авансом, после чего он уволился.

В связи с чем у работодателя возникли вопросы – как производить удержания и можно ли перед предоставлением отпуска авансом брать с работника письменное согласие о возможности произвести удержания за все неотработанные дни отпуска в случае его увольнения?

Эксперты пришли к выводу, что в рассматриваемом случае работодатель не вправе удержать более 20% зарплаты, причитающейся работнику. “Соглашение или другой документ, в котором будет зафиксировано обязательство работника вернуть работодателю остальную часть задолженности по отпускным, не имеет смысла, так как правовых последствий такой документ нести не может”, – отмечается в консультации.

Так, согласно ст. 122 Трудового кодекса ежегодный оплачиваемый отпуск может быть предоставлен в любое время рабочего года. Однако не допускается предоставление отпуска определенной продолжительности пропорционально отработанному работником времени (письмо Роструда от 23 июня 2006 г. № 947-6).

Поэтому и имеют место ситуации, когда сотрудник, использовавший отпуск, увольняется до приобретения необходимого для такого отпуска стажа.

Именно для таких ситуаций в действующем законодательстве предусмотрена возможность осуществления работодателем удержания за те дни отпуска, права на которые имеющийся у работника стаж не дает.

В частности, работодатель вправе произвести удержание при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска.

Исключения предусмотрены при увольнении по отдельным основаниям, перечисленным в абз. 5 ч. 2 ст. 137 ТК РФ, которые не предполагают удержания за неотработанные дни.

Это актуально, например, для случаев, когда работник отказывается от перевода на другую работу, когда происходит ликвидация организации или сокращение штата работников и т. п.

Следует учитывать, что ТК РФ ограничивает максимальный размер всех удержаний при каждой выплате зарплаты – 20%, а в отдельных случаях – 50% зарплаты (ст. 138 ТК РФ). При этом установленный предел удержания не может быть превышен даже с согласия работника.

Поэтому в ситуации, когда начисленных сотруднику при увольнении сумм недостаточно для полного погашения задолженности или ограничения по ст. 138 ТК РФ не позволяют полностью погасить задолженность, работник может добровольно возвратить оставшуюся часть, внеся соответствующую сумму в кассу работодателя или перечислив на его расчетный счет.

Если же он этого не сделает, то задолженность за неотработанные дни отпуска не получится взыскать и в судебном порядке.

Такая позиция подтверждается выводами Верховного Суда Российской Федерации, отраженными в определении от 25 октября 2013 г. № 69-КГ13-6. В частности, Суд признал, что действующее законодательство не содержит оснований для взыскания в судебном порядке задолженности за неотработанные дни отпуска. Согласно ч. 4 ст.

137 ТК РФ зарплата, излишне выплаченная работнику, не может быть взыскана с него, за исключением случаев счетной ошибки, если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда или простое, если зарплата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.

Позиция ВС РФ является обязательной для всех судов общей юрисдикции.

Вместе с тем, ВС РФ признал, что наличие каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу добровольного возврата излишне выплаченных сумм не указано в законе в качестве самостоятельного основания для их принудительного взыскания (определение ВС РФ от 14 марта 2014 г.

№ 19-КГ13-18).

Поэтому, даже если работник даст письменное обязательство о возврате работодателю средств, полученных за использованный авансом отпуск на случай увольнения после такого отпуска, но не исполнит это обязательство, взыскать излишне уплаченные отпускные в судебном порядке не удастся.

Относительно предоставления отпуска авансом в правовой консультации указывается, что в каждом рабочем году должен предоставляться один отпуск за этот рабочий год, а возможности предоставления отпуска авансом (до начала того рабочего года, за который он положен) трудовое законодательство не предусматривает.

Из норм ст. 122 и ст. 124 ТК РФ следует только, что отпуск за конкретный рабочий год должен быть предоставлен либо в текущем рабочем году, либо (в исключительных случаях) в следующем, но в любом случае – не до начала того рабочего года, за который он положен.

Для исключения ситуации, при которой работнику предоставляется отпуск авансом, работодателю при составлении графика отпусков рекомендуется соблюдать условие – чтобы ежегодный оплачиваемый отпуск в текущем рабочем году был запланирован.

Напомним, график отпусков должен быть утвержден работодателем не позднее чем за две недели до наступления календарного года (ч. 1 ст. 123 ТК РФ).

Документы по теме:

Трудовой кодекс Российской Федерации

Источник: http://www.garant.ru/news/1300370/

Закон для всех
Добавить комментарий